Новинки газа в 2020 – «Газпром» продолжит поставки газа в Армению в 2020 году на прежних условиях — Экономика и бизнес
ГАЗ: 85 лет и планы-2020
Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора.
Эволюция и темп новизны
В начале 2017 года Горьковский автозавод отметил 85-й день рождения. Заложенный в 1930 году, он был построен всего за 18 месяцев и официально вступил в строй в январе 1932. С тех пор и до настоящего времени предприятие делает погоду в транспортной отрасли.
Как ни крути, Группа ГАЗ (в которую входит Горьковский автозавод) сегодня является ведущим производителем коммерческого автотранспорта в России. У нее 13 предприятий в восьми регионах РФ и 42 тысяч сотрудников высокой квалификации. Еще около 400 тысяч рабочих мест обеспечены в смежных отраслях. Выпуск товарной продукции обеспечивают пять дивизионов: «Легкие коммерческие и легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Силовые агрегаты» и «Автокомпоненты».
Выставка новинок-2017 в год 85-летия ГАЗа около здания заводоуправления
Статистические данные за первое полугодие 2017 года подтверждают лидерские позиции производителя. Например, по бортовым малотоннажникам ГАЗ занимает 74% рынка, по цельнометаллическим фургонам — 35%, по микроавтобусам — 44% и 71% — по среднетоннажным грузовикам. В сегменте тяжелых грузовиков с полным приводом доля «Урала» составляет 39%. Удельный вес автобусов Группы ГАЗ по междугородним лайнерам обозначен в 56%, по городским пассажирским машинам — в 64% и по переднемоторным автобусам — 100%. По тяжелым дизельным двигателям ЯМЗ принадлежит 32% рынка, по средним дизелям — 38% и по топливным системам — 37%.
Грузовики «Садко» выпускают в одном потоке с новым модельным рядом
Львиная доля новинок пришлась на пассажирский транспорт, но и грузовики не обделены вниманием. В частности, вышел газодизельный «Урал NEXT» и обычный вариант с двойной кабиной, бескаркасный изотермический фургон на базе полуторки «ГАЗель NEXT» и среднетоннажника «ГАЗон NEXT». Новости шли и от прозводителей компонентов. Так, реальностью стали газогенераторы на моторах ЯМЗ-530 CNG, топливная аппаратура ЯЗДА уровня Евро-5, система впрыска Common Rail, двигатели ЯМЗ-536.
Развитие линейки LCV
Обновление продуктовой линейки Группы ГАЗ уже состоялось и ждет своей очереди во всех, без исключения, сегментах. Одна из самых значимых премьер осени 2017-го — «ГАЗель NEXT 4,6». Она получила широкую бортовую платформу, усиленный задний мост, дисковые тормоза всех колес, удлиненную базу и систему стабилизации ESP. В 2018-2019 гг. на ее базе будут построены фургон «ГАЗель NEXT» объемом 15,5 м3, 20-местный микроавтобус и каркасный автобус с низким входом.
Усиленная подвеска «ГАЗель NEXT 4,6». Новые элементы выделены цветом
В рамках стратегии Powertrain LCV компания осуществит модульный подход к комплектации своих транспортных средств. Покупатель техники полной массой 2,8 т получит возможность использования 5-ступенчатой механической коробки передач с крутящим моментом 250 Нм. Машины полной массой 3,5 и 4,6 т можно будет заказать с 5-ступенчатой газовской МКПП с 330 Нм, «автомат» Punch или 6-ступенчатую коробку производства ГАЗ с крутящим моментом 460 Нм. Последнюю начнут применять с середины 2018 года и будут ставить не только на свою технику, но и отгружать сторонним заказчикам. LCV марки ГАЗ полной массой до 3,5 т получат возможность комплектования двигателями EvoTech, Cummins, VW, а полной массой 4,6 т — моторами VW BiTurbo и Cummins.
«Соболь» (4х4) с двухрядной кабиной и цельнокатанными металлическими бортами
Получит развитие и семейство «Соболь 4х4». Уже в текущем году автомобиль данной серии выпускают с двойной кабиной, 2,7-литровым двигателем EvoTech, приборной панелью от «ГАЗель NEXT». Завод стал применять катаные борта грузовой платформы взамен сварных. С 2018 года реальностью станут электронное управление раздаточной коробкой и топливный бак увеличенной до 85 л емкости. По словам генерального директора Группы ГАЗ Вадима Николаевича Сорокина, на повестке дня стоит и создание «ГАЗели NEXT» (4х4), но это точно не в 2018 году.
Культура производства
Современное производство на ГАЗе организовано ничуть не хуже, чем на европейских предприятиях. Всего на предприятии задействовано 583 робота для сварки, зафланцовки, окраски. На сварочных участках от 70 до 85% всех операций автоматизированы, а работу выполняют южнокорейские комплексы LG. В трех окрасочных цехах смонтировано 397 ед. оборудования. Кузова новых автомобилей проходят обработку катафорезом. Погруженные в специальные ванны с химраствором кузова раскачивают по четыре минуты, после чего следует сушка и дальнейшая обработка. В итоге завод дает гарантию от сквозной коррозии сроком 8 лет.
Текущий темп сборки бортовых версий «ГАЗель NEXT» установлен в 182 минуты. Практически каждые три часа уходит на производство одной «полуторки». В сутки завод собирает 148 ед. «бортов» и шасси, а месячный план ноября-2017 задает планку 3391 ед. Цельнометаллические фургоны требуют больше внимания, и время такта здесь больше: 303 минуты. В сутки на свет здесь производят 90 новых фургонов, из которых 42 ед. составляют «ГАЗель NEXT», и еще 48 ед. — «Соболь» и «ГАЗель Бизнес». План текущего месяца требует получить на выходе 2040 ед.
Главный конвейер трудится в заданном ритме, практически без остановок
Идет сборка модернизированных малотоннажников «ГАЗель Бизнес»
Одна из ниток главного конвейера, на которой собирают LCV марки ГАЗ
К слову, для Mercedes-Benz Sprinter Classic время такта втрое больше, соответственно, суточный объем выпуска и месячный план втрое ниже. Обусловлено это жестким контролем качества на всех этапах. На заводе есть даже CSA Room – Комната аудита готового автомобиля. И это не считая проверок на каждом участке, выходного контроля и испытаний перед отправкой клиенту: 5 км на стенде, затем 80 км суммарно по треку и в городе. Эту методику, кстати, в свое время взяли с производства «Волги-Сайбер».
Платформа для электромобилей
На повестке дня у производителя из Нижнего Новгорода и постройка экологически чистых электромобилей. Первый прототип «ГАЗель NEXT» с электромотором был создан еще в 2016 году. Во втором квартале 2018 года завод будет готов к мелкосерийному производству таких машин. А в период 2018-2020 гг. ГАЗ планирует совместную работу с МГУ по электродвигателю, заняться организацией пакетирования аккумуляторных батарей, приступить к разработке компонентной базы и, наконец, перейти к серийному выпуску машин. С 2019 года унифицированная платформа электромобиля получит распространение на весь модельный ряд малотоннажников ГАЗ.
Грузопассажирский фургон «ГАЗель NEXT Electro» на аккумуляторных батареях
Завод не делает тайны из технических характеристик перспективных электромобилей. Заявленные параметры такие: грузоподъемность — 1250 кг, запас хода в городском цикле — 120 км, время зарядки — 3 часа. И этот транспорт не будет тихоходным. Разгон с места до 60 км/ч займет 10 с, а максимальная скорость составит 110 км/ч. Заложенный потенциал позволит «ГАЗель NEXT Электро» преодолевать подъемы в 25%, и для развозного транспорта это чрезвычайно важно.
Мобильная ремонтная мастерская на базе «Соболя» со всеми ведушими колесами
Премьера в год 85-летия ГАЗа: мобильный медцентр на базе каркасной «ГАЗели NEXT»
Завод намерен поставлять электромобили в различные рыночные ниши. Среди них — передвижные автомагазины в рамках концепции «Доступная среда» и фудтраки как составные части инфраструктуры общественного питания. Планируется создание мобильных центров здравоохранения, электробусов для пассажирских перевозок и передвижных центров сервисного обслуживания для оказания услуг населению. Отдельным пунктом стоит создание беспилотника на интеллектуальной платформе, но к обычным коммерческим перевозкам она пока имеет весьма отдаленное отношение.
Перспективы среднего тоннажа
Большие планы у ГАЗа в сегменте среднетоннажников, где на первый план выступает «ГАЗон NEXT». В текущем сезоне хитом стал автомобиль полной массой 10 т, послуживший хорошим дополнением линейки грузовиков массой 8,7 т. В ближайшие два-три года завод поставит на конвейер 12-тонный «ГАЗон NEXT», за которым последует седельный тягач массой 16 т с измененной рамой, новым двигателем и задним мостом. Автобусный сегмент Vector NEXT 7,5 м будет расширен моделью габаритной длиной 8,8 м.
Дебютант 2017 года: «ГАЗон NEXT» полной массой 10 т.
В 2017 году «ГАЗон NEXT 10 т» вышел в бортовом варианте с европлатформой. Он получил переднюю и заднюю подвеску от Vector NEXT, увеличенный по размерам кузов, удлиненную до 5150 мм базу в заводском исполнении. Реальностью стали усиленная в местах повышенных нагрузок рама, моторный тормоз, тросовый привод коробки передач и дизельный двигатель ЯМЗ-534 с повышенной до 170 л.с. мощностью и поднятым до 664 Нм пиком крутящего момента. С 2018 года на повестку дня встанет серийное производство короткого шасси под коммунальные, строительные и другие спецнадстройки. Это ничто иное, как стремление заполнить рыночную нишу ЗИЛ.
Стратегия Powertrain
ГАЗ реализует и стратегию Powertrain, подразумевающую модульный подход. Например, среднетоннажники допустимой массой 8,7 т комплектуют собственными механическими коробками передач: 5-ступенчатой на 490 Нм и 6-ступенчатой с максимальным крутящим моментом 600 Нм. Для 10-тонника кроме таких агрегатов доступен и «автомат» с 800 Нм, а 12-тонный грузовик получит «шестиступку» с 600 Нм и АКПП с 800 Нм производства ГАЗ. Для этих автомобилей доступны дизельный мотор ЯМЗ-534 и газовый ЯМЗ-534 CNG мощностью 150, 170 и 210 л.с.
Тяжелый класс в 2018-м и 2019-м
Немало перемен ждет и тяжелый класс, а именно — модельный ряд «Урал». В 2017 году с конвейера сошли серийные образцы «Урал NEXT» с двухрядной кабиной и вариант с правым рулем. На сентябрьской выставке «Комтранс» были показаны предсерийные образцы машин, созданных в рамках перспективной платформы Mix Usage с кабиной NEXT. Речь идет о коммерческих автомобилях «Урал NEXT»с задним приводом: 25-тонном самосвале с колесной формулой 6х4 и таком же седельном тягаче, рассчитанном на работу в составе автопоезда полной массой до 44 т. Тягач комплектуют двигателем ЯМЗ-653 мощностью 422 л.с. и 16-ступенчатой механической коробкой передач. В период 2018-2019 гг. начнется производство бескапотных грузовиков новой платформы Е44. Имеется в виду «Урал-9593» (8х8) полной массой 44 т.
Самосвал «Урал NEXT» (6х4) на перспективной платформе Mix Usage
Перспективный товар для экспорта: праворульный грузовик из Миасса
Новинка сезона: передняя неведущая ось «Урал NEXT» с колесной формулой 6х4
Что гарантирует потребителям семейство «Уралов» с колесной формулой 6х4? Прежде всего — универсальность использования в дорожной, коммунальной и строительной отраслях. Например, самосвальный «Урал NEXT» с 330-сильным мотором ЯМЗ-536 и 9-ступенчатой КПП без нарушения законодательных допусков нагрузки на ось способен перевозить 16,5 т груза. Максимальная грузоподъемность такого трудяги может достигать 18 т. В новой серии применяется задняя балансирная тележка приводных мостов с рессорной подвеской. Полуэллиптические рессоры и амортизаторы способны справляться с предельной нагрузкой на тележку в 20 т.
Седельный тягач новой дорожной гаммы «Урал NEXT» без привода на переднюю ось
Кинематика подвески такова, что автомобиль без труда проедет по неровной дороге: ход вверх-вниз достаточно велик. Залогом успешной работы новой техники служит использование импортной компонентной базы. Например, это относится к тросовому приводу коробки передач ZF с усилителем Servoshift.
Появятся и новые модификации с правосторонним расположением руля, равно как и адаптированные под требования заказчиков разных стран. По экспертным оценкам, емкость российского рынка дорожных большегрузов (где ранее «Урал» не был представлен) составляет 20 тыс. ед. в год. И есть намерение получить здесь свой кусок пирога.
Векторы роста: экспорт и партнерство
Начиная с 2013 года, Группа ГАЗ расширяет сове присутствие на экспортных рынках с динамикой пять-десять новых стран в год. По итогам 2017-го в активе планируют иметь 51 государство, в которую осуществляется поставка своей продукции. В 2016 году была создана компания GAZ International и сразу определены партнеры и разработана стратегия по выходу на 15 приоритетных рынков за рубежом.
Горьковский автозавод отгружает свою продукцию и компании «Мосгортранс»
Школьный микроавтобус на базе нижегородской «полуторки» XXI века
Основными направлениями экспортных НИОКР стало использование на продукции Группы ГАЗ силовых агрегатов уровня Евро-6 и горного тормоза, установка Airbag и ESP, создание техники с правым расположением рулевого управления. На повестке дня адаптация под эксплуатацию в жарком климате и высокогорье. И первые ласточки в данном направлении есть, примером чему служит праворульный Ural NEXT с двигателем ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. Следующим станет аналогичный «ГАЗон NEXT». И на то есть свой резон: 31% населения в мире эксплуатирует транспорт с правым рулем. А вот Европа не является приоритетным рынком: вход очень дорогой, и много на поставках не заработаешь.
Активная работа ведется по проектам индустриального партнерства. Многие знают о контрактной сборке ГАЗом фургонов и микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter Classic. Но не всем известно, что в Нижнем Новгороде также собирают легковые автомобили Skoda Yeti, Skoda Oktavia, Volkswagen Jetta, а с 2018-го начнут производство и кроссовера Skoda Kodiaq.
ГАЗ-А68R5Е представляет собой электробус с агрегатной базой «ГАЗель NEXT» вместимостью 16-22 пассажира
Моторный отсек электробуса из Нижнего Новгорода. За таким транспортом будущее!
Кроме готовых автомобилей ГАЗ создал индустриальный парк автокомпонентов и локализовал производство на своих мощностях. В частности, здесь выпускают радиаторы T.RAD для легких коммерческих автомобилей, сиденья Lear Corporation, покрытия для антикоррозионной защиты Collini. На территории индустриального парка изготавливают дизельные двигатели Mercedes-Benz OM 646, системы нейтрализации Bosal-GAZ, мосты VW, топливные системы из пластика YAPP. На конвейере находится штамповка для кузовов LCV марки Mercedes-Benz, лонжероны для малолитражек VW и Skoda, сварной каркас панели приборов Matador, крепежные элементы Bulten-GAZ.
«Соболь», «Вепрь» и другие
Нынешней осенью Группа ГАЗ показала в Москве свое видение и в области машин повышенной проходимости. Линейку перспективных транспортных средств образуют вездеходы для работы в труднопроходимой местности, пустынях, болотах, на пересеченных участках. Эта техника создана в разных модельных рядах и может работать как в условиях жаркого и влажного климата, так и на Крайнем Севере в условиях низких температур.
Перспективный пикап с двухрядной кабиной «Садко NEXT» оснащен двигателем ЯМЗ-534 мощностью 149 л.с.
Плавающий «Соболь-вездеход» на 10 мест или 1000 кг груза имеет дорожный просвет в 530 мм.
Экспедиционный «Вепрь NEXT» создан на шасси ГАЗ-33088 «Садко» и рассчитан на перевозку семерых человек по схеме «3+4»
В рамках данной концепции ГАЗ создал сочлененный гусеничный снегоболотоход, пикап и автобус «Вепрь NEXT», вездеход-амфибию, грузовик с двойной кабиной и микроавтобус «Соболь NEXT». Расширят перспективную гамму двухосные «Урал NEXT» в виде бортового грузовика с двухрядной кабиной и автобуса повышенной проходимости. Все это будет предложено любителям экспедиций, экстремального отдыха и организованного туризма. Но массовый спрос могут получить вездеходы специального назначения.
Экспозиция автомобилей советского производства около цеха сборки грузовиков ГАЗ
Очередной, 86-й по счету день рождения, Горьковский автозавод встретит в составе Группы ГАЗ новыми успехами и улучшенными производственными показателями. В том, что они есть и будут, уже давно никто не сомневается!
Производство новой «ГАЗели NN» начнется в конце 2020 года — Экономика и бизнес
МОСКВА, 2 сентября. /ТАСС/. Горьковский автозавод (ГАЗ) представил на выставке Comtrans 2019 легкий коммерческий автомобиль нового поколения «ГАЗель NN», передает корреспондент ТАСС. Производство авто начнется в конце 2020 года, а старт продаж — в 2021 году, сообщил журналистам президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.
Принципиальное отличие новой «ГАЗели NN» заключается в новой интеллектуальной платформе, отметил он.
«ГАЗель NN» — это более 30 систем помощи водителю, повышенный комфорт, сниженная стоимость владения и универсальность. Новая модель легкого коммерческого автомобиля Горьковского автозавода обеспечивает высокий уровень безопасности, снижение утомляемости, повышение эффективности работы водителя и экономическую эффективность для владельцев бизнеса, — сказал Сорокин. — Эта машина пойдет в производство в конце следующего года, начало продаж — 2021 год».
Как следует из сообщения «Группы ГАЗ», в новой «ГАЗеле» установлены системы помощи водителю, в том числе обеспечивающие контроль «слепых» зон, ассистент удержания в полосе, автоматические экстренное торможение, система управления светом, парковочный ассистент, система контроля давления в шинах и др.
Также кабина автомобиля получила новый интерьер. Среди прочего — усовершенствовано водительское сидение: теперь у него 20 видов регулировки, а руль оборудован кнопками доступа к функциям системы помощи водителю. В новой модели также внедрен электрический усилитель руля, что позволило повысить плавность и точность управления автомобилем. Более того, «ГАЗель NN» теперь оборудована современной системой климат-контроля, обновленной мультимедийной системой.
«Новая приборная панель имеет восемь разъемов USB, выход зарядного устройства на 220 Вт, ниши для смартфонов, пластиковых карт, стаканчиков кофе и бутылок с водой», — говорится в сообщении компании.
«Это не просто новая модель или новое поколение техники. Это платформа для дальнейшего развития, на базе которой в течение длительного времени мы будем создавать новые модели и модификации легких коммерческих автомобилей», — добавил Сорокин.
О компании
ПАО «ГАЗ» — головная компания автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ». Олег Дерипаска владеет контрольным пакетом акций группы — 65,56%.
В новость внесены изменения (19:40 мск) — изменен заголовок, добавлена информация по тексту.
Группа ГАЗ готовит к выпуску «каблук» под старой маркой
Первая информация от официальных источников о том, что Группа ГАЗ к 2020 году намерена возродить бренд «Волга» для новой линейки легких коммерческих автомобилей, просочилась еще весной 2017-го, и вот уже стали известны кое-какие технические подробности относительно данного проекта. В начале ноября появились сведения, что грузовое подразделение немецкого автоконцерна Volkswagen AG всерьез рассматривает возможность приобретения доли нижегородского предприятия в целях развития совместных проектов в России, в частности предоставления платформы от своей модели Volkswagen Caddy для газовского «каблука».
Следует отметить, что работы по созданию подобного автомобиля Группа ГАЗ ведет далеко не первый год, причем, первый опытный образец под названием ГАЗ-2332 CityVan был показан еще в 2006 году. Данный экземпляр (на фото выше) представлял собой двухместный фургон с расчетной полезной нагрузкой до 800 кг, построенный на платформе выпускавшейся тогда «Волги» ГАЗ-31105, имевший газелевские коробку передач, сиденья и топливный бак, рессорную заднюю подвеску от «Соболя», и оснащался двигателем Chrysler 2.4 (137 л.с.).
В серию CityVan так и не был запущен, видимо не в последнюю очередь из-за разразившегося через пару лет экономического кризиса, однако, Горьковский автозавод не прекращал работ в данном направлении, о чем свидетельствует недавно опубликованный бывшим главным дизайнером ГАЗа Игорем Безродных эскиз коммерческого автомобиля на легковой платформе с более современным обликом, датирующийся 2011 годом (на изображении ниже). Правда, на тот момент у производителя не было в распоряжении подходящей платформы, поскольку выпуск его последней легковой модели Volga Siber был прекращен годом ранее.
На данный момент точно не известно, будет ли еще не анонсированный «каблук» только базироваться на шасси Volkswagen Caddy или представлять собой более доступную локализованную копию немецкого фургончика, но по слухам новое модельное семейство Волга 2020 года готовится на замену крайне устаревшему «Соболю».
Кстати, все в том же 2017 году независимый дизайнер под ником Alexander Shtorm посредством компьютерной графики представил свое видение современного седана бизнес-класса ныне уже слегка подзабытой отечественной марки. Концепт «Волга 2020» выполнен в абсолютно индивидуальной стилистике, хотя некоторые эксперты сумели узреть в нем сочетание дизайнерских решений различных моделей иностранных марок вроде того, чем любят грешить китайцы.
Перспективы Группы ГАЗ :: Новости коммерческого транспорта
Группа ГАЗ на COMTRANS 2017 провела масштабную пресс-конференцию о перспективах
Александр Климнов, фото автора, графика Группы ГАЗ
Одним из главных экспонентов прошедшей выставки COMTRANS-2017 стала Группа ГАЗ, презентацию которой провел президент В.А. Сорокин. Группа ГАЗ со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде на сегодня выступает в роли ведущего производителя коммерческой техники в Российской Федерации и включает дивизионы: «Легкие коммерческие и легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Силовые агрегаты» и «Автокомпоненты». В ее состав входят 13 заводов в 8 регионах РФ. Непосредственно в компании работают на сегодня 42 тысячи сотрудников, а в смежных отраслях она создает еще около 400 тысяч рабочих мест.
Экспорт продукции Группы ГАЗ последовательно с 2013 по 2016 год расширил географию поставок с 23 до 46 стран мира, а в 2017-м предполагается расширение поставок уже в 51 страну мира.
Группа ГАЗ прочно удерживает национальный рынок
На рынке России за первое полугодие 2017 года Группа ГАЗ занимает в сегменте LCV по бортовым моделям 74% (76% за аналогичный период прошлого года), по ЦМФ, соответственно, 35% против 31%, но особенно заметен рост по микроавтобусам – 44% против 36%. В сегменте MCV (среднетоннажников) ее доля составляет 71% против 70% годом ранее. Таким образом, отвечающий за эти сегменты АЗ ГАЗ (Горьковский автозавод) фактически вернул себе за счет нового семейства NEXT уверенное лидерство в таких важных сегментах рынка, как цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, где ранее его продукцию («Газель БИЗНЕС») серьезно потеснили иномарки. В сегментах же бортовых и фургонных LCV и MCV его фактической монополии и так ничто не угрожает. Тем не менее, останавливаться на достигнутом Группа ГАЗ не собирается и продолжает расширять линейку моделей.
В сегменте гражданских тяжелых полноприводных грузовиков (классы Е-17-21, т.е. полной массой 17–21 т) доля Группы ГАЗ (продукция АЗ Урал) составляет в первом полугодии 2017-го 39% против 36% годом ранее, также за счет обновления модельного ряда и разворачивания широкомасштабного производства серии «Урал NEXT». Кстати, по силовым агрегатам Группа ГАЗ занимает 32% (34%) в сегменте тяжелых двигателей, 38% (22%) в сегменте средних двигателей и 37% (36%) по топливным системам.
В социально значимом сегменте автобусов доля Группы ГАЗ достигла абсолютных 100% (99%) по переднемоторным моделям автобусов (марки ГАЗ и ПАЗ), по городским автобусам – 64% (45%), а в сегменте междугородных в 2017 году приблизится к 56% (52%).
Новинки Группы ГАЗ
На выставке COMTRANS-2017, проходившей в комплексе «Крокус Экспо» Группа ГАЗ представила следующие новинки: усиленный бортовой грузовик «ГАЗель NEXT» полной массой 4,6 т, унифицированный с ним по шасси 20-местный микроавтобус «ГАЗель NEXT» с АКП, среднетоннажный грузовик «ГАЗон NEXT» полной массой 10 т, универсально-дорожные самосвал и седельный тягач «Урал NEXT» с колесной формулой 6х4, а также праворульную версию бортового грузовика «Урал NEXT».
По этому поводу, кстати, В. Сорокин сказал, что на сегодня около 40% автомобилей в мире именно праворульные и Группе ГАЗ не следует оставаться в стороне от перспективных рынков стран с левосторонним движением.
В сегменте автобусов Группа ГАЗ представила первый отечественный электрический ситибус A68R5E «Вахтан» (по названию реки и одноименного поселка в Нижегородской области) на базе перспективного каркасного автобуса с низким входом «ГАЗель NEXT» A65, показанного на прошлогоднем Busworid-2016.
Кроме того, были продемонстрированы малый автобус Vector NEXT «Доступная Среда», мидибус CURSOR Low Entry и новый междугородный лайнер Cruise.
Этапы развития линейки легких коммерческих автомобилей ГАЗ
В сегменте LCV АЗ ГАЗ последовательно развивает модельную линейку от базовой бортовой «ГАЗели NEXT» 2013 года далее через цельнометаллические фургоны (ЦМФ) 2015–2016 годов вместимостью 11–13,5 м3 и, соответственно, микроавтобусы на их базе пассажировместимостью 13–17–19 мест к нынешней серийной новинке 2017 года – усиленной «ГАЗели NEXT 4.6t» полной массой 4,6 т, пока предлагаемой именно в бортовом исполнении.
В ближайшей перспективе будет представлен ЦМФ «NEXT Van» объемом 15,5 м3, а также 20-местный микроавтобус «NEXT Bus», причем на выставке он был показан не с 6-ступенчатой механической МКП, как грузовик, а с «автоматом» производства фирмы Punch.
По ходу модернизации «ГАЗель NEXT 4.6t» получила уже в качестве базового оснащения новую раму с удлиненной колесной базой, новый усиленный задний мост, дисковые тормоза на всех колесах, уширенную бортовую платформу, соответственно, появилась возможность применить на ЦМФ удлиненный кузов с более широкой центральной проставкой, кроме того, на микроавтобусе предлагается задняя пневмоподвеска (под заказ и на ЦМФ и бортовом грузовике).
Впрочем, выпуск версий ЦМФ и автобусов с низким входом на базе «ГАЗель NEXT 4.6t» намечается только в 2018–2019 годах. Теперь Группа ГАЗ намерена исповедовать модульный подход к использованию агрегатов в рамках стратегии Powertrain LCV, согласно которой перспективная легкая серия (предположительно «Соболь NEXT») полной массой 2,8 т получает самую слабую 5-ступенчатую МКП, рассчитанную на МКМ в 250 Н·м, средняя полуторатонная серия полной массой 3,5 т, соответственно, уже оснащается 5-ступенчатой МКП под 330 Н·м, а также в перспективе 6-ступенчатой МКП под 460 Н·м или АКП Punch. Эти же типы трансмиссии предназначены и для версий NEXT 4.6t.
Двигателями для серий «ГАЗели NEXT» полной массой 2,8 и 3,5 т будут, соответственно, бензиновый 2,7-литровый EvoTech или турбодизели Cummins ISF2.8 и Volkswagen 2.0 TDI. Кстати, контракт на поставку таких современных моторов недавно заключен Группой ГАЗ и концерном Volkswagen AG. На долю более тяжелой серии полной массой 4,6 т придутся как привычный турбодизель Cummins, так и Volkswagen в более мощных итерациях BiTurbo.
Этапы развития линейки среднетоннажных грузовиков ГАЗ
Линейка легких среднетоннажников (LDT) «ГАЗон NEXT» развивается по следующей цепочке: от базовых версий 2014–2015 годов полной массой 8,7 т (включая «ГАЗон NEXT City») к версиям с более грузоподъемными передним и задним мостами на основе которых в 2016–2017 годах созданы автобус Vector Next 7.5 m и грузовик «ГАЗон NEXT 10t», а в 2018–2020 годах с освоением новой, еще более мощной, рамы и нового заднего моста появятся удлиненный автобус Vector Next 8.8 m и грузовик «ГАЗон NEXT 12t», а также седельный тягач «ГАЗон NEXT 16t».
Новый «10-тонный» грузовик «ГАЗон NEXT» отличается от базовой модели усиленной рамой и удлиненной до 5,15 м колесной базой, а также увеличенной бортовой платформой (в том числе и европлатформой) и передней и задней подвесками типа Vector NEXT. Силовая установка получила дизель серии ЯМЗ-534 с увеличенной до 170 л.с. мощностью и МКМ 664 Н·м с моторным тормозом, а механическая коробка передач с тросовым приводом.
В 2018 году намечается выпуск укороченной версии под спецнадстройки, что с учетом увеличенной грузоподъемности шасси как раз призвано заменить аналоги на морально устаревших и вообще предельно изношенных шасси марки ЗИЛ, которые тем не менее остаются в силу востребованности достаточно массовыми в парке страны. О нацеленности ГАЗа на этот емкий сегмент рынка В.Сорокин впервые заявил со всей определенностью. В принципе такой подход можно только приветствовать, особенно в плане импортозамещения, так как иначе сегмент среднетоннажников полной массой 9–12 т (грузоподъемность 5–7 т) просто уйдет под иномарки. И капотная схема здесь именно достоинство, а не недостаток. Соответственно модульный принцип комплектования Powertrain LDT принят Группой ГАЗ и здесь – на базовый «ГАЗон NEXT» (п.м. 8,7 т) устанавливаются 5- и 6-ступенчатые МКП, рассчитанные на МКМ, соответственно, 490 и 600 Н·м в сочетании с дизелем ЯМЗ-534 или газодизельным ЯМЗ-534 CNG в итерациях 150 и 170 л.с. На «ГАЗон NEXT» (п.м. 10 т), кроме аналогичных 5- и 6-ступенчатых МКП, предусматривают установку также АКП под МКМ 800 Н·м. Соответственно, на ней используется только 170-сильная версия ЯМЗ-534. На перспективном «ГАЗоне NEXT» (п.м. 12 т) предусматриваются только 6-ступенчатая МКП или АКП, а двигатель ЯМЗ-534 форсирован до 210 л.с.
Столь высокая внутрисемейная унификация позволит снизить как стоимость самих автомобилей, так и облегчить и удешевить их сервис и эксплуатацию как индивидуальными владельцами, так и автотранспортными предприятиями. Кроме того, для производителей спецнадстроек появится возможность более полного выполнения разнообразных требований клиентов. Таким образом, именно ГАЗ «де факто» становится идеологическим преемником почившего в бозе ЗИЛа.
Этапы развития линейки тяжелых грузовиков «Урал»
В сегменте тяжелых грузовиков (HCV) линейка моделей АЗ «Урал» развивается следующим образом: от базового грузовика и шасси «Урал NEXT», освоенного в 2015–2016 годах в колесных формулах 6х6 и 4х4 с дизелями и газодизелями ЯМЗ; в 2017 году добавились версии с двойной кабиной и с правым расположением руля, а на 2018–2019 годы намечено освоение универсально-дорожного (Mix-usage) подсемейства в составе седельного тягача Т25.422 под 44-тонный автопоезд и 16-тонного самосвала С25.330 в колесной формуле 6х4.
Отличительной особенностью новейшей серии Mix-usage стала возможность эксплуатации с полезной нагрузкой до 18 т при эксплуатации вне дорог общего пользования с превышением разрешенных осевых нагрузок (номинальная грузоподъемность на обычных дорогах – 14,5–16 т).
Задняя тележка выполнена с рессорно-балансирной подвеской (на полуэллиптических рессорах), обеспечивающей нагрузку до 20 т и максимально возможную артикуляцию мостов при езде по неровностям. В приводе МКП ZF применен тросовый привод с усилителем типа serva shift.
Кроме того, на СТТ-2017 в июне было показано новое гражданское шасси Урал-9593 с колесной формулой 8х8 полной массой 41–44 т, ставшее первой моделью на новой платформе Е44. Шасси предназначено для монтажа различных технологических установок массой 28,1–31,1 т. Эта платформа станет заменой устаревшей серии Урал-М 5323/ 5423.
Этапы развития линейки малых автобусов
Малый электробус A68E5 «Вахтан» рассчитан на 16 пассажиров (13 сидячих или 10 сидячих и инвалидное кресло). Запас хода на одной зарядке – до 100 км. Электромотор Siemens номинальной мощностью 63 кВт можно кратковременно «бустировать» до 98 кВт. МКМ в диапазоне 160/300 Н·м.
В низкопольном салоне предусмотрено место для инвалидной коляски
Как известно с 2017 года вся автобусная линейка Группы ГАЗ получила единый торговый бренд «ГАЗ», хотя, как и ранее, каждый типоразмер автобусов производится на прежних предприятиях. Так, на ПАЗе продолжится выпуск т.н. «коммерческих автобусов» – переднемоторных ПАЗ-3204 и Vector NEXT, которые в 2017 году получили исполнение «Доступная среда» и АКП. Так, Vector NEXT 7.7 m предложен на COMTRANS’17 в вариантах для городских и коммерческих перевозок – с задней двухстворчатой дверью и накопительной площадкой с крепежом для инвалидных колясок (52 общих места, из которых 17–19 сидячих, плюс одно для инвалида-колясочника), а также в версии для междугородных и корпоративных перевозок с задней аварийной одностворчатой дверью (41 место из которых 25+1 мест для сидения).
Кстати, годом ранее на выставке Busworld-2016 был показан 26-местный (25 мест для учащихся и одно для сопровождающего) школьный автобус Vector NEXT с ограничителем максимальной скорости 60 км/ч, высокими сиденьями с интегрированными подголовниками, выезжающей подножкой основной пассажирской двери и полками, рассчитанными на перевозку школьных портфелей и проч. Естественно, кроме специфического желтого цвета, школьный автобус оснащен всей положенной цветовой и графической атрибутикой.
Для городской версии «Доступная среда» предлагается оснащение кондиционером, системой пожаротушения, тонированными стеклами или стеклопакетами, окраской в цвета заказчика, цифровым тахографом, системой видеонаблюдения и видеорегистратором, электронными рейсоуказателями, системой «Говорящий город», навигацией ГЛОНАСС или спутниковой навигацией ГЛОНАСС/GPS, а также аварийная система ЭРА-ГЛОНАСС.
На междугородной версии дополнительно предусмотрены различные варианты сидений, багажные полки, а вот специфического оборудования для городских перевозок, кроме электронных рейсоуказателей, конечно, нет. Двигатель ЯМЗ-53443 (с системой рециркуляции EGR) мощностью 150 л.с. и МКМ 490 Н·м соответствует экологическому классу Евро-5 и агрегатируется с 5-ступенчатой МКП ГАЗ C40R13. Для городской версии «Доступная среда» предусмотрен и более мощный 169-сильный (МКМ 597 Н·м) дизель ЯМЗ-53423, агрегатируемый с 6-ступенчатой АКП Allison 2100.
В 2018 году на рынок будет выведена более вместительная версия Vector NEXT длиной 7,1 метра (унифицирована по ходовой части с «ГАЗоном NEXT 10t»), а в 2019-м – Vector NEXT длиной 8,5–8,8 метра (унифицирован с перспективным «ГАЗоном NEXT 12t»). В тоже время в рамках модельного ряда Vector NEXT появится и укороченная до 7,1 метра версия (аналог нынешнего ПАЗ-3203).
Этапы развития линейки городских автобусов
За «городские автобусы» отвечает ЛИАЗ, который в 2017-м вывел на рынок новую версию ЛИАЗ-429260LE KURSOR Low Entry длиной 9,5 метра (в дополнение к ранней версии Low Floor), кроме того, оснащаемую (под заказ) мультиплексной системой управления.
Оснащение этого автобуса в целом соответствует меньшей модели Vector NEXT, за исключением опционного автономного жидкостного обогревателя SPHEROS Thermo E-200, а пассажировместимость составляет 68 мест (27 сидячих, плюс место для коляски) или 75 мест (27 сидячих). Соответственно боковых дверей может быть две или три.
Двигатель ЯМЗ-53403 заднего расположения развивает 210 л.с. и 780 Н·м. Агрегатируется он на выбор с «автоматами» Allison T2100 или ZF 6AP-1000B. В дальнейшем намечается снижение стоимости автобуса за счет изменения конструкции и агрегатной базы. На 2019 год намечается вывод на рынок городского автобуса с двигателем уровня Евро-6.
Проект большого городского электробуса
Уже в 2018-м на коммерческий рынок поступит серийный 12,4-метровый электробус ЛИАЗ-6274 образца 2016 года (дальнейшее развитие пилотной модели 2013 года) с автономным запасом хода на одной зарядке до 90 км и до 200 км при условии подзарядки на конечных остановках, что позволяет обеспечить оптимальный ежедневный пробег на маршруте около 220 км. В рамках сотрудничества с ГУП «Мосгортранс» электробус прошел в первой половине 2017 года испытания «зима-весна-лето» на реальном столичном маршруте с пассажирами в двухсменном режиме (январь-июль), а общий пробег за период испытаний превысил 13 400 км. Суточный пробег был доведен до 220 км (9 рейсов на маршруте М2). Электромотор Siemens – 160-киловаттный с МКМ 1020 Н·м. Аккумуляторные батареи емкостью 130 кВт·ч типа литий-марганец (NMC) или литий-титанат (LTO) рассчитаны на срок службы до 10 000 циклов заряд-разряд и заряжаются за 4–6 часов при медленной подзарядке (в автобусных парках) или за 30–60 мин при быстрой (на конечных остановках) через «пистолетное» подзарядное внешнее устройство мощностью 150 кВт или дополнительную внутреннюю подзарядку. Пассажировместимость электробуса составляет в зависимости от планировки от 75 до 90 мест (27–22 сидячих и 1–3 мест для инвалидных колясок). Предусмотрен кондиционер мощностью 30 кВт, а для холодного времени года – четыре автономных жидкостных отопителя. Гидроусилитель руля запитывается от электропривода, тормоза пневматические двухконтурные (по осям) с ABS и EBS, винтовой компрессор также с электроприводом. В перспективе на 2018 год электробус намереваются модернизировать до оптимального ежегодного пробега в 350 км за счет применения Е-моста и ультрабыстрой (за 20 мин, плюс 10 мин дополнительно) подзарядки через пантограф, что обеспечит пробег на одной зарядке в 50 км. Электробус должен быть интегрирован в единый модельный ряд с автобусами ГАЗ.
Этапы развития линейки междугородных автобусов
Развитие междугородных автобусов Группы ГАЗ предполагается от нынешней обновленной в 2017 году к Чемпионату мира по футболу топовой модели Cruise с новым экстерьером облицовки и «аквариумным» боковым остеклением, увеличенной до 51 пассажира вместимостью, более емкими багажными отсеками с новыми дверями и багажными люками, системами безопасности ADAS к «миди» автобусу нового поколения Voyage New длиной 9 метров, за которым в 2019 году должен последовать большой междугородный Voyage New длиной 11–13 метров, предполагаемый на агрегатах ГАЗа. Обновленный Cruise на шасси Scania оснащен рядным шестицилиндровым турбодизелем Scania ВС13 113 с PDE-системой впрыска и ESM-системой управления двигателем. Вместимость лайнера – 47, 49 или 51 место в зависимости от комплектации биотуалетом, кухней и холодильником. Лайнер оснащен системами ABS, ESP, ASR, EBD, BA, ARP, а также системой помощи водителю ADAS, Wi-Fi и индивидуальными USB-портами для каждого пассажирского места. Естественно, предусмотрены аудио- и видеосистемы для пассажиров. Для инвалидов может быть предусмотрен подъемник для колясок. Водитель может быть обеспечен спальным местом.
Развитие линейки автобусов на CNG
Группа ГАЗ поставила себе цель максимально расширить модельную линейку автобусов на сжатом природном газе метане (CNG). Газовые автобусы выпускаются на базе практически всех моделей коммерческих, городских и междугородных производителей Группы ГАЗ (ГАЗ, ПАЗ, КАвЗ и ЛИАЗ) и оснащаются газовыми версиями двигателей УМЗ EvoTech, ЯМЗ-534 Е-5 CNG и ЯМЗ-536 Е-5 CNG.
В числе задач по данному сегменту Группа ГАЗ числит обеспечение мирового уровня качества, повышение эффективности эксплуатации и экономию затрат на ГСМ, а также локализацию компонентов газовых систем на предприятиях РФ. Система безопасности включает три уровня защиты: от утечки газа, от повышения давления и противопожарную защиту. По расчетам маркетологов Группы ГАЗ, срок окупаемости ГБО CNG не превышает 2,5–3 года. Федеральное со-финансирование (в рамках госпрограммы стимулирования применения газомоторного топлива) дает возможность снизить стоимость автобуса на ₽1,5–2,8 млн.
Развитие линейки Powertrain
В области двигателестроения Группа ГАЗ последовательно развивает программу Powertrain, рассчитанную на внедрение в 2016–2017 годах средних газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG; в 2018 году – тяжелых дизелей ЯМЗ-658 (V8) повышенной до 530 л.с. мощности, выпуск систем Common Rail под давление до 2000 бар и ТНВД под Евро-5 и Евро-6; в 2019 году – модернизацию серий ЯМЗ-534/-536 мощностью 130–330 л.с. до уровня Евро-6 (включая версии CNG), а также создание топливной аппаратуры для дизелей мощностью до 2000 л.с.
В 2020 году предусматривается создание нового поколения дизелей ЯМЗ-770 мощностью 360–500 л.с. экологических классов Евро-5 и Евро-6, а также 9-ступенчатой МКП ЯМЗ-1309, рассчитанной на МКМ 130 кг·м. Новейшее семейство рядных шестицилиндровых дизелей ЯМЗ-770 (рабочий объем 12,42 л, 360–550 л.с., 1700–2500 Н·м) с моторесурсом 1 млн км, рассчитано на применение на грузовых автомобилях брендов Урал, МАЗ и МЗКТ, карьерных самосвалах БелАЗ, комбайнах и тракторах РСМ, ГСМ и ПТЗ. Кроме того, возможно применение ЯМЗ-770 в дизель-генераторных установках, на железнодорожном транспорте и судах. Объем годового производства должен составить примерно 8–10 тыс. Серия этих дизелей отличается высокой степенью локализации.
Новая линейка внедорожной и вездеходной техники ГАЗ-Трофи
В рамках выставки COMTRANS-2017 Группа ГАЗ также продемонстрировала три модели нового модельного ряда вездеходов, которому по словам В.Сорокина, решено дать собственную торговую марку «ГАЗ-Трофи».
В числе представленных моделей были экспедиционный 7-местный автомобиль «Вепрь NEXT», пикап с двухрядной 7-местной кабиной «Садко NEXT» и амфибийный 10-местный снегоболотоход на пневматиках «Соболь Вездеход».
Кроме того, был показан серийный грузопассажирский грузовой автомобиль «Соболь Фермер» с двухрядной кабиной, металлическим бампером, новой панелью приборов и внедорожными шинами.
В дальнейшем развитие модельного ряда «ГАЗ-Трофи» предполагает создание серий пикапов и экспедиционных микроавтобусов «Соболь NEXT», а также аналогичных по назначению тяжелых моделей серии «Урал NEXT». Под новым суббрендом намереваются также продавать гусеничный сочлененный снегоболотоход ГАЗ-3344, выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей.