Управление автомобилем в сложных дорожных условиях – Тема 26. Основы безопасного управления транспортными средствами. — Автошколадома | Автошкола онлайн | Водительские курсы ПДД | ПДД учебник онлайн

Содержание

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, — ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.


Правила вождения в сложных дорожных условиях

Вождение в сложных дорожных условиях требует от водителя опыта, выдержки и максимальной концентрации внимания. И даже это не гарантирует того, что получится добраться из пункта «А» в «Б» без приключений и проблем. Лучший совет, который можно дать на этот случай, звучит банально и просто: «Оставайтесь дома». Но следовать такому совету всю жизнь не удастся. Плюс, погода — штука динамичная, видимость и состояние дороги могут измениться в любой момент. Поэтому необходимо знать как вести себя в пути, чтобы не подвергать опасности свою жизнь, ни своих пассажиров, ни других участников движения.

Что такое сложные дорожные условия

К данным факторам вождения относятся причины, которые ухудшают управляемость автомобиля или ограничивают видимость.

Их делят на три категории:

  • Неблагоприятная погода. Снегопад и дождь одновременно ухудшают обзор и управляемость автомобиля. Гололед — подчиняемость авто. Туман крайне опасен из-за очень ограниченной видимости. В яркий солнечный день можно не заметить угрозы, если солнце будет светить прямо в глаза.
  • Дорожно-транспортная обстановка. Наличие придорожных строений и кустов, припаркованных и движущихся рядом крупногабаритных автомобилей мешает вовремя заметить опасность. Кроме того, большегрузные фуры могут представлять угрозу сами по себе из-за ограниченной видимости из кабины. Особенно их необходимо опасаться мотоциклистам.
  • Состояние автомобиля и груза. Неисправность стеклоочистителя, омывателя или отопителя салона могут ухудшить видимость до нуля. Крупные вещи в кабине препятствуют обзору. Опасность представляют перевозимые домашние животные, которые могут отвлечь водителя или залезть под педали. Кошка или, тем более, черепаха, забившаяся под педаль тормоза, могут стать для незадачливого водителя билетом в мир иной.

Снег

Полностью избежать вождения автомобиля в сложных дорожных условиях невозможно. Поэтому нужно к нему подготовиться.

Основы безопасного движения

Независимо от погоды, трафика и состояния транспортного средства, можно обеспечить безопасность за счет соблюдения трех параметров:

  • Дистанция. «Отпустить» автомобиль, движущимся впереди, на такое расстояние, чтобы при изменении ситуации вы успели остановиться. Рассчитывать на маневрирование не стоит: в экстремальных условиях может просто не остаться места для маневра. Проще всего рассчитать безопасную дистанцию по «правилу трех секунд». Независимо от скорости движения, у вас должно оставаться 3 сек.  на то, чтобы остановиться. Одна секунда уходит на реакцию водителя, следующая — на срабатывание тормозной системы, последняя — про запас. Отметьте на дороге элемент рельефа (дорожный знак, дерево, столб), мимо которого проезжает автомобиль, который едет спереди. Вы должны сравняться с  ориентиром не ранее, чем через три секунды.
  • Соответствующая скорость. Остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Это особенно важно при движении в тумане или ночью. Кроме того, скорость должна соответствовать состоянию дорожного покрытия и автомобиля. Если выпал снег, а вы не успели «переобуть» шины, просто езжайте как можно медленнее. Это касается и случаев ограниченной видимости из-за поломки «дворников», отопителя или омывателя.
  • Боковой интервал. Двигаясь «впритирку» к соседям, вы рискуете оказаться в «мертвой зоне» обзора и ограничиваете возможность маневра себе и другим. Особенно часто «грешат» несоблюдением интервала мотоциклисты, вклиниваясь между полос движения. В результате они становятся жертвами своих же ошибок.

Отдельной статьи заслуживает описание безопасного вождения мотоцикла. Рекомендации, сокращенные до одной фразы, выглядит так: «Не рассчитывайте на то, что вас заметят. Относитесь к другим транспортным средствам так, будто их водители желают вас убить».

Движение в тумане

Скопление в воздухе частичек конденсированного пара называется туманом. Нередко он формируется в низинах, где большая влажность может быстро проявить себя и почти мгновенно исчезнуть. Это же касается горной местности, где дороги в буквальном смысле проходят сквозь облака. Вы можете ехать по трассе с отличной видимостью и внезапно оказаться в «молочной пелене». Там может скрываться все что угодно: от дорожных ям до припаркованных грузовиков или поворотом дороги перед обрывом.

Туман опасен не только за счет сверхмалого расстояния видимости. Он обманывает зрение и «отдаляет» объекты. В результате скорость транспортного средства кажется ниже, а расстояние до препятствий больше. Вот что надо делать, оказавшись в такой ситуации:

  • Сбавьте скорость, с «запасом». Не рассчитывайте на свою блестящую реакцию и орлиное зрение.
    Включите противотуманные фары. Их лучи светят под туманом, поближе к земле, где концентрация водяного пара ниже. Это позволяет не только обозначить себя на дороге, но и хоть что-нибудь рассмотреть. При отсутствии «противотуманок» обязательно включите ближний свет. Не пытайтесь ехать «на дальнем», это только навредит. Дальний свет ярко подсветит капли тумана на линии обзора водителя места и сильно ухудшит видимость.
  • Откройте окно. Акустические волны в тумане распространяются лучше, чем в чистом воздухе. При необходимости подайте звуковой сигнал, чтобы предупредить о вашем месторасположении. Лучше ориентироваться на слух, чем вовсе не осознавать дорожной обстановки.
  • Отпустить машину, которая едет перед вами, как можно дальше. Не забывайте об опасной способности тумана искажать расстояния. Оптимально сделать так, чтобы впереди идущее авто было на пределе видимости. Тогда вы сможете ориентироваться по нему, сохраняя возможность вовремя затормозить.

Мистика

  • Если туман слишком густой или вы не уверены в своих силах — остановитесь и переждите, заехав подальше на обочину или в подходящий «карман». Поставьте знак аварийной остановки, чтобы более смелые водители, движущиеся в кромешном тумане, смогли вовремя заметить ваше авто. Лучше опоздать на несколько часов, чем не приехать вовсе, встретившись со столбом или, что еще опаснее, залетев под кузов припаркованного грузовика.

Движение в дождь

В отличие от тумана, которого можно избежать, не выезжая ночью или рано утром, уберечься от дождя не получится. При этом он таит в себе сразу два угрожающих фактора: ухудшает дальность обзора и увеличение тормозного пути.

Крайне опасны первые капли дождя. На сухой дороге имеется слой пыли, который при попадании воды превращается в смазку, снижающую сцепление шин с дорогой. Проблема в том, что это происходит неожиданно, а скользкие участки невозможно определить на глаз. При этом машина ведет себя также, как в гололед.

Если дождь достаточно сильный и долгий, грязь смывается. Однако это не снимает проблемы скользкой дороги. Даже самые лучшие шины держат машину на мокром асфальте намного хуже, чем на сухом. Если же резина «лысая», то опасность возрастает в геометрической прогрессии. Вода из-под колес отводится по канавкам в покрышках, которые образуются за счет наличия ламелей. Это обеспечивает надежное сцепление с дорогой в «пятне контакта». Изношенный протектор е в состоянии отвести воду, в результате чего возникает крайне опасный эффект аквапланирования, когда машина начинает буквально плыть по лужам, теряя сцепление с асфальтом. Соответственно, траектория движения оказывается крайне непредсказуемой и нередко заканчивается больничной койкой или более грустным финалом.

Советы по безопасному вождению в дождь просты: если не уверены в качестве покрышек, то не спешите и сбавьте скорость, особенно перед поворотами и лужами. Если же уверены — все равно не спешите.

Движение в гололед

При недостаточном опыте вождения лучше попросту не выезжать на дорогу, покрытую льдом. Особенно это касается знаменитого «дня жестянщика», когда наледь на асфальте появляется впервые еще осенью. Этот тот день, когда «если не ты, то тебя». Одни водители не успевают перестроить поведение на дороге в соответствии с ее состоянием, другие — сменить летнюю резину на зимнюю «липучку» или «шиповку». Третьих ненастье застает врасплох и они, не успев поставить свое авто в гараж до весны, вынуждены добираться по ледяной дороге, не имея навыков.

Главные опасности скользкого покрытия: увеличение тормозного пути и высокая вероятность заноса. С первым можно бороться, снизив скорость. Нарушение движения автомобиля требует активных действий от водителя (если он не фаталист и не предпочитает наблюдать за хаотичным движением своего авто, оставаясь в водительском кресле).

Помните: вождение в гололед на переднем приводе сильно отличается от езды на заднеприводной машине. В обоих случаях нужно выкручивать руль в сторону заноса. Но без «фанатизма»: установите передние колеса точно в желаемом направлении движения. Порядок работы с педалью газа радикально отличается. На переднем приводе нужно чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса вытащили машину. На заднем — отпустить газ, чтобы задние колеса начали притормаживать, выравнивая траекторию. Полный привод требует не менять положения акселератора.

Самое важное — не поддаться панике и не пытаться остановить машину, нажав на тормоз. В этом случае вы полностью утратите контроль над ситуацией и сможете рассчитывать лишь на свою удачу. Важно отметить: везет в таких случаях крайне редко.

В остальном правила езды в гололед те же, что в любых сложных условиях: сбавьте скорость, держите дистанцию и не паникуйте.

Движение в сильный снегопад

Проблема состоит в плохой видимости, наличии снежного наката и наледи. Более того, свежий снег может скрывать под собой лед, который станет крайне неприятным сюрпризом при попытке остановиться перед перекрестком. Если рассматривать ненастье с этой стороны, то советы по вождению в снегопад будут те же, что для гололеда.

Длительный снегопад несет в себе дополнительную опасность: появление снежных заносов. Толстый покров сложно преодолеть даже на полноприводных машинах с блокировкой дифференциала. Для обычных городских легковушек уже небольшие сугробы могут стать непреодолимым препятствием. Особенно это опасно на трассе, где придется долго дожидаться помощи и нет возможности бросить машину и согреться в помещении. Поэтому планировать загородные поездки нужно с учетом прогноза погоды. Лучше перенести путешествие, чем застрять в снежном плену и не добраться до места назначения.

Если поездка в снегопад неизбежна или он застал вас врасплох, поможет следующее:

  • хорошие зимние покрышки и цепи противоскольжения;
  • удобная совковая лопата.

На заднеприводных машинах можно положить в багажник мешок с песком. Это улучшит сцепление ведущих колес с дорогой и даст просто и эффективный инструмент борьбы с гололедом. Багажник переднеприводной машины при возможности лучше не загружать, но захватить с собой немного песка тоже не помешает.

Перед началом движения дождитесь, пока обогреватель справится с запотевшими или заледеневшими стеклами и обеспечит хорошую видимость.

Алгоритм

Зимнее вождение требует соблюдения следующих правил, которые позволят справиться с заснеженной дорогой:

  • Если не удается тронуться на скользком покрытии, попробуйте стартовать со второй передачи (на автоматической коробке включите «2» или «L»).
  • Выехать из снега помогает «раскачка» — попеременное переключение первой и задней скорости. Можно просто «поиграть» сцеплением, выжимая его в крайней точке траектории, чтобы машина откатилась назад. На АКПП такой фокус не пройдет.
  • Чтобы выбраться из сугроба, нужно очистить снег под ведущими колесами, особенно под тем, что буксует. Насыпьте песок или щебень под колеса.
  • Попросите прохожих или пассажиров подтолкнуть машину. Это самый простой метод, эффективность которого зависит лишь от количества физической подготовки помощников.
  • Если машина сидит на днище, придется лопатой удалить снег из-под него. Процедура нелегкая, но неизбежная.
  • Никогда не выезжайте зимой за город с полупустым баком. Если вам не удастся самостоятельно выбраться из снежных заносов, запас горючего поможет не замерзнуть в машине, дожидаясь подмоги.
  • Ни в коем случае не стойте в низине или в окружении сугробов с заведенным двигателем. Нужно, чтобы выхлопные газы не скапливались возле автомобиля. Иначе угарный газ может проникнуть в салон. Эффект будет не хуже, чем в закрытом гараже. Но оценить его смогут лишь те, кто потом найдет автомобиль. Постарайтесь выехать на бугор или холм, очистить снег вокруг машины. Иначе вы будете поставлены перед грустным выбором: замерзнуть или угореть.

Движение при сильном ветре

На небольших скоростях поток воздуха не несет никакой опасности автомобилисту. Исключение составляют лишь ураганы, которые способны сдвинуть или поднять машину вверх. Для мотоцикла, который обладает худшим соотношением парусности и массы, порывы ветра несут серьезную угрозу. Они могут заставить потерять равновесие или изменить траекторию движения.

На больших скоростях порывы ветра опасны для машин и мотоциклов. Особенно непредсказуемые последствия в сочетании со скользкой дорогой.

Пыль и мелкие предметы, поднятые ветром, могут попасть в глаза. Поэтому первое что надо сделать — закрыть окна в машине и опустить визор мотошлема.

Есть и другие крайне опасные моменты:

  • Порыв ветра может сбить под колеса авто велосипедиста и даже вытолкнуть на дорогу пешехода, пропускающего транспорт.
  • Ветер ломает столбы и деревья, которые внезапно падают на машину или перед ней.
  • Поэтому при движении по дороге, возле которой растут крупные деревья, сбавить скорость до безопасной. Крыша машины может защитить от падения веток. Да и вероятность того, что дерево упадет точно на авто, невысока. Зато итог столкновения с толстым стволом на большой скорости предсказуем и крайне печален. Поэтому, как во всех предыдущих случаях, лучший совет — не торопитесь.

Поведение в критических ситуациях

Если аварии избежать не удается, позаботьтесь о том, чтобы выжить и минимизировать ущерб здоровью и имуществу. Правила поведения в аварийной обстановке таковы:

  • Не пытайтесь выпрыгнуть из машин. Статистика говорит, что это уменьшает шансы на выживание в 10 раз. Лучше доверьтесь прочности металла и системам безопасности вашей машины.
  • Никогда не отпускайте руль.
  • Старайтесь избежать фронтальных столкновений. Забор, кусты или мелкие деревья намного безопаснее, чем лобовое со встречным автомобилем. Особенно если его массы превышает вес вашей машины. По поводу мотоцикла и говорить нечего.
  • Скользящий удар снижает тяжесть последствий. До конца старайтесь свернуть.
  • Перед ударом упритесь в руль руками, а ногами в пол. Напрягите тело и опустите голову.
  • После аварии есть опасность возгорания машины. Поэтому необходимо быстро покинуть транспорт и помочь это сделать другим.
  • По возможности убедитесь в отсутствии утечек топлива и отключите зажигание (лучше — аккумулятор).
  • Если машина упала в реку (озеро, море и т.д.), необходимо дождаться пока вода заполнит салон и после этого открывать дверь. Иначе обратный вашему движению поток воды с силой утащит внутрь, усугубит положение и не даст выбраться. Машина с закрытыми окнами заполняется неторопливо. Это дает время на то, чтобы сориентироваться в ситуации и набрать в легкие запас воздуха.

Вождение автомобиля в сложных условиях: резюме

  • Лучший способ выкарабкаться из неприятностей — не попадать в них. Поэтому по возможности старайтесь не выезжать в снег, дождь или гололед. Если пришлось выехать, держитесь в потоке. Большая скорость или обгон в сложных дорожных условиях — неоправданные факторы риска. Никогда не спешите. Горячка, как и паника, могут стоить вам жизни.
  • Следите за состоянием шин и наличием достаточного количества топлива.
  • И соблюдайте правила дорожного движения. Все пункты из них подкреплены реальными печальными событиями, поэтому нарушить ПДД — значит повторить чужие ошибки. Если есть время, пройдите в сертифицированной автошколе курс контраварийного вождения. Однажды это спасет жизнь.

 

Особенности управления автомобиля в сложных дорожных условиях

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, — ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.

Вождение в сложных дорожных условиях требует от водителя опыта, выдержки и максимальной концентрации внимания. И даже это не гарантирует того, что получится добраться из пункта «А» в «Б» без приключений и проблем. Лучший совет, который можно дать на этот случай, звучит банально и просто: «Оставайтесь дома». Но следовать такому совету всю жизнь не удастся. Плюс, погода — штука динамичная, видимость и состояние дороги могут измениться в любой момент. Поэтому необходимо знать как вести себя в пути, чтобы не подвергать опасности свою жизнь, ни своих пассажиров, ни других участников движения.

Что такое сложные дорожные условия

К данным факторам вождения относятся причины, которые ухудшают управляемость автомобиля или ограничивают видимость.

Их делят на три категории:

  • Неблагоприятная погода. Снегопад и дождь одновременно ухудшают обзор и управляемость автомобиля. Гололед — подчиняемость авто. Туман крайне опасен из-за очень ограниченной видимости. В яркий солнечный день можно не заметить угрозы, если солнце будет светить прямо в глаза.
  • Дорожно-транспортная обстановка. Наличие придорожных строений и кустов, припаркованных и движущихся рядом крупногабаритных автомобилей мешает вовремя заметить опасность. Кроме того, большегрузные фуры могут представлять угрозу сами по себе из-за ограниченной видимости из кабины. Особенно их необходимо опасаться мотоциклистам.
  • Состояние автомобиля и груза. Неисправность стеклоочистителя, омывателя или отопителя салона могут ухудшить видимость до нуля. Крупные вещи в кабине препятствуют обзору. Опасность представляют перевозимые домашние животные, которые могут отвлечь водителя или залезть под педали. Кошка или, тем более, черепаха, забившаяся под педаль тормоза, могут стать для незадачливого водителя билетом в мир иной.

Полностью избежать вождения автомобиля в сложных дорожных условиях невозможно. Поэтому нужно к нему подготовиться.

Основы безопасного движения

Независимо от погоды, трафика и состояния транспортного средства, можно обеспечить безопасность за счет соблюдения трех параметров:

  • Дистанция. «Отпустить» автомобиль, движущимся впереди, на такое расстояние, чтобы при изменении ситуации вы успели остановиться. Рассчитывать на маневрирование не стоит: в экстремальных условиях может просто не остаться места для маневра. Проще всего рассчитать безопасную дистанцию по «правилу трех секунд». Независимо от скорости движения, у вас должно оставаться 3 сек. на то, чтобы остановиться. Одна секунда уходит на реакцию водителя, следующая — на срабатывание тормозной системы, последняя — про запас. Отметьте на дороге элемент рельефа (дорожный знак, дерево, столб), мимо которого проезжает автомобиль, который едет спереди. Вы должны сравняться с ориентиром не ранее, чем через три секунды.
  • Соответствующая скорость. Остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Это особенно важно при движении в тумане или ночью. Кроме того, скорость должна соответствовать состоянию дорожного покрытия и автомобиля. Если выпал снег, а вы не успели «переобуть» шины, просто езжайте как можно медленнее. Это касается и случаев ограниченной видимости из-за поломки «дворников», отопителя или омывателя.
  • Боковой интервал. Двигаясь «впритирку» к соседям, вы рискуете оказаться в «мертвой зоне» обзора и ограничиваете возможность маневра себе и другим. Особенно часто «грешат» несоблюдением интервала мотоциклисты, вклиниваясь между полос движения. В результате они становятся жертвами своих же ошибок.

Отдельной статьи заслуживает описание безопасного вождения мотоцикла. Рекомендации, сокращенные до одной фразы, выглядит так: «Не рассчитывайте на то, что вас заметят. Относитесь к другим транспортным средствам так, будто их водители желают вас убить».

Движение в тумане

Скопление в воздухе частичек конденсированного пара называется туманом. Нередко он формируется в низинах, где большая влажность может быстро проявить себя и почти мгновенно исчезнуть. Это же касается горной местности, где дороги в буквальном смысле проходят сквозь облака. Вы можете ехать по трассе с отличной видимостью и внезапно оказаться в «молочной пелене». Там может скрываться все что угодно: от дорожных ям до припаркованных грузовиков или поворотом дороги перед обрывом.

Туман опасен не только за счет сверхмалого расстояния видимости. Он обманывает зрение и «отдаляет» объекты. В результате скорость транспортного средства кажется ниже, а расстояние до препятствий больше. Вот что надо делать, оказавшись в такой ситуации:

  • Сбавьте скорость, с «запасом». Не рассчитывайте на свою блестящую реакцию и орлиное зрение.
    Включите противотуманные фары. Их лучи светят под туманом, поближе к земле, где концентрация водяного пара ниже. Это позволяет не только обозначить себя на дороге, но и хоть что-нибудь рассмотреть. При отсутствии «противотуманок» обязательно включите ближний свет. Не пытайтесь ехать «на дальнем», это только навредит. Дальний свет ярко подсветит капли тумана на линии обзора водителя места и сильно ухудшит видимость.
  • Откройте окно. Акустические волны в тумане распространяются лучше, чем в чистом воздухе. При необходимости подайте звуковой сигнал, чтобы предупредить о вашем месторасположении. Лучше ориентироваться на слух, чем вовсе не осознавать дорожной обстановки.
  • Отпустить машину, которая едет перед вами, как можно дальше. Не забывайте об опасной способности тумана искажать расстояния. Оптимально сделать так, чтобы впереди идущее авто было на пределе видимости. Тогда вы сможете ориентироваться по нему, сохраняя возможность вовремя затормозить.

  • Если туман слишком густой или вы не уверены в своих силах — остановитесь и переждите, заехав подальше на обочину или в подходящий «карман». Поставьте знак аварийной остановки, чтобы более смелые водители, движущиеся в кромешном тумане, смогли вовремя заметить ваше авто. Лучше опоздать на несколько часов, чем не приехать вовсе, встретившись со столбом или, что еще опаснее, залетев под кузов припаркованного грузовика.

Движение в дождь

В отличие от тумана, которого можно избежать, не выезжая ночью или рано утром, уберечься от дождя не получится. При этом он таит в себе сразу два угрожающих фактора: ухудшает дальность обзора и увеличение тормозного пути.

Крайне опасны первые капли дождя. На сухой дороге имеется слой пыли, который при попадании воды превращается в смазку, снижающую сцепление шин с дорогой. Проблема в том, что это происходит неожиданно, а скользкие участки невозможно определить на глаз. При этом машина ведет себя также, как в гололед.

Если дождь достаточно сильный и долгий, грязь смывается. Однако это не снимает проблемы скользкой дороги. Даже самые лучшие шины держат машину на мокром асфальте намного хуже, чем на сухом. Если же резина «лысая», то опасность возрастает в геометрической прогрессии. Вода из-под колес отводится по канавкам в покрышках, которые образуются за счет наличия ламелей. Это обеспечивает надежное сцепление с дорогой в «пятне контакта». Изношенный протектор е в состоянии отвести воду, в результате чего возникает крайне опасный эффект аквапланирования, когда машина начинает буквально плыть по лужам, теряя сцепление с асфальтом. Соответственно, траектория движения оказывается крайне непредсказуемой и нередко заканчивается больничной койкой или более грустным финалом.

Советы по безопасному вождению в дождь просты: если не уверены в качестве покрышек, то не спешите и сбавьте скорость, особенно перед поворотами и лужами. Если же уверены — все равно не спешите.

Движение в гололед

При недостаточном опыте вождения лучше попросту не выезжать на дорогу, покрытую льдом. Особенно это касается знаменитого «дня жестянщика», когда наледь на асфальте появляется впервые еще осенью. Этот тот день, когда «если не ты, то тебя». Одни водители не успевают перестроить поведение на дороге в соответствии с ее состоянием, другие — сменить летнюю резину на зимнюю «липучку» или «шиповку». Третьих ненастье застает врасплох и они, не успев поставить свое авто в гараж до весны, вынуждены добираться по ледяной дороге, не имея навыков.

Главные опасности скользкого покрытия: увеличение тормозного пути и высокая вероятность заноса. С первым можно бороться, снизив скорость. Нарушение движения автомобиля требует активных действий от водителя (если он не фаталист и не предпочитает наблюдать за хаотичным движением своего авто, оставаясь в водительском кресле).

Помните: вождение в гололед на переднем приводе сильно отличается от езды на заднеприводной машине. В обоих случаях нужно выкручивать руль в сторону заноса. Но без «фанатизма»: установите передние колеса точно в желаемом направлении движения. Порядок работы с педалью газа радикально отличается. На переднем приводе нужно чуть добавить обороты, чтобы ведущие колеса вытащили машину. На заднем — отпустить газ, чтобы задние колеса начали притормаживать, выравнивая траекторию. Полный привод требует не менять положения акселератора.

Самое важное — не поддаться панике и не пытаться остановить машину, нажав на тормоз. В этом случае вы полностью утратите контроль над ситуацией и сможете рассчитывать лишь на свою удачу. Важно отметить: везет в таких случаях крайне редко.

В остальном правила езды в гололед те же, что в любых сложных условиях: сбавьте скорость, держите дистанцию и не паникуйте.

Движение в сильный снегопад

Проблема состоит в плохой видимости, наличии снежного наката и наледи. Более того, свежий снег может скрывать под собой лед, который станет крайне неприятным сюрпризом при попытке остановиться перед перекрестком. Если рассматривать ненастье с этой стороны, то советы по вождению в снегопад будут те же, что для гололеда.

Длительный снегопад несет в себе дополнительную опасность: появление снежных заносов. Толстый покров сложно преодолеть даже на полноприводных машинах с блокировкой дифференциала. Для обычных городских легковушек уже небольшие сугробы могут стать непреодолимым препятствием. Особенно это опасно на трассе, где придется долго дожидаться помощи и нет возможности бросить машину и согреться в помещении. Поэтому планировать загородные поездки нужно с учетом прогноза погоды. Лучше перенести путешествие, чем застрять в снежном плену и не добраться до места назначения.

Если поездка в снегопад неизбежна или он застал вас врасплох, поможет следующее:

  • хорошие зимние покрышки и цепи противоскольжения;
  • удобная совковая лопата.

На заднеприводных машинах можно положить в багажник мешок с песком. Это улучшит сцепление ведущих колес с дорогой и даст просто и эффективный инструмент борьбы с гололедом. Багажник переднеприводной машины при возможности лучше не загружать, но захватить с собой немного песка тоже не помешает.

Перед началом движения дождитесь, пока обогреватель справится с запотевшими или заледеневшими стеклами и обеспечит хорошую видимость.

Алгоритм

Зимнее вождение требует соблюдения следующих правил, которые позволят справиться с заснеженной дорогой:

  • Если не удается тронуться на скользком покрытии, попробуйте стартовать со второй передачи (на автоматической коробке включите «2» или «L»).
  • Выехать из снега помогает «раскачка» — попеременное переключение первой и задней скорости. Можно просто «поиграть» сцеплением, выжимая его в крайней точке траектории, чтобы машина откатилась назад. На АКПП такой фокус не пройдет.
  • Чтобы выбраться из сугроба, нужно очистить снег под ведущими колесами, особенно под тем, что буксует. Насыпьте песок или щебень под колеса.
  • Попросите прохожих или пассажиров подтолкнуть машину. Это самый простой метод, эффективность которого зависит лишь от количества физической подготовки помощников.
  • Если машина сидит на днище, придется лопатой удалить снег из-под него. Процедура нелегкая, но неизбежная.
  • Никогда не выезжайте зимой за город с полупустым баком. Если вам не удастся самостоятельно выбраться из снежных заносов, запас горючего поможет не замерзнуть в машине, дожидаясь подмоги.
  • Ни в коем случае не стойте в низине или в окружении сугробов с заведенным двигателем. Нужно, чтобы выхлопные газы не скапливались возле автомобиля. Иначе угарный газ может проникнуть в салон. Эффект будет не хуже, чем в закрытом гараже. Но оценить его смогут лишь те, кто потом найдет автомобиль. Постарайтесь выехать на бугор или холм, очистить снег вокруг машины. Иначе вы будете поставлены перед грустным выбором: замерзнуть или угореть.

Движение при сильном ветре

На небольших скоростях поток воздуха не несет никакой опасности автомобилисту. Исключение составляют лишь ураганы, которые способны сдвинуть или поднять машину вверх. Для мотоцикла, который обладает худшим соотношением парусности и массы, порывы ветра несут серьезную угрозу. Они могут заставить потерять равновесие или изменить траекторию движения.

На больших скоростях порывы ветра опасны для машин и мотоциклов. Особенно непредсказуемые последствия в сочетании со скользкой дорогой.

Пыль и мелкие предметы, поднятые ветром, могут попасть в глаза. Поэтому первое что надо сделать — закрыть окна в машине и опустить визор мотошлема.

Есть и другие крайне опасные моменты:

  • Порыв ветра может сбить под колеса авто велосипедиста и даже вытолкнуть на дорогу пешехода, пропускающего транспорт.
  • Ветер ломает столбы и деревья, которые внезапно падают на машину или перед ней.
  • Поэтому при движении по дороге, возле которой растут крупные деревья, сбавить скорость до безопасной. Крыша машины может защитить от падения веток. Да и вероятность того, что дерево упадет точно на авто, невысока. Зато итог столкновения с толстым стволом на большой скорости предсказуем и крайне печален. Поэтому, как во всех предыдущих случаях, лучший совет — не торопитесь.

Поведение в критических ситуациях

Если аварии избежать не удается, позаботьтесь о том, чтобы выжить и минимизировать ущерб здоровью и имуществу. Правила поведения в аварийной обстановке таковы:

  • Не пытайтесь выпрыгнуть из машин. Статистика говорит, что это уменьшает шансы на выживание в 10 раз. Лучше доверьтесь прочности металла и системам безопасности вашей машины.
  • Никогда не отпускайте руль.
  • Старайтесь избежать фронтальных столкновений. Забор, кусты или мелкие деревья намного безопаснее, чем лобовое со встречным автомобилем. Особенно если его массы превышает вес вашей машины. По поводу мотоцикла и говорить нечего.
  • Скользящий удар снижает тяжесть последствий. До конца старайтесь свернуть.
  • Перед ударом упритесь в руль руками, а ногами в пол. Напрягите тело и опустите голову.
  • После аварии есть опасность возгорания машины. Поэтому необходимо быстро покинуть транспорт и помочь это сделать другим.
  • По возможности убедитесь в отсутствии утечек топлива и отключите зажигание (лучше — аккумулятор).
  • Если машина упала в реку (озеро, море и т.д.), необходимо дождаться пока вода заполнит салон и после этого открывать дверь. Иначе обратный вашему движению поток воды с силой утащит внутрь, усугубит положение и не даст выбраться. Машина с закрытыми окнами заполняется неторопливо. Это дает время на то, чтобы сориентироваться в ситуации и набрать в легкие запас воздуха.

Уровень профессионального мастерства водителя является одним из факторов, определяющих надежность его работы, и представляет собой объективную характеристику водителя. Он определяет имеющиеся у водителя навыки и способности, необходимые для безопасного управления автомобилем.

Профессиональная подготовленность водителя требует особой ответственности, так как от нее зависят безопасность и жизнь участников дорожного движения.

Научиться безопасному вождению автомобиля можно при условии хорошей теоретической и практической подготовки. Конечно, иметь хорошие знания необходимо, но для мастерского управления надо приобрести, сформировать в личном опыте приемы вождения автомобиля в сложных дорожных и погодно-климатических условиях, научиться вести себя в аварийных, критических ситуациях.

Любой водитель, даже недавно севший за руль, выполняет действия по управлению автомобилем автоматически, без участия сознания. Благодаря этому, все его внимание сосредотачивается на объектах, составляющих непрерывно меняющуюся дорожную обстановку. Внимательный водитель быстро учитывает все изменения дорожной обстановки и реагирует на каждое из них соответствующим расчетом. По мере накопления опыта расчет производится все более подсознательно и все с меньшими ошибками. Именно в этом проявляется разница между новичком и мастером – высококвалифицированным водителем. У опытных водителей быстрый подсознательный расчет оборачивается автоматическим выполнением правил движения. Уровень профессионального мастерства определяется и психологической подготовленностью, наличием высоких моральных качеств. Если водитель не обладает чувством высокой ответственности за безопасность других людей, его нельзя допускать к управлению транспортным средством.

Современному водителю работать труднее, чем его коллеге 30-40 лет назад. Возросли интенсивность и скорость движения, увеличились нервно-психологические нагрузки. Соответственно, выше стали требования, предъявляемые к сидящим за рулем. Сейчас уже недостаточно только хорошо владеть автомобилем. Уровень профессионального мастерства определяется и умением водителя думать, анализировать, видеть и прогнозировать.

Какими же основными принципами должен руководствоваться водитель, чтобы обеспечить безопасность движения в любой, самой сложной дорожно-транспортной обстановке?

Видеть самому и быть видимым другим – в этой краткой формуле заключен важнейший принцип мастерства управления автомобилем. По статистическим данным около 27% ДТП происходит из-за невнимательного наблюдения водителем за дорожной обстановкой.

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их возможности. Для этого он должен управлять автомобилем, используя свое зрение наиболее рационально. Ведь многие водители даже не задумываются над тем, правильно или неправильно они пользуются своим зрением, можно или нельзя совершенствовать свои навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгляда воспринять всю обстановку сразу. Для того, чтобы осмыслить дорожно-транспортную обстановку, водитель должен сконцентрировать свое внимание на наиболее важных элементах с точки зрения безопасности управления автомобилем. Можно выделить три основные группы таких элементов:

— поведение и состояние других участников движения;
— дорожные знаки, сигналы светофоров или регулировщика и дорожная разметка;
— дорожные условия.

Кроме того, водитель должен правильно оценивать положение своего автомобиля относительно выделенных элементов.

Водителям можно рекомендовать общие правила систематического наблюдения за дорожной обстановкой. Так, опытные водители выдерживают нужное направление своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Этот центр представляет собой условную точку, расположенную впереди по пути движения автомобиля. Обычно эта точка находится посередине полосы движения.

Как далеко следует смотреть водителю?

При нормальных условиях движения (хорошая погода, сухое покрытие) можно рекомендовать расстояние, которое пройдет автомобиль за 12 секунд. При скорости, например, 60 км/ч это расстояние равно, примерно, 200 метрам. Чем больше скорость, тем дальше вперед следует смотреть водителю.

Как показали наблюдения, водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко к центру дороги или к ее обочине.

Важным элементом наблюдения является также рациональное чередование быстрых осмотров дорожной обстановки с более длительным рассматриванием наиболее важных объектов.

Наиболее распространенная ошибка водителей – длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих собой особой важности с точки зрения безопасности движения (номерные знаки, внешность пешеходов, пассажиров и т.д.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часть ее только «пробегает» глазами. Ведь движение глаз водителя требует времени. Так, для перевода взгляда с одного объекта на другой нужно около 1,5 с., для фиксации взгляда на объекте и получения отчетливой видимости требуется еще 1 с., в ночное время и при искусственном освещении это время увеличивается. Водитель, рассматривающий второстепенные объекты, рискует наехать на другого участника движения, которого просто не заметил.

Для того, чтобы избежать таких ошибок необходимо использовать центральное зрение только для рассмотрения важных с точки зрения безопасности объектов. Но и на них не следует слишком долго концентрировать свое внимание. Всю информацию о предшествующей дорожно-транспортной обстановке нужно держать в памяти и не отвлекаться на объекты, не относящиеся к дорожному движению.

Много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущегося сзади транспортного средства. Причина заключается в неумении правильно пользоваться зеркалом заднего вида и объединять в целостное представление то, что водитель видит впереди своего автомобиля с тем, что он увидел в зеркало заднего вида. Опытный водитель тщательно отрегулирует зеркало заднего вида перед началом движения. Ведь тогда для наблюдения ему потребуется лишь незначительный поворот головы.

Наблюдение следует вести, когда впереди нет опасности, быстро взглянув в зеркало заднего вида. Особого внимания требует оценка расположения и относительной скорости следующих сзади транспортных средств. На основании таких оценок водитель может сделать вывод о величине дистанции между своим и следующим за ним автомобилем.

Надо помнить, что существует не просматриваемая в зеркало зона сзади автомобиля, которую водитель не может контролировать. Для ее осмотра необходим поворот головы назад.

Раскрывая данную тему, необходимо отметить, что молодые водители при восприятии обстановки ориентируются в основном по ее отдельным деталям и не могут создать целостной картины, что ведет к постоянным проблемам в ее восприятии. Они часто забывают о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля, концентрируют внимание непосредственно перед своим автомобилем и чрезмерно контролируют его движение.

Следующий принцип заключается в умении предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой движется водитель.

Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил и не успел переработать.

В противном случае при возникновении сложной дорожной ситуации, о возможном развитии которой у водителя нет необходимой информации, головной мозг запаздывает послать или вовсе не посылает исполнительные импульсы возбуждения мышцам рук и ног, а те в свою очередь, не воздействуют на органы управления автомобилем. Водитель с запаздыванием реагирует на возникшую опасность не потому, что он растерялся или невнимательно вел автомобиль (как обычно констатируется при разборе многих ДТП), а потому, что в его мозговых центрах не содержалась нужная информация для принятия правильного решения в данной критической ситуации.

Анализируя информацию, водитель только выявляет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Процесс прогнозирования можно представить, как ответы на следующие вопросы:

— что может произойти в ближайшее время?
— что произойдет с большей вероятностью?
— представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность?
— опасна ли ситуация в целом?

Можно выделить три основные причины ошибок водителя, связанные с прогнозированием:

— неправильная оценка опасности дорожно-транспортной ситуации;
— переоценка своих возможностей и мастерства управления автомобилем;
— сознательно повышенный риск.

Знание Правил дорожного движения и их соблюдение, конечно, повышает вероятность прогноза. Однако в большей степени на правильность прогноза влияет оценка наиболее важных пространственно-временных параметров, таких как скорость и ускорение, направление движения. По ним водитель может определить время и пространство, которым он располагает для выполнения маневра, оценить его безопасность.

Как показывают исследования, водители делают такие оценки с недостаточной точностью.

Так, например, водители особенно плохо определяют расстояние до встречного автомобиля, а вследствие этого неправильно определяется место встречного разъезда, а это уже опасно. Чаще всего водитель, движущийся с более высокой скоростью, недооценивает расстояние до точки встречи, а водитель медленно движущегося автомобиля переоценивает его.

Статистика аварийности показывает,
что наибольшее число ДТП происходит в ситуациях, когда потенциальная опасность (появление которой водитель считал маловероятной) вдруг становится непосредственной опасностью.

Примерами таких ДТП может быть наезд на пешехода, выбежавшего из-за стоящего автомобиля на дороге с малоинтенсивным движением или столкновение со встречным автомобилем, выехавшим из-за крутого поворота пустынной дороги.

Основная причина таких ДТП – это пренебрежение опасностью, появление которой водитель оценивал как маловероятное событие.

Вторая причина ошибок прогноза заключается в неправильной оценке водителями своих способностей и мастерства управления автомобилем. Как показали исследования, сильно переоценивают свои возможности водители со стажем работы от 2 до 5 лет.

Третья причина ошибок – сознательно повышенный риск со стороны водителя. Надо отметить, что сознательное рискованное поведение чаще всего является следствием индивидуальных качеств водителя.

Есть люди, которым нравиться рисковать просто так, из спортивного интереса. Про них можно сказать, что это черта их характера. Склонность к риску у водителей – очень опасная черта, так как она значительно повышает вероятность попадания в ДТП.

Следует сказать, что не все совершаемые водителями ошибки заканчиваются ДТП. Водитель, совершивший ошибку, может успеть сам ее исправить. Ошибку могут исправить другие участники движения. Кроме того, ошибка может не закончиться ДТП благодаря благополучным дорожно-транспортным обстоятельствам. В этом случае, водитель чаще всего не замечает своей ошибки. Это наиболее опасный вариант, так как водитель перестает правильно оценивать опасность своих действий.

Согласно Правилам дорожного движения водители должны принимать предупредительные меры в момент возникновения опасности.

Однако в силу различных обстоятельств (лимит времени, неправильные действия и т.д.) действия водителей часто приводят к ДТП. Как же поступать водителям в таких ситуациях? Необходимо, не дожидаясь наступления опасной обстановки, уже после обнаружения только признаков потенциальной опасности со стороны других участников движения, поступать по принципу ограниченного доверия. «Я не доверяю Вашим дальнейшим действиям и, поэтому предпринимаю предупредительные действия (снижаю скорость, готовлюсь к торможению и т.д.)». В этом заключается третий принцип мастерства управления автомобилем.

Более чем в четверти ДТП водители могли их избежать или снизить тяжесть последствий, если бы заблаговременно приняли меры безопасности до наступления кульминации опасной ситуации. Поэтому в процессе движения водители должны постоянно давать ответ на вопрос – имеются ли признаки потенциальной опасности.

Конечно, проще определить признаки, связанные с явным нарушением Правил (например, переход дороги в не установленном месте, нарушение правил обгона, остановки и стоянки и т.д.).

Для этого в большинстве случаев достаточно глубокого знания Правил дорожного движения.

Сложнее обстоит дело с так называемыми неординарными признаками, связанными, например, с усложненными погодными и дорожными условиями, поведением пешеходов, особенно детей. Для их обнаружения и оценки нужен определенный водительский опыт.

Зарубежные и отечественные исследования позволяют сделать вывод, что недостаток опыта поведения в условиях дорожного движения восполняется водителями за счет личного участия в конфликтных ситуациях на дороге, то есть путем самообучения. Процесс накопления такого опыта является случайным, длительным и далеко не всегда безопасным. Поэтому изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности позволит существенно сократить время приобретения водительского опыта.

9.2. Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20…30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50… 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5… 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2… 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

Особенности вождения автомобиля в дождь и снег

Эксплуатация транспортного средства в летнее время на свободной от пробок трассе способна доставлять удовольствие. Но использовать личный автомобиль приходится в любое время года, в том числе ночью и при плохих погодных условиях. Основные сложности в управлении возникают при выпадении осадков и при наличии тумана. Дождь и снегопад увеличивают риск ошибок и возникновения ДТП.

Основные сложности управления транспортным средством в сложных погодных условиях

Современные автомобили оснащаются новейшими системами, помогающими в управлении и компенсирующими ошибки в управлении. Но полностью исключить риск заноса автомобиля со всеми вытекающими последствиями не удается. Основными причинами возникновения аварийных ситуаций являются:

  • Снижение видимости и обзорности при снегопаде и дожде.

  • Дорога становится скользкой из-за выпавшего снега. Образовавшиеся во время дождя лужи также значительно ухудшают сцепление покрышек с дорогой.

  • Блики от света фар на влажной или заснеженной дороге сильно мешают в управлении автомобилем.

  • Автомобильные шины часто рассчитаны на определенное дорожное покрытие и режим вождения. Изменение данных условий негативно влияет на управляемость.

  • При снегопаде и дожде увеличивается тормозной путь автомобиля, что повышает уровень аварийности.

  • Даже если водитель в совершенстве владеет навыками управления в сложных погодных условиях, другие участники дорожного движения могут допускать серьезные ошибки.

Для того чтобы избежать аварийных ситуаций, желательно быть готовым к изменению погодных условий. Большое значение имеет качество покрышек и стиль управления транспортным средством. В некоторых случаях от поездок лучше всего отказаться.

Особенности вождения в дождь

Вождение в дождь на первый взгляд не имеет особых сложностей. При этом увеличение количества аварий является объективным фактом. Основные опасности для водителя заключаются в снижении видимости, появлении эффекта аквапланирования и снижении силы сцепления покрышек с дорогой.

Для того чтобы сделать поездку безопасной, необходимо придерживаться следующих правил:

  • В первую очередь требуется снизить скорость до 50 километров в час и менее.

  • Дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть увеличена, так как тормозной путь на скользкой дороге также возрастает.

  • Для того чтобы стать на трассе более заметным, необходимо включить фары и противотуманные фонари.

  • Остановка автомобиля обязательна, если стеклоочистители не справляются со своей задачей.

  • Перед пешеходными переходами необходимо быть особенно внимательными и до минимума сбрасывать скорость.

  • Перед лужами необходимо сильно снижать скорость, чтобы избежать скрытых под водой ям и эффекта аквапланирования.

  • При заносах обязательно исключаются резкие повороты рулевого колеса. Такой подход позволит избежать сноса транспортного средства с дороги.

Указанные рекомендации являются несложными и доступны для любого водителя. Соблюдение данных правил существенно снижает риск аварийных ситуаций, что гарантирует безопасность для водителя и пассажиров.

Как управлять автомобилем при сильном снегопаде

Вождение в зимнее время при сильном снегопаде является более сложным, чем при дожде. Усложняют управление сумерки, которые в зимнее время наступают гораздо раньше. Для того чтобы на дороге не возникло затруднений, перед поездкой необходимо очистить автомобиль от скопившегося снега и льда. В результате удается улучшить обзорность.

Вне зависимости от времени включатся фары и противотуманные фонари. Автомобиль становится более заметным на дороге. Скорость движения существенно снижается. При этом следует избегать резких разгонов и таких же торможений. Набор скорости и остановка должны быть плавными, а все действия лучше начинать делать заблаговременно.

Концентрация является основным условием безопасного вождения. При снегопаде необходимо не отвлекаться на разговоры, смотреть по сторонам, общаться по телефону. Обязательно увеличивается дистанция до впереди идущего автомобиля. Такой подход позволит избежать экстренного торможения и заноса транспортного средства.

При заносах нельзя резко выворачивать руль. Водитель должен постараться плавно вернуть автомобиль на траекторию движения. Также надо быть готовым к экстренным ситуациям, связанных с ошибками вождения других участников дорожного движения. Выполнение указанных рекомендаций позволит избежать ДТП, различных неприятностей на дороге, сохранить свои нервы и здоровье, сделать поездку комфортной и безопасной.

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях

15.08.2018 Сложные дорожные условия требуют от водителя особой внимательности

Движение в транспортном потоке

Когда дорога свободна от других транспортных средств, хорошо просматривается и имеет должное качество, водитель движется, руководствуясь только правилами дорожного движения. Но если автомобиль находится в черте города, представить такие условия сложно. Тут водитель полагается на свой опыт, т.к. чем выше скорость и меньше водительский стаж, тем труднее будет справиться с возникшей трудностью на дороге.

Двигаясь в общем транспортном потоке, водителю тяжело маневрировать из-за ограниченности пространства. Скорость движения устанавливается всем потоком и не всегда зависит от желания самого водителя. Когда поток автомобилей плотный, некоторые водители идут на риск возникновения ДТП, стараясь выбиться из общей скорости и вырваться вперед. Стоит сохранять спокойствие и самообладание.

Важной задачей движения в городском потоке является соблюдение дистанции. Выбирать ее нужно руководствуясь габаритами транспорта, качеством покрытия дороги, тормозной системой автомобиля, состоянием покрышек, погодными условиями.

Управление автомобилем в сложных погодных условиях (инструкция):

Сложно осуществлять перестроение на многополосной дороге. Проще перестроиться на полосу, где автомобили движутся медленнее, это обычно крайняя правая полоса. При перестроении следует правильно оценить расстояние до передней части опережаемого автомобиля, она должна быть в 3 раза больше размера автомобиля.

Движение на перекрестках и пешеходных переходах

По статистике самое аварийное место на дороге – это перекресток, т.к. в этом месте у водителей ограничена видимость дорожного полотна в попутном и встречном направлениях. Стоит тренироваться для того, чтобы отработать это маневрирование. Всегда стоит снижать скорость при приближении к перекрестку и готовиться экстренно затормозить при необходимости. Заведомо включить соответствующий сигнал поворота. Если перекресток нерегулируемый, то стоит руководствоваться знаками, а при их отсутствии, правилами ПДД.

Перекресток – это не сложно, главное знать все нюансы

Движение на пешеходных переходах и автобусных остановках Эти участки дороги являются опасными из-за частого появления на них пешеходов. При подъезде к пешеходному переходу стоит снизить скорость движения автомобиля и увеличить бдительность. Если видимость осложнена особенностями местности или погодными условиями, то стоит быть особо внимательным. Стоит обращать внимание на пешеходов, движущихся вдоль проезжей части, ведь их действия могут быть неадекватны.

В местах остановок маршрутных транспортных средств стоит быть готовым, что пешеходы могут перейти дорогу как перед автобусом, так и позади него. При проезде трамвайных остановок водители допускают ошибку в том, что не замечают ее.

Всегда стоит помнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности, и водитель, допустивший наезд на пешехода почти во всех случаях признается виновником.

2.1 Рекомендации по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях

2.1.1 Управление автомобилем на скользкой дороге

При движении по грунтовым дорогам встречается большое число препятствий: неровности, ямы, ухабы, корневища деревьев, канавы с водой и т.п. На таких дорогах сопротивление движению автомобилю оказывается гораздо больше, чем на дорогах с твердым покрытием, особенно во время дождя. На грунтовой дороге необходимо стараться двигаться с постоянной скоростью на пониженной передаче, как можно реже переключая ее. При таком режиме движения увеличивается коэффициент сцепления колес с дорогой. Чтобы избежать пробуксовки транспортного средства, нельзя резко тормозить и резко ускорять движение. Если дорога имеет глубокие колеи, лучше двигаться, пропуская одну из них между своих колес. Когда колеи уходят в лужу или грязь, безопасней продолжить движение по ним, так как дно колеи лучше утрамбовано. В этих случаях следует остановиться и проверить глубину и состояние грунта.

Небольшие участки дороги с грязью лучше преодолевать с разгона и без остановки. Если колеса автомобиля забуксовали, то не надо давать слишком большие обороты двигателю. Включив заднюю передачу, попытайтесь выехать назад по оставленному следу. Если и это не помогло и колеса основательно «зарылись» в грунте, необходимо откопать их, сделать искусственную колею, подложив под колеса ветки, доски, резиновые коврики салона и т.п. Можно воспользоваться помощью и пассажиров, посадив их на заднее сиденье (для заднеприводного автомобиля) или на капот (для переднеприводного автомобиля), тем самым, усиливая сцепление с грунтом ведущих колес. Пассажиры могут помочь и толкая автомобиль в «раскачку». При преодолении ям необходимо предварительно снизить скорость, притормозить, перейдя на пониженную передачу. Когда передние колеса плавно въедут в углубление ямы, небольшим усилием нажать на педаль управления дроссельной заслонки, и, дождавшись въезда задних колес в углубление, значительно увеличить скорость.

Не стоит преодолевать высокие уступы и глубокие ямы под прямым углом. В этом случаи колеса автомобиля будут стремиться двигаться вдоль препятствия, и машина потеряет маневренность и управление. Преодолевать их рекомендуется под углом 45-60 градусов. При движении по неглубоким лужам значительно снижать скорость нет необходимости. Но при этом рекомендуется заранее закрыть жалюзи радиатора, так как вода может быть подхвачена лопастями вентилятора и забрызгать систему зажигания автомобиля, находящуюся в подкапотном пространстве. Если по этой причине двигатель перестал работать, необходимо, открыв капот, протереть насухо систему зажигания, проветрив подкапотное пространство, попытаться запустить двигатель повторно.

После преодоления любых водных преград эффективность тормозной системы может снизиться из-за того, что тормозные колодки становятся влажными. Их можно просушить во время движения, нажимая несколько раз педаль тормоза. Очень опасно маневрировать по местности, покрытой высокой травой. В этих условиях возможен наезд автомобиля на пни, большие камни, острые сучья, поваленные стволы деревьев. Транспортное средство может попасть в глубокую яму или канаву. Такие участки рекомендуется предварительно пройти пешком или выбрать другой маршрут. На дорогах, покрытых гравием с большим количеством камней, необходимо снизить скорость и поднять стекла, увеличив дистанцию до впереди идущего транспортного средства и боковой интервал при разъезде с встречными автомобилями. Будет безопасней, если вы воздержитесь от обгонов и будете держаться подальше от грузовых автомобилей и автобусов. Двигаться по бездорожью на подъем надо на заранее выбранной низшей передаче, без остановок, резких рывков и торможений. Если впереди движется транспортное средство, необходимо увеличить до него дистанцию. Начинать движение на подъем целесообразней после преодоления его лидером. На спуск лучше применять торможение двигателем, переходя на низшую передачу. Избежать заносов поможет плавное вращение рулевого колеса без резких движений.

Для проезда водной преграды вброд, водителю, прежде всего, необходимо исследовать твердость грунта, глубину, наличие впадин и подводных камней. Для легковых автомобилей глубина преодолеваемого брода не должна превышать 0,5 метров. Выбрав траекторию движения, желательно поставить на ней специальные вешки для правильного зрительного ориентирования. Перед въездом в воду необходимо закрыть жалюзи, так как волна воды может забрызгать систему зажигания, что приведет к остановке работы двигателя. Движение осуществляется равномерно, на пониженной передаче, при средней частоте вращения коленчатого вала. Очень опасно долго находится в воде, если двигатель автомобиля перестал работать. В этом случае вода мгновенно проникает в глушитель транспортного средства, вымывается грунт из-под его колес. Если автомобиль долго находиться в воде в неподвижном положении, он может глубже погрузиться, создавая дополнительные трудности для начала движения. Перед выездом на берег частоту вращения коленчатого вала следует плавно увеличить. Выехав из воды, просушить фрикционные накладки тормозов многократным нажатием на педаль тормоза. При проезде водной переправы по льду водителю необходимо предварительно обследовать толщину льда, выбрав наиболее короткий путь движения. Для этого через каждые 20 метров пути вырубаются контрольные лунки. Толщина льда для легковых автомобилей на всем участке пути должна быть не менее 15 сантиметров. В случаях, когда толщина льда на переправе недостаточная для безопасного движения, необходимо, расчистив лед, уложить деревянные настилы и двигаться только по ним. Во всех случаях при движении по льду необходимо заранее высадить всех пассажиров, находящихся в автомобиле. Двигаться по переправе следует с постоянной небольшой скоростью (не более 10 км\ч), на пониженной передаче. Дверь со стороны водителя держат в открытом положении. При появлении воды, треска льда или его прогибов водителю следует увеличить скорость и быть готовым в случаях возникновения опасности провала автомобиля под лед немедленно покинуть свое транспортное средство.

Немаловажно знать действия водителей при буксировке. При буксировке на гибкой и жесткой сцепке разрешается перевозка пассажиров как на буксируемом, так и на буксирующем автомобиле. Водитель буксирующего транспортного средства (тягача) должен начинать движение плавно, на первой передаче. Для безопасного движения необходимо исключить необоснованные перестроения с одной полосы движения на другую. Следовать к месту ремонта нужно со скоростью не более 50 км\ч, без резких ускорений и торможений. Буксируемый автомобиль рекомендуется вести строго по колее буксирующего. Водитель буксируемого транспортного средства должен быть предельно внимательным, постоянно наблюдая за движением и сигналами буксирующего автомобиля. Если водитель тягача подал световой указатель поворота, водитель неисправного автомобиля должен сразу его продублировать. При буксировке на гибкой сцепке водитель неисправного автомобиля должен стараться, чтобы трос был постоянно в натянутом положении. Для этого используют педаль тормоза. Провисание буксировочного троса приводит к рывкам автомобилей и нередко приводит к обрыву связующего звена, а так же к повреждению сцепных устройств.

При остановке состава транспортных средств водитель буксирующего автомобиля заранее должен предупредить водителя буксируемого автомобиля. В этом случае снижать скорость надо постепенно, применяя торможение двигателем, переходя постепенно на пониженную передачу. Нежелательно производить остановку на спусках и подъемах.

Так как во время буксировки дистанция между автомобилями минимальная, небольшая скорость, при ограниченной видимости (для водителя неисправного автомобиля) — эти транспортные средства представляют определенную опасность и неудобства для других водителей. С целью обозначения таких автомобилей используют ближний свет фар или противотуманные фары (для буксирующего) и аварийную световую сигнализацию (для буксируемого).

Рассмотрим виды опасных участков.

Замасленная или покрытая свежими вяжущими материалами (например, только что положенный асфальт) дорога — очень скользкая

Лужа может быть глубиной и 1 см, и 1 м. Сразу составить представление о глубине невозможно, Под водой могут прятаться разные опасности. К тому же после проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель и т. д.

На полосах с более интенсивным движением транспорта лед быстрее тает, поэтому движение по таким полосам безопаснее, чем там, где автомобилей мало и, следовательно, ледовая корка на поверхности дороги дольше сохраняется.

1. Избегайте участки, имеющие масляные и нефтяные пятна.

Ясно, что таких ситуаций надо по возможности избегать (стараясь объехать опасные участки) либо пользоваться особыми приемами управления автомобилем.

Рассмотрим виды опасных участков.

Замасленная или покрытая свежими вяжущими материалами (например, только что положенный асфальт) дорога — очень скользкая. Изыскивайте любую возможность такой участок объехать. В жаркую погоду масляное пятно на дороге хорошо видно, объезжайте его.

2. Не въезжайте в глубокие лужи.

Лужа может быть глубиной и 1 см, и 1 м. Сразу составить представление о глубине невозможно, для этого надо все-таки заехать в воду. Но тогда… может быть уже поздно. Поэтому старайтесь объезжать участки дороги, скрытые водой. Под водой могут прятаться разные опасности. К тому же после проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель и т. д.

3. Двигайтесь по колее.

Если вы четко различаете колею, проложенную другими транспортными средствами, двигайтесь по ней. В колее сцепление шин с дорогой лучше.

На полосах с более интенсивным движением транспорта лед быстрее тает, поэтому движение по таким полосам безопаснее, чем там, где автомобилей мало и, следовательно, ледовая корка на поверхности дороги дольше сохраняется.

4. Когда дорога покрыта тающим льдом, избегайте двигаться по полосам с неинтенсивным движением.

Нужно также опасаться участков с не растаявшим льдом, встречающихся в тени деревьев или зданий. Учтите, что лед на таких закрытых от солнца участках тает медленнее, а ближе к вечеру быстрее замерзает снова, даже если в течение дня чуть оттаял.

Будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. Там ледяная корка на дороге появляется раньше, чем повсюду, а исчезает позже. В этих зонах повышенной опасности избегайте резких движений рулевым колесом, а также резких нажатий педалей «газа» и тормоза.

5. Без особой необходимости не обгоняйте.

Смена полосы движения на скользкой дороге — далеко не самая лучшая мысль из тех, что приходят в голову водителям. Поэтому лучше оставайтесь на своей полосе. Даже простая смена полосы на скользкой дороге грозит неприятностями, а обгон тем более. Этот маневр опасен и в хороших дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне рискованным.

6. Остерегайтесь снежных, песчаных заносов и мокрых листьев.

Объезжайте песчаные и снежные заносы, грязь или опавшие листья. Мокрые листья делают поверхность дороги скользкой, как лед. Если вы, скажем, попытаетесь затормозить на дороге, покрытой мокрыми листьями, то почти наверняка потеряете контроль над автомобилем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *