Управление мотоциклом – Органы управления мотоциклом — мотоциклы и мототехника мотоэкипировка и мотоодежда Прайд Байк
Управление мотоциклом. Как правильно поворачивать.
Положение ног на подножках мотоцикла при движении по прямой и поведение мотоциклиста при повороте. Управление мотоциклом. Как правильно поворачивать.
Мы продолжаем публиковать серию статей, посвящённых управлению мотоциклом. Так как серия посвящена получению теоретических или полупрактических навыков, а также улучшению знаний или работе над ошибками, мы продолжаем публиковать статьи на данную тему.
Мы уже научились находиться в правильном положении на мотоцикле и сегодня мы рассмотрим ещё один не менее важный аспект посадки — это положение ног на подножках мотоцикла при движении по прямой и поведение мотоциклиста при повороте.
Как поворачивать.
Дальше мы рассмотрим, где должно находиться тело при повороте, а также траектории движения. Но пока немного о самом действии. Поворот можно пройти несколькими способами. Эти способы меняются с натренированностью мотоциклиста и чувством самого мотоцикла. Рассмотрим для начала самый первый. Для входа в поворот нам необходимо добиться того, чтобы скорость прохождения поворота соответствовала самому повороту. Гасим скорость торможением по прямой. Закрываем газ и затем нажимаем на тормоз. Нужно добиться того, чтобы положение ручки газа не менялось в зависимости от того, тормозите вы или нет, то есть действие пальцев правой руки не должно влиять на положение дроссельных заслонок. Далее для поворота, например, влево, вам необходимо надавить сверху на левый клипон (левую рукоятку руля) и байк начинает заваливаться в нужную вам сторону. Желательно натренировать себя, чтобы скорость заваливания была максимально высокой скоростью, то есть, не медленно кренить мотоцикл, а завалить его до нужного положения (плавно, но быстро), а затем просто ждать выхода. На выходе плавно добавляя газ мы увеличиваем гироскопический эффект мотоцикла, и он автоматически поднимается, практически без вашего участия. Итак, резюмируем, от вас требуется только подбор нужной скорости и завалить мотоцикл в повороте. Остальное он сделает сам, и не нужно ему в этом мешать…
Дальше серия номер два.
Контрруление.
Теперь, наверное, самый запутанный с точки зрения нормальной логики способ поворота. Контрруление. Хочу сразу оговориться, что этот способ поворота совсем неоднозначный. Есть ярые поклонники этого способа, также есть люди, которые этот способ не приемлют, но, тем не менее, супермотарды по другому поворачивать, по-моему, не умеют. Итак, продолжим, сложный он только в понимании процесса. Обычно для наклона мотоцикла в поворот, например, влево мы наклоняем мотоцикл влево, и давим соответственно на левый клипон. При контррулении всё наоборот, мы так же кладем мотоцикл влево, но только вместо давления мы толкаем клипон. Как бы выворачивая переднее колесо наружу поворота. То есть, как бы ломая мотоцикл, относительно продольной оси. На первый взгляд кажется, что мотоцикл должен подняться, но на самом деле он сразу валится в поворот сильнее. Будьте предельно аккуратны при использовании этого способа, так как ход руля в 5 миллиметров наклонит мотоцикл градусов на 15. Физика происходящего следующая. Гироскопический момент поднимает мотоцикл и придает его движению прямолинейности. Заднее колесо продолжает толкать мотоцикл вперед. За траекторию движения отвечает переднее колесо, то есть, изламывая траекторию переднего колеса мы добиваемся того что траектория заднего и переднего колес немного не совпадают и мотоцикл пытается вернуться на одну продольную ось. Эта ось находится немного ниже той, на которой сейчас едет мотоцикл. Противники этого способа поворота имеют некое рациональное зерно в том, что мы не даём колёсам двигаться по одной полосе движения, и этим уменьшаем себе процент права на ошибку. Лично я рекомендую попробовать данный способ в длинных и быстрых поворотах. А только после понятия того, как это работает переходить к осмысленным действиям и валить мотоцикл в поворот сразу данным способом. Это очень быстро!!!
C тем как поворачивать мы разобрались. Теперь несколько слов о этих двух способах одновременно.
Работа газом. Всё вышесказанное имеет смысл только в том случае, когда у вас открыт газ. Это не значит, что у вас на ручке газа выключатель с двумя положениями: ВКЛ и ВЫКЛ. Просто газ не должен быть закрыт. Мотоцикл что-то должно толкать вперед и передавать гироскопический момент на колёса и мотор.
Ещё одна деталь. Прохождение поворота должно быть сделано на постоянном или плавно увеличивающемся газе и постоянном угле наклона мотоцикла. Смена траектории и скорость прохождения должна быть выбрана задолго до того, как вы положили мотоцикл в поворот. Если поворот неизвестен, тогда нужно уменьшать максимальную скорость. Дайте себе шанс исправить чужие ошибки. Если говорить о максимально возможной скорости в повороте, тогда нам нужно иметь максимально правильную траекторию, максимальную скорость и максимальный угол наклона. Ну и газ…
Посадка в повороте.
Для начала посмотрим на то, как должны стоять ноги при прямолинейном движения мотоцикла.
Упор на носок при разгоне.
Упор при движении необходимо максимально перемещать на подножки, то есть опираться нужно не на пятую точку, а располагать вес на подножках (насколько хватает физической подготовки). Основной упор должен приходиться именно на них. Это касается положения как при прямолинейном движении, так и при поворотах мотоцикла. Теперь относительно того, как должна стоять стопа на подножке. Мы неоднократно видели на треке, как новички ездили, опираясь на середину стопы, стирая слайдеры на ботинках об асфальт в поворотах.
Неправильная посадка.
Слайдер.
Конечно, в таком положении очень удобно тормозить и переключать передачи, но это неправильно. Чтобы переключить передачу достаточно подвести ногу к лапке, включить нужную передачу, а затем убрать ногу обратно. То же касается заднего тормоза (если им, конечно, кто-то пользуется на треке???) Никаких свисающих частей тела в неположенных местах! Во-первых, мало того, что неправильное положение стопы влияет на положение тела, а соответственно и на развесовку мотоцикла, так и на безопасность вождения. В повороте, цепляясь ботинком за асфальт, есть шанс того, что нога слетит с подножки или мотоцикл провернет на ноге в повороте. Это, конечно же, станет причиной падения, а в случае зацепа ноги за асфальт это перелом. То есть, неправильно поставив ноги на подножки, мы сразу начинаем неправильно ехать. Более того, с такой постановкой ноги невозможно сильно наклонить мотоцикл. Далее несколько слов о положении ноги в повороте. Как мы говорили ранее, ноги должны стоять на носочках на подножках и весь упор должен приходиться именно на подножки и в повороте должно происходить приблизительно то же самое. Давайте для начала определимся с терминологией. Внутренняя нога это та, которая находится ближе к повороту, то есть если мотоцикл наклоняется влево, именно левая нога будет внутренняя. Внешняя нога — соответственно противоположная к повороту. Упор должен ВСЕГДА быть на внешней подножке.
То есть, упираясь во внешнюю подножку, мы как бы поднимаем мотоцикл, но при этом внутренняя нога не давит на подножку, а просто находится в таком положении, в котором она не свисает, а стоит строго вертикально на носке исключительно для поддержания правильного положения тела. При прохождении связок поворотов или при резкой смене траектории из одной стороны в другую, необходимо просто менять позицию, но не опускать ее из исходного положения.
Вход в поворот.
Поворот ходом.
А сейчас пару слов о правильном положении тела в повороте.
Смещение тела.
Для чего мотоциклисты свешиваются в повороте. Этим они добиваются правильного распределения веса. Любой поворот мотоцикл проходит исключительно за счёт наклона мотоцикла в зависимости от скорости. Выше скорость – сильнее наклон. При этом в силу вступают центробежные силы, и мотоцикл стремится распрямиться и выехать наружу поворота. Резина мотоцикла не дает ему смещаться за счет сцепных свойств покрышки. Добавим, что с увеличением угла наклона мы уменьшаем пятно контакта колеса с дорогой, что не очень хорошо с точки зрения физики процесса. Именно этот баланс сил трения и центробежной силы определяет скорость прохождения поворота и угол наклона. До определенного угла наклона мотоцикл может наклониться без помощи мотоциклиста, то есть мотоциклисту не нужно делать ничего, просто завалить мотоцикл в поворот. Но пойдём немного дальше. Неожиданно появляется желание ездить быстро или быстрее. Тогда рассмотрим те аспекты, которые позволяют делать это безопасно. Свешивание с мотоцикла. Свешиваясь и смещая тело в сторону поворота, держимся на мотоцикле исключительно за счёт упора внутренней части бедра внешней ноги в фальшбак. Именно колено, а не руки или вторая нога удерживает нас в этом состоянии. Колено упирается во внешнюю стенку фальшбака и с усилием давит на неё, напомню, что при открытом газе мотоцикл пытается распрямить траекторию движения. Мы своей массой не даём мотоциклу выравниваться, а заваливаем его сильнее или держим на заданной траектории внутренней частью бедра. Угол наклона определяется исключительно за счёт давления бедра, но не за счёт поворота руля. Дайте возможность мотоциклу двигаться по своей траектории. В начале поворота вы просто давите на рукоятку руля, а потом только управление весом. Именно так мы даем мотоциклу возможность проходить поворот с меньшим наклоном при той же скорости, то есть, увеличивая пятно контакта шин с дорогой. И опять у нас появляется возможность увеличить скорость и, как следствие, сильнее наклонить мотоцикл. Мы можем повторять это упражнение до того момента, пока внутреннее колено не коснётся асфальта. Дальше мотоцикл наклонять нельзя. Вернее можно, но тут уже начинают играть решающую роль чувство мотоцикла, везение и насколько свежая резина. Ошибка, на которую необходимо обратить внимание – момент когда мотоциклист свешивается с мотоцикла и иногда упирается в бак коленом, которое должно упираться в асфальт. Итак, резюмируем. Свешиваясь с мотоцикла, мы можем пройти поворот в несколько раз быстрее при одинаковом угле наклона мотоцикла. То есть, свешиваясь или хотя бы смещая тело в сторону поворота даже на небольших скоростях, мы делаем движение более безопасным за счёт меньшего наклона мотоцикла в повороте. Хочу немного добавить, что нет необходимости полностью слезать с мотоцикла, просто достаточно небольшого смещения относительно центральной оси мотоцикла (как показано на фотографии).
Правильное положение тела на мотоцикле при повороте.
Неправильно. Упор коленом в бак.
Неправильно. Висим на руках…
Смещение тела вперёд при прохождении поворота. В зависимости от конструкции мотоцикла, точнее за счёт развесовки, нам необходимо корректировать положение тела относительно продольной оси мотоцикла. Вам не нужно ползать по мотоциклу, достаточно смещать корпус и голову в сторону поворота. То есть, ваш шлем должен стремиться к внутреннему зеркалу мотоцикла. (Если у кого они не установлены, то просто к тому месту, где ему предполагается быть). Это необходимо для того, чтобы загрузить переднее колесо, дать на него больше массы и следовательно увеличить силу трения между покрышкой и асфальтом, а следовательно оставить себе шанс остаться на нужной траектории, а не получить снос переднего колеса. Хочу заметить, если схватиться за руль именно в данный момент, скорее всего переднее колесо потеряет контакт с дорогой. В случае дополнительной загрузки переднего колеса резина будет сильнее изнашиваться и образуется канавка на резине. Эта перегрузка колеса будет образовываться, если мотоциклист, схватившись за руль, будет пытаться повалить мотоцикл в поворот. В этот момент мотоциклист мешает подвеске полноценно работать, и как следствие мы получаем опасную перегрузку покрышки. В поворот необходимо закладывать байк, удерживаясь за бак исключительно коленями и с наклоном вперед.
* Хочу уточнить, что на картинках показаны элементы, на которые стоит обращать внимание. Например, положение пятой точки над сидушкой должно быть на несколько сантиметров выше, а их к сожалению, на изображениии видно не будет, поэтому положения тела немного преувеличены и не стоит ездить именно так, но тренировать это необходимо! По материалам fps-racing
Управление мотоциклом, как научиться безопасному вождению мотоцикла, видео советы
Есть много причин любви большинства людей к мотоциклу. Другие ощущения от открытости мотоцикла, происходит своего рода единение с природой, возможность пройти по бездорожью и маневренность этого вида транспорта. Кому-то импонирует более экономичное средство передвижения. Ощущение адреналина в крови. Имидж байкера. Мнений много. Но всех любителей мотоциклов объединяет звание участников дорожного движения.
Как управлять мотоциклом
Не забывайте, что мотоцикл очень удобный, но и очень опасный вид транспорта.
Для управления мотоциклом нужно знать определенные правилаМотоцикл является самым уязвимым и самым опасным средством передвижения. Именно из-за этого любителей мотоциклов начинают отговаривать близкие и друзья от покупки данного транспортного средства.
Но риск присутствует практически в каждом деле. Нужно просто правильно оценить свои возможности, окружающую обстановку, исправность мотоцикла, собственную соответствующую экипировку. В обязательном порядке нужно иметь твердые знания, длительные тренировки и хорошую практику езды на мотоцикле. Все эти ваши действия значительно снизят риск езды на мотоцикле.
Первые шаги начинающего мотоциклиста – это приобретение мотоэкипировки, выбор мотоцикла, учеба езды на мотоцикле и управления им. Вы должны приобрести базовые знания. Вы должны знать, как управлять мотоциклом, как трогаться с места, как переключать передачи, как останавливаться. После этого подготовьтесь к сдаче теоретического и практического экзамена, получите права.
После этого вы должны набраться опыта и овладеть приемами безопасного вождения в дорожных условиях. А на дороге могут случиться любые критические ситуации. Вы должны всегда помнить, что только серьезная подготовка и знания помогут вам без проблем выйти из любой ситуации без ощутимых проблем и травм.
Для управления мотоциклом нужно знать определенные правила
Азарт и лихачество — это не ваши спутники. Это не лучший способ показать свое мастерство.
Никогда не считайте, что вы все знаете, и у вас все отлично получается. Даже если вы уверены, что прекрасно знаете, как водить мотоцикл, посомневайтесь в своих способностях. Вам это не помешает, как и каждому мотоциклисту, особенно начинающему. Лучше недооценить себя, чем переоценить. Это советы опытных байкеров. Подумайте о своей жизни, она у вас одна.
Если вы только мечтаете стать крутым байкером, не стремитесь покупать сразу же мощный байк, в качестве первого подойдет мотоцикл с двигателем до 600 кубов. Пусть он будет не новый, но исправный. Перед выездом всегда проверьте свой мотоцикл. Проверьте колеса, уровень масла. Обследуйте его со всех сторон, чтобы ничего не открутилось, ничего не вытекало.
Если вы только получили права, вы еще не супермотоциклист, помните об этом. Некоторые новички не всегда правильно трогаются с места и не способны вовремя затормозить. Ваши пальцы всегда должны быть на рычагах сцепления и тормоза. Только таким образом вы сможете вовремя отреагировать на случившуюся непредвиденную ситуацию. Под контролем держите все, что происходит вокруг, а не только по ходу движения.
Никогда не пренебрегайте мотоэкипировкой. Без шлема даже не подходите к мотоциклу. Даже опытные мотоциклисты не застрахованы от падений и аварий.
Как водить мотоцикл, и научиться им управлять
Если начинающий мотоциклист уверен, что любые ситуации, которые могут случиться на дороге, это не про него, выезжать на эту дорогу ему просто нельзя. Именно они и опускаются на землю, и не редко навсегда. На дороге нужно быть уважаемым, а не выжимать гашетку газа до упора.
Вождение мотоцикла намного опаснее вождения автомобиля. Каждая, даже маленькая ошибка, может стать последней. На мотоциклах падают все, исключений не бывает. Поэтому пока не будете уверены, что полностью освоили навыки управления мотоциклом и есть необходимая практика, на дорогу лучше не выезжать.
Не секрет, что мотоцикл дарит ощущение полета. Но к этому опасному средству передвижения нужно относиться со всей ответственностью, а начинающему стараться в первое время не спешить.
Мы уже говорили, что первый байк не должен быть слишком резвым, чтобы не быть скинутым с него. Не экономьте на занятиях, современные дороги очень опасны. Нужно научиться правильно тормозить и входить в повороты.
И пока не будете уверены в себе, не выезжайте на дорогу. Учиться никогда не поздно. И тогда только вы сможете получить истинное удовольствие от езды на вашем железном друге.
Видео с советами по управлению мотоциклом
Как управлять мотоциклом
Передвижение на двухколесных транспортных средствах на сегодняшний день является одним из самых оптимальных решений, как для жителя огромного мегаполиса, так и для человека, проживающего в небольшом поселке. Преимущества мототехники очевидны – мобильность, скорость передвижения, минимум бюрократической волокиты с разрешительными документами, невысокие затраты на содержание.
Многие бы добавили еще один пункт – низкие требования к мастерству вождения, однако данное утверждение, как показывает практика, весьма сомнительно. Более того, несерьезное отношение к правилам вождения и эксплуатации мотоциклов не просто мелкая оплошность, а серьезная ошибка, которая чревата угрозой потери здоровья, как самого водителя, так и других участников дорожного движения.
Бытует распространенное мнение, что обучения в специализированных школах вождения с дальнейшим получением водительских прав соответственной категории, для полноценной безопасной езды на мотоциклах достаточно. Но это весьма поверхностное суждение, так как ритм современного дорожного движения, его интенсивность и непредсказуемость требует от водителя двухколесной техники умения оперативно реагировать на неожиданные ситуации.
Это в полной мере приходит с опытом, но как быть новичкам, которые не желают его получать методом набивки шишек? Как минимум, снизить количество последних можно соблюдая ряд прописных правил управления мотоциклом, которые игнорируются начинающими в силу различных причин.
Первый пункт безопасной езды – правильный выбор мотоцикла.
Первым и одним из самых важных моментов в жизни начинающего мотофаната является выбор своего будущего двухколесного друга. Эта тема, по сути, бесконечна и постоянно дополняется новыми мнениями, но основные акцентируемые точки выделить можно:
- новичку не стоит даже смотреть в сторону мощных вариантов;
- приобретение мотосредства необходимо совершать исключительно взвешено и обдумано, а никак не сгоряча;
- настойчиво рекомендуется покупать только исправную технику;
- для выбора претендента на покупку стоит привлечь более опытного и квалифицированного специалиста или, как минимум, товарища, часто имеющего дело с байками на протяжении нескольких лет;
- не транспортировать только что купленное транспортное средство своими силами;
- перед тем, как приобретать мотоцикл, необходимо в обязательном порядке обзавестись специализированной защитной амуницией.
Это только часть рекомендаций, но даже их достаточно для того, чтобы обезопасить будущую езду на мотоцикле в разы.
Знакомство с мотодругом на Ты
После того как долгожданный момент приобретения состоялся, у большинства начинающих мотовладельцев возникает вполне логичное желание сиюминутно вскочить на железного жеребца и опробовать его в деле. Самостоятельно это делать не рекомендуется по объективным причинам, которые известны каждому бывалому байкеру.
В популярных уроках и видео, как «управлять мотоциклом» большинство экспертов честно признаются, что 90-то процентов случаев первого дня эксплуатации мотоцикла заканчивается неминуемым падением. Хорошо, если все обойдется легкими ушибами, но на случай более серьезных последствий, очень желательно иметь рядом человека, способного оказать медицинскую помощь, или, как минимум, того, кто поможет докатить транспорт до гаража.
Основные нюансы езды на байке
О том, как правильно управлять мотоциклом, опытный водитель может говорить не переставая. В каждой конкретной дорожной ситуации байкер применяет не одну определенную «фишку», а одновременно несколько.
Передвигаясь на мотоцикле в дорожном потоке важно обладать быстрой реакцией, наблюдательностью, навыками сохранения устойчивости, перестроения и многого другого. Одни факторы менее важны, другие – более. Рассмотрим те, которые влияют на безопасность езды в наибольшей степени.
Чего опасаться мотоциклисту на дороге
Дорожное движение опасно и непредсказуемо для любого его участника, но байкеры находятся в зоне наибольшего риска. В силу устоявшихся предрассудков, многие водители автомобилей относятся к мототранспорту с пренебрежением, тем самым подвергая опасности чужие жизни.
Передвигаясь на байке нельзя ни на секунду расслабляться, так как среагировать на изменение дорожной ситуации порою просто не хватит времени. Также профессионалы советуют с особым вниманием отслеживать водителей, агрессивно управляющих транспортными средствами и по возможности не приближаться к ним.
Не стоит оставлять без внимания и качество дорожного покрытия – любая кочка или яма может таить опасность в случае небрежного маневра. Помимо этого, разглядев на достаточно большом расстоянии дорожных дефект, следует рассчитывать не только свою траекторию движения, но и автомобилистов, которые будут аналогично совершать маневры объезда.
Умение вовремя остановится
Практика показывает, что предугадать возможные опасности означает избежать их с вероятностью 50 процентов. Остальная доля приходится на исполнение водителя мотоцикла. Байк относительно быстро набирает скорость, что акцентирует важность не менее оперативного торможения. Бывалые дорожные волки советуют оттачивать мастерство торможения с первых дней езды на мотоцикле.
Для того чтобы вовремя среагировать, рекомендуется приучить себя держать средний и указательный палец на рычаге тормоза. В экстренных ситуациях это подарит долю секунды, которая может стоить водителю жизни.
Другой хитростью опытных байкеров является предпочтительная езда ближе к левой полосе (приблизительно треть расстояния от края). Новичок может не придать значения, но маститые мотоциклисты знают, что средняя часть полосы обладает меньшими сцепительными характеристиками ввиду того, что именно на нее капает масло из поддонов автомобилей. Эти, казалось бы, несущественные мелочи обеспечивают более качественное и оперативное торможение в экстремальных ситуациях.
Помимо техники управления мотоциклом, опытного байкера дополнительно отличает качественная экипировка. И это далеко не позерство. Защитная куртка, специальные брюки, налокотники, наколенники и, конечно же, шлем – компенсируют несколько тонную броню, в которую облачены автомобилисты.
Нет усталости
До банальности простым, но важным фактором безопасной езды является сведение к минимуму управления байком в состоянии усталости. Тогда как водители четырехколесных транспортных средств могут себе позволить расслабиться во время езды, байкер обязан быть начеку постоянно. Не рекомендуется в таких случаях употреблять как медикаментозные, так и обычные экзальтирующие бодрость средства.
Пара, казалось бы, безобидных энергетиков, может отразиться на агрессивности езды, что чревато опасностью. Помимо этого, действие кофеиносодержащих средств может прекратиться неожиданно, тем самым вызвав сонливость и заторможенность.
Соблюдение дистанции
Все без исключения байкерские «советники» рекомендуют тем, кто учится как управлять мотоциклом, огромное значение уделять соблюдению дистанции. Это так, но не стоит думать, что находясь на правильном расстоянии от окружающих авто, водитель мотоцикла в безопасности.
В большей степени, важно быть заметным другим участникам движения и максимально избегать мертвых зон машин. Если не углубляться в геометрические вычисления угла отражения, то байкер находится в поле зрения автомобилиста, если сам видит лицо водителя.
Скорость движения
Основная причина, по которой становятся фанатами мотоциклов – это скорость перемещения. Из этого и следует постоянное желание новичков выжимать ручку газа до упора. При этом в разы увеличивается опасность быстрого вождения из-за неумения контролировать скоростной режим.
Помимо нормативных предписаний, изложенных в ПДД, водитель байка должен соблюдать ряд правил основанных на специфике именно мототехники. Так, скорость движения мотоцикла должна быть лишь чуть выше скорости автомобилей, а именно на 20 км/час.
Резюмируя основные требования к водителю мотоцикла, можно сделать вывод, что управлять байком не так уж и легко, как могло показаться изначально и это притом, что была изложена их маленькая часть. Но, даже изучив все доступные материалы на тему как «научиться водит мотоцикл», ни один начинающий байкер не застрахован от ошибок, и умение квалифицированно с ним управляться появится лишь в симбиозе теории и практики.
Рекомендуем прочитать:
Техника управления | Мото вики
Как правильно управлять мотоциклом и почему управлять именно так правильно. Вся эта информация здесь. (Торможение, контрруление, траектория и прочее)
Управление мотоцикломПравить
Разговор о управлении мотоциклом целесообразно начать с рассказа о том, как он движется, удерживает равновесия и поворачивает, одним словом о «физике» движения.
«Физика» движенияПравить
Слово «физика» не спроста взято в кавычки, дело в том, что мы будем оперировать физическими понятиями, но на бытовом уровне, так что у физиков могут зашевелиться волосы от нашей кощунственности, но, наша задача простыми словами и понятиями донести суть «физики» движения до каждого мотоциклиста, так что придется потерпеть.
Центр массПравить
Центр масс является одним мз основополагающих терминов в описании физики движения. Центр масс — это точка, характеризующая распределение масс в теле или механической системе. При движении тела его центр масс движется как материальная точка с массой, равной массе всего тела, к которой приложены все силы, действующие на это тело.
Обычно центр масс располагается где(о в районе седла и посередине мотоцикла. Важно отметить, что центр масс не закреплен жестко, а подвижен, именно благодаря этой особенности он и привлекает наш интерес.
Чем центр масс на машине выше, тем проще она рулится, но менее устойчива (проще опрокидывается). При низком центре масс мотоцикл более устойчив, но менее отзывчив к наклонам.
Развесовка мотоцикла, торможение и ускорениеПравить
Большинство машин спроектированы так, что бы 40 процентов веса машины приходилось на переднее колесо, а 60 на заднее. Заложенную разработчиками развесовку можно назвать идеальной, ведь именно при ней подвеска будет находиться в оптимальном положении, а пятна контакта шин будут иметь оптимальную площадь.
При торможении центр масс мотоцикла смещается вперед, меняя при этом развесовку: на переднее колесо начинает приходиться большая масса, а на заднее-меньшее (именно этот эффект позволяет делать «стоппи»). Кроме того, при торможении СЖИМАЮТСЯ пружины подвески (как передней, так и задней) и мотоцикл полностью опускается, уменьшая дорожный просвет.
При ускорении все происходит с точностью наоборот: цент масс смещается назад, развесовка меняется в пользу заднего колеса, давление на переднее колесо ослабевает настолько, что мы можем наблюдать «вилли». Побочным эффектом от ускорения является РАСПРЯМЛЕНИЕ пружин подвески и увеличение дорожного просвета. Если у вас есть сомнение по поводу задней подвески — уприте мотоцикл колесом в стену и немного откройте газ. Вы увидите, что задок поднимается.
Как он едетПравить
Как он поворачиваетПравить
Правильная работа газомПравить
Правильная работа тормозомПравить
Правильное прохождение поворотаПравить
Что нужно знать начинающим мотоциклистам
Советы начинающим байкерам
Покупая мотоцикл, новички, как правило, уже точно знают, каким будет их «железный конь», как они будут покорять городские дороги, и какое впечатление они произведут на окружающих. И все они ошибаются. Есть несколько правил, которые желательно выучить перед тем, как выбрать мотоцикл в качестве своего основного транспорта.
1. Будет холодно. Правильный выбор экипировки
Садясь на мотоцикл, многие забывают, что двухколесный монстр не имеет климат-контроля. Не рассчитав свою экипировку, можно или свариться от жары, или превратиться в замерзшую глыбу. Не многие новички способны правильно оценить погоду.
Итак. Если на улице жара, то пригодится рубашка из сетчатой ткани, надетая под легкую мотоциклетную куртку. Куртки, как правило, сделаны из натурального материала и способны одновременно удерживать тепло и пропускать воздух, охлаждая тело в летний день. Мужские рубашки модели поло — оптимальный вариант для лета, который предпочитают мотоциклисты большинства стран.
Для холодной ветреной погоды следует обзавестись теплыми перчатками с дополнительными вкладышами и сменить демисезонную ветровку на теплую куртку, даже если температура — плюс десять градусов. Не забыть надеть теплые брюки помогут один раз промерзшие ноги. Хорошим выбором будет приобретение мотоциклетных штанов Fieldsheer — эта одежда оптимально сохраняет тепло при езде в морозные дни.
2. Передним тормозом пользуйся умеренно
Новичку не следует чрезмерно «баловаться» передним тормозом при езде на большой скорости. Им можно легко переусердствовать при торможении. Это правило пропускают, когда проходят курс ускоренного обучения по управлению мотоциклом. Многие учат этот пункт непосредственно опытным путем, пытаясь сделать поворот хорошо разогнавшись и затормозив передним колесом. Со временем, при наборе опыта, вы начнете чувстовать основной передний тормоз гораздо лучше, но комбинировать торможение все же необходимо обоими тормозами. Задний тормоз используйте в качестве доп. «опоры».
3. Что поможет при падении мотоцикла
Установив пластиковые обтекатели, мотоциклисты часто сохраняют раму мотоцикла от повреждения. Среди опытных байкеров не принято признаваться в глупых ошибках, когда у них падает мотоцикл. Но статистика упряма – роняют свои мотоциклы все, независимо от опыта, и аварии здесь не при чем.
Смотрите также: Экипировка настоящего байкера для любой погоды
Если мотоцикл спортивный, то ремонт отлетевших при падении кусочков пластика, таких на первый взгляд несущественных, может ощутимо сказаться на кошельке. Поэтому установив слайдеры, которые примут на себя основной удар при падении мотоцикла, можно сэкономить на ремонте и сохранить красивый внешний вид «железного друга».
Слайдеры, установленные на раму, позволят новичкам быстрее научиться тонкостям езды при обучении на небольшой сокрости (без опасений убить краску и раму мотоцикла) и сохранят основу мотоцикла от повреждения. Дальнейшее использование слайдеров также обязательно — в некоторых мотоциклах предусмотрены штатные отверстия для монтажа защитных креплений.
4. Хорошие шины
Мало купить хорошие шины — их важно вовремя менять. Многие мотоциклисты превышают ресурс использования резины в три-четыре раза. Катаясь на лысой резине и пытаясь таким образом сэкономить, можно потерять значительно больше. И если для автомобиля езда на потертых шинах просто опасна, то для мотоциклиста это смертельно опасно.
Michelin Pilot Road 4 считается лучшим вариантом межсезонной резины, такие колеса достаточно устойчивы к агрессивному вождению и экспериментам. Dunlop Q3 считается спортивной шиной. Такую резину лучше ставить на переднее колесо, а на заднее — традиционный Pilot Road. Таким образом можно получить оптимальное сцепление с дорожным полотном. По словам экспертов, лучше слегка потерять сцепление с полотном в задней части мотоцикла, но сохранить надежный фронт. Если наоборот, то можно получить «Большую неприятность в маленьком Китае».
5. Езда на мотоцикле вызывает привыкание
Этот феномен хорошо известен всем байкерам. Предполагая ездить на мотоцикле несколько дней в неделю, незаметно любитель быстрой езды превращается в заядлого фаната. И это правильно — нет ничего лучше, чем наслаждение от поездки на мотоцикле в хорошую погоду.
6. Тренировочная модель
Перед покупкой основного мотоцикла следует приобрести дешевую модель «железного коня». Почему? Только практика езды на мотоцикле покажет, действительно ли вам необходимо именно это средство передвижения, готовы ли вы проводить часы на городских улицах, удобно ли это, и т. д. Кроме этого, первый байк станет тренировочной моделью — по статистике, 93% первых мотоциклов идут на свалку через год езды. Научившись ездить и ответив на все вопросы, можно покупать мотоцикл своей мечты.
7. Носите беруши
Даже если непривычно их носить, это следует делать — беруши защитят слуховой проход во время езды. Мало кто знает, что скорость ветра при быстрой езде достигает максимального для человеческого уха предела. «Наушники» не только сохранят хороший слух на долгие годы, но и дополнительно согреют уши.
8. Страховка
Одновременно с покупкой мотоцикла приходит время приобрести любой вид страховки. Идеально, если мотоциклисту не потребуются данные выплаты, но, к сожалению, таких гонщиков практически не существует в природе.
Смотрите также: Как купить свой первый мотоцикл
Одновременно с приобретением страховки подбирается хорошее байкерское снаряжение. Оптимально подобранная одежда, шлем, перчатки, налокотники и наколенники не только долго прослужат, но и обеспечат защиту при падении. Лучше потратиться раз на качественное снаряжение, чем покупать экипировку постоянно.
Набор кожаной экипировки Alpinestars — это универсальная экипировка мотоциклиста, она прослужит не один год. Кроме того, байкеры очень привлекательны в кожаных куртках знаменитого бренда.
9. Выбор тренера
Никто не любит признаваться, что езде на мотоцикле их обучал тренер-профессионал. Новичкам кажется, что освоить мотоцикл так же просто, как самокат. Это заблуждение, которое может очень дорого стоить.
Нет ничего стыдного в том, чтобы получить уроки езды у профессионала и освоить некоторые хитрости и трюки. У всех серьезных байкеров есть наставники, и они этим гордятся. Кроме того, тренировки помогут намного быстрее освоить как принцип управления мотоциклом, так и его техническое обслуживание, которое, скорее всего, придется делать самостоятельно.
Автор: Сергей Василенков
Вождение мотоцикла — обучение вождению мотоциклом
Здравствуй уважаемый гость, интересующийся вождением мотоцикла. В этой статье мы рассмотрим фундаментальные проблемы, с которыми сталкиваются мотоциклисты при вождении мотоцикла, а так же дадим советы как с ними бороться.
1. Внимание
Именно с этого пункта мы начнем наш гид в мир мотоциклов. Мотоцикл требует повышенного внимания. Внимание условно можно разделить на:
а) Рассеянное внимание — пилот, считывает показания датчиков и оценивает обстановку, фокусировка внимания на нескольких объектах
б) Точечное внимание — вышивание — концентрация внимания на одном объекте
В зависимости от того, чем вы занимались в жизни, в вас, в той или иной мере развиты разные качества. Так — рассеянное внимание часто развито у людей которым требуется одновременно контролировать множество факторов — пилоты самолетов, менеджеры старшего звена, спортсмены. Точечное внимание чаще всего развито у людей, ведущих неподвижный образ жизни — которые много времени проводят за компьютером, рисованием, вышиванием.
Для управления мотоциклом вам, в большей мере, потребуется рассеянное внимание, т.к. Вам придется не только управлять рычагами тормоза, ручкой газа, держать равновесие, но и оценивать показания приборов и дорожную ситуацию. Мотоцикл — прекрасное средство для развития рассеянного внимания, но стоит трезво оценивать своё состояние и не форсировать события.
2. Концентрация
Концентрация это умение сохранять внимание на протяжении определенного времени. Для каждого человека это индивидуально. Но будь вы чемпионом мира в супербайке, всегда наступает точка когда ваша психика переутомляется и вы теряете концентрацию. Потеря концентрации, в нашем случае, ведет к потери контроля за мотоциклом и/или дорожной ситуации. Потеря внимания происходит при переутомлении психики наступающий в результате перегрузки центральной нервной системы. Все события, что вы пропускаете через себя — звук мотора, дорожные маневры, поиск передачи, музыка, плохая работа тормоза — добавляет каплю в чашу переутомления. Когда чаша полна — возможности вашего внимания существенно снижаются, вы оцениваете уже не так много факторов и это, как правило, основная причина аварий. Не переутомляйте свою психику. Знайте свой предел, снижайте скорость/нагрузку на ЦНС когда вы почувствовали усталость.
3. Скорость
Скорость — в нашем случае это не то как быстро вы движетесь а как быстро вы думаете — т.е. можете откликнуться на изменения внешней среды. Скорость жизненно важна при вождении мотоцикла. Ваша скорость складывается:
а) Мышечная скорость — насколько быстро ваши мышцы способны реагировать на команды — тормоз, газ, перемещение, сжать локоть
б) Скорость принятия тактического решения — насколько быстро вы можете принять решение в ситуации
в) Скорость реакции — насколько быстро вы можете среагировать на изменение обстановки
г) Внутренний взгляд — попробуйте пошевелить пальцем ноги, вы заметите паузу в течении которого ЦНС «ищет» палец перед тем как дать команду — пошевелить им. Этот поиск называется — внутренним взглядом. Тоже самое ваша ЦНС делает при поиска рычага тормоза или при управлении мотоциклом. Внутренний взгляд нагружает ЦНС.
Чем выше скорость с которой вы работаете тем меньше времени вы способны сохранять концентрацию. У Вас уже в той или иной мере развиты все виды скорости. Но не забывайте, что если спортсмены специально работают над развитием скоростных качеств, то в вашем случае всё определяется образом вашей жизни.
4. Формула безопасного движения
Скорость движения должна выбираться такой, чтобы вы не теряли концентрацию на протяжении всего пути вашего путешествия. Если вы устали — снизьте скорость, отведите взгляд от дороги. Как только вы поняли что вы устали — самое страшное позади. Большинство аварии происходит в то время, когда скорость работы вашего организма снизилась, концентрация потерялась, но вы ещё не поняли что это уже произошло.
5. Управление мотоциклом
Мотоцикл — контринтуитивен. Почему? Прежде всего, потому что для того чтобы повернуть налево вы толкаете руль вправо. Но вы этого не поняли пока не прочли эти строки и не попробовали их проверить во время движения. Мотоцикл это сложный физический объект, в котором протекают процессы которые вы ещё не понимаете. Не форсируйте события — иначе вас будут ждать сюрпризы. В отличии от автомобиля — вы, играете существенную роль в развесовке мотоцикла. После того как вы сели на мотоцикл очень важно ознакомиться с тем что такое контрруление, что такое гироскопы, за счет чего мотоцикл сохраняет устойчивость. Вам всё равно придется ознакомиться с этими явлениями — вопрос только в том насколько безболезненно пройдет знакомство.
6. Торможение
Правильное торможение состоит из торможения передним и задним тормозом одновременно. Но т.к. у новичка слабо развито внимание, ему тяжело сконцентрироваться и правильно осуществить торможение, поэтому сначала учат тормозить только передним тормозом.
Правильное торможение передним тормозом состоит из нескольких фаз.
1. Нагрузка вилки (клевок вниз) небольшим усилием на рычаг
2. Основное торможение на загруженной вилке
При таком торможении сорвать переднее колесо на чистом и сухом асфальте невозможно. Тем ни менее, если вы сразу перешли к основному торможению на прямой вилке — вы можете сорвать переднее колесо. При торможении нужно загружать заднее колесо, отсаживаясь назад. В противном случае заднее колесо пытается потерять сцепление с асфальтом, увеличивая тормозной путь.
Для того, чтобы эффективно тормозить задним тормозом вы должны быть сзади, нагружая заднее колесо а так же оценивать степень разгрузки заднего колеса, нормируя усилие на рычаг тормоза. Помните, что чем сильнее вы тормозите передом, тем меньше вы должны прикладывать усилие к заднему. Даже если вы сидите глубоко сзади.
8. Поиск нейтрали
Поиск нейтрали нужно осуществлять с подгазовкой. Находясь на первой или второй передачах выжмите сцепление, резко откройте ручку газа на небольшой угол, одновременно переключаясь вверх или вниз.
9. Бак
Бак у мотоцикла не больше функциональный чем красивый. Если вы думаете только о том какой красивой он формы вы, вероятно, ещё не знаете что кроме удерживания бензина бак нужен для упора. При торможении вы отсаживаетесь назад и упираетесь в бак коленями. На чоппере вы упираетесь ступнями в подножки, поэтому бак на чоппере — другой. Он не служит для упора. На спортбайке, во время прохождения поворота бак, кроме того, служит зацепом для колена.
10. Экономия
После покупки мотоцикла, многие начинают экономить. Ведь покупка стоила немалых денег — пока обойдусь без экипировки и без резины обойдусь. Никогда не экономьте на экипировке и резине. Резина должна иметь протектор в городской зоне. Лучше купите мотоцикл дешевле.
11. Небрежность
Небрежность это действие, совершаемое при потере концентрации. Мотоцикл, так же как и другие предметы, такие как чашки на кухне — не прощает небрежности.
12. Адреналин
Природа придумала естественный механизм «форсажа» вашего организма — адреналин. Когда происходит опасная ситуация в кровь впрыскивается ферменты, которые влияют на вашу скорость. Это аварийный режим, предназначенный для увеличения шансов выживания в экстремальной ситуации. Т.к. для начинающего — экстремальная ситуация почти везде, большинство времени он ездит на повышенном уровне адреналина. Но, когда действия адреналина заканчивается, ЦНС теряет концентрацию втройне — организм засыпает, выпадая из дорожной обстановке. Будьте внимательны в оценке своего состояния во время движения на мотоцикле.
13. Идиотизм
Не делайте глупостей. Вы, конечно, красиво выглядите на мотоцикле, но это не повод чтобы будить район. Обыватель смотрит на мотоциклиста положительно, но до тех пор пока мотоциклист не мешает ему спать. Выражайте свою радость владения мотоциклом в другой форме. Помните, что девушка которую вы разбудили мотором не думает «какой он молодец, дай ка я выйду, познакомлюсь с молодцем». Уважайте других участников движения. Помните — если дело дошло до столкновения — мотоцикл это муха на ветровом стекле, не взирая на то думала ли муха что она королева дороги или нет.
14. Очень большие обороты
Не бойтесь оборотов, бойтесь отсутствия масла в мотоцикле. Японский мотоцикл можно и нужно крутить в области -1 тысяча до отсечки. При достижении отсечки срабатывает отсекатель, это не значит что мотоцикл сломался.
15. Ремонт
Задача первого сезона — приобрести как можно больше опыта не разбив мотоцикл. Если со второй задачей удалось справиться только частично — оцените повреждения мотоцикла. Если повреждения внешние — зеркало, царапины, потертости, не отдавайте мотоцикл в ремонт или покраску. Продолжайте ездить на нем до конца сезона. Конечно, каждый взгляд на царапины порождает обиду на себя, но красить или ремонтировать ездящий мотоцикл в первый сезон, пока он не закончился, не имеет смысла.
Посетите заочную мотошколу Хилтек http://www.healtech.ru/motoshkola
Желаем сезона без негатива!
Хилтек Электроникс.