Вождение мотоцикла для начинающих – Как научиться ездить на мотоцикле, как получить права на мотоцикл 2020
Советы начинающим мотоциклистам | Мото-мануалы и инструкции
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ МОТОЦИКЛИСТАМ.
Если вы недавно сели или только собираетесь приобрести первый мотоцикл в своей жизни советуем ознакомиться с данной статьей.
Если вы никогда ни на чем не ездили и не имеете прав категории В, имеет смысл задуматься сначала именно об этой категории и поездить хотя бы год на автомобиле. Имея стаж управления авто, вам будет гораздо легче ориентироваться в дорожном потоке на мотоцикле, и основной задачей будет лишь освоение особенностей вождения двухколесного транспорта, т.к. остальные навыки у вас уже будут. Вы на собственном опыте поймете, почему мотоциклистов называют «невидимыми», и с учетом опыта вождения автомобиля, сможете ездить на мото безопаснее для себя и других участников дорожного движения.
Для первого мотоцикла обычно рекомендуют брать малокубатурную технику (250-400 кубов). На один сезон вполне хватает. А разбиться можно и на 50-ти кубовом скутере. Поэтому прежде всего мозги и осторожность…. Как говорится «если своей дури много — то мотоциклетной лучше взять поменьше, ибо они между собой приумножаются». Бывают случаи, когда первым мотоциклом берут литровый спорт и первый сезон обходится без падений, но это большое исключение из правила. Среди моих знакомых мотоциклистов со стажем нет ни одного, кто бы не падал. Так что будьте готовы, что рано или поздно это произойдет.
Не пытайтесь забрать свой первый мотоцикл из магазина своим ходом. Закажите доставку, попросите знакомых со стажем. Масса случаев, когда человек в первый же день выехав из салона метров на 500, попадает в ДТП. И счастье, если сам остался жив, про разочарование о долгожданном новеньком мотоцикле превратившемся в кучу железа в один миг, думаю, рассказывать не нужно.
Приобретите защиту — мотоэкипировку. Падать очень больно, даже на небольшой скорости, а стертые об асфальт конечности и (пардон) любимая 5-я точка заживать будут очень долго, если представиться такая возможность. Даже если вы упали и умудрились себе ничего не разорвать и не сломать — смерть от кровопотери, никто не отменял.
Шлем – обязателен, ветер в лицо, пыль, камушки, слепящий песочек в глаза, дождь, мухи, майский жук на скорости 220 (вообще улет). Сколько еще прелестей поджидают вас с распростертыми объятиями. Вы пробовали на вкус лужу с дороги? Я да!!! Даже в шлеме, достаточно чуть приоткрыть визор в дождь…. и какой нибудь «добрый дядя» на джипарике щедро угостит водой из лужи с ног до головы. Видимость ноль, едешь секунд 7- 10 в слепую, полный рот воды…
Следите, чтобы стекло шлема постоянно было чистым и прозрачным. Для этого регулярно очищайте его дома и берите с собой специальный спрей для очистки, поскольку даже крошечные пятнышки на стекле вызывают постоянное напряжение глаз и отвлекают водителя от управления.
Систематически обрабатывайте стекло шлема специальными составами, обеспечивающими удаление дождевых капель.
Перчатки – обязательны. Защита при падении… ну и все от тех же мелких камушков на дороге.
Мотоботы – обязательны, дабы защитить ногу от удара или защемления и не портить свою обувь об лапку переключения скоростей.
Необходимо использовать качественные ботинки, без шнурков. Отличным выбором станут ботинки военного образца, в которых используются молнии, либо шнурки, спрятанные за молниями. При наличии финансов выбирайте специальную мотоциклетную обувь с защитой.
Штаны и куртка — обязательно с защитой, нет возможности купить кожу — купите черепаху (наколенники, налокотники и защита спины), одевайте под обычную куртку и джинсы.
Лучше всего использовать кожаную одежду, которая прилегает плотно к телу, обеспечивая максимальную защиту от ветра. Стандартный набор одежды включает в себя кожаную мотоциклетную куртку, термобелье, шлем, ботинки, перчатки из кожи, «черепаху» и длинные штаны.
Желательно, чтобы на вашей куртке имелся сзади фрагмент специального светоотражающего материала. Наличие этого фрагмента поможет водителю, едущему сзади, верно оценить дистанцию до вас, поскольку задний габаритный огонь просто позволяет ему вас заметить, но не дает возможности оценить расстояние.
Учиться лучше всего в мотошколе. Если рядом мотошколы не оказалось — то под присмотром человека с опытом езды на мотоцикле, в тихом и спокойном месте. Научиться вождению на мотоцикле ничуть не проще, если не сказать – сложнее, чем на автомобиле. На автомобиле водитель контролирует только одну плоскость – горизонтальную (образно говоря 2D), пилот мотоцикла же должен так же учитывать и вертикаль (сравнимо с 3D). И научиться надо обязательно – любая ошибка может стоить жизни.
Не стоит с первых дней испытывать максимальную скорость вашего мотоцикла (особенно если еще не владеете техникой торможения). Все надо делать постепенно. Сначала научиться трогаться и останавливаться, потом потихоньку поворачивать. В среднем хватает пары недель для того, чтобы хоть как -то освоить вождение мотоцикла.
Не стоит выезжать на проезжую часть до тех пор, пока Вы не научились управлять мотоциклом «на уровне рефлексов».
Настройте под себя органы управления (ход и мягкость ручки сцепления, переднего тормоза и педаль заднего тормоза).
По возможности старайтесь практиковаться на прямых, пустых трассах, имитируя объезды препятствий и тренируя резкие, в том числе экстренные торможения. Не забывайте о безопасности!
Если вам необходимо притормозить в повороте, вначале спрямите траекторию. Иначе это может вызвать неконтролируемый занос и падение.
Входя в поворот по широкой дуге, вы сможете увеличить в повороте сектор обзора, что чрезвычайно важно! Всегда смотрите туда, куда вы планируете двигаться.
Смотрите лишь туда, куда собираетесь ехать и где желаете оказаться – это является основным правилом мотоциклиста. Даже почувствовав неизбежность падения, продолжайте смотреть в то места, где бы желали оказаться.
Проходить повороты следует только при небольшом ускорении либо постоянной тяге, чтобы торможением в повороте не увеличивать нагрузку на переднее колесо.
Тормозить в повороте категорически не рекомендуется. Тормозить следует перед ним, а в повороте ускоряться, что обеспечивает выравнивание нагрузки на шины, увеличение их сцепления с дорогой и гарантирует безопасный выход мотоцикла из поворота.
Во время разворота либо поворота старайтесь двигаться в гору; это поможет сдавать назад при необходимости. Планируйте свои действия – сдавать с горы назад и ехать в горку вперед намного проще. Будьте предсказуемы.
Если вы уже освоили навыки управления мотоциклом и выехали на дорогу, то:
Двигайтесь так, чтобы другие участники движения всегда хорошо вас видели. Не стоит двигаться, непосредственно, по краю полосы – вы вправе занимать ее целиком. Постоянно контролируйте происходящее вокруг вас.
Помните, что позади тяжелых транспортных средств, передвигающихся с большой скоростью, создается зона разрежения (турбулентности). Рассекая воздух, они создают вокруг себя дополнительные воздушные потоки, что, в сочетании с сильным боковым ветром, способно стать причиной потери контроля над мотоциклом. (а еще, когда замерз можно пристроиться за автобусом и согреться).
Сигналы поворота, по возможности, следует подавать не только посредством электрических указателей, но также и руками. Иногда подача сигнала руками является более эффективной, нежели использование мигалки. Не забывайте приветствовать собратьев.
Помните о важности зрительного контакта с остальными водителями, хотя обычно один только взгляд другому участнику движения ни о чем конкретном не говорит.
Вы можете помочь остальным участникам движения, объясняя им свои намерения при помощи специальных сигналов, к примеру:
демонстрируя при остановке, что другие водители могут вас объехать, помашите им при остановке руками;
если едущий сзади водитель поджимает вас, обернитесь и подайте ему знак левой рукой, словно отталкивая его от себя;
движением своей левой руки назад либо наклоном головы сигнализируйте о засаде сотрудников автоинспекции встречным мотоциклистам;
согласно общепринятому правилу хорошего тона, если вас начали обгонять, препятствовать этому не стоит: к примеру, слегка притормозите и позвольте тяжелому грузовику занять перед вами место на вашей полосе;
подавая сигналы руками, желательно иметь перчатки яркой окраски.
Выработать чувство равновесия и получить хорошую практику можно при езде между светофорами, стараясь при этом не касаться асфальта ногой, то есть приближаться к светофору в то мгновение, когда загорается зеленый свет (не забывайте при этом, что автомобиль перед вами может резко затормозить, желая остановиться на красный сигнал).
Занимайте полосу целиком либо освободите ее. Не следует допускать появления вокруг вас места, на котором может впритык поместиться автомобиль – при повороте он вас все равно заденет. Не предоставляйте возможности водителю автомобиля выбирать – сможет ли его авто поместиться в это ограниченное пространство – либо полностью освободите его для него, либо же займите полосу.
Торможение перед светофором осуществляйте заранее и прерывисто – это привлечет внимание водителей, едущих сзади.
На новых шинах имеется специальная пленка, облегчающая выемку их из пресс-формы. До удаления этой пленки естественным путем новые шины обладают уменьшенным коэффициентом трения. Сократить время удаления пленки можно, проехав по какому-либо шершавому покрытию или совершив несколько интенсивных торможений.
Парковка
Паркуйтесь на склоне передним колесом в гору – начиная движение, проще мотоцикл откатить немного назад, нежели толкать обратно в гору.
Убедитесь перед парковкой, что подножка располагается на твердой поверхности. При отсутствии других вариантов, подложите деревянную дощечку или сплющенную жестяную банку под опору.
Если вы не хотите упасть, наступив на лужу бензина, масла или антифриза, то внимательно выбирайте перед остановкой место для парковки.
Заведите себе привычку при парковке включать передачу и блокировать руль.
Технические советы
На длинных перегонах вам пригодится блокиратор ручки газа, либо круиз контроль.
Необходимо регулярно проверять состояние аккумулятора. В случае разряда, подзаряжать его.
Проверяйте заранее уровень масла, а так же темпы его расхода во время длинных поездок.
При самостоятельном обслуживании мотоцикла соблюдайте аккуратность – все винты и болты должны быть тщательно закручены
Следует учитывать, что при встречном ветре расход топлива значительно увеличивается. Не забывайте заправляться вовремя.
Езда в ночное время
Сложнее заметить на дороге посторонние предметы;
Сложнее верно оценить силу сцепления шин и состояние трассы;
Летает больше насекомых, которые разбиваются о стекло шлема, сильно затрудняя обзор;
На дорогу может выбежать какое-либо ночное животное, к примеру, олень, столкновение с которым крайне неприятно и опасно;
Увеличивается количество пьяных;
Необходимо отрегулировать направление света фар, ведь если он не правильно настроен – ночью это может превратиться в проблему;
Неожиданно перегоревшая лампочка в фаре так же может стать проблемой.
Если визор не совсем чист или на нем много царапин, то любой встречный свет ,включая фонари вдоль дороги и светофоры, расплываются яркими шарами и сильно слепят;
Использовать дальний свет можно только при отсутствии встречных машин;
Ночью холодно, поэтому стоит одеться потеплее.
Езда в дождь
Следует учитывать, что первые капли дождя, смешиваясь с дорожной пылью, образуют тонкий слой грязи, ухудшающий сцепление колеса с дорожным покрытием.
В дождливую погоду нужно двигаться по следам транспортного средства, передвигающегося впереди. Асфальт в этих местах более сухой и сцепление лучше.
Использование в дождливую погоду хорошего дождевого костюма поможет вам сконцентрироваться на процессе вождения. Лучше приобретать специальную дождевую одежду для мотоциклистов.
Чтоб шлем не потел изнутри можно закрывать визор, оставляя маленькую щель (во многих моделях есть такой режим), а так же использовать специальный спрей-антизапотеватель.
Переждать дождь можно под мостом или на ближайшей заправке с чашечкой кофе.
Не помешает возить с собой тряпочку, чтоб протереть седло мотоцикла.
После езды в дождливую погоду, как и после мойки, стоит дополнительно смазать цепь.
Как ездить на мотоцикле в дождь
Дорожное покрытие
Тщательно изучайте текстуру и особенности различных дорожных покрытий, старайтесь правильно чувствовать сцепление и состояние шин, силу тормозов, учитесь объезжать дорожные препятствия.
Помните, что дорожная разметка:
На некоторых дорогах, особенно в крупных городах, имеет высоту до 0,6 см, и при попадании колеса на нее можно потерять равновесие – будьте готовы.
Скользкая даже в совершенно сухую погоду, а в мокрую коэффициент ее сцепления становится, практически нулевым.
Избегайте торможения при движении по разметке.
Дорожные покрытия, снижающие коэффициент сцепления:
Сухой чистый бетон
Недавно положенный состав типа гудрона
Асфальт или бетон, присыпанный песком
Влажный асфальт
Сухая дорожная разметка
Несколько сантиметров кашеобразного грязного снега
Прессованный сухой снег
Сухой бетон, либо асфальт с масляными брызгами
Влажные листья
Влажный лед или металл
Масляный и влажный асфальт
Сухие листья
Покрытый грязью либо строительной глиной асфальт и пр.
Приближаться к различным линейным препятствиям (высоким бордюрам, железнодорожным путям) следует под прямым углом. Для разгрузки передней вилки добавьте газа, затем встаньте на подножки.
Заметив на пути кочку или яму, привстаньте на подножках. Использование езды на подножках улучшает навыки управления мотоциклом. Они пригодятся вам при движении по пересеченной местности.
Езда в пробке
Не прижимайтесь, останавливаясь в пробке, к стоящим впереди вас транспортным средствам, у вас всегда должно в запасе иметься пространство впереди, которое при необходимости поможет выбраться из пробки. Ситуацию сзади контролируйте по зеркалам до момента, пока полностью не остановятся задние автомобили.
Старайтесь ехать так, чтоб ваша скорость в пробке превышала скорость потока приблизительно не более чем на 20 км/ч.
Держитесь левого междурядья;
Если двигаясь в междурядье, вас догнал другой мотоциклист и:
«дышит в спину» пропустите его, по его следам двигаться в пробке будет легче.
держится на расстоянии – продолжайте движение, возможно его устраивает ваш темп и ехать за вами проще )).
Если в междурядье вы догнали мотоциклиста и он не намерен вас пропускать, то обгон можно совершить не по соседнему междурядью а через два ряда машин. (водители авто пропуская мотоциклиста например слева уходят правее, тем самым могут подрезать того, кто оказался с правой стороны, поэтому уходим правее еще на один ряд!).
Перестраиваясь между машинами в плотном потоке, товарищи двухколесные, не забывайте, что нас таких много, и ,выезжая на обочину (левую, правую, мотополосу) или ныряя в междурядье, убедитесь в безопасности маневра, там может ехать ваш двухколесный собрат. Смешно звучит, но случаев много!!!
Агрессивная езда в пробке без монтажа
Животные
Будьте готовы к нападению собак, которые не любят мотоциклы. В случае нападения собаки следует переключиться на более низкую передачу, сбросить заранее скорость, чтобы животное соответственно вашей изменившейся скорости изменило свою тактику и направление перехвата, а затем резко ускориться и оставить собаку позади.
Пролетающие птицы:
Птицы небольшого размера: голуби, воробьи и пр. – пригните голову, не меняя курса, позволяя птице самой увернуться от вас.
Крупные птицы: соколы, орлы слишком тяжелы для своевременного маневра, поэтому старайтесь сами избежать столкновения с ними, не забывая следить за дорогой. (на тот случай если ваш путь будет пролегать через лесостепь :D)
животные против мотоциклистов/animals vs bikers compilation
Неравнодушные мотоциклисты и животные на дороге
Багаж
Во время езды с пассажиром (тоже вполне себе багаж) в приоритет ставьте комфорт езды пилота и безопасность обоих «наездников», а не острые ощущения. Не забудьте перед этим изменить в шинах давление и настроить подвеску, а так же провести инструктаж пассажиру, чтоб его действия не мешало вам управлять мотоциклом.
Правильно закрепляйте багаж эластичными ремнями или стяжками – не накидывайте их просто сверху багажа, а продевайте сквозь него. Если у вас есть возможность, используйте кофры
Помашите при возможности рукой детям – это подарит им положительные эмоции и, возможно, вызовет интерес к мотоциклам.
Статью прочитали: 2 926
Как ездить на мотоцикле? Как управлять мотоциклом?
Возможно, Вы уже знаете, в каком типе мотоцикла Вы заинтересованы и Вам хочется научиться управлять именно этим типом мотоцикла. Здесь мы можем Вас обрадовать — практически все эти типы одинаковы в управлении. А возможно, Вы уже приметили себе наиболее интересный аппарат для покупки. В любом случае, ниже Вы можете ознакомиться с основами о том, как управлять мотоциклом, и помните, что нет никакой замены практики — невозможно научить одной лишь статьёй ездить на мотоцикле — это как пытаться ребёнка ездить на велосипеде, рассказывая ему о физике движения на двух колёсах. Тем не менее, Вам необходимо уметь ездить хотя бы на велосипеде, чтобы научиться ездить на мотоцикле, а мы лишь можем отметить, что техника езды на мотоцикле очень похожа на езду на велосипеде, с теми лишь отличиями, что первый намного тяжелее, и потому чувствовать его это не только чувствовать собственную массу, а на поворотах необходимо прилагать гораздо больше телодвижений для наклона мотоцикла.
Кроме того, не важно, как хорошо Вы умеете управлять мотоциклом, если Вы пренебрегаете безопасностью — рано или поздно это всё равно может закончиться плачевно — помните об этом всегда, даже когда Вам покажется, что Вы стали настоящим профи! Кроме того, доверяя свою жизнь мотоциклу, Вам наверняка захочется убедиться, что он исправен и безопасен для езды.
Итак, как управлять мотоциклом? Давайте разберём этот вопрос шаг за шагом!
Не экономьте на экипировке
Падение на мотоцикле всегда больно, даже на стоянке на скорости менее 10 км/ч можно серьёзно себя покалечить. Убедитесь, что Вы защищены, нося столько защитного снаряжения, сколько только возможно, в том числе:
- перчатки,
- «панцирь» (корпусная одежда на торс),
- удобные (или специальные мотоциклетные) ботинки,
- шлем (он требуется по закону в нашей стране, и без него управлять мотоциклом Вы не имеете права).
Сядьте на мотоцикл и познакомьтесь с ним поближе
В зависимости от Вашего роста и высоты мотоцикла, закидывание ноги на него может быть довольно неудобным манёвром. Снимите мотоцикл с подножки, встаньте с левой стороны мотоцикла, если Вы правша (и наоборот для левшей), стабилизируйте свой баланс, опираясь руками на руль мотоцикла. Встаньте всем своим весом на левую ногу, поднимите правую ногу вверх и перекиньте её через байк. Будьте осторожны — не заденьте правой ногой мотоцикл, иначе Вы можете потерять баланс (аналогично подсечке ногой) и упасть вместе с мотоциклом. После того, как Вы оседлали байк, Вы можете отдохнуть на его сиденье и получить представление об эргономике мотоцикла. Это хорошее время, чтобы убедиться, что зеркала на нём регулируются. Ознакомиться с положением подножек и расположением выключателей сигналов поворотов, звукового сигнала и включения огней. Каждый мотоцикл в этом плане отличается, и Вам необходимо потратить время, чтобы ознакомиться на данном этапе — это намного безопаснее, чем делать это во время быстрой езды на нём.
Узнайте, как управлять газом и тормозом на мотоцикле
Правая рука, как правило, отвечает сразу за две ключевые функций в мотоцикле: ускорение и торможение. При повороте правой ручки руля на себя (когда запястье руки движется вниз), Вы открываете дроссель двигателя — ускоряете мотоцикл. Имейте в виду, что, как правило, Вы имеете дело с очень хорошим соотношением мощи к массе аппарата, так что будьте деликатным с этим элементом управления, поскольку внезапные увеличения оборотов двигателя могут привести к слишком резвой попытке ускорения, что, в свою очередь, приведёт к нестабильности мотоцикла или даже случайному отрыву переднего колеса за счёт резкого ускорения (привод у всех мотоциклом на заднем колесе).
Правая рука управляет также тормозом переднего колеса. Тяговой рычаг применяется к передним тормозам, и гладкость и аккуратность здесь имеет также решающее значение: Если Вы дёрните рычаг слишком сильно, то передние тормоза могут заблокироваться, в результате чего мотоцикл уйдёт в занос, что, скорее всего, приведёт к падению. Хотя, большинству байкеров достаточно двух пальцев для нажатия на рычаг тормоза (как видно на фото выше, и такая техника считается наиболее правильной), некоторым, особенно, представительницам прекрасного пола, требуется сила всей руки, чтобы обернуться вокруг рычага.
Правая нога отвечает за задний тормоз (на фото в нижней половине разделённого фото), но имейте в виду, что, когда передние тормоза находятся в использовании, задние становятся менее эффективными (так как вес мотоцикла во время торможения стремиться вперёд). Заднее торможение является более полезным во время снижения тяговых ситуаций и низкой скорости маневрирования, и, хотя задние тормоза иногда более эффективны на крейсерских типах мотоциклов (чопперах, туристических мотоциклах — потому что они несут бóльшую часть своего веса на задние колеса), передние тормоза, как правило — это наиболее эффективный способ, чтобы остановить мотоцикл.
Как управлять сцеплением на мотоцикле?
Рычаг сцепления аналогичен рычагу переднего тормоза, только находится впереди левой рукоятки руля мотоцикла. Большинство спортбайков требуют только двух пальцев для работы с этим рычагом (на фото выше), в то время как туристические, круизные и другие типы байков часто требуют всю руку, чтобы схватить рычаг (на нижней части фото).
Работа сцепления на мотоцикле отличается от принципа его работы на автомобиле. Подумайте о сцеплении как способе подключения и отключения двигателя от передач — как о нейтральной передаче. Когда Вы нажимаете на рычаг сцепления, Вы переводите мотоцикл в нейтральную передачу (даже если рычаг переключения находится на передаче). Когда Вы отпускаете сцепление, Вы позволяете двигателю вращать коробку передач и заднее колесо.
Однако, также как и в машине, сцепление на мотоцикле это не просто «On/Off» режимы — это, прежде всего, плавное отпускание рычага после его выжима. Вам потребуется немного практики, что приноровиться это делать.
Как переключать передачи на мото?
Мотоциклы и в плане переключения передач работают немного по-другому, чем автомобили. В то время, как КПП в них работает по тому же принципу, само переключение выполняется путём перемещения рычага переключения вверх или вниз левой ногой. Наиболее распространённый порядок расположения рычага переключения (прямо сверху вниз):
- 6-я передача (при наличии),
- 5-я передача
- 4-я передача
- 3-я передача
- 2-я передача
- нейтральная передача
- 1-я передача
Подавляющее большинство мотоциклов имеют именно такую схему движения рычага переключения, которая часто упоминается как «Одна к пяти» или «Одна вниз — Пять вверх». Поиск нейтральной передачи левой ногой займёт некоторое время, чтобы привыкнуть, и при нажатии на рычаг переключения вперёд и назад, Вы можете смотреть на зеленый индикатор «N» на панели приборов. Хотя, большинство мотоциклов могут переключаться и без использования сцепления, всё же это хорошая привычка — использовать сцепление каждый раз, когда Вы переключаетесь.
Само переключение передач должно проводиться в следующем порядке:
- Выключите сцепление (с помощью левой руки нажмите до конца рычаг сцепления).
- Переключите передачу левой ногой.
- Плавно отпустите сцепление.
Видите, как на автомобиле — и здесь также важно переключаться в нужных диапазонах оборотов двигателя.
Как завести мотоцикл?
Теперь, когда Вы знакомы с основными функциями мотоцикла, пришло время, чтобы завести его. В отличие от устоявшегося образа пинающего специальный рычаг парнишки, пытающегося таким образом завести старый «Юпитер» или «Минск», практически все современные мотоциклы заводятся с помощью стартера без необходимости заводить двигатель «с пинка». Байк не запустится, если выключатель находится в положении «выключено», поэтому переверните его вниз, прежде чем включить ключ (выключатель, как правило, представляет собой красный тумблер, который управляется большим пальцем правой руки, как показано на верхней половине фото). Теперь поверните ключ в положение «зажигание», которое, как правило, достигается путём поворота его вправо (по часовой стрелке, как показано на нижней половине фото). Большинство байков аналогично своим братьям старшим — автомобилям — будут выполнять самопроверку, чтобы удостовериться, что датчики находятся в рабочем состоянии. Когда самопроверка завершена, убедитесь, что мотоцикл находится на нейтральной передаче (дважды проверьте это, убедившись, что на панели приборов горит зелёный индикатор «N»).
Затем, используя большой палец правой руки нажмите на кнопку пуска, которая обычно располагается ниже выключателя и отмечена логотипом круговой стрелки, окружающей молнию. Многие байки потребуют от Вас выжать сцепление во время запуска двигателя — это просто мера предосторожности, чтобы предотвратить внезапный подрыв байка вперёд в том случае, если он находится на передаче.
Прогреваем двигатель мотоцикла
Любой двигатель внутреннего сгорания достигнет оптимальной производительности, когда он достаточно подогреется, но практика разогрева автомобильных двигателей в значительной степени устарела. Езда на мотоцикле, однако, требует от всадника убедиться, что двигатель будет производить предсказуемое количество мощности (непрогретый двигатель нестабилен, так как бензин в нём растекается неравномерно), когда это необходимо, поэтому прогрев двигателя мотоцикла по-прежнему является важной частью ритуала езды — особенно, когда мотоцикл карбюраторный, в отличие байком с впрыском топлива. После того, как двигатель завёлся, дайте ему поработать на холостом ходу от 45 секунд до нескольких минут.
Уберите подножку
Большинство современных мотоциклов будут автоматически глушиться, если Вы попытаетесь включить передачу, когда подножка по-прежнему опущена вниз. Если Ваш байк не оборудован этой функцией, убедитесь, что Вы убрали подножку — буквально одно лёгкое движение левой ноги позволяет подножке аккуратно уложиться под днище мотоцикла.
И, наконец, как управлять мотоциклом?
После того, как вы завершили все предыдущие шаги, все системы мотоцикла готовы к отправке Вас в путь. Это время, когда Вы должны будете вспомнить функции дросселя, тормозов, сцепления и переключения передач, и развивать взаимоотношения своих конечностей между ними. Опритесь на мотоцикле на правую ногу, потяните рычаг сцепления, нажмите рычаг переключения передач вниз на первую передачу, медленно отпустите рычаг сцепления и почувствуйте, как мотоцикл начал двигаться вперёд. Возможно, потребуется немного добавить газа, чтобы привести мотоцикл в движение. После того, как мотоцикл поехал, положите обе ноги на специальные подножки.
Поздравляем, Вы едете на мотоцикле! Большинство начинающих, боясь сразу же разогнаться, могут упасть — также, как на велосипеде, на мотоцикле тем сложнее им управлять, чем ниже его скорость, поэтому Вам будет необходимо его разогнать хотя бы до 15-20 км/ч. Далее, если Вы захотите повернуть направо, Вы должны будете немного наклониться вправо, поворачивая руль также направо. После того, как Вы попробуете это, Вы поймёте, что езда на мотоцикле ничуть не сложнее езды на велосипеде, разве что Вы будете чувствовать, что управлять приходится гораздо более тяжёлым агрегатом.
А вот переключение передач немного сложнее и требует практики — не всегда удаётся сразу достичь оптимальных скоростей и оборотов двигателя в соотношении к скорости переключения, но это, конечно же, дело времени.
Обучение вождению мотоцикла для девушки
«Можно ли за 10 часов практических занятий научить девушку ездить на мотоцикле?». При условии, что наша «подопытная» сядет на байк впервые в жизни. Вот такой эксперимент придумал AUTO.TUT.BY и отправился в мотошколу. Пять дней, пять занятий по два часа. Поехали.
День первый. Знакомство с методикой и мотоциклом
— Эту методику обучения мотоциклистов мы разработали сами, учитвая опыт коллег из стран бывшего Союза, и сейчас некоторые мотошколы у нас ее копируют. На этом курсе мы даем базовые вещи, без которых не стоит даже садиться за руль байка. И очень хорошо, что Александра (наша героиня) не имеет опыта езды на мотоцикле. Отучить от неправильных рефлексов тяжелее, чем привить новые. Работать с «чистого листа» всегда легче. При этом программа обучения подгоняется под каждого конкретного человека уже в процессе. Как только он начинает ездить — мы вносим коррективы, — знакомит нас программой руководитель Keymotoshcool Дмитрий Евхименко.
Дмитрий порекомендовал Александре не делать перерывов между занятиями, а приезжать каждый день. Такой вариант лучше для закрепления усвоенных навыков. И сразу честно предупредил, что погодные условия значения не имеют. Если пойдет дождь — будем ездить все равно.
Тренировочный мотоцикл — Honda CB400. Эту модель используют многие мотошколы в Европе. Мотоцикл относительно немного весит, обладает хорошей тягой на низких оборотах, легкоуправляемый и очень надежный. 10 часов Александра проведет в его седле.
— Особого волнения у меня не было. Приехали, надели экипировку, без нее за руль мотоцикла нельзя. Потом Дмитрий кратко объяснил, что такое мотоцикл и как с ним обращаться. Главное, что я усвоила, — эта техника любит, когда все делаешь плавно: крутишь ручку газа, выжимаешь или отпускаешь сцепление, тормозишь. И вторая вещь — поворот головы. Как сказал Дима, ездить на мотоцикле — это все равно что бегать с фонариком по лесу. Светить нужно туда, куда хочешь прийти, — рассказала Александра.
Сначала — краткое знакомство с органами управления. Потом — сразу в седло. Здесь не нагружают теорией, а если что-то необходимо объяснить, делают это в процессе тренировки. Первое упражнение элементарное — трогание с места — остановка. Повторяешь много раз, тренируешь моторику. Монотонно, в течение получаса Александра стартовала, проезжала несколько метров и останавливалась. Потом — разворот в любом удобном месте, по любому радиусу. Это позволяло постепенно привыкнуть к мотоциклу, к его поведению и особенностям. Площадка просто огромная, места для маневров хватает с запасом.
Следующее упражнение — объезд конусов по уже определенной траектории, своеобразному эллипсу. Потом упражнение немного усложняется, объезжать конусы нужно уже «восьмеркой».
Еще одно задание может показаться странным — проезжать «восьмерку» нужно было, держа руль одной рукой. По правилам мотоциклисту запрещено двигаться таким образом, но в условиях полигона это упражнение позволяет понять, что к мотоциклу не нужно прикладывать силу при повороте.
— Забавно, но с каждым поворотом все больше начинала чувствовать, где можно расслабиться, как нужно повернуть. Сложно было привыкнуть к тому, чтобы посмотреть на конус, который находится у тебя чуть ли не за спиной. Устаешь, иногда перестаешь смотреть, но Дима тут же это замечал. Подходил, делал замечание. Когда «восьмерка» уменьшилась, стало тяжелее выписывать радиусы, но к тому моменту я уже чувствовала мотоцикл, — призналась Александра.
Девушка говорит, что под конец занятия порядком устала, даже перестала проговаривать про себя то, что рассказывал инструктор. Автоматизма в движениях еще нет, поэтому все команды рукам-ногам приходилось прогонять через мозг. К исходу второго часа начали уже и мышцы уставать.
День второй. Повторение пройденного и навыки торможения
Дмитрий Евхименко предупредил, что самые опасные — первые 15 минут тренировки. То, что выучил на прошлом занятии, немного забывается. Нужно время, чтобы снова привыкнуть к ощущениям, вспомнить, что делать и куда смотреть. Поэтому на втором занятии подопытная Александра повторяла то, что делали в первый день: ездила по большой и маленькой «восьмерке».
— Дальше ездила по «змейке». Здесь не было ничего сложного, нужно просто держать баланс, перекладывать мотоцикл не рулем, а бедрами и работой газом. И, конечно, руки должны быть расслаблены, — вспоминает Александра.
Еще одну часть второго дня занятий посвятили отработке навыков торможения как рукой, так и ногой, то есть использовали передний и задний тормоз. В зависимости от ситуации используется один из тормозов либо комбинация обоих. Дмитрий говорит, что у него на занятиях сначала учат замедляться, а уж только потом -разгоняться.
День третий. Секреты торможения в повороте и первое падение
— На третий день занятий я узнала, что мотоцикл весит не 700 килограмм, а всего лишь 170. Но по ощущениям было все 700. Во всяком случае самостоятельно я его поднять не могла. Да, на третий день случилось то, что должно было случиться обязательно, — я упала. Но так как скорости во время тренировки небольшие, обошлось без последствий. Это очень хороший опыт на самом деле, — вспоминает Александра.
Третий день начался с отработки быстрого старта с места. Так имитируется ситуация, когда необходимо быстро покинуть перекресток. Нужно словить момент, когда мотоцикл на первой передаче наберет достаточную скорость, чтобы не падать, и тогда переключаться на вторую.
— Старт с места мы тренируем для того, чтобы мотоциклист гарантированно покинул перекресток, не заглох. С этой проблемой, между прочим, сталкиваются даже опытные райдеры, — замечает Дмитрий.
После этого началась отработка важного навыка — торможение и остановка в повороте. Это нужно, например, чтобы пропустить пешеходов при повороте направо или налево. В большинстве случаев на мотоцикле пользуются передним тормозом, но если зажать его в повороте, то можно завалиться, что и случилось с Александрой. Поэтому при повороте пользуются именно задним, ножным тормозом.
— Если в левом повороте это несложно, потому что педаль тормоза находится справа и опорная левая нога остается свободной, то в правом повороте есть нюансы. Нужно притормозить и сразу вывернуть руль вправо, чтобы опереться на левую ногу. Когда ты правильно это делаешь, мотоцикл сам «валится» влево, но у меня это не всегда получалось. Дальше был разгон в повороте — начинаешь поворачивать, добавляешь газ, и мотоцикл сам «доворачивает». Тут я уже сама чувствовала свои ошибки — вцеплялась в руль, забывала смотреть, куда еду. И в конце очень устала. Почти вся тренировка прошла с постоянными остановками, во время которых приходилось удерживать тяжелый мотоцикл, — призналась героиня.
День четвертый. Больше «восьмерка» — больше скорость
Четвертый тренировочный день прошел по мокрому асфальту. Как и предупреждал Дмитрий, дождь — не причина отменять занятия. На удивление обошлось без падений, хотя некоторые упражнения проходили на приличной скорости.
— Я вдруг поняла, что ко мне пришла усталость. Если первых три занятия она мне не мешала, с мотоцикла слезать не хотелось, а два часа пролетали незаметно, то на четвертый в голове стали появляться мысли: «А зачем мне все это вообще надо?». Но эксперимент, как и шоу, должен продолжаться. Поэтому я нехотя заняла место в седле мотоцикла, — делится Александра эмоциями.
Основным упражнением на четвертый день стала большая «восьмерка». Оттачивали то, что уже было пройдено, — поворот головы, наклон тела, расслабленная поза. Выход из поворота — с ускорением. В какой-то момент Александра увлеклась, начала наращивать темп. Если бы инструктор ее не остановил — все могло закончиться еще одним падением.
День пятый. Вот — быстрый поворот
Последнее, пятое занятие началось с небольшого теоретического урока. Дмитрий на бумаге нарисовал дугу поворота и объяснил принципы его прохождения — траекторию, точку торможения, вход, апекс, выход. Правый поворот Александра проходила по внутреннему радиусу, левый — по наружному. Точка торможения может смещаться, в зависимости от скорости мотоцикла. Чем выше скорость, тем раньше нужно начинать маневрирование.
— И снова я чувствовала, когда у меня начинало получаться. Мотоцикл словно сам ложился в повороте, прописывал траекторию и поднимался на выходе. Опасная ошибка — резко сбросить скорость на дуге, если почувствуешь, что не вписываешься в поворот. В этом случае мотоцикл так же резко стабилизируется, поднимается. Это чревато вылетом из седла. Опытные ездоки говорят, что лучше уже попытаться еще больше наклонить мотоцикл. В этом случае максимум вы просто уложите мотоцикл и проедете на боку. Только если ты очень опытный, то сможешь аккуратно сбросить газ, чтобы мотоцикл резко не «встал», — поделилась впечатлениями Александра.
В заключение наша героиня по настоянию инструктора попробовала в том же повороте два других мотоцикла. Один более тяжелый 600-кубовый, второй — легкий 125-кубовый. И призналась, что проще всего ей было управлять, конечно, самым легким мотоциклом. На нем получалось ехать смелее, чиркая подножками по асфальту.
Послевкусие и послесловие
Всё. Курс обучения навыкам езды на мотоцикле пройден. Александра признается, что немного устала за пять дней, но зато получила бесценный опыт. Впрочем, героиня не отрицает, что на этом ее история отношений с мотоциклами может закончиться.
— Не скажу, что я прямо воспылала желанием сесть на мотоцикл. Я как минимум теперь понимаю, насколько это опасное средство передвижения. Но не исключаю, что в будущем все же буду ездить, пусть не постоянно. Честно говоря, не думала, что у меня получится, — призналась Александра.
Дмитрий Евхименко убежден, что научить ездить на мотоцикле можно практически любого. Проблема может быть только в том случае, если у ученика где-то в глубине души кроется какой-то страх, например, кто-то из близких или друзей попадал в ДТП. Есть и, можно сказать, «возрастной ценз», когда человек уже плохо усваивает какую-то новую информацию.
— Наша задача была научить девушку ездить и при этом не подвергнуть опасности. И с этой задачей мы справились. Впрочем, некоторым я говорю «нет». Не потому что вижу, что они не могут научиться. Как раз наоборот. Человек может уметь хорошо ездить, но некоторые не отдают себе отчета в своих действиях. Должен быть либо стопроцентный контроль, либо мы не занимаемся вообще. Никаких бзиков за рулем мотоцикла быть не может. Не допускается.
Секретов вождения мотоцикла
Техника вождения мотоцикла для начинающих
Читайте также: Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
Поиск по сайту: |