Ваз 2106 трансмиссия схема – передаточное число и другие технические характеристики, неисправности и ремонт, замена сальника, инструкции
Трансмиссия автомобиля ваз 2106
1. Бачок для жидкости гидропривода сцепления;
2. Передний тормоз;
3. Пружина и амортизатор передней подвески;
4. Рычаги передней подвески;
5. Расширительный бачок системы охлаждения двгателя;
6. Боковой указатель поворота;
7. Подфарник;
8. Фары.;
9. Бачок смывателя ветрового стекла:
10. Масляный фильтр;
11. Топливный насос;
12. Указатель уровня масла в двигателе;
13. Распределитель зажигания;
14. Радиатор:
15. Бачок для жидкости гидропривода тормозов;
16. Аккумуляторная батарея;
17. Воздушный фильтр;
18. Двигатель;
19. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
20. Картер сцепления;
21. Приемная труба глушителей;
22. Рычаг переключения передач:
23. Рычаг стояночного тормоза:
24. Рулевое колесо;
25. Передний дополнительный глушитель;
27. Пружина задней подноски;
28. Задний амортизатор;
29. Топливный бак;
30. Основной глушитель;
31. Задний указатель поворота:
32. Стоп-сигнал;
33. Фонарь освещения регистрационного знака:
34. Регистрационный знак;
35. Инструментальная сумка;
36. Домкрат:
37. Запасное колесо:
38. Инструментальная коробка;
39. Задний тормоз;
40. Продольные реактивные штанги задней подвески;
41. Задний мост;
42. Заднее сиденье;
43. Задний вал карданной передачи;
44. Промежуточная опора карданной передачи;
45. Передний вал карданной передачи:
46. Переднее сиденье;
47. Коробка передач;
48. Педаль гидропривода колесных тормозов;
49. Педаль гидропривода сцепления.
Автомобили семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 являются моделями последовательного развития конструкции малолитражных автомобилей «Жигули». Их отличают хорошие динамические качества и комфортабельность. Вместе с тем, для наиболее полного удовлетворения запросов покупателей на основе базовых моделей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 завод выпускает модификации автомобилей, которые отличаются, в основном, установкой двигателей с другим рабочим объемом цилиндров. Компоновка (расположение узлов и агрегатов) автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 классическая, т.е. двигатель расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля, а ведущими являются задние колеса. Крутящий момент от двигателя передается к задним колесам через узлы трансмиссии, к которой относятся сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси заднего моста. Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат, который закреплен на автомобиле в трех точках на резиновых опорах. В конструкции автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности, которым на Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание. Автомобили отвечают всем требованиям по безопасности Европейской Экономической комиссии ООН.
Двигатель. На автомобилях устанавливаются унифицированные двигатели ВАЗ различной мощности в зависимости от модели автомобиля или ее модификации. Двигатели — четырехтактные, карбюраторные, рядные, с верхним расположением распределительного вала. Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром 10 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок, придающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур. Система вентиляции картера — закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу. Охлаждающая жидкость — специальная с низкой температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливают на заводе, и не требуется ее замены в течение двух лет.
Система питания двигателя включает воздушный фильтр 17, карбюратор, топливный насос 11 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся смесительные камеры. На карбюраторе установлен высокоэффективный воздушный фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополнительным очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 20 размещен в багажнике. Система выпуска газов снабжена тремя последовательно расположенными глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу кузова двумя резиновыми ремнями на корпус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную трубу.
Трансмиссия. Сцепление — однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для управления сцеплением ‘служит ножная педаль с сервопружиной и гидравлическим приводом. Коробка передач 46 имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для заднего хода. На автомобилях в вариантном исполнении возможна установка пятиступенчатой коробки передач. Все передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей. Выбранные передаточные числа обеспечивают уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче и состоит из двух валов с промежуточной опорой 43, резиновой муфты и двух карданных шарниров на игольчатых подшипниках. Главная передача и дифференциал находятся в картере заднего моста. Главная передача — коническая, гипоидного зацепления, дифференциал — двухсателлитный. Состоит из рулевого механизма и рулевого привода, передающего усилие водителя к управляемым колесам. Редуктор рулевого механизма червячный, с глобоидальным червяком и двухгребневым роликом. Передаточное отношение редуктора 16,4. Рулевой привод — трехзвенный, включает в себя одну среднюю и две боковые симметричные тяги, сошку, маятниковый и поворотные рычаги.
Подвеска передних колес — независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы размещены внутри пружин. Штампованные верхние и нижние рычаги 4 подвески соединены с кованой поворотной цапфой с помощью двух шаровых шарниров. При помощи резинометаллических шарниров, осей, болтов и гаек нижние рычаги соединены с поперечиной передней подвески, а верхние рычаги — с несущей частью кузова. Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости уменьшает боковой наклон кузова на повороте и снижает поперечные раскачивания кузова. Соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора.
Подвеска задних колес зависимая, с цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Представляет собой жесткую балку (задний мост) 40, связанную с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами 39. Имеет три буфера сжатия, расположенные по концам балки заднего моста и в центре. Амортизаторы 28 установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу — к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки. Тормоза. Тормозная система снабжена гидравлическим приводом к колесным механизмам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз) управляется рычагом 23 (рис. 2) и действует только на задние колеса. Эта система имеет механический тросовый привод. Передние тормоза 2 — дисковые, состоят из диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилия на колодки с фрикционными накладками. Задние тормоза 39 — барабанные, с само устанавливающими колодками, с приводом от одного главного цилиндра или от рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится чугунное рабочее кольцо. Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждения трубопровода), вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних проводов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки колес при торможении.
Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в которой отрицательные выводы источников тока и потребителей электроэнергии соединены СИ «массой», выполняющей функцию второго провода. Источниками тока в системе являются генератор переменного тока типа Г-221 с встроенным полупроводниковым выпрямителем и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55. Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 с электромагнитным тяговым реле и роликовой обгонной муфтой. В систему зажигания входят катушка зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, центробежным автоматом и вакуумным корректором угла опережения зажигания, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания и выключатель зажигания. Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги, обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля. Основными приборами наружного освещения являются фары, подфарники, боковые указатели поворота, задние фонари, катафоты и фонари освещения регистрационного знака. Салон освещают два плафона, которые включаются выключателями, расположенными на корпусах плафонов. Кроме того, имеются дверные выключатели на стойках передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери включаются оба плафона. На щитке приборов размещены тахометр, спидометр со счетчиками пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва и указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления. Кроме того, в спидометре и тахометре находится шесть контрольных ламп.
Кузов автомобилей типа «седан», цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) и все остальные узлы и механизмы автомобиля. Корпус кузова представляет собой сварную пространственную ферму, основными деталями которой являются стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины. Эти элементы коробчатого сечения в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и соединительными деталями придают конструкции требуемую жесткость. Передние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее поворотное с рукояткой и фиксатором, заднее опускное с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой. Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее — опускное с приводом от ручки, заднее неподвижное. Замок задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запорное устройство каждой двери состоит из замка, внутреннего привода замка с ручкой, наружной ручки и фиксатора, расположенного на стойке кузова. Ветровое стекло типа «триплекс», состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними, даже при растрескивании остается прозрачным. Заднее и боковые стекла безопасные, закаленные. Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо 37, домкрат, а также набор шоферского инструмента и принадлежностей. Передние сиденья раздельные с откидными спинками и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье — неподвижное, цельное. Модификации автомобилей ВАЗ-2103 различаются установкой двигателей различной мощности (см. «Техническая характеристика автомобилей»). Автомобиль ВАЗ-2106 отличается от ВАЗ-2103 установкой более мощного двигателя с рабочим объемом 1,6 л, внутренним и наружным оформлением кузова. измененной схемой оборудования. Модификации ВАЗ21061 и ВАЗ -21065 отличаются от ВАЗ-2106 установкой двигателей с другим рабочим объемом. Модификация ВАЗ-2106 оснащена двигателем 2106, как и автомобиль ВАЗ-2106, но комплектуется пятиступенчатой коробкой передач и главной передачей с передаточным числом 3,9. На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная система зажигания и карбюратор 21053-1107010 (типа «Солекс»), галогенные фары, электрообогреваемое заднее стекло. В кузове изменены обивка и подголовники сидений.
Для регулировки привода сцепления автомобиля ваз 2106 и других моделей из семейства «классика» нам потребуются.
Как прокачать сцепление Ваз 2106
Для того, чтобы осуществить прокачку сцепления ваз 2106 вам потребуются следующий набор инструментов: гаечный ключ.
Как снять главный цилиндр сцепления Ваз 2106
Для того, чтобы снять или установить главный цилиндр сцепления ваз 2106 подготовьте для работы торцовую.
Замена рабочего цилиндра сцепления Ваз 2106
Готовим необходимый инструмент: гаечные ключи на «13» «17», пассатижи до кучи тоже надо, по-любому пригодятся.
Замена сцепления Ваз 2106
Приготавливаем для работы по замене сцепления ваз 2106 необходимый инструмент в лице гаечного ключа на.
Замена выжимного подшипника Ваз 2106
Готовим тот же самый инструмент, что и требовался нам при замене сцепления и приступаем к.
Как снять коробку переключения передач Ваз 2106
Прежде чем мы приступим к снятию коробки передач ваз 2106 давайте примерно разберемся и определимся.
Как снять карданную передачу Ваз 2106
Для снятия и последующей установки карданной передачи автомобиля ваз 2106 вам потребуются необходимые инструменты, а.
Разборка и сборка карданной передачи Ваз 2106
Для проведения работ по разборке карданной передачи подготовьте необходимый инструмент, это гаечные ключи на «13».
Как снять полуось заднего моста Ваз 2106
Выполнять ремонтные работы по замене полуоси на ваз 2106 следует в случаях, когда при езде.
Замена сальника полуоси Ваз 2106
Прежде чем осуществлять работы по замене сальника полуоси ваз 2106 снимите саму полуось, после снятия.
Замена сальника ведущей шестерни редуктора Ваз 2106
В случае обнаружения течи масла необходимо заменить сальник ведущей шестерни редуктора на новый, а для.
Как снять редуктор заднего моста Ваз 2106
Для того чтобы поменять редуктор заднего моста ваз 2106 подготовьте необходимый инструмент, который вам потребуется.
Как снять задний мост Ваз 2106
При полном износе деталей, когда вы уже понимаете, что частичный ремонт заднего моста вам уже.
Четырехступенчатая коробка передач ваз 2106 (продольный разрез)
1 – первичный вал;
2 – крышка подшипника;
3 – манжета первичного вала;
4 – подшипник первичного вала;
5 – сапун;
6 – ведущая шестерня привода промежуточного вала;
7 – роликовый подшипник переднего конца вторичного вала;
8 – картер;
9, 14 – скользящие муфты синхронизаторов III–IV и I–II передач;
10, 15 – вилки включения;
11 – пружина синхронизатора;
12, 13, 16, 19 – ведомые шестерни соответственно III, II, I передач и заднего хода;
17 – промежуточный подшипник вторичного вала;
18 – шпилька соединения картера и задней крышки;
20 – рычаг переключения;
21 – уплотнитель;
22 – вторичный вал;
23 – шестерня привода спидометра;
24 – манжета вторичного вала;
25 – фланец эластичной муфты;
26 – гайка;
27 – грязеотражатель;
28 – задний подшипник вторичного вала;
29 – задняя крышка картера;
30 – промежуточная шестерня заднего хода;
31 – шестерня заднего хода промежуточного вала;
32 – задний подшипник промежуточного вала;
33, 35, 36 – ведущие шестерни соответственно I, II и III передач;
34 – сливная пробка;
37 – промежуточный вал;
38 – нижняя крышка картера;
39 – ведомая шестерня привода промежуточного вала;
40 – передний подшипник промежуточного вала;
41 – болт.
Пятиступенчатая коробка передач ваз 2106 (продольный разрез)
1 – первичный вал;
2 – крышка подшипника;
3 – манжета первичного вала;
4 – подшипник первичного вала;
5 – сапун;
6 – ведущая шестерня привода промежуточного вала;
7 – роликовый подшипник переднего конца вторичного вала;
8 – картер;
9, 14 – скользящие муфты синхронизаторов III–IV и I–II передач;
10, 15 – вилки включения;
11 – пружина синхронизатора;
12, 13, 16, 19 – ведомые шестерни соответственно III, II, I передач и заднего хода;
17 – промежуточный подшипник вторичного вала;
18 – шпилька соединения картера и задней крышки;
20 – вилка включения V передачи;
21 – рычаг переключения;
22 – уплотнитель;
23 – муфта V передачи;
24 – ведомая шестерня V передачи;
25 – шестерня привода спидометра;
26 – манжета вторичного вала;
27 – фланец эластичной муфты;
28 – гайка;
29 – грязеотражатель;
30 – задний подшипник вторичного вала;
31 – болт;
32 – задний подшипник промежуточного вала;
33 – ведущая шестерня V передачи;
34 – промежуточная шестерня заднего хода;
35 – задняя крышка картера;
36, 38, 40, 41 – ведущие шестерни соответственно заднего хода, I, II и III передач;
37 – средний подшипник промежуточного вала;
39 – маслосливная пробка;
42 – нижняя крышка картера;
43 – промежуточный вал;
44 – ведомая шестерня привода промежуточного вала;
45 – передний подшипник промежуточного вала;
46 – болт.
На автомобили моделей ВАЗ-2106 устанавливается трехвальная четырехступенчатая коробка передач. Автомобили ВАЗ-21065-00 и ВАЗ-21065-01 оснащаются пятиступенчатыми коробками передач, изготовленными на базе четырехступенчатых. Оба агрегата взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.
Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных шпильками с гайками. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой, которая крепится десятью гайками на шпильках. Внутри картера на подшипниках качения смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы. Их косозубые шестерни (кроме передачи заднего хода) имеют постоянное зацепление. Первичный вал опирается своим передним концом на подшипник, установленный внутри коленчатого вала двигателя, и имеет шлицы, на которых «сидит» ведомый диск сцепления.
В расточке первичного вала размещен роликовый подшипник вторичного вала. Промежуточный вал выполнен в виде блока шестерен и установлен на двухрядном шариковом и цилиндрическом роликовом подшипниках. Включение заднего хода осуществляется перемещением промежуточной шестерни по ее оси в зацепление с прямозубыми шестернями промежуточного и вторичного валов. Шестерни передачи заднего хода размещены внутри задней крышки картера. Здесь же расположены шестерни V передачи (в пятиступенчатой коробке) и винтовые шестерни привода спидометра.
Передачи переднего хода включаются посредством муфт с инерционными синхронизаторами. Механизм переключения состоит из вилок со штоками. Включенные передачи фиксируются подпружиненными шариками, входящими в лунки штоков. Невозможность включения двух передач одновременно обеспечивается блокировочными сухарями.
Коробка передач заправляется трансмиссионным маслом в количестве 1,35 л. Для заливки и слива масла служат пробки с самоуплотняющейся конической резьбой. Сливная пробка, ввернутая в нижнюю крышку, имеет внутри магнит для улавливания металлических продуктов износа механизмов коробки. Концы первичного и вторичного валов уплотнены резиновыми манжетами.
Коробка передач ваз 2106
Четырехступенчатая коробка передач ваз 2106 (продольный разрез)
1 – первичный вал; | 23 – шестерня привода спидометра; |
Пятиступенчатая коробка передач ваз 2106 (продольный разрез)
1 – первичный вал; | 25 – шестерня привода спидометра; |
Описание конструкции
На автомобили моделей ВАЗ-2106 устанавливается трехвальная четырехступенчатая коробка передач. Автомобили ВАЗ-21065-00 и ВАЗ-21065-01 оснащаются пятиступенчатыми коробками передач, изготовленными на базе четырехступенчатых. Оба агрегата взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.
Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из алюмин
ВАЗ 2106 | Автоматическая трансмиссия
Автоматическая трансмиссия
Общая информация и принципы функционирования
Схема расположения трансмиссии в двигательном отсекеКонструкция АТ МРТ-моделей
31 — Реактор
|
Конструкция АТ VTD-моделей
Буксировка автомобиля с отказавшей АТ должна производиться со скоростью не выше 50 км/ч (30 миль/ч) и на расстояние не более 80 км (50 миль)! |
Данная Глава посвящена автоматической трансмиссии (АТ). Информация по РКПП приведена Главе Ручная коробка и дифференциал.
Ввиду сложности конструкции АТ, отсутствия в свободной продаже необходимых сменных внутренних компонентов и необходимости использования специального оборудования, составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей самостоятельно выполнять капитальный ремонт АТ. Ремонт АТ в условиях мастерской автосервиса является достаточно дорогостоящей операцией, в виду чего, следует рассмотреть альтернативные варианты замены вышедшего из строя блока новым или восстановленным. Любую полезную информацию по ремонту и замене трансмиссии можно получить на станциях техобслуживания компании Subaru.
Вне зависимости от выбранного способа введения отказавшей АТ в действие, самостоятельное выполнение ее снятия и установки помогут в значительной степени сократить расходы (прежде удостоверьтесь, что трансмиссия действительно нуждается в восстановительном ремонте).
В настоящей Главе рассмотрены лишь процедуры диагностики общих отказов АТ, ее текущего обслуживания, основных регулировок, снятия и установки. Схема расположения трансмиссии в двигательном отсеке представлена на иллюстрации.
Рассматриваемые модели автомобилей снабжаются одним из двух типов АТ. Первый тип
предназначен для комплектации моделей без системы регулируемого распределения
крутящего момента (VTD), именуемые также моделями MPT (модели с многодисковой
передачей). Другой тип устанавливается на модели с VTD. Оба типа АТ имеют конструкцию
постоянного привода на все колеса, объединяющую в себе, секцию гидротрансформатора/сцепления,
секцию оконечного редуктора, а также трансмиссионную и раздаточную секции.
Трансмиссии обоих типов
Электронное управление трансмиссиями обоих типов осуществляет специальный модуль,
именуемый модулем управления трансмиссией (TCM). TCM представляет собой микропроцессорную
сборку, контролирующую функционирование управляющих электромагнитных клапанов
и других электрических и электрогидравлических устройств с учетом влияния многих
входящих переменных (степень открывания дроссельной заслонки, скорость движения
автомобиля, обороты двигателя, выбранный диапазон АТ и т.д.). На основании анализа
поступающей информации TCM осуществляет выбор оптимальной для текущих условий
передачи и определяет наиболее подходящую схему распределения мощности (включая
торможение двигателем и блокировку включения сцепления).
Кроме описанных выше, TCM выполняет дополнительную функцию автоматического выбора одного из двух режимов управления: «Базовый» (Base) и режим «Повышенной мощности отдачи» (Power). Выбор осуществляет в соответствии с манерой вождения водителя, которую TCM определяет исходя характера управления педалью газа. Обычно базовый режим используется при движении по ровной дороге, в то время как наиболее типичными условиями активации режима «Power» являются резкие ускорения и движение в гору.
Еще одной особенностью рассматриваемых трансмиссий является возможность осуществления ручного удержания АТ на выбранной передаче, — при правильном использовании данная функция позволяет добиться повышения управляемости транспортного средства и комфорта движения.
Эффективность передачи мощности, и экономия расхода топлива достигаются за счет использования преобразователя вращения с гидравлической блокирующей муфтой и применения редукторной сборки с двумя комплектами планетарных механизмов, обеспечивающей возможность выбора четырех передних и одной задней передач.
В состав TCM входит блок самодиагностики, что в значительной мере повышает надежность
функционирования трансмиссии и облегчает поиск причин отказов.
Трансмиссия типа MPT
Конструкция АТ МРТ-моделей представлена на иллюстрации.
В данной конструкции используются как структурные, так и управляющие средства обеспечения безударности переключений. Обгонная муфта и три аккумулятора эффективно поглощают толчки, в то время как полностью электронное управление переключением передних передач в сочетании с контролем давления в линиях и управлением блокировкой гидротрансформатора минимизируют вероятность толчков и рывков при переключениях трансмиссии.
Повышенная прочность картера АТ в сочетании с применением слабо передающего вибрации двухходового троса механизма переключения передач, обеспечивает низкий шумовой фон функционирования трансмиссии.
В состав сборки АТ, устанавливаемой на модели МРТ, входит гидравлический блок управления приводом задних колес. Блок помещается в задней части трансмиссионной секции АТ и состоит из электромагнитного клапана рабочего цикла, регулирующего гидравлическое давление, прилагаемое к управляющей приводом задних колес муфте многодискового сцепления влажного типа.
В памяти модуля управления трансмиссией (TCM) хранится набор параметров, определяющих величину передаваемого раздаточной муфтой крутящего момента. Основываясь на анализе данных, поступающих от соответствующих информационных датчиков (скорость движения автомобиля, степень открывания дроссельной заслонки, выбранный диапазон АТ, пробуксовка колес и т.п.), TCM выбирает из памяти подходящий рабочий коэффициент управления электромагнитным клапаном, регулирующим гидравлическое давление, прикладываемое к раздаточной муфте, обеспечивающей передачу соответствующего крутящего момента приводу задних колес автомобиля.
Четкий контроль управления приводом задних колес со стороны TCM особенно эффективен при предотвращении нежелательных тормозящих моментов, возникающих при совершении крутых разворотов на малой скорости движения.
При активации ABS модуль управления трансмиссией обеспечивает повышение эффективности
торможения посредством регулировки передачи крутящего момента на задние колеса
и контроля соответствия выбранной передаче скорости движения.
Трансмиссия типа VTD
Конструкция АТ VTD-моделей представлена на иллюстрации.
Полностью автоматическая, управляемая электроникой четырехступенчатая АТ, устанавливаемая на модели VTD, имеет обозначение Е-4АТ. Межосевой дифференциал данной полноприводной (AWD) трансмиссии оснащен системой распределения мощности Subaru, сочетающей в себе недавно разработанный планетарный редуктор смешанного типа с управляемым электроникой механизмом ограничения проскальзывания (LSD).
Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между передними и задними колесами в соотношении 45.5 : 54.5 благодаря способности смешанного планетарного редуктора к распределению крутящего момента. Данное соотношение было определено в большей степени из соображений повышения плавности прохождения поворотов (что требует оптимизации распределения сил боковой реакции, возникающих между протекторами и дорожным покрытием), чем с целью улучшения силы сцепления шин (что требует оптимизации распределения динамических нагрузок). Динамический контроль изменения базового соотношения осуществляется благодаря применению механизму ограничения проскальзывания дифференциала. Регулировка осуществляется в интервале от определяемого передаточным отношением планетарной сборки базового значения до значения, достигаемого в момент приостановки функционирования дифференциала. Функционирование системы регулирования распределения крутящего момента между передними и задними колесами способствует повышению управляемости транспортного средства, обеспечивая высокую стабильность хода автомобиля даже в экстремальных условиях.
При срабатывании ABS TCM осуществляет управление функционированием устройства ограничения проскальзывания межосевого дифференциала аналогично тому, как модуль управления системы антиблокировки тормозов контролирует функционирование тормозных механизмов.
Суммируя сказанное, можно отметить, что трансмиссии Е-4АТ отличаются высокой стабильностью
функционирования и простотой в эксплуатации.
Назначение рабочих диапазонов АТ
Положение «Р»
Выбирается при парковке автомобиля. В этом положении, в трансмиссии выключены
все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, — движение автомобиля
невозможно. Переводить селектор в положение «Р» следует только после полной остановки
транспортного средства. Внимание: Перевод селектора в положение «Р» во время движения
может привести к выходу трансмиссии из строя!
Положение «R»
Задний ход. Переводить селектор в позицию «R» можно только после полной остановки
транспортного средства. Внимание: Включение задней передачи во время движения
автомобиля может привести к выходу трансмиссии из строя!
Положение «N»
Нейтральное положение. В коробке выключены все элементы управления, что обеспечивает
отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валами. Механизм
блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться.
Не рекомендуется переключать трансмиссию в положение «N» при движении накатом.
Внимание: Ни в коем случае не выключайте зажигание при движении под уклон!
Положение «D»
Основной режим движения. Обеспечивает автоматическое переключение с первой по
четвертую передачу. Рекомендуется при движении в нормальных условиях.
Положение «3»
Разрешено движение на первых трех передачах. Рекомендуется использовать при движении
по холмистой дороге или в условиях частых остановок (напряженный городской цикл).
Положение «2»
Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать,
например, по извилистым горным дорогам. Переключение на третью и четвертую передачи
запрещено. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.
Положение «1»
Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках, подъемах и бездорожье.
ВАЗ 2106 | Трансмиссия | Жигули
Сцепление
Общие сведения
Прокачка гидропривода сцепления
Снятие и установка главного цилиндра гидропривода сцепления
Снятие и установка педали сцепления
Проверка выключателя блокировки зажигания
Снятие, проверка и установка кожуха сцепления и ведомого диска
Разборка, проверка и сборка рабочего цилиндра сцепления
Механическая коробка передач
Технические операции на автомобиле
Снятие и установка механической коробки предач
Снятие, проверка и установка механизма переключения передач
Автоматическая коробка передач
Основные проверки и регулировки на автомобиле (A4AF3)
Проверка цепей выключателя блокировки стартера (переключатель селектора АКПП)
Проверка компонентов системы управления автоматической коробкой передач
Проверка гидротрансформатора на полностью заторможенном автомобиле (Тorque converter stall test)
Анализ результатов проверки на полностью заторможенном автомобиле
Проверка давления в гидросистеме управления АКПП
Функция самодиагностики
Технические операции на снятой с автомобиля коробке передач
Проверка давления в гидросистеме управления АКПП
Проверка гидротрансформатора на полностью заторможенном автомобиле (Stall test)
Основные проверки и регулировки на автомобиле (A4A42)
Регулировка пониженного давления
Снятие и установка автоматической коробки передач (A4A42)
Снятие и установка автоматической коробки передач (A4AF3)
Механизм управления автоматической коробкой передач
Приводной механизм
Снятие, проверка и установка вала привода переднего колеса
Вал привода переднего колеса (ШРУС с компенсатором длины (DOJ) и ШРУС «Бирфильда BJ»)
Вал привода переднего колеса (ШРУС «Трипод TJ»)
Ступица переднего колеса и поворотный кулак детали
Ступица заднего колеса
Таблицы
Таблица 3.1 Технические характеристики
Таблица 3.2 Данные для проверки и регулировки
Таблица 3.3 Моменты затяжки резьбовых соединений
Таблица 3.4 Возможные неисправности, их причины и способы устранения
Таблица 3.5 Технические характеристики механической коробки передач
Таблица 3.6 Возможные неисправности, их причины и способы устранения
Таблица 3.7 Технические характеристики автоматических коробок передач
Таблица 3.8 Номинальное значение
Таблица 3.9 Номинальное значение
Таблица 3.10 Проверка давлений в гидросистеме управления АКПП
Таблица 3.11 Поиск неисправностей по величинам давлений в гидросистеме управления АКПП
Таблица 3.12 Дорожные испытания (Road test)
Таблица 3.13 Коды неисправности (описание)
Таблица 3.14 Поиск неисправностей по диагностическим кодам
Таблица 3.15 Компоненты КПП, функционирующие при включении каждой передачи
Таблица 3.16 Для идентификации упорных подшипников, обойм упорных подшипников и упорных шайб
Таблица 3.17 Номинальные значения давления в гидросистеме управления АКПП
Таблица 3.18 Предварительный поиск неисправностей в случае наличия несоответствующего давления
Таблица 3.19 Технические характеристики приводного механизма
Таблица 3.20 Моменты затяжки резьбовых соединений
Таблица 3.21 Поиск неисправностей
Коробка передач ВАЗ 2106 — полезные знания
В заводском варианте комплектации на «шестерку» предусмотрена пятиступенчатая либо 4-хступенчатая трансмиссия. Эти агрегаты во многом являются взаимозаменяемыми, т.к. механическая коробка передач ВАЗ 2106 пятиступка по своей сущности является аналогом 4-скоростного изделия. Силовые установки последних транспортных средств этой модификации агрегатируются только 5-скоростными МКПП.
Заводская коробка передач ВАЗ 2106 включает в себя такие элементы, как валы (первичный, вторичный и промежуточный), картер и собственно устройство для перемещения скоростей. Кинематическая схема коробки представлена у нас на интернет-ресурсе. Так же можно посмотреть в интернете коробка передач ВАЗ 2106 видео фильм, рассказывающий о демонтаже и замене агрегата на новое изделие.
Несмотря на унификацию многих элементов изделия, они все же отличаются друг от друга. Модернизированная коробка передач имеет несколько иную кормовую крышку с подсоединенным валом вторичного назначения большей длины за счет размещения на нем шестерня 5-ой скорости ведомого типа и синхронизаторная ступицы. Вал промежуточного типа также имеет увеличенные размеры из-за прикрепления к нему шестеренчатого блока 5-ой скорости и кормового хода. Также конструктивно изменено устройство для переключения скоростей.
При выявленных дефектах необходимо проводить ремонт коробки передач ВАЗ 2106, который представляется достаточно сложным мероприятием, и к нему лучше привлекать специалистов по агрегатным конструкциям.
Практические дефекты коробки передач:
- износ подшипников или элементов шестеренок или синхронизаторов зубчатого типа;
- люфты валов в корпусной части;
- уменьшение диаметра рычажного шарнира сферического типа за счет износа, недостаток смазочной массы в устройстве перемещения скоростного рычага;
- механический дефект рукоятки – переключателя скоростей;
- проблемы со штоками из-за их дефектов или загрязненности, клинение сухарей-блокираторов;
- засоренность шлицевых соединений муфты или ступицы, дефекты вилки перемещения скоростей;
- дефекты штоковых шариков или лунок под них вследствие износа, выход из строя фиксаторных пружинных элементов;
- дефекты кольца-блокиратора на синхронизаторном устройстве вследствие износа;
- выход из строя синхронизаторных пружин;
- износ элементов синхронизаторных муфт или венца из зубьев;
- повреждения сальников валов КПП;
- слабый крепеж крышки коробки к корпусной части, дефект материалов уплотнения;
- слабый крепеж кожуха сцепления к корпусной части КПП.
Для ремонта автомобиля ВАЗ 2106 снятие коробки передач в транспортном средстве обязательно. Чтобы это осуществить, необходимо запастись всем набором необходимых слесарных инструментов для ее демонтажа. При проведении ремонтных работ производится разборка коробки передач ВАЗ 2106, в ходе которой выявляются и устраняются дефекты агрегата.
По необходимости снятие коробки производится в следующей очередности:
- Отвинчиваем крепеж трубы приемного типа, и демонтируем деталь.
- Отвинчиваем крепеж электростартера.
- В подготовленную тару с картера коробки сливаем трансмиссионное масло.
- Отвинчиваем крепеж глушителя и снимаем трубу приемного типа.
- Отвинчиваем крепление кардана и фланцевую муфту КПП.
- Рассоединяем контакт проводки электродатчика кормового хода и трос прибора указателя скорости.
- Демонтируем цилиндрик сцепления рабочего типа.
- Подставляем упорное устройство под поперечину (траверс), демонтируем крепеж кожуха картера сцепления и вытаскиваем шайбы под пружины.
- Демонтируем крепеж поперечной балки, снимаем упорное устройство, бережно ставим МКПП в приниженное положение с помощью другого помощника.
- Подставляем упорное устройство под переднюю подвеску мотора двигателя.
- Демонтируем крепеж картера сцепления к двигателю, снимаем шайбы-подкладки и демонтируем МКПП.
- Монтаж коробки передач происходит в очередности, обратной демонтажу агрегата.
Если в ходе ремонта КПП износ деталей изделия превышает установленные нормы эксплуатации, проводится замена коробки передач ВАЗ 2106 на новое изделие. В среде автолюбителей бытует мнение, что при изменении передаточных чисел при замене коробки передач или редуктора заднего моста сокращается расход горючего. Несмотря на реальную утрату некоторой доли динамической мощности транспортного средства, действительно происходит некоторое уменьшение топливного расхода. Автомобильные эксперты рекомендуют МКПП ВАЗ 2105 переставлять на ВАЗ 21011 и «тройку» без ограничений. А вот на «копейке» пострадает динамика разгона, но в выигрыше будет позиция по экономии горючего.
Производство замены коробки передач ВАЗ 2106 и установка ее на «копейку», «тройку», «пятерку» также снизит мощность транспортного средства и заставит водителя чаще пользоваться режимом переключения скоростей. Не всегда подходит она и для авто с силовыми установками объемом 1,2 и 1,3 л из-за небольшого передаточного значения шестерен 1-ой скорости. Это может сказаться на трогании автомобиля с места и при движении на подъемах с повышенной крутизной склонов.
ВАЗ 2106 | Трансмиссия | Жигули
Трансмиссия
Спецификации
Ручная коробка переключения передач
Общие параметры
Тип |
5-ступенчатая (пять передних передач, одна задняя), полностью синхронизированная (на все передние передачи), с ручным приводом переключения |
Обозначение |
ВЕ3 |
Код трансмиссии * |
|
Бензиновые модели |
|
• Двигатель серии BFZ |
20CL48, 20CL52 |
• Двигатель серии LFZ |
20CL47, 20CL48 |
• Двигатель серии RFX |
20CL49, 20CM27 |
Дизельные модели |
|
• Двигатель серии D9В |
20CL51 |
• Двигатель серии D8В |
20CL68 |
* Код трансмиссии выбивается на передней поверхности картера коробки передач. |
Смазка
Рекомендуемый тип трансмиссионного масла |
Shell SF5288 75/80W |
Объем, л |
1.9 (1.8 после опорожнения) |
Передаточные отношения (коробка ВЕ315)
РКПП |
|
I передача |
3.455:1 |
II передача |
1.870:1 |
III передача |
1.280:1 или 1.360:1
|
IV передача |
1.070:1 или 0.969:1
|
V передача |
0.757:1 или 0.969:1
|
Задняя передача |
3.334:1 |
Главная передача |
|
Двигатели 1.6 л |
3.938:1 или 4.188:1 |
Двигатели 1.8 л |
3.810:1, 3.938:1 или 4.188:1 |
Двигатели 2.0 л (RFY, 16 клапанов) |
4.427:1 |
Дизельные двигатели |
3.938:1 |
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
Осевой болт крепления тяги привода переключения передач к рычагу переключения |
15 |
Осевой болт коленчатого рычага тяги привода переключения |
28 |
Заливная/контрольная пробка |
20 |
Сливная пробка |
30 |
Болты направляющей муфты выжимного подшипника сцепления |
12 |
Датчик-выключатель огней заднего хода |
25 |
Левая опора силового агрегата |
|
• Болты крепления кронштейна опоры к кузову |
25 |
• Шпилька опоры |
50 |
• Центральная гайка |
65 |
• Болты крепления двигателя к трансмиссии |
45 |
Болты крепления кронштейна приводного троса сцепления (только для моделей со сцеплением вытяжного типа) |
|
• Болты крепления колес |
90 |
Автоматическая трансмиссия
Общие параметры
Тип |
Автоматическая, 4-ступенчатая (4 передних передачи, 1 задняя) |
Обозначение |
4 НР 14 |
Смазка
Рекомендуемый тип трансмиссионного масла |
ATF Dexron II |
Объем, л |
6.2 (2.4 после опорожнения) |
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
Крепеж приводного троса выбора передач |
|
• Контргайки оболочки троса |
10 |
• Болты крепления опорного кронштейна к трансмиссии |
20 |
• Винты крепления троса к кронштейну |
10 |
Гайки крепления рычага селектора |
7 |
Гайка крепления рычага выбора передач на трансмиссии |
30 |
Центральный болт охладителя ATF |
50 |
Левая опора силового агрегата |
|
• Болты крепления кронштейна опоры к кузову |
25 |
• Шпилька опоры |
50 |
• Центральная гайка |
80 |
Болты крепления трансмиссии к двигателю |
40 |
Болты крепления преобразователя вращения |
35 |
Штуцерная гайка крепления направляющей трубки измерительного щупа к поддону картера трансмиссии |
45 |