Русские автомобили: Российские марки автомобилей — Логотипы и популярные автомобильные компании в России – Категория:Автомобили России — Википедия

Российские марки автомобилей — Логотипы и популярные автомобильные компании в России

Самые популярные Российские автомобильные марки.

Российские марки автомобилей  

Хотя Российские автомобильные марки не могут сравниться с Немецкими, Американскими и Японскими автомобильными компаниями, они, тем не менее, являются важными игроками в мировой автопромышленности. В Советские годы отечественные автомобильные марки играли огромную роль для страны и пользовались сверхпопулярность. В наше время популярность России Отечественных автомобильных марок падает, но, тем не менее, согласно статистике продаж новых автомашин, некоторые автомобильные марки Российского происхождения остаются самыми популярными по продажам.

 

Несмотря на снижение популярности, и наступлению конкуренции, нельзя сбрасывать со счетов Российские автомобили. Многие автомобильные компании после долгих лет упадка медленно, но верно начинают развиваться. Именно поэтому наши отечественные автомобили достойны упоминания. В целом также не нужно сбрасывать наш рынок автомобилей со счетов, так как наши автомобили имеют колоссальный потенциал развития. Несмотря на огромный спад продаж новых автомобилей в стране, Российский рынок по-прежнему входит в десятку самых крупных рынков мира. Примечательно, что это достижение стало возможным за очень короткий срок.

 

Сегодняшней статьей мы открываем серию публикаций, которые будут посвящены всем автомобильным маркам в мире. В каждой новой статье мы будем рассказывать об автомобильных брендах каждой страны, которая известна во всем мире своими автомобилями. Конечно, первую публикацию мы посвящаем Российским маркам, которые 30-50 лет назад открыли новую эру в отечественном автопроме, некоторые из которых до сих пор известны на рынке своими новыми транспортными средствами.

 

LADA

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании: 1966г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Тольятти, Самарская область
  • Основатель / Компания-учредитель: ЗАО АвтоВАЗ
  • Веб-сайт: https://www.lada.ru/

 

Эта одна из самых известных отечественных автомобильных марок в мире, которая была основана в 60-х годах и до сих пор производит автомобили. В Советские годы компания Автоваз была крупнейшим производителем автомобилей Лада, большая часть которых поставлялась на экспорт во всю Западную Европу. Напомним, что первые модели Лада были основаны на Итальянских автомобилях Фиат. Внешне некоторые модели Жигулей были очень похожи на автомобили Итальянской марки. 

Тем не менее, несмотря на схожесть, первые автомобили Лада на самом деле не были Итальянскими Фиатами. Это был реально наш Российский автомобиль внешний дизайн, которого и был списан с Фиат.

Да Лада это не БМВ и не Мерседес. Но руководство компании и не рассчитывала делать ставку на изысканность и мощность. Главный расчет это произвести простой и надежный автомобиль, который сможет доставлять людей из пункта А в пункт В, предлагая оптимальную манёвренность на дороге и комфорт.

 

Не многие мировые автопроизводители могут похвастаться производством моделей, которые впервые были выведены на рынок более 40 лет. К примеру, Автоваз только недавно снял с серийного производства «Ваз-2105» и «Ваз-2107». Старая классика в различных версиях (2101,2102, 2103, 2104) разошлась 20 миллионным тиражом по всему миру. И лишь только в 2012 году руководство компании приняла решение полностью остановить производство старых моделей. 

 

Самой популярной моделью из всех классических Жигулей стала модель «Ваз-2105», которая была основана на 124 модели Fiat 1966 года. Классика Автоваза ценилась за низкую стоимость и за простую конструкцию. 

 

С самого начала компания Фиат была главным партнером компании Автоваз. В наши дни генеральным партнером завода является группа компаний Renault-Nissan. Сегодня автомобильный завод Автоваза обновил модельную линейку своей продукции. В наши дни на заводе выпускается «Лада Гранта», «Лада Калина», «Лада Ларгус», «Лада Приора» и внедорожник «Нива 4х4». Также совсем скоро начнется серийное производство новых моделей «Лада Веста» и «Лада X-Ray».

 

 

ВОЛГА

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании:  1946г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: ГАЗ
  • Веб-сайт: https://volga21.com/

 

Автомобильная марка «Волга» образовалась благодаря альянсу компании Форд с компанией Газ. Создавая бренд Волга, руководство СССР рассчитывала удовлетворить спрос на роскошные автомобили. Первая модель Волга сошла с конвейера в 1956 году и стала приемником модели  ГАЗ-М20 «Победа». Выпуск моделей Волга в первую очередь был рассчитан для экспорта во Францию и Германию, где ощущался огромный спрос на этот класс автомобилей. Правда конкурировать отечественный автомобиль с Французскими и Немецкими марками не мог. Автомобили Волга произведенные на заводе ГАЗ, отдалённо по своим контурам и стилю напоминали автомобили Форд. В отличие от простых автомобилей Лада, Волга с самого начала стала престижной роскошной маркой. Не удивительно, что в Советские годы автомобили Волга могли себе позволить только политические деятели, профессора, различные начальники ведомств и т.п. 

 

К сожалению, серийное производство Волги было остановлено в 2007 году. Примечательно, что классические старые автомобили Волга в настоящий момент пользуются огромным спросом во всем мире среди коллекционеров. Один из заядлых любителей этой марки является Президент России Владимир Путин.

 

 

 

ЗИЛ

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании:  1916г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Москва, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Игорь Захаров
  • Веб-сайт: https://www.amo-zil.ru/

 

Удивительно, но не во всем мире знают, что в Советские годы в нашей стране собирали роскошные лимузины, которые производились для высших лиц государства. Самой известной моделью, которая производилась на заводе имени Лихачева, была «ЗИЛ-115». Этот бронированный автомобиль использовался строго для перевозок высших лиц государства. Самый известный в мире пассажир этой машины Советский руководитель страны Иосиф Сталин.

 

В настоящий момент компания называется Амо-Зил и производит автобусы, тракторы и грузовые автомашины.

 

 

 

МОСКВИЧ

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании:  1930г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Москва, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: АЗЛК
  • Веб-сайт: https://www.azlk.ru/

 

Еще одна популярная Российская марка. Внешне автомобиль не отличался какими-то стильными линиями, из-за чего дизайн машины был скучным. Тем не менее, это не повлияло на популярность автомобилей, которые выпускались под этим брендом. Это был воистину народный автомобиль страны.

Самыми популярными моделями за всю историю марки стали автомобили следующих серий: «408», «412» и «2142».

 

Производство Москвичей стартовало в довоенные годы, но машина не пользовалась успехом до 1949 года, когда в серийное производство поступила первая современная модель Москвич 400. После Великой победы во второй Мировой войны наша страна, захватив Германию, получила в свое распоряжение завод Опель, который располагался в Бранденбурге. Именно благодаря технологиям Опель, компания АЗЛК выпустила первую модель Москвич 400, который был основан на Opel Kadett.

 

Самую большую известность бренд «Москвич» получил в 70-80-е года, когда экономика СССР росла. Но, к сожалению пережив распад Советского союза, марка не дожила до наших дней. В 2002 году «Москвич» был объявлен банкротом. В 2006 году компания Рено приобрела некоторые производственные линии завода АЗЛК в Москве, где были в последующем произведены некоторые модели Рено.

 

В 2009 году право на бренд «Москвич» приобрела Немецкая компания Volkswagen. Группа компаний VAG владеет правом пользования названием «Москвич» до 2021 года.

 

 

 

ДРУГИЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ

ГАЗ Нижний-Новгород

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании: 1932г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
  • Основатель / Материнская компания: Группа ГАЗ
  • Веб-сайт: https://azgaz.ru/

 

Горьковский автомобильный завод, который сокращенно называется ГАЗ, является Российской автомобильной компанией, которая была образована в 1932 году. Сначала компания имела название «Нижний Новгород». Затем название производителя поменяли на «Горький». Но в последующем компания получила сокращенное название «ГАЗ». 

 

Это наш ведущий производитель в стране коммерческого автотранспорта. Компания специализируется на производстве автомобильных компонентов, силовых агрегатов, автомобилей, грузовых транспортных средства большой и средней тяжести, больших автобусов и лёгких коммерческих автомобилей (Газель и т.п.).

 

 

УАЗ

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании:  1941г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Ульяновск, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Соллерс
  • Веб-сайт: https://www.uaz.ru/

 

Ульяновский автомобильный завод имеет сокращенное название «УАЗ». Является Российским крупным автопроизводителем. Производит грузовые автомашины, автобусы, внедорожники и спортивные автомобили. Кроме того компания производит военную технику. Наиболее популярной моделью является «УАЗ-469,0020». Другие популярные автомобили, выпускаемые компанией: УАЗ-31514, УАЗ-31519, УАЗ-3153, УАЗ-3160, УАЗ Бары (УАЗ-3159), УАЗ Simbir и UAZ Hunter.

 

КАМАЗ

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании:  1969г.- настоящее время
  • Штаб-квартира: Набережные Челны, Татарстан, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Камаз Группа
  • Веб-сайт: https://www.kamaz.ru/en/

 

Камского автомобильный завод выпускает автотранспорт под маркой «Камаз». Компания специализируется на производстве тяжелых транспортных средств и другой автотехники. Компания была основана в 1969 году. Впервые серийное производство автомашин началось в 1970 году. Это не только один из лучших производителей грузовых автомобилей в нашей стране, но и один из лучших в мире. Автомобили «Камаз» на протяжении долгого времени остаются бессменными лидерами и победителями в регулярных гонках Париж-Дакар.

 

Благодаря этим гонкам «Камаз» завоевал репутацию безопасных, надежных и мощных автомобилей. В настоящий момент завод выпускает 260 грузовых машин в день. В год компания Камаз производит 93,600 автомобилей.

 

DERWAYS AUTOMOBILE COMPANY

Российские марки автомобилей

  • Год основания компании:  2003г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: г. Черкесск, Россия
  • Основатель / Материнская компания: Mercury Group
  • Веб-сайт: https://www.derways.ru/

 

Derways Automobile Company была основана в 2003 году и является одной из первых в России частных автопроизводителей в нашей стране. Компания специализируется на производстве внедорожников, компактных автомобилей и двухдверных купе. Компания производит 100,000 автомашин в год. Также Derways Automobile Company имеет совместное производство с Китайской компанией Lifan Group. Самые популярные автомобили, выпускаемые в партнерстве —  «Lifan 320» и «Cowboy».

 

 

 

Spetsteh LLC

Российские марки автомобилей  

  • Год основания компании:  1967г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Нижний Новгород, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Не доступно
  • Веб-сайт: https://www.spetsteh-mir.ru/

 

Российская компания «Spetsteh» базируется в Нижнем Новгороде. Компания специализируется на производстве колесных и гусеничных вездеходов. Кроме того компания «Spetsteh» является крупным игроком по производству военной техники. Также «Spetsteh» является поставщиком компонентов для завода «УАЗ».

 

Dragon Motors

Российские марки автомобилей  

  • Год основания компании:  1983г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Ульяновск, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Не доступно
  • Веб-сайт: https://www.rcom.ru/dragon-motor/

 

Производство компании «Dragon Motors» находится в Ульяновске. Компания производит внедорожные автомобили и занимается тюнингом транспортных средств. Впервые компания представила свой автомобиль в 1985 году, который назывался «Лаура». Автомобиль получил множество дипломов и наград. С тех пор автомобильная компания «Dragon Motors» выпустила множество потрясающих автомобилей. Автомобили этой марки отмечаются надежностью, безопасностью и исключительным индивидуальным стилем. Вот некоторые лучшие модели OHTA, Astero, Jump, Proto-LuAZ.

 

AVTOKAM

Российские марки автомобилей

  • Года деятельности компании:  1989 – 1997гг.
  • Штаб-квартира: Набережные Челны, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Григорий Рысин
  • Сайт: Не доступно

 

«Avtokam» являлся Российским производителем автомобилей. Завод компании располагался в Набережных Челнах. Компания была создана несколькими организациями: Химическим заводом им. Л.Я. Карпова, Ивановским заводом тяжёлого станкостроения и Interlap. Компания «Avtokam» была зарегистрирована в 1989 году. Впервые производство автомашин началось в 1991 году. Завод выпускал модели «Autokam Ranger» и «Autokam 2160». Однако по неизвестным причинам компания приняла решение остановить производство, после чего в 1997 году компания прекратила свое существование.

 

MARUSSIA MOTORS

Российские марки автомобилей

  • Года деятельности компании: 2007 – 2014гг.
  • Штаб-квартира: Москва, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: Николай Фоменко, Андрей Чеглаков, Ефим Островский
  • Сайт: Не доступно

 

Marussia Motors — это Российский производитель спортивных автомобилей. Штаб-квартира находилась в Москве. Компания была основана в 2007 году. Компания разработала спортивные автомобили «B2» и «B1». Marussia Motors с бывшим гонщиком «Formula Racer» Николаем Фоменко, не раз становилась победителем различных соревнований. Несмотря на некоторые успехи в мире автоспорта, компания прекратила свое существование в 2014 году в результате банкротства. Первоначально марка рассчитывала решить финансовые проблемы за счет помощи извне, но не найдя поддержки была объявлена банкротом.

 

Мы постарались собрать в этой статье максимальное количество популярных и известных Российских автомобильных брендов. Надеемся, наша серия публикаций поможет узнать вам историю многих автомобильных марок мира. В следующей статье вы узнаете все про Корейские автомобильные марки.

Первые русские автомобили — История и современность — LiveJournal

Кстати, кто знает цифры производства автомобилей в 1913 г. ведущими странами? В Интернете удалось найти такие цифры только по США. В этой стране произвели 485,000 машин при общемировом производстве в 606,124 штук (

). Сколько автомобилей собрала Россия в 1913 я также не нашёл, что-то около 300 штук.


«По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской».

Так весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.

Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года


На волне стремительного индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит вполне органичным явлением. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями «Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева» и Акционерного общества постройки экипажей «Фрезе и К°».

Евгений Александрович Яковлев (1857 – 1898 гг.)Петр Александрович Фрезе (1844 – 1918 гг.)


На заре российского автомобилестроения заводы с полным циклом были относительной редкостью. Большее распространение получило раздельное производство шасси и кузовов. То есть будущий автолюбитель, купив шасси, затем передавал его на экипажную фабрику для оснащения кузовом.



Стоит сказать, что продукция российских экипажных заводов высоко ценилась во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные награды международных выставок. Особым знаком качества являлось и то, что в начале XX в. отечественными кузовами оснащались автомобили легендарной ныне марки «Мерседес».



«Мерседес» с российским кузовом

Первопроходцем полноценного серийного производства в России легковых и грузовых автомобилей стала петербургская фабрика Фрезе. С 1901 по 1904 гг. здесь было изготовлено более сотни машин, в том числе с электроприводом; прошли испытания троллейбус и автопоезд с электротрансмиссией.



Электромобиль Фрезе (7л.с.)


Автомобили Фрезе (8л.с.)


Автомобили Фрезе (6л.с.)



Пассажирско-грузовые автомобили Фрезе для Военного ведомства

В 1902 году за серийный выпуск автомобилей взялся завод акционерного общества «Г. А. Лесснер». В качестве консультанта был приглашен известный русский изобретатель автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкой (Луцкий), моторами конструкции которого стала оснащаться продукция фабрики. В 1904 г. на заводе строится один из первых в России пожарных автомобилей. Налаживается производство почтовых фургонов. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге фабрика демонстрирует собственные кареты скорой помощи и награждается Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. На 1909 год продукция завода включала в себя широкую линейку легковых и грузовых автомобилей различных объемов двигателя с применением оригинальных конструктивных решений.



Б.Г.Луцкий за рулем машины собственной конструкции

В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге организуется автомобильный отдел во главе с Иваном Александровичем Фрязиновским. С 1909 года здесь начинается выпуск машин известной марки «Руссо-Балт». За 7 лет было произведено около 500 единиц. На Русско-Балтийском заводе освоили и производство автомобилей повышенной проходимости: на базе модели «С» была выпущена предназначенная для зимней эксплуатации машина с полугусеничным движителем, оснащенная лыжами. Вообще, отличительной чертой «Руссо-балтов» являлась надежность и прочность: известен случай столкновения машины во время автопробега с бревенчатой избой, после которого автомобиль оказался практически не поврежден. Благодаря победам в престижных автомобильных соревнованиях, марка становится широко известной. Первое в истории покорение вершины Везувия автомобилем «Руссо-Балт» гремит на весь мир.




И.И.Иванов и И.А.Фрязиновский на машине «Руссо-Балт С 24/55», 1913 г.


Руссо-Балт С 24/40


«Руссо-Балт К12/20» II серии


«Руссо-Балт С 24/58» — легендарный «Огурец» второй версии — с призом после установления рекорда скорости 128,4км/ч на гонках 1913 года


Руссо-Балт С 24/60, 1914 г


Руссо-Балт повышенной проходимости


Руссо-Балт А.Нагеля, покоривший Везувий


Он же


В 1910 г. был открыт Русский автомобильный завод И.П.Пузырева. Его основатель считал необходимым, чтобы «русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским» и «завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров». Надо сказать, Ивану Петровичу удалось достигнуть поставленной цели, организовав на заводе п

Русский автомобиль — журнал За рулем

Если правая полоса свободна, автомобиль впереди обязательно освободит дорогу. Вызывают уважение не только габариты, но и высокая скорость внедорожника. Стрелка спидометра легко доходит до 150…

УАЗ-3159 не спрячешь. Да он и не стесняется своей внешности. Вот это по-нашему: «Да, я не Ален Делон, зато в камуфляже и с острой лопаткой. И потому неотразим». У этого солдата на гражданке тоже все по делу и для дела: большие зубастые колеса, крепкий стальной бампер, кенгурятник, где уместятся трое взрослых мужиков, дополнительные фары дальнего света, шнорхель и экспедиционный багажник. Ну и все другое, что положено, имеется…

Главная гордость — новый мотор. Атмосферный дизель от Nissan Patrol 6-цилиндровый, рядный объемом 4,2 и мощностью 161 л.с., с очень солидным крутящими моментом 375 Н*м. Ух, как он рокочет перед очередным праздником души в виде раскисшего проселка. «Барс» — зверь-машина.

Три года назад его владелец попал в боксы фирмы «Русские Автомобили Инвест» и увидел, как механики возятся с мотором Toyota Land Cruiser 80, устанавливая его на короткобазную машину. Полюбовавшись на работу, владелец «Барса» решил поставить на свой 3159 мотор Nissan Patrol.

Сказано — сделано. Проблем, правда, хватило. Большой дизель ни в какую не вписывался в моторный отсек. Расширили посадочное место. Задняя часть двигателя входила в салон. Пришлось вырезать моторный щит и вместо него ставить самодельный кожух. В салоне его обшили рифленым алюминием, также отделали пол, багажный отсек и дополнительный топливный бак на 75 литров. Такая обшивка не только оригинально выглядит, но и (что важнее) легко моется. Тщательная герметизация швов и настилка на импортную мастику позволяет проводить банные процедуры хоть из садового шланга.

А вот роскошные кожаные сиденья от BMW воды не любят — электроприводы в них капризные. За комфорт приходится платить бережным обращением.

От Nissan автомобиль получил пятиступенчатую механическую коробку передач и «раздатку». И опять пришлось придумывать и делать новые точки крепления. Много возились и с карданными валами. Один из них теперь японский, второй — отечественный, заново отбалансированный.

Лебедка — механическая, от того же Nissan. Говорят, что действует замечательно — например, легко выдергивает легковушку, засевшую в грязи по уши.

Новый мотор тяжелей, и поэтому пришлось усиливать переднюю подвеску, ставить под пружины десятисантиметровые проставки. Задняя и так прочная — там только поставили газонаполненные амортизаторы Plaza. В багажном отсеке дополнительный бак, а ничего — сдюжила подвеска.

Из-за нестандартного тоннеля под приборной панелью «родную» печку пришлось ликвидировать. Теперь стоит от «Ижа» — покомпактней и посильней.

Хозяин, вдоволь насмотревшись на суровую приборную панель, решил поменять ее на нечто поинтереснее. Приглянулось «торпедо» от «Волги». Возились долго: пришлось подрезать с трех сторон.

12-вольтовая система никак не хотела дружить с 24-х вольтовой (на Patrol с 42-м мотором именно такая). Но мастера смогли найти замену японским деталям и перевели всю электрику в наше измерение. Заодно под капотом обосновались два аккумулятора Banner.

Огромный руль заменили на небольшой спортивный бублик, но он все равно чересчур выдавался в салон. Вспомните-ка ширину дверных проемов УАЗа — они явно рассчитаны на не слишком откормленных солдат. Да к тому же кузов машины поднялся до 35 см за счет больших колес и еще примерно на 5 после «лифтовки». Хозяин же — мужчина габаритный. Поступил второй важнейший заказ: устранить заднюю дверь по левому борту, а переднюю часть расширить и сделать, наконец, опускающиеся стекла. Мастерам пришлось снова налечь на работу. Собрали из двух узких дверок одну большую, а внутрь поставили электроподъемники. Стекла делали на заказ.

Случай вывел «Русские автомобили» на фирму, торгующую сплит-системами для коммерческого автотранспорта. Примерно такие же кондиционеры ставят на крыши туристических автобусов. Сколько «горбов» на крыше Mercedes-Benz Intouro, к примеру? Три-четыре? А объем салона? Теперь вам будет легко представить, насколько быстро эта установка охлаждает воздух в УАЗе. Конечно, она дорогая и габаритная. Но «козлик» и сам не маленький, а деньги у хозяина водятся.

Машина с мощным тяговитым двигателем разгоняется наравне с «девятками» — очень неплохо для тяжелого внедорожника. Мастера позаботились и о динамике торможения. Барабаны на задней оси демонтировали, поставили дисковые тормоза, а передние поменяли на «газелевские». Правда, срабатывают они с несовременной ленцой, но все равно с обычными тормозами не сравнить — почти иномарка.

Ясно, что сочетание армейских мостов (пусть расширенных), повышенного центра тяжести и шин Cooper Discoverer Radial STT 35 — не лучший вариант для демонстрации прыти на виражах. Зато все это плюс отличный силовой агрегат, усилитель рулевого управления и дешевая жестянка позволяют творить настоящие чудеса там, где дорог не было, нет и не будет. Без преувеличения — по бездорожью средней тяжести можно передвигаться не спеша и не греясь, под музыку, покачиваясь на удобных немецких сиденьях и лениво корректируя направление рулем.

Конечно, по бездорожью с комфортом можно и на самом Nissan Patrol, стоящим примерно столько же, как доработка УАЗа. Но ведь «козлик» — король НАСТОЯЩЕГО, нашего, русского бездорожья. Ну кто за ним угонится? Так что банзай, «Барс»! 

Фото автора

Автор благодарит «Русские Автомобили Инвест» за помощь в подготовке материала. Тел. (095) 960-66-04

История автомобилестроения. Свой, российский!

В мае 1896 года два петербургских предпринимателя представили построенный ими моторный экипаж, тем самым открыв эпоху отечественного автомобилестроения. Ныне отмечаем его 120-летие

Увы, нельзя сказать, что это событие на излете XIX века имело огромный резонанс, хотя и незамеченным оно тоже не осталось: «Журнал новейших открытий и изобретений» посвятил ему заметку под названием «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России». К сожалению, автор подписался скромно: «П. Инженер», ввиду чего установить имя человека, который первым сообщил читателям о чуде техники, невозможно. Однако если вспомнить, что данное издание регулярно публиковало материалы об автомобилях и принадлежали они перу инженера Николая Песоцкого, то вполне вероятно, что автором заметки был именно он.

Автор констатировал, что «производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор еще предпринимателей в России» и что таковые наконец нашлись. И не кто-нибудь, а «известная фирма в Петербурге «Фрезе и К°», построившая экипаж, и «Завод газовых и керосиновых двигателей Е.А. Яковлева», построивший к нему двигатель». Так, стараниями двух фирм родился «экипаж вполне русского производства».

Об этой машине историки много писали и спорили, пытаясь разобраться в особенностях ее конструкции и технических параметрах. И за всем этим «отцы» первого русского автомобиля – Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе – долгое время оставались в тени. А ведь эти люди стояли у истоков не только российского автомобилестроения, но и машиностроения как такового.

Странное партнерство

Известно, что Евгений Александрович Яковлев родился в 1857 году в небогатой дворянской семье в Санкт-Петербурге или его окрестностях. Как и многих мальчиков-дворян, его с детства готовили к военной службе. Учебу Яковлев начал в приготовительном пансионе Николаевского кавалерийского училища. Но ни гусаром, ни кавалергардом молодой человек не стал, зато 14 марта 1875 года его зачислили юнкером в 8-й флотский экипаж. Два года спустя юнкер Евгений Яковлев стал гардемарином. Службу он начал на клипере «Алмаз», затем участвовал в походе по Балтике на пароходе-фрегате «Олаф», где, наверное, впервые столкнулся с механическим двигателем. В августе 1877 года произошло знаменательное событие – Евгения Александровича Яковлева произвели в офицеры, он стал мичманом российского флота.

В плаваниях на различных судах миновал еще год. Но плох тот мичман, который не мечтает об адмиральских погонах! Понимая, что серьезная карьера на флоте для него возможна только на базе высшего военного образования, Евгений решил поступать в Николаевскую морскую академию в Петербурге. На время подготовки к экзаменам его прикомандировали к «родному» флотскому экипажу. Однако тут молодого офицера поджидало серьезное разочарование: экзамена в академию он не выдержал! Пришлось остаться в экипаже взводным, а затем и ротным командиром. В январе 1883 года Яковлеву присваивают чин лейтенанта, однако к тому времени он окончательно разочаровался в службе и решил подать прошение об отставке, которое было удовлетворено уже в феврале.

Тот год стал временем больших перемен. Евгений Александрович женился, взяв за женой хорошее приданое. Скорее всего, благодаря этим деньгам в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице и появился «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева». Предприятие входило в число семи первых отечественных заводов, выпускавших двигатели внутреннего сгорания.

Все свои моторы Яковлев конструировал сам, и к началу 90-х годов за ним числилось несколько привилегий (патентов) на оригинальные двигатели. Фортуна наконец повернулась лицом к отставному моряку – продукция его завода получила известность не только в России, но и за ее пределами. В 1893 году двигатели Яковлева удостоились премии на Всемирной выставке в Чикаго, посвященной 400-летию открытия Америки Христофором Колумбом. Кстати, многие исследователи полагают, что именно во время поездки в Америку он и познакомился со своим будущим компаньоном – инженером Петром Александровичем Фрезе. Там же оба предпринимателя впервые увидели автомобили, выставлявшиеся европейскими фирмами, и договорились по возвращении домой построить нечто подобное.

Петр Александрович Фрезе родился в 1844 году, окончил Горный институт и сначала был совладельцем, а с 1891 года и единственным хозяином экипажной фабрики «Нэллис и Фрезе», которая с переходом к Петру Александровичу стала именоваться «Акционерное общество «Фрезе и К°». Не имея склонности к коммерции, он сосредоточился на изобретательстве, стараясь вводить в свою продукцию как можно больше технических новшеств. По натуре он был человеком скромным и неконфликтным, что позволяло отлично ладить не только с коллегами, но и с работниками собственного предприятия. Возможно, поэтому оно развивалось и росло, несмотря на скромную прибыль. Вскоре экипажи фабрики Фрезе, располагавшейся по адресу – Эртелев переулок, дом 10, приобрели такой спрос, что их впору было выставлять на международных выставках.

Сегодня многие задаются вопросом, как случилось, что два столь разных человека – импульсивный, нервный, не терпящий возражений Яковлев и спокойный, обходительный Фрезе – стали компаньонами? Ответ на него прост: их связали страсть к изобретательству и стремление построить автомобиль. Уравновешенность Фрезе вполне компенсировала взрывной характер Яковлева. Справедливости ради надо отметить, что совместная работа не сделала этих людей друзьями, но друг к другу они относились с большим уважением.

Как бы то ни было, заметка, о которой мы говорили выше, не лгала: первый русский автомобиль родился. Вскоре состоялась и его презентация – на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Место для дебюта было выбрано не случайно. Именно в 1896 году выставка стала особенно представительной. Экспозиция раскинулась на территории 84 га и полностью освещалась электричеством. Для удобства пуб-лики пустили первый в стране электрический трамвай, построили фуникулеры, доставлявшие посетителей в верхнюю часть города. Несколько выставочных павильонов и уникальную гиперболоидную башню спроектировал выдающийся русский инженер Шухов. Словом, посмотреть было на что, и первый отечественный автомобиль среди всего этого великолепия оказался вполне уместен.

Известно, что машина имела успех у посетителей, а после выставки была продана. После чего ее следы затерялись – до нас дошла только фотография этого автомобиля, сделанная, кстати, там же, в Нижнем.

Опережая время

Через два года после постройки первого автомобиля Евгений Александрович Яковлев скончался, и его компаньон был вынужден продолжать дело в одиночку. Надо сказать, что делал он это блестяще. В течение последующих лет на фабрике Фрезе были построены первый русский грузовик (1901 г.), несколько почтовых фургонов (1902 г.), автобус (1903 г.) и пожарный автомобиль (1904 г.).

Кроме того, «Фрезе и К°» вместе с графом С.И. Шуленбургом построила первый в стране троллейбус. Сообщение о его испытаниях было напечатано в журнале «Автомобиль» 26 марта 1902 года, так что эту дату вполне можно считать днем рождения отечественного троллейбуса. Это был экипаж весом 50 пудов, работавший от линии напряжением 110 вольт и силой тока 7 ампер. Он еще не имел привычных для нас «усов», с проводами экипаж соединялся кабелем, на конце которого стояла специальная тележка, скользившая по проводам при движении экипажа. На испытаниях «автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался». Однако эта идея тогда в России не получила дальнейшего развития. А жаль!

Строились на фабрике и автомобили по индивидуальным заказам. Чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной, Петр Александрович часто ездил во Францию на фирму De Dion-Bouton, где перенимал передовой опыт. Как ни странно, собственной машиной Фрезе так и не обзавелся, хотя был неплохим водителем.

В 1910 году в 66-летнем возрасте Петр Александрович отошел от дел, продав свою фабрику «Русско-Балтийскому вагонному заводу». Скончался Фрезе в 1918 году, его прах был захоронен в Петрограде в Александро-Невской лавре. 

Автор
Константин Шляхтинский
Издание
Автопанорама №5 2016
Фото
из архива автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *