Рулевое управление нива шевроле: 403 — Доступ запрещён – Рулевое управление CHEVROLET NIVA — инструкция

Chevrolet Niva | Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле

Расположение на автомобиле элементов рулевого управления: 1 – рулевой механизм; 2 – левая рулевая тяга; 3 – средняя рулевая тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – наконечник правой тяги с шаровым шарниром в сборе; 6 – правая рулевая тяга

Общая проверка рулевого управления

Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, от которого зависит безопасность движения.

При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов, колпаков и резьбовых соединений. Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы и колпаки обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

Поворачивая за рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

– надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;

– нет ли зазора в шарнирах рулевых тяг;

– надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров;

– нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

1. Проверьте состояние защитных колпаков шаровых шарниров рулевых тяг. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность колпаки.

2. Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма (перемещения механизма на шпильках крепления и стуки не допускаются).

3. Проверьте наличие люфтов шарниров. Шарниры, имеющие ощутимый люфт, замените.

4. Проверьте надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров и…

5. …затяжки гаек регулировочных муфт.

6. Для проверки состояния маятникового рычага снизу автомобиля энергично покачайте маятниковый рычаг. Наличие люфтов в маятниковом рычаге не допускается.

Проверка свободного хода  (люфта) рулевого колеса

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с запаздыванием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг и маятникового рычага или износ их деталей).

Проверку люфта рулевого колеса проводите на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5°. При пересчете люфта в линейные единицы (мм) по формуле

L=(5°/360°)pD,  где       

L – люфт рулевого колеса, мм;

p=3,14;

D – наружный диаметр рулевого колеса, мм.

Для рулевого колеса с наружным диаметром 400 мм он должен составлять не более 17 мм.

Вам потребуются: линейка, мел (или проволока) для нанесения меток.

1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению.


        ПРИМЕЧАНИЕ

Если положение передних колес соответствует прямолинейному движению, а спицы рулевого колеса расположены не горизонтально, это указывает на нарушение регулировок углов установки колес, наличие дефектов в рулевом управлении или подвеске.


2. Установите линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, а ребро линейки касалось наружной поверхности обода рулевого колеса. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо в какую-либо сторону до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку).

3. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо в другую сторону до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку).

4. Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не более рассчитанного. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше и его не удается довести до нормы регулировкой (см. «Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком»), продолжите проверку рулевого управления для определения причины увеличения свободного хода (см. «Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле»).

Chevrolet Niva | Рулевое управление с электромеханическим усилителем

На автомобилях в некоторых комплектациях предусмотрена возможность установки электромеханического усилителя рулевого управления. Главные отличия такого усилителя от гидравлического: не отбирается часть мощности двигателя для привода насоса; есть возможность дифференцирования усилия на рулевом колесе в зависимости от скорости движения автомобиля (обратная связь).

Электромеханический усилитель установлен на рулевой колонке и воздействует непосредственно на вал рулевого управления. Для совместной работы с электромеханическим усилителем на автомобиль устанавливают рулевой механизм, аналогичный по конструкции механизму автомобиля ВАЗ-2123 «Нива», но имеющий ряд усовершенствований, повышающих его надежность и точность работы.

Снятие и установка рулевой колонки


Рис. 11.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – электромеханический усилитель; 4 – верхний кожух; 5 – выклю чатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – места крепления рулевой колонки



Элементы рулевой колонки с электромеханическим усилителем показаны на рис. 11.2.
1. В моторном отсеке отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (
рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и извлеките стяжной болт.

2. В салоне автомобиля выверните винты крепления уплотнителя вала рулевой колонки и снимите его.

3. Снимите облицовочные кожухи 4 и 10 рулевой колонки.

4. Отсоедините колодки с проводами от подрулевых переключателей, выключателя зажигания и электромеханического усилителя.

5. Отверните болты и гайки крепления рулевой колонки и снимите ее в сборе с валами 1, 7 и рулевым колесом 6.

6. При необходимости снимите электромеханический усилитель с рулевой колонки и проверьте его работу согласно отдельному руководству на усилитель, прикладываемому к автомобилю.

7. Устанавливайте рулевую колонку в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка рулевого механизма

Рулевой механизм снимают для замены или ремонта. Однако разборка и сборка механизма требуют применения специального инструмента и наличия навыков работы у исполнителя. При отсутствии этих условий рекомендуем ремонтировать рулевой механизм в специализированной мастерской.

1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую яму.

2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

3. Отверните гайку стяжного болта крепления нижнего конца промежуточного вала 1 (см. рис. 11.2) к валу червяка рулевого механизма и выньте стяжной болт.

4. Выньте шплинты гаек крепления пальцев шаровых шарниров к сошке и отверните гайки.

5. С помощью съемника выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий сошки (см. разд. 7 «Рулевое управление», «Замена рулевых тяг»).

6. Отверните гайки болтов крепления рулевого механизма к лонжерону кузова и снимите рулевой механизм.

7. Устанавливайте рулевой механизм в последовательности, обратной снятию, при этом выполните следующее:


Рис. 11.4. Схема установки рулевого механизма на автомобиле: 1 – болты крепления рулевого механизма; 2 – рулевой механизм; 3 – сошка;

Х – контрольное расстояние от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности рулевого

механизма при среднем положении сошки;

а – контрольный угол



– установите сошку рулевого механизма в среднее положение, при этом метка на торце вала червяка должна быть расположена горизонтально справа (по ходу движения автомобиля) и расстояние Х (рис. 11.4) от центра нижнего отверстия сошки до опорной поверхности на лонжероне кузова должно быть (33,1+5) мм;

– перед тем как затянуть гайки болтов 1, сориентируйте рулевой механизм так, чтобы угол а был 32°;

– проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Разборка и сборка рулевого механизма


Рис. 11.3. Детали рулевого механизма: 1 – картер; 2 – сошка; 3 – нижняя крышка картера; 4 – регулировочные прокладки; 5 – наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 – сепаратор с шариками; 7 – вал сошки; 8 – опорная пластина; 9 – регулировочный винт; 10 – опорная шайба; 11 – опорная гайка; 12 – гайка регулировочного винта; 13 – червяк; 14 – уплотнительная прокладка; 15 – верхняя крышка картера; 16 – пробка; 17 – подшипники вала сошки; 18 – сальник вала червяка; 19 – сальник вала сошки



1. Слейте масло из рулевого механизма, вывернув пробку 16 (см. рис. 11.3) маслозаливного отверстия и перевернув механизм пробкой вниз.

2. Отверните гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, специальным съемником снимите сошку.

3. Выверните болты крепления и снимите крышку 15 картера рулевого механизма вместе с валом 7 сошки.

4. Отверните гайку 12 и, вворачивая в крышку 15 регулировочный винт 9, разъедините крышку и вал 7 сошки.

5. Выверните болты крепления и снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.

6. Червяком 13 вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника.

7. Извлеките из картера 1 сальник 18 вала червяка и сальник 19 вала сошки.

8. Подходящей по размеру оправкой выпрессуйте из картера наружное кольцо верхнего подшипника вала червяка.

9. Извлеките подшипники 17 из картера 1 и крышки 15.

10. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.

11. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений. Поврежденные подшипники замените новыми. Если ролик вращается на оси с заеданием или имеет люфт, замените вал сошки в сборе с роликом.

12. Собирайте рулевой механизм в порядке, обратном снятию, соблюдая следующие условия:

– после установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки 3 проверьте динамометром момент трения червяка, он должен быть 19,6–49,0 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите количество регулировочных прокладок 4, а если больше – увеличьте;

– после установки вала сошки убедитесь в отсутствии зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала, повернутого вправо или влево на 30 ° от нейтрального положения сошки. Если зазор есть, устраните его регулировочным винтом 9;

– после регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен плавно снижаться до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

13. Залейте в рулевой механизм масло.

Проверка и регулировка  зазора в подшипниках  червяка рулевого  механизма на автомобиле

1. Установите передние колеса в положение прямолинейного движения.

2. Поворачивая рулевое колесо в ту и другую сторону, проверьте, нет ли осевого перемещения вала червяка 13 (см. рис. 11.3) относительно картера 1 рулевого механизма. Наличие осевого перемещения вала червяка является признаком зазора в подшипниках червяка.

3. Если ощущается осевое перемещение, поверните рулевое колесо в левую сторону на 1–1,5 оборота.

4. Выверните болты крепления нижней крышки 3 и слейте масло из картера рулевого механизма.

5. Снимите нижнюю крышку, удалите одну из регулировочных прокладок 4 или замените ее более тонкой.

6. Закрепите нижнюю крышку и проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках.


        ПРИМЕЧАНИЕ

Регулировочные прокладки поставляются толщиной 0,10 мм; 0,15 мм; 0,30 мм; 0,50 мм.


7. При отсутствии перемещения залейте в рулевой механизм трансмиссионное масло.

Проверка и регулировка  зазора в зацеплении  ролика с червяком  рулевого механизма  на автомобиле

1. Проверьте, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках (см. «Проверка и регулировка зазора в подшипниках червяка рулевого механизма на автомобиле»).

2. С помощью съемника выпрессуйте пальцы шаровых шарниров рулевых тяг из отверстий в сошке (см. «Снятие и установка рулевого механизма»).

3. Отсоедините рулевые тяги от сошки, сохраняя при этом прямолинейность передних колес.

4. Покачивая сошку, проверьте, нет ли зазора в зацеплении ролика и червяка.


        ПРИМЕЧАНИЕ

В пределах поворота рулевого колеса на 30° в каждую сторону от нейтрального положения не должно быть зазора, то есть ощутимого свободного хода сошки.


5. Если ощущается свободный ход сошки, ослабьте гайку 12 (см. рис. 11.3) регулировочного винта 9.

6. Заверните регулировочный винт до устранения зазора.

7. Придерживая регулировочный винт отверткой, затяните гайку 12.

8. Убедитесь, что сошка не перемещается (см. п. 1), и присоедините к ней рулевые тяги.

Chevrolet Niva | Рулевое управление


Рулевое управление
1 – боковая тяга;
2 – сошка;
3 – средняя тяга;
4 – маятниковый рычаг;
5 – регулировочная муфта;
6 – нижний шаровой шарнир передней подвески;
7 – правый поворотный кулак;
8 – верхний шаровой шарнир передней подвески;
9 – правый рычаг поворотного кулака;
10 – кронштейн маятникового рычага;
11 – правый лонжерон кузова;
12 – пробка маслозаливого отверстия;
13 – картер рулевого механизма;
14 – вал рулевого управления;
15 – облицовочный кожух вала рулевого управления;
16 – рулевое колесо;
17 – труба верхней опоры вала рулевого управления;
18 – кронштейн вала рулевого управления;
19 – левый лонжерон кузова;
20 – стяжные хомуты регулировочной муфты;
21 – левый поворотный кулак

Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, расположенный в картере (см. рис. Рулевое управление) 13, рулевое колесо 16, вал 14 руля и детали крепления.

Рулевое колесо – пластмассовое, армированное стальным каркасом. На колесе установлен включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрывается пластмассовой крышкой. В ступице рулевого колеса выполнено отверстие со вдвоенной впадиной, а на валу 14 сдвоенный шлиц, за счет чего рулевое колесо крепится на валу гайкой только в одном положении.

Вал руля своим наконечником соединяется с валом червяка при помощи шлицов и стяжного болта. Верхняя часть вала опирается на пластмассовую втулку, установленную на трубе 17 верхней опоры. Эта труба вставляется в кронштейн 18 и закрепляется в нем хомутом, который стягивается болтом. К фланцу трубы верхней опоры вала крепится переключатель указателей поворота и света фар.

Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 19 кузова с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами. Между картером и лонжероном устанавливаются регулировочные шайбы, которыми при сборке добиваются соосности вала червяка и вала руля.

В картере 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк вращается в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы, надевается сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.

Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.

В картер рулевого механизма заливается масло ТАД-17и по уровень заливного отверстия, закрываемое пробкой 4.

Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. Рулевое управление) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10 на лонжероне 11 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7 и 21. Средняя тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах с помощью стяжных хомутов 20. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2.

Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. Разрез шарового шарнира тяги), сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу 3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги.

Шаровые шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются с одной стороны заглушкой 6, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой стороны защитным колпачком 2.

Кронштейн 10 (см. рис. Рулевое управление) маятникового рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма. В кронштейне 2 (см. рис. Разрез кронштейна маятникового рычага) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается ось 9. При сборке в кроштейн закладывается смазка Литол-24. Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.

Chevrolet Niva | Основные неисправности рулевого механизма с гидроусилителем

ПРИЧИНА

СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ

Со стороны рулевого механизма прослушивается шипение

Допускаются шумы, сопровождающие нормальную работу рулевого привода. Шипение является наиболее характерным звуком, который хорошо прослушивается при стоянке. Этот звук не является следствием неисправности рулевого механизма и может издаваться ,когда руль поворачивается в крайнее положение или при медленном вращении руля при стоянке автомобиля

Допускается слабое шипение. Если шипение умеренное, то клапан менять не следует. Замена клапана как правило не приводит к устранению шипящего звука. Осмотрите места вокруг заклепок эластичной муфты. Рулевой вал и шестерня должны быть правильно совмещены, чтобы эластичная муфта вращалась без деформаций при повороте руля. При любом соприкосновении металлических деталей через эластичную муфту в салон будет передаваться шипящий звук.

Со стороны рулевого механизма прослушиваются глухие стуки (напоминающие щелчки)

Ослабление крепления рулевой передачи

Подтянуть соединения.

Ослабление рулевых тяг

Проверить состояние наконечников тяг, при необходимости заменить.

Трубка гидропривода задевает за окружающие детали

Выставить трубку, подгибать запрещается.

Ослабление вала сошки при повороте из среднего положения (при поворотах допускаются слабые стуки, связанные с небольшим увеличением люфта вала относительно среднего положения, что предусмотрено конструкцией)

Запрещается регулировать рулевой механизм и уменьшать зазоры против нормы с целью ослабления таких стуков. Люфт вала сошки, превышающий норму, устраняется регулировкой рулевого механизма.

Ослабление сошки на валу

Затянуть гайку сошки с заданным моментом.

Резкий звук при повороте или при возврате руля в исходное положение

Повреждение уплотнительного кольца гасителя колебаний

Заменить кольцо.

Руль не возвращается в исходное положение

Давление в шинах отличается от нормы

Восстановить давление.

Отсутствие смазки в деталях передней подвески

Смазать тяги и наконечники тяг.

Задевание фланца муфты за заглушку регулировочного винта рулевого механизма

Ослабить стягивающий болт и переставить муфту.

Неправильное совмещение рулевого механизма с рулевой колонкой

Устранить.

Нарушение углов установки колес

Проверить и отрегулировать углы установки колес.

Заедание рулевой тяги

Заменить шарниры наконечников тяг.

Заедание шаровых шарниров рычагов подвески

Заменить шаровые шарниры.

Задевание руля за корпус

Выправить положение руля.

Перетянуты или прихвачены подшипники рулевого вала

Заменить подшипники.

Залипание или засорение цилиндрического золотника

Очистить или заменить золотник.

Неправильная регулировка рулевого механизма

Снять рулевой механизм и отрегулировать.

Пережат обратный шланг гидроусилителя

Заменить шланг.

Автомобиль уводит в сторону (проверить при двух заездах в противоположных направлениях, чтобы исключить влияние ветра и дорожного покрытия)

Нарушение углов установки колес

Проверить и отрегулировать углы установки колес.

Разбалансировка клапана рулевого механизма (в этом случае руль поворачивается легко в направлении ухода автомобиля, а в противоположном направлении вращается под действием нормального или несколько большего усилия)

Заменить клапан.

При быстром повороте руля в обе стороны ощущается мгновенное сопротивление

Низкий уровень жидкости

Восстановить уровень.

Проскальзывание ремня

Отрегулировать натяжение или заменить ремень.

Сильная внутренняя течь

Проверить давление на выходе насоса.

Подергивание руля при повороте на работающем двигателе, особенно во время стоянки с работающим двигателем

Низкий уровень жидкости

Восстановить уровень.

Ослабление ремня

Отрегулировать натяжение.

Задевание рулевой тяги за масляный поддон

Устранить.

Недостаточное давление насоса

Проверить давление, при необходимости заменить редукционный клапан.

Залипание контрольного клапана

Проверить состояние клапана, при необходимости заменить.

Повышенный люфт на рулевом колесе

Попадание воздуха в гидропривод

Долить жидкость и удалить воздух поворотом руля. Проверить затяжку штуцеров.

Ослабление крепления рулевого механизма

Затянуть соединения динамометрическим ключом.

Износ наконечников рулевых тяг

Заменить.

Износ тарельчатого клапана

Заменить.

Недостаточный предварительный натяг упорного подшипника при регулировке

Снять рулевой механизм и отрегулировать.

Повышенный люфт в зацеплении шестерен рулевого механизма

Снять рулевой механизм и отрегулировать.

Затрудненное вращение руля, усиление рулевого привода на колеса не ощущается

Ослабление ремня

Отрегулировать натяжение.

Низкий уровень жидкости (при падении уровня жидкости возрастают шумы от насоса)

Восстановить уровень.

Неправильное совмещение рулевого механизма с рулевой колонкой

Устранить.

Задевание фланца муфты за заглушку регулировочного винта рулевого механизма

Ослабить стягивающий болт и переставить муфту.

Низкое давление в шинах

Восстановить давление.

Вспенивание жидкости, падение уровня, низкое давление насоса

Попадание воздуха, потеря жидкости из-за утечки в насосе

Найти течи и устранить. Удалить воздух. Воздух попадает гидропривод в условиях эксплуатации при очень низкой температуре, когда уровень жидкости ниже нормы. Если уровень нормальный, но жидкость вспенивается, то снимите насос и отсоедините бачок. Проверьте состояние корпуса и заглушки. При обнаружении трещин насос замените.

Слабое усилие от насоса гидроусидителя

Неисправен контрольный клапан

Очистить клапан или заменить.

Перекос нажимной пластины относительно кулачка

Устранить.

Слабое усилие от рулевого механизма

Потери давления из-за износа поршневого кольца или износа цилиндра

Разобрать и проверить состояние кольца и цилиндра.

Утечка колец клапана и сальника клапана

Снять, разобрать и заменить уплотнения.

Щебечущий шум от насоса

Ослабление ремня

Отрегулировать натяжение.

Визжащий звук исходит от ремня (хорошо прослушивается при повороте руля до упора или при длительной стоянке с работающим двигателем)

Ослабление ремня

Отрегулировать натяжение.

Глухой звук низкого тона от насоса

Повышенное обратное давление в шлангах или рулевом механизме, вызванное пережатием шлангов

Устранить пережатие, при необходимости заменить детали.

Глухой звук низкого тона (отчетливо прослушивается при длительной стоянке с работающим двигателем)

Задиры на нажимной пластине, упорной пластине или роторе

Заменить детали и промыть систему.

Износ кулачка

Заменить изношенные детали.

Скрипы в насосе

Низкий уровень жидкости

Восстановить уровень.

Попадание воздуха. Негерметичное соединение шлангов

Затянуть штуцеры с заданным моментом. Удалить воздух, вращая руль в обе стороны до упора.

Стуки в насосе

Неправильная установка крыльчатки

Устранить.

Заедание крыльчатки насоса на пазах ротора

Снять заусенцы, нагар или счистить грязь.

От насоса исходят свистящие звуки

Неисправен контрольный клапан

Заменить.

Насос издает подвывающие звуки

Повреждение подшипника вала насоса

Заменить корпус и подшипник, промыть систему.

Chevrolet Niva | Рулевое управление

Рулевое управление

1 – боковая тяга;
2 – сошка;
3 – средняя тяга;
4 – маятниковый рычаг;
5 – регулировочная муфта;
6 – нижний шаровой шарнир передней подвески;
7 – правый поворотный кулак;
8 – верхний шаровой шарнир передней подвески;
9 – правый рычаг поворотного кулака;
10 – подшипник верхнего вала рулевого управления;
11 – кронштейн крепления вала рулевого управления;
12 – труба кронштейна крепления вала рулевого управления;
13 – верхний вал рулевого управления;
14 – кронштейн маятникового рычага;
15 – ось маятникового рычага;
16 – картер рулевого механизма;
17 – уплотнитель вала;
18 – вал червяка;
19 – карданный шарнир;
20 – промежуточный вал рулевого управления;
21 – облицовочный кожух;
22 – рычаг переключателя стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла и блок-фары;
23 – рычаг переключателя света фар;
24 – рычаг переключателя указателей поворота;
25 – рулевое колесо;
26 – фиксирующая пластина передка кронштейна;
27 – стяжной болт крепления карданого шарнира;
28 – лонжерон кузова

Разрез картера рулевого механизма

1 – пластина регулировочного винта вала сошки;
2 – регулировочный винт вала сошки;
3 – гайка регулировочного винта;
4 – пробка маслоналивного отверстия;
5 – крышка картера механизма;
6 – червяк;
7 – картер рулевого механизма;
8 – сошка;
9 – гайка крепления сошки к валу;
10 – шайба пружинная гайки крепления сошки;
11 – сальник вала сошки;
12 – бронзовая втулка вала сошки;
13 – вал сошки;
14 – ролик вала сошки;
15 – вал червяка;
16 – верхний шарикоподшипник;
17 – нижний шарикоподшипник;
18 – регулировочные прокладки;
19 – нижняя крышка подшипника червяка;
20 – ось ролика;
21 – игольчатый подшипник;
22 – сальник вала червяка;
В, С – метки
А – совпадение меток

На автомобиле установлено рулевое управление с червячным редуктором и травмобезопасной рулевой колонкой. Вал рулевого управления составной, состоит из верхнего 13 (cм. рис. Рулевое управление) и промежуточного 20 валов. Вал 18 червяка и верхний вал 13 соединяются между собой промежуточным валом 20 с карданными шарнирами на концах. Шарниры на игольчатых подшипниках, неразъемные.

Верхний вал установлен в трубе кронштейна 11 на двух игольчатых подшипниках с резиновыми втулками. Подшипники в трубе завальцованы. Кронштейн 11 крепится к кронштейну панели кузова в четырех точках: снизу болтами с фиксирующими пластинами 26, сверху – на приварных болтах гайками с шайбами.

При лобовом столкновении края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают сквозь отверстия кронштейна 11. За счет складывания вала рулевого управления, рулевое колесо уходит из зоны грудной клетки водителя, что снижает вероятность и тяжесть его травмирования.

Вал червяка, у этого типа рулевого управления, имеет большую длину. В нижней части вала червяка, а так же на торце картера 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) рулевого механизма выполнены метки в виде рисок В и С, при совпадении которых ролик вала сошки устанавливается по середине червяка. При этом ступица рулевого колеса должна располагаться горизонтально.

Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 28 (cм. рис. Рулевое управление) кузова с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами.

В картере 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары – 16,4. Червяк вращается в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы, надевается сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.

Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.

Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (cм. рис. Рулевое управление) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 14 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7. Средняя тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах с помощью стяжных хомутов. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2.

Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. Разрез шарового шарнира тяги), сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу 3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги.

Кронштейн 14 (cм. рис. Рулевое управление) маятникового рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма. В кронштейне 2 (см. рис. Разрез кронштейна маятникового рычага) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается ось 9. Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.

Chevrolet Niva | Особенности конструкции


Рис. 7.1. Рулевое управление: 1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – шаровая опора подвески; 7 – правый поворотный

кулак; 8 – шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн

маятникового рычага; 11 – рулевой механизм; 12 – лонжерон кузова



Рис. 7.3. Система гидроусилителя рулевого управления: 1 – насос гидроусилителя рулевого управления; 2 – прокладка; 3 – болт; 4 – шланг высокого давления; 5 – подводящий шланг; 6 – пробка бачка с указателем уровня жидкости; 7 – бачок; 8 – винтовой хомут; 9 – рулевой механизм; 10 – шланг низкого давления



Рулевое управление – травмобезопасное с рулевым механизмом 11 (рис. 7.1), представляющим собой червячный редуктор. Рулевой механизм оснащен гидроусилителем (рис. 7.3), на части автомобилей может быть установлен электроусилитель (см. разд. «Вариантные исполнения автомобиля»). Как вариант автомобиль может быть не оснащен усилителем рулевого управления. Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. 7.1) и две боковые тяги 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10, закрепленным на правом лонжероне, и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7.

Рис. 7.2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром;

2 – карданный шарнир; 3 – стяжной болт; 4 – верхний кожух; 5 – выключатель

зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регу

лировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний

кожух; 11 – кронштейн рулевой колонки



Вал рулевой колонки составной из двух частей – промежуточного вала 1 с шарниром (рис. 7.2) и вала 7 рулевой колонки. На верхнем конце вала 7 на конических шлицах закреплено рулевое колесо 6, на нижнем конце установлен карданный шарнир 2.

Chevrolet Niva | Диагностика неисправностей рулевого управления

Диагностика неисправностей рулевого управления

Чрезмерен люфт рулевого колеса

Изношены шаровые шарниры компонентов рулевого привода, либо ослабла их посадка. Подтяните крепеж, либо замените дефектные компоненты.

Изношен рулевой механизм, либо нарушена его регулировка. Если после выполнения регулировки люфт рулевого колеса не приходит в норму, необходимо произвести капитальный ремонт рулевого механизма с заменой дефектных компонентов и заключительной регулировкой.

Изношены втулки поперечной реактивной штанги. Замените втулки.

Ослабла посадка сошки рулевого механизма на секторном валу. Подтяните крепежную гайку.

Ослабли болты крепления сборки рулевого механизма (см. сопроводительную иллюстрацию). Подтяните крепеж.

Неисправны гибкая муфта или карданные шарниры рулевого вала. Замените дефектные компоненты.

Люфт компонентов рулевого привода лучше всего проявляется при опущенном на передние колеса автомобиле. Попросите помощника вращать рулевое колесо и визуально оцените степень износа компонентов привода рулевого управления. Если слабина рулевого механизма очевидно проявляется при прямолинейном положении передних колес автомобиля, скорее всего нарушена регулировка механизма. Если люфт не исчезает после выполнения регулировки, рулевой механизм необходимо снять для произведения капитального ремонта.

Имеет место слишком тугой ход рулевого колеса

Слишком слабо, либо неравномерно накачаны шины. Проверьте давление накачки, в случае необходимости произведите корректировку.

Упал уровень гидравлической жидкости в резервуаре системы гидроусиления руля. Проверьте систему на наличие признаков утечек, произведите необходимые исправления и/или замены. Долейте жидкость до требуемого уровня.

Нарушена регулировка рулевого механизма. Проверьте, выполните необходимую корректировку.

Происходит заклинивание рулевого вала. Выясните причину заклинивания, замените дефектные компоненты.

Рулевой насос не обеспечивает должный напор. Проверьте состояние и усилие натяжения приводного ремня насоса, а также уровень гидравлической жидкости в резервуаре системы гидроусиления. В случае необходимости замените насос.

Проверьте достаточность глубины узора протекторов и правильность давления накачки шин обоих передних колес.
Прежде чем приступать к проверке геометрических параметров рулевого привода, оцените степень износа компонентов переднего моста.

Автомобиль при прямолинейном движении по горизонтальной поверхности уводит в одну из сторон

Неравномерно изношены или накачаны шины. Проверьте состояние и давление накачки шин. В случае необходимости произведите замену шин или корректировку давления.

Нарушена регулировка углов установки передних колес. Проверьте, произведите корректировку. “Прихвачены” тормозные механизмы передних колес. Проверьте суппорты на наличие признаков утечек тормозной жидкости и заклинивания поршней. Замените дефектные компоненты.

Повреждены компоненты передней подвески или передние балки шасси. Проверьте. Замените дефектные компоненты.

Если шины передних колес автомобиля найдены в удовлетворительном состоянии, поднимите передок автомобиля и вращайте оба передних колеса для проверки тормозов на “прихватывание”.
Для проверки углов установки передних колес замерьте расстояния от центра дисков передних колес до центра дисков задних колес с обоих бортов автомобиля. При прямолинейном положении передних колес результаты измерений должны совпадать.

Имеет место боковое биение или угловое колебательное движение управляемых колес, возникающее на невысоких скоростях движения (шимми)

Ослабло крепление рулевого механизма. Произведите регулировку или капитальный ремонт рулевого механизма.

Неисправен амортизатор рулевого механизма или разрушены в результате старения материала его резиновые втулки. Снимите амортизатор и проверьте его состояние (см. сопроводительную иллюстрацию). в случае необходимости замените резиновые втулки.

Неравномерно изношены, либо неправильно накачаны шины. Проверьте состояние и давление накачки шин. В случае необходимости произведите замену шин или корректировку давления.

Нарушена балансировка колес. Проверьте, отбалансируйте.

Имеет место повреждение компонентов или нарушение геометрии передка автомобиля . Проверьте, выполните необходимые исправления или корректировку геометрических параметров.

Изношены подшипники передних колес, либо грубо нарушена их регулировка. Проверьте состояние подшипников, откорректируйте преднатяг, либо замените подшипники.

Нарушена регулировка углов установки передних колес автомобиля. Проверьте, произведите необходимую корректировку.

Изношены шаровые шарниры, либо ослабла их посадка. Проверьте, подтяните крепеж, либо замените дефектные компоненты.

Проверьте состояние компонентов рулевого привода. Поднимите передок автомобиля для проверки и регулировки преднатяга колесных подшипников. Для проверки состояния подшипников поочередно подергайте колеса в поперечном направлении, ухватившись за них вверху и внизу. Люфт должен начисто отсутствовать.

Имеет место нарушение управляемости автомобилем или потеря курсовой устойчивости

Нарушена регулировка углов установки передних колес. Проверьте, в случае необходимости произведите корректировку.

Вытерт протектор шин передних колес. Проверьте, в случае необходимости замените шины.

Чрезмерен люфт привода рулевого управления. Проверьте, замените изношенные компоненты, в случае необходимости произведите регулировку рулевого механизма.

Превышено, либо принижено давление накачки шин. Проверьте, откорректируйте давление.

Ослаб, либо неправильно выставлен преднатяг подшипников ступиц передних колес. Проверьте, выполните необходимую корректировку.

Чрезмерен люфт в шаровых шарнирах. Проверьте, замените дефектные компоненты. Также проверьте состояние чехлов шаровых шарниров.

Нарушена исправность функционирования гидроусилителя руля

Оборван приводной ремень рулевого насоса, либо нарушена регулировка усилия его натяжения. Проверьте состояние ремня (см. сопроводительную иллюстрацию), произведите замену, либо подтяните ремень с требуемым усилием.

Упал уровень жидкости в резервуаре системы гидроусиления руля. Проверьте, нет ли утечек жидкости, произведите необходимый ремонт, либо замените дефектные компоненты. Долейте жидкость до требуемого уровня.

Рулевой насос не обеспечивает должный напор. Проверьте, в случае необходимости замените насос.

Неисправна сборка гидроусиленного рулевого механизма. Снимите сборку, произведите ее капитальный ремонт.

Имеют место утечки гидравлической жидкости

Повреждены резервуар гидравлической жидкости, рулевой насос или рулевой механизм, либо ослабло их крепление. Проверьте, подтяните крепеж, либо замените дефектные компоненты.

Повреждены, либо разрушены в результате старения материала гидравлические шланги. Проверьте, замените дефектные шланги.

Внимательно проверьте на наличие признаков утечек все гидравлические линии системы гидроусиления руля (см. сопроводительную иллюстрацию).

Имеют место шумы гидроусиленного рулевого механизма

Поврежден приводной ремень рулевого насоса, либо ослабло его натяжение. Отрегулируйте усилие натяжения ремня, либо замените его.

В гидравлическую систему попал воздух. Прокачайте систему.

Неправильно подсоединены шланги и трубки гидравлических линий, либо ослабли их штуцерные соединения. Подсоедините линии правильно, подтяните штуцерные соединения.

Смещены опорные кронштейны рулевого насоса, либо ослабло их крепление. Поправьте положение кронштейнов, подтяните крепеж.

Нарушение проходимости гидравлических линий также может являться причиной возникновения шумов в рулевом механизме. Внимательно осмотрите шланги и трубки линий на наличие перегибов и скручиваний.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *