Зачем отключать esp на бездорожье: Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP – 403 — Доступ запрещён

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

В каких случаях необходимо отключать систему ESP.

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP 

По-научному ESP – это электронная система динамической стабилизации автомобиля – Electronic Stability Program. Различные производители именуют ее по-разному: Volkswagen, Audi, MercedesBenz называют ее ESP, Hyundai – VSM, Honda – VSA, а BMW, Jaguar, Land Rover – DSC. Система динамической стабилизации или система контроля устойчивости автомобиля развивалась на базе антиблокировочной тормозной системы ABS, системы противоскольжения ASR, противобуксовочной системы TCS и других различных систем, имеющих разное название, но использующих одни и те же принципы антипробуксовки колес. 

 

Когда транспортное средство движется, блок управления ABS/ESP (компьютер) анализирует положение транспортного средства с помощью различных датчиков, размещенных на машине. Благодаря полученным данным система ESP может регулировать тормозное усилие между колесами, при необходимости притормаживая определенное колесо, чтобы выровнять автомобиль, за счет чего электроника предотвращает боковое движение или занос автомобиля. В итоге система ESP обеспечивает автомобилю хороший динамический баланс. 

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP 

По данным Администрации транспортной безопасности США (к сожалению, в нашей стране подобные исследования отсутствуют), система ESP позволяет снизить аварии легковых автомобилей более чем на 30%, а аварии внедорожников и кроссоверов – на 50%. Но раз эта система такая полезная и напрямую влияет на безопасность дорожного движения, зачем автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации автомобиля? Итак, чем полезна система ESP и когда ее нужно действительно выключать – в нашем обзоре. 

 

1) Дрифт, быстрый старт

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP 

Если вы автогонщик, любите дрифтить автомобиль или не хотите, чтобы система стабилизации вмешалась в управление автомобилем, вы должны отключить ESP. Иначе система не даст вам дрифтовать, когда колеса автомобиля начинают терять сцепление с дорогой. Если не отключите ESP, система ограничит скольжение колес не только притормаживанием колес, но и уменьшит передачу крутящего момента на них. 

 

2) Езда по песку или грязи

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

 

При выезде на природу или при движении по грязи советуем вам также выключить систему ESP, чтобы электроника не стала тормозить некоторые колеса, которые начинают проскальзывать на дороге, пролегающей через пересеченную местность. Также для движения по бездорожью необходима мощность, которую ограничит система динамической стабилизации, в результате чего автомобиль может застрять. Если же вы уже застряли, то также необходимо отключить ESP, так как она будет мешать вам выехать. 

 

3) Дождь и снег, скользкая дорога: при движении в гору

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP 

Мы знаем, что в дождливую и снежную погоду система ESP отлично помогает водителям держать машину на скользкой дороге. Благодаря этому мы в плохую погоду чувствуем себя увереннее за рулем. И все за счет работы электроники, которая отлично регулирует устойчивость машины даже в тяжелых погодных условиях. Но если вы двигаетесь по мокрой или скользкой дороге в гору, то лучше отключить систему ESP. Это необходимо, чтобы автомобиль поднимался плавно в гору. Иначе система ESP при подъеме в гору может, наоборот, способствовать заносу автомобиля. 

 

4) На автомобиле установлены цепи противоскольжения

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP 

Если ваша машина оборудована цепями противоскольжения, в этом случае мы также бы советовали вам отключать систему ESP. Иначе система ESP будет передавать блоку управления системой стабилизации неправильные данные, в результате чего автомобиль будет выравниваться на дороге не так, как нужно. В итоге это повлияет на безопасность вождения. В этом случае лучше отключите ESP. 

 

Как работает отключение системы ESP на разных автомобилях?

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

 

Все автомобили, мы знаем, созданы разными. В том числе отличается и алгоритм системы ESP. Особенно при отключении. Например, в некоторых машинах при однократном нажатии кнопки ESP OFF отключается сначала только система ABS. Так, в частности, работает отключение ESP в кроссовере Hyundai Creta. Если затем нажать кнопку в течение нескольких секунд еще раз, система стабилизации выключится полностью. 

 

Смотрите также: Включил систему «старт-стоп». Есть ли экономия топлива на самом деле?

 

Но на многих автомобилях (например, на обычных автомобилях Mercedes) систему ESP полностью отключить нельзя. Так уж задумал автопроизводитель, заботясь о безопасности водителей. На многих современных Mercedes вы даже не найдете отдельную кнопку ESP OFF, для того чтобы деактивировать систему курсовой устойчивости. Для этого, например, необходимо лезть в меню настроек различных функций и отключать систему. 

 

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

 

И то полностью, как мы уже сказали, вы ее не отключите. Система все равно, хоть и неактивно, будет вмешиваться в управление автомобилем. 

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

Нет, свободу вы, конечно, почувствуете больше, но тем не менее при экстренных ситуациях электроника вмешается обязательно. Причем больше всего вы это будете чувствовать при высоких скоростях. Кстати, во многих автомобилях система ESP деактивируется только при движении машины на скорости до 50 км/час. При превышении скорости система автоматически снова полностью включается. 

 

Также почти во всех автомобилях, если вы отключили ESP, не стоит рассчитывать, что она будет деактивирована после того, как вы заглушите мотор и снова запустите. В большинстве случаев система стабилизации при новом запуске двигателя снова автоматически включится. 

 

Имеет ли смысл отключать систему ESP?

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP 

В обычной жизни при повседневной городской езде отключать систему ESP, конечно, нет смысла. Ведь она реально помогает водителю во время движения. Да, кто-то скажет, что различная электроника обленила водителей, многие из которых уже разучились рассчитывать только на себя. Но, по нашему мнению, система ESP, как и многие другие автотехнологии безопасности, внесла существенный вклад в уменьшение аварий на дороге. А раз так, то мы обеими руками за подобную систему стабилизации. 

 

Если же вы захотите почувствовать ради забавы, что такое автомобиль без системы ESP, то советуем отключать ее только на закрытом треке или на свободной площадке, где рядом нет ни столбов, ни других машин.

 

Да, в определенных условиях, о которых мы рассказали выше, кнопка ESP OFF может сыграть роль палочки-выручалочки. Особенно если вы застряли в снегу. Вот почему автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации. 

Зачем отключают стабилизацию? — TopGear Russia

У них есть масса названий: ESP, DSC, ASC, VSC… Они производятся разными компаниями и имеют разное программное обеспечение, различаются функциями, возможностями и поколениями. Но обычному автолюбителю о них надо знать лишь одно – если на автомобиле есть электроника, которая контролирует курсовую или динамическую стабильность движения, ее лучше просто так не отключать. В подавляющем большинстве дорожных ситуаций программы стабилизации вмешиваются по делу и очень эффективны.

Рассчитаны системы, как правило, на водителей с небольшим опытом. В опасных ситуациях человек не всегда сохраняет самообладание для быстрых и правильных действий, а порой и вовсе паникует, почувствовав снос или занос, и совершает ровно то, чего не надо. Вот тогда электроника и помогает избежать неминуемой беды, сбавляя подаваемую от двигателя тягу и притормаживая отдельные колеса так, чтобы автомобиль не начал закручиваться вокруг вертикальной оси и по возможности следовал правильной траектории.

Ключевое слово – «по возможности». Даже самая продвинутая ESP не может преодолеть законов физики. Если, например, дорога слишком скользкая, а водитель сильно просчитался со скоростью, то программа в лучшем случае уменьшит последствия ошибки, а шансов удержаться на дороге особо не добавит.

На бездорожье стандартные дорожные алгоритмы работы стабилизации могут подбросить и вовсе неприятный сюрприз. Типичный случай – глубокая зыбкая колея в грязи. Такой участок можно пройти только под тягой, с пробуксовкой колес, невзирая на то, как машина мечется в стороны. Но бдительная электроника может ошибочно распознать аварийную ситуацию, ограничить тягу мотора и тем самым «засадить» автомобиль в самом неподходящем месте.

Чтобы избежать подобных конфузов, придумана заветная кнопка деактивации ESP. На многих автомобилях она имеет две ступени срабатывания. При однократном нажатии на клавишу с пиктограммой программы на приборной панели зажигается желтая иконка с зигзагообразными колеями. Отключается только та часть, которая отвечает за коррекцию тяги. С педали газа спадают «оковы», и программа разрешит пробуксовки, продолжая следить за поведением автомобиля в поворотах. Если развивается занос, она все равно вмешается. Этот алгоритм может быть полезен на гоночном треке для спортивного вождения. Для обычных уличных условий режим небезопасен.

При втором нажатии на кнопку электроника может отключаться полностью (у некоторых систем тот же режим ESP Off активируется длительным нажатием). Вот он как раз и может пригодиться для кратковременных поездок по бездорожью.

Вообще отключение ESP это всегда риск. К счастью, прогресс не стоит на месте, и производители стараются развивать умные системы стабилизации, которые не надо отключать вовсе. У современных кроссоверов они уже дополняются «поведенческими» программами движения для различных условий и покрытий – например, для травы и грязи, гравия или крупных камней, песка или снега. А самые продвинутые внедорожники уже и сами подбирают наилучший алгоритм под бездорожье, не требуя от водителя вообще никаких предварительных действий.

Так же и на мощных легковых автомобилях и спорткарах. Продвинутая электроника следит не только за динамикой и курсом движения, а еще анализирует манеру вождения человека и подстраивается под его стиль управления, помогая «затянуть» автомобиль в поворот, выйти из виража на грани пробуксовки с легким заносом и т. д. И чем дороже автомобиль, тем быстрее забываешь, где расположена кнопка деактивации ESP.

Что будет если отключить ESP в автомобиле

Всем привет. Сегодня коснемся такой интересной опции в современных автомобилях, как отключение ESP а именно системы стабилизации в автомобиле. Что будет если отключить ESP в автомобиле, а что продолжает работать при нажатии этой кнопки и зачем это нужно.

Полную видео  версию  Что будет если отключить ПОЛНОСТЬЮ ESP в вашем Авто вы можете посмотреть на моем канале AkerMehanik

Многие автовладельцы твердо уверены, что чем больше в машине всевозможных электронных помощников, это и ASR и BDE. У каждого производителя все эти системы называются по разному НО все они объединены в одну электронную систему которая как правило называется ESP. Однако есть ситуации, в которых вмешательство умных ассистентов помощи водителю только вредит в определенных ситуациях. НО ПОЛНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ на современных ваших новомодных кроссоверах приведет к тому…. Что вы просто не сможете зимой просто нормально на них ездить.

Знакомы ощущения, когда ваш полноприводный новенький кроссовер видит как какая нибудь жигулевская «классика», бодро удаляется вдаль по раскисшей полевой дороге. А ваша умная электроника вашего полноприводного кроссовера на хорошей зимней резине не дала вам проехать в том же направлении даже 10 метров, напрочь «задушив» мотор и остановив машину.

Полностью отключить вредную в такой ситуации опцию на некоторых автомобилях бывает просто невозможно  В большинстве же приличных современных авто имеется либо кнопка «ESP off», либо соответствующий пункт в меню электронных настроек транспортного средства. Но многие не знают,что даже с нажатой кнопкой ESP система курсовой устойчивости авто в большинстве случаев продолжает функционировать.

А отключается всего лишь противобуксовочная система — ASR, которая работает совместно с ESP, антиблокировочной системой ABS и прочими электронными ассистентами.

Сегодня расскажу, почему так происходит. И  что будет с вашим навороченным полным приводом если реально отключить на современных кроссоверах с полным приводом все электронные  ассистенты помощи водителю.

ИТАК:

Поскольку действуют все эти системы в комплексе, автопроизводители пишут про отключение ESP, чтобы не «забивать» автовладельцу голову.

В реале возможность полного отключения на современных автомобилях имеют далеко не многие модели авто. И как правило это модели которые у того или иного бренда имеют псевдо спортивную направленность либо имеющие реальные блокировки дифференциала и пониженные передачи. А таких моделей на рынке все меньше и меньше. Потому то в реале возможностями таких дорогих систем полного привода а это как правило ТОРСЕН и его модификации в повседневной жизни водители этих автомобилей практически не пользуются за весь срок владения автомобилем. Не зря в последнейм поколении VW Touareg в базе находится система полного привода Халдекс, а старая добрая раздатка с блокировками теперь ставится только как опция, которую вы можете заказать если она вам реально нужна.

У псевдо спортивных тачек, таких как серия  RS и S у АУди, М серия у БМВ и т.д. полное отключение всех систем стабилизации нужны по большому счету, Что бы ВЫ где нибудь на идеальной трассе или лучше трэке могли отключить все системы стабилизации, и ограничения мощности двигателя и в полной мере могли ощутить всю мощность мотора И… при случае… вальнуть бочком… Если конечно вы понимаете что это такое и понимаете чем это может закончиться )))). Это только в инстаграмме и Youtube   сплошь и рядом одни дрифтеры и валят боком на пятачке диаметром 10 метром. В реале все далеко не так. И все как правило заказнчивается встречей либо с забором либо со столбом.

НО речь сегодня не об этом…

  1. Зачем нужно отключать ESP или хотя бы ASR обычному водителю.

Затем, что как правило, именно ASR эффективно мешает машине справиться с небольшим бездорожьем. отключение этой системы зачастую решает все проблемы с проходимостью.

Зимой, когда заледеневшая дорога с подъемом или засыпанный снегом выезд с парковки — дело чуть ли не ежедневное, отключение ESP может стать отличным подспорьем в «скользкой ситуации». Даже на авто с моноприводом.

ПОЧЕМУ ПОМОГАЕТ! А потому что отключаете ограничение крутящего момента при проскальзывании.

И если вы не сели на брюхо… то у вас есть шанс зацепиться, пробить наст где ваше колесо зацепится все таки за твердую поверхность. И в большинсте случаев этого более чем достаточно, т.к. если вам и это не помогло, то пора прицеплять трос.

 

Теперь расскажу про заблуждения….

  1. При отключении ASR у вашего авто будут грести оба колеса на ведущей оси. ))))))! Дилетанское мнение.

Если у вас нет механической (принудительной) блокировки дифференциала, то у вас будет крутиться именно колесо на котором… НАИМЕНЬШИЙ зацеп. Да именно наименьший… Второе будет стоять. Далее…

Если мы говорим про передний мост то как правило в букс уходит колесо с самым коротким приводом до коробки передач…

ПОЧЕМУ? А потому что на ВСЕХ современных кроссоверах обычный дифференциал со свободным вращением… Самоблокировки как на системе полного привода ТОРСЕН у него нет… А принудительная блокировка дифы на большинстве современных кроссоверах отсутствует.

  1. Нормальные водятлы должны ездить с отключенными системами стабилизации… так комфортней и безопасней.

Я скажу что так не ездит НИКТО… если только понтуются у супермаркета дрифтя по кругу…

ПОЧЕМУ? ОТВЕЧАЮ…

Современные автомобили имеют переизбыток мощности для обычного вождения в большинстве ситуаций… и что бы эта мощность  была под контролем и каждый раз нажимая на газ вы не уходили в неконтролируемый занос (особенно зимой), а именно это и будет происходить постоянно если отключить все системы стабилизации. Это будет так. Кто не верит может покурить форумы по той или иной марке и выдернуть пару предохранителей. И попробовать поездить. Я вас уверяю комфорта от вождения вы не получите.

Так вот именно для этого всю эту мощность душат и постоянно держат вашу подвеску в тисках. Лампочки на приборной панели могут и не моргать кстати… но системы постоянно работают. Поэтому кстати на всех практически современных авто быстрее изнашиваются задние колодки… что многих кстати удивляет…

Вот собственно и все… надеюсь теперь тема нужности отключения систем стабилизации всем понятна. ВСЕМ ПОКА!

2 399

Поделиться ссылкой:

Похожее

В каких случаях ESP только мешает и ее надо отключить?

В каких случаях ESP мешает фото

Система динамической стабилизации (ESP) устанавливается практически в каждый современный автомобиль. Она значительно упрощает управление машиной, сглаживая водительские ошибки и нивелируя недостаток опыта вождения. Тем не менее, многие автомобилисты слышали, что есть некоторые ситуации, когда ESP стоит отключать. Разберём, зачем и когда это нужно делать.

Когда нужно отключать?

Стоит отметить, что далеко не все автопроизводители предоставляют водителю возможность отключать систему стабилизации в своих машинах. Они не питают иллюзий насчёт водительского мастерства у среднестатистического автомобилиста и ради безопасности не дают ему отключить ESP. В остальных машинах эта система отключается только частично.

Чаще всего стабилизацию выключают при езде по бездорожью. Например, если водитель застрял в снежной каше или грязи, чтобы выбраться, ему придётся выжать из автомобиля всю доступную мощность. Но включённая ESP не позволит колёсам буксовать, а двигателю работать на высоких оборотах, так как система буквально душит мотор. Без её отключения иногда не получается выехать даже из небольшого сугроба у дома.

Вторая ситуация, когда потребуется отключение этой системы, — это скоростная езда на гоночной трассе.

В каких случаях ESP мешает фото

Что происходит после нажатия кнопки «ESP OFF»?

Если нажмете заветную кнопку «ESP OFF», в реальности выключается не сама система стабилизации, а только один из её компонентов — противобуксовочная система ASR. Водитель получает возможность самостоятельно контролировать обороты автомобиля, электронные ограничения больше не действуют.

Благодаря этому появляется возможность «шлифовать колёсами», а это иногда крайне полезно, особенно в условиях российских плохо очищенных дорог. Главное — после прохождения трудного участка не забыть опять нажать на эту кнопку и обратно включить систему. Она вам пригодится и будет следить за вашей безопасностью на дороге. Так что лучше верните все на место.


Фото с интернет-ресурсов

Как ездить зимой с ABS и ESP

Многие слышали, что в заносе на заднем приводе газ надо сбрасывать, а на переднем – добавлять. А еще крутить руль в сторону заноса и ни за что не тормозить. Но эти "заповеди" были актуальны 15 лет назад, а теперь могут быть просто опасны.

Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов «ценных» советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в состоянии отразить всю суть произошедших изменений.

Пара слов о современных электронных помощниках

За последние десять лет на дорогах почти не осталось машин без АБС, а полный привод на большинстве машин стал автоматически подключаемым с электронным управлением. ESP сегодня все чаще входит в базовую комплектацию, а АКПП постепенно вытесняет «механику». Да и активные системы рулевого управления потихоньку проникают в нашу жизнь — один Infiniti Q50 без механической связи между рулем и колесами чего стоит…

На фоне этих изменений советы вроде «Выжать сцепление и повернуть руль в сторону заноса» смотрятся даже не анахронизмом — они просто неприменимы на практике. Что же касается советов гуру спортивного вождения, то опять же, они верны только для подготовленных машин, без «умной» электроники, с мощными моторами и «правильным» рулевым управлением.

Некоторые советы «бывалых» уже давно утратили актуальность и близки к тому, чтобы стать опасными. Самой массовой опцией, которая появилась на машинах, стала антиблокировочная система тормозов — АБС. Суть ее работы заключается в предотвращении блокировки вращения колес, и тем самым уменьшается тормозной путь на твердых покрытиях и сохраняется управляемость при торможении.

-content-dam-nemo-innovation-audi-driving-experience-winter-2015-galerie-1920x1080_ade_w2015_a8_02.jpg


В Европе и США машины без нее давно уже не выпускаются в принципе, у нас пока законодательно продажа машин без этой системы разрешена, но фактически почти все новые авто оснащены ею. Многие воспринимают ее как досадную помеху и искренне считают, что без нее они остановились бы раньше, а управлять машиной было бы удобнее. Но в реальности машина с отключенной АБС фактически представляет из себя неуправляемый болид. Еще с конца 90-х годов АБС взяла на себя функции распределителя тормозного усилия — системы, которая предотвращает блокировку колес задней оси раньше, чем на передней, и сохраняет тем самым устойчивость машины при торможении. Без нее даже опытный водитель рискует при торможении полностью потерять курсовую устойчивость и уехать боком в кювет. А еще антиблокировочная система заботится о сохранении устойчивости машины при торможении на неоднородных покрытиях, например, когда одно колесо идет по обочине, а другое по асфальту. Система просто по-разному растормаживает правые и левые колеса и машина в итоге едет прямо. Раньше эта задача решалась только настройкой подвесок, но не слишком эффективно. Кому-то, конечно, действительно удается справляться с торможением без АБС лучше, чем с ней. На сыпучих покрытиях антиблокировочные системы и правда могут быть менее эффективны, чем торможение с заблокированными колесами или специальные приемы замедления, но не всегда водитель может использовать это преимущество и хотя бы оставить машину на нужной траектории.

_FOM0725.jpg


К тому же электроника может регулировать тормозное усилие на каждом из колес индивидуально, а машин с четырьмя педалями тормозов я еще не видел. К сожалению, есть и примеры действительно плохой работы систем. Все слышали про ошибки в прошивке блоков АБС на машинах концерна Volkswagen, которые выявили журналисты «Авторевю» в ходе испытаний Volkswagen Tiguan и еще нескольких моделей VW и Skoda. Система не в меру усердно растормаживала колеса на неровных покрытиях и при торможении в поворотах, в результате чего машина замедлялась намного менее эффективно, чем другие автомобили с АБС. Причем производители далеко не во всех случаях выпускали обновленные прошивки блоков, и ни одна из моделей машин не отзывалась для принудительной замены. Зато некоторые новые системы распознают сыпучие покрытия и изменяют алгоритм работы для максимального сокращения тормозного пути. О плюсах и минусах системы можно рассказывать долго, но сейчас рассказ о том, какие приемы управления с появлением электроники в приводе тормозов изменились.

Тормозить разрешается, но осторожно

Один из немногих советов, который запоминают все: «Не тормози в поворотах». На машинах без АБС совет совершенно верен. Гоночные школы вождения, в общем-то, в этом вопросе солидарны с инструкторами начального обучения, но предусматривают обучение специальным приемам торможения, которые позволяют все же сбросить скорость на дуге.

Depositphotos_6823858_original.jpg


И почти все водители действуют правильно и по-гоночному, стараясь завершить торможение до поворота. Вот только в критической ситуации, когда скорость слишком велика, неожиданно возникает препятствие или что-то еще, они тоже не тормозят, хотя при наличии АБС могли бы вполне безопасно воспользоваться тормозами, тем самым предотвратив аварию или уменьшив тяжесть последствий. Ведь зачастую у передних колес есть запас по сцеплению и можно и тормозить, и поворачивать одновременно, причем без риска полной потери управляемости. Если у вас «свежая» машина с АБС — тормозите, ничего страшного не будет. Машина снизит скорость, а меньшая скорость — это и лучшее сцепление, и больше времени на управляющие воздействия. А вот совет «В аварийной ситуации просто тормозить в пол» дают уже ПДД, никаких «объехать» там не предусмотрено. И большая часть водителей честно тормозит, не пытаясь объехать препятствие. Тут все немного менее однозначно. При рулении тормозной путь неизбежно возрастает, хотя бы немного. А вследствие ошибок в работе антиблокировочной системы, о которых уже упомянуто выше, тормозной путь может возрасти чуть ли не в два раза.

Depositphotos_13567028_original (1).jpg

И если аварии избежать не удалось, добрый инспектор ГИБДД будет уверен в том, что вот если бы вы просто тормозили без всяких фокусов, то обошлось бы, а если рулили, значит, виноваты… Но если шансы объехать препятствие велики, а последствия столкновения могут быть тяжелыми все равно, то лучше попытаться. Но чтобы выбрать верное решение, лучше заранее опробовать свою машину на торможении при «переставке» или поискать тесты в Сети. А то вдруг в вашей машине «не та» прошивка, которая не даст вам тормозить в принципе…

Что делать при ритмическом заносе?

Еще одна опасная ситуация — это ритмический занос. Особенно он неприятен на переднеприводной машине. Для стабилизации траектории, когда задние колеса сорвались в юз, как мы все знаем, нужно добавить тяги. Но занос выправить удается не всегда, и если «перекрутить» при этом руль, опоздать с коррекцией, то тут-то занос и становится ритмическим. Зад болтает то в одну сторону, то в другую, амплитуда растет… Последствия вылета машины за пределы трассы здесь будут тяжелее, чем если бы водитель просто пустил все на самотек с самого начала. Часто важно сохранить управляемость машины и не попасть на встречную полосу под несущийся грузовик. К сожалению, контраварийная подготовка у большей части водителей находится на очень низком уровне, и их действия в такой ситуации напоминают известный анекдот про Карузо, которого по телефону напел Рабинович.

2014-Aston-Martin-on-Ice-Vanquish-11-1680x1050.jpg


Вроде как нужно повернуть руль в сторону заноса и добавить тяги, но вот скорость руления и актуальность управляющих действий — никакая. И, разумеется, почти все уверены, что на тормоза жать нельзя и машина тут же перейдет в неконтролируемое вращение. В этой опасной ситуации стоит помнить, что электронные помощники действуют лучше большинства водителей. Да-да, человек не может выжать пять тонн, чтобы заменить ремни безопасности, и жать на четыре педали тормоза по десять раз в секунду, чтобы заменить системы АБС и ESP, — с этим надо просто смириться. Весь могучий человеческий интеллект (в его существовании, правда, тоже есть сомнения, когда смотришь ролики о ДТП) явно проигрывает в простейших моторных навыках простенькой электронике и пиротехнике. Без электроники при торможении колеса заблокируются, и машина действительно будет вращаться, не реагируя на вращение руля, но часто это тоже не самое плохое развитие ситуации — скорость-то ведь будет падать. Но если есть АБС, то ситуация резко меняется на противоположную. Даже если угловая скорость машины достаточно велика, то при срабатывании системы она постарается предотвратить разворот машины. Все алгоритмы работы системы «заточены» под сохранение устойчивости при торможении. И, разумеется, машина уменьшит скорость, так что даже если удержаться на дороге не получится, то последствия будут не такими тяжелыми.

14.jpg


А управляемость машины в таких условиях полностью сохраняется — действовать рулем можно так же эффективно. Конечно, разгружается задняя ось, но разница в сцепном весе передней и задней осей прекрасно нивелируется контролем скорости вращения правого и левого переднего колес. Я не призываю при малейших признаках заноса жать до упора педаль тормоза — все же работа рулем и тягой прекрасно помогает выправить занос, да и опыт не будет лишним. Но если появляется раскачка, то лучше бы позабыть о советах дедушки-инструктора и попытаться воспользоваться тем шансом, который дает технический прогресс. Помните: в любой сомнительной ситуации АБС не просто должна не дать заблокировать колеса, она просто обязана сохранить прямолинейное движение машины. Эту функцию она будет выполнять не только в случае, если машина двигалась прямо, но и попытается распрямить траекторию в случае заноса, уравнивая скорости вращения колес. А если у системы есть датчик положения руля, что верно для современных систем, то попытается тормозами помочь рулевому управлению

Что в итоге?

Сделаем короткий вывод: на современных автомобилях с АБС тормозить в повороте и в заносе — можно. Но только в том случае, если традиционные способы выхода из аварийных ситуаций не помогают.

2014-Aston-Martin-on-Ice-V12-Vantage-S-3-1680x1050.jpg


Всего три опасных сценария (торможение в повороте, торможение на прямой и ритмический занос) и значительное расхождение между очень уж осторожной теорией и богатыми возможностями исправления ситуации на практике. И в нашей статье мы рассматривали только одну, хотя и важнейшую систему активной безопасности, — АБС. На машинах с системами ESP вся помощь доступна и без нажатия на педаль тормоза, но в этом случае система забоится только об обеспечении устойчивости машины на выбранной траектории, а не о замедлении, но зато вмешательство системы вообще не требует от водителя каких-либо действий.


Чем дальше, тем больше будут расходиться пути школ спортивного вождения без «помощников» и способы управления современными автомобилями. И только полное понимание процессов, происходящих с машиной, работы ее узлов и агрегатов и практика обеспечат вам действительно новый уровень безопасности на дороге. Читайте современные издания и не полагайтесь на мнение старых авторитетов в таких ответственных вопросах. И оставайтесь с нами. А кроме того, найдите время и съездите на большую пустую заснеженную площадку, чтобы «понять» свой автомобиль. Не нужно инструкторов. Смело разгоняйтесь по снегу, тормозите в пол, крутите рулем… Делайте все, чтобы понять машину на уровне рефлексов. Ведь на размышления в аварийной ситуации времени не будет.


Читайте также:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *