В туман какие фары включать – Тема 19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

Содержание

Как правильно ездить в тумане?

Вождение в тумане требует специального комплекса приёмов и мер безопасности

В летние и осенние месяцы перспектива тумана на российских дорогах становится все более вероятной. И даже если Вы уверенный водитель, то он может сделать вождение достаточно трудным и опасным, а если Вы едете в машине пассажиром, то туман может быть глубоко нервирующей перспективой.

Но у нас для Вас хорошие новости: если Вы будете следовать нескольким простым правилам, и вместе с этим будете терпеливым, разумным и осторожным, Вы можете минимизировать вероятность плохих последствий. Конечно, Вы не можете облегчить аналогичным образом процесс вождения для других водителей, и они по-прежнему будут представлять опасность для Вас, но если Вы сами будете знать основы безопасного вождения в тумане, то по меньшей мере наполовину опасность Вы снизите.

Отправляйтесь в поездку только по мере необходимости

Да, Вы слышали это в прогнозах погоды, официальных сводках ГИБДД, где говорили о предстоящем тумане, да и в окно собственного дома Вам не видно даже соседнего здания, но ведущие прогнозов и официальные лица не случайно предупреждают об опасности. Ваша поездка по-настоящему что срочное или важное? Настолько срочное и настолько важное, что Вы готовы подвергнуть себя и своих пассажиров опасности? Если нет, то, может быть, лучше остаться дома, выпить чашечку чая и подождать, пока видимость улучшится, занявшись не менее важными делами дома? Мы можем поручиться за то, что это будет приятнее и продуктивнее, нежели застрять в огромной пробке, или, что ещё хуже, стать причиной такой пробки в холодный туман.

Проверьте фары и используйте их правильно

Если Вы все-таки решили рискнуть, то, прежде чем поехать, Вы должны проверить работоспособность Ваших световых приборов - этому, в общем-то, нас обязывают даже ПДД. Включите все внешние огни Вашего авто и проверьте, не перегорели ли в них лампочки - спереди и сзади. Работу сигнала заднего хода в заднем фонаре Вы можете проверить, например, встав задом перед отражающей стеной (забором из некрашенного профнастила, например).

Оказавшись в условиях тумана, обязательно включите противотуманные фары при их наличии и задние противотуманные фонари, если туман достаточно сильный. Помимо проверки перед выездом работоспособности внешних световых огней Вашей машины, необходим также знать настройки и режимы работы этих огней - например, на многих автомобилях в режиме дневных ходовых огней противотуманные фары попросту не включаются, несмотря на то, что рычаг или обруч будет ставиться в режим включения противотуманных фар. Поэтому для работы ПТФ необходимо включить ближний свет фар.

Если у Вас автоматические фары с всевозможными датчиками, убедитесь, что они активировались - или, ещё лучше, активируйте их вручную по возможности поворотом выключателя фар в режим ближнего света.

Многие водители ошибочно предполагают, что условия тумана означают, что они должны использовать все самые яркие огни своего авто. Что, однако, совершенно неправильно. Вы всегда должны избегать использования, в частности, дальнего света фар в тумане, даже когда никого нет, потому что туман, во-первых, на самом деле отражает свет обратно на Вас, и это имеет эффект небольшого ослепления и отсвечивания дороги впереди Вас, что довольно опасно. Кроме того, ослеплённый во время тумана КамАЗ, летящий влобовую - это, вероятно, одна из худших перспектив поездки в туман. Так что если Вы даже случайно обнаружили, что индикатор фар на панели приборов загорелся синим цветом, немедленно переведите рычагом режим на ближний свет.

Кстати, используйте задние противотуманные фары, только если туман достаточно густой. Все автомобили оснащены задними противотуманными фонарями, потому что их включения в условиях густого тумана требуется законом. А Вы знаете, как включать и выключать их? Если нет, при первой же возможности загляните в инструкцию по эксплуатации. Помните, что и задние противотуманные фонари работают также только в режиме ближнего света фар, так что убедитесь, что Вы едете не с дневными ходовыми огнями или вовсе с выключенным светом.

Не включайте задние противотуманные фары раньше, чем это реально нужно, ну, разве только Вам очень хочется ослепить водителя позади Вас. Мы бы рекомендовали включать задние ПТФ только тогда, когда видимость дороги не превышает 100 метров (Вы ведь помните из ПДД, что передние противотуманные фары нужно включать в условиях недостаточной видимости, которая составляет менее 300 метров).

К слову, передние противотуманные фары выбрасывают низкоидущий широкий луч, который режет туман, чтобы помочь Вам увидеть края дороги. Их на самом деле совсем не обязательно использовать, если туман не очень густой, так как они хоть и предоставляют преимущество в плане видимости, но также имеют свойство ослеплять водителей встречного транспорта.

И не забывайте также, что, когда туман рассеется, Вам нужно будет выключить противотуманные фары и фонари как можно скорее, в противном случае Вы будете ослеплять водителей и позади Вас, и перед Вами. А ещё бывает, что туман расстилается локально местами - он то очень сильный с видимостью аж 10 метров и менее, то почти отсутствует. И здесь придётся постоянно "играться" с рычагом включения внешнего света.

Включите печку и/или кондиционер (климат-контроль)

Туман снаружи часто будет приводить к конденсации внутри салона автомобиля, и в туманную погоду, такой конденсат может образовываться весьма внезапно. Были даже случаи, когда водители очень долгое время ехали в условиях якобы тумана, но затем, когда видимость становилась практически нулевая, они останавливались на обочине, включали "аварийки", выходили из машины и... обнаруживали, что это был вовсе не туман, а их стёкла очень равномерно запотевали, а снаружи авто был уже вполне солнечный ясный день.

Как только Вы обнаружите, что въезжаете в зону тумана, включите печку или кондиционер, направив поток воздуха из дефлекторов на лобовое стекло: первая будет высушивать воздух, поступающий в салон автомобиля, за счёт сильного нагрева, конденсируя пар в себе, а второй также имеет свойство отлично осушать воздух и намного эффективнее печки, так что если Ваш обогреватель не справляется с образующимся на лобовом стекле конденсатом, то смело включайте кондиционер или климат-контроль при наличии. Вот только затем, когда Вы выедете из тумана и выключите кондиционер, откройте хотя бы слегка окна автомобиля и поменяйте направление обдува от лобового стекла, например, к ногам - потому что сразу после выключения кондиционера в салон пойдёт поток очень влажного воздуха - таково устройство кондиционера.

Возможно, Вам также придётся включить обогрев заднего стекла - не волнуйтесь, это абсолютно нормально и для летнего периода.

Некоторые современные автомобили имеют подогрев передних ветровых стёкол, которые могут быстро удалить осевший на лобовом конденсат и должны использоваться всякий раз, когда происходит конденсация в машине.

Держите дистанцию

Сохраняя разумный объём пространства между Вашим автомобилем и автомобилем впереди - это очевидно, когда видимость сильно падает, и туман только подтверждает это - на самом деле, большинство аварий во время недостаточной видимости происходит либо из-за неправильно выбранной дистанции, либо из-за неверно выбранной скорости движения (либо этих двух факторов, вместе взятых). Позвольте себе оставить достаточно времени, чтобы успеть среагировать, если что-то пойдёт не так.

Вы, возможно, думаете, что оставили достаточно места для торможения, если автомобиль перед Вами начнёт экстренно тормозить. Но что делать, если автомобиль перед Вами не оставил дистанции перед собой. Если он врежется в авто перед ним, то это приведёт к внезапной его остановке, намного быстрее, чем Вы ожидаете. В этом случае Вам будет недостаточно того расстояния, которое Вы оставили.

Кроме того, не забывайте о том, что в условиях такой влажной погоды мокрая дорога обуславливает гораздо больший тормозной путь.

Автошкола: вождение в туман

Современный климат и погода очень нестабильны. Все время идет чередование холода и тепла. После морозной ночи может наступить аномально теплое утро, вследствие чего образуется туман. А летом и осенью после жаркого дня туман может всю ночь висеть над трассой.  Все коварство тумана заключается в том, что он может наступить совершенно внезапно, так же, как и исчезнуть.

При многокилометровом покрытии он может много раз менять свою плотность. В самом плохом варианте из салона можно едва увидеть свой капот. Естественно, что продолжать движение в этом случае невозможно.

Очень часто он может зависеть от рельефа местности. Как правило, он образуется в низинах, около рек или горных долин. В самых нижних точках туман может начинаться на высоте нескольких метров от земли. В этом случае, какая-то видимость обеспечена, и можно продолжать движение.

Зимний туман отличается от летнего своей огромной протяженностью. Также отсутствует чрезмерное запотевание стекол, которые нагреваются от салона. Как нужно вести себя за рулем, если автомобиль погрузился в «молоко»?

Ориентация

В любое время суток необходимо придерживаться правильного расположения транспортного средства на дороге. При сильном тумане или ночью в этом помогает дорожная разметка или ограничительные столбы. По правилам эти столбики должны светиться красным цветом, ориентируя водителя о границе дороги, но их наличие есть далеко не на всех трассах.  Если они засыпаны снегом или вообще отсутствуют, то придется ориентироваться по краю асфальта или колее, которая остается от других автомобилей.

Линии разметки и навигатор – хорошие ориентиры в тумане. В ночное время хорошо помогают светоотражающие знаки. Чтобы их лучше разглядеть, можно на короткое время включить дальний свет. Следует помнить, что на некоторых перекрестках отсутствует осевая линия. В этот момент можно легко потерять дорогу. Поэтому лучше снизить скорость и ожидать, пока осевая линия снова будет видна. Если за это время автомобиль перестроился, то следует вернуться на свою разметку.

Отличным помощником  при езде в тумане является  спутниковый навигатор. На его экране достаточно четко отображена картинка, и можно понять, в каком направлении следует продолжать движение. Особо полезна эта вещь будет на больших развязках и перекрестках.

Свет

В любое время суток при тумане необходимо включать ближний свет, но, ни в коем случае, не дальний. В противном случае дорогу вообще не будет видно.  При горизонтальном свете перед автомобилем образуется белая стена, через которую невозможно что-либо разглядеть. По этой причине свет должен быть включен на ближнюю позицию. Следует помнить, что в этом случае, чем ниже находятся фары, тем лучше. У самого асфальта, как правило, концентрация тумана минимальна, поэтому свет будет проходить лучше.

В ночное время включенные противотуманные фары и ближний свет должны обеспечить безопасную видимость. Естественно, что скорость движения должна быть небольшой. В дневное время включать фары необходимо, чтобы другие водители смогли видеть ваш автомобиль.

Желтые противотуманные фары и всепогодные на основном свете, из-за своего спектра излучения, способны качественно улучшать видимость.  В дневное время  во избежание ДТП, необходимо как можно лучше обозначать себя на дороге. Желательно использовать задние противотуманные фонари. Практически все современные автомобили ими оснащены.

Необходимо помнить, что при хорошей видимости эти фонари могут слепить встречных автомобилистов. По этой причине во многих странах запрещено включать противотуманные фары без веских на то причин. Если автомобиль новый, то необходимо заранее изучить управление светотехникой, чтобы не было казусов на дороге.

Видимость

Туман является своего рода осадком, который ухудшает видимость дороги через лобовое стекло. Поэтому не нужно забывать о дворниках. При долгой езде стекла начинают запотевать и их необходимо очищать, как в салоне, так и с обратной стороны. Стоит отметить, что этот эффект происходит раньше у автомобилей, которые не имеют салонного воздушного фильтра. Избавиться от этого явления можно с помощью включения печки или кондиционера. Главное –  направить воздушный поток на лобовое стекло, тогда оно не будет запотевать.

Дабы улучшить видимость в тумане, время от времени можно мигать дальним светом или воспользоваться аварийной сигнализацией. При возникновении необходимости остановки желательно делать это как можно дальше от обочин. Лучше всего будет полностью съехать с дороги. Во время движения нужно концентрировать свое внимание не только на встречном потоке, но и на своем, так как спереди может медленно ехать другой автомобиль.

Скорость

В туманную погоду особое внимание следует уделять скоростному режиму. Скорость автомобиля должна быть такой, чтобы при возникновении препятствия, транспортное средство смогло остановиться, не столкнувшись с ним. При этом следует помнить, что на наших дорогах очень часто можно встретить старые автомобили, у которых габаритных огней практически не видно. По этой причине самой безопасной скоростью в туманную погоду считается 30-50 км/ч. Не стоит полагаться на свое мастерство и знание дороги, так как в туманную погоду невозможно увидеть все, что вокруг происходит. Двигаясь с таким скоростным режимом, можно практически при любой видимости моментально остановиться.

Скорость движения при такой погоде должна быть минимум вдвое ниже привычной. Видимых 40-ка метров может не хватить для полной остановки автомобиля, особенно в зимнее время года. При длительных поездках необходимо постоянно контролировать скоростной режим. 

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

Приёмы езды на автомобиле в условиях тумана

«Видимость — ноль, иду по приборам!» — фраза из бородатого анекдота про таксиста и лётчика давно стала крылатой среди водителей. В период густых летних туманов выражение становится особенно актуальным — вот только машиной, в отличие от самолёта, нельзя управлять вслепую. Как безопасно ездить в тумане, как сделать машину заметнее и улучшить видимость? Поговорим, как прорваться сквозь белую мглу без потерь.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Опасность тумана. Недостаточная видимость

Туман — одно из самых опасных для водителей атмосферных явлений. Взвесь из мелких капель воды существенно уменьшает прозрачность воздуха, что нарушает движение всех видов транспорта. Сложность вождения в тумане не только в снижении видимости: туман затрудняет ориентирование в пространстве, меняет восприятие скорости и расстояния. Правильно оценить положение предметов, людей и других машин в тумане очень сложно: в реальности они оказываются ближе, чем представлялось, а их скорость — выше.

Оценка собственной скорости в тумане тоже меняется — это как раз тот случай, когда лучше доверять приборам (спидометру), а не своим ощущениям. Растёт психологическая нагрузка на водителя, возникает нервное напряжение и усталость, начинают болеть глаза… В итоге именно в условиях тумана случаются самые массовые дорожные аварии.

Правила дорожного движения относят туман к условиям недостаточной видимости (не путать с понятием ограниченной видимости, где обзору препятствует рельеф местности или объекты вдоль дороги). Езда при недостаточной видимости требует от водителя определённой подготовки и правильных действий.

Как безопасно ездить в тумане

Сделать поездку в тумане полностью безопасной можно единственным способом — отказавшись от неё. И это не фигура речи: иногда дорожные условия настолько плохи, что лучше действительно переждать непогоду, чем испытывать удачу. Но если возможности взять таймаут нет, и ехать сквозь туман придётся в любом случае — будьте осмотрительны и всегда выполняйте несколько простых действий:

  1. Снизьте скорость. Это даст дополнительное время для реагирования на изменение дорожной обстановки и, при необходимости, на экстренное торможение. Но и не крадитесь черепашьим шагом — в густом тумане вы превратитесь в неожиданное препятствие для едущих сзади.
  2. Увеличьте дистанцию до едущей впереди машины. Не жмитесь к её заднему бамперу, пытаясь не упустить из вида. При недостаточной видимости безопасной считается дистанция, которую вы преодолеете за 4 секунды. Таким образом, если вы едете в тумане со скоростью 50 км/ч (13,9 м/с), выдерживайте дистанцию не менее 50 метров.
  3. Включите освещение. Даже если вы едете днём и неплохо видите дорогу, нужно чтобы видели и вас. Дневных ходовых огней в тумане явно недостаточно — включайте ближний свет и противотуманные фары. На них остановимся отдельно.

Противотуманные фары

Многие автомобили оснащены отдельными противотуманными фарами (ПТФ). Они заметно меньше головной оптики и спрятаны где-то в бампере — многие водители не воспринимают ПТФ всерьёз, считая их элементом дизайна или заменой дневным ходовым огням. Но именно противотуманные фары — лучшее оружие против погодных катаклизмов.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

В плотном тумане свет от обычных фар отражается от водяной взвеси в воздухе, рассеиваясь и создавая перед водителем белую пелену, лишь ухудшая видимость — этот эффект особенно заметен при дальнем свете. Противотуманные фары работают иначе.

Туман никогда не касается земли, он всегда стелется вдоль неё на высоте примерно полметра. Именно в этом месте — в нижней части бампера — расположены противотуманные фары. Особая форма их линзы или рефлектора даёт широкий и плоский пучок света с чёткой верхней границей. Это позволяет ПТФ подсвечивать дорогу под слоем тумана, не ослепляя водителя.

Из-за особенностей противотуманных фар в них редко встречаются светодиоды и, тем более, ксенон. В ПТФ применяются галогеновые однонитевые лампы формата h2, h3, h4, H7, h21 или HB4. Правда, бывают отличия в их цветовой температуре. Какого же цвета должны быть противотуманные фары?

Цвет настроения — жёлтый

Самые популярные цвета «противотуманок» — жёлтый и белый. Последний можно считать данью дизайну и моде — слишком уж выбиваются жёлтые фары из техностиля современных машин. Но именно жёлтые ПТФ наиболее эффективны в тумане.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Физически свет — это электромагнитное излучение с определённой длиной волны, от которой зависит видимый глазу цвет. Чем короче волна, тем сильнее рассеивание света. В условиях тумана этот фактор становится критичным: коротковолновая синяя часть спектра создаёт перед водителем засветку, поэтому не подходит для ПТФ. Белый свет является приемлемым компромиссом, но лучше всего туман «пробивает» длинноволновой жёлтый свет, почти не рассеиваясь в каплях воды.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Длина волны связана с цветовой температурой света, измеряемой в кельвинах (K). Для борьбы с туманом лучше всего подходят тёплые цвета от 2000 до 3500 K — учитывайте это при выборе ламп для противотуманных фар. Хотя если в ПТФ жёлтым выполнено само стекло, то достаточно установить обычную белую лампу согласно заводской спецификации.

Задние противотуманные фары

Противотуманные фары встречаются не только спереди, но и сзади — правда, назначение у них немного другое. Если передние ПТФ призваны без засветки осветить дорогу, то задние — сделать автомобиль в тумане заметным для других водителей.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Обычно задние противотуманные фары являются опцией (проверьте, есть ли они в вашем автомобиле), но у всех официально продаваемых в России машин они должны быть уже в «базе». На многих автомобилях задняя ПТФ всего одна, но её вполне хватает, чтобы эффективно «пробивать» туман. Обязательно задействуйте задние «противотуманки» при недостаточной видимости.

С задними противотуманными фарами есть проблема: некоторые водители включают их и в ясную погоду, считая, что так их автомобиль становится заметнее. Это очень плохая, не имеющая смысла практика, прямо запрещённая ПДД:

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

Яркая задняя ПТФ способна ослепить едущего позади водителя даже днём, что уж говорить о ночи. Ослепление красным светом мешает верно оценивать дистанцию, и шансы, что вас «поцелуют» в задний бампер, только возрастают. Не говоря о том, что это просто дурной тон, сравнимый с постоянно включенным дальним светом ночью. Поэтому используйте задние противотуманные фары только по прямому назначению — для езды в тумане.

Самостоятельная установка ПТФ

Если в комплектации вашей машины нет противотуманных фар, но они устанавливались на более дорогие версии — можно заказать оригинальные ПТФ, сверившись с каталогом запчастей и схемами. Как правило, вся необходимая проводка уже есть в автомобиле, и установка не составит проблем. Если же оригинальных «противотуманок» для машины нет, можно приобрести универсальные ПТФ. Главное, установить их как можно ниже: монтаж в бампере будет предпочтительнее крепления к радиаторной решётке.

Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь

Езда с «аварийкой» в тумане

Многие автомобилисты при езде в тумане включают аварийные огни, чтобы дополнительно обозначить машину. Стоит ли так делать? С одной стороны, включение аварийной сигнализации выглядит логично: мигающие жёлтые лампы действительно заметны в тумане, что в теории повышает безопасность. Но есть и другая сторона медали.

У аварийных огней есть совершенно чёткое назначение: сигнализировать другим водителям об аварии или о сломанном автомобиле на дороге. В тумане зачастую мы видим обратное: машины с включенной «аварийкой» не снижают скорость и даже совершают лихие обгоны «вслепую», будто мигающие «поворотники» делают их неуязвимыми. Смысл аварийных огней теряется: когда каждая вторая машина едет в тумане с «аварийкой», на неё перестают должным образом реагировать. В итоге перед реальными ДТП, тоже мигающими жёлтыми огнями, водители недостаточно снижают скорость, что приводит к массовым дорожным завалам.

ПДД предписывают включать аварийные огни на движущейся машине только в двух случаях: при буксировке и при замедлении из-за внезапного ослепления водителя. То есть при движении со скоростью заметно ниже потока. Та же логика применима и при недостаточной видимости: включайте «аварийку», если вы действительно замедлились и крадётесь по первой полосе, словно Ёжик в тумане. Но включать аварийные огни, не снижая при этом скорости — вводить в заблуждение других водителей.

Водительские хитрости

Помимо обязательных действий, прописанных в ПДД, есть и менее очевидные водительские приёмы, помогающие повысить безопасность езды в тумане.

  • Если в вашем регионе туманы — не редкость, откажитесь от модного голубоватого ксенона и холодных белых диодов в головной оптике. Установите галогеновые лампы с низкой цветовой температурой, свет которых в тумане рассеивается меньше.
  • Тщательно планируйте свой маршрут. Если по пути есть особо туманные места (низины, горные серпантины), а погода пасмурна — подумайте над вариантами объезда. Лучше ехать дольше, но безопаснее.
Езда в тумане. Сквозь мглу без потерь
  • Боритесь с запотеванием стёкол, которое часто возникает при высокой влажности (в тумане), ещё сильнее снижая обзорность. Обрабатывайте внутренние поверхности стёкол специальным средством от запотевания («антифогом»), чаще меняйте салонный фильтр и используйте кондиционер. Подробнее об уходе за стёклами читайте в отдельной статье.
  • Используйте поляризационные очки водителя с жёлтыми линзами — они отлично показывают себя в условиях недостаточной видимости. Поляризация защищает глаза от отражённого света, улучшая обзорность и снижая нагрузку на водителя.

ПДД – противотуманные фары: какие и когда можно использовать?

Давайте разберемся, что говорит ПДД о противотуманных фарах? Каких видов они бывают? Куда устанавливать такие фары? Как правильно пользоваться, чтобы не нарушать правила и никому не доставлять неудобств?

Противотуманные фары и фонари

Подобный тип источника света входит в общую систему освещения автомобиля. Светотехника предназначена для более интенсивного освещения автодороги ночью, а также в непогоду, когда видимая дистанция недостаточна для безопасного передвижения. К этой системе относятся:
  • Приборы головного света, задние огни и стоп-сигналы.
  • Освещение автосалона, подсветка бардачка, багажного отделения.
  • Передние противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
  • Подсветка регистрационных знаков и приборов информационной панели управления.

Виды противотуманок

По ПДД применение противотуманных фар разрешено официально, многие производители оснащают противотуманками выпускаемые авто на заводе. Но также выпускается множество универсальных видов сторонними компаниями. По типу бывают:
  • Передние противотуманные фары;
  • Задние противотуманные фонари.
По конструктивным особенностям различаются по источнику применяемого света. Распространенные виды противотуманных фар:
  • Галогенные. Относительно недорогие источники света, востребованные среди автолюбителей. К недостаткам можно отнести короткий срок службы ламп. При интенсивной эксплуатации требуют частой замены;
  • Ксеноновые. Характеристики светового спектра лучше, чем у галогенных ламп. Достаточно долго работают. Цена довольно высокая;
  • Светодиодные противотуманки. Самая высокая ценовая категория. Лампы с отличным световым лучом. Имеют продолжительный срок службы. Лампы склонны к перегреву. Требуют достаточно хорошей вентиляции.

Как определить предел видимости?

Использование противотуманных фар ПДД строго регламентировано. Плохая видимость дорожного полотна — это когда обзор до впереди идущей машины менее 300 метров в обстановке сумерек, а также в ситуации, когда льет дождь, стоит туман или интенсивно идет снегопад. Как определить на глаз в непогоду, что видимость ограничена? Необходимо сосчитать опоры линии электропередач, которые установлены вдоль автодороги. Если видно менее 6 штук, то обзор затруднен и составляет менее 300 метров. Расстояние между столбами равно пятидесяти метрам. В таких условиях необходимо снизить скорость автомобиля и быть предельно внимательным.

Когда используются противотуманки?

Согласно норме № 19.4 ПДД, противотуманные фары передние предназначены для дополнительной подсветки проезжей части ночью или когда наступают сумерки совместно с устройствами головного света. Использование разрешено на неосвещенных участках или в условиях ограниченной видимости вызванной погодными явлениями. А также как ходовые огни, взамен ближнего света, согласно пункту № 19.5, днем. Подробное разъяснение ПДД и ГОСТ можно прочесть в этой статье: https://businessman.ru/new-dnevnoj-xodovoj-ogon-razyasnenie-gost-i-pdd.html.

В отношении работы фонарей, находящихся сзади, действуют отдельные нормы. Когда включать по ПДД противотуманные фары, установленные в корме автомобиля? Задние противотуманки предназначены только для дополнительного обозначения автомобиля в обстановке плохой видимости: тумана, снегопада, сильного ливня и прочего. Включение в обычной ситуации запрещается.

Установка

Стоит уделить внимание правильному монтажу дополнительных источников освещения. Установка противотуманных фар по ПДД в России имеет некоторые особенности и ограничения:
  • Излучаемый свет должен быть молочно-белого спектра или иметь ярко-желтый цвет.
  • Разрешается монтаж только парных источников направленного света. Используемый вид лампы должен быть однотипным.
  • Установка дополнительного устройства возможна не выше уровня стационарных фар автомобиля. Нижняя точка должна быть выше 25 сантиметров от поверхности дорожного полотна.
  • По габаритам транспортного средства разнос не может превышать 40 см (при ширине машины 1.3 м) и 60 см (для остальных).
  • Подключение противотуманных фар необходимо вывести на отдельный тумблер.
  • Угол излучаемого светового луча должен быть в пределах от -10 до +15 градусов по вертикали.
  • Горизонтальный угол должен быть в пределах от -10 до +45 градусов.
Точное место установки правила не регламентируют.

Задние противотуманные фонари


Запрещается подключение задних противотуманных фонарей совместно со стоп-сигналами. Также не разрешено включать задние противотуманки, если общая видимость равна или выше 300 метров. Такие ограничения имеют объективные причины. Яркость, которую имеют задние противотуманные источники света, максимальная из всех огней, присутствующих в кормовой части автомашины. Они даже ярче стоп-сигналов. При достаточной видимости в нормальных погодных условиях вызывают ослепление водителей позади идущих авто. Также категорически недопустимо совмещать кнопки включения, отключения передних и задних противотуманных фар.

Дополнительные светодиодные фонари

Что говорят правила об установке противотуманных светодиодных фар? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте начнем с главных приборов головного света. Можно ли менять лампы головного света, которые рекомендует производитель, на ксенон или светодиоды? ПДД дают точный ответ, если производитель рекомендует или мог устанавливать не галогеновые рассеиватели света на конвейере для конкретной модели авто, то «модернизация» допустима. Если сказать проще, все что предусмотрено в комплектации автомашины — допустимо, все что не предусмотрено — запрещено.

Если просто взять и заменить галогеновые лампы на светодиодные противотуманные фары, то из-за конструктивных особенностей фары (линза рассеивателя работает правильно только с предназначенной для нее лампой) хорошего эффекта почти не получится. Фары, конечно, будут излучать больше света, но формирование пучка будет неправильным. Желаемого результата без замены самих фар достичь не удастся, кроме ослепления встречных водителей авто.


Все те же правила распространяются и на противотуманки со светодиодами. Установка не предусмотренных заводом-изготовителем противотуманных фар по ПДД (статья № 12 пункт № 5) предусматривает наказание. Эксплуатация автомобиля со световыми приборами, не предназначенными для конкретной модели, незаконна. Приведет к лишению водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев с конфискацией источников света.

Фотографии предоставлены интернет-агентством «ДримТрейд»

Безопасность при движении в тумане: восприятие и разница

Автомобиль относится к транспортным средствам повышенной опасности. Большое значение качество и безопасность вождения оказывают погодные явления. При недостаточной видимости в условиях снежной метели, проливного дождя, яркого солнца и густого тумана даже на идеальной трассе опытный автомобилист может попасть в неприятную ситуацию.

Часто осенью, в утренние часы, на горных дорогах или поздно вечером можно столкнуться с образованием на дорогах туманного облака. Такое атмосферное явление может образовываться рядом с природными водоемами. Оно существенно ограничивает видимость, тем самым значительно повышая риск возникновения различных ДТП.

По статистике, большую часть аварий в условиях тумана составляют столкновения с впереди идущей машиной. При этом упрекнуть водителей в том, что они не соблюдали необходимое расстояние – нельзя. Они следовали всем установленным мерам безопасности при движении в условиях тумана, но избежать ДТП не удавалось.

Почему это происходит, в чем кроется опасность этого природного явления для участников дорожного движения, и какие рекомендации существуют для благополучного преодоления туманного участка шоссе, рассмотрим в данной статье.

Почему опасен туман

Внимание - туман!Внимание - туман!

При таком атмосферном явлении в воздухе скапливается много воды. Она состоит из многочисленных частиц водяного пара. При холодной погоде оно может не рассеиваться до нескольких суток.

При движении в тумане искажается восприятие многих предметов, цветов, трудно различить ориентиры и дорожные знаки. Они кажутся гораздо дальше, чем есть на самом деле. Водителям следует знать, что все цвета также искажаются. Желтый сигнал светофора будет восприниматься с красноватым оттенком, а зеленый станет желтым. Единственное, доверять можно красному цвету, он остается неизменным.

Эту информацию необходимо использовать при переезде перекрестка, регулируемым светофором. Именно на таких участках происходят больше всего столкновений. Зачастую он носят цепной характер, то есть в аварию попадают сразу несколько автомобилей, следующих друг за другом.

Еще одной опасностью для водителей является запотевание окон, которое возникает из-за разности температур внутри салона и снаружи, а также оседания капель воды на стеклах. Это делает ситуацию еще более опасной.

Кроме того, необходимо учитывать, что свет от передних фар при взаимодействии с туманным облаком рассеивается в обратном направлении, то есть к водителю. Это явление в лучшем случае создаст перед лобовым стеклом молочно-белую завесу, а в худшем – ослепит водителя.

Безопасность при движении в тумане

Правила безопасности при движении в туманеПравила безопасности при движении в тумане Правила безопасности при движении в тумане

О возникновении густого тумана на трассах метеорологическая служба сообщает заранее. Это дает возможность отменить поездку или более тщательно к ней подготовиться.

Следующие рекомендации помогут благополучно достичь пункта назначения, если вы попали в туманную область:

  1. Старайтесь придерживаться правой стороны дороги. Ориентиром могут служить линии разметки (если их видно) либо граница соприкосновения дорожного полотна с обочиной.
  2. Включая передние фары, используйте ближний свет. Учитывая, что при движении в тумане расстояние между машинами трудно определить точно, то дальним светом вы можете просто ослепить других автомобилистов. Кроме того, ближний свет разрешается использовать совместно с противотуманными фарами.
  3. Включайте стеклоочистители во избежание скопления конденсата
  4. Для того чтобы уменьшить запотевание стекол воспользуйтесь системой вентиляции или отопления салона.
  5. Используйте слух. Иногда именно на слух можно определить насколько далеко от вас двигаются другие автомобилисты. Для этого держите окно приоткрытым.
  6. Движение в тумане по ПДД предусматривает максимальное снижение скорости и запрет на обгоны. Скорость должна равняться ровно половине того расстояния, что вы способны разглядеть. Если видимость составляет 50 м, то двигаться вам нужно со скоростью не более 25 кмч.
  7. При снабжении автомобиля противотуманными фарами, они могут автоматически включаться в ситуации, с видимостью менее 50 м.
  8. Следите за показаниями спидометра
  9. Для уточнения наличия впереди транспорта используйте время от времени звуковой и(или) световой сигнал. Особенно это актуально для загородных трасс.
  10. При видимой дорожной разметке займите центральное положение
Действия при попадании в туманДействия при попадании в туман Действия при попадании в туман

Помимо советов существует и ряд запрещающих приемов, к которым прибегать в условиях тумана не следует. Для определения расстояния не полагайтесь только на свет задних фар впереди идущего автомобиля. Помните, что свет может рассеиваться, а туман зрительно отдаляет все предметы, поэтому у вас возникнет искаженная информация.

Не подъезжайте близко к осевой разделительной линии. Это может привести к созданию аварийной ситуации. Запрещены обгоны и резкие торможения. Не смотрите в течение долгого времени в одну и ту же точку. Напряжение глаз приведет к их усталости, снижению зрения и слезотечению.

Основные рекомендации к технике вождения

Меры безопасности при тумане на дороге предусматривают и некоторые особенности вождения. Само атмосферное явление не так опасно, как излишняя вера в собственный опыт и способность справиться с любой ситуацией.

Старайтесь не допускать резкого торможения и внезапных остановок. Если возникла необходимость остановиться, то делайте это плавно. Для предупреждения, следующих сзади вас, автомобилистов нажмите несколько раз на тормоз. Перед этим включите указатель поворота (правый).

При совершении объезда транспорта рекомендуется лично убедиться, что этому действию ничего не будет препятствовать. Обгон в тумане запрещен, даже если вы уверенны, что на дороге никого нет.

В дневное время для расширения видимой части дороги целесообразнее будет использовать более сильные основные фары. Использование специальных противотуманных фар сделает ваш автомобиль более заметным для других водителей.

Существует еще одна особенность при движении в условиях тумана, о которой многие автомобилисты забывают, или не придают значения. Она заключается в том, что дорожное покрытие становится влажным и скользким из-за оседания водяного пара. Это делает более слабым сцепление колес с поверхностью асфальта.

В ночное время или в осенние холодные дни влага на дороге может замерзать и образуется наледь. В такой ситуации следует соблюдать максимальную осторожность и собранность. Не отвлекайтесь от движения и следите за тем, как ведет себя машина. Если у вас небольшой опыт вождения, то в таких условиях лучше переждать плохие погодные условия на стоянке.

Движение в тумане по горным дорогам

Особенности управления автомобилем в туманеОсобенности управления автомобилем в тумане Особенности управления автомобилем в тумане

Частыми спутниками горной дороги являются туманы, которые могут возникать внезапно и стоять достаточно долгое время. Этому способствует резкое изменение температуры в горной местности.

Очень важно перед поездкой в горы провести полную и тщательную проверку технического состояния транспортного средства. Особое внимание уделить нужно работе двигателя. Подготовить систему охлаждения. Следует позаботиться и о наличии таких дополнительных аксессуаров, как лопата, трос, антибликовый автомобильный козырек или щитки, солнцезащитные очки для водителя.

Скорость регулируйте в зависимости от состояния и извилистости дороги. На крутых участках используйте минимальную скорость. При ухудшении видимости включайте противотуманные фары. Езда накатом на серпантине запрещена, особенно если вы вынуждены двигаться в тумане.

При подъезде к высокому участку подавайте звуковые сигналы встречным машинам. В темное время можно присоединить и световое оповещение. У горных дорог для остановок создаются специальные площадки, остановки делайте только на них.

 Плакат в учебный класс или для проведения занятий доступен по кнопке Скачать 

Полезные советы

При движении в тумане не забудьте включить противотуманные фары и задний противотуманный фонарь (находится с левой стороны автомобиля).

Наибольшую опасность для водителя, особенно зимой и в ночное время, представляет туман. Для образования тумана необходимо несколько условий: насыщенность воздуха водяными парами, быстрое понижение температуры (например, вечером) и содержание в воздухе большого количества взвешенных и ионизированных частиц. Таким образом, появление тумана наиболее вероятно осенью, зимой, в начале весны. Чаще всего туман образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, куда стекает холодный, плотный воздух, а естественные преграды мешают его рассеиванию ветром. Особенно сильный туман образуется в холодное время года при длительном выхолаживании почвы, большой влажности и безветрии. Такой туман может держаться несколько дней.

Метеорологическая дальность видимости значительно меняется в зависимости от интенсивности тумана. Если дальность видимости составляет 500–1000 м, туман считается слабым, 50–500 м — умеренным и менее 50 м — сильным. Сильный туман представляет наибольшую опасность при проезде перекрёстков и, особенно, железнодорожных переездов. Из-за него водитель не видит дорожные знаки, плохо различима световая сигнализация. В тумане происходит в шесть раз больше наездов на препятствия, чем за такой же период времени его отсутствия.

Туман

Особо следует остановиться на освещении. Наилучшим решением в данных условиях является использование противотуманных фар, предназначенных для улучшения освещения дороги в условиях недостаточной видимости. Такой эффект достигается за счёт широкого светового пучка, направляемого под пелену тумана, нижний край которого, как правило, не достигает поверхности дороги.

Однако все преимущества таких фар могут быть сведены на нет их неправильной установкой. Фары следует устанавливать таким образом, чтобы их нижний край располагался не менее 250 мм от поверхности дороги. Кроме того, устанавливать фары необходимо с таких расчётом, чтобы при их включении внешние боковые края были расположены не более 400 мм от габарита автомобиля по ширине.

На автомобилях должны быть установлены две противотуманные фары, причём их включение должно быть обеспечено совместно с габаритными огнями и освещением регистрационного знака. Установка одной противотуманной фары недопустима, так как в условиях недостаточной видимости водитель может принять движущийся навстречу автомобиль за мотоцикл, что создаст угрозу лобового столкновения. Не допускается устанавливать вместо противотуманных фар обычные автомобильные или мотоциклетные фары.

Согласно требованиям ПДД, в условиях недостаточной видимости противотуманные фары могут использоваться совместно с дальним или ближним светом фар. Наиболее предпочтительным является второй вариант, потому что включённые в тумане фары дальнего света только ухудшают видимость, поскольку их свет отражается от взвешенных частичек тумана и создаёт яркое пятно, слепящее водителя. Задние противотуманные фонари (один или два) могут применяться только в условиях недостаточной видимости как при движении, так и при остановке или стоянке. Однако их нельзя использовать как дополнительный стоп-сигнал, так как в обычных атмосферных условиях они могут вызвать ослепление движущегося сзади водителя.

Некоторые водители предпочитают в тумане двигаться за впереди идущим автомобилем, сокращая дистанцию. Это опасно — в тумане дистанция до движущегося впереди автомобиля кажется дальше, чем в действительности, что создаёт угрозу попутного столкновения при экстренном торможении, прибегать к которому во время тумана приходится постоянно. Кроме того, никто не может поручиться, что лидер, которому доверяется такой водитель, едет в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведомый слепо едет за лидером, и, когда тот съедет с дороги, устремляется за ним. А ехать за лидером поодаль бесполезно — на первом же повороте вы потеряете его из вида.

Во время движения не смотрите прямо вперёд: всё равно вы многого не увидите, а только утомите зрение, отчего перед глазами у вас пойдут радужные круги. Не пытайтесь превозмочь усталость, лучше ненадолго остановите автомобиль в безопасном месте, включите стояночные огни и отдохните, закрыв глаза.

Лучше всего придерживаться правого края дороги, ведь свет фар встречного автомобиля может вынырнуть из тумана в самый последний момент. Если впереди появился какой-либо свет, не устремляйтесь к нему: возможно, он находится за пределами дороги. Помните, что включённый красный свет свидетельствует не только о движущемся в попутном направлении автомобиле, но также стоящем автомобиле, ограждении места ремонтных работ или запрещающем сигнале светофора.

Самая большая опасность при движении в тумане — неосвещённые автомобили, велосипедисты и пешеходы, на которых можно наехать прежде, чем их заметишь. Чтобы избежать происшествия, необходимо двигаться с небольшой скоростью и воздерживаться от обгона.

При проезде перекрестков особое внимание необходимо обращать на расположение транспортных средств на проезжей части. Во время проезда перекрёстка рекомендуется наклониться вперёд над рулевым колесом и приблизить глаза к лобовому стеклу. Это поможет улучшить видимость дороги и окружающих объектов. Если вы снизили скорость при подъезде к пересечению, не спешите вновь увеличить её после проезда — подождите, пока автомобиль удалится на 50 — 60 м от перекрестка.

Мелкий гравий

Особая осторожность необходима при проезде железнодорожных переездов. При приближении к переезду необходимо снизить скорость с таким расчётом, чтобы иметь возможность остановиться перед переездом, не прибегая к экстренному торможению. Рекомендуется открыть окна и выключить магнитолу, чтобы иметь возможность услышать приближение поезда: в ночное время шум приближающегося поезда слышен за несколько километров.

Одной из разновидностей тумана являются испарения, скапливающиеся на высоте 1 м от поверхности земли. Как правило, они встречаются в низко расположенных и лесистых областях, слабо продуваемых ветром. При пересечении таких участков, особенно расположенных в низинах, необходимо включить противотуманные фары совместно с ближним светом фар и снизить скорость, чтобы иметь возможность остановиться в случае опасности. Не исключено, что в низине может находиться мост, ширина которого меньше ширины проезжей части дороги, или стоять неисправное транспортное средство.

И последнее: во время тумана всё внимание необходимо сконцентрировать на дороге, не отвлекаясь на разговоры, приём пищи, курение и т.п. Поскольку дорожные знаки и указатели видны очень слабо, их легко не заметить. Это грозит не только ошибкой в выборе дороги, но и дорожно-транспортным происшествием. Поэтому наблюдение за дорогой должно быть усилено, в чём большую помощь может оказать пассажир, сидящий рядом с водителем.

ПДД 19.4 - Противотуманные фары

При движении в условиях недостаточной видимости Вы можете использовать противотуманные фары:

1. Ответ Как отдельно, так и совместно с ближним или дальним светом фар.
2. Ответ Только совместно с ближним или дальним светом фар.
3. Ответ Только отдельно от ближнего или дальнего света фар.

Правила предписывают при движении в условиях недостаточной видимости использовать противотуманные фары только совместно с ближним или дальним светом фар.

Вы можете использовать противотуманные фары совместно с ближним или дальним светом фар:

1. Ответ Только в темное время суток на неосвещенных участках дорог.
2. Ответ Только в условиях недостаточной видимости.
3. Ответ В обоих перечисленных случаях.

Противотуманные фары Вы можете использовать как в условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь, туман, сумерки, когда видимость дороги менее 300 м), так и в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар.

При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог Вы можете использовать противотуманные фары:

1. Ответ Как отдельно, так и совместно с ближним или дальним светом фар.
2. Ответ Только совместно с ближним или дальним светом фар.
3. Ответ Только отдельно от ближнего или дальнего света фар.

Правила запрещают использовать противотуманные фары самостоятельно в темное время суток на неосвещенных участках дорог. Вы можете применять их только в комбинации с ближним или дальним светом фар.

Какие внешние световые приборы должны быть включены на транспортном средстве при движении в светлое время суток?

1. Ответ Только фары ближнего света.
2. Ответ Только противотуманные фары.
3. Ответ Только дневные ходовые огни.
3. Ответ Любые из перечисленных.

Любые из перечисленных приборов обладают достаточным световым потоком для обозначения ТС в дневное время и могут быть использованы водителем при движении в светлое время суток.

Противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно:

1. Ответ Только в тумане.
2. Ответ В условиях недостаточной видимости.
3. Ответ В условиях ограниченной видимости.

Совместно противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены не только в условиях тумана, но и в других условиях недостаточной видимости (дождь, снег), когда видимость дороги менее 300 м. В условиях ограниченной видимости противотуманные фонари не используются, так как они будут слепить следующих за Вами водителей.

Какие внешние световые приборы должны быть включены в светлое время суток на мотоциклах?

1. Ответ Только габаритные огни.
2. Ответ Фара ближнего света или противотуманная фара.
3. Ответ Включение внешних световых приборов днем на мотоциклах не предусмотрено.

На мотоциклах и мопедах при движении в светлое время суток должны быть включены ближний свет или противотуманная фара. Таким образом удается выделить малогабаритные ТС в потоке легковых и грузовых автомобилей.

Разрешается ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?

1. Ответ Не разрешается.
2. Ответ Разрешается, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости.
3. Ответ Разрешается.

В дневное время для обозначения ТС водитель может использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости.

Включение каких внешних световых приборов обеспечит Вам наилучшую видимость дороги при движении ночью во время сильной метели?

1. Ответ Противотуманных фар совместно с дальним светом фар.
2. Ответ Противотуманных фар совместно с ближним светом фар.

При движении ночью во время сильной метели дальний свет фар будет создавать слепящее действие и ухудшит видимость. В таких условиях целесообразно использовать включение противотуманных фар совместно с ближним светом фар.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о