По осаго выплаты или ремонт 2020 – перечень страховых случаев и сумма возмещения, максимальный размер выплат и что делать, если страховка не покрывает ущерб

Что положено по ОСАГО в 2020 году: ремонт или выплата

Что положено по ОСАГО при ДТП — ремонт или выплата? Согласно результатам проведенной реформы, связанной с автострахованием, ужесточились правила возмещения страховых выплат. Теперь страховщики предлагают ремонт ТС после аварии вместо возмещения ущерба в денежном эквиваленте. Разберемся более подробно в этой сложной ситуации.

Ремонт или выплата по ОСАГО?

Еще до введения реформы все, кто приобрели полис ОСАГО и пострадали в ДТП, были вправе получить выплату по страховке от СК. Владельцы машин могли самостоятельно выбирать ремонт, если их страховщик имел заключенные договора с автосервисами, выполняющими восстановительные работы. Причем, если они желали получить выплату, то получали ее.

Но с конца апреля 2017 года все изменилось. Законодательство об ОСАГО ужесточилось. Получать выплаты в денежном эквиваленте стали лишь единицы. У страховщиков сменился приоритет. Теперь ремонт стал на ступень выше выплат по страховым случаям. При этом пострадавшие в аварии транспортные средства должны отвечать конкретным требованиям, а именно:

  1. Относиться к категории легковых автомобилей.
  2. Быть поставлены на учет в ГИБДД на территории РФ.
  3. Находиться во владении у частных лиц.

В отношении других видов ТС продолжает действовать то же правило. Это значит, что их владельцы имеют право получать денежные выплаты по ОСАГО в случае аварии или отдавать в ремонт машину за счет СК. Здесь решение остается по-прежнему за собственником авто.

Важно понимать, что нововведения, касающиеся возмещения ущерба по ОСАГО начинают действовать только на автомобили, застрахованные с конца апреля 2017 года либо позже. ОСАГО, оформленные ранее, продолжают действовать по старым правилам.

Всегда ли нужно отдавать ТС в ремонт в СТО страховщика?

Ремонт в СТО страховщикаКаждый страховщик в обязательном порядке должен публиковать в интернете список автосервисов или по-другому СТО, где их клиент сможет отремонтировать свое транспортное средство согласно новым правилам ОСАГО. Причем на сайте должны быть прописаны:

  • адреса СТО;
  • марки обслуживаемых ими ТС и их годы выпуска;
  • сроки проведения ремонтных работ при учете своей загруженности;
  • данные о соответствии требованиям к осуществлению ремонта.

Все эти сведения должны быть сообщены потерпевшим лицам в момент посещения ими СК с целью получения страховой выплаты. Они могут выбрать для себя любой автосервис из предложенного перечня для проведения ремонта автомобиля после аварии.

Лицам, являющимся потерпевшими в аварии, могут предложить самостоятельно отремонтировать авто в сервисе, с которым не сотрудничает страховщик. Но давать свое согласие на подобное предложение СК не обязана. Как правило, согласование такого момента происходит следующим образом:

  1. Сведения о предполагаемом СТО должны быть прописаны в документации при обращении за получением выплат. В заявлении должны быть такие данные, как наименование организации, ее адрес, реквизиты для внесения платежей.
  2. СК через 15 рабочих дней должна согласовать ремонт или дать отказ.

В случае получения отказа потерпевшему потребуется получить направление на осуществление ремонта машины по страховке в СТО из предложенного списка.

Как происходит оформление направления на проведение ремонта ТС после аварии?

Сразу после проведения осмотра сотрудниками СК или после независимой экспертизы, потерпевшему лицу передается лично в руки письменное направление на осуществление ремонта по страховке. Оформление документа занимает:

  • 20 дней – при получении направления в СТО от СК;
  • 30 дней – при получении направления в другой сервис.

Оформление направления на проведение ремонтаЕсли страховщик просрочит выдачу документа на проведение ремонта, то может получить штраф, который составляет минимум 1% от стоимости работ за каждый день просрочки. Но такая выплата производится не автоматически. Для ее получения потребуется написать соответствующее заявление в СК с указанием реквизитов.

В автосервисе машина будет принята только по направлению от страховщика. Причем никакую оплату вносить не придется. СТО может потребовать внести доплату, но только при согласии потерпевшего лица в случаях:

  • когда цена за ремонтные работы больше допустимой суммы страховки;
  • когда все, кто стали участниками ДТП, являются виновниками.

Если потерпевшее лицо не захочет доплачивать при указанных выше обстоятельствах, то заставить его это сделать не сможет никто. В таком случае СК обязана будет внести доплату самостоятельно.

Не исключаются те случаи, когда помимо полученных при аварии повреждений авто, потерпевший задумает заодно избавиться от других неполадок, никак не связанных с ДТП. Произвести такой ремонт и уточнить его цену, он может по личной договоренности с сервисом, но уже без участия страховщика.

Условия ремонта ТС по ОСАГО

Законодательством определены следующие минимальные требования к организации ремонта автомобиля после аварии по полису ОСАГО:

  1. СТО должен произвести ремонтные работы в течение 30 дней. Период их проведения начинает осуществляться с даты передачи ТС в автосервис или СК для его перемещения к месту ремонта.
  2. Автосервис должен территориально находиться от места проживания в пределах 50 км. Такое требование не принимают во внимание, в случае если машина транспортируется в СТО страховой компанией.
  3. ТС, с даты производства которых еще не прошло два года, должны быть направлены на осуществление ремонта только в официальные дилерские СТО, имеющие договор с компанией, выпускающей и обслуживающей конкретную марку машины. Такое требование введено для того, чтобы сохранить гарантию на авто.

Если хотя бы одно требование не может быть выполнено, то собственник машины вправе получить страховую выплату в денежном эквиваленте.

Особенности проведения ремонтных работ и штрафы за срыв сроков

Особенности проведения ремонтных работ​При осуществлении ремонта в авто не могут быть установлены б/у запчасти или отремонтированные комплектующие. При этом поставлены могут быть любые детали, не важно оригиналы или аналоги, главное новые.

Но бывают случаи, когда найти новые запчасти для автомобиля не удается. Например, если ТС старое и детали на него уже давно не выпускают. В подобных ситуациях законодательством разрешено использовать для ремонта б/у детали, но только при письменном согласии собственника авто.

За сроки восстановления ТС после аварии отвечает страховщик:

  • До того, как готовая машина не будет возвращена собственнику по документам, обязательства СК не будут считаться выполненными.
  • Согласно действующему законодательству срок ремонта составляет до 30 дней. Он может быть продлен только с согласия собственника машины. Иные обстоятельства не оправдывают образование просрочки.
  • За задержку проведения ремонта установлены штрафные санкции, которые начисляются в процентном соотношении, и зависят от суммы ремонта, но при этом они не могут ее превышать. Для того чтобы СК выплатила средства за просрочку, владельцу ТС необходимо подать заявление с указанием всех реквизитов.

В каких случаях можно получить страховую выплату вместо ремонта?

Денежную выплату вместо ремонтных работ можно получить только в соответствии с установленными законодательством исключениями. Это можно сделать, если:

  1. страховщик не может выполнить требования, обязательные для проведения ремонтных работ, или если потерпевшее лицо не дает своего согласия на ремонт;
  2. все, кто участвовали в ДТП, являются виновниками, при этом потерпевший не желает доплачивать за ремонт;
  3. цена, выставленная автосервисом, гораздо выше размера страховой выплаты, а потерпевшая сторона при этом не соглашается на внесение доплаты.

В некоторых ситуациях у собственника ТС изначально есть выбор. Он может либо получить денежную компенсацию, либо провести ремонт. Этот вариант доступен, если:

  • в аварии он получил травмы, которые квалифицируются как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;
  • пострадавший является инвалидом и для передвижения ему по медицинским показаниям необходимо ТС;
  • договор страхования предусматривает определенный автосервис для проведения ремонтных работ, но в момент обращения к страховщику он не может осуществить ремонт.

Кроме того, существуют ситуации, при которых СК производит выплаты в обязательном порядке, если:

  1. потерпевший погиб при аварии, денежные средства в этом случае выплачиваются ближайшим родственникам;
  2. автомобиль не может быть восстановлен после ДТП.

Помимо этого, пострадавшее лицо может получить деньги вместо ремонта и при заключении письменного согласования со страховщиком.

Заключение

Собственник машины, которому положен ремонт после аварии, может получить выплату только по закону, согласно вышеперечисленным способам. Также стоит отметить, что контроль за работой страховых компаний ведет ЦБ РФ. Он может в любой момент отозвать у страховщиков право направлять пострадавших лиц в СТО для ремонта авто в случае нарушений обязательства, сроком до одного года. В этой ситуации СК будет вынуждена при любых обстоятельствах производить денежные выплаты по ОСАГО. Именно по этой причине на недобросовестные компании необходимо своевременно подавать жалобы.

Выплаты по ОСАГО в 2020 году: ремонт или деньги

В апреле 2017 года правила возмещения по ОСАГО изменились. Новые правила начали действовать в отношении тех полисов, которые продавались после вступления поправок в силу.

Таким образом, спустя год, в апреле 2020 года, в России не осталось ни одного действующего страхового полиса, возмещение по которому проводится по старым правилам. Новое требование закона — приоритет ремонта автомобиля над денежными выплатами.

Подробнее о том, как производятся выплаты по ОСАГО в 2020 году — ремонт или деньги, в каких случаях какая форма работает.

Фото: pxhere.com

До реформирования законодательства об ОСАГО в апреле 2017 года такая форма возмещения, как ремонт, хотя формально и существовала, приоритетной не была. Поэтому страховые компании после ДТП рассчитывали сумму возмещения и компенсировали ущерб деньгами.

С одной стороны, это было удобно для всех. С другой — такая схема имела и свои серьезные недостатки.

Во-первых, очень часто сумма возмещения была недостаточной, и человеку приходилось доплачивать за ремонт, который фактически обходился дороже. Во-вторых, схема с денежным возмещением очень удобна мошенникам.

Совершить автомобильную подставу и получить возмещение деньгами было довольно несложно.

Согласно новому правилу, которое полноценно заработало весной этого года, денежные выплаты должны производиться в исключительном случае. Приоритет имеет ремонт в СТО.

Фото: pixabay.com

В каких случаях возмещением по ОСАГО является ремонт

В большинстве случаев страховые компании по новым правилам обязаны отправлять автомобиль на ремонт в одну из СТО, с которой у страховщика подписан договор. Денежное возмещение возможно в исключительных ситуациях, о которых мы поговорим ниже.

Для того, чтобы ремонт имел приоритет над денежными выплатами, должны соблюдаться такие условия:

  • автомобиль относится к транспортным средствам категории B,
  • автомобиль поставлен на учет в ГИБДД на территории России,
  • автомобиль принадлежит физическому лицу.

В других случаях (например, если автомобиль принадлежит какой-либо фирме) приоритет ремонта не действует. Собственник такого автомобиля в 2020 году может выбирать, какое возмещение по ОСАГО он хотел бы получить: в виде ремонта или в виде денег.

Как это и было раньше, после наступления страхового случая, то есть ДТП, страховая компания проводит экспертизу. Только вместо расчета суммы выплаты автомобиль отправляется в одну из СТО, с которой сотрудничает страховщик.

Страховая компания обязана ознакомить вас со списком таких СТО, и вы сами можете выбрать ту, которой больше доверяете. При этом СТО не должна быть расположена дальше, чем в 50 км от вас.

Если она находится дальше — страховщик обязан доставить автомобиль до места ремонта и обратно за свой счет.

Важно — для автомобилей новее двух лет ремонт должен производиться у официального дилера. С тем, чтобы автомобиль не лишился гарантии.

Приоритет ремонта над выплатами, к сожалению, не означает, что владельцам автомобилей больше не придется доплачивать за ремонт. Увы, но в некоторых случаях такое может случиться.

Стоимость ремонта и методика его расчета определяется Центробанком. В некоторых случаях, например, методика может предполагать, что деталь не окрашивается ли окрашивается не полностью.

Для того, чтобы ремонт сделали как положено, а не так, как это определил ЦБ, в подобных ситуациях придется доплатить.

Стоит также иметь в виду — доплачивать за ремонт придется при обоюдной вине участников ДТП.

Фото: pxhere.com

В каких случаях возмещением по ОСАГО станут деньги

Выше мы определили, что ремонт не является приоритетом, если автомобиль не относится к легковым, если он принадлежит юрлицу или если он не зарегистрирован на территории России. Во всех подобных ситуациях у владельца есть право выбора, и он может получать выплату по ОСАГО деньгами.

Также снимается приоритет ремонта над выплатами в следующих случаях:

  • Если попавший в ДТП автомобиль не подлежит восстановлению.
  • Если пострадал объект, который не является транспортным средством.
  • Если стоимость ремонта превышает максимальную выплату по полису (в том числе если водители составили европротокол).
  • У страховой компании нет возможности компенсировать ущерб направлением на ремонт.
  • Автомобилем владеет инвалид первой или второй группы, который в письменной форме просит компенсировать ущерб в ДТП деньгами.
  • Страховой полис получен через международную страховую систему.
  • Потерпевший погиб.

Ремонт по осаго требуют доплату 2020


Осаго износ Итак, наступил 2020 год и автомобилисты уже ощутили на себе все прелести работы поправок к закону об ОСАГО, устанавливающих натуральное страховое возмещение в виде принудительного ремонта поврежденного автомобиля на СТО.

Страховщики так усердно лоббировали этот закон, объясняя необходимость его принятия своей убыточностью, борьбой с автоюристами-перекупщиками дел по ДТП, а также мошенниками. Что же в 2020 году страховые компании, да и все мы получили в итоге? Давайте попробуем сделать небольшой анализ итогов работы измененного закона. Скажем сразу — хорошего мы получили мало, и новый закон не работает так, как было задумано, по причине того, что он имеет существенные недостатки. Как мы видим, в 2020 году за ремонт по осаго требуют доплату и СТО и страховые компании.

Напомним – закон о замене денежных выплат принудительным ремонтом был принят 28 апреля 2017 года. Теперь, при заключении договора страхования и оформлении полиса ОСАГО автомобилист самостоятельно из предложенного страховщиками списка выбирает станцию техобслуживания (СТО), в которой, в случае аварии, будет отремонтирован его автомобиль.

Так же в соответствии с новым законом установлено, что:
  • восстановление автомобиля автомастерская должна проводить с использованием исключительно новых запчастей, и страховщик должен оплачивать их стоимость без учета износа автомобиля клиента;
  • срок на ремонт автомобиля не должен превышать 30 дней, а при его нарушении страховщик платит штрафные санкции 0,5% от страховой суммы;
  • гарантия на проведенные работы составляет 6 месяцев, а на ремонт кузова и его покраску – 1 год;
  • новые автомобили возрастом до 2 лет должны ремонтироваться в сервисе официального дилера.
И вроде бы всё идеально и продумано до мелочей. О доплате в законе не идет и речи! Однако так было задумано депутатами и страховщиками только в теории. На практике что-то пошло не так и автомастерские уже полгода не проявляют никакого желания работать со страховыми компаниями в рамках нового закона по ОСАГО и этому есть вполне разумные и оправданные причины. Корень противоречий кроется именно в упомянутой доплате разницы износа деталей ремонтируемого транспортного средства.

Недостатки нового закона об ОСАГО


На начало 2020 года, практика ремонта автомобилей клиентов страховых компаний в аккредитованных СТО практически отсутствует. Да, есть единичные случаи, когда автовладелец, страховщик и автомастерская приходят к консенсусу и машина уходит под всеобщее одобрение без упоминаний о доплатах в ремонт, однако в основной массе и у автосервисов, и у страховых компаний не получается договориться между собой по проведению ремонта автомобиля клиента. Виной тому — существенные недостатки в новом законе об ОСАГО, связанные с неотрегулированным вопросом возмещения разницы износа запчастей ремонтируемых автомобилей, или как мы уже говорили ранее — доплаты страхователем этих денег СТО.
Раньше было всё просто – долгие годы страховщики выплачивали денежное страховое возмещение своим клиентам, рассчитанное по Единой методике с учетом износа деталей поврежденного в аварии автомобиля. Автовладельцы были конечно недовольны таким положением вещей, однако свыклись со сложившейся практикой. К тому же, в 2017 году Конституционный суд РФ разрешил взыскивать этот самый износ с виновников аварий, что ранее было сделать практически невозможно.

Теперь, при обязательном ремонте автомобиля застрахованного автовладельца закон обязывает использовать только новые запчасти. Страховые компании, по идее и из здравого смысла, должны переводить на расчетный счет СТО денежные суммы по оплате ремонта без учета износа, то есть за установленные новые детали. Однако, страховщики не особо горят желанием оплачивать ремонт своих клиентов в полном объеме и возмещать ремонтной мастерской все затраты на проводимые ремонтные работы. Доплату просить стади с страхователей. Законно?

Такой недостаток в работающем обновленном законе конечно же очень существенен, и полностью перечеркивает саму идею страхового возмещения в виде ремонта. Сегодня страховщики часто давят на СТО и навязывают им условия, при котором деньги за ремонт автомобиля будут перечислять в уменьшенном размере, учитывающем износ деталей. Остальное, по мнению страховщиков,  должен доплатить страхователь.

Часто СТО требуют за ремонт по ОСАГО доплату с владельца машины. Это незаконно. Доплата автомастерской или страховщику за установку новых деталей не предусмотрена законом.

Уже есть случаи, когда автомастерские, желая зацепиться за клиентов по ОСАГО, соглашаются работать на таких условиях и, получив денежную сумму на ремонт автомобиля меньше стоимости такого ремонта – в тайне от автовладельцев используют бывшие в употреблении запасные части или ремонтируют своими силами поврежденные узлы и агрегаты транспортного средства.

В итоге – ремонт получается некачественным, а собственник автомобиля проводит независимую экспертизу и предъявляет требования о защите прав потребителя к страховой компании. И тут вновь автоюристы, поняв где можно охватить ОСАГО в новом направлении – начинают новую атаку на страховой бизнес.

Нужно ли осуждать юристов и адвокатов, отстаивающих интересы автовладельцев в судах и взыскивающих со страховщиков крупные денежные суммы в счет восстановления автомобиля после его некачественного ремонта, а также дополнительную неустойку, штраф, моральный вред и судебные расходы? Представляется, что пока закон имеет такие недостатки, ущемляющие права потребителей – действия автоюристов по их защите востребованы, необходимы и полезны. Также к автоюристу следует обращаться и в случае, если с Вас потребовали доплату за износ автозапчастей.

Ремонт на СТО без учета износа  (без доплаты)


Теперь уже всем: и собственникам автомобилей, и страховщикам, и станциям ремонта стало понятно – институту ОСАГО самому нужен ремонт. Причем ремонтировать необходимо проблему регулирования объема страхового возмещения, перечисляемого в СТО страховщиком в интересах страхователя.

Однозначно, эта сумма должна не учитывать износ деталей автомобиля, и полностью покрывать затраты на установку на машину новых запасных частей. Законом этот вопрос прекрасно урегулирован, но он не работает в этой части. Теперь вопрос к страховщикам — смогут ли они переступить через свое желание иметь сверхприбыль и найдут ли в себе силы уменьшить свою маржу, повернувшись лицом к своим клиентам?

Адвокат Геннадий Ефремов

Срок выплаты по ОСАГО после ДТП в 2020 году

Официальный срок выплаты по ОСАГО новыми правилами сведен к 20 рабочим дням с момента подачи заявления. Изменения вступили в силу в 2017 году. За это время страховая должна полностью разобраться с предоставленными документами, оценить ущерб, которое получило авто в ДТП, одобрить заявку на выплату и приступить к выплате компенсаций. Любая необоснованная задержка, согласно новому законодательству, нарушение сроков выплат, обойдется страховым компаниям дорого – от 1% полной суммы выплат за каждый день просрочки.

Какие сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО после ДТП

Это серьезное изменение в законодательстве о страховании, сумма неустоек взлетела на порядок по сравнению с прежними 0.11% за каждый день просрочки выплат. Задержка обоснованного отказа в выплате теперь обойдется страховой в сумму 0.5% за каждый день просрочки. Учитываются только рабочие дни. В идеале, если нет дополнительных взаимных претензий и урегулирования убытков, ровно через месяц вы получаете полностью отремонтированную машину за счет страховой компании.

Законодательство серьезно ужесточилось по отношению к задержкам платежей страховых компаний и теперь им невыгодно притормаживать платежи по ОСАГО.

Суммы выплат по закону ОСАГО увеличились.

Казалось бы, нет никаких оснований для беспокойства. Но, разумеется, они есть.

Страховые компании не заинтересованы в выплатах, срывают и затягивают срок, стремятся к минимизации своих рисков. С экономической точки зрения, если страхование ОСАГО полностью окупает себя для водителей – это разоряет страховые компании или приводит к увеличению стоимости страховки.

В выплате компенсаций имеются свои подводные камни. Страховые всерьез рассматривают все документы и с удовольствием отмечают любые юридические неточности, чтобы использовать их, как основание для отказа. Водители не могут воспользоваться независимой экспертизой до осмотра специалистами страховой и обязаны четко соблюдать сроки. Страховые с большой неохотой принимают старые авто и нередко исключают старые модели из автоматического набора при электронной страховке.

При оценке ущерба эксперты страховых компаний могут снижать стоимость восстановления автомобиля, ссылаясь на общую изношенность деталей. Очевидно, что страховые компании не заинтересованы в увеличении выплат. Их вполне бы устроила формальная страховка, не предусматривающая никаких реальных гарантий. Именно такой страховкой пытаются сделать электронную форму ОСАГО. Доверие, которое демонстрируют компании при приеме документов без проверки, имеет свою обратную сторону.

Страховой полис ОСАГО - что делать после ДТП

Важные изменения в страховом законодательстве

  • Страховое законодательство, в частности, Закон об ОСАГО непрерывно меняется с 2014 года, вносятся все новые дополнения. Меняются сроки рассмотрения заявления и выплат в сторону сокращения, увеличиваются возможные суммы выплат по страховке.
  • В частности, в 2020 году при сборе документов по ДТП необходимо предоставить копию полицейского протокола по ДТП и личные данные участников столкновения, включая номера полисов ОСАГО. Водителям следует проявлять внимательность и быть в курсе всех новых изменений и постоянно отслеживать актуальные нововведения. Особое внимание следует уделить срокам предоставления документации.
  • Независимая экспертиза с оценкой повреждений автомобиля теперь может проводиться только после вынесения решения экспертов страховой компании. Если вы недовольны оценкой страховых экспертов, вы вправе заказывать дополнительную независимую экспертизу и взыскивать со страховой документально подтвержденную разницу стоимости ремонта в судебном порядке.
  • Страховым компаниям есть что ответить на желание клиентов получить более дорогой ремонт в денежном эквиваленте. Согласно законодательству ОСАГО, страховая компания вправе заменить денежную выплату возмещения ущерба на ремонт и восстановление ТС в одном из своих партнерских автосерв

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *