Как проверить датчик коленвала на ваз 21099 инжектор – как прозвонить устройство мультиметром и проверить тестером положение коленчатого вала
Проверка ДПКВ 21083, 21093, 21099
При выходе из строя датчика положения коленчатого вала ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 запустить двигатель будет практически невозможно.
Это единственный датчик, неисправность которого не даст работать всей системе управления инжекторным двигателем, так как именно по сигналу с него блок управления (ЭБУ) определяет положение коленчатого вала, частоту вращения, рассчитывает момент и величину впрыска топлива.
Проверка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ)
Для проверки будет необходим вольтметр или иной измерительный прибор в режиме вольтметра.
— Снимаем ДПКВ с двигателя.
— Подключаем к его выводам вольтметр (с пределом измерения до 200 мВ).
— Быстро проносим лезвие отвертки или иной металлический предмет вблизи торца датчика.
См. фото вверху.
В случае если датчик исправен, наблюдаем скачки напряжения. Если не исправен, скачков напряжения не будет. Заменяем его новым.
— Отдельное внимание следует обратить на зазор между торцом датчика и зубьями шкива коленчатого вала. Он должен быть 1±0,41 мм. Зазор задан конструктивно и не регулируется, но может увеличиться из-за наличия грязи в месте крепления датчика. В таком случае датчик так же может не работать. Для обеспечения нормальной работы ДПКВ следует очистить из-под него грязь.
Еще статьи по проверке датчиков ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Проверка датчика кислорода ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Проверка датчика положения распределительного вала (ДПРВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) ВАЗ 2108, 2109, 21099
На двигатель 2111 инжекторных автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 устанавливается индуктивный датчик положения коленчатого вала (2112-3847010-04, 30.3847, 191-3837 и пр.).
Назначение ДПКВ
Датчик положения коленчатого вала предназначен для формирования сигналов, по которым контроллер (ЭБУ) синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса в двигателе: определяет частоту вращения коленчатого вала, момент впрыска топлива в цилиндры, рассчитывает объем впрыскиваемого топлива исходя из частоты вращения.
Устройство ДПКВ
Датчик положения коленчатого вала инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 представляет собой электромагнит (обмотка, внутри которой стальной сердечник), генерирующий электромагнитное поле.
Расположение ДПКВ
Датчик положения коленчатого вала установлен на крышке масляного насоса рядом с зубчатым венцом шкива привода генератора на коленчатом валу двигателя. Зазор между датчиком и зубцами венца 0.8 – 1.2 мм. На венце 60 зубьев, два из которых срезаны.
Принцип действия ДПКВ
Действие датчика основано на принципе электромагнитной индукции. При вращении коленчатого вала двигателя зубья его шкива проходят в электромагнитном поле, создаваемом датчиком. От этого в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. По их частоте контроллер определяет частоту вращения коленчатого вала.
При прохождении мимо датчика промежутка в два зубца в цепи датчика формируется так называемый опорный сигнал. По нему ЭБУ определяет, что поршнями пройдена верхняя мертвая точка либо в 1 — 4 цилиндре, либо во 2 — 3 цилиндре двигателя. И дает команду на впрыск топлива.
Неисправности ДПКВ
При выходе из строя датчика положения коленчатого вала на инжекторных автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 запустить двигатель становится невозможно. В ряде случаев возможны рывки и перебои в работе двигателя при движении автомобиля, его трудный запуск и неустойчивая работа на холостых, возникновение детонации и пропусков искрообразования. Загорается лампа Check Engine. Подробнее: «Неисправности датчика положения коленчатого вала ДПКВ».
Учитывая надежность ДПКВ, следует в первую очередь проверить идущую к нему проводку, соединительную колодку, правильность крепления на двигателе, замасливание и загрязнение, исправность шкива коленчатого вала (проворачивание зубчатого венца). Подробнее о диагностике ДПКВ статья на сайте «Проверка ДПКВ инжекторных двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Примечания и дополнения
— Электромагнитная индукция – в данном случае возникновение электрического тока при попадании в электромагнитное поле датчика металлического предмета.
— После включения зажигания контроллер (ЭБУ) в первую очередь опрашивает ДПКВ, получая с него импульс синхронизации. Запуск двигателя и его стабильная работа определяется четкой синхронизацией импульсов с ДПКВ и импульсов управляющих открытием форсунок и модулем зажигания.
Еще статьи по инжектору ВАЗ
— Порядок работы системы впрыска инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 23108, 2109, 21099
— Схема системы питания инжекторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Датчик холостого хода ВАЗ 2108i, 2109i, 21099i
— Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) инжекторных ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Контроллеры (ЭБУ) ЭСУД, применяемые на инжекторных ВАЗ 2108, 2109, 21099
Признаки неисправности датчика положения коленвала
Диагностика и ремонт2 ноября 2017
В современном автомобиле работой бензинового либо дизельного двигателя управляет электроника. Контроллер готовит топливную смесь и регулирует искрообразование на электродах свечей зажигания, полагаясь на показания нескольких измерителей, размещенных в ключевых точках, – воздушном и выпускном тракте, дроссельной заслонке и так далее. Но что произойдет, если один такой элемент выйдет из строя? В данном случае предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения коленвала (ДПКВ) и способы его проверки в гаражных условиях.
Как работает датчик?
Чтобы научиться выявлять неполадки указанного прибора, нужно представлять его конструкцию и понимать принцип работы. Устройство датчика несложное и включает следующие элементы:
- многовитковая катушка;
- магнитный сердечник;
- выводы катушки припаяны к контактам разъема;
- неразборный пластмассовый корпус с отверстием для крепления.
Измеритель устанавливается в непосредственной близости от зубчатого шкива, прикрепленного к коленчатому валу со стороны шестерен газораспределительного механизма. Посредством проводников датчик соединяется с главным электронным блоком, управляющим работой мотора.
Магнитный сердечник выведен наружу через торцевую часть пластикового корпуса и максимально приближен к зубьям вращающегося шкива. Просвет между деталями не превышает 1 мм.
Принцип действия прибора основан на явлении электромагнитной индукции. Когда в непосредственной близости от сердечника проходит значительная масса металла, катушка вырабатывает кратковременный электрический импульс. Зубцы крутящегося шкива вызывают череду таких импульсов, передающихся по проводам контроллеру. Благодаря этому электронный блок всегда «знает» положение коленвала, определяет верхние мертвые точки всех поршней и вовремя подает команду форсункам на впрыск топлива.
Примечание. По сигналам датчика контроллер не только своевременно направляет топливную смесь в цилиндры, но и дает команду системе зажигания вырабатывать искру, когда один из поршней выполняет такт сжатия и приближается к своей верхней точке.
Признаки неполадок датчика
Измеритель оборотов коленчатого вала считается довольно надежным устройством, исправно функционирующим от 100 тыс. км и более. Нередки случаи, когда элемент отрабатывает весь срок службы автомобиля. Неисправность датчика коленвала может возникнуть по таким причинам:
- Внутренний обрыв либо замыкание обмотки катушки возникает из-за длительного воздействия вибрации, передающейся от двигателя. Подобная поломка встречается весьма редко.
- Обрыв электрической цепи между прибором и контроллером. Причины – та же вибрация, оплавление проводников от контакта с горячими частями мотора либо случайное повреждение автолюбителем.
- Механическое разрушение корпуса случается в процессе ремонта, выполняемого в подкапотном пространстве. Например, удар сорвавшимся гаечным ключом.
- Нарушение контакта в разъеме от окисления или разбалтывания.
- Загрязнение рабочей поверхности, взаимодействующей с зубчатым шкивом.
Последний пункт списка требует отдельного пояснения. Общеизвестно, что электромагнитное поле проникает сквозь диэлектрические материалы, в том числе пыль и грязь. Но в месте расположения датчика к традиционным загрязнителям добавляются мелкие металлические частицы и стружка, летящая с шестерен. Попадая на торец сердечника, они экранируют магнитное поле, отчего электрический импульс постепенно ослабляется.
Справка. Загрязнение сердечника мельчайшими металлическими частицами характерно для изношенных силовых агрегатов с протекающими коренными сальниками. Смесь моторное масло + грязь + стружка толстым налетом покрывает находящиеся рядом детали, в том числе измеритель положения коленчатого вала.
Как хозяин автомобиля может определить симптомы неисправности датчика:
- Когда элемент полностью выходит из строя, двигатель глохнет и при последующих попытках запуска не подает признаков «жизни», поскольку контроллер не «видит» положение коленчатого вала. Аналогичный результат дает обрыв электрической цепи.
- Нестабильная работа на холостом ходу. Обороты мотора «скачут», наблюдается вибрация силового агрегата.
- Потеря мощности силового агрегата, провалы в процессе разгона.
- Увеличение расхода бензина либо солярки.
Как странно это ни звучит, но первый признак – самый благоприятный. Реанимировать «мертвый» мотор куда проще – достаточно проверить цепь или поменять сам датчик. При ненадежном контакте и прочих мелких неприятностях двигатель не отказывает, но ведет себя нестабильно. Проблема заключается в том, что при поломках других датчиков и неполадках системы зажигания силовой агрегат ведет себя таким же образом и выявить реальную неисправность гораздо сложнее.
Когда неисправен датчик расхода воздуха, положения дроссельной заслонки или лямбда – зонд, блок управления переходит на аварийный режим работы, подавая топливо по усредненным показателям. Отсюда нестабильная работа и повышенный расход. Такие же признаки наблюдаются при неполадках в цепи измерителя оборотов коленчатого вала.
Способы проверки в гаражных условиях
Когда двигатель вашего автомобиля резко «умер», необходимо снять датчик и произвести диагностику, описанную ниже. Если же мотор продолжает работать с признаками нестабильности, выполните такие манипуляции:
- Хорошенько очистите корпус прибора ветошью, смоченной органическим растворителем, – уайт-спиритом, скипидаром либо другим обезжиривателем. Особое внимание уделите торцу, обращенному в сторону зубчатого шкива.
- Убедитесь в надежности крепления. Из-за открутившегося винта датчик может отодвинуться от металлических зубьев, в результате зазор увеличится, а вырабатываемый импульс ослабеет.
- Прочистите контакты разъема от окисления.
- Осмотрите проводку на предмет оплавления либо перелома.
Если перечисленные действия не дают результата, производится демонтаж и проверка датчика коленвала мультиметром в 2 этапа. На первом измеряется сопротивление между клеммами прибора, что позволяет убедиться в целостности индукционной обмотки. Почистите контакты, включите омметр и проверьте сопротивление между ними. Нормальные показания лежат в диапазоне 500–700 Ом, при замыкании витков получите нулевое или пониженное значение, при обрыве – бесконечность.
На втором этапе испытывается работоспособность элемента согласно пошаговой инструкции:
- Переведите мультиметр в режим измерения напряжения, максимальный порог – 200 милливольт.
- Надежно прикрепите провода к контактам колодки датчика (например, зажимами типа «крокодил»).
- Возьмите любой металлический инструмент – гаечный ключ, большую отвертку или что-то подобное. Резко прикладывайте и отрывайте его от магнитного сердечника элемента, придерживая корпус рукой. Вольтметр должен показать скачки напряжения.
Совет. Если с датчиком коленчатого вала все в порядке, прозвоните проводку омметром. Возможно, причина кроется там.
Дальнейшие действия такие: поломанный измеритель оборотов коленвала меняется на новый, ремонту деталь не подлежит. Исправный датчик устанавливается обратно с соблюдением зазора, поиск неисправности продолжается в другом месте.
Несколько слов о том, как проверить датчик коленвала в пути, когда нет мультиметра и других диагностических приборов. Понадобится 2 провода и светодиодная лампочка от любого автомобильного светильника (например, салонного). Для удобства открутите элемент и подсоедините лампу к разъему, затем подносите к магниту гаечный ключ, как описывалось выше. Исправный датчик заставит светодиод вспыхивать.
Как самому поменять датчик коленвала ВАЗ 2109 инжектор: инструкции с фото
Наверное, уже не осталось таких автовладельцев, которым бы не было известно предназначение датчика положения коленвала. Датчик коленвала ВАЗ 2109 инжектор иногда называют датчиком синхронизации, потому что именно благодаря ему происходит синхронизация работы блока управления с силовым агрегатом.
В автомобиле с инжектором датчик положения коленвала выполняет ту же функцию, что и датчик Холла на авто с карбюраторным впрыском.
Основное предназначение ДПКВ на ВАЗ 2109 с инжектором — это считывание зубьев специального диска, который находится на коленвале мотора.


На таком диске есть место, в котором отсутствуют зубья — данное место отвечает верхней мертвой точке 1-го цилиндра силового агрегата. Именно благодаря данным, переданным с датчика, контролер знает, на какой именно цилиндр и когда именно нужно подать горючее и искру.
Несмотря на простоту конструкции и надежность ДПКВ в случае поломки, автомобиль с инжектором может просто не завестись, а если и заведется, то будет работать со сбоями.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Где находится?
Контролер положения коленчатого вала находится на крышке маслонасоса. Как мы уже говорили, конструкция его достаточно проста. Это небольшой магнит с катушкой, на которую намотан тонкий провод. Исключительно вынослив. ДПКВ ВАЗ 2109 с инжектором функционирует в тандеме со шкивом коленвала. Отказ датчика положения коленчатого вала — остановка мотора. Или же снижение оборотов силового агрегата до 3000—4500 об/мин. На рисунке под номером 1 болт, которым закреплен контролер, и под номером 2 — сам контролер.


Признаки неисправности
В случае отказа этого небольшого устройства автомобиль ВАЗ 2109 с инжектором может вести себя по-разному, но основные симптомы следующие:
- Ощутимое снижение динамики автомобиля на панели загорится «Check Engine».
- Двигатель может беспричинно уменьшать или увеличивать обороты.
- Неустойчивость на холостом ходу.
- Детонации в силовом агрегате при повышенной нагрузке.
- Мотор не заводится.
- Обороты мотора плавают. В особенности сразу после того как двигатель запущен.
- Увеличен расход горючего.
Способы устранения неисправностей
Если возникли проблемы с контролером положения коленчатого вала, то здесь есть только один выход. Это его замена. Ремонту он не поддается. Да и нет смысла с ним возиться, так как стоит он недорого.
Проверить ДПКВ можно двумя способами.
Установка рабочего
Нужно просто взять рабочий и установить вместо старого. Если двигатель завелся и работает, так как нужно без перебоев и не глохнет, значит, проблема именно в нем. Требуется замена. Если же нет, и работа автомобиля не наладилась, то нужно искать проблему в другом.
Проверка старого
Старый проверяется следующим образом:
- В первую очередь его необходимо снять.
- Подсоединяем к нему омметр.
- Проверяем сопротивление. У исправного оно находится в пределах 550-750 Ом.
Проверка сопротивления
Замена
Замена датчика коленчатого вала на ВАЗ 2109 — это очень простой процесс, и справиться с ним может любой автовладелец за 10-15 минут. Естественно, делать это на СТО, переплачивая лишние деньги, нет никакого смысла.
- Первым делом обязательно необходимо обесточить систему для этого от аккумуляторной батареи отсоединяем минусовую клему.
- Дальше все очень просто: одной рукой беремся за колодочку проводов и отсоединяем ее от устройства.
Отсоединенная колодочка
- Ключом откручиваем болт, при помощи которого устройство прикреплено к кронштейну.
Откручиваем болт
- Теперь остается только извлечь его из кронштейна.
Извлекаем котролер
- Проверяем его. Если он неисправен, покупаем новый, если рабочий, то можно установить обратно.
- Новое устройство или проверенное старое устанавливается в обратной последовательности.
- Ставим датчик и закрепляем болтом.
- Подсоединяем провода.
На этом работа закончена, остается завести двигатель и проверить работу.


Видео «Замена контролера»
В этом видео показано, как происходит замена контролера положения коленвала на автомобиле ВАЗ 2110. На более ранних моделях, в том числе на 2109 с инжектором, делается все аналогично.
как прозвонить устройство мультиметром и проверить тестером положение коленчатого вала
ДПКВ представляет собой устройство, предназначенное для синхронизации топливных форсунок, а также зажигания в системе впрыска горючего. Если сломался или выходит из строя датчик коленвала, признаки неисправности позволят определить поломку для своевременного ремонта и замены устройства.
Содержание
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Назначение, устройство и принцип действия
Датчик положения коленвала двигателя в автомобиле выполняет основную опцию регулировки системы впрыска горючего. Его наличие обеспечивает синхронную работу каждой форсунки мотора и системы зажигания в целом.
Контроллер состоит из следующих компонентов:
- 1 — капроновый каркас устройства;
- 2 — магнитные сердечники, эти элементы выполнены из стали;
- 3 — комплект обмотки, для которой применяется утонченный медный кабель;
- 4 — изоляционный слой электроцепи, обычно выполнен в виде эмали либо смолы.


Нестабильное функционирование контроллера приведет к сбоям во времени при подаче горючего. При работе устройства управляющий модуль автомобиля, являющийся микроконтроллером, обеспечивает правильное положение поршня в конкретный промежуток времени для каждого цилиндра ДВС.
Чтобы обеспечить регулировку посредством устройства, процесс строится по такому алгоритму:
- Коленвал силового агрегата оснащается специальным зубчатым валом. На нем два зубца отсутствуют, это сделано специально.
- Когда коленвал мотора машины начинает двигаться, все зубья проходят в непосредственной близости с контроллером. Это способствует серьезному искажению его магнитного поля.
- При прохождении вала происходит формирование сигналов в индукционной катушке контроллера. Пакетные импульсы передаются в базу информации, которая содержится в памяти микроконтроллера. Два зубчика, которые отсутствуют на валу, считаются начальной, а также нулевой точкой. Посредством отсутствия этих зубьев микропроцессорное устройство выполняет диагностику изначального расположения коленвала.
- После этого микропроцессор внутри автомобиля выполняет подсчет числа сигналов, которые были отправлены устройством. Производится процедура определения положения коленчатого вала в определенный промежуток времени.
- Затем обработанные импульсные данные передаются управляющим блоком на контроллер, использующийся для активации топливной форсунки. Последняя выполняет подачу горючего в системе зажигания.
Если датчик положения коленвала работает корректно, то двигатель автомобиля будет функционировать с максимальной производительностью. На выделение максимальной мощности силовому агрегату потребуется минимум горючего.
Разновидности датчиков
Отдельно следует рассказать о различных типах устройств:
- Магнитные индукционные ДПКВ. Данный тип устройств не требует для питания отдельного аккумулятора. Для импульса управляющего модуля инициируется величина напряжения в конкретное время. Это происходит тогда, когда через магнитное поле проходит синхронизационный зубчик. Магнитное поле появляется вокруг контроллера, а само устройство контролирует обороты вала и может применяться в качестве скоростного контроллера.
- Контроллер Холла, его работа основана на эффекте Холла. Это свидетельствует о том, что передача тока начинается в момент, когда меняющееся поле подается на устройство. Синхронизационный вал выполняет перекрытие самого поля, посредством зубчиков взаимодействуя с полем, появившимся вокруг контроллера. Контроллер, работа которого основана на эффекте Холла, применяется в качестве распределительного устройства зажигания.
- Устройство оптического типа. Такая разновидность контроллеров включает в себя вал, выполняющий синхронизацию посредством отверстий либо зубчиков. Диск производит перекрытие светового потока, проходящего между диодным элементом и приемником. Последний выполняет переработку поступившего светового потока в сигнал. В результате напряжение подается на микропроцессорный модуль.
Где находится датчик коленвала?
Контроллер устанавливается в моторном отсеке на специальном кронштейне. Последний располагается в центральной части вала на приводном устройстве генераторной установки. На современных машинах ДПКВ обычно располагается не впритык, а с небольшим зазором рядом с зубчатым валом. Последний составляет 1-1,5 мм.


Основные признаки неисправности ДПКВ
Неисправный датчик либо неполадки в работе сенсора устройства можно определить по признакам:
- Силовой агрегат автомобиля стал детонировать. При работе мотора на холостых оборотах либо при увеличении скорости проявляется стук гидрокомпенсаторов. Так называемые пальчики могут стучать при езде в гору на низких оборотах ДВС.
- Мотор машины стал функционировать не так устойчиво, как ранее. Обороты силового агрегата могут резко упасть при движении на холостом ходу или измениться в большую сторону. Транспортное средство может заглохнуть при езде на холостых оборотах, стоя в пробке или на светофоре.
- Силовой агрегат не набирает нужное количество оборотов, хотя функционирует на максимальной мощности.
- Мощность двигателя машины может упасть, а затем увеличиться. При этом водитель не будет предпринимать каких-либо действий.
- Заметно падают аэродинамические свойства и характеристики машины.
- Появляются неполадки в пуске силового агрегата. Мотор может не запускаться либо заводиться и быстро глохнуть.
- При выполнении зажигания пропадает искра. Она может не появляться вовсе или возникать с определенной периодичностью.
Если автовладельцем было обнаружено не меньше трех «симптомов» неисправности ДПКВ, устройство подлежит замене.
Надо учесть, что описанные неполадки не всегда говорят о поломке контроллера. Они могут свидетельствовать и о других неисправностях в работе силового агрегата. К примеру, резкое изменение мощности ДВС и падение оборотов говорит о засорении топливного насоса либо магистралей, подведенных к нему. Признаки неисправности в работе ДПКВ могут возникнуть при загрязнении разъема подключения датчика.
Канал Govorun4eg Auto на практике показал признаки неполадок в работе ДПКВ.
Как проверить ДПКВ на работоспособность?
Проверка работы ДПКВ может быть выполнена тремя способами:
- мультиметром либо другим аналогичным тестером;
- посредством комплексной проверки;
- с помощью осциллографа.
Диагностика датчика положения коленвала омметром
Используя омметр, можно прозвонить обмотку контроллера для замера величины сопротивления. При отсутствии омметра допускается применение мультиметров. В результате диагностики на рабочем датчике параметр сопротивления должен составить от 550 до 750 Ом.
Сам процесс прозвона заключается в замере величины сопротивления катушки в индуктивном контроллере. Если этот элемент устройства неработоспособен, то неисправность отразится на рабочем параметре сопротивления. Поэтому перед выполнением проверки надо выставить необходимый диапазон и произвести диагностику корректности функционирования устройства посредством щупов.
Метод проверки датчика коленвала с помощью омметра считается самым простым в плане реализации, но он не может дать 100-процентный результат.
Николай Ваганов продемонстрировал процедуру диагностики ДПКВ посредством мультиметра.
Комплексная диагностика датчика положения коленвала
Если обнаружены в работе датчика коленвала признаки неисправности, можно прибегнуть к методу комплексной проверки. Такой вариант диагностики является сложным в плане реализации, но более точным. Для его выполнения потребуется комплекс приборов и оборудования, имеющийся не на каждом СТО.
Для реализации задачи понадобится:
- мегомметр;
- сетевое трансформаторное устройство, будет применяться для расшифровки информации;
- традиционный образец устройства для замера индуктивности;
- мультиметр либо цифровой вольтметр.
При выполнении комплексной диагностики датчика коленвала рекомендуется поддерживать температурный режим в районе 20-22 градусов. Это условие требуется для обеспечения корректных значений, которые будет выдавать оборудование.
Особенности проведения комплексной диагностики устройства:
- Посредством омметра либо другого тестера выполняется диагностика рабочей величины сопротивления.
- Используя устройство для замера индуктивности, производится измерение величины индукции на обмотке контроллера. Если датчик работоспособен, то полученная величина должна составить в районе 250-400 мГн.
- Затем выполняется процедура измерения величины сопротивления на изоляционном слое. При подаче напряжения 500 вольт значение рабочего параметра должно быть около 20 мОм. Сетевое трансформаторное устройство потребуется в случае появления периодического намагничивания контроллера. Если устройство исправно, то все полученные в результате проверки значения будут находиться в установленных пределах.
Канал Автоэлектрика ВЧ показал еще один уникальный вариант диагностики контроллера — с использованием гаечного ключа.
Диагностика подачи сигнала датчиком положения коленвала с помощью осциллографа
Этот вариант диагностики является наиболее точным из всех описанных. Все потому, что выполняется проверка не только комплектующей запчасти для коленчатого вала, но и его конструкции при функционировании двигателя. Суть диагностики состоит в подключении осциллографа к контроллеру и мониторинга сигналов посредством пиктограмм, которые отходят от него. При выполнении проверки не нужно снимать датчик с силового агрегата, поскольку все действия будут выполняться на запущенном ДВС.
Алгоритм диагностики:
- Кабель с черным зажимом соединяется с массой или «землей» силового агрегата автомобиля.
- Затем производится монтаж пробника щупа к сигнальным контактам непосредственно контроллера. Подключение выполняется по параллели. Чтобы определить сигнальный выход, соответствующий разъем должен иметь маркировку с символом А.
- Следующим этапом будет подключение второго щупа диагностического оборудования. Разъем соединяется с аналоговым входом с компьютером или ноутбуком. На последнем должно быть заранее установлено и настроено программное обеспечение.
- При корректном соединении всех электроцепей на экране ПК появится сигнал от осциллографа. Он будет выполнен в виде графика. Напряжение импульса определяется на входе диагностирующегося контроллера.
- Для выполнения диагностики на оборудовании надо указать особый режим вывода графика. Этот режим именуется как Inductive Crankshaft. После установки всех параметров производится запуск силового агрегата. Затем выполняется мониторинг всех параметров от контроллера.
При получении импульса от контроллера, не соответствующего номинальным параметрам, силовой агрегат будет заметно подергиваться. При запуске мотора могут проявляться трудности.
Появление таких дефектов при мониторинге выходных импульсов у контроллера сообщит о следующих неполадках:
- неисправности в работе конструкции контроллера;
- неполадки в работе элемента, предназначенного для работы с синхронизирующим валом;
- неисправности в зубчиках.
Точно определить, какой из компонентов неработоспособен, получится после полной диагностики типа изменения импульсных волн. Обычно замене подлежит не сам контроллер, а зубчатый диск — со временем он изнашивается и приходит в негодность.
Канал Диагностика автомобилей рассказал об особенностях проверки ДПКВ с использованием карманного осциллографа.
Как заменить ДПКВ?
Чтобы обеспечить более удобный демонтаж и процедуру регулировки или замены контроллера, к нему подключается кабель длиной 50-70 см. Этот провод оснащается специальными разъемами для гаечных ключей. С целью осуществления настройки положения контроллера потребуется регулировка шайбы, зафиксированной над посадочным местом устройства. Процедура корректировки этой шайбы осуществляется в гаражных условиях либо на СТО. Правильная регулировка даст возможность избежать быстрого выхода из строя цилиндров силового агрегата и понизить расход горючего.
Алгоритм действия при замене контроллера:
- Обесточивается контроллер, для этого надо отключить разъем с проводкой от устройства.
- С использованием торцевого гаечного ключа выполняется откручивание винта, фиксирующего устройство к посадочному месту.
- Сам контроллер демонтируется.
- Производится монтаж исправного контроллера в место посадки. Винт, фиксирующий устройство, закручивается обратно. Производится подключение разъема с проводами.
- После установки контроллера надо произвести контрольную диагностику измерения величины люфта. Проверяется зазор между зубчиками шкива приводного устройства генераторной установки, а также сердечником контроллера. Для измерения параметра используется комплект щупов. Величина люфта должна быть от 0,39 до 0,41 мм, в идеале — 1 мм.
Если диагностика показала, что зазор значительно отклонен от необходимой величины, то производится регулировка положения контроллера. Либо надо избавиться от имеющихся загрязнений. После проведения замены выполняется пуск ДВС и диагностика правильности выполненных работ.
Видео «Пример замены ДПКВ на автомобиле ВАЗ»
Канал В гараже у Сандро рассказал об особенностях замены контроллера в автомобилях ВАЗ десятого семейства, а также Калине, Гранте и Приоре.
Проверка датчика положения коленвала (ДПКВ) на ВАЗ 2114: Проверка мультиметром » НаДомкрат
ДПКВ для ВАЗ 2114
Признаки неисправности
Как проверить датчик коленвала? Этот вопрос является актуальным у многих автолюбителей и требует внимания для изучения.
Современный автомобиль невозможно представить без датчика положения коленвала. Именно он говорит компьютеру, где сейчас находится коленвал и какой цилиндр сейчас работает. Существует масса неисправностей, с которыми может быть, так или иначе связан ДПКВ на автомобиле ВАЗ 2114:
- нестабильность оборотов;
- отсутствие показаний на приборной панели при попытке запуска двигателя;
- ухудшение динамики автомобиля;
- несоответствие оборотов.
Учитывая все вышеупомянутые неисправности, можно сделать вывод о том, что ДПКВ ваз 2114 является неотъемлемой частью в работе двигателя. Благодаря его стабильной работе езда на автомобиле становится плавной, мягкой и контролируемой. А ведь именно этого желает каждый автолюбитель, иметь надежного четырехколесного полностью подвластного и исправного коня. Чтобы при легком нажатии на педаль газа он резво выполнял все команды и набирал требуемую скорость.
Бортовой компьютер автомобиля ВАЗ 2114 отображает только одну аварию, связанную с ДПКВ – ошибка датчика положения коленвала «CHENG ENGINE»
На сегодняшний день существует несколько типов датчиков положения коленвала. Но они оба имеют практически одинаковое устройство. Имеется стальной сердечник, на который намотана обмотка. При поднесении и отводе металлического предмета от чувствительной поверхности в обмотках наводится ЭДС. Но при этом на нее подается небольшое по величине постоянное напряжение, то есть получается своего рода постоянный электромагнит. При искажении поля, которого происходит искажение ЭДС, которое и фиксируется бортовым компьютером.
Исходя из принципа работы и устройства датчика положения коленвала, можно перечислить следующие способы его проверки:
- проверка датчика положения коленвала методом измерения сопротивления мультиметром или стрелочным тестером;
- измерить выходное напряжение прибором при работе двигателя в режиме измерения переменного напряжения;
- применение осциллографа.
Прежде, чем приступать к проверке датчик, следует сначала убедиться в правильном зазоре и отсутствии грязи на нем. В особенности металлической пыли и графитовых смазок. Это все может заменить металлический предмет, который станет источником помех. Зазор должен быть не более 1 мм и при этом датчик должен быть чист.
После того как провели визуальный контроль его состояния и положения на месте, необходимо снять его. Это делается еще проще, потому что он закреплен всего одним болтом в специальном кронштейне, который в свою очередь является частью боковой крышки двигателя автомобиля ВАЗ 2114. Достав датчик из крепления, внимательно осмотрите его на объект внешних дефектов, которые и могли привести к выходу его из строя. После того, как убедились в его внешней целостности необходимо приступать к диагностированию с помощью дополнительных устройств.
Измерение входного сопротивление
Мультиметр
Самым простым способом является проверка дпкв мультиметром и заключается в измерении сопротивления его обмотки. Для этого необходимо иметь соответствующий прибор, который способен с этим справиться. Если же такого прибора нет, то придется прибегать к радиолюбительству. Итак, переключив свой мультиметр в режим измерения сопротивления, и установив переключатель пределов на 2кОм, надежно установите щупы прибора на контакты датчика, при этом они должны быть чисты.
Чтобы этого добиться его можно промыть спиртом или бензином. Может это и окажется причиной неисправности. Установив щупы на контакты, наблюдаем показания прибора, которые должны вписываться в диапазон от 550 до 750 Ом. Если это так, то скорее датчик исправен. Но это можно утверждать с вероятностью 50%, потому что при пробоях и замыканиях сопротивления могут изменяться. И если у нового оно было 750 Ом, а при проверке выяснилось, что оно составляет 500 Ом, то это говорит, что он неисправен. И у него произошло межвитковое короткое замыкание.
Это приводит к снижению уровня импульса, который детектируется контроллером. Поэтому чтобы быть уверенным в его 100% исправности необходимо обратиться к паспортным данным, в которых будет указано его точное сопротивление и индуктивность. Исходя из этого, можно проверить и индуктивность обмотки датчика. Для этого необходимо перевести свой прибор в режим измерения индуктивности, если конечно такой имеется. Показания на исправном датчике должны составлять до 400 мГн при сопротивлении 750 Ом. Если по паспорту датчик имеет сопротивление 500 Ом, то соответственно его индуктивность будет составлять 200 мГн. Если это так, то датчик исправен.
Кроме того следует проверить состояние изоляции датчика. Для этого необходимо иметь мегаомметр. Хоть и в мультиметре имеется режим измерения высокого сопротивления, но оно измеряется с низким напряжением и высоко погрешностью, мегаомметр же выдает напряжение до 500 В и он является отдельным прибором. Итак, установив напряжение измерения на приборе 500 В и точность измерения 10% при нормальных условиях (20-22), становимся одним концом щупа на корпус датчика, а вторым на контакт. Сопротивление не должно быть менее 20 МОм.
Измерение переменного напряжения
Проверка дпкв ваз 2114 методом измерения переменной составляющей выходного сигнала заключается в следующем. Для того, чтобы измерить переменную составляющую напряжения, необходимо обеспечить появление и отсутствие металла у его чувствительной поверхности с частотой не менее 200 Гц. Для этого можно использовать вспомогательный двигатель с диском и прорезью или выступом, в зависимости от типа датчика. А обмотку датчика запитать постоянным напряжением 1 или 2 В. Затем мультиметр перевести в режим измерения напряжения на предел до 2 В переменного типа. Далее необходимо взять конденсатор емкостью не менее 1 мкФ и подключить к оному из выводов датчика положения коленвала, а второй конец к одному щупу. Второй щуп поставить на второй контакт катушки и включить наш получившийся стенд. На показаниях прибора должно появляться напряжение при вращении диска, это говорит о том, что он исправен. Но, к сожалению, этого номинала напряжения в паспортных данных вы не увидите. Потому что зависит от выбранной емкости, чем больше ее увеличивать, тем ближе показания будут к напряжению питания.
Использование осциллографа
Использование осциллографа
Этот способ является самым надежным и с его помощью можно на 100% быть уверенным в текущем состоянии датчика. Для этого необходимо включить осциллограф на предел 10 мс и амплитуда 1 В/дел. И пытаться завести двигатель стартером. При этом на хорошо заряженном аккумуляторе двигатель должен разгоняться стартером до 800 об/мин, это будет соответствовать частоте 200 Гц и соответствующее периоду 5 мс/дел. Вы должны наблюдать импульсы, один период которых занимает две клетки.
Неисправности датчика положения коленчатого вала (ДПКВ)
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) необходим для синхронизации работы системы управления инжекторным двигателем (ЭСУД) с положением его коленчатого вала.
Признаки неисправности датчика положения коленчатого вала
— Двигатель автомобиля не запускается
Вышел из строя сам датчик, либо нарушена его электрическая цепь. ДПКВ — единственный датчик системы управления инжекторного двигателя при выходе из строя которого двигатель не запускается.
— Двигатель автомобиля запускается с трудом (запускается и глохнет)
— Неустойчивый холостой ход двигателя
— Провалы, рывки при нажатии на педаль газа
Причинами неисправности (затрудненный запуск, нестабильный холостой ход, провалы и рывки) будут: ослабление крепления датчика, его загрязнение, зазор между наконечником датчика и зубчатым венцом не соответствует норме (1±0,2 мм для ВАЗ), повреждение зубчатого венца шкива привода генератора, отсутствие подачи напряжения на датчик с блока управления (повреждена цепь датчика).
При появлении какого-либо из перечисленных признаков неисправности ДПКВ снимаем его, проводим проверку самого датчика и его электрической цепи. Подробнее: «Проверка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099». Исправный датчик должен выдавать сопротивление 500-700 Ом.
Примечания и дополнения
— При выходе из строя ДПКВ в щитке приборов загорается контрольная лампа «Проверь двигатель» (CHEK ENGINE).
— Датчик положения коленчатого вала выдает блоку управления (ЭБУ) системы о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала в настоящий момент. На основании этой информации блок управления регулирует угол опережения зажигания. силу разряда на свечах зажигания, момент и продолжительность впрыска топлива форсунками.
Еще статьи по датчикам системы управления инжекторного двигателя (ЭСУД) автомобиля
— Проверка регулятора холостого хода (РХХ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика положения распределительного вала (ДПРВ, датчик фаз) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика кислорода (ДК, лямбда-зонд) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099