Мальдивы в беларуси – Безопасен ли отдых на «белорусских Мальдивах»? Новый проект Holiday.by «С места в карьер»

Белорусские «Мальдивы» — путешествия и прочее — LiveJournal

Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра — вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван «Белорусскими Мальдивами» за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.


1. Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом «Волынь» около деревни Красное Село был построен цементный завод «ROSS». Он и дал начало посёлку.  Сырьё из карьера доставляли по воздушно-канатной дороге, которая просуществовала до 1959 года. С 1948 года начали использовать автомобильный транспорт.

2.  В 1945 году завод получил название «Победа». В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.

3. На новом месте, неподалёку, но подальше от жилых кварталов началось строительство нового цементного завода.

4. Сейчас ОАО «Красносельскстройматериалы» является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси. Кроме цемента здесь производят сухие строительные смеси, известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, асбестоцементный лист,  хризотилцементные трубы, керамику и тротуарную плитку.

5. Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования, обозначенной предупреждающими табличками.

6. Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.

7. Асфальт узкий, двум БелАЗам не разъехаться, поэтому накатана широкая обочина.

8. Mersedes обгоняет «BMW».

9. По дороге грузовики проезжают деревню Карповцы, где все кусты, заборы и дома у дороги белые от известковой пыли.

10. А дальше дорога идёт среди огромного поля, заросшего цветущими маками.

11. На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.

12. Механические экскаваторы работают на красносельских карьерах с 1928 года. Сначала они были паровыми.

13. Вот и первый карьер. Он уже довольно сильно зарос тиной и выглядит совершенно не привлекательно.

14. Зато на берегах растут великолепные букеты ромашек.

15. И вездесущие маки.

16. На краю разбитой грузовиками дороги лежат ненужные столбы. Раньше все карьеры были электрифицированы.

17. В глубокой выемке лежит дорога к следующему карьеру.

18. Вдалеке маячит водная гладь.

19. Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички. Популярность «Мальдив» так высока, что даже при первом заходе на сайт завода выскакивает сообщение следующего содержания:
«Уважаемые гости г.п. Красносельский!

Руководство ОАО «Красносельскстройматериалы», с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.
Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО «Красносельскстройматериалы». Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ — общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям Санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.»

20. Но предупреждения никого не останавливают. Уж больно здесь красиво. Многие приезжают с ночёвкой.

21. Это один из самых мелких прудов. Обычно здесь много народу, но я пришёл сюда пасмурным утром, накрапывал дождик. Я встретил всего две-три компании, вылезших из палаток опохмелиться.

22. На горе виден старый шагающий экскаватор НКМЗ. Он хоть и выглядит проржавевшим, но до сих пор в строю.

23. Следующий карьер лежит дальше от дороги и не настолько открыт и доступен.

24. Ему характерны заросшие берега и многочисленные островки.

25. На один из островков туристы проложили дорожку из камней.

26. Общий вид карьера.

27. Глубина впадины значительная — порядка десяти метров.

28. Сюда добираются немногочисленные туристы, делают пару кадров и уходят обратно.

29. Я же спустился по выбитым в склоне ступеням к самой воде.

30. Вода с растворённым в ней мелом и большая глубина в сумме дают этот красивый оттенок.

31. Там, где помельче, можно оценить цвет воды.

32.

33. По дороге к последнему, самому большому водоёму, попадаются «несостоявшиеся» водоёмы.

34. Вот среди деревьев начинает проглядывать обширная водная гладь.

35. Это самый дальний и самый большой карьер.

36. Его длина — почти 2 километра.

37. Максимальная ширина — 250 метров.

38. Глубина — не меньше 50 метров.

39. Карьер имеет высокие обрывистые берега.

40. Именно берега представляют наибольшую опасность для путешественников. Вот одно из деревьев, упавшее в воду после очередного обвала.

41. Но красота этих мест окупает любую опасность.

42. Там, где когда-то заезжали БелАЗы, сейчас самый удобный спуск к воде.

43. Но купаться здесь не очень комфортно: сразу от берега начинается глубина, а вода ледяная.

44. Чтобы посмотреть полную панораму — щёлкните на изображение.

45. В тихой заводи сидят рыбаки.

46.

47. Растительность на берегах — самая обычная для Беларуси.

48. Берёзы, сосны, вереск, мох и полевые травы.

49. Но в сочетании с ландшафтом выглядит необычно.

50.

51.

52.

53. С высокой насыпи весь карьер как на ладони.

54. От широкой части тянется длинный «рукав», который и обеспечивает карьеру двухкилометровую продолжительность.

55.

56. Когда налетает ветер, по огромной водной глади бегут стаи волн.

57. Панорама напоследок. По клику откроется в полном размере.

«Белорусские Мальдивы» откроют для туристов

10 ноября в силу вступил указ президента, в соответствии с которым безвизовая зона на Гродненщине значительно расширяется: в нее дополнительно вошли территории Берестовицкого, Вороновского, Лидского, Щучинского и Волковысского районов. Заместитель председателя Волковысского райисполкома Татьяна Андрушкевич во время интервью для волковысского новостного портала «Наш Час» рассказала, что теперь территория «белорусских Мальдив» будет открыта для туристов. Хотя ограничения все же есть.

— Известно, что внимание многих туристов, в том числе и зарубежных, неизменно привлекают красносельские «Мальдивы», посещение которых с целью безопасности запрещено. Будет ли сделано исключение для организованных групп иностранных туристов?  спросили у зампреда журналисты издания.

— Именно для организованных групп — будет. Руководство ОАО «Красносельскстройматериалы», которому принадлежит этот производственный объект, уже подтвердило свою готовность допускать экскурсантов в благоустроенные места для проведения фотосессий на фоне меловых карьеров. Но подчеркну, это не коснется тех, кто захочет навестить карьеры в стихийном порядке.


Живописные меловые карьеры находятся под Красносельском, в 270 километрах от Минска. Изумрудные и бирюзовые озера всегда привлекали туристов, но им там были не рады. Несмотря на дикую популярность, полноценным местом отдыха карьеры так и не стали, а люди гроздьями лежали меж гор строительного мусора и мусора обыкновенного, привезенного с собой. Руководители предприятия «Красносельскстройматериалы» всегда были против отдыхающих и каждый год устанавливали предупреждающие таблички, публиковали на сайте баннеры и пугали штрафами, хотя останавливало это далеко не всех. Здесь то и дело происходили ЧП (нередко смертельные), но народ все равно ехал.

Оптимистов, которые видели в красносельских карьерах чуть больше, чем отработанные месторождения, было много. Люди составляли бизнес-планы и придумывали различные сценарии для развития территории, но наладить разговор с властями не удалось никому. Со временем практически все бизнесмены оставили попытки сделать из этого места национальную достопримечательность — осталась только одна семья, которая до последнего пыталась продавить свою задумку. Сегодня у них, наверное, праздник.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Белорусские Мальдивы: что это и где они находятся

Белорусские Мальдивы чем лучшеПолесье, пуща, реликтовые леса — всё это Беларусь с привычным взору ландшафтом. Ежегодно на просторах интернета появляется всё больше фотографий озёр удивительной красоты, берега их белые, обрывистые, вода в озёрах янтарно-изумрудная. Настоящая экзотика, райский уголок в Гродненской области и название ему — Белорусские Мальдивы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Как в Беларуси появились Мальдивы

Беларусь не славится богатством полезных ископаемых. Однако, именно здесь, под Волковыском, находится одна из крупнейших в Европе залежей мела. Это месторождение положило начало образованию нехарактерных для Беларуси экзотических красот. В начале XX века возле Красного села был построен цементный завод BOSS. Необходимая для цемента известь доставлялась по канатной дороге из ближайших карьеров. После войны волковыский цементный завод стал градообразующим предприятием «Победа», вокруг которого вырос Красносельск.

К 1980 году завод технически устарел и его работа была остановлена. Старые корпуса до сих пор возвышаются в центре посёлка, как памятник прошлому. Новый завод ОАО «Красносельскстройматериалы» построен за пределами населённого пункта. Сегодня он является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси.

Технология добычи мела предполагает образование карьеров. Когда источник добычи истощается, работа начнётся в другом месте, отработанный карьер постепенно заполняется водой. При соединении с известью вода приобретает неповторимый изумрудный оттенок, похожий на цвет Индийского океана вблизи Мальдивских островов. С каждым годом площадь белорусских Мальдив увеличивается, вместе с площадью растёт и интерес туристов к этим местам.

Мальдивы на карте Белоруссии

В 270 км от Минска, на юго-западе Беларуси, в Гродненской области возле посёлка Красносельский Волковыского района находятся белорусские Мальдивы.

Как доехать

  • Как попасть на Белорусские МальдивыНа машине. Доехать до Минска, далее двигаться в направлении города Барановичи, после Барановичей свернуть направо, на трассу Р99. Проехать Слоним и Зельву. Перед Волковыском свернуть направо (второй съезд с кольца) и двигаться в направлении посёлка Красносельский или Карповцы. Остальной путь лучше пройти пешком. Подъехать к озёрам на автомобиле невозможно, все перекопано. На дороге, по которой курсирует тяжёлая рабочая техника, оставлять автомобиль запрещено, нарушение карается высокими штрафами.
  • Общественным транспортом. Из Минска на электричке доехать до города Барановичи. Затем пересесть на дизель до Волковыска. Далее пригородным автобусом до посёлка Красносельский. Выйти лучше не доезжая посёлка, перед деревней Новосёлки. До карьеров нужно будет пройти пешком. Местные жители укажут дорогу. Сама дорога, как в сказке — скатерть белая, приведёт вас к изумрудным озёрам.

Отдых на белорусских Мальдивах

Чем лучше отдых на Белорусских МальдивахГде находятся белорусские Мальдивы, для многих уже не секрет. Здесь проводят свадебные фотосессии, снимают клипы, сюда приезжают любители дайвинга, экстремалы и обычные туристы. На огромной территории расположены десятки карьеров, но лишь на Голубом и Марсе отдых не запрещён, но официально и не разрешён.

Голубой и Марс давно отработанные карьеры, их берега опущены, не имеют обрывов, подход к воде пологий. Глубина таких карьеров достигает 10—15 метров. На этих озёрах любят отдыхать семьями, возникают стихийные палаточные городки. Любителям рыбалки стоит захватить удочку, благородную рыбу не ждите, но краснопёрку, окунька, толстолобика или амура вы точно поймаете. На этих карьерах нет шума строительной техники. Нет здесь и инфраструктуры — отсутствуют спасательные станции, магазины, места для пикника, мусорки, туалеты. Если вы предпочитаете отдых с удобствами, то можно воспользоваться услугами гостиницы в Красносельском. За приемлемую цену вы получите все блага цивилизованного отдыха в трёх километрах от Мальдив.

Всем старым карьерам местные жители дали название «Зелёные линзы». Вода в карьерах, отработанных более 50 лет назад, постепенно меняет экзотический бирюзовый цвет на обычный зелёный. Это связано с тем, что поверхностные запасы мела истощаются и прекращается соединительная реакция воды и мела. Внешне самые старые карьеры не отличаются от обычных водоёмов. Некоторые «Зелёные линзы» включены в экскурсионные программы.

Самыми красивыми карьерами считаются Синька, Столбы и Гранд-Каньон, они же и самые опасные. Карьеры были отработаны не так давно, берега их высокие, обрывистые, существует высокий риск обвалов. Глубина молодых карьеров достигает 40 метров, прибрежная линия и дно усеяны острой породой — кремнием. Но их манящая красота привлекает любителей прыжков в воду, поклонников дайвинга и просто смелых туристов. Этих людей не останавливает ни запрет на посещение карьеров, ни высокая цена, которую они могут заплатить за опасный отдых.

Перспективы

Многие задаются вопросом — почему эти манящие озёра не стали официальным местом отдыха, которое приносит доход государству и удовлетворяет потребности отдыхающих. Интерес к Белорусским Мальдивам растёт с каждым годом. Изумрудные карьеры были замечены за рубежом, попав в финал Международного конкурса геомаркетинга. Однако, вопрос о благоустройстве остаётся открытым, возможно тому есть серьёзные причины:

  • Природа на Белорусские МальдивахКрасота и привлекательность карьеров непостоянна. Со временем вода в карьерных озёрах приобретает обычный зеленоватый цвет.
  • Близость работающего предприятия и круглосуточное передвижение карьерной техники.
  • Мел — мягкая порода, подвержена выветриванию, следовательно возможны обрушения, проседания территории.

Перспективы развития меловых карьеров, как зоны туристического отдыха призрачны. Ежегодно усиливаются меры по ограничению потока желающих посетить бирюзовые озёра.

Если вы всё-таки решили организовать отдых на белорусских Мальдивах, подумайте о себе и своих близких, будьте осторожны.

Белорусские Мальдивы

Вспоминаем знойные белорусские «Мальдивы»

В стране холодно и неуютно. В такие печальные серые дни как ничто другое согревают яркие воспоминания. Многие годы белорусы, несмотря на запреты и предостережения, ездили отдыхать на Красносельские меловые карьеры. Бирюзовая вода и космический пейзаж заставляли забыть молодежь о коварстве и непредсказуемости подводного рельефа карьеров, а уж о том, что ласкающая вода кишит бактериями, и подавно никто не думал.

Однако в 2014 году райскому наслаждению положили конец: подъезды к промышленным карьерам перекопали, а по территории начали ходить патрули и даже штрафовать купальщиков. Люди возмущались, но подчинялись. Постепенно поток отдыхающих уменьшился, но не исчез: в тематических группах можно найти рассказы о том, как белорусы проводили выходные и каникулы посреди умопомрачительных пейзажей.

«Отдыхали в начале августа 2015 года, — делилась впечатлениями одна из  отпускниц. — Отдохнули просто шикарно! Красивое место, прекрасный вид карьеров, тишина, природа… ааааах! Отдых замечательный! При въезде были запрещающие знаки: въезд запрещен, костры и купание тоже, но рискнули! Отдыхали с палаткой, купались, сделали жареные сосиски, танцевали, спать так не получилось — было очень классно отдыхать! Замечательное место! Хорошие фотки и самое классное лето!»

Разговоры об отдыхе на запрещенном курорте заводятся уже и в этом году: «Для всех инфа: на машине проехать нельзя, но если идти пешком, то без проблем. Сам там не был, связывался с человеком, который живет в этом районе, он и рассказал». Для целей приятного времяпрепровождения на «Мальдивах» в соцсетях даже создана специальная тема, «в которой вы можете задавать вопросы, рассказывать о планах и объединяться в компании, ведь вместе веселее».

Как пояснили Onliner.by в «Красносельскстройматериалах», являющихся «авторами» рукотворных «Мальдив», в этом году никаких изменений и послаблений «купального режима» на импровизированном курорте не предвидится: «Это технологические карьеры — закрытая охраняемая территория. Засыпать водоемы пока не планируется».

Читайте также:

где находятся, фото 2020, как доехать, отели — Туристер.Ру

Глубокие белоснежные карьеры с бирюзовой водой посреди маковых полей и сосновых лесов — непривычное зрелище для природы Беларуси. Именно поэтому Меловые озера вблизи города Волковыска Гродненской области в мгновение ока превратились в место притяжение туристов, стоило информации о них появиться в Сети. Посмотреть на них едут не только из других городов республики, но и из Украины и России. Делают роскошные снимки на фоне «белорусских Мальдив» и…. уезжают разочарованными!

Дело в том, что Меловые озера — всего лишь затопленные карьеры, из которых местный цементный завод добывает сырье для производства. Здесь нет никакой инфраструктуры для отдыха, более того — штрафуют как за купание, так и просто за пребывание вблизи водоемов. Озера — сугубо технические объекты; местные жители, которые называют их «зелеными линзами», здесь не купаются.

Однако поток любопытствующих не иссякает, и даже белорусская милиция, которая периодически патрулирует Меловые озера, не может его пресечь. Смельчаков не останавливает ни витающая в воздухе меловая пыль, ни осыпающиеся обрывы, ни грязная вода. Некоторые даже ставят палатки на вершинах склонов. Очевидно, красота природы оказывается сильнее препятствий, с которыми приходиться столкнуться, чтобы ее оценить.

Где находятся Меловые озера в Беларуси

Экзотическое место располагается в западной части страны, в 14 километрах северо-восточнее Волковыска. Меловые озера находятся в 3 километрах восточнее поселка Красносельский у села Карповцы. Это 4 параллельных друг другу карьера, протяженностью около 1–1,5 километра каждый. Цвет «зеленых линз» здесь различен и зависит от возраста водоема.

Некоторым карьерам в Волковысском районе уже под 100 лет: цементный завод запустили еще в 1914 году. Однако действующее сегодня предприятие — новый объект. Прежнее производство обанкротили в «перестройку», его брошенные корпуса до сих пор высятся над домами поселка Красносельского. На базе части из них в «нулевых» заработал новый завод. Он продолжает разрабатывать карьеры, поэтому их очертания и глубина по-прежнему меняются.

От туристического десанта руководство предприятия не в восторге. На главной странице сайта завода можно увидеть ролик о том, чем опасно купание в меловых карьерах, относящихся к технологической зоне. Там же упоминается, что участок у озер относится к территории предприятия, а значит, его представители вправе эвакуировать с него посторонние автомобили. Тем не менее, многие предпочитают рискнуть как здоровьем, так и автомобилем.

Меловые озера в Беларуси

Отзывы об отдыхе

Путь к Меловым озерам напоминает полосу препятствий. Во-первых, из-за бездорожья автомобиль придется оставлять в 1–2 километрах от карьеров. Идти предстоит через лес и луг. В первом, как пишут в отзывах, досаждают комары и мошки, на втором могут встретиться змеи.

Во-вторых, у «белорусских Мальдив» нет обустроенных подходов к воде. Можно обнаружить съезды, по которым спускаются самосвалы, но их немного и, как правило, они заполнены отдыхающими. Тем, кто хочет окунуться в озеро, придется встать в очередь. Еще один вариант спуститься к воде — отправиться вниз по склону, но это рискованное занятие, так как обрыв может в любой момент осыпаться, и вы покатитесь вниз.

Вышедшим из воды штурмовать склон очень тяжело, так как мел в сочетании с водой становится очень скользким.

Качество воды не соответствует санитарным нормам по бактериологическим показателям, в частности — в десятки раз превышено содержание кишечной палочки. Несмотря на то, что вода выглядит чистой и прозрачной, пока ноги купальщиков не поднимут со дна меловую взвесь, по содержанию она напоминает сток городской канализации.

Опасно здесь и дно. Местами глубина доходит до 50 метров, и порой такие обрывы встречаются у самого берега. Дно покрыто скользким, мягким мелом, который при опоре на него, затягивает ноги в толщу покрытия. Кроме того воде в Меловых озерах вблизи Волковыска свойственен перепад температур. Наполняют карьеры родники и грунтовые воды, поэтому прогреваются они только у поверхности, зато на глубине есть риск наткнуться на ледяной поток.

Дополнительную опасность представляет арматура, лежащая на дне некоторых озер. Есть данные, что в одном из карьеров затоплен экскаватор — якобы технику не успели вывести из еще сухого карьера, когда его стремительно стала заполнять вода.

Те, кто купался в «белорусских Мальдивах», рекомендуют ехать сюда не в одиночестве. В таком случае можно будет плавать по очереди, и человек, находящийся в воде, будет под присмотром остальных, способных при необходимости помочь.

Меловые озера в Беларуси

Окунаясь в воду голубых озер у Волковыска, стоит быть готовым и к тому, что покидать ее придется с плотной меловой пленкой на коже. Высыхая, меловая пыль будет ее стягивать. Если не хотите испытывать дискомфорт после купания, захватите воду, чтобы смыть ее. Также в отзывах предупреждают, что загар при купании в этих водоемах ложится быстро, можно обгореть.

Меловые карьеры у поселка Красносельского в Гродненской области слабо подходят не только для пляжного отдыха, но и для выезда на шашлыки. К упомянутым проблемам с насекомыми и змеями добавляется постоянно висящая в воздухе меловая пыль, а также стихийные свалки в местах, облюбованных туристов. Отыскать площадку в лесу также не удастся — рощи здесь используют взамен отсутствующих туалетов.

Так что самый подходящий вариант путешествия для решивших посетить Меловые озера — полюбоваться их экзотическим видом с вершины насыпи, сделать снимки на память и отправиться восвояси. Стоит помнить, что белорусская милиция периодически проводит здесь рейды, эвакуируя оставленные авто и штрафуя туристов за пребывание на территории завода, к коей относятся и карьеры.

Как добраться до Меловых озер в Беларуси

Общественный транспорт к меловым карьерам не ходит, добраться сюда можно только на машине. Если вы едете из Волковыска, нужно выйти на трассу Р-44 и по ней ехать в сторону Красносельского. В поселок сворачивать не надо, развилку с дорогой на него проезжайте прямо. Примерно через 1 км от развилки будет поворот направо в село Карповцы. Нужно ехать по этой дороге до центра села, на перекрестке с другой асфальтированной дорогой повернуть направо, проехать 450 метров и снова повернуть направо. Этот отрезок приведет к карьерам.

Если вы едете из России, можно использовать 2 пути: через южный обход Минска и через северный. Разница между ними составляет всего 10 километров. До столицы Беларуси можно ехать по М-1. При выезде на МКАД-2 предстоит выбрать дорогу: северную (по трассе на Гродно) или южную через Барановичи.

Первый вариант будет немного длиннее. Для этого на МКАД-2 нужно повернуть направо и ехать до города Раков. За ним выйти на трассу М-6 до Гродно и следовать по ней 180 километров до Щучина. Повернуть налево и, проехав через город, следовать по Р-51 примерно 50 километров до поселка Моисеевичи и следующего за ним поворота направо на поселок Юбилейный. Нужно свернуть и, миновав Юбилейный, двигаться на север в сторону леса. Путь выведет к селу Карповцы с восточной окраины — как раз со стороны карьеров.

Второй маршрут предполагает поворот на МКАД-2 налево, а затем выход на М-1 до города Барановичи. Этот населенный пункт можно обойти с северной стороны. За Барановичами будет большая развязка, перед которой надо сразу взять вправо и съехать на Р-2, а через несколько километров повернуть направо на деревню Березовку и перейти, таким образом, на Р-99. По этой трассе надо следовать до Волковыска, а далее придерживаться рекомендаций, данных выше.

Маршруты следования на Меловые озера в Беларуси с выездом из России:

Стоит учитывать, что белорусские правоохранители не только штрафуют непрошеных гостей, но и совместно с представителями предприятия перекапывают некоторые проселочные дороги, ведущие к водоемам. Чтобы не попасть впросак, отдыхавшие на водоемах туристы советуют заезжать через поселок Красносельский и пристраиваться за заводскими БелАЗами, едущими к карьерам за песком и мелом.

Можно отправиться к озерам и на такси. В Волковыске действуют службы «Ника-такси», «7220», «Катри ЧТУП» и другие. Предварительно уточняйте у оператора или водителя, сможет ли компания выполнить ваш заказ, поскольку подъезд к Меловым озерам относится к частной территории цементного завода.

Видео о Меловых озерах в Беларуси:

Панорама Меловых озер в Беларуси:

Безопасен ли отдых на «белорусских Мальдивах»? Новый проект Holiday.by «С места в карьер»

Бирюзовая вода меловых карьеров завораживает. Горы мусора отталкивают. Ехать или нет? Holiday.by отправился в экспедицию по Волковысскому району и узнал, почему купаться в карьерах нельзя, но никого это не останавливает. Если вы уже приехали, возникают закономерные вопросы: где переночевать? Где отдохнуть и пообедать? Какие достопримечательности есть в окрестностях? В новом проекте «С места в карьер» мы ответим на эти вопросы.

Карьеры «легальные» и «нелегальные»

«Гранд каньон», «Столбы», «Синька» — купаться нельзя. «Голубое» и «Марс» — можно. Возле городского поселка Красносельский разбросаны десятки карьеров, но вдоль одних установлены запрещающие знаки, а за купание на других вам никто слова не скажет.

Дело не в голубизне воды и даже не в крутости берегов. Условно карьеры возле Волковыска можно разделить на старые и новые.

Возраст старых «голубых линз» около полувека. Они переданы во владения государства. Находятся рядом с автобазой, а дорогу вам покажет любой местный житель. Здесь вы вряд ли найдете знаки, запрещающие купание. Плавают на «Мальдивах», как правило, местные и те, кто не любит нарушать закон.

Новые карьеры принадлежат предприятию «Красносельскстройматериалы». Это промышленные объекты, за нахождение на которых посторонним грозит штраф от 3 до 10 базовых величин.

Гулять по этим карьерам легально можно будет через 7 лет. Тогда завод спишет их с «баланса». Во владения государства перейдут лишь те карьеры, берега которых не превышают угол в 35 градусов. После этого они будут доступны, а запрещающие таблички исчезнут.

Находятся они сразу за цементным заводом вдоль промышленной дороги, не заметить которую невозможно. Каждые несколько минут там проезжают БелАЗы и МАЗы, осыпая дорогу, деревья и людей мелом. Именно на новые карьеры и едут толпы отдыхающих. Они не знают о существовании других, разрешенных для посещения, «голубых линз».

Вдоль технической дороги установлены запрещающие знаки, а все подъезды к карьерам перекрыты бетонными блоками или перекопаны. Но туристов это не останавливает.

Рядом с дорогой появились импровизированные стоянки. Отчаянные бросают машины прямо на обочине, не опасаясь большегрузных машин, которые проносятся мимо на нешуточной скорости.

Купаться запрещено

Как мы сказали выше, за новые карьеры отвечает завод «Красносельскстройматериалы». За все несчастные случаи «расплачивается» руководство предприятия. Поэтому туристы для них — нежелательные гости.

Поскольку это промышленные объекты, инфраструктуры здесь нет. Ни баков для мусора, ни пологих спусков в воду, ни мест для отдыха, ни парковок для машин…

Зайдя на сайт завода, вы первым делом увидите предостережение: «Вода в карьерах не соответствует требованиям санитарных правил и норм». Но местные и туристы относятся к этому сообщению скептически. «Я сюда третий раз приезжаю. Первый раз был в 2010 году. Со мной что-то случилось?» — обратился ко мне минчанин Евгений.

Дно и берега карьеров усыпаны кремнием, из которого наши предки делали топоры и копья. Шанс порезаться очень велик. Неопытным пловцам также не стоит рисковать: глубина в некоторых местах достигает 15 метров. Добавьте сюда ещё и риск обрушения берегов.

…но туристов это не останавливает

Массовое паломничество сюда начинается в вечер пятницы и достигает пика в полдень субботы. Номера машин преимущественно минские, но встречаются и автомобили из России. Туристы приезжают с палатками, матрасами, лодками и даже тележками из супермаркетов, наполненными едой. Привозят с собой и домашних питомцев.

Меня уверяли, что вода безопасна, ведь она «поднимается из недр земли, проходит несколько степеней естественной очистки, пробираясь через слои песка и гравия». Цвет воды зависит от химических процессов с мелом, проходящих на дне. Если за карьерами не следить, то через пятьдесят лет вода станет темной, когда дно зарастает илом.

Что бывает за пребывание на «белорусских Мальдивах»?

Для цементного завода туристы на новых карьерах — нарушители порядка. Предприятие всеми силами пытается применять меры к тем, кто вторгается на промышленную зону, однако этого, судя по всему, недостаточно.

Устное предупреждение. Дважды в день на карьеры приезжает рейдовая группа. Два представителя завода в желтых жилетах вежливо объясняют, что находится на карьерах небезопасно и просят уехать.

Однако после короткого инструктажа для Holiday.by стражи порядка направились к машине со словами: «Мы уезжаем. Все, можете купаться». То ли нам попался добродушный патруль, то ли такой метод уговоров неэффективен — осталось загадкой.

Штраф от 450 тысяч. Рядом с каждым карьером установлено несколько щитов, угрожающих штрафами от 3 до 10 базовых величин за пребывание на производственном объекте. Однако случаев, когда людей действительно оштрафовали, никто не припомнит.

Эвакуация автомобиля. Самые страшные последствия ждут автомобилистов, которые оставляют машины на обочинах. ГАИ вызывают сотрудники завода. Так, в пятницу было эвакуировано 20 автомобилей. Пять из них оказались машинами сотрудников предприятия, которые поставили своих «железных коней» на подъезде к заводу, но автоинспекция разбираться не стала.

Инфраструктура

«Вся инфраструктура у нас в багажнике», — весело сообщил приезжий из Минска.

Ближайший населенный пункт (городской поселок Красносельский) находится в нескольких километрах от карьеров. Поэтому провизией и питьем лучше запастись заранее.

На ближайшей заправке в полдень субботы уже не купить дрова и уголь. Быстро раскупается и пиво. В магазине у заправки продавщицы выставляли новую партию двухлитровых бутылок хмельного напитка. По их словам, пятилитровые бутыли с водой и закуска к пиву уходит также быстро.

Ночуют приезжие в палатках или машинах. Хотя можно остановиться в городском поселке Красносельский: снять квартиру или выкупить койку в гостинице с оригинальным названием «Гостиница».

Ехать или нет?

«За»
«Против»

Незабываемый пейзаж

Запрещающие знаки
И такие же фотографии Мусор

Вода с мелом полезна для здоровья

и помогает быстрее заживить раны

Резкие перепады глубины

  Штрафы
 

Отсутствие инфраструктуры

 

Острый кремний на дне и берегах

 

Риск обрушения берегов

 

Опрос отдыхающих показал, что для одних поездка на карьеры стала самым запоминающимся событием лета. Другие утверждали, что больше сюда не вернуться. Ехать или нет? Выбор всегда остается за вами.

Интерактивная карта достопримечательностей Беларуси

Скоро в рубрике «С места в карьер»:

Интервью с представителем завода «Красносельскстройматериалы».

Инфраструктура «белорусских Мальдив»: где поесть, переночевать и заправиться.

Мы благодарим компанию ООО «ФелОкт-сервис» — официального дилера автомобильной марки «Шкода» в Беларуси — за предоставленный для поездки автомобиль Škoda Yeti.

Белорусские «Мальдивы» — Города и веси России — LiveJournal


Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра — вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван «Белорусскими Мальдивами» за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.


1. Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом «Волынь» около деревни Красное Село был построен цементный завод «ROSS». Он и дал начало посёлку.  Сырьё из карьера доставляли по воздушно-канатной дороге, которая просуществовала до 1959 года. С 1948 года начали использовать автомобильный транспорт.

2.  В 1945 году завод получил название «Победа». В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.

3. На новом месте, неподалёку, но подальше от жилых кварталов началось строительство нового цементного завода.

4. Сейчас ОАО «Красносельскстройматериалы» является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси. Кроме цемента здесь производят сухие строительные смеси, известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, асбестоцементный лист,  хризотилцементные трубы, керамику и тротуарную плитку.

5. Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования, обозначенной предупреждающими табличками.

6. Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.

7. Асфальт узкий, двум БелАЗам не разъехаться, поэтому накатана широкая обочина.

8. Mersedes обгоняет «BMW».

9. По дороге грузовики проезжают деревню Карповцы, где все кусты, заборы и дома у дороги белые от известковой пыли.

10. А дальше дорога идёт среди огромного поля, заросшего цветущими маками.

11. На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.

12. Механические экскаваторы работают на красносельских карьерах с 1928 года. Сначала они были паровыми.

13. Вот и первый карьер. Он уже довольно сильно зарос тиной и выглядит совершенно не привлекательно.

14. Зато на берегах растут великолепные букеты ромашек.

15. И вездесущие маки.

16. На краю разбитой грузовиками дороги лежат ненужные столбы. Раньше все карьеры были электрифицированы.

17. В глубокой выемке лежит дорога к следующему карьеру.

18. Вдалеке маячит водная гладь.

19. Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички. Популярность «Мальдив» так высока, что даже при первом заходе на сайт завода выскакивает сообщение следующего содержания:
«Уважаемые гости г.п. Красносельский!
Руководство ОАО «Красносельскстройматериалы», с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.
Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО «Красносельскстройматериалы». Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ — общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям Санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.»

20. Но предупреждения никого не останавливают. Уж больно здесь красиво. Многие приезжают с ночёвкой.

21. Это один из самых мелких прудов. Обычно здесь много народу, но я пришёл сюда пасмурным утром, накрапывал дождик. Я встретил всего две-три компании, вылезших из палаток опохмелиться.

22. На горе виден старый шагающий экскаватор НКМЗ. Он хоть и выглядит проржавевшим, но до сих пор в строю.

23. Следующий карьер лежит дальше от дороги и не настолько открыт и доступен.

24. Ему характерны заросшие берега и многочисленные островки.

25. На один из островков туристы проложили дорожку из камней.

26. Общий вид карьера.

27. Глубина впадины значительная — порядка десяти метров.

28. Сюда добираются немногочисленные туристы, делают пару кадров и уходят обратно.

29. Я же спустился по выбитым в склоне ступеням к самой воде.

30. Вода с растворённым в ней мелом и большая глубина в сумме дают этот красивый оттенок.

31. Там, где помельче, можно оценить цвет воды.

32.

33. По дороге к последнему, самому большому водоёму, попадаются «несостоявшиеся» водоёмы.

34. Вот среди деревьев начинает проглядывать обширная водная гладь.

35. Это самый дальний и самый большой карьер.

36. Его длина — почти 2 километра.

37. Максимальная ширина — 250 метров.

38. Глубина — не меньше 50 метров.

39. Карьер имеет высокие обрывистые берега.

40. Именно берега представляют наибольшую опасность для путешественников. Вот одно из деревьев, упавшее в воду после очередного обвала.

41. Но красота этих мест окупает любую опасность.

42. Там, где когда-то заезжали БелАЗы, сейчас самый удобный спуск к воде.

43. Но купаться здесь не очень комфортно: сразу от берега начинается глубина, а вода ледяная.

44. Чтобы посмотреть полную панораму — щёлкните на изображение.

45. В тихой заводи сидят рыбаки.

46.

47. Растительность на берегах — самая обычная для Беларуси.

48. Берёзы, сосны, вереск, мох и полевые травы.

49. Но в сочетании с ландшафтом выглядит необычно.

50.

51.

52.

53. С высокой насыпи весь карьер как на ладони.

54. От широкой части тянется длинный «рукав», который и обеспечивает карьеру двухкилометровую продолжительность.

55.

56. Когда налетает ветер, по огромной водной глади бегут стаи волн.

57. Панорама напоследок. По клику откроется в полном размере.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *