Сложные дорожные условия: Тема 3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях. – Урок 7. Вождение в сложных дорожных условиях

Доклад на тему «Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях»


Доклад по теме «Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях»
Подготовил:
мастер производственного обучения 
Застрогин С.Н.
Мирный — 2015

Вся моя учебная деятельность направлена на качественное обучение практическому вождению автомобиля. При этом очень важно знать основы безопасности дорожного движения. На своих занятиях я часто уделяю внимание вождению автомобиля в сложных условиях. 
Вождение автотранспорта в снегопад, метель, пыльную бурю связано с ухудшением просматриваемости дороги, а при снегопаде и метели возможен съезд с нее. С наступлением зимних условий в местах, где возможны заносы, по краям дороги ставят вехи, по которым водитель может ориентироваться. При ухудшении видимости скорость движения нужно снизить до такой степени, чтобы можно было своевременно остановиться.
Небольшие снежные сугробы проезжают с разгона. Через глубокий снег проезжают на пониженной передаче с небольшой скоростью. При наличии колеи следует двигаться по ней, так как утрамбованный снег оказывает меньшее сопротивление движению автомобиля. Забуксовавший автомобиль нужно подать назад на 2-3 м и, плавно трогаясь, продолжать движении вперед. Если при повторных попытках сильно заснеженный участок преодолеть нельзя, то необходимо расчистить путь от снега.

При тумане видимость дороги резко ухудшается. Если туман плотный, то лучше его переждать, съехав с проезжей части. При движении в тумане в темное время суток включить ближний свет фар, а днем – подфарники. Ориентиром во время движения служат деревья, столбы и другие предметы у края дороги. В неясной обстановке нужно пользоваться звуковым сигналом.
Так как туман находится на некотором расстоянии от поверхности дороги, хороший эффект дают противотуманные фары, размещенные как можно ниже. Включать дальний свет не следует, так как он рассеивается и ослепляет водителей встречных транспортных средств.
При проезде обледенелых участков дороги нужно соблюдать особые меры предосторожности, так как автомобиль может потерять управляемость из-за резкого ухудшения сцепления колес с дорогой. Скорость движения необходимо снизить до 20-30 км/ч, соблюдая увеличенную дистанцию между автомобилями.
Одной из основных опасностей при гололеде является занос при торможении, когда колеса блокируются. Тормозить автомобиль при гололеде нужно плавно, не выключая сцепления; нельзя тормозить на поворотах, передачи нужно переключать на прямых участках дороги. Если автомобиль заносит, то необходимо прекратить торможение и плавно поворачивать рулевое колесо в сторону заноса, а затем осторожно выводить автомобиль для движения по прямой. Если возникает необходимость в быстрой остановке, то нужно часто с перерывами нажимать на педаль тормоза, не выключая сцепления.
Двигаться на подъеме и спуске следует на заранее включенных пониженных передачах. При сползании автомобиля нужно немедленно направлять его на какой-либо упор, который смог бы препятствовать сползанию. На ледовых дорогах, где гололед значительный и распространяется на сравнительно большие расстояния, нужно применять шипованные шины или специальные цепи противоскольжения.
В темное время суток условия работы водителя ухудшаются – сокращается обзорность дороги и окружающих предметов. Возникает возможность ослепления светом фар встречных автомобилей.
При наступлении темноты, когда обзорность дороги уменьшается на расстоянии менее 150 м, необходимо включать дальний свет фар. Управляя автомобилем в темное время суток, следует учитывать, что освещенность дороги фарами даже при включенном дальнем свете не обеспечивает хорошей просматриваемости окружающей обстановки, поэтому водители должны снижать скорость движения. При встречных разъездах водитель должен заблаговременно на расстоянии не менее 150 м переключать фары на ближний свет. На освещенных улицах или на дорогах, когда свет фонарей обеспечивает хорошую видимость, включают ближний свет или подфарники.
Большое значение при движении в темное время суток имеет состояние фар и их регулировки. Высоко направленный луч фары, помимо плохого освещения дороги, слепит водителей встречных транспортных средств. Фары плохо освещают дорогу из-за потускнения рефлектора, загрязнения стекол, плохого контакта лампы с «массой» или в проводах и недостаточного напряжения источников тока. Водитель должен проявлять постоянную заботу о состоянии приборов освещения. Нельзя допускать яркого света в кабине, так как это ухудшает видимость водителем дороги. Дорога в непосредственной близости от автомобиля лучше освещается ближним светом фар, поэтому при небольшой скорости включают ближний свет.
Чем выше скорость движения автомобиля, тем на большее расстояние должна просматриваться дорога. Так, если скорость движения будет 30 км/ч, то видимость должна быть не менее 30 м; при 60 к/ч – 90 м, а при 90 км/ч – не менее 180 м. Если водитель при скорости 80 км/ч видит дорогу только на 30-40 м, то он может совершить дорожно-транспортное происшествие, так как тормозной путь при такой скорости с увлажненным асфальтобетонным покрытием больше 100 м, поэтому даже опытный водитель ночью снижает скорость.
Оставляя автомобиль на дороге ночью, нужно обязательно включить габаритные фонари и подфарники и установить дорожный знак аварийной остановки. При длительной стоянке автомобиль необходимо убрать с дороги.
Работа в условиях низких или высоких температур требует специальной подготовки водителя и автомобиля. При низких температурах необходимо оборудовать автомобиль отоплением, произвести уплотнение щелей кабины, систему охлаждения при возможности заполнить жидкостью с низкой температурой замерзания. Самому водителю одеть теплую, но не стесняющую движений одежду.
Движение по льду можно производить только после предварительного осмотра. Особенно тщательно нужно проверять лед у берегов. Толщина льда должна быть не менее 20 см для автомобилей грузоподъемностью до 2 т и 30 см для автомобилей грузоподъемностью до 4 т.
Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель, а обе дверцы открыты. Если лед занесен снегом, то его необходимо удалить, оставив слой в 10-15 см для предотвращения буксования колес. Двигаться по льду нужно плавно со скоростью 15 – 20 км/ч.
Если у съездов на лед имеются подмывы и трещины, то прибрежные участки необходимо усилить деревянными щитами.
При переправе по льду одновременно нескольких автомобилей расстояние между ними должно быть не менее 25-35 м.
Работа водителя во время вывозки сельскохозяйственных грузов связана с ездой по грунтовым дорогам и бездорожью.
В трудных дорожных условиях двигатель и механизмы автомобиля имеют повышенную нагрузку, вследствие чего отдельные детали подвергаются ускоренному износу. На трудных участках дороги следует включать пониженные передачи, однако длительная работа автомобиля на пониженных передачах может привести к перегреву двигателя, поэтому необходимо внимательно следить за указателем температуры в системе охлаждения и в случае перегрева остановиться и дать двигателю остыть. Рывки и резкие включения сцепления на тяжелых участках дороги перегружают детали трансмиссии.
На улицах городов и населенных пунктов движение интенсивно. В этих случаях незнание или неумение водителя быстро принять нужное решение, замедленное движение на середине проезжей части может привести к созданию затора, в результате чего большое количество автомобилей будет простаивать.
При работе в условиях города безопасность во многом зависит от дистанции между автомобилями, скорости движения, тормозных возможностей, навыков и умения водителя.
Дистанцию между автомобилями нужно выбирать в зависимости от скорости движения и тормозных качеств автомобиля. При этом учитывают, что впереди идущий автомобиль остановится не сразу, а на протяжении остановочного пути. Если выдерживать полную дистанцию безопасности, включая путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь, то автомобили растянутся на большое расстояние и пропускная способность улиц намного уменьшится. В загородных условиях дистанция должна быть больше, так как внимание водителя ослаблено и скорость движения выше.
Чем меньше ширина полосы и больше габаритная ширина транспортного средства, тем меньше будет боковое расстояние и тем меньшей должна быть скорость движения. При обгоне и объезде интервал может быть меньше, чем при встречном разъезде, так как в последнем случае скорость встречного движения складывается и небольшая неточность в управлении может вызвать аварию.
Управляя автомобилем, водитель обязан соотносить свои действия с действиями водителей других транспортных средств, пешеходов, профилем и рельефом дороги, состоянием дорожного покрытия, обзорностью и видимостью пути, с тем чтобы, оценив все обстоятельства, принять необходимые меры по обеспечению безопасности движения. Недооценка даже одного из перечисленных факторов может привести к созданию аварийной обстановки.
Предупреждение серьезных последствий в опасной обстановке полностью зависит от правильности и своевременности действий водителя, он не должен полагаться на правильность действия остальных участников движения.
Выбор и своевременное принятие правильного решения и необходимые действия зависят от умения водителя быстро оценить обстановку и принять меры, предотвращающие дорожно-транспортное происшествие.

Госавтоинспекция МВД России рекомендует водителям и пешеходам быть предельно внимательными на дорогах при неблагоприятных погодных условиях

В частности, сложная ситуация наблюдается на территории Оренбургской области. Из-за неблагоприятных погодных условий – снег, метель, порывистый ветер – накануне вечером было временно прекращено движение на участке федеральной автодороги «Урал» Оренбург – Орск – подъезд к пункту пропуска «Орск» со 170 по 261 км. Сегодня утром движение восстановлено.

Снегопад и порывистый ветер стали причиной временного ограничения движения и в Новосибирской области, — в частности, с 10.30 утра вчерашнего дня в связи с ухудшением погодных условий ограничен выезд транспортных средств категории «D» на автодорогу регионального значения Новосибирск – Павлодар с 250 км по 431 км. Автолюбителям рекомендовано не выезжать за пределы населенных пунктов, в случае крайней необходимости поездки проверить техническое состояние своего автомобиля, в пути быть предельно внимательными и осторожными, а при возникновении нештатных ситуаций на дороге обращаться к сотрудникам Госавтоинспекции.

В Алтайском крае из-за снега, метели и порывистого ветра временно прекращено движение на автодорогах регионального значения Змеиногорск – граница Новосибирской области с 391 по 471 км и Крутиха – граница Республики Казахстан с 0 км по 249 км. Накануне вечером в связи с ухудшением погодных условиях введено временное ограничение движения для транспортных средств категории «С» и «D» на 6 автодорогах регионального значения в Ульяновской области.

Как свидетельствуют социологические исследования, водители часто недооценивают опасность дороги в условиях непогоды. По данным соцопросов, около 70% респондентов знают о том, что погодные условия, согласно ПДД, накладывают ограничения на скорость движения автомобилей. Вместе с тем, большинство водителей отмечают, что снижать скоростной режим они будут только при очень плохой погоде, а такие меры, как использование противотуманных фар или сокращение количества перестроений, автолюбители используют крайне редко.

Социологические исследования подтверждаются практическим опытом, — за последние несколько дней в стране произошел ряд серьезных дорожно-транспортных происшествий, сопутствующими факторами которых стали неблагоприятные погодные условия. Так, в Рязанской области женщина – водитель легкового автомобиля в условиях снегопада выехала на встречную полосу и совершила столкновение с автобусом, перевозившим 18 пассажиров. В результате ДТП женщина-водитель легкового автомобиля и четверо пассажиров автобуса получили травмы.

В Калужской область водитель автобуса, перевозившего паломников, в условиях снегопада совершил съезд с дороги и опрокидывание. В салоне находился 31 пассажир, двое из них в результате ДТП были госпитализированы. Также в условиях снегопада в Пермском крае в результате ДТП с участием автобуса и двух легковых автомобилей травмы получили 15 человек. По предварительным данным, водитель автобуса, следовавший из города Чайковского в Пермь, выехал на встречную полосу, хотя на данном участке дороги выезд запрещен.

При неблагоприятных погодных условиях Госавтоинспекция призывает водителей скорректировать модель поведения на дороге и быть предельно осторожными и внимательными при управлении транспортным средством. В случае непогоды водителям следует неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, избегать резких маневров и торможений, которые могут привести к аварии.

Госавтоинспекция МВД России рекомендует водителям по возможности воздержаться от поездок на автомобилях в пределах населенных пунктов и воспользоваться общественным транспортом, а от поездок на дальние расстояния, особенно в ночное время, лучше и вовсе отказаться.

Пешие участники дорожного движения при неблагоприятных погодных условиях, сильных осадках и ограничении видимости также подвержены дополнительному риску на дорогах. Госавтоинспекция напоминает пешеходам о необходимости использования световозвращающих элементов в темное время суток, что является особенно актуальным в зимний период, а также о соблюдении норм и правил безопасности при переходе проезжей части.

В условиях непогоды инспекторы ДПС ориентированы на оказание помощи участникам дорожного движения на загородных трассах. В случае возникновения сложной ситуации на дорогах все участники дорожного движения могут круглосуточно обращаться за помощью в подразделения Госавтоинспекции. Сотрудники постараются оказать все возможное содействие, при необходимости помогут с вызовом технической службы или эвакуатора.

Дорожные условия

Категория:

   Управление автомобилем

Публикация:

   Дорожные условия

Читать далее:



Дорожные условия

Условия движения автомобиля определяются дорожными условиями, а также характером транспортного потока и связаны с погодно-климатическими факторами. Дорожные условия оказывают большое влияние на управление автомобилем и особенности его движения. Они оцениваются геометрическими параметрами и транспортно-эксплуатационными характеристиками дорог — инженерных сооружений, предназначенных для движения автотранспортных средств. Дороги, проложенные по застроенной территории, представляют собой улицы.

Классификация автомобильных дорог предусматривает их разделение по региональному значению и интенсивности движения на следующие технические категории:
I категория — автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения с интенсивностью движения более 7000 авт/сут.
II категория — автомобильные дороги указанного значения с интенсивностью движения 3000—7000 авт/сут.
III категория — автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения (кроме I и II категорий), областного или районного значения с интенсивностью движения 1000—3000 авт/сут.
IV категория — автомобильные дороги областного или районного значения (кроме III категории), дороги местного значения с интенсивностью движения 200—1000 авт/сут.
V категория — автомобильные дороги местного значения с интенсивностью движения менее 200 авт/сут.

Геометрические параметры дороги определяют ее форму в горизонтальной плоскости (в плане), а также на разрезах в вертикальных продольной и поперечной плоскостях. Эти параметры должны обеспечивать движение автомобиля по сухому или влажному чистому дорожному покрытию с наибольшей безопасной скоростью; они устанавливаются строительными нормами и правилами (СНИП II 60—75).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В горизонтальной плоскости дорога может иметь криволинейные участки, радиусы закруглений и частота расположения которых оказывают большое влияние на безопасность движения. С уменьшением радиуса возрастает центробежная сила, что повышает опасность заноса и опрокидывания, поэтому наименьшая величина радиусов закруглений нормируется в зависимости от категории дороги. Например, необходимая безопасность движения на дорогах I категории обеспечивается при радиусах закруглений не менее 1000 м, в условиях городского движения — при минимальных значениях радиусов от 400 м на общегородских магистралях до 125 м на улицах местного значения.

В вертикальной продольной плоскости радиус выпуклых кривых у городских улиц должен быть в пределах от 2000 до 6000 м, вогнутых — от 500 до 1500 м, продольные уклоны не должны превышать величины от 5 до 8|%;.

В вертикальной поперечной плоскости разрез дороги позволяет выделить ее основные элементы: проезжую часть, обочины, кюветы и обрез; улица отличается наличием тротуаров (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы дороги: а — дорожная полоса; б — земляное полотно; в — проезжая часть; г — разделительная полеса; д—обочина; е — кювет; ж — обрез

Все элементы дороги вместе с дорожными устройствами и оборудованием занимают определенную территорию, называемую дорожной полосой.

Проезжая часть характеризуется двускатным поперечным профилем с уклоном от 1,5 до 4% в зависимости от вида дорожного покрытия на прямолинейных участках дорог и на кривых с радиусом более 2000 м. При радиусах менее 2000 м кривые должны иметь виражи с поперечным уклоном от 2 до 6%. Ширина проезжей части дорог I категории должна быть не менее 15 м с четырьмя или более полосами движения. На дорогах других категорий она обычно составляет 7,5 м с двумя полосами движения, но может быть равной 4,5 м на дорогах V категории.

Геометрические параметры должны обеспечивать на общегородских магистралях обзорность с видимостью поверхности дороги на расстоянии 175 м, встречного автомобиля — 350 м. На остальных дорогах эти расстояния видимости должны быть соответственно равны 75 и 150 м.

Транспортно-эксплуатационные качества дороги определяются типом и состоянием дорожного покрытия, а также дорожными устройствами и оборудованием.

Типы и виды дорожного покрытия применяются в зависимости от категории дороги с учетом характера транспортного потока, климатических и других условий. Покрытия разделяются на следующие группы:
— усовершенствованный капитальный тип для дорог I категории, в который входят цементобетонный и асфальтобетонный виды;
— усовершенствованный облегченный тип для дорог II, III и IV категорий, к которому относятся асфальтобетонный и битумный виды;
— переходный тип для дорог IV и V категорий, включающий в себя щебеночный и гравийный виды;
— грунтовый тип для дорог V категории, который может иметь виды покрытий, улучшенные местными материалами.

Состояние дорожного покрытия характеризуется шероховатостью, влажностью, загрязненностью его поверхности и зависит от степени изношенности покрытия, метеорологических условий и качества содержания дороги. Шероховатость покрытия улучшает его сцепление с шинами на сухой и особенно влажной поверхности. Влажность и загрязненность создают подобие слоя смазки, который разделяет покрытие и шину, резко снижая коэффициент их сцепления. Если толщина этого слоя меньше высоты выступов шероховатости, то за счет сцепления шины с этими выступами величина коэффициента сцепления почти не изменяется. Рисунок протектора повышает коэффициент сцепления с увеличением глубины и размеров его канавок, ребер и выемок. Режим движения влияет на коэффициент сцепления главным образом в связи с повышением скорости и характером торможения. С увеличением скорости свыше 60 км/ч коэффициент сцепления несколько уменьшается по сравнению с расчетным значением так, что при скорости 100 км/ч это уменьшение составляет 10%:.

Повышенная скользкость дорожного покрытия вызывает буксование колес, падение эффективности торможения и боковой занос автомобиля, что обусловливает около 50% дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями. Минимально допустимым по условиям безопасности движения принят коэффициент сцепления, равный 0,4.

Дорожные устройства предназначены для повышения безопасности и удобства перевозок грузов и пассажиров. К ним относятся площадки для остановки и стоянки автомобилей, автобусные остановки, площадки и павильоны для отдыха и ожидания пассажирами автобусов, устройства связи, освещения, защиты дорог от снежных и песчаных заносов.

Оборудование дорог представляет собой комплекс технических средств регулирования движения и включает в себя дорожные знаки и разметку проезжей части, светофоры, указатели, информационные щиты, ограждение.

Погодно-климатические факторы изменяют условия движения, воздействуя на водителя, автомобиль и дорогу. К ним относятся температура, влажность и давление воздуха, осадки, ветер, которые формируют три периода эксплуатации: летний, зимний и переходный. Летний период характеризуется в основном устойчивой среднесуточной температурой свыше +15°С, зимний — температурой ниже 0°С, переходными являются весенний и осенний периоды, когда температура находится в пределах между указанными значениями.

Водитель способен управлять автомобилем с наибольшей надежностью при температурах около +20°С. С повышением температуры и влажности увеличивается время реакции водителя, ускоряется его утомляемость. При низких температурах может происходить переохлаждение и увеличение влагоиспарения его организма, что также усиливает утомление.

Техническое состояние автомобиля ухудшается в переходный и особенно в зимний периоды: стекла и фары забрызгиваются грязью или снегом, на тормозные колодки попадает вода, в пневмоприводе тормозов образуется конденсат, шины при низких температурах теряют эластичность. Это значительно сокращает обзорность, снижает видимость, ухудшает тормозные свойства автомобиля и увеличивает вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Дорожные условия в наибольшей степени подвержены влиянию погодно-климатических факторов, за счет которых сильно изменяются транспортно-эксплуатационные качества дороги. В переходные периоды загрязняется проезжая часть, уменьшается ее используемая ширина и снижаются сцепные качества покрытия, разрушаются обочины, сокращается видимость на дороге, ухудшается видимость элементов оборудования дорог. Зимой сглаживаются границы земляного полотна дороги и изменяются ее геометрические параметры. На дорожном покрытии образуется слой снега, а при температурах от 0 до — -3°С и повышенной влажности воздуха возникает гололед, что резко снижает сцепные качества покрытия.

Совершенствование дорожной сети является наиболее трудной из важнейших задач государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Для скоростного и безопасного движения автомобилей дорога должна иметь правильные геометрические параметры, высококачественное покрытие, необходимые элементы оборудования. Дорожные устройства должны иметь энергопоглощающую или другую конструкцию, снижающую тяжесть последствий наездов на них автомобилей.

Рекламные предложения:


Читать далее: Дорожно-транспортные происшествия и их предупреждение

Категория: — Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Инструкция по ОТ при движении в сложных условиях

Инструкция по охране труда при движении автомобилей в сложных дорожных условиях

РАБОТА В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

1. Автомобиль должен быть оборудован исправными устройствами для обогрева кабины и салона.

2. Запрещается отдыхать или спать во время стоянки при работающем двигателе, используя его для обогрева.

3. Двигаться по снежной целине только на пониженных передачах, из­бегая остановок.

ДВИЖЕНИЕ ПРИ ГОЛОЛЕДЕ

1. Запрещается обгон при видимой опасности до 2 км.

2. Тормозной путь увеличивается в 3-4 раза.

3. При начале движения с места на ледяном покрытии не допускать буксования колес.

4. Избегать резких движений при торможении, переключении пере­дач, повороте руля, снижении скорости.

5. Основной способ торможения — плавное уменьшение скорости, не вы­жимая сцепления, и только под конец нажимать на тормоз короткими им­пульсами.

6. На чистом асфальте встречаются участки дороги — «черный лед». Тормозить и менять положение руля нельзя – машину занесет.

ДВИЖЕНИЕ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ПОДЪЕМОВ И СПУСКОВ

1. Подъемы преодолевать на пониженной передаче, стараясь не допус­кать остановок.

2. При движении на подъем необходимо заранее определить крутизну подъема и включить ту передачу, которая обеспечивает необходимое уси­лие движения без переключения передач на подъеме.

3. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии исключая крен, чтобы исключить пробуксовку разгруженных колес и разворот автомо­биля.

4. На длинном спуске (более 50 м) необходимо оценить крутизну и включить те передачи коробки перемены передач, на которых необходимо преодолевать спуск подобной крутизны, при этом категорически запреща­ется выключать двигатель и коробку передач. При торможении использовать двигатель.

ДВИЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЛОХОЙ ВИДИМОСТИ (СНЕГОПАД, ТУМАН, ДОЖДЬ)

1. При движении в условиях плохой видимости дистанцию между авто­мобилями необходимо увеличивать.

2. В условиях недостаточной видимости необходимо включать освети­тельные приборы:

— в населенных пунктах — ближний свет фар;

— вне населенных пунктах — ближний или дальний свет фар;

— при остановках и стоянках — габаритные или стояночные огни.

Скачать инструкцию по охране труда при движении автомобилей в сложных дорожных условиях

Самый коварный пункт ПДД

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения,  пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически  каждый день,  но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то  происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».   

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража,  и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль;  перед Вами внезапно остановился автомобиль;  проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП,  Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта — там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется — тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто  выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по  главной  имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной.  Увидел опасность — тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете  затормозить,  ударив вторую машину либо сманеврировать и  попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы  совершили новое ДТП, например,  столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом.  Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от  конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях  при наезде на пешехода  водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий  со сбитым пешеходом. По всем таким  происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда.  То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель  достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент  возникновения  опасности,  когда пешеход вступил на проезжую часть,  автомобиль  находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление  от точки наезда ( 50 метров)  водителя признают виновным. То есть водитель  физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся).  В основу обвинения ляжет п. 10.1.  Если же остановочный путь будет больше  удаления автомобиля от точки  столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет  признан не виновен.

Кроме того,  п. 10.1  правил  требуют от нас не только не превышать  максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей  дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения  Вам ограничивает  темное время суток, туман либо дождь.  Следователь  экспертным путем  может  установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться  со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем,    техническая возможность остановиться  до места наезда будет определяться  при движении со скоростью 30 км/ч.  Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный  путь автомобиля будет меньше. Кроме того,  остановочный путь автомобиля может оказаться меньше  расстояния удаления автомобиля от точки наезда  в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано,  что  именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь  виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения,  высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»

дорожные условия — это… Что такое дорожные условия?


дорожные условия

3.14 дорожные условия: Комплекс факторов, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и режимы движения по дороге потоков транспортных средств.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

  • дорожные удерживающие ограждения
  • Дорожные условия, сопутствующие ДТП

Смотреть что такое «дорожные условия» в других словарях:

  • Дорожные условия, сопутствующие ДТП — 3.10 Дорожные условия, сопутствующие ДТП фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения (характеристики дорожных условий, сопутствующих возникновению дорожно транспортных происшествий представлены в приложении 2 Правил учета и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Дорожные условия, сопутствующие ДТП — 7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов… …   Официальная терминология

  • Условия дорожные — Дорожные условия совокупность геометрических параметров, транспортно эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки… Источник: ОДМ 218.4.005 2010. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации… …   Официальная терминология

  • Условия движения — реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство в данный момент (дорожные условия, транспортный поток, состояние окружающей среды). Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Условия эксплуатация транспортного средства — УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ факторы, оказывающие наибольшее влияние на ухудшение технического состояния транспортного средства (физический износ транспортного средства). К ним относятся: режим движения и нагрузка на агрегаты транспортного средства,… …   Официальная терминология

  • Дорожные знаки Беларуси — установлены Государственным Стандартом Республики Беларусь СТБ 1140 99[1] и входят в Правила дорожного движения РБ. Дорожные знаки делятся на типы по времени установки (постоянные, временные) и на несколько групп в зависимости от назначения.… …   Википедия

  • Дорожные знаки —         представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках и информации о введённых ограничениях или иных… …   Большая советская энциклопедия

  • Условия дорожные — совокупность геометрических параметров, транспортно эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • ГОСТ Р 52128-2003: Эмульсии битумные дорожные. Технические условия — Терминология ГОСТ Р 52128 2003: Эмульсии битумные дорожные. Технические условия оригинал документа: битумная эмульсия прямого типа: Однородная, маловязкая жидкость темно коричневого цвета рационально подобранного состава, получаемая путем… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 55420-2013: Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия — Терминология ГОСТ Р 55420 2013: Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные катионные. Технические условия оригинал документа: 3.5 адгезия: Способность битумной эмульсии покрывать поверхность минерального материала и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *