Срок привлечения – Срок привлечения к административной ответственности. КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности :: SYL.ru

Содержание

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок ответственности

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о сроке привлечения к административной ответственности. Данный вопрос достаточно популярен среди водителей, которые хотят знать, в течение какого времени с момента нарушения может быть наложен административных штраф за нарушение правил дорожного движения.

Зачастую на практике складывается следующая ситуация. Водитель, нарушивший правила дорожного движения, ожидает вынесения наказания в течение нескольких месяцев, однако повестка из суда так и не приходит. В связи с этим и возникает вопрос по поводу максимального срока привлечения к административной ответственности. Рассмотрим его подробнее.

Давность привлечения к административной ответственности

Максимальные сроки привлечения к административной ответственности перечислены в части 1 статьи 4.5 КоАП. Сама часть 1 достаточно длинная, поэтому ниже будет приведена лишь ее часть, относящаяся к водителям автомобилей:

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации

о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса)

по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения

Итак, существуют 3 варианта максимального срока для вынесения постановления:

  • 2 месяца — для дел, рассматриваемых должностными лицами (не судьями). В течение 2-х месяцев должны быть вынесены, например, постановления о наложении административных штрафов, рассматриваемые в ГИБДД.
  • 3 месяца — для дел, рассматриваемых судьями. В данную группу попадают, например, наказания за нарушения, предусматривающие лишение права управления транспортными средствами.
  • 1 год — для дел по статьям 12.8, 12.24, 12.26, части 3 статьи 12.27 и части 2 статьи 12.30. К данной группе относятся наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП (в том числе за нарушения, допущенные пассажиром, пешеходом и т.д.), за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за употребление запрещенных веществ после дорожно-транспортного происшествия.

Приостановка срока давности привлечения к ответственности

На практике существуют ситуации, в которых срок привлечения к ответственности может быть приостановлен. Часть 5 статьи 4.5 КоАП:

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Если водитель ходатайствует о рассмотрении дела по месту своего жительства, то срок привлечения приостанавливается. Например, если водитель допустил нарушение правил дорожного движения в регионе, который находится за сотни или тысячи километров от его места жительства, то он ходатайствует о рассмотрении дела в «своем» регионе. В этом случае срок привлечения приостанавливается до того момента, пока дело не поступит в суд по месту жительства водителя.

Например, водитель, проживающий в Москве, совершил нарушение правил 1 сентября 2016 года в Краснодарском крае. На месте нарушения водитель ходатайствует о направлении дела по месту своего жительства, и сотрудник ГИБДД удовлетворяет это ходатайство. Т.е. срок приостанавливается с 1 сентября 2016 года. Дело приходит в суд Москвы 1 января 2017 года (через 4 месяца), однако это не значит, что срок привлечения к ответственности вышел. 3 месяца с момента нарушения уже прошло, однако срок был приостановлен, поэтому постановление должно быть вынесено судом в течение 3-х месяцев начиная с 1 января 2017 года, т.е. дело может рассматриваться до 1 апреля 2017 года.

Истечение срока привлечения к административной ответственности

На практике можно встретить ситуацию, при которой истек срок давности привлечения к административной ответственности. Чаще всего это связано с тем, что должностное лицо или судья не успели вовремя вынести постановление. В данном случае водитель может на вполне законных основаниях избежать штрафа, лишения прав или другого наказания.

Для прекращения дела следует подать ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. Ходатайство можно составить в простой письменной форме.

В документе нужно указать:

  • Реквизиты должностного лица или судьи, которому направляется ходатайство.
  • Реквизиты водителя (ФИО, адрес).
  • В тексте ходатайство нужно подробно изложить ситуацию. Написать дату совершения правонарушения, а также сославшись на статью 4.5 Кодекса «Об административных правонарушениях» попросить прекратить дело.
  • Поставить дату и подпись.

После удовлетворения ходатайства дело будет закрыто.

Составить ходатайство в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности под силу любому водителю, обращаться за помощью юриста в данном случае нет необходимости.

В завершение хочу отметить, что срок привлечения к административной ответственности не следует путать со сроком исполнения постановления.

Удачи на дорогах!

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности привлечения к административной ответственностиКаждое выявленное правонарушение влечет наказание, если срок давности привлечения к административной ответственности не истек. С одной стороны, для нарушителя установление такого срока несомненный плюс. В случае его истечения закон прямо предусматривает прекращение административного производства. С другой стороны, по “серьезным” проступкам КоАП РФ устанавливает достаточно длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Общие правила исчисления и особенности срока давности мы рассмотрим здесь. Нюансы и дополнительные вопросы можно уточнить у дежурного юриста сайта.

Где установлен срок давности привлечения к административной ответственности

Законодательство об административной ответственности состоит из федеральных и региональных актов. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Законы субъектов РФ устанавливают виды административных правонарушений и административные наказания за нарушение законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности устанавливает только КоАП РФ. Статья 4.5. почти никогда прямо не называет конкретную статью Особенной части КоАП РФ. Только в качестве исключения. В основном, называют только группу отношений, на которые посягает правонарушение. Например, нарушение законодательства о теплоснабжении, в области дорожного движения и т.п. Поэтому объект посягательства и определяет продолжительность срока по тому или другому нарушению.

Исчисление сроков давности по КоАП РФ

Срок давности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. То есть совершения деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения. Исключения касаются длящегося административного правонарушения. В таких случаях значение имеет факт обнаружения правонарушения. Дополнительные нюансы исчисления срока устанавливает ч. 5.1, 6, 6.1, 7 ст. 4.5. КоАП РФ. Это специальные составы нарушений. Например, ограничение конкуренции. Или правонарушение, совершенное в Антарктике и т.п. 

Долгое время юристы вели споры, когда начинать считать срок давности в случае, если сначала начато уголовное расследование. К примеру, поступил материал и полиция приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Или дело было прекращено. А в деянии есть признаки состава административного правонарушения. В 2010 г. Конституционным судом положен конец в спорах. Срок давности течет по общим правилам. Со дня совершения административного правонарушения, а для длящегося – со дня его обнаружения. И это правило прямо закрепляет ч. 4 ст. 4.5. КоАП РФ.

Истечение срока давности исключает производство по делу. Этот срок прерывается в единственном случае – когда поступило ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства правонарушителя. Срок приостанавливается с того момента, когда уполномоченный орган удовлетворит соответствующее ходатайство. И до поступления материалов дела на рассмотрение по месту жительства правонарушителя.

Как рассчитать срок давности привлечения к административной ответственности

Итак, общий срок давности – 2 месяца. Это касается любой сферы отношений, которая прямо не указаны в ч. 1 ст. 4.5. в качестве исключения. Для административных дел, которые рассматривают суды (подведомственность административных дел) – 3 месяца. В этот срок уполномоченный орган должен вынес постановление по делу об административном правонарушении. 

Эти сроки – минимум. Специальные – 1 год, 2 года, 3 года и даже 6 лет. Максимальный срок 6 лет КоАП РФ установил за нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму и противодействия коррупции. 

Чтобы определить срок давности по конкретному правонарушению после возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обратиться к Особенной части КоАП РФ. Изучить состав правонарушения, которое уполномоченный орган вменяет субъекту административного правонарушения. И обратиться к ст. 4.5. КоАП РФ. Если за нарушение грозит наказание в виде дисквалификации, то срок давности привлечения к административной ответственности составляет не более 1 года.

Срок давности по административным правонарушениям

09 Ноя Срок давности по административным правонарушениям

Дата публикации: 2014-11-09
Рубрика: Административное право Автор: Владимир Чикин

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

Данная статья актуальна на 09 декабря 2019 года

Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного. Подавать жалобу на постановление — обязательно.

О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Я, адвокат Владимир Чикин, расскажу о перспективах вашего дела, подготовлю документы и представлю ваши интересы в суде. Пишите на [email protected] или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже я привожу ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца

Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

За нарушение законодательства Российской Федерации:

  • об экспортном контроле,

  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,

  • о геодезии и картографии,

  • о наименованиях географических объектов,

  • патентного законодательства,

  • антимонопольного законодательства,

  • законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования,

  • об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,

  • об охране здоровья граждан,

  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

  • о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,

  • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),

  • о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ),

  • об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

  • об использовании атомной энергии,

  • о налогах и сборах,

  • о защите прав потребителей,

  • законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,

  • о потребительском кредите (займе), о кредитных историях,

  • о государственном регулировании цен (тарифов),

  • о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

  • о рекламе,

  • об электроэнергетике,

  • о теплоснабжении,

  • законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения,

  • о газоснабжении,

  • о лотереях,

  • законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),

  • о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),

  • о выборах и референдумах,

  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,

  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

  • об акционерных обществах,

  • об обществах с ограниченной ответственностью,

  • о рынке ценных бумаг,

  • страхового законодательства,

  • законодательства о клиринговой деятельности,

  • об организованных торгах,

  • об инвестиционных фондах,

  • о негосударственных пенсионных фондах,

  • законодательства о кредитной кооперации,

  • о сельскохозяйственной кооперации,

  • о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях,

  • о ломбардах,

  • законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,

  • законодательства о национальной платежной системе,

  • об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов,

  • о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ),

  • трудового законодательства,

  • иммиграционных правил,

  • правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,

  • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),

  • процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),

  • порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,

  • законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),

  • о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),

  • законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ),

  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,

  • об основах государственного регулирования торговой деятельности,

  • законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

  • о пожарной безопасности,

  • о промышленной безопасности,

  • о безопасности гидротехнических сооружений,

  • о градостроительной деятельности,

  • о техническом регулировании,

  • о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,

  • о применении контрольно-кассовой техники,

  • об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,

  • об исполнительном производстве,

  • об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,

  • о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,

  • о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ),

  • за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации),

  • в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле,

за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,

за нарушение законодательства о бухгалтерском учете,

за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ,

за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года

За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве),

за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет

За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Оставляйте свои комментарии и вопросы о привлечении к административной ответственности. Я буду рад ответить!

новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по 

уголовным делам. (Что уже само по себе… ммм… удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению.  Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока): 

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

 

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Таким образом, 1 февраля 2017 г. постановление о назначении обществу административного наказания вынесено мировым судьей с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Смею заверить вас, что таких постановлений и за 2016-й, и за 2017-й, и за 2018-й года уйма.
Как видно, судьи из административной коллегии ВС РФ то ли не знают об открытии их коллег, то ли просто предпочитают судить по старинке, но надежно, то есть по КоАП РФ, а не по УК РФ.

Но! Я вполне допускаю, что могу где-то ошибаться или вовсе чего-то не знать. Может, я страшно заблуждаюсь.
Буду весьма благодарен за ваши соображения по проблеме.

 

Ст 4.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями на 2019

Ст 4.5 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок привлечения к административной ответственности: особенности и исключения

Административным правонарушением в нормативных актах РФ признается деяние, за которое предусмотрены разные виды ответственности. Избежать наказания можно в случае, если срок привлечения к административной ответственности истек. Иными словами, у правоохранительных органов есть определенный период времени, в течение которого они могут привлечь нарушителя к ответственности. Он регулируется соответствующими нормами законодательства, которые имеют некоторые особенности и исключения.

Срок привлечения к административной ответственности

Административное правонарушение: определение и признаки

Административное правонарушение – противоправный поступок, который совершен физическим или юридическим лицом, и нарушает определенные нормы, зафиксированные в законодательстве. Ответственность за подобные деяния регулируется нормативными актами об административных нарушениях РФ или законами, действующими на территории субъектов Российской Федерации. Факт его совершения признается в следующих случаях:

  • гражданин осознавал противозаконный характер собственных действий и их результат, но не придавал им значения, желал или сознательно допускал наступление неприятных последствий, то есть совершил проступок умышленно;
  • нарушитель не предвидел, что его действия могут привести к неприятным последствиям или рассчитывал на их отсутствие, несмотря на то, обстоятельства свидетельствовали об обратном – в подобном случае принято говорить о неумышленном правонарушении.

Проступки административного характера имеют определенные признаки, которые отличают их от уголовных проступков

Следует отметить, что особых различий между умышленными и неумышленными административными правонарушениями нет – проступком может считаться как целенаправленная активность гражданина, так и полное его бездействие.

Для справки! Административные проступки и уголовные преступления имеют немало общих черт и одно ключевое отличие – в первом случае деяние лица не повлекло за собой опасных для общества последствий. В качестве примера можно привести управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое регулируется и карается административным законодательством. Если же нетрезвый водитель сбил человека, дело переводится в уголовное поле.

Правонарушением могут быть признаны как активные действия, так и полное бездействие гражданина

Административные правонарушения: виды, классификация, особенности

Админпроступками могут быть признаны целый ряд деяний, которые кодекс объединяет в определенные группы. Классификация позволяет физическим и должностным лицам ориентироваться в особенностях законодательства и определять проступки, за которые нарушившего закон гражданина могут привлечь к ответственности.

Классификация и виды противоправных деяний административного характера регулируются кодексом законов РФ

Таблица. Группы, признаки и особенности административных проступков

Группа правонарушенийПризнаки и особенности
Посягательство на права гражданНарушения законов, которые связаны с гражданскими правами человека: свобода религии, волеизъявления, права на труд, неисполнение родительских обязанностей
Посягательство на здоровье граждан и общественную моральНелегальное занятие медицинской практикой, распространение опасных заболеваний, нарушение санитарных и эпидемиологических норм, проституция, употребление наркотических препаратов
Незаконные действия, касающиеся охраны собственности, частной или государственнойСамовольное или нелегальное использование земельных участков, уничтожение объектов, находящихся под охраной, нарушение авторских и патентных прав
Нарушения, связанные с охраной природы и окружающей средыНарушение законодательных норм при использовании природных ресурсов, сокрытие или искажение важной информации, касающейся экологической обстановки
Промышленные нарушения, несоблюдения законодательства, касающегося строительства и энергетикиНесоблюдение правил безопасности в промышленности, области строительства, использования электро- или теплосетей, нарушения требований, зафиксированных в соответствующих нормативных актах
Правонарушения, касающиеся сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностиНарушение правил, связанных с заболеваниями животных, борьбой с вредителями, охраной особых объектов
Противоправные действия на транспортеДеяния, повлекшие за собой угрозу безопасности движения любых видов транспорта со стороны лиц, которые управляют автотранспортными средствами, или пассажиров
Нарушения в сфере дорожного движенияНесоблюдение правил ПДД, вождение в нетрезвом виде или без надлежащих документов, управление незарегистрированными транспортными средствами, невыполнение требований сотрудников ГИБДД
Правонарушения, связанные с передачей и получением информацииНарушения установленных законодательством норм хранения, защиты, использования и разглашения информации, самовольное изготовление радиоэлектронных и высокочастотных устройств
Нарушения законов и правил предпринимательской деятельностиВедение предпринимательской деятельности без регистрации, незаконная торговля, несоблюдение санитарных норм или требований к качеству продукции, обман потребителей, нарушения законов банковской и кредитной деятельности
Противозаконная деятельность в области налоговой и финансовой деятельностиНезаконные действия и несоблюдение правил, связанных с налогами, ценными бумагами, бухгалтерской отчетностью
Правонарушения в таможенном делеНезаконный перевоз товаров, нарушение правил декларирования и таможенного оформления
Посягательство на институты государственной властиОтказ от выполнения законных требований органов власти: Совета Федерации, Государственной Думы, судей, судебных приставов, прокуроров, следователей, нелегальное использование государственных символов
Посягательство на целостность государственной границы РФНезаконное пребывание граждан на территории страны, нарушения пропускного режима в пограничных зонах, неповиновение лицам, охраняющим границу
Действия, направленные против порядка управленияСамоуправство, неподчинение сотрудникам полиции, уголовно-исполнительной системы или другим должностным лицам, невыполнение предписаний госорганов, потеря, порча или другие противозаконные действия с документами гражданина
Посягательство на общественный порядок и безопасность гражданМелкое хулиганство, нелегальное проведение митингов и демонстраций, ношение запрещенной атрибутики, несоблюдение правил регистрации и ношения оружия, распитие алкогольных напитков в общественных местах
Правонарушения, связанные с воинским учетом гражданНесоблюдение правил постановки на воинский учет и всех законодательных норм, связанных с ним

Это далеко не полный перечень противоправных деяний, которые относятся к админпроступкам и подлежат наказанию. Административные правонарушения и ответственность – особые процессуальные понятия, которые определяются соответствующими органами и должностными лицами.

Кроме того, проступки административного характера можно условно поделить на легкие, средние и тяжелые, что определяется в зависимости от их последствий.

Внимание! Наказание за административные проступки, которые носят региональный характер, может регулироваться не общим кодексом, а нормативными актами субъектов Российской Федерации, поэтому последствия для нарушителей могут быть разными.

Ответственность и наказание

Наказание за административные проступки в отличие от деяний, зафиксированных в уголовном кодексе, является предупредительной, а не карательной мерой воздействия. К ответственности, согласно законодательству, могут быть привлечены лица старше 16 лет вне зависимости от гражданства, социального положения, рода деятельности или других факторов. Если правонарушитель не достиг соответствующего возраста, ответственность за его действия ложится на плечи родителей или законных опекунов.

Наиболее распространенное наказание за мелкие и средние административные проступки — штраф

Подробнее о возрасте наступления административной ответственности, а также о наказаниях, используемых для несовершеннолетних, вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Существует несколько видов наказания, причем конкретные санкции определяются в зависимости от тяжести проступка, степени вины гражданина и последствий его деяний.

  1. Предупреждение. Самый легкий вид наказания, которое по сути представляет собой выговор и предупреждение о том, что при повторном проступке к гражданину будут применены более строгие меры. Выносится в форме документа с подписью и печатью должностного органа.
  2. Штраф. Наиболее распространенный вид санкций за большинство правонарушений – с виновного стягивается определенная сумма, которая идет в пользу государства. Сумма штрафных санкций прописывается в законе, но может меняться и устанавливаться в индивидуальном порядке.
  3. Конфискация. Конфискации подлежит предмет или орудие, с помощью которого был совершен проступок. Подобное наказание назначается исключительно в судебном порядке.
  4. Лишение определенных прав. Обычно этот вид наказания распространяется на автовладельцев, которые нарушают правила дорожного движения – они подлежат лишению водительского удостоверения на определенный срок.
  5. Арест. Задержание и временное лишение свободы гражданина, совершившего правонарушение, назначается судом, а максимальный срок изоляции обычно составляет 15 суток.
  6. Общественные работы. Правонарушителя, совершившего административный проступок, могут привлечь к выполнению общественно полезных работ во время, свободное от основной деятельности.
  7. Выдворение. Иностранцы, которые находятся на территории РФ нелегально или нарушают законодательство страны, могут быть выдворены за ее пределы.
  8. Приостановление деятельности. Наказание, которое касается лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – за административные проступки их могут лишить возможности работать на срок не более 3 месяцев.

Максимальный срок административного ареста составляет 15 суток, но в некоторых случаях он может быть продлен

Подробнее о том как происходит привлечение к административной ответственности вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Если проступок был незначительным и не повлек за собой каких-либо неприятных последствий, наказание может отсутствовать – в таких случаях должностные лица обычно ограничиваются устным предупреждением или беседой. Следует отметить, что в законодательство регулярно вносятся изменения, поэтому наказание за определенный проступок и срок давности могут меняться.

Административный штраф

Ответственность и срок давности

Согласно законодательству, срок давности, на протяжении которого гражданин можно привлечь к ответственности за административный проступок, составляет два месяца. Если дело рассматривается в судебном порядке, то он увеличивается до 3 месяцев. Иными словами, если нарушитель не получил наказания на протяжении этого периода, наказать его будет невозможно. Из этого правила существуют исключения, которые обычно касаются проступков, которые повлекли или могли повлечь за собой тяжелые последствия.

Срок давности зависит от тяжести и категории правонарушения

Если действия повлекли за собой ущерб здоровью других лиц (легкое или средней тяжести) срок давности увеличивается до года. Аналогичный период устанавливается в случае вождения в неадекватном состоянии (после употребления алкоголя или запрещенных средств), нарушения патентного, бюджетного, валютного, антимонопольного законодательства. Полный список противоправных действий, за совершение которых назначен срок давности в 1 год, перечислен в статье 4.5 Кодекса административных правонарушений РФ.

Самыми тяжелыми административными проступками считаются те, которые связаны с коррупцией

Срок привлечения лица к ответственности за административный проступок исчисляется со дня, который следует за датой совершения проступка или установления данного факта. Приостановление возможно только в том случае, когда обвиняемый гражданин проживает в другом регионе и дело должно рассматриваться по месту жительства. Период бюрократических процедур, передачи и поступления материалов из одного территориального органа в другой, в этом случае исключается из срока давности.

Важно! Особый статус имеют незаконные действия, связанные с коррупцией – в случае их совершения срок давности может быть продлен до 6 лет.

Можно ли смягчить наказание

Смягчить наказание за административный проступок или вообще избежать его можно в случае признания своей вины и добровольного сообщения о правонарушении в соответствующие органы. Если ранее гражданин не совершал противоправных деяний и раскаивается в совершенном, ему обычно назначают минимальное наказание.

Признание вины и раскаяние может смягчить административное наказание

Ожидать окончания срока давности административного проступка в надежде избежать наказания не стоит. Подобные действия могут усугубить положение виновного и повлечь за собой дополнительное наказание, а если гражданин совершит похожее правонарушение в будущем, к нему могут быть применены серьезные санкции.

Видео — Административное правонарушение: понятие, состав

Об исчислении «последнего дня» // Три подхода об истечении срока давности привлечения к административной ответственности

На теле практики привлечения к административной ответственности есть парадоксальная язвочка — это отсутствие единого понимания в установлении последнего дня срока давности привлечения к ответственности, когда можно вынести постановление по делу об административном правонарушении (день, когда еще можно назначить наказание и день, когда такое право у административного органа / суда такое право уже отозвано).

«Парадоксальность» обусловлена тем, что:

— закон в целом разжевал правила исчисления сроков в ст. 4.8 КоАП РФ, и в такой мелочи в принципе не должно восседать слово «мнения»;

— в стенах одного и того же суда могут одновременно исповедоваться и два, и три подхода (хотя это касается далеко не только ст. 4.8 КоАП РФ).

Итак, есть три ярких подхода об исчислении «последнего дня», которые лучше передаются не с самым корректным, но с наглядным примером о «трех днях».

Подход 1. «Сжатый 2го уровня»

Время совершения правонарушения – 1е число (понедельник). Срок давности – три дня. Последний возможный день привлечения к ответственности – 2е число. Срок давности «истекает» 2го числа. Срок давности истек «3го числа».

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.02.2019 № 305-АД18-18265). Время совершения правонарушения – 29.12.2015 (первый день после последней возможной даты исполнения обязанности). Постановление административного органа вынесено 29.12.2016. А по мнению суда срок давности «истек» 28.12.2016.

И нестыковка кроется в соотношении понятий «истек» и «истекает». Вообще в один миг показалось, что некоторые судебные деятели вольно обращаются с ними, но в отсутствие судебных расшифровок «понятий» это только догадка.

«Истек», как видится, символизирует состоявшееся событие в пределах обозначенных суток. Значит в 00:00 «2го числа» «истек», что позволяет утверждать, что срок истек «2го числа».

«Истекает» свидетельствует об ином – есть день, до 23:59 которого срок давности начинает «угасать», если уж перейти на художественный язык. Но при этом он не «истек». То есть, срок давности «истекает 1го числа» (до 23:59), но он «истек 2го числа» (с 00:00).

Подход же Верховного Суда РФ несколько противоречит ст. 4.8 КоАП РФ. «Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года» (29.12.2015 «соответствует» 29.12.2016) и «Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток» (до 23:59 29.12.2015).

Соответственно, если правонарушение совершено 29.12.2015, то срок давности «истекает» 29.12.2016 (до 23:59) и срок давности «истек» 30.12.2016 (с 00:00).

Однако Верховный Суд РФ своей поддержкой откровенно «подрезал» два дня у административного органа, «выбил два последних целых паруса». В данном случае судебный орган, рискну предположить, слово «истек» мог связать только с «30.12.2016», а слово «истекает» с «29.12.2016». Утверждая, что срок давности «истек» 28.12.2016, Верховный Суд РФ фактически заключил, что срок давности «истекает» 27.12.2016.

Аналогичное решение: Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.07.2019 по делу № 7-1282/2019, 12-27/2019 (это решение притягательно еще и дискуссионным моментом переноса «срока давности» на первый рабочий день, который лежит за рамками настоящего блога).

Подход 2. «Сжатый 1го уровня»

Время совершения правонарушения – 1е число (понедельник). Срок давности – три дня. Последний возможный день привлечения к ответственности – 3е число. Срок давности «истекает» 3го числа. Срок давности истек «4го числа».

«Чуть» улучшил положение в свое время Президиум ВАС РФ, когда добавил еще один денек административным органам / судам для привлечения к административной ответственности (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 № 1487/14 по делу № А40-13504/2013).

Из постановления как раз следовала несогласованность нижестоящих судов по вопросу установления «последнего дня». Время совершения правонарушения – 18.08.2012. Срок давности – два месяца. Первоначальное решение вынесено 18.10.2012. Апелляция и кассация «за». Первая инстанция и Президиум «против».

Президиум сдвинул слово «истек» поближе. Теперь срок «истекал» 17.10.2012, а «истек» 18.10.2012.

Но опять же – а как же истечение срока давности в 24 часа в последние сутки последнего месяца? Почему эти последние сутки опять не у дел?

Когда я размышлял, в чем здесь загвоздка, почему суд опять отсек «последний день», мне показалось, что ход логики такой.

Про «24 часа» речь идет в ст. 4.8 КоАП РФ тогда, когда срок исчисляется сутками. А при исчисление «месяцами» и «годами» про истечение срока давности «в 24 часа» в норме не сказано. Поэтому, когда наступает «последний день» после многих месяцев или лет, то уже с 00:00 этого последнего дня срок давности считается превышенным.

Но это логика суда обратима.

С тем же успехом можно заявить, что КоАП РФ дает основания полагать, что правило «срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток» как бы встраивается в правила об исчислении сроков месяцами и годами.

Ведь ст. 4.8 КоАП РФ сказано, что если у месяца нет искомого числа, то учитываются последние сутки такого месяца. И тут парадокс – то есть когда срок исчисляется «сутками», то срок давности истекает в 24 часа последних суток, а когда срок исчисляется месяцами, то срок давности истекает в нулевой час последних суток. Где системность нормы? Или ст. 4.8 КоАП РФ нужно было разжевывать и перегружать до безобразия?

Аналогичные решения: решение Приморского краевого суда от 26.03.2019 по делу № 7-21-276/2019, решение Хабаровского краевого суда от 22.05.2019 по делу № 21-474/2019, Постановление Верховного Суда РФ от 24.07.2019 № 11-АД19-19, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 08.08.2019 по делу № 7-1313/2019, 12-136/2019.

Подход 3. «Наиболее соответствующий ст. 4.8 КоАП РФ»

Время совершения правонарушения – 1е число (понедельник). Срок давности – три дня. Последний возможный день привлечения к ответственности – 4е число. Срок давности «истекает» 4го числа. Срок давности истек «5го числа».

Одно из образцовых решений – постановление Самарского областного суда от 07.05.2019 № 4а-386/2019. Законоподобный идеал звучит так.

Время совершения правонарушения – 16.11.2018. Срок давности – два месяца. Срок давности, цитата, «истек 17.01.2019». Соответственно, срок давности «истекал» 16.01.2019 (до 23:59), и законное постановление могло было быть вынесено в эту дату.

Аналогичные решения: Постановление Самарского областного суда от 27.10.2017 № 4а-1228/2017, Постановление Самарского областного суда от 29.05.2019 № 4а-409/2019, Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.01.2019 по делу № А06-12227/2018, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 02.04.2019 № 7-582/2019 по делу № 12-70/2019, Решение Хабаровского краевого суда от 03.06.2019 по делу № 21-492/2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *