Заржавел болт — как открутить
С подобной проблемой наверняка сталкивались многие. Попробуем обобщить те рекомендации и способы, которые активно применяются на просторах нашей необъятной родины, ибо «голь на выдумку хитра», а отечественные автомобили и производители крепежа далеко не всегда радуют нас качеством деталей и их защитой от воздействия влаги и долгой эксплуатации.
Для начала несколько рекомендаций, которые возможно помогут Вам избежать проблемы до ее появления:
Во-первых – покупайте качественный автокрепеж Не стоит пренебрегать даже малейшей возможностью убедиться, что приобретаемый Вами болт изготовлен с соблюдением необходимых норм, из качественного сырья и соответствует своему классу прочности. Поэтому ищем на автокрепеже «клеймо» производителя. Для автокрепежа на ВАЗ и КАМаЗ лучше всего будет увидет знак ОАО «БелЗАН» , для автокрепежа на ГАЗ, УАЗ, МАЗ и других – знак завода «Красная Этна». Бебелевский завод славится качеством автомобильного крепежа, но и цены у него повыше, крепеж производства Красной Этны стоит дешевле, но обеспечивает стабильное качество. Не допустить прикипание деталей При закручивании болта, шпильки или гайки стоит самому побеспокоиться о том, как не допустить «прикипание» деталей. Самые простые способы – это смазывать крепеж перед закручиванием любой слабощелочной смазкой, в самом простом случае – вазелином с графитовым порошком. Такая мера предосторожности позволяет легко открутить деталь и после нескольких лет нахождения на открытом воздухе. Использовать качественные инструменты Используйте качественные инструменты, и используйте их правильно. Не стоит пренебрегать нормами затяжки крепежа в тех случаях, когда они предусмотрены для данного узла. Кстати такие нормы есть практически для всего ассортимента автомобильного крепежа в зависимости от его размеров. Отраслевой стандарт затяжки резьбовых соединений Вы можете посмотреть здесь.
1. Воспользуйтесь тормозной жидкостью, скипидаром, керосином, олеиновой кислотой или популярными «проникающими» смазками, например WD, чтобы подготовить крепеж к откручиванию. Полейте болт/гайку, при сильном загрязнении лучше обернуть тряпкой смоченной в этих жидкостях, можно постукивать по детали молотком, улучшая проникновение смазки в соединение.
2. Используйте для откручивания автокрепежа правильные и качественные инструменты. Используйте головки, накидные или «газовые» ключи, а не рожковые. Можно конечно использовать профессиональные инструменты из Германии, но в реальности достаточно отказаться от китайских поделок, чтобы получить приемлемый результат.
3. Откручивайте деталь «враскачку», как бы прорезая резьбу. Это также поможем более полному проникновению используемой вами смазки вглубь резьбового соединения.
Если предыдущие советы не возымели успеха, пора переходить к народным средствам:
1. Первый способ давно известен под название «русский ключ». В зависимости от размеров болта возьмите прочную плоскую отвертку или зубило и с помощью молотка попытайтесь ударами открутить упирающуюся деталь.
2. Второй способ заключается в нагреве детали с помощью сильного паяльника, промышленного фена, паяльной лампы или обычной газовой конфорки. После разогрева попытайтесь открутить болт. В некоторых случаях помогает «экстремальный» вариант – резкое охлаждение детали, но может привести к непредсказуемым последствиям.
3. В третьем случае в борьбе с автокрепежом нам на помощь приходит наука – вокруг головки болта или гайки делается бортик из воска или пластилина. В образовавшуюся чашечку кладется кусочек цинка и наливается серная кислота. В получившемся гальваническом элементе кислота разъедает ржавчину и восстанавливает железо на поверхности цинка. Гайка или болт не подвергаются воздействию кислоты, поскольку цинк более химически активный металл. Через сутки Вы скорее всего легко отвернете проблемную деталь.
Остается рассмотреть последний вопрос – что делать если крепеж был некачественным или пострадал от внешних факторов, и мы уже «сорвали» болт или гайку,а на поверхности детали у нас едва-едва торчат остатки болта или шпильки.
В данном случае есть два основных способа:
1. Аккуратно привариваем гайку или какой-нибудь рычаг к остаткам крепежной детали и с соблюдением всех предыдущих рекомендаций пытаемся таки открутить ее.
2. Так же аккуратно высверливаем остатки болта и удаляем остатки резьбы из соединения.
Надеюсь, что представленная Вам «народная медицина» поможет Вам в борьбе с ржавыми деталями.
Как открутить прикипевший болт – видео
Как открутить заржавевший болт. Как проще всего открутить заржавевший болт. Инструменты и способы раскручивания заржавевшего болта
Нередко при выполнении ремонтных работ приходится изрядно попотеть, чтобы открутить заржавевший болт. Почему он не откручивается, какие нужны инструменты и как быстро справиться с задачей – ищите ответы на все вопросы в этой статье.
1
Почему трудно открутить заржавевший болт?
Заржавевший болт, который годами никто не трогал, действительно очень трудно открутить и причина одна – окислительный процесс металла. С годами металл окисляется и на поверхности появляется ржавчина. С каждым годом она нарастает и соответственно, все детали между собой схватываются еще крепче. Ситуация усугубляется, если ржавчина «поселилась» как раз на тех поверхностях, где располагается резьба.
2
Инструменты, которые помогут открутить заржавевший болт
Что советуют специалисты:
- не стоит пытаться применять грубую силу и работать рожковым ключом;
- головки (полный набор) с воротком, а также стандартный комплект накидных ключей – вот и весь инструмент, который будет полезен в этом деле.
3
Как открутить заржавевший болт
Способов много, рассмотрим самые эффективные и даже интересные:
- При помощи рычага. А в этом деле пригодится обычный остаток металлической трубы, которую нужно надеть на ключ, а вокруг почистить место соединения щеткой по металлу. А потом можно воспользоваться ключом (желательно накидным). Только помните, что лучше все делать плавно, никаких резких движений.
- При помощи зубила и молотка. Нужно подставить инструмент как можно ближе к той части, где находится основание болта, а потом одним резким ударом постараться сорвать болт.
- Расшатывание и обстукивание. Методы действенные, только придется постараться и не спешить. Расшатывать болт нужно так: сначала закрутите его еще сильнее, а потом попытайтесь открутить. Такой метод срабатывает, когда хоть на несколько миллиметров удалось сдвинуться. Обстукивание тоже неплохой метод – парочка сильных ударов (поставить наставку) и таким образом можно побороть ржавчину.
- Прогревание крепежа зажигалкой, паяльником или горелкой. Кстати, можно воспользоваться бензином, достаточно капнуть пару капель на тряпку и попытаться прогреть место крепления. Только естественно, не забывайте о правилах безопасности. Как только соединение прогрелось, быстренько откручиваем. Если не поддается, тогда сначала нужно постучать, потом расшатать и уж потом – прогреть и открутить.
- Лучшее средство для откручивания заржавевших болтов – это специальная жидкость «ВД-40». Открываем доступ к резьбе, хорошенько обрабатываем место щеткой по металлу, чтобы счистить слой ржавчины, затем распыляем средство (продается в баллончиках) и ждем. Всего 15 минут и можно пробовать откручивать непослушный болт.
- Другие горючие жидкости: бензин, скипидар и керосин также помогут, если нет возможности сбегать в магазин. Также нужно зачистить место соединения, обработать горючей жидкостью, подождать 10 минут. Потом можно пробовать открутить болт.
- Использовать специальное средство, нейтрализующее ржавчину – нанести на место соединения, оставить на 1-2 часа, затем нужно обезжирить поверхность и пробовать откручивать. По такому же принципу работает и тормозная жидкость. Для лучшего проникновения нужно смочить тряпку в жидкости, накрыть болт, оставить на 2 часа.
- Кока-кола или уксус? Что лучше? Оба средства хороши, когда в доме нет горючих жидкостей. Уксусом обильно смачивается место соединения, желательно смочить тряпку, обернуть болт, оставить на полчаса. Потом приступать к раскручиванию. Кока-кола – принцип действий аналогичный.
- Если имеется в аптечке йод, он также поможет справиться с заржавевшим болтом. Нужно набрать жидкость в шприц, впрыснуть в место соединения, немного подождать. Спустя 10 минут пора приступать к раскручиванию непослушного болта.
На будущее – изрядно потрудившись, откручивая заржавевший болт, впредь нужно смазывать место крепления перед тем, как закрутить специальными смазками (например, на основе силикона).
Как открутить заржавевший болт
Многие люди встречаются с такой мелкой проблемой, как заржавевший болт. Попытки открутить его приводят к неудачам и заставляют испытать массу неудобств. Первопричиной данной трудности является некачественный элемент, изготовители которого, как правило, не обрабатывают детали для того, чтобы защитить их от коррозии. Ниже, мы представляем несколько рекомендаций, помогающих устранить данную трудность, и что еще значительнее, снизить шанс её возникновение в дальнейшем.
Методы устранения ржавчины
Для того чтобы отвинтить ржавый болт или прикипевший элемент, необходимо воспользоваться следующими советами:
- Осуществить подготовку крепежа к отвинчиванию. Провести смазку заржавевшей гайки или болта при помощи тормозной смеси, скипидара, олеиновой кислоты или керосина. Рекомендуется обмотать заржавевшую деталь отрезком ткани, который заранее пропитывается одним из выбранных веществ.
- Применять для открутки заржавевших деталей, необходимо только высокоэффективный инструмент в виде головок, газовых или накидных ключей.
- Отвинчивание детали осуществляется одновременно с её раскачкой. Данное действие помогает прорезанию резьбы и проникновению смазки во внутрь.
- Отстукивание заржавевшего болта является еще одним действенным методом. Помимо этого, процесс не требует наличия специального навыка или определенных знаний относительно теоретического стороны работы. Несколько сильных ударов по детали через наставку, выполненную из цветной стали могут помочь решить проблему.
- Использование рычага. Наиболее популярным методом откручивания заржавевших болта является рычаг. В виде подобного механизма используют стальную трубку, которая надевается на ключ. По поверхности крепежа и вокруг него проводится зачистка при помощи щетки с металлическим ворсом. Применять рекомендуется накидные ключи, однако в редких случаях, могут подходить и рожковые. Все действия должны быть аккуратными. Самое основное — это не переборщить. Сильная нагрузка на заржавевшую деталь может спровоцировать следующее ряд необратимых процессов.
- Заржавевший не откручивающийся крепёжный элемент, поможет отвинтить обычный столовый уксус. На резьбовое соединение необходимо налить уксус и оставить его на 15-20 минут. За это время, уксус сможет подорвать коррозию и ослабить элемент крепления.
- Coca-cola является одним из наиболее популярных средств устранения заржавевшего болта. Она содержит ортофосфорную кислоту, которая действенно используется в промышленности с целью обезжиривания и чистки металлической поверхности от ржавых пятен. Процедура чистки такая же и со столовым уксусом.
Что делать, если болт сильно заржавел?
Для более запущенного случая, такие рекомендации могут оказаться не эффективными. Поэтому необходимо использовать другие более хитрые способы:
- Метод русский ключ. Срубить деталь используя зубило и молоток.
- Нагреть заржавевший болт. Осуществляется нагрев детали при помощи паяльника, промышленного фена или газовой конфорки, после чего проводится его отвинчивание.
- Пластилиновый или восковой бортик. По диаметру гайки или болта выставляются бортики во внутрь которых закладывается некоторое количество цинковой опилки и серной кислоты. Кислота разъедает коррозию, а цинк помогает сберечь элемент от полной деформации. По истечению 24 часов элемент можно просто раскрутить.
Возможно возникновение положение, в ходе которого элементы крепления срывается в попытках его отвинчивания и на его шляпке или поверхности вокруг, остаётся остаток детали. Их устранение, как правило, производится несколькими методами.
Во-первых, необходимо обратно аккуратно приварить гайку к остатку крепежной системы, и последующее откручивание детали, исключительно, следуя рекомендациям, которые мы указали выше. Во-вторых, выкручивание стального наконечника и удаление механическим способом остатка резьбы на болте.
Идеальный метод устранить проблему — предупредить её. Для того чтобы справиться с проблемой, рекомендуется заранее думать о том, какие действия необходимо осуществлять для того, чтобы избежать её и обезопасить крепёжный элемент для продолжительной эксплуатации. Для этого нужно принять во внимание следующие советы:
- Использовать исключительно качественный инструмент.
- При закручивании детали применять смазочный материал.
- Приобретать только качественный крепеж у проверенного производителя.
Компания «Машкрепеж» предлагает широкий выбор метизов, которые соответствуют всем показателям ГОСТа и проверены многими покупателями. Производитель зарекомендовал себя как надежный поставщик крепежных систем.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by
Как выкрутить сломанный или заржавевший болт
При выполнении ремонта по дому, автомобиля или бытовой техники практически всегда нужно разбирать старые резьбовые соединения, выкрутить болт, винт или шпильку. Но быстро сделать это получается не всегда. Часто, за время длительной эксплуатации резьбовой крепеж прикипает друг к другу, резьба заполняется ржавчиной, окислами. Просто взять и выкрутить метиз гаечным ключом, отверткой или другим инструментом может не получиться. Как поступать в таком случае? Как выкрутить заржавевший болт, шпильку, винт?
♦ По возможности используйте для отвинчивания инструмент с большей опорной площадью. Вместо рожкового ключа или пассатижей, лучше использовать торцевые головки.
Инструмент должен быть качественным и исправным. Лучше от известного российского или европейского производителя. Китайский может разогнуться и “слизать” грани, что еще больше усложнит раскручивание. Перед выкручиванием можно постучать по болту, гайке, детали.
♦ Если при сравнительно большом усилии болт не “подает признаков раскручивания”, не срывается, не нужно стремиться приложить максимальную силу или увеличить рычаг. Чаще всего, эффект будет обратный — сорвется головка крепежа. Лучше применить какую-нибудь проникающую смазку. Подойдет WD, керосин, тормозная жидкость, бензин, скипидар, даже уксус. В ассортименте интернет-магазина КРЕПКОМ, в разделе химия, для таких целей можно купить смазку ВД-40. Полейте место соединения, обмотайте тряпкой или ветошью и подождите, чтобы смазка проникла внутрь резьбы. Обычно должно пройти не меньше получаса. В большинстве случаев этого достаточно. При несрочном ремонте можно обработать соединения за сутки — эффект будет больше.
♦ Невозможно выкрутить заржавевший болт после обработки проникающей смазкой? Следующий вариант — применить высокую температуру. В процессе нагрева металл расширяется, а ржавчина и окислы между нитями резьбы разрушаются. Для нагрева можно использовать строительный фен, газовую горелку, паяльную лампу. Даже обычную комфорку, если деталь небольшая. При раскручивании фитингов с помощью нагрева внутри выгорает пакля или другой уплотнительный материал, что также способствует раскручиванию. В процессе откручивания, если не получается ключом, можно воспользоваться старым “народным” методом — молотком и зубилом.
♦ Для раскручивания заржавевших болта, винта, шпильки есть еще способ, основанный на химии. Вокруг головки делается бортик из воска, пластилина, другого инертного материала.
В углубление кладется немного цинка и наливается серная кислота. При этом начинается процесс гальванизации в котором участвует и сам крепеж. Ржавчина разрушается. Но поскольку цинк более активный металл, железо, болт, винт, шпилька не
повреждаются.
♦ Если вышеперечисленные способы не помогли, а еще попутно и сорвалась головка крепежного изделия, нужно переходить к специализированному инструменту — экстрактору. Такие есть серийного производства или сделанные вручную. Экстрактор вставляется в предварительно просверленное отверстие в головке или в стержне. По мере выкручивания он все плотнее входит в крепеж и позволяет приложить максимальный момент. Экстракторы выпускаются разных диаметров и позволяют разобрать самое прикипевшее резьбовое соединение.
♦ Многие считают, что главное назначение левого сверла — подсунуть его незаметно коллеге по работе вместо правого и посмотреть, как у него будет получаться сверлить отверстия. Но это не так. Левое сверло можно успешно применять для выкручивания заржавевшего болта, винта, шпильки. Им удобно выкручивать даже крепеж с отломанной головкой, когда не за что зацепиться, и верх сломанного резьбового стержня находится ниже уровня отверстия. С помощью дрели или станка по оси резьбового стержня сверлится отверстие. Так как вращение сверла левое, то есть шанс что крепеж расшатается и выкрутится. С использованием левого сверла решается сразу несколько проблем. В лучшем случае — крепеж выкрутится, в худшем — будет готовое углубление под экстрактор.
Полезные советы 20.09.2019 12:51:11
простые способы, применение специальных средств и советы специалистов
Многие люди в своей жизни сталкивались с задачей, когда нужно срочно открутить ржавые гайки и болты. И часто так случается, что сам ремонт очень незначительный, но вот борьба с болтом легко может испортить весь настрой. А ведь существуют народные способы, с помощью которых можно быстро и без нервов решить эту задачу. Давайте узнаем, как открутить ржавый болт в домашних условиях без специальных средств и инструментов.
Используем рычаг
Это само первое, что приходит в голову, если нужно отвернуть ржавый или закисший крепеж. В качестве рычага можно использовать обычную трубу, которую надевают на ключ. Предварительно по самому болту и вокруг него лучше пройтись металлической щеткой. Для работы с рычагом лучше выбрать накидной ключ, однако сойдет и рожковый. Работать следует аккуратно. Ключ может легко сорваться и ударить по пальцам. Чрезмерных усилий при откручивании прилагать не нужно – достаточно одного-двух мощных кратковременных рывков. Здесь главная задача – сорвать болт, то есть разрушить окислы, которые за долгое время образовались в паре «болт — гайка». Кроме того, если приложить чрезмерные усилия, можно легко слизать грани головки, сломать ключ или сам болт. И тогда точно без специальных головок для сорванных граней не обойтись.
Зубило
Вот еще один эффективный способ, как открутить ржавый болт в домашних условиях. Но не стоит думать, что зубилом ненавистную гайку или болт можно срубить. С помощью данного инструмента на самом деле получится вырвать крепеж из удерживающей его ржавчины. Нужно резко ударить молотком по зубилу. При этом оно устанавливается к грани болта под небольшим углом. Инструмент направляют под углом в сторону, противоположную резьбе. Далее делают сильный и резкий удар молотком.
Таким образом опытные слесаря за несколько секунд могут сорвать даже самый сложный болт или гайку. Конечно, чтобы пользоваться этим способом виртуозно, потребуется определенный опыт, но данный метод определенно работает.
Обстукивание
Внутри резьбы за время эксплуатации соединения образуются окислы и ржавчина. Болт или гайка буквально прирастают к резьбе. Если эти окислы разрушить, то открутится даже то, что откручиваться не должно.
Понадобится проставка под размер головки болта или гайки. Также пригодится молоток. С помощью этих нехитрых инструментов головку болта обстукивают со всех сторон по возможности. Также можно ударить несколько раз по головке. Если оксидные наслоения не вековые, то этого будет достаточно и болт удастся открутить.
Расшатывание
Прежде чем пользоваться любыми способами по откручиванию трудного крепежа, мастера пытаются традиционно с помощью гаечных ключей и торцевых головок открутить соединение. Возможно, при попытке отворачивания гайка или болт уже немного сдвинулись по резьбе, однако так незначительно, что это незаметно глазу.
Можно попробовать расшатать соединение. Для этого ключом или торцевой головкой, наоборот, пытаются закрутить болт еще сильнее, но в пределах разумного. Далее стоит попытаться ослабить болт. Можно услышать характерный хруст. Это значит, что оксиды разрушились и можно аккуратно, не спеша, выкручивать болт или гайку.
Разогревание
Вот еще один способ, как открутить ржавый болт в домашних условиях. Единственный его недостаток в том, что он не всегда подходит. Например, им можно не везде воспользоваться в автомобиле. Но эффективность метода порядком выше предыдущих.
Суть в том, чтобы разогреть закисший болт. При нагревании металл расширяется – это школьный курс физики. А значит, при расширении оксиды разрушатся и болт выйдет, как будто соединение новое. Для разогрева можно использовать все, что есть под рукой: портативные газовые баллоны, паяльники, газовый резак, АКБ и графитовый стержень. Этот способ от всех остальных отличает то, что он эффективный для таких задач, как открутить ржавый болт в труднодоступном месте. Где не удастся постучать, где не получится смочить крепеж химией, туда легко доберется пламя мини-горелки.
Болт или гайку следует греть до достаточно высокой температуры – можно даже докрасна. Затем некоторые слесаря предпочитают остудить нагретую деталь водой, другие же не ждут, пока остынет. В любом случае после нагрева можно пытаться накидным ключом или торцевой головкой отворачивать трудный болт. С первого раза крепеж, может, и не поддастся, но со второго-третьего обязательно получится. Можно использовать данный способ в комбинации с уже вышеописанными. Но нагрева не выдержало еще ни одно соединение: все раскручивается, главное – нагреть погорячее.
WD-40
Перейдем к химическим способам, как открутить ржавый болт в домашних условиях. Первое, что вспоминается, — это та самая жидкость «ВД-40». И пусть говорят, что жидкость дорогая, лучше пока придумать не смогли. Состав производители держат в тайне, однако известно, что около половины «ВД-40» составляет керосин. Он способен проникать в любые щели. Кстати, вместо «ВД» можно использовать аналоги (например, от компании «Маннол»).
Для борьбы с окислами и крепежом достаточно обильно забрызгать болт или гайку. Но предварительно следует обеспечивать возможность доступа к резьбе. В противном случае применение жидкости ни к чему не приведет. Буквально через 20 минут можно пытаться откручивать болт или гайку. Элемент должен с треском и хрустом выкрутиться.
Растворители
Говоря о химии, нельзя не сказать и про народные средства. Открутить ржавый болт можно, используя бензин, керосин, скипидар, уайт-спирит. Баллончик WD-40 довольно дорогой, и приобретать его ради одного вредного болта не всегда разумно. Поэтому можно воспользоваться растворителями. Все они имеют очень большую проникающую способность и легко смогут попасть внутрь ржавой резьбы.
Итак, с чего начать? Место вокруг крепежного элемента тщательно зачищается металлической щеткой, затем крепежная деталь обильно заливается керосином, бензином или другой химией, что есть под рукой. Через 15-20 минут можно пробовать отворачивать.
Уксусная эссенция
Опытные слесаря поделились опытом, как открутить ржавый болт в домашних или гаражных условиях. На помощь приходит жидкость, которую используют хозяйки на кухне. 70%-я уксусная эссенция – это настоящая кислота, а значит, она сможет победить ржавчину и окислы.
Место зачищается металлической щеткой, затем ветошь обильно смачивается в жидкости и крепеж накрывается этой тряпкой. Через некоторое время (обычно достаточно 20 минут, но может быть и больше) болт открутится. Вначале с натягом, а затем все легче.
«Кока-Кола»
Это совсем не шутка, а один из способов, как открутить ржавые гайки и болты. Все знают, что в составе популярного напитка имеется ортофосфорная кислота. Она используется для обезжиривания и для борьбы с продуктами коррозии. Естественно, времени это займет больше, чем с эссенцией или «ВД-40», но если ничего другого нет, то можно попробовать.
Все очень просто. Поверхность около крепежа обильно заливается сладким напитком, и дальше остается только ждать. Через несколько часов можно пробовать открутить.
Тормозная жидкость
А вот как открутить ржавый болт в машине, если машина встала в пути. Поможет тормозная жидкость. Она отличается огромной проникающей способностью и может легко попасть туда, куда не попадет даже керосин. Спустя несколько минут можно пробовать откручивать соединение. Как показывает практика, это весьма эффективное народное средство.
Как открутить заржавевшую гайку или болт
Водители нередко шутят, что самое тяжёлое в их работе – открутить заржавевшую гайку. Тот, кто поневоле пробовал заниматься этим, хорошо знает, сколько невероятных усилий и нервов забирает такое безобидное, казалось бы, занятие. Между тем, подчас от него зависит очень многое, даже то, будет ли нормально работать машина. Многолетняя практика эксплуатации автомобилей родила множество народных способов решения такой проблемы, однако знакомы с ним далеко не все. Чтобы помочь автомобилистам (и не только им!) практически, эксперты делятся действенными способами, как открутить заржавевшую гайку без особых трудностей независимо от того, где она располагается в авто.
Советы о том, как открутить заржавевшую гайку или болт.Почему ржавую гайку или болт трудно открутить
Необходимо начать с главного – причины тех сложностей, из которых вопрос откручивания ржавых гаек нередко превращается в настоящее испытание. Все упирается, чаще всего, в банальную коррозию металла. Когда металл ржавеет, происходит окислительная реакция. Ее продукты, то есть частички ржавчины, резко увеличивают свой объем, тем самым очень жестко сцепляясь между собой. Это касается как самого болта, так и гайки с ее резьбой. Ситуация осложняется присутствием между ними частичек грязи и пыли. В результате все это соединяется мертвой хваткой, для преодоления которой иной раз приходится применять неимоверные усилия и изощренность.
Каким инструментом лучше пользоваться
Естественно, без применения традиционных инструментов в данном случае никак не обойтись. Однако не надо обольщать себя надеждой, что открутить ржавую гайку легко удастся с помощью обыкновенного рожкового ключа, который выручал нас многократно. Скорее всего, ничего из этого не получится, более того – есть большая вероятность, что рожки ключа в результате колоссальной нагрузки просто разойдутся или даже сломаются, а гайка так и останется в прежнем положении. Помимо того, пытаясь любой ценой максимально нажать на ключ, не имеющий достаточно длинного плеча, мы реально рискуем травмировать пальцы, что очень часто и случается на практике. Если стоит принципиальная задача, как открутить ржавый болт, который наглухо прикрепился, лучше всего попытаться сделать это с применением накидных ключей или набора головок с необходимым размером, что в большинстве случаев дает быстрый положительный эффект.
Техника безопасности
Забывать про элементарные правила техники безопасности не стоит в любом случае ухода за автомобилем, тем более при откручивании ржавых гаек. По статистике, именно в результате этого банального занятия люди чаще всего сбивают пальцы и суставы рук, особенно если оно ведется в труднодоступном месте. Чтобы избежать этого, надо:
- Быть предельно внимательным, контролируя каждое свое движение;
- Четко спрогнозировать развитие событий и убирать посторонние предметы в том направлении, куда при откручивании будет двигаться рука с накидным ключом или другим применяемым инструментом. Тогда даже если ключ и соскользнет, рука, по инерции продолжив свое движение, не встретит на своем пути никакой преграды, и тогда травмы не будет.
Как открутить прикипевший болт или гайку
Процесс откручивания глухо прикипевшего болта или гайки должен начаться с внимательного осмотра «поля сражения». Надо мысленно представить себе весь набор требуемых инструментов и тот диапазон движений, который должен привести к успеху. Выбрать тот стартовый вариант, с которого придется начинать. Приготовить, на всякий случай, все необходимое, если придется испытывать и иные способы «спасения» ржавого болта или гайки. Предусмотреть профилактические «прокладки», дабы все не закончилось ссадинами и кровоподтеками. Когда план действий будет окончательно уточнен, смело приступать к работе.
Механические методы
Чаще всего на практике механики и водители начинают с механических методов. Так, чтобы открутить заржавевший болт, сразу берутся за накидной ключ или набор головок. При этом практикуется немало испытанных временем методов, облегчающих тягостное занятие. Например, перед началом откручивания поочередно обстукивают грани гайки нетяжелым молоточком. Нередко это позволяет уже через несколько минут сдвинуть гайку с мертвой точки и легко отвинтить ее ключом. Следует предостеречь от того, чтобы такие удары молотком были сильными – это может дать обратный эффект, даже деформировать сам болт или деталь, на которой он находится. Иной раз работу начинают парадоксально, «от обратного», т.е. начинают не откручивать прикипевшую гайку или болт, а закручивать их, что тоже часто способствует медленному, но уверенному разрушению слоя ржавчины. Если в результате получится, хотя бы микроскопический сдвиг, дальше дело пойдет, как и полагается, в сторону откручивания, притом намного легче, чем изначально.
Физические методы
Многие автомеханики с успехом применят также такой давний метод, как нагревание гайки (но не болта!) посредством фена, паяльника, зажигалки или иного нагревающего приспособления. Нередко такое нагревание тоже разрушают часть ржавчины и помогает сдвинуть дело с места. Понятно, что в таком случае надо быть предельно внимательным с огнем, особенно все происходит под капотом, непосредственно на двигателе или иной поверхности, имевшей контакт с легко воспламеняющимся бензином или другим видом горючего. Практикуется также и такой способ, как разрушение самой гайки с помощью молотка и зубила – на ее гранях пробивают канавки. Однако нередко это приводит как раз к обратному эффекту. Так, если сильно ударить по гайке, можно основательно деформировать резьбу, после чего справиться с заданием будет крайне сложно. В наиболее трудных случаях нетерпеливые автомеханики берутся за болгарку или ножовку и попросту избавляются от неприступного доселе болта.
Химические методы
Весьма эффективным вариантом считается растворение неприступной извне ржавчины. Если отвернуть гайку простым механическим способом или физическими усилиями, при всем старании, не удается, надо смочить поржавевшую резьбу таким химическим вещество, которое способно за счет химической реакции растворить ее если не полностью, то хотя бы частично. Это тут же существенно уменьшит силу трения и, скорее всего, позволит справиться с гайкой. К таким веществам специалисты относят широко применяемые бензин, солярку, керосин, тормозную жидкость, скипидар и прочие отечественные и зарубежные преобразователи ржавчины, которые в избытке продаются в автомагазинах. Из других вариантов отметим применение обычного столового уксуса и спиртового раствора йода, имеющего в каждой автомобильной аптечке. Некоторые народные умельцы не без успеха используют в таких целях пепси-колу или кока-колу, так как в них имеется ортофосфорная кислота. Тщательно намочив выбранной жидкостью заржавленные места, дают им выдержку минут на 10, а затем предпринимают попытку откручивать. Если сдвигов не будет, время контакта ржавых мест с жидкостью надо увеличить, хотя бы до часа.
Если ничего не помогает
Если Вы задумались, а что делать, если все перечисленное выше не помогает, тогда, прежде всего, не нужно падать духом, потому что абсолютно неприступных гаек, справиться с которыми невозможно, в автомобильном деле попросту нет. Надо взвесить, почему все усилия пока что не дали требуемого результата, и предпринять еще одну, только более целенаправленную попытку. Если же и она завершится неудачей, стоит подумать, не срезать ли упорную гайку или же сбить ее зубилом. Однако следует повторить, делать это надо очень аккуратно, дабы в сердцах не усугубить ситуацию.