Замена маслоотражательных (маслосъёмных) колпачков Нива ВАЗ 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Выворачиваем свечным ключом из головки блока цилиндров свечи зажигания.
Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. тут)
Поворачиваем коленчатый вал до момента совпадения метки на его шкиве с меткой на крышке привода распределительного вала.
Снимаем корпус распределительного вала и рычаги привода клапанов (см.тут и тут). В этом положении коленчатого вала (поршни 1-го и 4-го цилиндров находятся в ВМТ) меняем маслоотражательные колпачки клапанов 1-го и 4-го цилиндров.
Через свечное отверстие вставляем между днищем поршня и тарелкой клапана (на котором меняем колпачок) пруток из мягкого металла, диаметром около 8 мм. |
Устанавливаем рассухариватель клапанов.
Подпятник рассухаривателя упираем в тарелку клапана, а зацепной рычаг заводим за гайку, навернутую на шпильку крепления корпуса подшипников распределительного вала.
Сжимаем рассухаривателем пружины клапана… |
…и извлекаем щипцами (или пинцетом) сухари. |
Ослабляем пружины.
Снимаем тарелку клапана,… |
…наружную и внутреннюю пружины,… |
… а также верхнюю и нижнюю опорные шайбы пружин. |
Щипцами снимаем маслоотражательный колпачок с направляющей втулки клапана. |
При отсутствии щипцов поддеваем двумя отвертками маслоотражательный колпачок и снимаем его. |
Операцию выполняем осторожно, чтобы не повредить хрупкую направляющую втулку. |
Смазав рабочую кромку нового маслоотражательного колпачка моторным маслом, аккуратно надеваем его на стержень клапана.
Через высокую головку «на 12» или оправку напрессовываем колпачок на направляющую втулку клапана. |
Собираем клапанный механизм в обратной последовательности. Извлекаем пруток из свечного отверстия. После замены маслоотражательных колпачков клапанов 1-го и 4-го цилиндров, проворачиваем коленчатый вал на 180° (поддерживая цепь привода распределительного вала так, чтобы ее не защемить) и меняем колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров.
Сборку механизма газораспределения проводим в обратной последовательности. На карбюраторном двигателе регулируем натяжение цепи и тепловые зазоры в приводе клапанов.
ВАЗ 21213 | Замена маслосъемных колпачков клапанов
3.1.3.5. Замена маслосъемных колпачков клапанов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Изношенные маслосъемные колпачки клапанов являются причиной высокого расхода масла двигателем. Маслосъемные колпачки могут сниматься и при установленной головке цилиндров. Для этого прежде всего необходимы специальные инструменты v.a.g-2036 с v.a.g-541/1 или hazet 2577-2, а для бензинового двигателя также сжатый воздух.
Здесь дается описание снятия для бензинового двигателя. Для дизельного двигателя не требуется сжатый воздух. Поршень соответствующего цилиндра прежде всего должен быть поставлен в ВМТ.
Снятие
Свеча зажигания в разрезе
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||
|
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. |
||
2. Снимите зубчатый шкив с распределительного вала (см. подраздел 2.8). | ||
3. Снимите крышку головки блока (см. подраздел 2.11). | ||
4. Отверните две гайки 1 крепления
«массовых» проводов и снимите наконечники проводов со шпилек. Затем
отверните две гайки 2 и болт 3 крепления задней крышки головки блока.
Обратите внимание, под головкой болта установлено уплотнительное кольцо.
Снимите заднюю крышку с головки блока. |
5. Отверните равномерно четыре гайки
крепления переднего 1 и шесть гаек крепления заднего 2 корпусов подшипников
распределительного вала и снимите шайбы. Затем снимите оба корпуса. |
6. Если шпонка в пазу распределительного
вала сидит не плотно, выньте ее, чтобы не потерять. |
7. Снимите распределительный вал
с головки блока. |
8. Снимите сальник с распределительного
вала. |
9. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень, соответствующий заменяемым колпачкам, находился в верхней мертвой точке. Вывернув свечу, вставьте оловянный пруток через отверстие для свечи между поршнем и клапаном (чтобы клапан не провалился вниз). |
10. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов в соответствии с фото. При этом используйте гайку без зубчатого буртика. Сожмите приспособлением пружины клапана. |
11. Выньте с помощью пинцета два
сухаря. Затем снимите приспособление. |
12. Выньте верхнюю тарелку пружин, внутреннюю
и наружную пружины клапана. |
13. Спрессуйте маслосъемный колпачок
с направляющей втулки клапана. |
14. Для этого установите цангу приспособления
для снятия маслосъемных колпачков на колпачок и… |
15. …резко ударьте бойком по втулке приспособления. Затем так же резко ударьте по бойку ручки приспособления… |
16. …спрессовав тем самым колпачок с втулки. Выньте колпачок из цанги приспособления. При отсутствии приспособления для снятия колпачков снимите их пассатижами. При этом усилие нужно прикладывать строго вверх и не проворачивать колпачки, чтобы не повредить направляющие втулки клапанов. | 17. Перед установкой новых маслосъемных
колпачков рекомендуется снять с них пружины, иначе колпачки можно
повредить, когда они будут проходить через проточки под сухари на
клапанах. |
18. Окуните маслосъемный колпачок в моторное
масло и вставьте его в оправку. |
19. Осторожно запрессуйте колпачок
до упора в нижнюю тарелку. |
20. Установите на колпачок пружину,
если ее снимали. Аналогичным образом замените остальные маслосъемные
колпачки. |
21. Установите пружины и тарелку клапана в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана. Выньте из отверстия под свечу оловянный пруток. |
22. После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцам клапанов, чтобы сухари сели на место. | ||
23. Смажьте моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала, а также опорные поверхности под шейки распределительного вала в головке блока и корпусах подшипников. | ||
24. Установите распределительный
вал в опоры головки блока так, чтобы кулачки 1-го цилиндра были направлены
в сторону от толкателей клапанов. |
25. Нанесите герметик на головку
блока в зоне крайних опор распределительного вала. |
26. Установите корпуса подшипников распределительного вала, оденьте на шпильки шайбы и заверните гайки их крепления в два этапа в указанном порядке: – заверните гайки до касания корпусов подшипников к поверхности головки блока, при этом следите, чтобы… |
27. …направляющие втулки вошли
в отверстия корпусов подшипников. – окончательно затяните гайки в указанной последовательности. |
||
28. Установите сальник распределительного вала. | ||
29. Проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. подраздел 2.11). Далее установите все детали, соедините шланги и провода в порядке, обратном снятию. |
|
|
|
1. Снимите шкив с распределительного вала (см. подраздел 10.4.2., операции 1–5). |
2. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. подраздел 10.2., операции 1–10). |
3. Отсоедините вакуумный шланг от вакуумного регулятора датчика момента искрообразования. |
|
|
|
4. Отверните три гайки крепления датчика момента искрообразования, снимите его со шпилек и отведите в сторону, не отсоединяя от него колодку с проводами. |
5. Снимите топливный насос со шпилек корпуса привода вспомогательных агрегатов (см. подраздел 10.10.3.) и отведите его в сторону, не отсоединяя от него шлангов. |
6. Отверните болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов. |
|
|
|
7. Обратите внимание: под головкой болта установлена пружинная шайба. |
8. Снимите корпус привода вспомогательных агрегатов со шпилек. |
9. Проверьте и замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо, установленное в корпусе привода вспомогательных агрегатов. |
|
|
|
10. Отверните гайку верхнего крепления задней крышки ремня привода распределительного вала. |
11. Отверните шесть гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала. |
12. Обратите внимание, что гайки имеют зубчатые буртики. |
|
|
|
13. Снимите корпус подшипников распределительного вала. |
14. Выньте распределительный вал. |
15. Снимите толкатели клапанов. |
|
|
|
16. Промаркируйте толкатели либо разложите их по порядку, чтобы потом поставить на то же место. При этом без необходимости не вынимайте регулировочные шайбы из толкателей, чтобы не перепутать их. |
17. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень, соответствующий заменяемым колпачкам, находился в ВМТ. Вывернув свечу, вставьте оловянный пруток через отверстие для свечи между поршнем и клапаном (чтобы клапан не провалился вниз). |
18. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов (как показано). При этом используйте гайку без зубчатого буртика. |
|
|
|
19. Сожмите приспособлением пружины клапана. |
20. Выньте с помощью пинцета два сухаря. Затем снимите приспособление. |
21. Выньте верхнюю тарелку пружин, внутреннюю и наружную пружины клапана. |
|
|
|
22. Спрессуйте с направляющей втулки маслосъемный колпачок. Для этого… |
23. …установите цангу приспособления на колпачок и… |
24. …резко ударьте бойком по втулке приспособления. |
|
|
|
25. Затем так же резко ударьте бойком по ручке приспособления. |
26. …спрессовав тем самым колпачок с направляющей втулки. Выньте колпачок из цанги приспособления |
27. Перед установкой новых маслосъемных колпачков рекомендуется снять с них пружинки. Иначе колпачки можно повредить, когда они будут проходить через проточки на клапанах. |
|
|
|
28. Опустите маслосъемные колпачки в моторное масло. |
29. Вставьте колпачок в оправку. |
30. Осторожно запрессуйте колпачок до упора в нижнюю тарелку. |
|
|
|
31. Установите на колпачок пружинку, если ее снимали. Таким же способом замените остальные маслосъемные колпачки. |
32. Установите пружины и верхнюю тарелку пружин в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана. Выньте из отверстия под свечу оловянный пруток. |
33. После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцам клапанов, чтобы сухари сели на место. |
|
|
|
34. Установите на свои места толкатели, распределительный вал и крышку подшипников (см. подраздел 10.4.1., операции 48-54). Затем поверните коленчатый вал до совмещения меток ВМТ на маховике и шкале держателя заднего сальника (см. подраздел 10.1.) и установите ремень привода распределительного вала (см. подраздел 10.3.2.). |
35. Проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. подраздел 10.2.). Установите все детали, соедините шланги и провода в порядке, обратном снятию. |