Международный права: Как получить международные водительские права в 2020 году? – Как получить международные водительские права?

Содержание

Чем отличаются международные водительские права от обычных, какие особенности

Юридическая консультация > Административное право > ДТП, ГИБДД, ПДД > Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных и как их получить

 Водительское удостоверение, которое в повседневной жизни называют права, это официальный документ, который предоставляет право на управление транспортом разных видов. Формат прав может быть двух типов: национальные и международные. Чем отличаются международные водительские права от обычных, и в чем особенность каждого из них, разберемся в статье.

Что такое стандартные права

Стандартные праваСтандартные праваНациональные, или стандартные права водительские используют большинство жителей страны. Их особенность в том, что удостоверение дает возможность управлять только некоторыми видами транспортных средств.

В законе четко указано 5 основных категорий, которые разрешают управлять машинами разной сложности:

  • категория А значит право находиться за рулем мотоцикла. Получить такую корочку можно не ранее 16 лет. При этом водитель не может находиться за рулем любого другого транспорта;
  • категория В дает возможность управлять машиной, вес которой не более чем 3500 кг. Важно учитывать, что в салоне нельзя находиться более 8 человекам. В противном случае это считается правонарушением;
  • категория С предусматривает управление автомобилем весом до 3.5 тонн, к которому пристегнут прицеп весом не больше 750 килограмм. Количество человек для транспортировки остается таким же;
  • категория D понадобится тем, кто осуществляют перевозки более 8 человек. Разрешается так же прикреплять прицеп, вес которого не превышает 750 килограмм. Особенность такого документа в том, что выдаются они только по достижении 20 лет;
  • категория Е выдаются если машина оснащен прицепом, масса которого менее 750 килограмм. Важно! Категорию Е разрешается получить только если стаж вождения составляет более года.

Для того, чтоб оформить удостоверение стандартного типа любого вида нужно пройти курсы и пройти проверку автошколе, в которую входят знание правил передвижения, и практика вождения автомобилем. Перед оплатой курса обязательно проверьте наличие полномочий, которые разрешают оформление водительских прав данным учреждением.

Что собой представляют права международные

Международные праваМеждународные права

Международные водительские права

Международный тип прав это разновидность документа, который дает возможность управлять машиной в любой точке планеты. Документ имеет особенный внешний вид, и предоставляется в качестве дополнения к национальному аттестату.

Для того, чтоб сделать международные права общего образца, водителю не нужно сдавать экзамены еще раз для подтверждения собственной квалификации. Достаточно подать полный список бумаг в местное отделение ГИБДД.

Для оформления международных прав понадобится:

  • заявление, составленное по образцу, в котором водитель указывает, что хотел бы получить права международного образца;
  • национальные права, действующие на момент обращения;
  • медицинская справка от врача установленной формы;
  • паспорт гражданина России с пропиской и без повреждений;
  • стандартная фотокарточка, 3.5 на 4.5 сантиметра;
  • квитанция из банка, которая подтверждает оплату государственной пошлины за оформление прав.

Для оформления нужно лишь подать документы и написать заявление. По сути, времени это займет очень мало. Но, взамен, водитель будет иметь право находится за рулем машины (в соответствии со своей категорией) в любом уголке планеты.

Первый документ, который координирует действия автомобилистов – это Венская конвенция. Именно в ней указано, что каждая страна, поставившая подпись, подтверждает правильность обычных водительских прав. Потому, перед получением , поинтересуйтесь правилами передвижения по стране, куда направляетесь.

Женевская конвенция это второй важный документ. Подписавшие ее страны предполагают обязательное наличие международных водительских прав.

Как выглядят национальные и международные права

Разница между водительскими правамиРазница между водительскими правами

Различия между правами

Обычные права представлены пластиковой картой, размером 5.4 на 8.6 сантиметра, с едва заметным розовым оттенком. На документе обязательно указаны паспортные данные водителя, цифровой номер удостоверения, и подпись владельца.

Так же обязательно указывается кем и когда выдан документ. Обращаем внимание, название пишется полностью, а не аббревиатурой. На передней части так же обозначается категория водителя.

Все записи на национальных правах делаются латиницей, а снизу дублируются на русском языке. Последний обязательный момент – штрих код. Он понадобится для считывания информации инспекторами ГИБДД в случае возникновения спорных ситуаций, или при повреждении (потертости) основной части прав.

Что же касается водительского документа международного образца, то оно представлено небольшим блокнотом, размера А6, с плотной обложкой обложкой серого цвета и светлыми листами.

На внешней стороне обложки должны быть зафиксированы такие данные:

  • дата, когда права были выданы;
  • срок, в который документ будет правомерным;
  • данные из стандартного удостоверения;
  • информация об учреждении, которое оформило права на родине. Обязательно должна присутствовать подпись и печать ответственного лица;
  • данные о субъекте РФ, в котором происходило оформление документа.

Если эти данные указаны на внутренней стороне обложки, то права считаются не правомерными.

На левой внутренней стороне указываются полные паспортные данные шофера. Обязательно должно быть ФИО, дата и место его появления на свет, место постоянного проживания и регистрации, таблица категорий транспорта, с отметками в графах, которыми может управлять собственник МВУ.

Права страница разворота дублирует те же сведения, и имеет место для фотографии. Сведения, указанные на обложке прописываются машинным способом, а вот внутренние страницы заполняются от руки.

Чем отличаются международные водительские права от обычных: список особенностей

По закону, использовать международные права можно только при том условии, что при себе водитель будет иметь и аналог национального формата. если же обычных прав при вас нет, то и использование международных считается неправомерным.

Что же касается срока действия документа, то он не всегда ограничивается тремя годами, как принято думать. Бывают случаи, когда оформление проводится на 5 лет или всего на год. Так давайте разберемся, какие же отличия существуют:

  1. Международные водительские права имеют силу только при наличии государственного документа.
  2. Чтоб получить международный образец, не нужно сдавать дополнительных экзаменов. Достаточно подать пакет документов, и подождать некоторое время, пока права будут изготавливаться.
  3. Ограниченный срок действия.
  4. Во время вождения машины заграницей, национальный образец документа не подойдет, полиция потребует предъявить и международный образец.

Если Вы любите путешествовать не только по своей стране, или работаете дальнобойщиком, или водителем у высокопоставленного чиновника, то оформление международных прав – это просто обязательное дело.

Если транспортное средство остановят за пределами России, и у водителя не будет документа нужного образца, придется уплатить штраф, сумма которого колеблется в пределе 300-400 евро. В то же время, чтоб оформить права нужно будет потратить не более часа, и просто собрать необходимые документы.

Отличия удостоверений

Обычные и международные праваОбычные и международные праваСущественная разница между национальными правами и международными состоит в нескольких пунктах:
  1. Сдача экзаменов для получения документа. Что касается обычных прав, то экзамены сдаются в установленном порядке, с определенной периодичностью. Проверка состоит из двух частей: теории и практики. При этом практическая часть проводится на улице, непосредственно в условиях обычной оживленной дороги, а не на постановочных муляжах. Для международных прав сдача дополнительных экзаменов не предусмотрена.
  2. Медицинская справка. Получить национальные права без медицинского заключения просто нереально. А вот заграничный вариант не требует таких сведений. Они основываются на те, которые были предоставлены.
  3. Сроки получения. В обычном варианте будет нужно подождать около месяца. Точная дата зависит от загруженности учреждения на данный момент. В то же время, получить иностранный образец можно уже спустя час, при условии, что с документами все в порядке, и не требуются дополнительные сведения.
  4. Право управления автомобилем за пределами страны. Национальные права смело используйте в странах, которые являются участниками Венской конвенции. Потому, перед тем как ехать заграницу, узнайте, нужны ли международные права вообще, или можно обойтись только нашими. Заграничные права могут понадобиться в станах, которые подписали Венскую и Женевскую конвенцию. Такой вариант изначально был прописан в тексте договора.
  5. Международное водительское удостоверение не является действительным документом на территории России, а потому водить машину исключительно с ними это то же самое, что управлять транспортным средством вообще без прав.
  6. Если транспортное средство попало аварию на территории страны, то страховые выплаты предоставлены не будут. А вот попав в ДТП заграницей, и имея страховку на машину, вам полностью компенсируют убытки.
  7. Получение визы для обычного варианта это весьма сложная задача. А вот иностранный образец может получить ее в установленном порядке.

Вот основные отличительные черты, которые важно знать перед получением.

Сроки действия автоудостоверений

Как долго действуют права четко установлено в разделе 3 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 No 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», где сказано, что срок предусмотренный для МВП 3 года, а для НАУ – 10 лет.

Важно! Международный образец прав выдается исключительно при наличии национальных. Потому продолжительность их действия не может быть больше, чем термин действия стандартного удостоверения.

Заменить межнациональные права так же можно лишь в период действия основных, иначе поменять их нельзя.

При замене стандартного документа, срок в международных правах не меняется, а остается прежний. Если при этом управляющий ТС повторно предоставляет справку от медиков, то права оформляются на 10 лет.

Действие любого образца прав может наступать при таких, определенных законом случаях:

  • Если закончился срок действия документа;
  • Произошли изменения в основной информации о собственнике прав. К таким относится смена имени, пола, или категории;
  • Если права были сильно повреждены, и теперь оттуда нельзя извлечь никакую информацию. К примеру, МВП были залиты водой, и чернила расплылись;
  • Водительские права были украдены или утеряны. Правда, в таком случае нужно будет сообщить в правоохранительные органы о пропаже, и придать огласке случившееся через объявление в газете;
  • Если документ был получен с использованием поддельных бумаг или неправдивых сведений;
  • Появились медицинские противопоказания для управления транспортным средством.

Во всех остальных случаях изъятие прав не осуществляется.

Могут ли лишить прав заграницей

Лишение правЛишение правВо первых, отправляясь заграницу нужно понимать, что существуют существенная разница между отечественным ПДД и иностранным. Потому, очень важно ознакомиться хотя бы с основными правилами вождения страны, куда направляетесь. То, что водитель не знал законов, не освобождает его от ответственности за нарушение.

Конечно, любого водителя, в том числе и иностранного, имеют право лишить прав вождения за серьезное нарушение правил, ведь абсолютно чистое передвижение нельзя обеспечить даже в самых развитых странах мира.

Если такая ситуация вполне может случиться с каждым. Именно потому очень важно понимать, как правильно поступить, чтоб сэкономить не только время, но и собственные нервы.

Если водитель въехал на территорию иностранного государства, не ознакомившись с его законами и правилами, он рискует:

  • быть оштрафованным. Поскольку все штрафы оплачиваются в долларах или евро, это существенно бьет по карману;
  • быть арестованным. Эта мера уже намного серьезней, и предпринимается за существенные промахи;
  • быть депортированным из страны. При этом, в некоторых государствах депортируют только самого водителя. А его транспортное средство остается на штрафной площадке.

Каждая из этих ситуаций может повлечь за собой проблемы с получением визы в следующий раз. Либо же вам точно не выдадут ее повторно.

Изымают права, чаще всего, за серьезные нарушения, среди которых лидирующие позиции занимают такие:

  • превышение скоростного режима. Забрать документы полиция имеет право, если вы превысили допустимую скорость даже на 5 километров в час. Потому особое внимание нужно уделять знакам, которые стоят на обочине.
  • Вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения, что недопустимо ни в какой стране мира;

Важно! Если водитель откажется от прохождения теста на вместимость алкоголя, он автоматически признается не трезвым, и забирается в участок.

  • Если водитель стал участником ДТП, и скрылся. Особенно если в аварии имеются пострадавшие или погибшие.

Важно понимать, что граждане заграницей имеют за честь помочь полиции, и сами считаются очень законопослушными. Именно потому они с радостью сообщат о том, что видели нарушение, даже если оно не зафиксировано на камерах наблюдения.

Как видно из статьи, есть существенные отличия между национальным водительским удостоверением и международным. Изучив основные советы и нюансы, уверенны, что проблем с ездой на дорогах иностранных государств у Вас не возникнет.

Смотрите видео о получении международных прав:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Поделиться

ВКонтакте

Класс

WhatsApp

Telegram

    

Краткий курс международного права — 1

Только для ваших глаз тех, кому это необходимо знать.

Тема 1. Международное публичное право как особая правовая система.
Зачем изучать МПП если вы не собираетесь становиться дипломатами, работниками МИД или юристами-международниками?

Во-первых, изучая МПП вы изучаете новые и повторяете уже известные юридические термины и понятия, т.е. овладеваете юридическим языком, без знания которого вы никогда не станете настоящим юристом.

Во-вторых, изучив МПП вы станете лучше понимать, что происходит в мире, правильно оценивать новости, которые обрушивают на нас СМИ и Интернет, научитесь отличать, где нам врут, а где говорят правду.

Вопрос 1. Понятие, особенности, сущность и система международного права.

Международное правоэто особая правовая система, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. (Правовая норма – это правило. Принцип – это наиболее важное, общепризнанное правило, отклонение от которого недопустимо.)


Научная дисциплина «международное право» – это совокупность знаний, теорий и идей о международных отношениях.

Учебная дисциплина «международное право» — это совокупность наиболее общих знаний о международных отношениях и о международном праве.


Особенности международного права:

1. Предметом регулирования являются международные отношения.

2. Первичными субъектами международного права являются государства.

3. Принципы и нормы МПП:

— создаются путем согласования интересов субъектов МПП

— добровольно принимаются, исполняются и обеспечиваются (в том числе, путем принуждения) самими субъектами МПП.

Сущность международного права:

1. Отражает международные процессы и распределение сил на международной арене.

Право всегда вторично, поскольку первоначально возникают общественны (в нашем случае, международные) отношения, которые требуют регулирования. При выработке международно-правовых норм преимущество имеют государства, обладающие наибольшим экономическим и военно-политическим потенциалом. Например, Устав ООН был принят в 1945 году странами победителями во Второй мировой войне, а постоянными членами Совета Безопасности ООН, стали пять наиболее могущественных в тот период времени государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.

2. Является инструментом воздействия на общемировые процессы.

Например, Договор об Антарктике, 1959г., Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968г., и многие другие.

3. Юридически закрепляет меры, направленные на достижение международного мира и безопасности, обеспечение прав и свобод человека.

Система международного публичного права – это разделение принципов и норм международного права на обособленные отрасли и институты.

Отрасль международного права – это подсистема международного права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих определенную область международных отношений. Институт международного права – это обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.


Примеры отраслей и институтов международного права:

Право международных договоров.

Право международных организаций, куда входит

— институт ООН.

Территория в международном праве.

Международное морское право, куда входят

— институт исключительной экономической зоны;

— институт континентального шельфа;

— институт территориального моря.

Международное космическое право.

Международное воздушное право.

Международное гуманитарное право.

Право вооруженных конфликтов и др.

Межотраслевые институты:

— институт международного признания;

— институт международного правопреемства;

— институт международно-правовой ответственности и др.

Вопрос 2. Понятие и виды субъектов международного публичного права.

Субъект международного права — это независимый участник международных отношений, способный создавать нормы международного публичного права, и обладающий правами и обязанностями, предусмотренными для него международными договорами.

Основные признаки субъекта международного права:

— обладает самостоятельностью и независимостью в международных правоотношениях.

— в состоянии выполнять принятые нормы международного права и добиваться их выполнения от других;

— может создавать нормы международного права.

В науке МПП существуют теории, согласно которым к субъектам международного права относятся международные неправительственные организации, транснациональные корпорации и физические лица, участвующие в международных отношениях. Однако, классический подход предусматривает, что субъектами МПП являются не просто участники международных отношений, а акторы, которые совершают активные действия, направленные на других участников, путем создания международных правовых норм.

Виды субъектов международного права:

1. Независимые государства первичные субъекты МПП.
2. Международные межправительственные организациивторичные субъекты, создаются государствами (ООН, ОБСЕ, НАТО, МВФ, ЕС, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ИКАО, Интерпол и др.). 

3. Народы, борющиеся за свою свободу и независимостьмогут становиться субъектами МП, в качестве временной формы существования государств, находящихся в процессе формирования и становления.
Основные условия признания субъектом МПП народа, борющегося за свободу и независимость:

— наличие организации и руководителей;

— установление власти на определенной территории;

— соблюдение норм международного права.
4. Государственно-подобные образования. Например, Ватикан — Святой Престол. Ранее подобный статус имели Западный Берлин (1971-1990), «Вольные города» – Краков (1815–1846), Данциг (1920—19З9), Свободная территория Триест (1947–1954) и др.


Международная правосубъектность — способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений и создавать нормы международного публичного права. Содержание правосубъектности выражается и конкретизируется через правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Международная правоспособность — это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

Международная правоспособность возникает:

— в момент образования государств;

— с момента вступления в силу международного договора о создании межправительственной организации или определяющего статус государственно-подобного образования;

— с момента признания организации, возглавившей национально-освободительное движение народа.

Международная дееспособность – это способность субъекта международного права самостоятельно приобретать, осуществлять и прекращать свои международные права и обязанности.
Международная деликтоспособность – это способностью субъекта международного права нести за свои действия юридическую ответственность, предусмотренную международными договорами.

Виды международной правосубъектности:

Общая — способность обладать полной и постоянной правосубъектностью. Присуща государствам.

Отраслевая — способность быть участниками международных правоотношений в определенной области (политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и др.), характерна для международных организаций.

Специальная (ограниченная) правосубъектность – способность быть участником только определенного круга правоотношений или отказ от участия в отдельных видах международных правоотношений.

Статусом специальной (ограниченной) правосубъектности обладают:

— страны, имеющие статус постоянно нейтрального государства;

— части федеративного государства и конфедерации;

— народы, борющиеся за свободу и независимость

Вопрос 3. Источники международного права

– это совокупность документов, содержащих нормы международного права, или выражение воли субъектов международного права иным способом.

Основные источники:

(Согласно ст.38 Статута Международного суда ООН)

1. Международные конвенции (договоры, соглашения, пакты, протоколы, уставы, обмен нотами и др., важнейшим из которых является Устав ООН).

2. Международный обычай

— это укоренившееся в международной практике правило правомерного поведения, которое соблюдается фактически (т.е. повторяется постоянно и однообразно в одинаковых случаях) и воспринимается как особая норма международного права. Например, неприкосновенность глав государств.

3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями:

— наиболее важные юридические правила, присущи всем правовым системам. Например, постулаты римского права.

— основные принципы международного права.

Производные (вторичные) источники:

1. Резолюции Совета Безопасности ООН.

2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

3. Решения международных организаций по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Например, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. вправе принимать технические правила, регламенты и стандарты, которые становятся обязательными для государств-членов.

Вспомогательные источники:

(Согласно ст.38 Статута Международного суда ООН)

1. Судебные решения международных судов и высших судебных инстанций государств.

2. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов различных наций.

Вопрос 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.


Основные концепции:

1. Монистические концепции – предполагают наличие единой системы права, включающей международные и внутригосударственные правовые нормы, и предусматривают:

— либо примат (верховенство) внутренних правовых норм (точка зрения XVIII-XIX веков),

— либо примат (верховенство) международных правовых норм (точка зрения XX-XXI веков).

2. Дуалистические концепции – предполагают наличие самостоятельного международного права и самостоятельного внутреннего права государств, и предусматривают:

— либо приоритет (преимущество) внутреннего права,

— либо приоритет (преимущество) международного права.


В настоящее время приоритет МПП закреплен в законодательстве Франции, Испании, ФРГ, Японии, Италии, Греции, России, США и других стран. Так, ст.6 Конституции США предусматривает, что все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.

Взаимное влияние международного и внутреннего права обусловлено:

— первичностью внутреннего права;

— развитием международного сотрудничества и глобализацией экономики, что привело к необходимости интеграции и унификации внутреннего законодательства.

Механизмы влияния внутригосударственного права на международное:

1. Использование международным правом общих принципов права.

2. Отражения в международных нормах воли и интересов государств, ранее закрепленных во внутреннем законодательстве.

Например, в ХХ веке на международное право огромное влияние оказало внутреннее право СССР, провозгласившее равенство мужчин и женщин, всеобщее избирательное право, права на труд и на отдых, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и на образование, на жилище и т.п., что получило свое развитие во Всеобщей декларации прав человека, 1948г. и в последующих международных конвенциях о правах человека. Реализованное в Конституции СССР право наций на самоопределение было закреплено в Уставе ООН, 1945г.

Механизмы влияния международного права на внутригосударственное право:

1. Имплементация (внедрение) норм международного права во внутреннее законодательство государств. Основные формы имплементации:

— рецепция – прямое заимствование международно-правовой нормы;

— инкорпорация – включение или объявление к исполнению международно-правового акта соответствующим актом национального законодательства;

— трансформация – переработка (переформулирование) международно-правовой нормы в норму внутригосударственного правового акта.
2. Исполнение решений международных органов и судов, влекущих корректировку внутреннего законодательства государств.

(См. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»)
3. Учет интересов мирового сообщества в целях поддержания международного мира и безопасности.

Для тех, у кого хватило сил дочитать –


Если есть вопросы, то их можно задать в комментариях.

Международное право прав человека

Международное право прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих обязанности и ответственность государств в отношении признания, защиты и содействия соблюдению прав человека и его основных свобод. Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования.

Основная идея международного права прав человека заключается в том, что, поскольку именно государства являются главными нарушителями прав и свобод отдельных лиц, необходим международный консенсус относительно смысла и содержания этих прав и свобод и создание работоспособного механизма, обеспечивающего их соблюдение и защиту.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом. В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и универсальном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

История международного права прав человека.

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Европейские державы впервые признали в многостороннем заявлении, что практика работорговли «противоречит принципам гуманности и всеобщей морали».

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека. Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко. Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке. В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения. Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии. Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека. Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Специальные принципы международного права прав человека.

Международное право прав человека, на ряду с основными принципами международного права, включает несколько специальных отраслевых принципов. К их числу относятся:

  1. принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;
  2. принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека
    . Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;
  3. принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;
  4. принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

 Универсальная система защиты прав человека.

Универсальная система защиты прав человека берет свое начало с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Основой этой системы являются вступившие в действие в течение нескольких десятилетий после принятия Декларации многосторонние договоры о правах человека, разработанные под эгидой ООН.

Девять из этих договоров ООН определила в качестве основных международных договоров по правам человека. Некоторые договоры дополняются факультативными протоколами, касающимися конкретных вопросов.

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.;
  6. Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
  9. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Для обеспечения подотчетности ООН создала множество механизмов контроля за соблюдением государствами-участниками их обязательств в области прав человека. Эти механизмы делятся на две категории.

  1. Уставные органы — оценивают соблюдение всеми государствами-членами ООН своих обязательств в области прав человека в соответствии с Уставом ООН:
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) – департамент секретариата ООН, отвечающий за координацию работы по поощрению и защите прав человека;
    • Совет по правам человека (СПЧ) – межправительственный орган системы ООН, заменивший Комиссию по правам человека;
    • Специальные процедуры СПЧ – независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.
  2. Договорные органы — комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление государствами-участниками основных международных договоров по правам человека.

Универсальная система защиты прав человека все еще находится в стадии развития. Уставные и договорные органы ООН путем проведения инспекций и расследований на местах, ведения диалога с национальными правительствами и организациями гражданского общества, выпуска периодических отчетов о мониторинге и оценки индивидуальных жалоб значительно повысили осведомленность и помогли воспитать культуру более глубокого уважения к правам человека.

Региональные системы защиты прав человека.

Наряду с универсальной системой договоров и институтов, разработанных по эгидой ООН для защиты прав человека на международном уровне, отдельные региональные межправительственные организации создали собственные механизмы защиты прав человека в своих географических регионах.

Региональные системы защиты прав человека обычно состоят из одного или нескольких многосторонних договоров, механизма контроля за соблюдением государствами-участниками этих договоров и судебного или квазисудебного органа, уполномоченного рассматривать индивидуальные иски о нарушении прав, гарантируемых в соответствии с данными договорами.

Старейшей и наиболее эффективной региональной системой защиты прав человека является европейская система. За ней последовала межамериканская система, охватывающая Западное полушарие, и формирующаяся африканская система. Хотя каждая из систем имеет свои характерные особенности, свои сильные и слабые стороны, все они борются за выплаты компенсаций жертвам нарушений прав человека и принуждение государств-участников к соблюдению их постановлений и рекомендаций.

Европейская система защиты прав человека действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 14 протоколов к ней. Она включает в себя Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), занимающийся рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб о нарушении ЕКПЧ, и Комитет министров Совета Европы, осуществляющий функции по надзору за исполнением государствами-участникам решений ЕСПЧ.

Межамериканская система защиты прав человека развивается в рамках Организации американских государств. В соответствии с Американской конвенцией о правах человека 1969 г. ее образуют Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека возникла в 1981 г с подписанием в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз) Африканской хартии прав человека и народов, которая предусматривала создание Африканской комиссии прав человека и народов, наделенной квазисудебными полномочиями.

Защита прав человека уязвимых слоев населения.

Целью договоров о правах человека является обеспечение защиты лиц, уязвимых к нарушениям их основных прав и свобод. Существуют определенные группы, которые по разным причинам являются наиболее незащищенным и уязвимыми или традиционно являются жертвами нарушений и, следовательно, нуждаются в особой защите для равного и эффективного осуществления своих прав человека. Зачастую в документах по правам человека устанавливаются дополнительные гарантии для лиц, принадлежащих к подобным группам, требующие от государств осуществление специальных мер по их защите, даже в условиях ограниченности ресурсов.

В мерах, принимаемых государствами, приоритетное внимание должно уделяться конкретным проблемам прав человека, возникающим, например, в отношении пола, возраста, инвалидности, миграции и перемещения. Особое значение в этом контексте имеют обязательства, налагаемые международными конвенциями, направленными на защиту женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. формулирует основополагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запрещают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направленные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней, закрепили как общегражданские права, так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей. Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г. закрепляет трудовые, личные и социальные права мигрантов. К числу последних относятся некоторые специальные права: на крайне необходимую медицинскую помощь, уважение культурной самобытности, защиту единства семьи, создание собственных профсоюзов.

Права человека и международное право

Определение 1

Международное право прав человека – это сфера современного международного права, представляющая собой комплекс норм и принципов, направленных на соблюдение международных стандартов свобод и прав человека.

Международные акты, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией и соблюдением прав человека, представляют собой отдельную систему юридических норм. В настоящее время во всем мире действуют около сотни специализированных документов, призванных защищать права женщин и детей, тружеников, беженцев, заключенных и т.д.

Соблюдение и реализация гражданских свобод не является исключительно внутригосударственным делом, защита прав человека основывается на нормах международных актов, этой деятельностью занимаются различные интернациональные организации.

Международные документы о правах человека

К числу основных международно-правовых документов, определяющих права человека, относятся:

  1. Всеобщая декларация прав человека;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах;
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
  5. Конвенция о правах ребенка;
  6. Декларация о принципах терпимости.

Если проанализировать все вышеперечисленные документы, то можно найти в них много общего. Эти важнейшие международные акты устанавливают следующие права и свободы человека:

  1. признание человеческой жизни высшим достоянием, соблюдение и защита которого является обязанностью любого демократического государства;
  2. право человека на судебную защиту;
  3. право на свободу и личную неприкосновенность;
  4. право на собственность и его защиту;
  5. право на свободное передвижение;
  6. защита трудовых прав;
  7. право на свободу творчества;
  8. право на безопасную окружающую среду;
  9. основные общепризнанные политические свободы;
  10. содействие жертвам преступлений в восстановлении справедливости.

Анализ положений Конституции России позволяет сделать вывод, что в ней нашли декларативное закрепление большинство прав и свобод человека, утвержденных на всемирном и европейском уровне.

Замечание 1

Целью международных соглашений, ориентированных на защиту прав человека, является обеспечение безопасности и социальной защищенности граждан всех государств, а также разрешение реальных проблем гуманитарного, экономического и политического характера. Большинство подобных правовых актов – это документы, открытые для подписания всеми странами.

Рисунок 1. Международные документы о правах человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Деятельность ООН в области прав человека

Права человека взаимосвязаны, универсальны и неделимы. Они должны обеспечиваться глобально и с соблюдением принципов справедливости и всеобщего равенства. Несмотря на то, что в различных странах имеются собственные национально-культурные и религиозные особенности, соблюдение всеобщих прав и свобод человека, утвержденных международными документами, является обязанностью органов государственной власти и иных общественных институтов.

Правозащитная деятельность Организации объединенных наций, устав которой был принят 26 июня 1945 года, началась в момент осмысления людьми массовых преступлений против человечности, совершенных в годы Второй мировой войны. Тогда произошло осознание несостоятельности бытовавшего в международном праве положения, что обращение государств со своими гражданами является исключительно их внутренним делом.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948 года. Это событие послужило отправной точкой для разработки международных стандартов в области прав человека и создания механизмов контроля за их соблюдением. Данной деятельностью занимается комиссия ООН по правам человека.

В 1966 году были приняты:

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах.

Эти документы дополнили Всеобщую декларацию прав человека, составив вместе с ней нормативную базу для всех последующих актов, действующих в данной сфере.

Соответствующие структуры ООН внимательно отслеживают ситуацию, связанную с нарушениями прав человека по всему миру. И в случае необходимости принимаются различные международные документы, осуждающие подобную негативную практику.

Защита прав человека в Европе

Замечание 2

Помимо международных институтов, защищающих права человека на всемирном уровне, в Европе действуют свои организации, ориентированные на достижение данной цели. Сотрудничество, ограниченное рамками одного континента, конкретизирует и дополняет глобальные требования по защите прав человека, позволяет обеспечить их реализацию более эффективно.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года в Риме. Это базовый документ, действующий в данной сфере на нашем континенте. Его главной особенностью является то, что помимо перечня незыблемых прав человека Конвенция содержит действенный международный механизм их защиты. Данный механизм функционирует независимо от национальных правительств и выражает общие европейские ценности.

11 мая 1994 года был утвержден протокол № 11 к Конвенции, который предоставил право любому индивиду, всем неправительственным организациям и группам лиц обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека.

Любое государство, вступающее в Совет Европы, должно не только присоединиться к Конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Европейского суда по правам человека.

Вопросы защиты гражданских свобод занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая объединяет государства нашего континента, а также США и Канаду. ОБСЕ является наиболее представительной европейской организацией, она начала свою работу в Хельсинки 3 июля 1973 года.

1 августа 1975 года был подписан Хельсинкский заключительный акт. Один из четырех основных разделов этого документа содержит международные договоренности о гуманитарном сотрудничестве стран-участниц в области защиты прав человека.

Хельсинкский процесс определил направления и конкретные формы взаимодействия государств Европы, США и Канады в данной сфере, включая вопросы образования, культуры, свободы информации и контактов между гражданами разных стран.

Международное право — это… Что такое Международное право?

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Междунаро́дное пра́во — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Международное публичное право

Междунаро́дное публичное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты:

ООН — ведущая организация в сфере кодификации и развития международного права

Межотраслевые институты:

Также в науке международного права отдельно от особых институтов выделяют Общую часть международного публичного права.

Международное частное право

Междунаро́дное ча́стное пра́во (МЧП) — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Основная специфика международного частного права — наличие в регулируемых правоотношениях иностранного элемента и использование коллизионных норм.

Соотношение международного публичного права и международного частного права

Для международного публичного права слово международное обозначает вненациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами других стран.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

  1. В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.
  2. В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП — традиционный субъект национального гражданского права государства.
  3. В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права — законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

Наднациональное право

На́днациона́льное пра́во — форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Наиболее ярким примером наднационального права является Право Европейского союза.

Международные судебные инстанции

Международный суд ООН в Гааге

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН — Международный Суд[1], англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) — один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный уголовный суд в Гааге

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге

Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) — структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991—2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название — «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

Международный арбитражный суд в Гааге

Постоянная палата третейского суда (ППТС) — (англ. Permanent Court of Arbitration, PCA) — международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Учрежден в 1899 по решению первой Гаагской мирной конференции и является старейшей организацией для разрешения международных споров. Расположен во Дворце мира, специально построенного в Гааге в 1913 на пожертвование Эндрю Карнеги. Членами суда являются более 100 стран[2]. Суд принимает к рассмотрению как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер. В отсутствие заблаговременного соглашения об ином ППТС может рассмотреть дело только с согласия всех спорящих сторон.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Российские учебники по международному праву

  • Теория международного права. Тункин Г. И.
  • Бирюков П. Н. Международное право. Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998, 2000 и др. изд.
  • Международное право: учебник / под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М., 2005.
  • Учебник международного права / под. ред. Г. И. Тункина. М., 1994.
  • Гетьман-Павлова И. Международное право: Учебник. М., 2008.
  • Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачёв. Международное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  • Международное право : учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп. 2009.
  • Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000.
  • Международное право: учебник / под ред. К. К. Гасанова. — М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.
  • Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001.
  • Н. А. Ушаков. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. Учебник. Москва. Юристъ. 2000.
  • Хужокова И. М. Международное право: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. М., 2009.

См. также

Примечания

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *