Святыни калужской области: Паломничество в Калужскую область – Азбука паломника – Калужская область: Священные места и религиозные достопримечательности Калужская область: просмотреть Священные места и религиозные достопримечательности (10)
Паломничество в Калужскую область – Азбука паломника
Россия
Православие в Калужской области
Первые упоминания о Калужской земле историки находят еще в XIV веке, но корни Православия этого региона уходят еще глубже — в XII столетие, когда насельник Киево-Печерского монастыря священномученик Кукша крестил вятичей, косневших в язычестве. С тех пор история Калужского края шествует рука об руку с православной верой. Она стала непоколебимой основой народной жизни, культуры и, конечно, государственности. Бедствия, которые выпали на долю калужских жителей, не могли поколебать эти основы. Несмотря на социальные, политические и духовные катастрофы калужская земля осталась верной Православию.
Теперь-то, когда возрождаются тысячелетние традиции, ясно видится, что метафизические понятия Калужская земля и Святая Русь это практически синонимы. Ведь Калужская земля это не только холмистые равнины, поймы Оки, города и веси, Обнинская АЭС, машиностроительные заводы, но и, конечно же, калужские святыни. Это уже действующие или восстанавливаемые храмы, монастыри, чудотворная Калужская икона Богоматери, святые угодники, пастыри. Все это и объединяется в устойчивый фразеологизм Святая Русь, весомой частицей которой является православная Калужская область.
Православная Калужской область под управлением митрополита Климента насчитывает более 200 храмов, в которых служат две сотни священников и около 40 диаконов, 11 монастырей, духовные семинария, училище и вечерня богословская школа, 3 православных гимназии, 70 воскресных школы, 52 православных библиотеки, 4 духовно-просветительских центра, 1 православное братство и 3 сестричества, 4 периодических издания. А теперь еще и православное поселение Спасово.
Населённые пункты
Калуга
Боровск
Козельск
Малоярославец
Святыни Калужской области
Родник, святой источник Пафнутия Боровского
Монастыри Калужской области
Все монастыри Калужской области
Оптина Пустынь
Ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области, в Калужской епархии.Монастырь находится на расстоянии около 2-х километров на северо-восток от г. Козельска: дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. В двух километрах от монастыря, на том же берегу Жиздры, также расположена станция Тупик.
Мощи: преп. Лев, Антоний, Макарий, Моисей, Амвросий, Иосиф, Иларион, Анатолий I, Анатолий II, Исаакий I, Варсонофий и Нектарий Оптинские, преп. исп. Рафаил Оптинский.
В часовне находятся чтимые могилы убиенных в 1993 г. иеромон. Василия и иноков Трофима и Ферапонта.
Адрес: Козельск, Калужская обл., 249723
Телефон: 8 (484) 425-01-10
Подробнее…
Храмы Калужской области
Основные храмы Калужской области
Где остановиться
Фото
Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.
Калужские святыни
Калужские святыни
— Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему?
— Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле.
Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября).
В наши дни все больше людей узнает о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей.
Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника — в молитве. Почитание святых угодников Божиих — это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых — не формальное памятование о какихто героях, живших когдато и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.
— Святых мест много, каждый храм — это святое место, каждая икона — это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен и Свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь.
Что касается святых мест, почитаемых народом, то назову следующие.
Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери, именуемая «Калужская». Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18/31 июля — в память избавления от холеры в 1898 г., 2/15 сентября — в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2/25 октября — в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста.
В настоящее время чудотворный образ пребывает в СвятоТроицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приносится в разные города Калужской епархии, где тысячи верующих встречают святыню и приходят поклониться ей.
Особое место для паломников — Калужская СвятоТихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским. Этот святой, по преданию, был родом из Киева, «матери городов русских». Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника.
Широко известен СвятоНиколаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.
В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари; стопа преподобного Антония, старца Оптинского; два крестамощевика со многими частицами святых мощей; резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: преподобных отцов КиевоПечерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
СвятоГеоргиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь, в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на Святой Горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления.
В БогородичноРождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Ее части, ничем не скрепленные, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворный образ находился в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней.
Любят паломники посещать СпасаНерукотворнаго пустынь в с. Клыково, расположенную в тихом живописном месте недалеко от Козельска. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.
Во многих храмах есть святыни, которые почитаются калужанами. СвятоГеоргиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери «Утоли моя печали» и Иерусалимской, написанной в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).
Главной святыней СвятоНикольского храма Калуги является житийная икона святителя Николая. В середине 30х годов прошлого века в этом храме служил настоятелем священномученик Иоанникий (Дмитриев). Он был ближайшим помощником архиепископа Августина: они вместе были расстреляны в 1937 г.
В селе Карижа, что под Малоярославцем, в храме Покрова Пресвятой Богородицы находится чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Боголюбский». Много людей приезжает сюда, чтобы вознести молитвы Царице Небесной.
— Сегодня Русская Православная Церковь ведет плодотворный диалог со старообрядчеством, при этом многие наболевшие исторические вопросы снимаются. Может ли это привести к тому, что место гибели и погребения одной из самых почитаемых в старообрядчестве святых — боярыни Морозовой, упокоившейся в Боровске, когданибудь станет нашей общей святыней?
— В настоящее время между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной старообрядческой Церковью ведется диалог, в результате которого проясняются некоторые исторические вопросы и меняются привычные стереотипы. Происходит осознание великой трагедии нашего народа, происшедшей во второй половине XVII века.
Я не думаю, что в ближайшее время могила боярыни Морозовой станет всеобщей святыней для православных христиан, так как есть еще много нерешенного и спорного. Данный вопрос еще подлежит глубокому историческому и богословскому анализу.
— Владыка, в завершение нашей беседы просим обратиться к нашим читателям, в том числе к тем, кто впервые планирует совершить паломничество к калужским святыням, с небольшим архипастырским наставлением.
— Пожелаю всем, кто направляется в паломничество по святым местам, в первую очередь обрести веру. Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Мы должны помнить, что паломничество – это не развлечение, а подвиг веры, и оно должна совершаться для укрепления веры, а не с целью посмотреть места. Сейчас, когда приезжаем в святые места, принято фотографироваться. Это хорошо, фотография продлевает память о месте, где человек был, но важнее в сердце запечатлеть свое пребывание молитвой.
Человек, совершающий паломничество, соприкасается со святынями, которые являются источником благодати Христовой, а для этого требуется духовная подготовка. Желательно еще до поездки познакомиться с историей монастыря или храма, куда человек собирается поехать. Узнать об имеющихся там святынях, о том, чем прославился монастырь, кто из подвижников в нем был, каковы особенности жизни в обители. Сейчас есть Интернет, и через Интернет можно получить необходимую информацию, которая будет полезна в поездке. Но главное, что необходимо, это подготовиться духовно, обрести дух молитвы. Необходимо еще до поездки начать молиться тому святому, который почитается в этом монастыре или храме, выучить тропарь ему. А если имеется чтимая икона Божией Матери, то прочитать описание ее явления.
Если паломничество совершается вместе с детьми, то они тоже должны к этому подготовиться. У ребенка есть любимые игрушки, с которыми он обычно не расстается, но, направляясь в поездку по святым местам, лучше ничего лишнего не брать. Ребенок должен понимать, что он идет в монастырь или храм, где пребывают святыни, и его сердце также должно наполниться любовью к ним. Странно видеть, когда ребенок прикладывается к иконе или мощам, а к сердцу прижимает куклу или машинку. Получается, игрушка ему дороже Бога. Надо с юных лет приучать ребенка к пониманию, что Бог для него превыше всего, что когда он стоит в храме или дома на молитве, то он предстоит Богу. И очень важно, чтобы дети видели пример своих родителей.
Беседовали М. и П. Тюренковы
Калужская область (монастыри) — Азбука паломника
Калужская область
Дата основания: 1444
Архитектор:
Конец XVI в.: Конь Ф. С. (ограда)
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1
Телефон: (48438) 4-37-39; (48438) 6-61-96
E-mail: [email protected]
Web: http://www.pafnuty-abbey.ru/
Основан в 1444 прп. Пафнутием Боровским — видным церковным деятелем, духовным наставником прп. Иосифа Волоцкого, митр. Макария и др. В XVI-XVII вв. один из крупнейших и богатейших монастырей центральной России, посещался великими князьями Московскими и царями. В 1610 после осады взят штурмом и разорен поляками, позже восстановлен. Большинство кирпичных келейных корпусов и стены с башнями сооружены в XVII в., есть и более древние сооружения. В 1812 разорен французами, при реконструкции в XIX в. разобрана часть старых зданий. Закрыт в 1923, на территории размещены ремесленная школа (позже школа механизации, в 1962-1992 — сельхозтехникум) и музей (закрыт в 1930-х). В 1955 начаты реставрационные работы, с 1968 на части территории монастыря действовал музей. Возвращен верующим в 1990, полностью передан епархии в 1992.
Подробнее…
Дата основания: 1995
Статус: действ.
Телефон: (4842) 57-71-25
Женский общежительный монастырь возобновлён в 1992 в виде монашеской общины. Ввиду занятости собора старого монастыря сторонней организацией разместилась в небольшом деревянном доме епархиального управления (Тульская ул., 44). С 1995 монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом.
Адрес: г. Калуга, ул. Дарвина, 13/33
Подробнее…
Дата основания: 1870-е
Статус: действ.
Образован в 1870-х при Крестовоздвиженской церкви и прилегающих постройках: каменном двухэтажном корпусе 1854 с кельями и трапезной и деревянной богадельне для священнослужителей сер. XIX в. Каменная ограда сер. XIX в. с готическими башенками и Святыми вратами. Упразднён в 1918. На территории монастыря здания 2-й и 17-й школ и прилегающие постройки, среди которых монастырские корпус 1854 и просфорня. Возобновлён 9.11.2006 как Архиерейское подворье. Монастырю возвращены два сохранившихся здания.
Адрес: г. Калуга, ул. Поле Свободы, 65, 65А
Подробнее…
Дата основания: XV в.
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., Перемышльский р-н, с. Гремячево
Web: http://gremyachevo.orthodoxy.ru/
Известен с XV в. как мужской. К нач. XVIII в. в кирпиче выстроены два храма, трапезная, ограда. В 1764 упразднён, храмы обращены в приходские. В сер. ХХ в. постройки значительно повреждены, ограда утрачена. В 2008 возобновлён как женский. Приписан к Малоярославецкому Николо-Черноостровскому монастырю.
Подробнее…
Дата основания: 2-я четв. XVII в.
Архитектор:
2013: Михеев А. Е. (ограда)
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., Мещовский р-н, пос. Искра, ул. Монастырская, 3
Телефон: (48446) 9-23-83
Мужской монастырь, основанный неподалеку от Мещовска после Смутного времени при помощи царицы Евдокии Лукьяновны и названный в память существовавшего до Смуты монастыря на реке Рессе. В 1764 переведен в заштатные, в XIX в. достаточно обеспечен, построены кирпичные кельи, ограда с башнями. В 1918 преобразован в коммуну, окончательно закрыт в 1929, постройки заняты коммуной «Искра». К 1990-м здания заброшены. Вновь открыт в 2001, в настоящее время активно восстанавливается.
Подробнее…
Дата основания: 2001
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., Козельский р-н, с. Клыково
Телефон: (48442) 7-01-25
E-mail: [email protected]
Web: http://www.klikovo.ru/
В 1993 при Спасской церкви в Клыково было образовано Архиерейское подворье. С 2001 мужской монастырь. К настоящему времени в обители 2 действующих храма, вновь выстроена колокольня, возведены ограда со Святыми вратами, 3 деревянных келейных здания, хозяйственные постройки, строится каменный трапезный корпус с храмом.
В 3 км ЮЗ монастыря обустроен святой источник в честь иконы Божией Матери Живоносный источник.
Подробнее…
Дата основания: кон. XIV — нач. XV вв.
Архитекторы:
- Начало 2000-х:: Курбатов В. В.: (монастырский корпус(корпуса))
- 1989:: Черников Е. А.: — реставрация (колокольня)
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., Козельский р-н, г. Козельск, монастырь Оптина Пустынь
Телефон: (48442) 5-01-15
Web: http://www.optina.ru/
Основан в кон. XIV — нач. XV вв. Согласно преданию, основатель — покаявшийся разбойник Опта, в монашестве — Макарий. Первоначально был общим — мужским и женским, затем — мужской. В 1724 приписан к Белевскому Преображенскому монастырю, но в 1726 вновь обрел самостоятельность. Начиная с 2-й четв. XIX в. и вплоть до закрытия крупнейший в России центр старчества, посещался многочисленными паломниками, многими выдающимися деятелями культуры и искусства. Закрыт в 1918, подавляющая часть братии репрессирована. К 1924 закрыты все храмы. Территория и здания в разное время использовались под краеведческий музей, детдом, санаторий, лесопильную артель, лагерь НКВД, лазарет, воинские части, ПТУ, жильё. После ликвидации музея в 1928 началось постепенное разрушение и разграбление обители. Четырёхъярусная каменная колокольня 1802-1804, фланкированная братскими кельями, была разрушена до нижнего яруса, ныне восстановлена без строгого соблюдения прежних форм. Ограда сер. XIX в. с семью башнями была разрушена частично, ныне восстановлена. В 1974 территория взята под государственную охрану, началась медленная реставрация зданий. Монастырь передан РПЦ в 1987, в 1988 возобновлен. К настоящему времени восстановлен, активно посещается паломниками.
В настоящее время имеет статус ставропигиального. Вблизи монастыря святые источники Амвросия Медиоланского, Пафнутия Боровского и Серафима Саровского.
Подробнее…
Дата основания: 2-я пол. XV в.
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., Дзержинский р-н, с. Льва Толстого
Телефон: (48434) 3-38-87
Основан по преданию во 2-й пол. XV в. прп. Тихоном Калужским. Во время Смуты разорён, в 1-й пол. XVII в. восстановлен. Первый каменный храм — Преображенский собор — начал строиться в 1677. К нач ХХ в. в монастыре было 4 храма, пятиярусная надвратная колокольня 1894, 5 братских корпусов, настоятельский и больничный корпуса, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания, конный двор, дом для монастырских работников и ограда с башнями. Закрыт по указу 1918, окончательно ликвидирован в 1924, территорию занял сельхозтехникум, затем воинская часть, здания повреждены, частично разрушены. Возрождён в 1993, сохранившиеся здания поэтапно переданы монастырю, возобновлены 3 храма, собор выстроен вновь.
Подробнее…
Дата основания: кон. XVI в.
Архитекторы:
2005-2009:: Анисимов А. А.: — реставрация
2005-2009:: Шарапов В. Н.: — реставрация
Статус: действ.
Адрес: Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2</p>
Свято-Никольский Черноостровский монастырь — православный монастырь в городе Малоярославце Калужской области. Монастырь расположился на высоком берегу реки Лужи (приток Протвы), на вершине так называемой Особной горы, иначе называемой Чёрным Острогом. Отсюда и название монастыря (Черноострожский со временем трансформировалось в Черноостровский). В Смутное время обитель была разорена литовцами и восстановлена лишь в 1659 году. В 1775 году монастырь упразднён по бедности.
Подробнее…
Дата основания: не позже 1564
Архитектор:
1914-1917: Сытин Н. В.: — строительство по собств. проекту (монастырский корпус(корпуса))
Статус: действ.
Адрес: г. Калуга, ул. Широкая, 49
Телефон: (4842) 55-59-36
Web: http://www.splavrenty.ru/
Основан на месте церкви Рождества Христова, в которой молился св. Лаврентий. Время основания точно не известно. Разорён в 1617, восстановлен после 1622. В 1776-1800 в монастыре находилась Духовная семинария, затем — Архиерейский дом. К нач ХХ в. в монастыре было 3 храма, колокольня, здание бывшего архиерейского дома, кельи, ограда с башнями (все сооружения каменные), а также некрополь. Закрыт в 1918, использовался в качестве лагеря для заключённых, затем под школу и жильё. Сохранилось только здание бывшего архиерейского дома. Вновь открыт в 1994 как Архиерейское подворье.
Подробнее…
Дата основания: не ранее 1498
Статус: действ.
Адрес: г. Калуга, д. Спас
Основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства кн. Д. Ф. Воротынского. С 1725 запустел, в 1764 упразднён. В 1763 собор, храм Введения с трапезной и одна келья были каменными. К нач. ХIХ в. кельи и стены утрачены. К нач. XX в. остались 2 храма, которые были приходскими. В 1930-х уничтожено древнее кладбище. Возобновлён в сер. 2000-х как женский. Является подворьем Казанского монастыря Калуги.
Подробнее…
Святые места Калужской области. Часть 3: Оптина пустынь и Шамордино
Друзья! Поздравляю всех с праздником Прощенного Воскресения! Желаю всем хорошего настроения и отсутсвия ссор с кем бы то ни было. Простите меня за всё, и я прощаю всех!
Мы продолжаем наше путешествия по святым местам Калужской губернии. После отбытия из Шаровкинова монастыря путь наш лежал в Козельский район Калужской области. Но перед осмотром районного центра мы не могли не прогуляться по двум знаменитым на всю Россию монастырям этого района — Свято-Введенской Оптиной пустыни и Свято-Амвросиевой пустыни в Шамордино. Соседство их неслучайно. Женский монастырь в Шамордино был основан оптинским старцем Амвросием, на закате своих лет основавшим эту обитель в 1891 году, и принявшием в ней место последнего упокоения.
1.
Уже на подъезде посреди верхушек деревьев показываются главы самого величавого и красивого храма Свято-Амвросиевой пустыни, собора Казанской Иконы Божией Матери
2.
Разумеется, на территории монастыря всё внимание обращено к главному храму, одному из самых красивых и необычных в России. Украшенные узорами стены, выполненные из кирпича красного цвета, арочные крыльца, одно из которых соединено в своеобразный мост, ведущий в соседнюю прихрамовую постройку и пятнадцать глав, венчающих это великолепное архитектурное сооружение — настоящий дворец царя Салтана из русской сказки.
3.
Казанский собор был освящен в самом начале двадцатого века. Годы разорения и запустения нанесли свой урон и Шамординской обители, но, к счастью, величавый собор не был разрушен, и после восстановления и повторного освящения уже ничто не напоминает о былой трагедии.
4.
Каждый элемент собора привлекает внимание красотой орнаментов и многоообразием элементов внешнего декора.
5.
Не менее великолепен внешний вид стоящего рядом с Казанским собором бывшим домом мецената Сергея Васильевича Перлова, на чьи средства в Шамордино была возведена большая часть монастырских построек.
6.
Чуть поодаль, на пригорке, располагается собор Троицы Живоначальной, новый храм, построенный на месте утраченного в годы советской власти. В данный момент, судя по фотографиям на sobory.ru, храм перекрашен в белый цвет.
7.
Возвращающиеся с теплых краев птицы уже свили немыслимое количество гнезд на дереве, неподалеку от маленького двухэтажного храма в честь Иконы «Утоли Моя Печали». Храм соседствует с сестринскими покоями, в которых совершается уход за престарелыми и немощными послушницами. Как и в старь, многие находят свой последний приют под монастырскими стенами, где до последних дней их окружают забота и молитвы послушниц.
8.
9.
Несмотря на середину дня, прихожане и туристы продолжают прибывать в обитель, слава о которой разнеслась далеко за границы Калужской области. Не в последнюю очередь, благодаря затейливой сказочной архитектуре её храмового комплекса. А мы продолжаем наше путешествие и двигаемся в сторону Оптиной пустыни, чья судьба тесно связана соседскими узами с Шамординской обителью.
10.
На одном из перекрестков встречаем сосредоточенье затейливых знаков, один из которых — ГАЗ-51, водруженный на постамент. Музей леса, наверняка очень интересное собрание, но, к сожалению, не в этот раз.
11.
Немного смущает приставка «МЕХ» к лесному хозяйству.
12.
Вскоре взору предстает обширная монастырская территория, раскинушаяся посрди полей и несущей в этих местах свои воды реки Жиздры.
12.
Прибываем в Оптину пустынь. Посещаемость обители становится очевидной уже с автомобильной стоянки весьма немалых размеров.
13.
По преданию, основатель пустыни Макарий был некогда разбойником с мирским именем Опта, откуда и пошло название обители. Считается, что пустынь была основана на рубеже XIV и XV веков, и хотя на протяжении многих лет она существовала в статусе заштатной, в начале века XIX её ждал самый настоящий расцвет, принесший внимание к обители со стороны многих знаменитых людей, в том числе и императорской фамилии. К этому времени относится появление в Оптиной пустыни большинства каменных храмов и декоративной каменной стены — ограды.
14.
Любуемся росписью стен и потолка входной арки.
15.
16.
Первый храм справа от нас — храм Казанской иконы Богоматери. Храм XIX века, на данный момент самое больше сооружение в комплексе Оптиной пустыни.
17.
Часовня над могилами иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта. Все три священника были убиты сатанистом на Пасху 1993 года, не поддающееся осмыслению страшное событие.
18.
Свято-Владимирская церковь, построена в конце XX века на месте разрушенного большевиками.
19.
Храм Марии Египетской XIX века, самый красивый и необычный среди всех.
18.
Свято-Введенский собор, главный храм обители. Любопытно, что другие храмы выстроены строго в направлении его престолов, которых четыре.
19.
Флюгер в виде ангелочка весьма распространен сейчас, а раньше считался одной из достопримечательностей Оптиной пустыни.
20.
21.
Монументальная колокольня соединена со старыми вратами монастыря. Колокольня построена уже в послесоветское время, её предшественница была взорвана.
22.
Перед дальнейшей дорогой мы с Ильей спустились к святому источнику, путь к которому был перегорожен разлившейся рекой. Пришлось идти вброд по обжигающей апрельской водице.
23.
Раньше над источником находилась часовня с купальней, но и она не пережила период советской власти. Сейчас здесь возвышается лишь обычная бытовка, в которой оранизовано место для омовения.
В продолжении нашей поездки мы пройдемся по древнему городу Козельску, который находится в нескольких километров от Оптиной пустыни.
Культовые святыни Калужской области
Старчество как особый вид духовного наставничества в русском православии особенно широко развилось именно в Калужской области. Четырнадцать Оптинских старцев превратили местные монастыри в один из сакральных центров страны. На экскурсии вы посетите культовые религиозные памятники — Оптину пустынь и Шамордино, а также побываете в современной обители в с. Клыково. Узнаете о жизни монахов-провидцев и роли их проповедей в духовном возрождении народа. А также поговорим о беседах духовников с известными людьми, среди которых был Толстой, Достоевский и Гоголь.
Что вас ожидает
Оптина пустынь — центр возрождения духовности в 19 веке
Вы познакомитесь с историей основания монастыря в 15 веке и узнаете о деятельности 14 монахов-отшельников, прославившихся даром пророчества и душевного исцеления. Я расскажу, как в Оптину пустынь стали приезжать со всей России за помощью и советом к мудрым духовникам. Среди прихожан был и Ф. Достоевский, которые в тяжелые периоды своей жизни приезжал к самому известному из старцев — преподобному Амвросию, ставшему позже прототипом Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Вы посетите 4 открытых храма, где сможете приложиться к мощам духовных отцов России, а в часовне — к мощам новомученников Оптинских, убитых на Пасху 1993 г. Увидите скит, около которого в очереди к старцу каждый день стояли несколько десятков человек. Из Амвросиевского колодца сможете набрать святой воды, а в сероводородном источнике искупаться.
Монастырь Шамордино
Обитель возникла в конце 19 века по благословению старца Амвросия. Это был первый в России монастырь, куда принимали всех женщин без материальных вкладов. Вы пройдете по территории монастырского комплекса, осмотрите постройки из красного кирпича в неорусском стиле, спуститесь к трем источникам со святой водой, по желанию — окунетесь в купель. А также посетите величественный 15-главый Казанский собор, где узнаете об удивительном мастерстве шамординских сестер, расшивших иконы храма.
Спаса Нерукотворного пустынь
В завершении поездки вы отправитесь в село Клыково — здешний монастырь действует с 2001 года, но его история связана с гораздо более ранними событиями. Я расскажу о нашей современнице — старице Сепфоре, которая предсказала появление обители. Вы посетите храм, где находятся чудотворные келейные иконы матушки, зайдете в келью, где жила и принимала посетителей схимонахиня, увидите её мироточивую фотографию. По желанию, на территории комплекса сможете заказать монастырскую трапезу, в лавках приобрести иконы и духовную литературу, а в лесу неподалеку совершить омовение еще в одном святом источнике.
Организационные детали
- Экскурсия может быть организована на вашем или нашем транспорте.
- Стоимость аренды транспорта оплачивается дополнительно: легковая машина для 1-3 человек — 3500 р., минивен для 4-6 человек — 4500 р., микроавтобус для 7-19 человек — 6000 р.
- Что взять с собой: бутылки для набора святой воды; немного конфет (лучше карамель) для обмена на освященные в Клыково.
- Женщинам нужно быть в головных уборах, с покрытыми плечами и в юбке ниже колен; мужчины не должны быть в шортах и футболках.
Калуга — Калужская область — Святые места
Калуга — город в центральной России, административный центр (с 1944 года) Калужской области.
Город расположен на берегах Оки, вблизи реки Яченки в 190 км к юго-западу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва — Киев.
Калуга известна тем, что с 1892 по 1935 в Калуге жил и работал выдающийся изобретатель, теоретик космонавтики Константин Циолковский. В этой связи на флаге города и на полной версии герба расположен первый советский спутник. В городе действует Музей космонавтики.
Проводимые раскопки и исторические исследования из разных источников, датируют образование поселений на месте нынешней Калуги примерно от 7 до 5 тысяч лет до нашей эры, хотя нет точных подтверждения о постоянстве данных поселений.
Калуга впервые упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда в 1371 году. Этот год считается датой основания города. В 1389 году он окончательно вошел в состав Московского княжества.
Как сторожевая застава, город-крепость, построенный на Оке, невдалеке от впадения в нее реки Угры, на берегах которой в 1480 году в «великом противостоянии» было окончательно преодолено татаро-монгольское иго, Калуга была форпостом Московского государства, надежной преградой от набегов иноземцев с юга и запада. В XIV веке город трижды вставал на пути войск литовского князя Ольгерда, пытавшегося прорваться к Москве. В 1380 году ратные люди калужской земли храбро бились с татарами в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле. В дальнейшем город не раз выдерживал осады и штурмы, не раз подвергался разрушениям и вновь восстанавливался.
При проведении губернской реформы в 1708 году Калуга вошла в состав Московской губернии, а с 1777 года Екатерина II своим указом сделала Калугу центром наместничества. Императрица также утвердила «регулярный план» застройки города. Городской бюджет Калуги в то время по обороту был сравним с бюджетами Москвы и Петербурга. В городе расширялось каменное строительство, которое стимулировало производство кирпича и художественных печных изразцов. К концу XVIII века в Калуге действовало 120 небольших предприятий, среди которых 11 кирпичных, 10 изразцовых и 3 парусных. Славился город и художественными промыслами из дерева, вышивками и кружевами. В 1777 году в городе был открыт драматический театр, один из старейших в России.
«Полный вариант» современного герба Калуги
В 1723 и 1737 годах Калуга обезлюдела в связи с голодом. Практически дотла город сгорал в 1742, 1754, 1756, 1760 и 1761 годах. В 1771 году Калугу настигла эпидемия чумы, во избавление от которой — ежегодно — 2 сентября устраивался крестный ход с чудотворной иконой Калужской Божьей Матери.
Важную роль сыграла Калуга в Отечественной войне 1812 года, фактически став крупнейшей тыловой базой русских войск. Здесь формировалось вооружённое ополчение для действующей армии, заготавливались фураж, продовольствие, собирались денежные средства.
С октября по 31 декабря 1941 года длилась немецко-фашистская оккупация Калуги. При входе в Калугу фашисты встретили очаговое сопротивление, отличились красноармейцы технических частей, и сотрудники госбезопасности НКВД областной тюрьмы, однако задержать врага не смогли. При отступлении Красной Армии не были взорваны объекты городской инфраструктуры (фашистам удалось пустить электростанцию уже через сутки после оккупации).
При отступлении фашисты разрушили 196 домов, оставив без крова более 850 семей. Воины-освободители 50-й армии, вместе со всей героической Красной Армией, именно от Калуги начали свою победную поступь, начав отсчет освобожденным от фашистов советским городам.
С образованием 5 июля 1944 года Калужской области, город Калуга стал её административным центром. В 1967 году Калужская область была награждена орденом Ленина, а в 1971 году, в год своего 600-летия, Калуга была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Сайт: http://www.kaluga-gov.ruКуда пойти молиться. Храмы и монастыри Калужской области.
Объехав и увидев почти все храмы Калужской области, написал рассказ о самых интересных. Это было трудно. Храмов и монастырей на Калужской земле много. К сожалению, еще не все восстановлены, и многие восстановлены не будут, ибо некому будет в них ходить — некогда населенные села вымерли. Но большинство храмов и монастырей восстановлено. Паломнический туризм — один из немногих видов туризма, который привлекателен для гостей Калужской области. Большинство паломников кроме Оптиной Пустыни и монастырей около Козельска не знают. А у нас есть и другие, не менее, и даже более интересные.
1. Боровск
Начну рассказ с севера области — ближнего к Москве. Тем более именно там находится древний Боровск.
Боровск — в самом Боровске немало церквей.
Особенно понравилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоком на краю Боровска —
Боровск. Деревянный храм.
И около Боровска отмечу несколько интересных церквей
Русиново. Боровский район.
Боровск. Рябушки.
Но все же самое святое место в этой части земли калужской находится в селе Роща — Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. ч.1
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Музей и колокольня. ч.2
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Стены. ч.3
Лично мое мнение — это самый интересный монастырь в наших краях. Там интереснее чем в Оптиной Пустыни! Место обязательное для посещения. Да и от Москвы недалеко.
2. Малоярославец
Малоярославец.
— в центре города стоит огромный Никольский собор, но самое интересное ближе к реке Луже, где находится
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Малоярославец. Черноостровский монастырь. Зима.
Впервые я побывал в этом монастыре в 1997 году с экскурсией, которую организовал наш классный руководитель, ставший затем министром образования Калужской области, который вырос в Малоярославце. Монастырь тогда только-только начали восстанавливать. Помогал в этом Газпром. Монастырь давно уже восстановлен, в нем даже побывал Путин, не восстановленны лишь следы от пуль на воротах монастыря, оставленные в ходе Малоярославецкого сражения 1812 года.
Место историческое, будет интересно всем,к ак и Боровский монастырь.
3. Жуковский район. Храмы на Протве.
Вдоль Протвы раскинулось немало сел. Люди жили с древности здесь. На правом берегу протвы от Спас-Загорья и ниже по течению храмы стоят каждые 3-4 километра. Особенно хороши храмы в Трехсвятском, Кутепово, Трубино, Оболенском.
Спас-Загорье под Обнинском — но самый популярный храм Спаса Преображения в Спас-Загорье. К нему же удобнее всего подъехать с трассы М3 Украина.
4. Храмы Тарусы
Таруса — культурная столица Калужской области.
Храм в центре города переделан был в советское время, а вот церковь Воскресения Христова прекрасно сохранилась. Рядом с ней замечательный источник.
Нескольких километрах от Тарусы старинная усадьба Истомино, от которой остался парк, главный дом, ныне школа, небольшой грот, и церковь Успения Богородицы.
Рядом построена новая церковь в честь Всех Святых.
5. Медынь и Юхнов
В Медыни есть несколько старинных храмов, но они довольно простые.
Медынь. Центр. ч.1.
Медынь. Город. ч.2.
Впечатляет церковь Георгия Победоносца в Романово — Медынь — Дошино — Романово, лето 2016
Построен храм во времена Лужкова и по его же желанию. Богатый московский мэр денег не жалел. Взял и построил огромный храм в селе, где жителей меньше чем вмещает этот храм.
Приятный кирпичный храм в селе Кременское — Кременское. Медынский район.
На трассе Калуга-Юхнов-Вязьма стоит старинное село Щелканово. с храмом Рождества Христова, который не первый год восстанавливают (Щелканово. Юхновский район.). В таком же виде и храм в соседнем Зубово (Зубово. Юхновский район)
.
И в покинутом ныне Недоходове (Храм Николая Чудотворца в Недоходове, рядом с Павлищево, Юхновский район)
. Церквей много еще заброшенных, увы. Отметил лишь самые крупные в этих краях.
6. Мосальск
В Мосальске прекрасный Свято-Никольский собор
, отличный образец классической архитектуры. Был восстановлен в 90-е годы на средства ЮКОСа. Есть в городе еще три храма. Стоит совершить прогулку по городу и увидеть их все.
Мосальск. Прогулка по центру города.
Мосальск. Церкви, пруд, Можайка, Мощинское городище.
По дороге в Мосальск находится село Боровенск. Когда-то в нем располагался Успенский Ферапонтов монастырь. Уцелел огромный собор Успения Пресвятой Богородицы. Будет сложно его восстановить — здание огромное и в трещинах, когда-то очень популярное у любителей заброшенных мест.
Мосальский район. Боровенск, Быстрое, Тарасково
7. Мещовск
Когда-то богатый город Мещовск смог построить огромный Собор Благовещения Богородицы и еще несколько церквей поменьше.
Мещовск. 2014
Собор впечатляет. Он достоит Санкт-Петербурга или Москвы, но оказался в небольшом калужском райцентре. Но будущее у Мезщовска есть. Он входит в маршруты паломнических туров на Родина Трех Цариц. Даже есть небольшой музей в честь женщин, когда-то ставшими женами русских царей.
Но главная достопримечательность города не собор, а Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, ныне восстанавливаемый —
Мещовский монастырь
После монастыря паломников везут в сторону Козельска, по дороге заехав в бывший город Серенск, где проповедовал просветитель Кукша —
Серенск и Никольское. Мещовский район
8. Козельск
Город приятный во всех отношениях. В нем немало и храмов.
Козельск
Козельск. Осень 2013.
Но все едут сразу в Оптину Пустынь!
Оптина Пустынь
Бесспорно, Введенская Оптина пустынь
— место намоленное, историческое и обязательное для посещения, но объективно говоря — духа старины в нем нет. Слишком стерильно и чисто.
Другое дело Казанская Амвросиевская пустынь в
Шамордино! После Боровского монастыря, на мой взгляд, самое «старинное» по духу место в нашем крае. Тут тоже бывал Толстой, а насельницей была его сестра. Да и сам монастырь возник во времена Толстого, во времена расцвета Российской империи и русской культуры.
Шамордино. Монастырь.
Шамордино — ледяной дождь
Шамордино осенью
— в Шамордино красиво всегда. Оно по дороге в Козельск из Калуги и Москвы, не пропустите.
Клыково. Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково по сути новостройка. В старые времена монастыря здесь не было. Но место особенное, и с каждым годом все более популярное благодаря покойной ныне матушка Сепфора, творившей и творящей чудеса.
Клыково под Козельском
Спаса Нерукотворного пустынь, Клыково под Козельском, 2016 год
Южнее Козельска, в селе Ульяново, есть любопытный храм иконы Божией Матери. Он не был уничтожен в советское время. Его просто не успели достроить — помешала Первая мировая война.
Ульяново, Калужская область
9. Перемышль.
Между Калугой и Козельском немало интересного. Можно посмотреть по дороге в Козельск.
В самом Перемышле (Перемышль. ч.2) многих интересует храм Рождества Пресвятой Богородицы и собор Успения Богородицы
. Сейчас идут разговоры о его восстановлении. Оно будет трудным.
Между Козельском и Перемышлем расположено село Подборки с редкой для наших краев деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы — Подборки — Оптина Пустынь
Напротив Перемышля, на другом берегу Оки, стоит село Гремячево с небольшим и уютным Лихвинским Успенским Гремячевым монастырем.
Гремячево и Гремячевский монастырь у Перемышля
И еще один монастырь под Перемышлем, сейчас в процессе восстановления — Шаровкин монастырь в селе Ильинском под Перемышлем
Из церквей также заслуживает внимания церковь Николая Чудотворца в селе Нижние Подгоричи.
Нижние Подгоричи под Перемышлем
К сожалению, памятник архитектуры пока не собираются восстанавливать…
10. Кондрово и Угра
В Кондрово и около него интересных церквей нет.
Есть Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино у Кондрово с обычным храмом, но место приятное, можно посетить, недалеко от трассы Калуга — Медынь
Барятино, около Кондрово
Привлекает внимание расписанный «под гжель» храм в Товарково. Сам храм находится на правом берегу Угры, а Товарково на левом.
Храм Рождества близ Товарково
Особенное значения для духовной жизни Калуги имеет мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь в селе Льва Толстого.
Его мы посещали не раз.
Тихонова Пустынь во Льва Толстого, Пасха 2015
Льва Толстого. Монастырь Тихонова пустынь. Осень.
Льва Толстого. Январь 2014
Льва Толстого. Апрель 13-го.
Сам Тихон обитал неподалеку в лесу, жил в дупле огромного дуба и выкопал источник, один из самых популярных в области в наше время
Скит монастыря Тихонова Пустынь у святого источника
В наше время создан еще один скит монастыря — Владимирский. В скиту разместился музей Великого Стояния на реке Угра, в поле рядом проводится ежегодный фестиваль
Село Дворцы. Владимирский скит.
Село Дворцы. Владимирский Скит и фестиваль «Великое стояние на Угре»
Реконструкция сражения на фестивале «Великое стояние на Угре»
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь — еще один монастырь, связанный с Великим Стоянием. Находится он в селе Спас под Воротынском. Прекрасное место с великолепным видом на долину Оки.
Спасо-Воротынский монастырь. Пасха 2015
Cпас на Угре
Также неподалеку от Угры находится село Козлово — Церковь Тихвинской иконы Божией Матери со склепом адмирала Унковского.
11. Храмы и монастыри Калуги
До революции Калуга была богатым купеческим городом. Строились и церкви. Часть из них была уничтожен во время войны, но большая часть в мирное советское время была разобрана на кирпич. В наше время почти все сохранившиеся церкви восстановлены или будут восстановлены в ближайшее время.
Монастыри Калуги.
Казанский Девичий женский монастырь — в настоящее время расположен на улице Дарвина. Старое здание использовалось как архив, недавно передано монастырю и начало возрождения его на прежнем месте положено.
Улица Дарвина и переулок Гостинорядский
Крестовоздвиженский мужской монастырь в Калуге — находился на улице Поле Свободы. Уцелело два корпуса, пока восстановление не начато.
Улицы Поле Свободы, Окружная, Билибина, Литейная, район Московской площади
Калужский Свято-Лаврентьев монастырь — находится на улице Широкой, район Подзавалье. Активно восстанавливается и скоро будет еще одной достопримечательностью города.
Подзавалье. Лаврентьевский монастырь
Церквей в Калуге более трех десятков. Отмечу самые интересные и доступные для обычного туриста или паломника
Троицкий собор в городском парке. Его вы увидите обязательно. Колокольня Троицкого собора в Пасху
Церковь Покрова «На рву». Неподалеку от парка у Березуйского оврага, один из самых старых в городе — Золотая аллея
Церковь Рождества Богородицы (Никитский храм) — улица Ленина, чуть выше Гостиных рядов. Улица Карпова, зима 2017
Церковь Георгия «За верхом» — очень красивая церковь около дома Шамиля, между музеем Космонавтики и Каменным мостом. Георгиевский храм
Следующие три церкви находятся на главной калужской улице — улице Кирова — и также доступны:
Церковь Жен Мироносиц — ниже Театральной площади у здания Сбербанка Крыша ТЦ Фаворит на улице Кирова
Церковь Иоанна Предтечи — перекресток с улицей Московской Колокольня храма Иоанна Предтечи
Храм Космы и Дамиана — район площади Победы. Площадь Победы.
Comments: