Нива 21213 регулировка рулевого редуктора: 403 — Доступ запрещён – Регулировка червяка рулевого механизма Ваз 2121 Нива 2131

Регулировка рулевого редуктора ваз 21214

Внимание! Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма. Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках (см. Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка).

Вакуумный усилитель для наглядности снят.

Шлицевой отверткой поддеваем колпачок гайки регулировочного винта вала сошки…

…и снимаем колпачок.

Накидным ключом «на 19» ослабляем гайку регулировочного винта вала сошки и поддеваем шлицевой отверткой стопорную шайбу.

Стопорная шайба усиком входит в паз регулировочного винта. Провороту шайбы препятствует прилив на крышке картера рулевого механизма (для наглядности гайка снята).

Приподняв шайбу (освобождаем ее из зацепления с приливом),…

…пластиной (согнутой под прямым углом) заворачиваем регулировочный винт до устранения зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма. Придерживая пластиной винт от проворачивания, ключом «на 19» затягиваем гайку.

Усилие поворота рулевого колеса при установке передних колес на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс).

Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма. Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках (см. Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка).

Вакуумный усилитель для наглядности снят.

Шлицевой отверткой поддеваем колпачок гайки регулировочного винта вала сошки…

…и снимаем колпачок.

Накидным ключом «на 19» ослабляем гайку регулировочного винта вала сошки и поддеваем шлицевой отверткой стопорную шайбу.

Стопорная шайба усиком входит в паз регулировочного винта. Провороту шайбы препятствует прилив на крышке картера рулевого механизма (для наглядности гайка снята).

Приподняв шайбу (освобождаем ее из зацепления с приливом),…

…пластиной (согнутой под прямым углом) заворачиваем регулировочный винт до устранения зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма. Придерживая пластиной винт от проворачивания, ключом «на 19» затягиваем гайку.

Усилие поворота рулевого колеса при установке передних колес на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс).

Рег.: 09.02.2006
Сообщений: 438
Откуда: Москва, Полежаевская
Возраст: 32
Авто: 21214 — 2003г. — резаные арки, 225/70/R16

Рег.: 13.12.2004
Тем / Сообщений: 1 / 1257
Откуда: Москва.
Возраст: 54
Авто: 21214-М, 2013 г.в.

Имя: Кирилл
Рег.: 18.04.2005
Тем / Сообщений: 3 / 3076
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 36
Авто: Было 3 Нивы, 3 ШНивы (в тч FAM), Спортаж1, сейчас третий Патр 2016

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730

Рег.: 09.02.2006
Сообщений: 438
Откуда: Москва, Полежаевская
Возраст: 32
Авто: 21214 — 2003г. — резаные арки, 225/70/R16

Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 628 / 51730

Лучше, конечно, тебе прочитать что и как регулировать в мануале по Ниве, но а если такого нет, то попробую объяснить:

«При повороте рулевого колеса на 30 градусов в каждую сторону от нейтрального положения, зазора, т.е. ощутимого свободного хода рулевой сошки, не должно быть. Если ощущается свободный ход рулевой сошки, ослабляют гайку регулировочного винта и, приподняв стопорную шайбу, завёртывают регулировочный винт до устранения зазора. Слишком затягивать регулировочный винт не рекомендуется. Затем, придерживая регулировочный винт отвёрткой, затягивают гайку.» Но данную процедуру рекомнедуется проводить при отсоединённых рулевых тягах, но можно, конечно, и без этого.

На моей машине такую регулировку проводили всего один раз, так у меня и машине уже годов. а у тебя-то она почти новая.

Рег.: 09.02.2006
Сообщений: 438
Откуда: Москва, Полежаевская
Возраст: 32
Авто: 21214 — 2003г. — резаные арки, 225/70/R16

ВАЗ 21213 | Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма

Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма. Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках (см. Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка).
Вакуумный усилитель для наглядности снят.

Шлицевой отверткой поддеваем колпачок гайки регулировочного винта вала сошки…

…и снимаем колпачок.

Накидным ключом на 19 ослабляем гайку регулировочного винта вала сошки и поддеваем шлицевой отверткой стопорную шайбу.

Стопорная шайба усиком входит в паз регулировочного винта. Провороту шайбы препятствует прилив на крышке картера рулевого механизма (для наглядности гайка снята).

Приподняв шайбу (освобождаем ее из зацепления с приливом),…

…пластиной (согнутой под прямым углом) заворачиваем регулировочный винт до устранения зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма. Придерживая пластиной винт от проворачивания, ключом на 19 затягиваем гайку.

Усилие поворота рулевого колеса при установке передних колес на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс).

Регулировка зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма Нива 2121, Нива 2131

Порядок проверки и регулировки рулевого управления, особенности сборки и разборки рулевого механизма нива 2121, этапы снятия и установки рулевой колонки, порядок замены наконечника нива 2131, ваз 2121. Особенности устройства рулевого управления нива 2121. Регулировка рулевой колонки, устранение стуков в рулевом механизме нива 2131.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Регулировку производим при обнаружении свободного хода сошки рулевого механизма ваз 2121. Перед регулировкой необходимо убедиться в отсутствии осевого перемещения червяка в подшипниках (см. Снятие рулевого механизма ваз 2131 и регулировка зазора в подшипниках червяка).
Вакуумный усилитель для наглядности снят.

Шлицевой отверткой поддеваем колпачок гайки регулировочного винта вала сошки…

…и снимаем колпачок.

Накидным ключом «на 19» ослабляем гайку регулировочного винта вала сошки и поддеваем шлицевой отверткой стопорную шайбу.

Стопорная шайба усиком входит в паз регулировочного винта. Провороту шайбы препятствует прилив на крышке картера рулевого механизма ваз 2131 (для наглядности гайка снята).

Приподняв шайбу (освобождаем ее из зацепления с приливом),…

…пластиной (согнутой под прямым углом) заворачиваем регулировочный винт до устранения зазора в зацеплении ролика с червяком рулевого механизма нива 2121. Придерживая пластиной винт от проворачивания, ключом «на 19» затягиваем гайку.

Усилие поворота рулевого колеса ваз 2121 при установке передних колес на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс).

ВАЗ 21213 | Регулировка зазора в рулевом механизме

Если зазор между шестерней и рейкой в рулевом механизме увеличен, при движении автомобиля рулевой механизм издает стук. Кроме этого рулевое колесо имеет повышенный свободный ход, что затрудняет управление автомобилем. При полном отсутствии зазора (рулевой механизм «перетянут») ухудшается самостабилизация рулевого управления при движении по прямой (автомобиль постоянно уводит в какую-либо сторону, водителю приходится непрерывно «подруливать»).

Регулировку проводят при вывешенных передних колесах, установленных в положение прямолинейного движения.


ПРИМЕЧАНИЕ

Рулевые механизмы с гидроусилителем и без него регулируют одинаковыми приемами.

Вам потребуются: ключ «на 26», специальный ключ «на 50».

1. Для удобства работы снимите вакуумный усилитель тормозов (см. «Замена вакуумного усилителя тормозов»), так как он существенно затрудняет доступ к регулировочному узлу рулевого механизма.


Рис. 8.3. Регулировочный узел рулевого механизма: 1 – картер рулевого механизма; 2 – плунжер; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – пружина; 5 – регулировочная пробка; 6 – контргайка

2. Ослабьте контргайку 6 (рис. 8.3) и заверните регулировочную пробку 5 до момента ощутимого возрастания усилия.

3. Отверните пробку на 30–40° и проверьте легкость перемещения рейки при поворотах рулевого колеса от упора до упора.

4. Удерживая от проворачивания регулировочную пробку, затяните контргайку моментом 70 Н·м.

5. Установите на место вакуумный усилитель тормозов и проверьте правильность регулировки на ходу. При необходимости повторите регулировку.

Рулевое управление

Рулевое управление
 Рулевое управление
 Автор Володюшка

1. Краткая характеристика конструкций рулевого управления

Система рулевого управления современных отечественных легковых автомобилей включает в себя три основных узла: рулевую колонку с рулевым колесом, рулевой механизм и рулевой привод (трапецию).

Рулевые колонки автомобилей бывают цельные — с одним рулевым валом (например, ВАЗ-2101; -2103; -2106; -2108) или составные — с промежуточным карданным валом (ВАЗ-21213; ВАЗ-2105). В состав рулевой колонки встраиваются элементы пассивной безопасности, деформирующиеся при ударе и повышающие травмобезопасность. На ВАЗ-2121 и его модификациях применяется рулевой механизм типа «червяк-ролик». Червячные рулевые механизмы всегда имеют две регулировки. 

Рулевые приводы представляют собой набор из нескольких рулевых тяг с шарнирными соединениями. При червячном рулевом механизме в состав рулевого привода входит маятниковый рычаг.

2. Диагностика и устранение неисправностей рулевого управления. 

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.

Задача диагностики — определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

  • Прежде всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1…1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром подлежит замене.
  • Проверьте затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
  • Проверьте отсутствие люфта маятникового рычага. Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
  • Проверьте состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами. 
  • Проверьте отсутствие подтекания масла. Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
  • Проверьте крепление рулевой колонки. Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в осевом направлении. Если же такое перемещение есть — проверьте, затянуты ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
  • Проверьте величину свободного хода рулевого колеса, это наиболее часто встречающийся дефект — увеличенный свободный ход, «люфт» рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов. Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления, появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку. Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в пределах зазора. Если он не превышает 18…20 мм — все в порядке, если больше — устраните люфт, который обычно возникает в двух местах. Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах. Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых, возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку, попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко почувствуете толчки и стуки. 

3. Регулировка зацепления червяк-ролик (или величины свободного хода рулевого колеса) 

В процессе работы этой пары вращения происходят износ и выработка их рабочих поверхностей. В первую очередь это касается витков червяка. Образуются зазоры, которые необходимо ликвидировать. Сущность регулировки необходимого зазора в зацеплении «червяк-ролик» (а без зазора они работать не будут — заклинят) состоит в следующем. Оси вращения ролика и червяка находятся не на одном уровне. Ось ролика находится выше, а вал сошки, в вырезе которого установлен ролик, имеет возможность перемещаться вверх-вниз в осевом направлении. Опуская вал, вы приближаете ролик к червяку, зазор уменьшается. Поднимая его, вы увеличиваете зазор. В верхней части вала сошки имеется прямоугольный паз, в который входит плоская головка регулировочного винта, завёрнутого в верхнюю крышку рулевого механизма. Заворачивая или отворачивая этот винт, вы, поднимая или опуская вал сошки, производите регулировку необходимого зазора в зацеплении. 

Порядок проведения операции следующий (на примере ВАЗ-«классика») (см. рис.). Вы должны убедиться, что в подшипниках червяка установлен необходимый натяг. Отверните контргайку 2 регулировочного винта 3 и снимите фасонную стопорную шайбу 5. Ваш помощник должен покачивать рулем, как при проверке люфта. Г-образной отверткой 4 заворачивайте регулировочный винт 3 до устранения люфта. Проверьте легкость вращения рулевого колеса, как это было описано выше. Если все отрегулировано правильно, наденьте фасонную шайбу 5, закрутите и затяните контргайку, удерживая от проворачивания регулировочный винт 3. 

4. Замена рулевых тяг и наконечников

Перед снятием боковых тяг обратите внимание на то, как она установлена. Короткий наконечник — внешний — присоединяется к поворотному кулаку, а длинный — внутренний — соединяется с сошкой. Средняя тяга выпуклой стороной обращена к двигателю. 

Расшплинтуйте и отверните гайки, которыми шаровые пальцы боковых тяг крепятся к рычагам на поворотных кулаках. Съемником (см. рис.) выньте шаровые пальцы из конических гнезд на рычагах. Расшплинтуйте и отверните гайки крепления шаровых пальцев средней и боковых тяг к сошке и к маятниковому рычагу. Пользуясь съемником, выньте пальцы из соответствующих гнезд на рычагах и снимите тяги. Устанавливайте тяги рулевого управления в порядке, обратном снятию. Все гайки шаровых пальцев затягивайте динамометрическим ключом с последующей шплинтовкой. Если вырез гайки не совпадает с отверстием под шплинт, то гайку доверните на угол, меньший 60 градусов для обеспечения шплинтовки.

Не забудьте, что после замены рулевых тяг или наконечников необходима обязательная регулировка углов установки (схождение и развал) колес.

Посмотрите также отсканированный буклет, прилагаемый к рулевым наконечникам «Кедр».

5. Заливка масла в рулевой механизм

Рулевые механизмы типа «червяк-ролик» работают в масле. Дело в том, что в контакте витков червяка с гребнями ролика возникают большие усилия. При недостатке или отсутствии смазки в этом месте из-за очень большого трения будет происходить усиленный износ деталей. Кроме того, требуют смазки подшипники червяка и игольчатые подшипники, на которых вращается ролик. Для смазки деталей рулевого механизма используется обычное трансмиссионное масло. В настоящее время выпускаются много этих масел, все они годятся для рулевого механизма.

Рулевой механизм, как запчасть, может поставляться в торговую сеть как снаряженным и заправленным маслом, так и без него. В последнем случае требуется обязательная заливка масла. Заливать масло можно как после установки рулевого механизма на машину, так и до этого. 

Отверните пробку 1 (см. рис. в пункте «Регулировка зацепления червяк-ролик»), закрывающую заливное отверстие в верхней крышке. Вставьте в отверстие воронку с тонким шлангом, через которую будете производить заливку. Масло перед заливкой желательно предварительно подогреть до температуры 60-80 градусов — тогда оно менее вязкое и лучше течет. Если вы заливаете масло в рулевой механизм, установленный на машине, необходимый объем масла определяется просто: заливаете до среза заливного отверстия. Если же заливка производится в снятый механизм, нужно достаточно точно отмерить мензуркой необходимый объем масла, указанный в инструкции на автомобиль (например, для автомобиля ВАЗ это 0,215 л). Не больше и не меньше. Перелив в данном случае гораздо опаснее недолива. Рулевой механизм установлен на машине в наклонном положении. Залитое в него масло занимает не весь внутренний объем. Верхняя часть полости картера содержит воздух, который служит компенсатором температурного расширения масла и корпуса редуктора. Ведь рулевой механизм расположен в подкапотном пространстве, где возможны очень большие перепады температуры. 
Если вы заполните картер полностью, то масло, нагреваясь от двигателя, начнет выдавливать уплотнительные манжеты. Так что — не переливайте. Лишним маслом только кашу не испортишь.

От Ведущего FAQ: посмотрите статью Слив масла из рулевого редуктора.

6. Неисправности рулевого управления

Увеличенный свободный ход рулевого колеса 

Ослабли болты крепления картера рулевого механизма.

 Затяните гайки.

Ослабли гайки шаровых пальцев рулевых тяг.

 Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

 Замените наконечники или рулевые тяги.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

 Отрегулируйте зазор.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком.

 Отрегулируйте зазор.

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками.

 Замените втулки или кронштейн в сборе.

Увеличенный зазор в подшипниках червяка.

 Отрегулируйте зазор.

Ослабли болты крепления промежуточного вала рулевого механизма к валу червяка или к верхнему валу рулевого механизма.

 Затяните болты.

Тугое вращение рулевого колеса 

Низкое давление в шинах передних колес.

 Установите нормальное давление.

Неправильная установка углов передних колес.

 Проверьте установку колес и отрегулируйте.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

 Отрегулируйте зазор.

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага.

 Отрегулируйте затягивание гайки.

Деформация деталей рулевого привода.

 Замените деформированные детали.

Повреждение деталей шаровых шарниров.

 Проверьте и замените поврежденные детали. 

Отсутствует масло в картере рулевого механизма.

 Проверьте уровень масла и залейте. При необходимости замените поврежденный сальник.

Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления.

 Замените подшипники.

Шум (стуки) в рулевом управлении 

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес. 

 Отрегулируйте зазор.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг. 

 Проверьте и затяните гайки.

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками.

 Замените втулки или кронштейн в сборе.

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага. 

 Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка.

 Отрегулируйте зазор.

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

 Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

 Проверьте и затяните гайки болтов.

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов.

 Затяните гайки.

Ослабление болтов крепление вала рулевого управления.

 Затяните гайки болтов.

Самовозбуждающееся угловое колебание передних колёс

Давление в шинах не соответствует норме.

 Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

 Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес.

 Отрегулируйте зазор.

Дисбаланс колес.

 Отбалансируйте колеса.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

 Проверьте и затяните гайки.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

 Проверьте и затяните гайки болтов.

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком.

 Отрегулируйте зазор.

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону 

Неодинаковое давление в шинах.

 Проверьте и установите нормальное давление.

Нарушены углы установки передних колес.

 Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Различная осадка пружин передней подвески.

 Замените непригодные пружины.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

 Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените.

Неполное растормаживание одного или нескольких колес.

 Проверьте состояние тормозной системы.

Неустойчивость автомобиля 

Нарушены углы установки передних колес.

 Проверьте и отрегулируйте углы установки колес.

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес.

 Отрегулируйте зазор.

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг.

 Проверьте и затяните гайки.

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг.

 Замените наконечники или рулевые тяги.

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага.

 Проверьте и затяните гайки болтов.

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка.

 Отрегулируйте зазор.

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески.

 Проверьте кулаки и рычаги, деформированные детали замените.

Утечка масла из картера 

Износ сальника вала сошки или червяка.

 Замените сальник.

Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма.

 Замените болты.

Повреждение уплотнительных прокладок.

 Замените прокладки.

Володюшка.

Последнее обновление 31.10.01.

ВАЗ 21213 | Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка

Снятие рулевого механизма и регулировка зазора в подшипниках червяка

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу червяка рулевого механизма (см. Снятие рулевой колонки).
Вывешиваем и снимаем левое колесо.
Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней (см. Снятие средней тяги) и боковой (см. Снятие боковой тяги).

Отводим тяги вниз.

Головкой на 17 отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону,…

…удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.

Вынимаем болт.

Аналогично отворачиваем и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма.

Снимаем рулевой механизм.

В отверстие в щитке передка, через которое проходит вал червяка, вставлена резиновая уплотнительная втулка.

Зазор в подшипниках червяка определяется по изменению расстояния…

…между торцем картера рулевого механизма…

…и меткой на валу червяка…

…при поворачивании вала в разные стороны.
Для регулировки зазора в подшипниках червяка зажимаем картер в тиски…

…и ключом на 13 отворачиваем четыре болта крепления нижней крышки.


Снимаем крышку…

…и регулировочные прокладки.

Зазор в подшипниках червяка уменьшаем удалением прокладки или заменой на более тонкую.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера. Закрепляем рулевые тяги и промежуточный вал рулевого управления. Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора. При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления на штатных местах. Затягиваем гайки болтов крепления картера окончательно.

Ремонт рулевого редуктора ваз 21213 своими руками — Все о Лада Гранта

Работу проводим на яме, или эстакаде.

Вынимаем болт крепления вилки нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу винта рулевого механизма (см. тут)

Вывешиваем и снимаем левое колесо. Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней (см. тут) и боковой (см. тут). Отводим тяги вниз.

Для наглядности работу показываем при снятых главном тормозном цилиндре и вакуумном усилителе тормозов.

Головкой «на 22» с удлинителем отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга отвода жидкости от рулевого механизма.

. и вынимаем болт-штуцер.

Сливаем гидравлическую жидкость в заранее подготовленную емкость. Соединение уплотнено медными шайбами, установленными на болт-штуцер с обеих сторон наконечника шланга.

Головкой «на 19» отворачиваем болт-штуцер напорного шланга.

Соединение наконечника напорного шланга уплотнено таким же образом, как соединение наконечника отводящего шланга: двумя медными шайбами.

Если вакуумный усилитель тормозов не снят, болты-штуцеры шлангов отворачиваем накидными ключами соответствующего размера. Причем удобнее сначала отвернуть болт-штуцер напорного шланга.

Ключом «на 17» отворачиваем гайки трех болтов крепления рулевого механизма к левому лонжерону кузова, удерживая болты от проворачивания головкой «на 17».

Вынимаем нижний болт.

Аналогично вынимаем два других болта.

Приподнимая и сдвигая вперед, снимаем рулевой механизм.

Если вакуумный усилитель тормозов не снят, выводим рулевой механизм из моторного отсека вниз.


Рулевой механизм.

Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов его крепления.

Крепим среднюю и боковую рулевые тяги к сошке, а вал винта рулевого механизма — к промежуточному валу рулевого управления. Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора. При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления.

Затягиваем гайки болтов крепления рулевого механизма окончательно.

Прокачиваем систему гидроусилителя руля (см. «Прокачка системы гидроусилителя руля»).

Видео

Детали рулевого механизма

1 – картер;
2 – сошка;
3 – нижняя крышка картера;
4 – регулировочные прокладки;
5 – наружное кольцо подшипника вала червяка;
6 – сепаратор с шариками;
7 – вал сошки;
8 – регулировочный винт;
9 – регулировочная пластина;
10 – стопорная шайба;
11 – вал червяка;
12 – верхняя крышка картера;
13 – уплотнительная прокладка;
14 – втулка вала сошки;
15 – сальник вала червяка;
16 – сальник вала сошки

Снятие сошки

1 – съемник А.47043;

2 – вал сошки рулевого управления;

4 – кронштейн А.74076/R

Контроль момента трения червяка динамометром

1 – червяк;
2 – головка А.95697/5;
3 – динамометр 02.7812.9501;
4 – кронштейн стенда для ремонта рулевого механизма;
5 – картер рулевого механизма

Разборка

1. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.
2. Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (см. рис. Детали рулевого механизма) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (см. рис. Снятие сошки).
3. Верхние болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
4. Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. Детали рулевого механизма) картера рулевого механизма вместе с колпачком, регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.
5. Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
6. Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

7. Оправкой (3) 67.7853.9541 выньте наружное кольцо (2) верхнего подшипника (1 – картер рулевого механизма).

Сборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке. 2. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

3. После установки червяка (3) в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки (1), проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (см. рис. Контроль момента трения червяка динамометром) момент трения червяка; он должен находиться в пределах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2, а если больше – увеличьте.

4. После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез рулевого механизма) и затяните контргайку 4.
5. После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7–88,3 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.
6. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10’±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов; залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла.

Нива вседорожник. Проверка и ремонт рулевого механизма

1. Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.
2. Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, то втулки замените, пользуясь оправкой А.74105.
3. На внутренней поверхности втулок вала сошки имеются спиральные канавки, которые выходят только в одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок находились друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.
4. Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.
5. После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698–28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008–0,051 мм.
6. Проверьте легкость вращения ролика вала сошки на шариковом подшипнике. Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания; на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.
7. Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (см. рис. Детали рулевого механизма) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.

Предупреждение
В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм; увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.

8. Проверьте состояние фиксирующих пластин 5 (см. рис. Детали рулевого управления). Если они деформированы, замените их.

ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка вала рулевого управления

1. Отверните стяжной болт вилки карданного шарнира и разъедините промежуточный и верхний валы рулевого управления.
2. При повреждении верхнего вала или его подшипников развальцуйте места кернения трубы кронштейна и выньте из трубы вал 15 (см. рис. Рулевое управление) в сборе с подшипниками 11.
3. Если вал вращается в подшипниках без заедания и в подшипниках не ощущается радиальный свободный ход (упругие радиальные перемещения рулевого вала допускаются), разборка верхнего вала рулевого управления не рекомендуется.
4. При износе или повреждении вала или его подшипников замените их новыми.
5. Сборку проводите в порядке, обратном разборке, обращая внимание на то, чтобы стопорный болт карданного шарнира проходил через кольцевую проточку верхнего вала. После чего закерните в двух точках с обеих сторон трубу кронштейна, чтобы зафиксировать подшипники вала.

Разборка

Слейте масло из рулевого механизма и закрепите его на кронштейне A.74076/R с опорой А.74076/1.

Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (рис. 5-5) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (рис. 5-6). Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (рис. 5-5) картера рулевого механизма вместе с колпачком, регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.

Рис. 5-5. Детали рулевого механизма:
1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 -наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки.

Рис. 5-6. Снятие сошки:
1 — съемник А.47043; 2 — вал сошки рулевого управления; 3 — сошка; 4 — кронштейн A.74076/R.

Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.

Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипника. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

Оправкой 67.7853.9541 выньте наружное кольцо верхнего подшипника (рис. 5-7).

Рис. 5-7. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка с помощью съемника 67.7853.9541:
1 — картер рулевого механизма; 2 — наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 — оправка 67.7853.9541.

Сборка

Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне A.74076/R в последовательности, обратной разборке.

Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки (рис. 5-8), проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (рис. 5-9) момент трения червяка; он должен находиться в пределах 19,6-49 Н·см (2-5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 (рис. 5-8), а если больше — увеличьте.

Рис. 5-8. Установка червяка рулевого механизма:
1 — крышка подшипника; 2 — регулировочная прокладка; 3 — червяк.

Рис. 5-9. Контроль момента трения червяка динамометром:
1 — червяк; 2 — головка А.95697/5; 3 — динамометр 02.7812.9501; 4 — кронштейн стенда для ремонта рулевого механизма; 5 — картер рулевого механизма.

После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (рис. 5-2) и затяните контргайку 4.

После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,7-88,3 Н·см (7-9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо, от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32°10’±10 как влево, так и вправо, до упора сошки в головки болтов; залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *