Колёсная формула Википедия
Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]:
- [общее число колёс] × [число ведущих колёс],
при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2]. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.
В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двускатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1(например, автомобиль ГАЗ-2752), 4х2.2 (автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных — 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537).
Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двускатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).[3]
Также колёсной формулой называют осевую формулу локомотива[1].
Впервые попытка создать многоосный автомобиль была предпринята в 1898 году [2]. В СССР первым серийным многоосным (с колёсной формулой 6 × 4) автомобилем был ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 т, выпускавшийся с 1932 года[2].
Привод 4х4: первый патент на паровой автомобиль с приводом всех колес 4х4 получил в 1893 году английский инженер Брама Джозеф Диплок и сделал один экземпляр, в 1900 году Фердинанд Порше поставил на каждое колесо своего электромобиля по двигателю, а самым первым автомобилем традиционной конструкции с приводом 4х4 стал Spyker 60 HP 1903 года[4].
Колёсная формула — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Колёсная формула — условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]:
- [общее число колёс] × [число ведущих колёс],
при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2]. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.
В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двухскатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1, 4х2.2 (например, автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х2.1, 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных — 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537). [3]
Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двухскатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).[3]
Также колёсной формулой называют осевую формулу локомотива[1].
История
Впервые попытка создать многоосный автомобиль была предпринята в 1898 году[2]. В СССР первым серийным многоосным (с колёсной формулой 6 × 4) автомобилем был ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 т, выпускавшийся с 1932 года[2].
Привод 4х4: первый патент на паровой автомобиль с приводом всех колес 4х4 получил в 1893 году английский инженер Брама Джозеф Диплок и сделал один экземпляр, в 1900 году Фердинанд Порше поставил на каждое колесо своего электромобиля по двигателю, а самым первым автомобилем традиционной конструкции с приводом 4х4 стал Spyker 60 HP 1903 года
Видео по теме
Рекорды
Наибольшая колёсная формула, реализованная в серийно выпускавшемся изделии: 16 × 16 / 12 (шасси МЗКТ-79221 в составе ракетного комплекса стратегического назначения «Тополь-М»).
Наибольшая колёсная формула, реализованная в штучно выпускавшемся изделии: 24 × 24 / 16 (МАЗ-7907).
Колёсные формулы типовых грузовиков
Колёсные формулы грузовиков производства СССР и СНГ.
Галерея
См. также
- Трёхосные автомобили МАЗ-515 и МАЗ-516 имели колёсную формулу 6×2, вторая ось была подъёмной.
- Карьерный самосвал Oshkosh M911 грузоподъёмностью 40 тонн имеет колёсную формулу 8×6, вторая ось подъёмная, постоянный полный привод на передний мост и на заднюю тележку (третья и четвёртая ось).
Примечания
Колёсная формула Википедия
Колёсная формула
— условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]:- [общее число колёс] × [число ведущих колёс],
при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2]. Например, колёсная формула 6 × 4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие (например, ЗИС-6). Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4 × 4, 6 × 6, 8 × 8, 10 × 10 и т. д.). Для многоосных автомобилей в колёсной формуле иногда указывают количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16 × 16 / 12). В этом случае третья цифра отделяется косой чертой.
В том случае, если третья цифра 2 или 1 и отделена от второй цифры точкой, то она указывает на тип ошиновки ведущей оси. Если используется цифра 2, значит ведущая задняя ось (оси, тележка) имеет двускатную ошиновку, а цифра 1 указывает, что все колеса односкатные, таким образом, для двухосных грузовых автомобилей и автобусов применяются формулы 4х2.1(например, автомобиль ГАЗ-2752), 4х2.2 (автомобиль ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-677), 4х4.2 (автобус ПАЗ-3206), 4х4.1 (УАЗ-2206, ГАЗ-66-11). Для трехосных автомобилей применяются формулы 6х4.2 (например, МАЗ-64226), 6х4.1, 6х6.2 (лесовоз КрАЗ-643701), 6х6.1 (КамАЗ-43101), 6х2.2 (тягач «Мерседес-Бенц-2235»). Для четырехосных — 8х4.2, 8х4.1, 8х8.2, 8х8.1 (МАЗ-537).
Для сочлененных автобусов в формулу введена четвёртая цифра 1 или 2, отделенная от третьей цифры точкой. Цифра 1 указывает на то, что ось прицепной части автобуса имеет односкатную ошиновку, а цифра 2 – имеет место двускатная ошиновка. Таким образом, для сочлененных автобусов применяются формулы 6х2.2.1 (“Икарус-280.64”) и 6х2.2.2 (“Икарус-283.00”).[3]
Также колёсной формулой называют осевую формулу локомотива[1].
Впервые попытка создать многоосный автомобиль была предпринята в 1898 году [2]. В СССР первым серийным многоосным (с колёсной формулой 6 × 4) автомобилем был ЯГ-10 грузоподъёмностью 8 т, выпускавшийся с 1932 года[2].
Привод 4х4: первый патент на паровой автомобиль с приводом всех колес 4х4 получил в 1893 году английский инженер Брама Джозеф Диплок и сделал один экземпляр, в 1900 году Фердинанд Порше поставил на каждое колесо своего электромобиля по двигателю, а самым первым автомобилем традиционной конструкции с приводом 4х4 стал Spyker 60 HP 1903 года[4].
Колесная арифметика — журнал За рулем
ТЕХНИКА
/ОБОЗРЕНИЕ
КОЛЕСНАЯ АРИФМЕТИКА
В НЕЙ ЛИШЬ ОДНО ДЕЙСТВИЕ — «УМНОЖЕНИЕ»:
ОБЩЕГО ЧИСЛА КОЛЕС НА ВЕДУЩИЕ
ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
РИСУНОК / АЛЕКСАНДР КРАСНОВ
ОТ БЕГУЩИХ «НОГ»
К ВЕДУЩИМ КОЛЕСАМ
Ныне трудно представить, что когда-то предлагались автомобили с колесной формулой… 4х0 — авторы идеи почему-то считали, что только вращением колес экипаж с места не стронуть! Вот и приделали к специальным шатунам ноги-грунтозацепы, которые «шагали» по дороге.
Конструкторы минувших времен прошли также варианты 3х1, 3х2, пока, наконец, не остановились на привычной всем нам формуле 4х2. То есть из четырех колес автомобиля два — ведущие.
Сегодня такая схема немыслима без дифференциала, позволяющего правому и левому ведущим колесам вращаться с разной скоростью, что совершенно необходимо для прохождения поворотов. Но обычный симметричный дифференциал, разделяя крутящий момент поровну между полуосями, превращает колесную формулу в 4х1, стоит только одному из колес попасть на скользкую поверхность. Вот если бы создать на буксующем колесе сопротивление, притормозить его отдельно, тогда на второе колесо пойдет больший момент и оно, возможно, вытащит машину из беды. Но… обычные тормоза действуют строго симметрично. Другое дело, если автомобиль оснащен электронной противобуксовочной системой с индивидуальными датчиками вращения колес и распределителем тормозного усилия. Умные тормоза способны «обмануть» простоватый дифференциал!
Подобного эффекта можно добиться и механическими средствами, применив вместо обычного дифференциала так называемый кулачковый повышенного трения, который не допустит полной остановки одного из ведущих колес. Есть вариант попроще для конструкторов, но посложнее для водителей — обычный симметричный дифференциал. Его можно заблокировать принудительно. В соревновании механических и электронных устройств победа — за последними. Они надежнее, точнее и… проще!
ДОЛОЙ КОЛЕСА-НАХЛЕБНИКИ
Поскольку в массе своей автомобили чаще имели задние ведущие колеса, первой получила распространение полноприводная схема с подключаемым передним мостом. Трансмиссия усложнялась вначале лишь ради повышения внедорожных качеств, поэтому о межосевом дифференциале еще не думали (в грязи и на снегу небольшая пробуксовка просто незаметна). В итоге родилась схема популярного до сих пор «козла». И не надо думать, что она осталась лишь на «полуармейских» вездеходах. Так устроены, например, и вполне цивильные «КИА-Спортидж», » Сузуки Джимни Кросс Кантри»… Если автомобиль изначально проектировался как переднеприводный, то не исключен и вариант с подключаемым задним мостом: таков, например, ЛуАЗ.
Как правило, в этих вседорожниках полный привод в раздаточной коробке можно подключить прямо на ходу, остальное сделают автоматические муфты на колесах. Конструкторы » Сузуки Джимни» обошлись вообще без обгонных муфт, отключая передние колеса «у основания» их приводов. В УАЗах еще остались муфты с ручным включением, требующие обязательной экипировки водителя болотными сапогами. Вообще говоря, эти муфты если и нужны, то лишь для автомобилей, проводящих большую часть жизни на шоссе: благодаря им приводы отключенных от двигателя (но не от дороги!) колес не вращаются зазря и, стало быть, не изнашиваются. Ну, и расход топлива чуть уменьшается. Кстати, авторы ЛуАЗа, предназначенного в первую очередь для сельской глубинки, создавая свой вездеход, никаких муфт не ставили, не забыв, однако, о колесных редукторах, увеличивающих дорожный просвет малютки.
Из-за отсутствия межосевого дифференциала включать такой полный привод стоит только на бездорожье, причем ненадолго, и двигаться не быстрее 60 км/ч. Компенсацией за неудобства владельцу служат лучшие внедорожные качества «проходимца».
ЗНАЙ НАШИХ!
Было бы странно, если бы Россия с ее немереными направлениями не сказала своего слова в области полного привода. И она его… «прокричала» на весь мир! Речь идет об известной всем «Ниве», открывшей новый класс автомобилей, называемый сегодня SUV (в вольном переводе — «для активного отдыха»). Вообще-то изначально ставилась задача обеспечить комфортабельным ВСЕдорожным транспортным средством тружеников села, до которых народные «жигули» физически не могли добраться, особенно по весне или осени. А поскольку конструкторам надо было обойтись легковыми ведущими мостами, не способными выдержать возросший крутящий момент, они избрали экзотическую для той поры схему: постоянный полный привод с межосевым симметричным дифференциалом. Получившийся автомобиль удивил всю мировую автообщественность: оказалось, возможно сделать машину, хорошо управляемую и достаточно скоростную на шоссе и в то же время способную преодолевать настоящее бездорожье. (Тут помогали принудительная блокировка межосевого дифференциала и понижающая передача в «раздатке»). Именно «Нива» вызвала к жизни столь многочисленные нынче «паркетные джипы», большинству которых до ее проходимости — как до Луны.
НА БЕЗДОРОЖЬЕ ХОРОШО И НА АСФАЛЬТЕ — ЛУЧШЕ!
Полный привод благотворно сказывается на управляемости автомобиля — если, конечно, обеспечить более-менее гибкое распределение крутящего момента между осями. Да и для разгона до «сотни» за считанные секунды силы сцепления лишь пары колес может не хватить. Поэтому по формуле 4х4 «рассчитали» и дорожные машины.
Межосевой дифференциал стал несимметричным (то есть с заданным или даже регулируемым коэффициентом распределения момента по осям) и занял место в шоссейных полноприводниках — например, «Субару» и «Порше-Каррера 4». В последнем момент между осями распределяет вискомуфта — набор ведущих и ведомых дисков в картере, заполненном силиконовой «смазкой». Чем больше разница в скорости вращения этих пакетов, тем больший момент передается от ведущего к ведомому с помощью вязкого трения: здесь — до 40% тяги для передних колес. У » Subaru Legacy Outback/»>Субару Легаси Аутбек» оригинальная схема с межосевым дифференциалом и параллельно включенной вискомуфтой вместо механической блокировки. Благодаря ей отпадает необходимость что-либо переключать вручную, разве что в самом тяжелом случае воспользоваться понижающей (1,2:1) передачей.
К сожалению, придумать одну какую-нибудь, лучшую во всех отношениях схему невозможно. За новые достоинства приходится платить недостатками. Вот, например, два полноприводных «Гольфа»: «Синкро» и «Фирмоушн» (4MOTION, «Фир» по-немецки четыре). Первый из них, с вискомуфтой не относится к популярным моделям — дороговат. Его трансмиссия ведет себя до некоторой степени «по-умному», позволяя заданным образом распределять моменты на ведущие оси и тем самым изменять поведение автомобиля на трассе. Сложности возникают при сопряжении такой системы с АБС (приходится добавлять обгонные муфты в ступицах), на скользкой дороге автомобиль проявляет выраженную недостаточную поворачиваемость, а момента, передаваемого на заднюю ось, иногда не хватает.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Недавняя серийная новинка — «Гольф-Фирмоушн» с автоматическим межосевым сцеплением. Лет пять назад разработчики обратили внимание на пластинчатое сцепление шведской фирмы «Халдекс». Его основа — пакет металлических дисков, вращающихся в масляной ванне (подобно тому, как делалось, в частности, на американских машинах еще в 30-е годы). При сжатии в осевом направлении сила трения в нем пропорционально возрастает. Такое сцепление может работать с буксованием сколь угодно долго, в отличие от сухого дискового. Оставалось «лишь» написать программу управления узлом применительно к конкретному автомобилю, и новый полный привод получил путевку в жизнь.
В «Гольфе» пластинчатое сцепление установлено на редукторе заднего моста, там, где раньше была вискомуфта. Ведущие диски соединены с карданным валом, ведомые — с главной передачей. Два роторно-поршневых гидронасоса, которые обеспечивают необходимое усилие сжатия пакета дисков, управляются специальным компьютером. Сюда стекаются сигналы от колес
Колёсная формула — это… Что такое Колёсная формула?
- Колёсная формула
1) условный индекс, принятый для обозначения числа ведущих колёс автомобилей, в котором первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая — числу ведущих (например, ЗИЛ-130 — 4 × 2, ГАЗ-66 — 4 × 4, ЗИЛ-131 — 6 × 6). 2) Условное числовое (или буквенное) обозначение ходовой части локомотива, называющееся также осевой формулой, указывает число и расположение колёсных осей. Первые цифры К. ф. — число передних поддерживающих осей, вторые — число движущих (передающих вращающий момент) осей, третьи — число задних поддерживающих осей. Современные локомотивы, как правило, не имеют поддерживающих осей, а движущие оси объединены в двух- или трёхосные тележки (обозначение К. ф.: 2—2 или 3—3; за рубежом В—В или С—С). Для локомотива с электропередачей к К. ф. добавляют индекс у цифры, обозначающий, что движущие оси имеют тяговые двигатели (например, электровоз ВЛ-10 имеет К. ф. 2
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Колёсная пара
- Колёсное судно
Смотреть что такое «Колёсная формула» в других словарях:
Колёсная формула 8×8 — Колёсная формула обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: [общее число колёс]×[число ведущих колёс]. Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие… … Википедия
Колёсная формула — Колёсная формула условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами[1]: [общее число колёс]×[число ведущих колёс], при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо[2].… … Википедия
КОЛЁСНАЯ ФОРМУЛА — 1) условная хар ка ходовой части автомобиля, в к рой первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая числу ведущих (напр., ЗИЛ 130 4 X 2, ГАЗ 66 4X4, ЗИЛ 131 6 X 6). 2) Условная хар ка ходовой части локомотива, наз. также осевой формулой; … Большой энциклопедический политехнический словарь
формула колёсная — – см. колёсная формула. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Выдра (Бронированная колёсная машина ВДВ) — Боевые машины завода КАМАЗ. Справа налево: бронированная колёсная машина ВДВ на узлах и агрегатах КАМАЗ 43501, КАМАЗ 43269 «Выстрел», опытное бронешасси 6×6 на узлах и агрегатах КАМАЗ с башней … Википедия
Формула V6 Азия — Категория Одноместная Страна или регион Азия Дебют 2006 Роспуск 2009 Пилоты 7 … Википедия
Формула-3 — (англ. Formula 3) класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Ра … Википедия
Формула 3 — (англ. Formula 3) класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Разрабатывалась как третий по силе класс ФИА после Формулы 1 и Формулы 2 (в настоящее время место Формулы 2 занимает Формула 3000). Чемпионаты Формулы 3 проводятся в … Википедия
Формула Мастер — Болид серии Международная Формула Мастер (англ. International Formula Master, IFM) юниорская автогоночная серия, созданная в 2007 году в качестве «гонок поддержки» для Чемпионата мира по автогонкам в классе Туринг (WTCC). Создатель первенства … … Википедия
Колесная формула — Колёсная формула обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: [общее число колёс]×[число ведущих колёс]. Например, колёсная формула 6×4 означает, что автомобиль имеет 6 колёс, 4 из которых ведущие… … Википедия
Колёсная формула 6х2/4! Что значит «4» в этой формуле??
Спроси тут <a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:cnpocuTYT»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Давно не было секса? <a rel=»nofollow» href=»https://vk.cc/5OPKbT» target=»_blank»>Жми Сюда!</a>
Варианты переключения раздатки наверно
Может формула 6×4/2
Проходимость — это эксплуатационное свойство, которое позволяет автомобилю уверенно двигаться по плохим дорогам, по пересеченной местности вне дорог, преодолевать препятствия (канавы, рвы, пороги) без дополнительных устройств. Проходимость автомобиля имеет большое значение для автомобилистов, работающих в сельском хозяйстве, лесной промышленности, на строительстве и в карьерах. По уровню проходимости автомобили подразделяются на три категории:
Принадлежность автомобиля к категории проходимости определяют по совокупности нескольких параметров:
Автомобили ограниченной проходимости предназначены для работы на дорогах с твердым покрытием и на сухих грунтовых. Они имеют неполноприводные колесные формулы 4X2, 6X2, 6X4, 8X4, удельную мощность 9,5- 20 кВт/т, относительно высокое давление колес на опорную поверхность 0,15-0,35 МПа, зависимую подвеску и простые симметричные дифференциалы. Примеры автомобилей ограниченной проходимости: 4х2 6х2 Автомобили повышенной проходимости используют как на всех видах дорог, так и вне дорог и для преодоления естественных препятствий. Конструктивно они мало отличаются от дорожных, так как создаются на базе их агрегатов и узлов. Проходимость достигается за счет привода всех колес, широкопрофильными и арочными шинами, регулированием давления в шинах. В трансмиссиях таких автомобилей устанавливают дифференциалы повышенного внутреннего трения и блокируемые. Часто на них устанавливают средства самовытаскивания, лебедки, устройства преодоления вброд водных преград. Колесная формула таких автомобилей 4X4 и 6X6, их удельная мощность в 1,2 … 1,5 раза выше, чем у автомобилей ограниченной проходимости, давление на опорную поверхность изменяется от 0,04 до 0,1 МПа; некоторые грузовые автомобили имеют независимую подвеску колес. Примеры автомобилей повышенной проходимости: 4х4 6х6 Автомобили высокой проходимости предназначены для установки специального оборудования и работы в самых тяжелых дорожных условиях бездорожья. Они способны преодолевать естественные, искусственные препятствия различного типа и достаточно глубокие водные преграды. Это многоосные полноприводные автомобили с колесной формулой 8X8, 10Х10, 12Х12 очень низким давлением движителя на опорную поверхность (до 0,02 МПа и менее), высокой удельной мощностью (до 25… 40 кВт/т) с независимой подвеской всех колес. Они выполняются по своеобразным компоновочным схемам с шинами сверхнизкого давления (арочных, пневмокатков, крупногабаритных диаметром 3…5 м). Трансмиссии оснащены самоблокирующими дифференциалами, установлены специальные устройства для преодоления глубоких водных преград, рвов, канав и других препятствий. Примеры автомобилей высокой проходимости: 8×8 10х10 К преодолеваемым препятствиям относят: уклоны, барьерные и дискретные препятствия, водные преграды. Препятствия могут быть естественными и искусственными. При движении автомобиля по пересеченной местности ему приходится преодолевать продольные уклоны (подъемы и спуски) и поперечные уклоны. Земная поверхность уклонами 6-17 градусов составляет около 23%, с уклонами более 170 — около 19%. Крутизна оврагов в среднем составляет 10-150. Барьерными препятствиями считают дорожные насыпи, ирригационные и мелиоративные каналы,придорожные кюветы, рвы, траншеи и канавы, эскарпы, контрэскарпы, стенки. Профиль барьерных препятствий образуют сочетания порогов высотой h и шириной b и коротких уклонов с углами y и b. 10-15 % дорожных насыпей имеют высоту 1,5-3 м и крутизну 20-340, остальные меньшую высоту и крутизну. Рвами считают барьерные препятствия с крутизной скатов более 450. Возможность преодоления автомобилем барьерных препятствий оценивают соотношением размеров препятствий с конструктивными и размерными параметрами автомобиля. К дискретным препятствиям относят деревья, пни, кочки , валуны, воронки и т.д. Проходимость автомобиля на местности зависит с дискретными препятствиями от статистических характеристик их распределения по трассе движения и размеров автомобиля, определяющих их маневренность. Водные препятствия подразделяют на броды и преодолеваемые вплавь. Способность автомобиля преодолевать водные преграды определяется его конструктивными и компоновочными особенностями, а также водоходными свойствами. |