Утс автомобиля расчет – Что такое — Утеря товарной стоимости (УТС) автомобиля по КАСКО и ОСАГО – методика расчет и взыскание выплат со страховщика

Калькулятор расчета УТС автомобиля по ОСАГО и КАСКО 2017/2018. Организуем выплату!

Для расчёта УТС онлайн необходимо иметь акт осмотра независимого эксперта или заказ-наряд автосервиса с указанием назначенных или выполненных работ.
Выберите в таблице ремонтные воздействия в соответствии с актом осмотра или заказ-нарядом:

Выберите стоимость автомобиля (УТС определяется в % от стоимости вашего автомобиля)

УТС:0р.

 

         Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
      В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

«Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС — Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений.  Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

  Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС.  Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.

Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.
 
Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

  Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.

Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

  Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия. 

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться  по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:

1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

Расчет УТС может быть произведен не для каждого автомобиля. В методике минюста указаны ограничения, при которых утрата товарной стоимости не может быть рассчитана.
• Возраст легкового автомобиля превышает 5 лет
• Эксплуатационный износ (не путать с износом по Единой методике) превышает 35%
В данной статье мы рассматриваем применение УТС именно к легковым автомобилям, ограничения для расчета УТС по грузовым автомобилям и автобусам отличаются от ограничений по легковым машинам.
УТС рассчитывается, если определена необходимость выполнить одно и более ремонтное воздействие из нижеуказанного списка или определен факт выполнения подобных работ:

— полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова, бамперов

— ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова
— замена несъемных элементов кузова
— устранение перекоса
— полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки

 УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение — это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Не существует строго образца заявления на выплату утраты товарной стоимости. Страховая компания выдает пустой бланк, в котором Вы в произвольной форме указываете требование о выплате УТС.

В заявлении мы рекомендуем ссылаться на действующее законодательство: закон об ОСАГО с последними изменениями, последние пленумы Верховного суда, свежую судебную практику. Как показывает практика, грамотно составленная претензия избавляет от дальнейшего обращения в судебные инстанции, так как страховые компании после получения подобной претензии понимают неизбежность дальнейшего судебного разбирательства, и стараются урегулировать претензию в досудебном порядке.

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

 

Калькулятор УТС онлайн

№ п/пНаименование деталиВыполненные ремонтные воздействияОкраска
12 (1) Дверь передняя правая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
12 (2)Дверь передняя левая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
12 (3)Дверь задняя правая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
12 (4)Дверь задняя левая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
13Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
14 (1)Панель крыши боковая правая (конструктивно — отдельный элемент) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
14 (2)Панель крыши боковая левая (конструктивно — отдельный элемент) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15 (1)Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно — единый элемент) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15 (2)Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно — единый элемент) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.1 (1)Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.1 (2)Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.2Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.3 (1)Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.3 (2)Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.4 (1)Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.4 (2)Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.5 (1)Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.5 (2)Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.6 (1)Стойка боковины центральная правая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.6 (2)Стойка боковины центральная левая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.7 (1)Нижняя часть боковины правая (порог) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
15.7 (2)Нижняя часть боковины левая (порог) Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/ч
16Пол салона Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/чНе влияет
17 (1)Лонжерон, поперечина пола салона правая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/чНе влияет
17 (2)Лонжерон, поперечина пола салона левая Нет поврежденийЗаменаРемонт до 2 н/чРемонт от 2 до 4 н/чРемонт от 4 н/чНе влияет

Расчет утс автомобиля калькулятор онлайн

Расчет основан на методике Хальбгевакса. Требования к автомобилю и ущербу, а так же описание методике можно посмотреть на этой страничке.

Дата выпуска ТС
Дата ДТП
Стоимость ТС на момент ДТП
Стоимость ремонта
Стоимость работ
Стоимость замененных деталей

Утрата товарной стоимости не оплачена страховой компанией?
Мы можем сделать расчет УТС для Вас.

Возможно Вам так же пригодится:

Оценка ущерба, автоэкспертиза после ДТП (ОСАГО, КАСКО, Зеленая карта), судебная экспертиза Оценка стоимости автомобилей для наследства, нотариуса, суда при разделе имущества

Передняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 1.1
  • Бампер передний
  • 2
  • Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене — 0)
  • Не влияет
  • 2.1
  • Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
  • Не влияет
  • 2.2
  • Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
  • Не влияет
  • 3
  • Брызговик облицовки радиатора съёмный
  • Не влияет
  • 4
  • Брызговик облицовки радиатора несъёмный
  • Не влияет
  • 5 (1)
  • Крыло переднее правое (съёмное)
  • 5 (2)
  • Крыло переднее левое (съёмное)
  • 6 (1)
  • Крыло переднее правое (не съёмное)
  • 6 (2)
  • Крыло переднее левое (не съёмное)
  • 7 (1)
  • Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 7 (2)
  • Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 8 (1)
  • Лонжерон передний правый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 8 (2)
  • Лонжерон передний левый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 9
  • Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
  • Не влияет
  • 9.1
  • Надставка щита передка
  • Не влияет
  • 10
  • Короб воздухопритока
  • Не влияет
  • 11
  • Панель рамы ветрового окна
  • 11.1
  • Нижняя часть панели рамы ветрового окна

Средняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 12 (1)
  • Дверь передняя правая
  • 12 (2)
  • Дверь передняя плевая
  • 12 (3)
  • Дверь задняя правая
  • 12 (4)
  • Дверь задняя левая
  • 13
  • Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
  • 14 (1)
  • Панель крыши боковая правая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 14 (2)
  • Панель крыши боковая левая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 15 (1)
  • Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15 (2)
  • Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15.1 (1)
  • Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.1 (2)
  • Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.2
  • Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
  • 15.3 (1)
  • Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
  • 15.3 (2)
  • Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
  • 15.4 (1)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.4 (2)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.5 (1)
  • Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.5 (2)
  • Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.6 (1)
  • Стойка боковины центральная правая
  • 15.6 (2)
  • Стойка боковины центральная левая
  • 15.7 (1)
  • Нижняя часть боковины правая (порог)
  • 15.7 (2)
  • Нижняя часть боковины левая (порог)
  • 16
  • Пол салона
  • Не влияет
  • 17 (1)
  • Лонжерон, поперечина пола салона правая
  • Не влияет
  • 17 (2)
  • Лонжерон, поперечина пола салона левая
  • Не влияет

Задняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 18
  • Дверь задка, крышка багажника
  • 18.1
  • Бампер задний
  • 19
  • Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
  • 20 (1)
  • Крыло заднее правое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 20 (2)
  • Крыло заднее левое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 21 (1)
  • Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 21 (2)
  • Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 22 (1)
  • Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22 (2)
  • Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (1)
  • Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (2)
  • Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (1)
  • Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (2)
  • Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 23
  • Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
  • Не влияет
  • 23.1
  • Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
  • Не влияет
  • 24 (1)
  • Лонжерон задний правый
  • Не влияет
  • 24 (2)
  • Лонжерон задний левый
  • Не влияет
  • 25
  • Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
  • Не влияет
  • 26
  • Панель рамы окна задка
  • Не влияет
  • 26.1
  • Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
  • Не влияет

Полная разборка кузова, устранение перекосов

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет

Полная окраска кузова

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 27
  • Полная окраска кузова
  • Полная

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

«Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС — Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.

Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение — это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Доаварийная стоимостьруб
Возраст автомобилялет
Стоимость ремонта суммарнаяруб
Стоимость работруб
Стоимость з/чруб
Стоимость материаловруб

Внимание! Утрата товарной стоимости может определяться если АМТС не имело до аварии значительных повреждений или коррозионных разрушений; если на дату ДТП величина износа АМТС составляла менее 40% и срок эксплуатации не превышал пяти лет. Дополнительная утрата товарной стоимости не определяется, если при восстановлении АМТС проводилась только замена съемных деталей без сварочных, жестяницких и окрасочных работ.

Если Вы хотите взыскать УТС со страховой компании или с причинителя вреда, то узнать как это сделать можно по ссылке.

Вы используете калькуляторы на собственное усмотрение. ООО «Инвест Консалтинг» не несет ответственности за полученные результаты расчетов, поскольку не может гарантировать правильность введенных пользователем данных.

УТС по ОСАГО в 2020 году — утеря товарной стоимости автомобиля

Попав в ДТП, сразу возникает множество вопросов в купе с нервным состоянием самого водителя. Следовательно, зачастую лица, которые стали потерпевшей стороной забывают об одном очень важном нюансе – утере товарной стоимости ТС.

Утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО

В декабре 2017 года было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» пришедшее на смену постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, которое подтвердило позицию включения утраты товарной стоимости в состав реального ущерба.

37. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы.

п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58

То есть, другими словами, УТС по ОСАГО в 2020 году не что иное, как снижение стоимости авто после ДТП. Согласитесь, ведь не каждый захочет купить битую машину.

Если авария была зафиксирована сотрудником ГИБДД, то в честности его слов, в отношении повреждений, сомневаться не приходится. Но как быть тем, кто оформляет ДТП по Европротоколу? Для этого необходимо собрать следующие данные:

  • Видеосъемку всех повреждений;

  • Фотосъемку повреждений;

  • Данные системы ГЛОНАСС, если она имеется.

16. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждения транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем).

Невыполнение указанных требований не является основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения, однако размер страхового возмещения в этом случае не может превышать предельного размера страхового возмещения, выплачиваемого в рамках упрощенного порядка оформления дорожно-транспортного происшествия.

п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58

Начисление потери товарного вида автомобиля по ОСАГО осуществляется в отношении тех деталей, агрегатов и узлов, которые влияют на внешний вид ТС и его эксплуатационные качества.

Законодательно пока еще не была установлена единая методика расчета потери товарного вида авто, поэтому калькулятор для расчета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля по ОСАГО в 2020 году, который указал бы точный размер утраты для каждого случая, пока не реализован.

Подсчитать размер УТС онлайн все же можно, воспользовавшись одним из неофициальных сайтов, который предоставляет подобный сервис. Однако имейте в виду, что калькулятор для расчета коэффициента износа автомобиля по ОСАГО на неофициальных источниках не выдаст точную сумму.

Но и это еще не все. Чтобы рассчитать сумму к выплате по УТС, необходимо чтобы было соблюдено еще несколько правил:

  • Для ТС отечественного производства износ должен составлять не более 40%, а возраст не больше 3 лет. Некоторые страховые компании также акцентируют свое внимание на пробеге. Для отечественных авто он не должен превышать 50 000 км.

  • Для иномарок износ также не должен превышать 40%, а вот возраст тут уже должен быть не более 5 лет. Пробег при этом не должен быть выше 100 000 км.

  • Машина ни разу за свой возраст не попадала в аварию.

Если размер УТС рассчитывает страховая компания, то выплачиваемая сумма может достигать до 20% от реального ущерба. Поэтому если вы сомневаетесь в точности данных, то лучше всего будет обратиться к независимой экспертизе и перепроверить нанесенный ущерб, используя калькулятор для расчета страховых выплат по ОСАГО с учетом износа.

Также стоит помнить, что если в договоре ОСАГО имеется прямое указание на отказ в выплате утраты товарной стоимости, то суд в любом случае станет на сторону страховой компании.

Если по каким-то необоснованным причинам СК отказала вам в выплате УТС, или вы не согласны с расчетом, который выдал калькулятор для расчета утери товарной стоимости автомобиля по ОСАГО страховщика, то вы всегда можете обратиться к помощи наших юристов, которые помогут вам добиться справедливости.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 1 декабря 2019 г.

Аэстимо – оценочная компанияНеобходимо рассчитать УТС? Смелее обращайтесь к нам

УТС автомобиля – что это такое?

Утрата товарной стоимости автомобиля или коротко УТС – величина, характеризующая снижение стоимости транспортного средства в результате его восстановления после ДТП (при условии выполнения всех требований к проведению восстановительного ремонта) по сравнению с аналогичным неповрежденным транспортным средством. Иными словами “битый” восстановленный автомобиль – стоит дешевле точно такого же, но не “битого”. Разница в их стоимостях и есть – УТС автомобиля.

Для каких транспортных средств может быть рассчитана утрата товарной стоимости (УТС)?

Утрата товарной стоимости УТС рассчитывается для автомобилей иностранного производства не старше 5-ти лет и для автомобилей отечественного производства не старше 3-х лет при условии износа автомобиля до 40%.

Как рассчитывается УТС?

Весь расчет утраты товарной стоимости считается:

  • На съемные кузовные детали которые подлежали ремонту.
  • На несъемные детали которые подлежали ремонту или замене.
  • На окраску деталей.
  • На арматурные (разборка/сборка, снятие/установка) работы.

На данные работы берутся нормо-часы либо из заказ-наряда либо из калькуляции стоимости ремонта автомобиля.

Расчет УТС можно разделить на две группы:

Вариант №1 Расчет УТС можно сделать на основании окончательного заказ-наряда автоцентра, т.е. ваш автомобиль по КАСКО был направлен на ремонт в автоцентр. После ремонта вы привозите окончательный заказ-наряд и на основании этого документа (нормо-часов) реально посчитать утрату товарной стоимости автомобиля. И взыскать со страховой компании данную сумму.

Вариант №2 Расчет можно сделать на основании калькуляции независимой автоэкспертизы. Из данной калькуляции берутся все те же нормо-часы потраченные на ремонт автомобиля и делается расчет УТС.

Утрата товарной стоимости автомобиля – кто возмещает?

Согласно решению Верховного суда РФ от 24 июля 2007 г. № ГКПИ07 – Утрата Товарной Стоимости возмещается страховыми компаниями виновников ДТП, или компаниями, страхующими своих клиентов по КАСКО, а также третьими лицами, в случае, если имело место причинение ущерба физическим лицом или группой лиц.

Со стоимостью данной услуги можно ознакомиться здесь >>>

Расчет утери товарной стоимости (УТС).

Предыдущем посте я обещал расчитать утерю товарной стоимости (УТС) поврежденного автомобиля. Существует несколько методик расчета УТС. Но прежде, чем я о них расскажу, я дам определение УТС, как ее видят и понимают в Германии.

УТС подразделяется на два вида: меркантильная и техническая.

Меркантильная УТС автомобиля наступает при значительном повреждении в результате ДТП или похожего события и, несмотря на технически безукоризненный ремот, восстанновленный автомобиль оценивается рынком меньше, чем похожие неповрежденные автомобили.

Другими словами, если перед вами поставить два совершенно одинаковых автомобиля, один из которых побывал в аварии и был идеально восстановлен, а другой — безаварийный, то за «битый» автомобиль вы, скорее всего, будете готовы заплатить меньшие деньги, чем за «небитый». Здесь сказываются опасения покупателя, что несмотря на качественно проведенный ремонт, остались какие-то невыявленные повреждения или позже появятся какие-либо дефекты. Это чисто субъективный фактор, с которым приходится считаться.


Техническая УТС появляется тогда, когда у автомобиля, несмотря на качественно проведенный ремонт, все равно остаются дефекты, влияющие на безопасность и/или долговечность и/или визуальное восприятие. Полное устранение следов повреждений невозможно или технически, или экономически нецелесообразно.

Напомню, в Германии продавец обязан сообщить покупателю о том, что машина «битая», если ему об этом известно.

Теперь о самих методиках расчета меркантильной УТС.

Их существует несколько, одной из самых распространенных является методика Рукопфа/Зама (Ruhkopf/Sahm). Ее суть можно понять из таблицы

10 bis 30 %30 bis 60 %60 bis 90 %
1-й год экспл.5 %6 %7 %
2-й год экспл.4 %5 %6 %
3-й год экспл.3 %4 %5 %

Процентная вилка в заголовках столбиков — это процентное соотношение восстановительной стоимости (рыночная стоимость автомобиля СА непосредственно перед ДТП) и стоимости ремонта СР. Проценты в таблице указываются от суммы СА плюс СР без НДС.

Гамбургская модель.

Пробег автомобиляУТС в % от стоимости ремонта
до 20.000,00 км30 %
до 50.000,00 км20 %
до 75.000,00 км15 %
до 100.000,00 км10 %
свыше 100.000,00 км0 %

Бременская формула.

Возраст автомобиляУТС в % от стоимости ремонта
до 6 месяцев30 %
до 12 месяцев25 %
до 24 месяцев20 %
до 36 месяцев15 %
до 60 месяцев10 %

У всех этих методик есть недостатки, которые не отражают реальностей рынка, либо отражают с ограничениями. В фирме, где я работаю, разработали методику расчета УТС, учитывающие рыночные и множество других факторов (Marktrelevanz- und Faktorenmethode).

Расчет УТС автомобиля по этой методике происходит в два этапа:

1. Предварительный отбор по следующим параметрам
    — Пробег менее 200.000 км
    — Возраст менее 10 лет
    — существенные повреждения автомобиля
    — отсутствие тотального ущерба

2. Определение УТС по четырем показателям
   — отклонение стоимости «битого» автомобиля от не битого (базовый показатель)
   — автомобиль (комплектация, возраст, состояние и т.п.)
   — оценка рынком ущерба (объем и глубина повреждений)
   — другие показатели (спрос на рынке, наличие предыдущих аварий)

Базовый показатель — это установленая реакция рынка на описание автомобиля «восстановленый после аварии», который равен примерно 1% от Брутто-стоимости автомобиля непосредственно перед ДТП.

Показатель автомобиля представляет собой отношение стоимости автомобиля СА в данный момент к стоимости нового автомобиля СНА.Таким образом оценивается скорость обесценивания автомобиля в зависимости от возраста, состояния, комплектации и т.п.

Показатель ущерба оценивается коэффициентом повреждений Кп

Кп = 1 — замена и/или обширные восстановительные работы (необходима рихтовка) на  несущих частях кузова (лонжероны, траверзы и т.п.)
Кп = 0,8 — восстановительные работы и/или замена несущих или сонесущих частей кузова (восстановление днища, замена боковой стенки и т.д.)
Кп = 0,6 — простые восстановительные работы на несущих или сонесущих частях кузова (восстановление боковой стенки и пр.)
Кп = 0,4 — восстановление и/или замена т.н. «прикручиваемых» частей (двери, капот, крылья)
Кп = 0,2 — замена оперения автомобиля (бампера, спойлеры и пр.)

Коэффициент, учитывающий наличие предыдущие аварии и степень повреждений изменяется от Ка = 0,2 — сильные повреждения до Ка = 1 — нет предыдущих аварий.

Зависимость корректирующего коэффициента КК от возраста автомобиля видна на графике

Bild1

Коэффициент спроса на автомобиль Кс имеет следующие значения

Кс = 0,6 — спрос сильно превышает предложение
Кс = 0,8 — повышеный спрос
Кс = 1,0 — сбалансированный спрос
Кс = 1,2 — предложение превышает спрос
Кс = 1,4 — предложение сильно превышает спрос

Теперь, когда все парапетры определены, рассчитываем УТС по формуле:

УТС = (0,01 * СА + СА/СНА * СР * Кп * КК) * Кс * Ка

Посчитаем УТС для BMW из предыдущего поста

СА — 10.000 евро
СНА — 34.310 евро
СР — 4100 евро
Кп = 0,4
КК = 0,06 (на момент оценки автомобилю было 95 месяцев)
Кс = 1,0
Ка = 0,6 (при осмотре было выявлено, что переднее правое крыло и багажник были крашены)

УТС = (0,01*10.000 + 10.000/34.310 *4100*0,4*0,06)*1,0*0,6 = 77,21 евро

Я полученный результат округлил  в большую сторону до 100 евро. Так сложилось на практике, что УТС менее 100 евро не выплачивают, а оценщики определяют УТС, кратную 50.

Надеюсь этот пост поможет моим коллегам в России разработать адекватную методику расчета УТС, если таковой еще не имеется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *