Сезонные особенности эксплуатации тс меры предосторожности – Особенности зимней эксплуатации автомобилей — Особенности сезонной и в период обкатки эксплуатации автомобилей — Основы эксплуатации автомобилей — Автомобиль
Лекции об особенностях эксплуатации автомобиля зимой
Особенности эксплуатации автомобиля зимой
Условия эксплуатации автомобилей зимой характеризуются низкой температурой наружного воздуха, наличием снежного покрова, сильными ветрами и метелями. Зимой значительно ухудшается состояние дорог, снижается видимость, затрудняется наблюдение за обстановкой на дороге, значительно увеличивается вероятность наезда на пешеходов.
Управление автомобилем требует большого нервного напряжения, тип движения уменьшаются, что ухудшает эффектность использования автомобиля. Повышаются требования к техническому состоянию автомобиля. На автомобилях появляются специфические неисправности, вызванные низкими температурами. Особое внимание водители должны обращать на сохранение теплового состояния двигателя. Значительно увеличивается расход горючего. Поэтому начинающим водителям настоятельно рекомендуем не эксплуатировать автомобиль зимой. Выезжать можно только при крайней необходимости и с величайшей осторожностью, строго выполняя следующие рекомендации.
Трогаются с места только после прогрева двигателя, обеспечивающего его устойчивую работу. Движение начинают плавно, без рывков. При отрицательной температуре окружающего воздуха для разогрева загустевших смазок, сальников, амортизаторов, автошин первые несколько сот метров двигаются на первой передаче. В последующем разгоняются без резкого увеличения частоты вращения коленчатого вала, не допуская буксования колес. Зимой на многих дорогах накатывается полоса с уплотненным снегом. При температуре воздуха —10 °С и ниже по такой накатанной снежной полосе можно ехать достаточно уверенно. Но при температуре, близкой к нулевой, особенно на дороге, покрытой свежевыпавшим укатанным снегом, коэффициент сцепления уменьшается до 0,1—0,05, что делает движение по ней опаснее, чем при гололеде. При езде по заснеженной части дороги колесами одного борта увеличивается сопротивление качению этих колес и появляется момент сил, который стремится развернуть автомобиль. Это очень опасно на высокой скорости, так как мгновенно возникающий момент рывком затягивает машину в снег, в кювет и нередко приводит к опрокидыванию. При разъезде с встречными транспортными средствами скорость движения снижается, а если при этом необходимо въехать в глубокий снег, скорость снижается вплоть до полной остановки. На узких дорогах с высокими снежными валами на обочине, ограничивающими видимость, на поворотах подаются звуковые и световые сигналы.
Вождение по обледенелым дорогам часто сопровождается буксованием и заносами. Трогаться на гололеде лучше на второй передаче при самой малой частоте вращения коленчатого вала, разгоняться плавно, переключать передачи быстро, но сцепление включать не рывком, а постепенно. Здесь, как нигде, важна плавность движений. Резкие повороты рулевого колеса, резкое изменение частоты вращения коленчатого вала и тем более— резкие торможения на гололеде не допускаются. Применяется комбинированное торможение: двигателем и рабочим тормозом. На очень гладком льду скорость гасится двигателем с последовательным переходом на низшие передачи.
Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при заезде правыми колесами в снег:
В обледенелой колее двигаются строго по ее оси. Выехать из нее сложно, на небольшой поворот рулевого колеса автомобиль обычно не реагирует, при большом повороте возможен резкий вынос из колеи и разворот автомобиля поперек дороги. При длительном движении по обледенелым дорогам на ведущие колеса надеваются цепи противоскольжения.
Зимой особую настороженность у водителей должны вызывать участки перед перекрестками, остановками троллейбусов и автобусов общего пользования, перед пешеходными переходами. В этих местах в результате торможения различных транспортных средств дорога часто бывает накатана до блеска, т. е. покрыта сплошной коркой льда. Поэтому при приближении к таким участкам скорость движения надо снижать заблаговременно, чтобы при появлении на дороге пешеходов или включении
запрещающего сигнала светофора не пришлось бы прибегать к экстренному торможению непосредственно на этом участке.
При суточных колебаниях температуры воздуха от минусовых до плюсовых дороги ночью покрываются сплошной тонкой коркой льда, которая сохраняется и утром. Из автомобиля асфальт кажется чистым, свободным от льда и это нередко вводит водителей в заблуждение. Они не подозревают, что едут по льду, при плавном движении машина идет как будто устойчиво. Но стоит водителю чуть резче повернуть рулевое колесо, он сразу почувствует себя как на катке.
После оттепелей, с наступлением вновь морозов дороги почти полностью очищаются от льда и становятся практически сухими. Водители, двигаясь по ним, расслабляются, забывая, что и такая дорога может оказаться коварной. На ней могут неожиданно встретиться участки, покрытые ледяной коркой. На таких дорогах нельзя ни на миг отвлекаться от наблюдения за дорогой и постоянно контролировать состояние проезжей части. И если замечен гололед, его проезжают плавно, без изменения частоты вращения коленчатого вала, без поворотов рулевого колеса и особенно без торможений. Желательно, конечно, перед таким участком снизить скорость, но в любом случае торможение прекращается до въезда на этот участок, пусть даже скорость и не удалось погасить. Особенно опасно торможение, если лед при этом окажется под колесами одного борта автомобиля, а колеса другого борта будут на сухом шоссе. Разные силы сцепления при торможении создают на колесах разные (по бортам) тормозные силы, в результате чего возникает момент сил, который резко разворачивает машину и вызывает занос или опрокидывание.
По снежной целине двигаются осторожно, так как снег может скрывать камни, пни и другие препятствия. Для движения выбирают по возможности возвышенные места: там обычно наименьшая толщина снежного покрова. Через пешеходные тропы, где снег, как правило, уплотнен, переезжают под прямым углом.
Переметы и сугробы преодолевают с разгона. В случае остановки и начавшегося буксования автомобиль отводится назад строго по своей колее и затем попытка преодолеть снежное препятствие повторяется. Большие снежные валы под колесами предварительно расчищают.
Обледенелые подъемы преодолевают с разгона на низшей передаче. Перед спуском предварительно проверяется глубина снежного покрова в нижней части спуска. Обычно в этих местах наметает много снега и вероятность застревания машины велика.
Для увеличения сцепления колес с дорогой подъемы и спуски посыпают песком, шлаком, мелким гравием, сухой землей.
Автомобиль на стоянку при низкой температуре окружающего воздуха рекомендуем устанавливать в защищенном от ветра месте или двигателем в сторону, обратную направлению ветра. При этом переднюю часть прикрывают утеплительным капотом и закрывают крышку системы вентиляции салона. Если система охлаждения двигателя заправлена водой, на стоянке необходимо постоянно следить за ее температурой и периодически прогревать двигатель. Ориентировочно можно считать, что максимально допустимое время нахождения автомобиля на морозе без прогрева двигателя при температуре наружного воздуха —10 °С и отсутствии ветра составит 2 ч, при — 20 °С — 1 ч, при — 30 °С — 30 мин. Для более длительной стоянки автомобиля на морозе без прогрева двигателя нужно сливать воду из системы охлаждения. Вода сливается одновременно из всех сливных краников. Если при открытых и прочищенных краниках вода не течет, надо немедленно отъединить наиболее низко расположенный шланг системы охлаждения, в крайнем случае разрезать его, но воду выпустить. При замерзании воды в системе охлаждения двигатель может разморозиться.
Для проезда по замерзшим рекам и водоемам при достаточной прочности льда организуются зимние переправы. Как правило, они обозначаются и специально оборудуются, режим движения на них устанавливается органами дорожной службы или Госавтоинспекции. Однако зимой встречается немало и необорудованных, стихийно возникших переправ. Признаками таких переправ являются следы от прошедших машин, надежные места спуска на лед и выезда на берег. Подъехав к такой переправе, водитель прежде всего убеждается в надежности льда. Лед должен быть чистым и иметь вид сплошной стекловидной массы без прослоек снега и воздушных пор. Лед, не лежащий на поверхности воды и не прилегающий прочно к берегу, очень ненадежен и, как правило, для переправы машин непригоден. Толщина льда должна быть не менее 20 см для автомобилей типа «Жигули», «Москвич», «Запорожец» и не менее 25 см для автомобилей типа «Волга» (морской лед и лед озер с соленой водой должен быть толщиной соответственно 25 и 30 см). При толщине льда, близкой к указанным значениям, цепи противоскольжения надевать нельзя.
Машины по льду двигаются в один ряд с дистанцией не менее 50 см. На необорудованной переправе пассажиры из машины высаживаются. Движение плавное, со скоростью не более 10 км/ч, без переключения передач, торможений и остановок, с открытой передней левой дверью. При появлении треска, сильного прогиба льда или воды на поверхности не надо пугаться, а спокойно продолжать движение, плавно увеличив скорость. Останавливаться на льду нельзя.
Весной на одиночной машине двигаться по ледяной переправе очень опасно. Во-первых, лед уже становится рыхлым и утрачивает свою прочность, во-вторых, на льду появляются лунки, залитые водой, попадание в которые может привести к застреванию машины и даже к пролому льда.
После движения по воде не надо забывать о просушке тормозных колодок, для чего произвести несколько легких торможений.
Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях
Категория:
Техническое обслуживание автомобилей
Публикация:
Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях
Читать далее:
Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях
На огромной территории нашей страны эксплуатация автомобилей осуществляется в различных климатических и дорожных условиях. Такими условиями, значительно отличающимися от условий средней полосы нашей страны, являются пустынно-песчаная местность, горная местность и районы с очень холодным и холодным климатом.
Эффективное использование автомобиля в различных климатических условиях в значительной мере зависит от специальной подготовки их к этим условиям.
Пустынно-песчаная местность. К особенности эксплуатации автомобиля в пустынно-песчаной местности относятся: небольшой процент дорог с усовершенствованным покрытием, отсутствие воды на больших пространствах, высокая температура воздуха, его повышенная сухость, солнечная радиация, высокая концентрация пыли в воздухе, удаленность населенных пунктов.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В результате повышенного содержания пыли в окружающем воздухе значительно возрастает абразивное изнашивание всех механизмов, агрегатов и систем автомобиля.
С повышением температуры окружающего воздуха до 40—45 °С уменьшается на 10—15% мощность двигателя из-за снижения коэффициента наполнения цилиндров в результате уменьшения плотности воздушного заряда.
Снижается эффективность работы системы охлаждения, и температура охлаждающей жидкости может достичь 110=~ 120 ®С, что приводит к интенсивному нагарообразованию в камере сгорания и на клапанах,
Интенсивное выкипание охлаждающей жидкости и частая доливка воды приводят к быстрому образованию накипи, которая ухудшает отвод тепла и приводит к перегреву двигателя,
Высокая температура воздуха в подкапотном пространстве двигателя вызывает разрушение электроизоляционных материалов, повышенное испарение электролита в аккумуляторе, интенсивное окисление масел.
Вязкость трансмиссионных масел с повышением температуры значительно снижается, что способствует подтеканию их через уплотнения.
Ухудшается эластичность шин, сальников, тормозных диафрагм, манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых деталей; выцветают краски и т. д.
При подготовке автомобиля к эксплуатации в условиях пустынно-песчаной местности необходимо выполнить перечень работ, предусмотренных Инструкцией по эксплуатации для данной местности.
Горная местность. Дорожные и климатические условия горной местности значительно влияют на работоспособность автомобилей, их агрегатов и механизмов. Так, мощность двигателя при подъеме автомобиля на каждые 1000 м над уровнем моря снижается на 10—13% из-за падения коэффициента наполнения цилиндров в результате разрежения воздуха, По той же причине резко ухудшается работа системы охлаждения двигателя из-за понижения температуры кипения охлаждающей жидкости (в среднем на 5% на каждые 1500 м высоты), уменьшения мощности вентилятора и теплоотдачи от радиатора в окружающую среду. Перегревы системы охлаждения требуют частого долива охлаждающей жидкости, приводящего к образованию накипи со всеми отрицательными последствиями,
Эффективность тормозов снижается в 1,5—2 раза из-за уменьшения производительности компрессора, повышения расхода воздуха на торможение при затяжных спусках, снижения коэффициента трения тормозных накладок из-за роста температуры тормозных барабанов до 280—300 аС и тормозных накладок до 350—400 еС на затяжных спусках,
Извилистость дорог в плане приводит к интенсивному износу деталей рулевого управления, механизма сцепления, коробок передач и шин,
Значительно возрастает износ шин также из-за передачи больших крутящих моментов на ведущие колеса на подъемах, частых торможений на спусках, большого числа поворотов с небольшими радиусами, повышенного температурного режима работы шин.
При подготовке автомобилей к эксплуатации в горной местности необходимо выполнить перечень работ, предусмотренный для данной местности Инструкцией по эксплуатации,
Районы с очень холодным и холодным климатом. Эксплуатация автомобилей при низких температурах является наиболее сложной и трудной. Районы с холодным и очень холодным климатом охватывают бблыцую часть территории страны (около 56%). Минимальная температура воздуха здесь доходит до — 60— 65°С. Продолжительность зимнего периода составляет 200—300 дней в году. Скорость ветра достигает 30 м/с, Для этого климата характерны частые обильные снегопады и метели. Глубина снежного покрова превышает 50 см. Дорожная сеть слабо развита.
Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск карбюраторных двигателей из-за увеличения вязкости масла для двигателя, обеднения рабочей смеси вследствие повышения вязкости топлива и плотности воздуха, ухудшения искрооб-разования. У дизелей ухудшается прокачиваемость дизельного топлива по трубопроводам и через фильтры, снижается энергоемкость аккумуляторных батарей,
Значительно снижается и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых в них масел, Нередко вязкость масла возрастает настолько, что мощности двигателя становится недостаточно для проворачивания валов и шестерен в агрегатах трансмиссии,
При низких температурах ухудшается герметичность тормозной системы, повышается жесткость тормозных диафрагм, возрастает скопление конденсата в фильтре влагомаслоот-делителя, трубопроводах и в воздушных баллонах. Замерзая, конденсат образует ледяные пробки, что вызывает отказ в работе тормозов.
В результате увеличения вязкости масла в гидроусилителе, приводящего к снижению его прокачиваемости через калиброванные отверстия, фильтрующие элементы и трубопроводы и ухудшающего условия работы золотникового механизма и клапанов, снижается работоспособность рулевого управления.
Значительно снижается при низких температурах надежность работы шин и других резинотехнических изделий из-за потери ими упругости и образования трещин на их поверхности. Неморозостойкая резина при температуре —-50°С становится хрупкой.
Изделия из пластмассы теряют пластичность, повышается их хрупкость и ломкость.
В зимний период эксплуатации значительно ухудшаются условия движения автомобиля в результате действия сильного ветра и снегопадов, резко снижается видимость, затрудняется управление автомобилем, особенно на скользких и разбитых дорогах. В результате снижаются скорость движения и производительность подвижного состава автомобильного транспорта.
Чтобы обеспечить надежность работы автомобилей в условиях низких температур, необходима их тщательная подготовка в соответствии с рекомендациями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, Обязательно проведение сезонного технического обслуживания автомобилей, включающее комплекс работ по утеплению капота кабины—пола, потолка, дверей — при помощи войлока или поролона, установки вторых стекол (ветровых, дверей и заднего стекла),
Рекламные предложения:
Читать далее: Организация ТО и TP в полевых условиях и технической помощи на линии
Категория: — Техническое обслуживание автомобилей
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Инструкция ОТ | ТРАНСПОРТНЫЙ ОТДЕЛ
Эксплуатация автомобилей в осенне-зимний период, вождение автомобилей в зимних условиях и во время гололеда
1.Общие требования безопасности.
1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок эксплуатации автомобилей в осенне-зимний период, вождение автомобилей в зимних условиях и во время гололеда.
1.2. Все водители должны пройти медицинское переосвидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
1.3. Каждый водитель должен пройти обучение и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
1.4. В случаях, если водитель не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами, то никто не имеет право принуждать выезжать в рейс.
2. Работа водителя в осенне-зимний период.
2.1. Действия водителя в осенне-зимний период.
2.1.1. Дожди, туман, листопад, легкие утренние заморозки — все, это делает осеннюю дорогу опасной и трудной для тех, кто находится за рулем. И только водитель, который принимает все меры предосторожности, умело сможет преодолеть трудные участки пути.
2.1.2. На мокром асфальте и дороге, покрытой листьями, опасны обгоны и резкое торможение.
2.1.3. Недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой дороге и в гололед. Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость, не применяя резкого торможения. Но если возник занос, без суеты и нервозности следует принять следующие меры: не включая сцепления, повернуть руль в сторону заноса, плавно притормаживая, вывести автомобиль из создавшейся ситуации.
2.1.4. Особую опасность представляют перекрестки и остановки общественного транспорта, когда дорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей.
2.1.5. Общие правила движения на скользкой дороге:
- снизить скорость;
- увеличить дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам;
- выполнять все действия плавно, не делать никаких резких движений;
2.1.6. Необходимо помнить, что в осенне-зимнее время световой день короче и водителю приходится больше пользоваться светом фар. Строго соблюдайте правила дорожного движения, но не ослепляйте друг друга на разъездах, переключайте фары на ближний свет.
2.1.7. При движении автомобиля в дождь и снег необходимо помнить, что уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла.
2.1.8. Увеличивается тормозной путь — значит повышается общая опасность движения. При движении на подъем следует выбрать такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного завершения подъема.
2.1.9. При спуске не выжимать сцепления, вести автомобиль на передаче, плавно притормаживая.
2.1.10. Не подавать резких звуковых и световых сигналов при появлении пешеходов на проезжей части, т.к. торопясь сойти с дороги, пешеход может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущим автомобилем.
2.2. Действия водителя во время гололеда:
2.2.1. ГОЛОЛЁД — Опасная пора для водителя автомобиля.
Во время движения автомобиля в гололёд от водителя требуется повышенная осторожность.
2.2.2. Прежде всего, скорость движения не должна быть выше 20 км/час. Это вызвано тем, что дорога покрыта слоем скользкого льда, в результате чего сильно уменьшен коэффициент сцепления колес с дорогой и вместо нормального качения колес возникает их скольжение и в результате нарушается управление автомобиля.
2.2.3. На скользкой дороге нельзя резко тормозить, так как может возникнуть занос автомобиля. Необходимо помнить, что выпавший снег после гололёда не только уменьшает скольжение, а наоборот увеличивает его. Резкое торможение, в этих условиях, несомненно, может привести к аварии.
2.2.4. Кроме того, занос автомобиля может произойти по следующим причинам:
- резкое изменение оборотов коленчатого вала двигателя во время движения;
- неравномерное давление воздуха в шинах колес;
- неправильное распределение груза в кузове;
- износ протектора шин;
- слишком быстрое включение сцепления.
2.2.5. В этих случаях необходимо применять способ комбинированного торможения, т.е. осуществлять торможение двигателя, а тормозом только притормаживать.
2.2.6. Тормозить двигателем следует правильно в такой последовательности:
- сбросить газ, не включая сцепления;
- дать промежуточный газ;
- включить низшую передачу и снова включить сцепление.
2.2.7. При выполнении этих действий автомобиль будет постепенно убавлять скорость. При этом можно не включая сцепление плавно тормозить. Если при торможении происходит занос автомобиля, то необходимо быстро прекратить торможение, выровнять автомобиль, рулевое колесо быстро, но плавно повернуть в сторону заноса, после чего опять притормозить.
2.2.8. Водитель должен помнить, что на скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля. Практика показывает, что тормозной путь обратно пропорционален скорости, с которой начато торможение автомобиля.
2.2.9. Поэтому дистанция между автомобилями, движущимися по скользкой дороге, должна соответствовать удвоенной скорости движения км/час. Например: если скорость автомобиля 30 км/час, то дистанция между автомобилями должна быть 60 метров.
2.2.10. Следует помнить, что во всех случаях останавливаться на обледенелой дороге можно лишь тогда, когда убедишься, что впереди идущий автомобиль будет на вершине или закончит спуск.
2.2.11. В условиях ограниченной видимости, а также при движении против солнца по накатанной до блеска снежной дороге, скорость должна быть минимальной, двигаться в дождливую погоду, в гололёд очень опасно и не рекомендуется.
2.2.12. При длительной поездке по скользкой дороге для увеличения проходимости автомобиля в зимнее время целесообразно запастись песком, посыпав его под колеса можно продолжить движение.
Основное правило при движении на скользкой дороге — ни в коем случае нельзя резко тормозить, поворачивать руль, менять число оборотов двигателя.
2.3. Движение автомобиля по снегу.
2.3.1. Движение автомобиля по снегу необходимо совершать с особым вниманием и осторожностью. Трогаться с места зимой следует после прогрева двигателя, когда температура охлаждающей жидкости составляет 85-90º и на первой передаче.
2.3.2. При минимальных оборотах коленчатого вала двигателя постепенно нужно переходить на повышение передачи. Хорошо накатанная снежная дорога обычно не вызывает никаких трудностей.
2.3.3. Однако, при движении по наезженной снежной дороге значительно уменьшается сцепление колес с дорогой. Поэтому, в подобных случаях не рекомендуется резко поворачивать рулевое колесо, резко тормозить. Перед поворотом, во избежание возможного заноса автомобиля, заблаговременно снижать скорость.
2.3.4. Особенно внимательным следует быть при движении по снежной целине. Чтобы предотвратить всякие происшествия, хорошо заранее сделать разведку пути. Определить труднопроходимые места, двигаться по снегу нужно без остановок и переключения скоростей, так как это приводит к потере скорости, а после остановки с места тронуться гораздо труднее.
2.3.5. При движении по снежной целине следует по возможности выбирать повышенные участки местности, где снежный покров менее глубокий, практически установлено, что при глубине мягкого и рыхлого снега в 1.5 величины дорожного просвета автомобили утрачивают способность преодолевать целину.
2.3.6. Если по снежной целине проложена колея, то следует ехать по ней, не отклоняясь в сторону, так как по колее сопротивление движению снижается в 2 раза, скорость движения по снежной колее не должна превышать 40 км/час. Превышение этой скорости может вывести автомобиль из колеи и затянуть в снег. В исключительных случаях перед началом движения по глубокой снежной целине для улучшения проходимости рекомендуется снижать давление в шинах. Это снижает давление колес на снег. В стандартных шинах, как исключение, допускается снижение давления в шинах при преодолении наиболее трудно проходимых участков снежной целины небольшой протяженности не более чем на 20-25 % от нормального давления.
2.3.7. Небольшие снежные сугробы следует преодолевать с хода при этом въезжать в снег нужно обязательно под прямым углом к сугробу, чтобы избежать заноса автомобиля.
Особенности сезонной и в период обкатки эксплуатации автомобилей
К сезонной относится эксплуатация автомобилей в зимний и летний периоды. Зимний период эксплуатации наступает при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С, а летний — когда она становится выше 5 °С.
При переходе на тот или иной сезон эксплуатации выполняют ТО-2 и дополнительные операции, связанные с особенностями работы автомобилей в наступающем сезоне.
Готовят автомобили к весенне-летней эксплуатации, как правило, с 15 марта по 15 мая, а к осенне-зимней — с 15 сентября по 15 ноября (в зависимости от климатических условий).
Для подготовки личного состава к эксплуатации автомобилей в предстоящий период организуют специальные занятия, на которых изучают подготовку автомобилей к эксплуатации, особенности обслуживания и содержания их в наступающем периоде; особенности вождения; способы и средства повышения проходимости автомобилей.
После занятий от личного состава принимают зачет.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Зимой значительно изменяются свойства эксплуатационных материалов, вследствие чего затрудняется пуск двигателя, а при работе он легко переохлаждается, увеличиваются потери мощности на трение в агрегатах силовой передачи и ходовой части. Пуск холодного двигателя затрудняется из-за ухудшения испаряемости топлива и повышения вязкости масла. При этом резко возрастает расход электроэнергии аккумуляторной батареи при пуске двигателя стартером, а работоспособность…
За новым автомобилем, а также поступившим из капитального ремонта требуется особо тщательный уход, так как в это время прирабатываются трущиеся поверхности деталей, агрегатов и механизмов, осаживаются прокладки и сальники, ослабляется затяжка креплений. Этот период эксплуатации называется обкаточным. Его продолжительность для новых и из капитального ремонта автомобилей составляет 1000 км. Срок службы, а также надежность и…
Авто зона — Новости — Особенности эксплуатации автомобиля зимой
Правильно и ответственно подготовить автомобиль к эксплуатации в зимний период – значит, обеспечить на дороге собственную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Грамотное сезонное обслуживание позволит также максимально сохранить эксплуатационные качества авто при эксплуатации в сложных погодных условиях . В ваших руках сделать так, чтобы вашей железной лошадке не был страшен ни глубокий снег, ни лютый мороз, ни зеркальный гололед, ни надоедливая слякоть. Итак, какова же грамотная эксплуатация авто зимой!
Зима – самое непростое время года в жизни водителя и его автомобиля. Плохие погодные условия, мороз, снег, гололед сильно затрудняют эксплуатацию автомобиля зимой. Ведь недаром опытные водители не советуют «новичкам» практиковаться в навыках вождения или производить обкатку автомобиля в зимний период, а многие автовладельцы, так называемые «подснежники», консервируют и ставят «на прикол» свой автомобиль до весны. Тем, кто по разным причинам все-таки собирается ездить, очень важно учесть.
Особенности эксплуатации автомобиля зимой
Во-первых, автомобиль должен быть подготовлен к тяжелым и зачастую экстремальным условиям эксплуатации. Своевременно произведенная диагностика, сезонное ТО, замена резины на зимнюю сделают передвижение зимой на автомобиле намного безопасней и комфортней. Не помешает укомплектовать автомобиль такими чисто зимними принадлежностями, как щетка, скребок, лопата, небольшое количество песка, аэрозоль для размораживания замков, силиконовая смазка для резиновых уплотнителей дверей, провода «прикуривателя» и буксировочный трос.
Во-вторых, следует полностью исключить так называемый «агрессивный» стиль вождения. Все маневры, разгон и торможение по возможности надо делать очень плавно. Недопустимо движение «накатом» на нейтральной передаче. Торможение, во избежание заноса, следует применять комбинированное. При заносе самое главное – не паниковать, бросая руль и закрывая глаза руками, а действовать расчетливо и быстро. Выход автомобиля из заноса можно «попрактиковать» на закрытой безлюдной площадке на небольшой скорости.
В-третьих, как можно чаще проверяйте состояние заряда аккумулятора, уровень жидкостей и давление в колесах. После мойки тщательно просушите замки и дверные уплотнители. Перед посадкой в автомобиль хорошо очистите обувь от снега, ведь лужа воды, скопившаяся на коврике, и мокрые ноги не добавят вам приятных ощущений.
Особенности эксплуатации автомобиля в летних условиях
Большое количество пыли в воздухе в сухую погоду приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя и других агрегатов и механизмов автомобиля, что влечет за собой нарушение его нормальной работы.
Чтобы защитить двигатель от проникновения в него пыли, необходимо чаще промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль горючим необходимо закрытой струей в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли.
Повышенная температура воздуха летом снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой доливки воды, что приводит к быстрому образованию накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целость ее прокладок.
Если двигатель во время работы перегрелся и вода в радиаторе закипела, необходимо остановить двигатель и дать ему остыть; только после этого можно долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может вызвать трещины в головке блока цилиндров.
Испарение электролита из аккумуляторной батареи летом увеличивается, поэтому его уровень необходимо проверять ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду.
Наличие песка и пыли на дорогах летом требует тщательного ухода за ходовой частью, силовой передачей и механизмами управления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленения рулевых тяг, тяги и пальцы амортизаторов. Поэтому необходимо эти узлы и детали очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять наличие и качество смазки в них. В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два—три раза чаще, чем это предусмотрено таблицей смазки.
Хорошее техническое состояние автомобили достигается не только правильным использованием и своевременным обслуживанием автомобиля, но и надлежащим хранением его.
Под воздействием солнечных лучей и высокой температуры воздуха шины и детали, изготовленные из резины, резино-тканевых и пластмассовых материалов, быстро изменяют свои свойства и разрушаются. Сильно разрушаются также лакокрасочные покрытия, теряя антикоррозийные свойства. Автомобили поэтому нужно по возможности хранить в помещении или под навесом.
Подготавливая автомобиль к хранению на открытой площадке, необходимо для защиты от пыли все агрегаты, механизмы и приборы герметизировать, заклеивая их промасленной (покрытой солидолом) бумагой.
Топливные баки, особенно баки автомобилей с карбюраторными двигателями, нужно, кроме того, затенять.
Автомобильные шины, чтобы предупредить старение резины, необходимо покрывать брезентом пли специально изготовленными матами.
Инструкция БДД | ТРАНСПОРТНЫЙ ОТДЕЛ
СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Особенности работы водителя транспортного средства в осенне-зимний период эксплуатации
Осенние дожди, туман, утренние заморозки – все это делает осеннюю дорогу опасной и трудной для тех, кто находится за рулем ТС. В такой ситуации только водитель, умело применяющий все меры предосторожности, сможет преодолеть трудные участки автодороги.
На мокром асфальте и грунтовой дороге, покрытой листьями, особенно опасны обгоны, резкие торможения и перестроения. Следует особенно запомнить, что совершенно недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой дороге и в гололед. Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость ТС, не применяя резкого торможения. Но если возник занос ТС – следует без суеты и нервозности предпринять следующие меры: не выключая сцепления повернуть рулевое колесо в сторону заноса, и плавно притормаживая вывести автомобиль из заноса.
Особое внимание нужно обратить на перекрестки и остановки общественного транспорта, когда автодорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей.
Общие правила движения на скользкой автодороге
Необходимо помнить, что в осенне-зимний период световой день короче и водителю ТС приходится больше пользоваться светом фар, поэтому следует снижать скорость, увеличивать дистанцию и боковой интервал по отношению к другим ТС, а также выполнять все действия плавно и не делая резких движений и торможений, строго соблюдать ПДД, не ослеплять водителей встречного ТС, своевременно переключая фары на ближний свет.
При движении ТС в дождь и снег необходимо помнить, что при этом уменьшается обзорность с места водителя, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего лобового стекла. При этом увеличивается величина тормозного пути – а значит, повышается общая опасность движения. При движении на подъем следует выбирать такую передачу, чтобы не пришлось затем переключаться до полного завершения подъема. При спуске не следует выжимать сцепление, а вести автомобиль на включенной передаче, плавно используя тормозную систему. Исправные тормоза, рулевое управление, шины и приборы освещения – это основа безопасного движения.
Запрещается подавать резкие звуковые и световые сигналы при появлении пешеходов на проезжей части, т.к. торопясь сойти с проезжей части, пешеход может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущем автомобилем. Помните: опыт, мастерство, внимательность и дисциплинированность – надежная гарантия безаварийной работы в осеннее – зимний сезон.
Действия водителя во время гололеда
Гололёд — опасная пора для водителя автомобиля. Во время движения автомобиля в гололёд от водителя требуется повышенная осторожность. Прежде всего, скорость движения не должна быть выше 20 км/час. Это вызвано тем, что дорога покрыта слоем скользкого льда, в результате чего сильно уменьшен коэффициент сцепления колес с дорогой и вместо нормального качения колес возникает их скольжение и в результате нарушается управление автомобиля.
На скользкой дороге нельзя резко тормозить, так как может возникнуть занос автомобиля. Необходимо помнить, что выпавший снег после гололёда не только уменьшает скольжение, а наоборот увеличивает его. Резкое торможение, в этих условиях, несомненно, может привести к аварии.
Кроме того, занос автомобиля может произойти по следующим причинам:
- резкое изменение оборотов коленчатого вала двигателя во время движения;
- неравномерное давление воздуха в шинах колес;
- неправильное распределение груза в кузове;
- износ протектора шин;
- слишком быстрое включение сцепления.
В этих случаях необходимо применять способ комбинированного торможения, т.е. осуществлять торможение двигателя, а тормозом только притормаживать.
Тормозить двигателем следует правильно в такой последовательности:
- сбросить газ, не включая сцепления;
- дать промежуточный газ;
- включить низшую передачу и снова включить сцепление.
При выполнении этих действий автомобиль будет постепенно убавлять скорость. При этом можно не включая сцепление плавно тормозить. Если при торможении происходит занос автомобиля, то необходимо быстро прекратить торможение, выровнять автомобиль, рулевое колесо быстро, но плавно повернуть в сторону заноса, после чего опять притормозить.
Водитель должен помнить, что на скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля. Практика показывает, что тормозной путь обратно пропорционален скорости, с которой начато торможение автомобиля. Поэтому дистанция между автомобилями, движущимися по скользкой дороге, должна соответствовать удвоенной скорости движения. Например, если скорость автомобиля 40 км/час, то дистанция между автомобилями должна быть 80 метров.
В условиях ограниченной видимости, а также при движении против солнца, скорость должна быть минимальной, двигаться в дождливую погоду и в гололёд очень опасно и не рекомендуется.
В некоторых случаях для увеличения проходимости, в зимнее время, целесообразно оборудовать автомобиль ёмкостью с песком, посыпав его под колеса можно продолжить движение.
Движение автомобиля по снегу
Движение автомобиля по снегу необходимо совершать внимательно и осторожно. Трогаться с места зимой следует после прогрева двигателя, когда температура охлаждающей жидкости поднимется до 85 — 90º, трогаться следует на первой передаче.
Постепенно и очень медленно повышая обороты коленчатого вала двигателя нужно переходить на повышение передачи. Хорошо накатанная снежная дорога обычно не вызывает никаких трудностей. Однако, при движении по наезженной и скользкой снежной дороге значительно уменьшается сцепление колес с дорогой. В подобных случаях не рекомендуется резко поворачивать руль или резко тормозить. Перед поворотом, во избежание возможного заноса автомобиля, заранее снижать скорость.
Особенно внимательным следует быть при движении по снежной целине. Чтобы предотвратить всякие происшествия, хорошо заранее сделать изучить путь, определить сложные места. Двигаться по снегу нужно без остановок и переключения передач, так как это приводит к снижению скорости автомобиля, а после остановки с места тронуться значительно труднее.
При движении по снежной целине следует по возможности выбирать высокие участки местности, в таких местах снежный покров менее глубокий. Установлено, что при глубине мягкого и рыхлого снега в 1.5 величины дорожного просвета автомобили утрачивают способность преодолевать целину. Если по снежной целине проложена колея, то следует ехать по ней, не отклоняясь в сторону, так как по колее сопротивление движению снижается в 2 раза, скорость движения по снежной колее не должна превышать 40 км/час. Превышение этой скорости может вывести автомобиль в сторону из колеи и затянуть в снег. В некоторых случаях перед началом движения по глубокому снегу, для улучшения проходимости, рекомендуется снижать давление в шинах. Это снижает давление колес на снег. В стандартных шинах, как исключение, допускается снижение давления в шинах при преодолении наиболее труднопроходимых участков снежной целины небольшой протяженности, не более чем на 20 — 25 % от нормального давления.
Небольшие снежные сугробы следует преодолевать с хода при этом въезжать в снег нужно обязательно под прямым углом к сугробу, чтобы избежать заноса автомобиля.