Уголовная ответственность при дтп: Вид и степень ответственности при ДТП – Ответственность за ДТП: административная, гражданская или уголовная

Содержание

Уголовная ответственность при ДТП

Примерно треть всех происшествий случается в результате превышения скорости движения, а каждое восьмое ДТП происходит из-за того, что транспортом управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения.

В последнее время численность преступлений, вызванных несоблюдением правил дорожного движения, резко возросла. В результате этого количество смертей, произошедших по причине аварий на автотранспорте можно сопоставить с количеством смертей от убийств. Такая динамика связана с увеличением числа машин.

Примерно треть всех происшествий случается в результате превышения скорости движения, а каждое восьмое ДТП происходит из-за того, что транспортом управляет водитель, находящийся в состоянии опьянения.

Нарушить правила может любой законопослушный гражданин, в связи с чем данная тема может быть актуальна для широкого круга лиц.

По делам, возбужденным по ст. 264 УК, приходится сталкиваться со специальными юридическими и техническим вопросами, связанными с ДТП. Технические вопросы разъясняются при помощи судебной автотехнической экспертизы, а для решения юридических вопросов как обвиняемому (подозреваемому), так и потерпевшему будет необходима квалифицированная помощь адвоката по ДТП (стоит обратить внимание, что уголовные дела по ДТП согласно закону имеет право вести только адвокат).

Состав преступления

Предмет преступления. Рассматриваемое преступление может быть совершено только через взаимодействие с транспортом.

К транспортным средствам, которые подразумеваются в ст.264 УК, относятся автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, мотоциклы, иные самоходные машины (автокраны, экскаваторы, автопогрузчики и т. п.), а также другой механический транспорт (транспорт, имеющий двигатель с рабочим объемом 50 см³ и максимальную скорость, превышающую 50 километров в час, а также прицепы к нему, которые требуют регистрации. Таким образом, преступления, совершенные при управлении мопедов, мокиков и велосипедов с подвесными двигателями, не относятся к статье 264 УК РФ.

Объект преступления сложный, так как включает основной и дополнительный объекты: правила управления и эксплуатации механического транспорта и безопасность жизни и здоровья человека.

Деяние, указанное в ст. 264, предполагает нарушение:

  • правил дорожного движения — предписаний, касающихся движения транспорта. К примеру: превышение скорости, неправильный обгон, неподчинение сигналу светофора или жестам регулировщика и т. п.
  • правил эксплуатации — предписаний, направленных на поддержание технического состояния транспорта, обеспечивающего безопасность его функционального использования. К примеру: управление технически неисправным транспортом, перевозка людей на транспорте без специально оборудованных посадочных мест, вождение в состоянии опьянения.

Для того чтобы такие нарушения можно было признать деянием в рамках ст.264 УК, они должны быть совершены в процессе движения транспорта.

Ответственность по ст.264 УК возникает только в случае нарушения конкретного правила, связанного с управлением и эксплуатацией транспорта. Если такие правила не нарушены, то лицо не должно нести ответственность. Например, если лицо нарушает правила пожарной безопасности, правила техники безопасности, правила погрузочно-разгрузочных работ — оно не должно привлекаться к ответственности по 264 УК РФ.

Общественно-опасные последствия, возникающие при совершении преступления:

  • причинение тяжкого вреда здоровью;
  • смерть человека;
  • смерть нескольких людей.

Если такие последствия не наступают, то состав преступления отсутствует, однако лицо может быть привлечено к иной ответственности, например, административной.

Для наступления ответственности необходимо установить причинно-следственную связь между имевшим место нарушением правил и общественно-опасными последствиями.

Для определения того, имеется ли такая связь, нужно понять:

  1. Связано ли конкретное ДТП с участием в нем данного водителя и предшествовало ли оно во времени наступившим последствиям;
  2. Какое именно нарушение допущено;
  3. Силу влияния этого нарушения на наступившие последствия.

Но наличие такой связи еще не означает положительное решение о возложении на лицо уголовной ответственности. Еще необходимо определить, является ли это лицо виновным. Анализируемому преступлению характерна такая форма вины, как неосторожность. Причем могут иметь место две ее разновидности. Первая — легкомыслие, когда лицо знает о возможности наступления последствий, которые предусмотрены статьей 264 УК РФ, но, не имея на то достаточных оснований, надеется на их предотвращение. Второе — небрежность, когда лицо не осознает возможности возникновения таких последствий, хотя, будучи внимательным и предусмотрительным в необходимой степени, должно было и могло их предвидеть.

Субъектом данного преступления, т.е лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье, может быть лицо, которому исполнилось 16 лет. По психологическим признакам лица, совершившие данное преступление характеризуются разбросанностью внимания, пренебрежением правилами предосторожности, излишней самоуверенностью, склонностью к лихачеству, легкомысленной недооценкой ситуации.

При этом неважно, своим или чужим транспортным средством управляло лицо, допустило ли оно нарушение во время работы или в нерабочее время, имеются ли у него водительские права или оно было лишено их или вовсе не имело.

Если ДТП произошло во время учебной езды, то к уголовной ответственности привлекается не ученик, а инструктор, если в его действиях обнаруживается нарушение правил (например, несоблюдением правил эксплуатации является учебная езда, осуществляемая на машине, которая не оборудована двойным управлением).

Если устанавливается, что ученик не отреагировал на указания инструктора и грубо нарушил правила, умышленно создал аварийную ситуацию с намерением причинить вред человеку, то он также должен отвечать за причинение такого вреда, но не по составу статьи 264 УК, а за преступление против личности.

Ответственность

Ответственность за данное преступление различается в зависимости от наступивших последствий. К ним относятся:

  • тяжкий вред здоровью (часть 1 ст. 264). Наказанием выступают:
    • ограничение свободы сроком до 3-х лет;
    • принудительные работы на срок до 2 лет, при этом лицо может быть лишено права управлять транспортом сроком до 3 лет;
    • арест на срок до полугода;
    • лишение свободы до 2 лет, при этом лицо может быть лишено права управлять транспортом до 3 лет;

Если то же деяние совершено в состоянии опьянения (наступившего из-за употребления алкоголя, наркотиков или от иных одурманивающих веществ) (ч.2 статьи 264 УК), то предполагается повышенная уголовная ответственность.

Наказанием выступают:

    • принудительные работы на срок до 3 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на этот срок;
    • лишение свободы сроком до 4 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • смерть человека (предусматривается частью 3 ст. 264 УК). Наказанием выступают:
    • лишение свободы со сроком до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет.

То же деяние, совершенное в состоянии опьянения (ч.4 ст.264 УК РФ), влечет повышенную ответственность. Наказанием выступает:

    • лишение свободы сроком до 7 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
  • смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ). Наказанием выступают:
    • принудительные работы сроком до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 7 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет.

Совершение того же деяния в состоянии опьянения влечет повышенную ответственность. Наказанием выступают:

    • принудительные работы сроком до 5 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;
    • лишение свободы сроком до 10 лет, при этом лицо лишается права управлять транспортом на срок до 3 лет;

Если из-за ДТП пострадало несколько человек, то деяние квалифицируется следующим образом: если причиненный вред однородный, должна вменяться соответствующая такому вреду часть ст.264 УК. Если же причинены последствия различной тяжести, которые предусмотрены разными частями ст. 264 (например, один из пострадавших погиб, а другому причинен тяжкий вред здоровью), то применяется та часть статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое преступление.

Таким образом, дела, возбужденные по статье 264, имеют много тонкостей, разобраться с которыми поможет квалифицированный адвокат по ДТП.


Административная и уголовная ответственность водителя

В связи с тем, что в настоящее время очень бурно изменяется законодательство, наши читатели интересуются, какими нормами административного и уголовного законодательства регламентируется ответственность за совершение гражданами правонарушений в области безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Наступление уголовной или административной ответственности зависит от последствий, наступивших в результате совершенного гражданином проступка или правонарушения.

Уголовная ответственность для лица, виновного в ДТП, согласно статье 264 Уголовного кодекса РФ, наступает в случае наличия у потерпевшего средней тяжести или тяжкого вреда здоровью или в случае его гибели.

Степень тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия, влияет на квалификацию действий водителя, виновного в случившемся.

Так, часть 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, устанавливает ответственность от ограничения свободы до пяти лет до лишения свободы на срок до двух лет.

Согласно правилам проведения судебно-медицинской экспертизы к признакам тяжкого вреда здоровью относятся, в частности, опасность для жизни, потеря зрения, слуха, речи, какого-либо органа или его функции, расстройство здоровья, повлекшее стойкую утрату общей трудоспособности более чем на одну треть или полную утрату профессиональной трудоспособности; повреждения, вызывающие неизгладимое обезображивание лица; прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

К признакам среднего вреда здоровью относятся:

  • длительность расстройства здоровья — временная утрата трудоспособности на срок более трех недель (21 дня). Часто к таким последствиям относятся различные переломы;
  • значительная стойкая утрата общей трудоспособности.
Часть 2 статьи ст. 264 Уголовного кодекса РФ за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Часть 3 Уголовного кодекса РФ за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Кроме того, данная статья имеет дополнительную меру наказания — лишение права управлять транспортным средством.

Уголовная ответственность наступает также и в случае оставления водителем места происшествия и неоказания помощи пострадавшему при наступлении вышеуказанных последствий.

Статьей 265 Уголовного кодекса РФ за это преступление предусмотрена ответственность от ограничения свободы на срок до трех лет до лишения свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Следует отметить, что уголовная ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия наступает для водителя лишь при наличии его виновных действий, т.е. нарушения Правил дорожного движения и причинения в результате дорожно-транспортного происшествия средней тяжести, тяжкого вреда здоровью или смерти пострадавшему.

От тяжести наступивших последствий зависит ответственность для лиц, оставивших место дорожно-транспортного происшествия.

Если последствия дорожно-транспортного происшествия нельзя квалифицировать по статье 264 Уголовного кодекса РФ, то водитель, управлявший транспортным средством и покинувший место происшествия, подлежит привлечению к ответственности по статье 165 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, наказание по которой предусмотрено от наложения штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда до административного ареста на срок до пятнадцати суток.

В том случае если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине иных лиц (в том числе потерпевшего), а проезжавший мимо водитель заметил это, мог оказать помощь или сообщить о случившемся, но не сделал этого, он может быть также привлечен к ответственности в административном порядке.

В некоторых случаях по части 1 статьи 264 УК РФ может быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Так, например, если пострадавший сам, своими противоправными действиями, причинил себе вред.

Статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР предусмотрена возможность прекращения уголовного дела в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, примирением сторон и с заглаживанием причиненного потерпевшему вреда с согласия прокурора. В силу того что противоправные действия, предусмотренные частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, относятся статьей 15 УК РФ к преступлениям небольшой тяжести, вышеуказанная процедура применима и в данном случае.

В таких случаях мы рекомендуем при улаживании вопросов составлять мировое соглашение с одновременным заявлением от пострадавшей стороны на имя прокурора об отсутствии претензий.

Уголовная ответственность предусмотрена также и статьей 166 Уголовного кодекса Российской Федерации “Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения”.

Многие граждане ошибочно полагают, что угон обязательно должен быть сопряжен с похищением автомобиля.

Это неверно. Угон может выражаться и в таком завладении автомобилем, при котором он тайно или открыто уводится с места его нахождения для временного пользования. При этом автомобиль должен быть чужим и виновный не должен иметь каких-либо прав или разрешения на его использование, поездки куда-либо.

Однако случаи, когда машина перемещена в пределах стоянки или отведена в сторону из-за создаваемых ею помех, не могут считаться угоном.

Такое преступление считается оконченным с момента завладения чужим автомобилем и увода его с места стоянки, независимо от расстояния, на которое отъехал виновный.

В том случае если на угнанном автомобиле был причинен вред имуществу в крупном размере, ответственность наступает в совокупности по статье 166 и статье 168 УК РФ.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в результате которых был причинен материальный ущерб или легкие телесные повреждения, о чем мы уже говорили выше, а также управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения влечет административную ответственность

По материалам сайта www.gai.ru

Опубликовано 5 июля 2005

Ключевые слова: уголовная ответственность водителя при ДТП, административная ответственность водителя при ДТП

Другие публикации категории:

Уголовная ответственность за ДТП

За нарушение Правил дорожного движения российским законодательством предусмотрены разного рода виды ответственности: гражданская, административная и уголовная. Уголовному наказанию водитель подлежит по статье 264 УК РФ (нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), если в результате ДТП потерпевшему (потерпевшим) причинен тяжкий вред здоровью либо наступила его (их) смерть. В зависимости от количества потерпевших и состояния водителя в момент ДТП (состояние опьянения является в данном случае отягчающим вину обстоятельством) закон предусматривает различные виды уголовного наказания:

• ограничение свободы на срок до трех лет;
• принудительные работы на срок до пяти лет;
• лишение свободы на срок до девяти лет.

Эти наказания могут быть также дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Стоит отметить, что степень тяжести вреда здоровью определяется экспертом по результатам судебно-медицинской экспертизы. Перечень признаков для установления тяжести вреда здоровью содержится в Постановлении Правительства РФ от 17 августа 2007 года N 522, и относит к тяжкому вреду здоровью потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функции; прерывание беременности; психическое расстройство; заболевание наркоманией или токсикоманией; неизгладимое обезображивание лица; значительную стойкую утрату общей трудоспособности; полную утрату профессиональной трудоспособности

Водитель подлежит уголовной ответственности, если у него была техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и если между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. Если проведенная экспертиза докажет, что водитель, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры для остановки транспортного средства, то он подлежит уголовной ответственности. В случае отсутствия у водителя технической возможности избежать нарушения правил, он действительно не будет подлежать ответственности за причиненный вред ввиду отсутствия вины (ст. 28 УК).

Общественно опасное деяние водителя может также выражаться в непринятии или принятии недостаточных мер, исключающих наступление тяжких последствий дорожно-транспортного происшествия. Аварийная ситуация может возникнуть вследствие факторов, не связанных с нарушением водителем правил движения или эксплуатации транспорта (например, из-за наличия неподвижного объекта в условиях ограниченной видимости либо обзорности, лица, находящегося непосредственно у края проезжей части, не контролирующего свои действия). В таких случаях, если у водителя была техническая возможность предотвратить общественно опасные последствия, которую он не использовал, то в случае причинения вреда жизни или здоровью человека либо чужому имуществу (т.е. наступления общественно-опасных последствий) водитель может подлежать уголовной ответственности за преступление против личности или собственности.

Как избежать уголовного наказания за ДТП

Уголовное законодательство РФ, а именно статья 76 УК РФ, предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности гражданина, виновного в непредумышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего либо лишении его жизни.

Уголовный закон гласит, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и компенсировало причинённый вред, не прибегая к помощи суда. Решение об освобождении водителя от уголовной ответственности по указанному основанию может принять следователь или судья. Как итог, в отношении водителя будет прекращено уголовное дело, у него не будет судимости, и водитель не будет лишен права управления транспортным средством.

Правда и в этом случае есть свои нюансы. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 264 УК РФ, за примирением сторон является правом, а не обязанностью суда. Проще говоря, волеизъявления сторон недостаточно для урегулирования спора. Судья, рассматривающий конкретное дело, вправе отказать в прекращении дела за примирением сторон по различным причинам (если оказывалось давление на потерпевшего с целью достигнуть примирения). При вынесении решения, суд оценивает, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

Условное осуждение

Лицо может получить условный срок на основании ст. 73 УК РФ, даже если признано виновным в совершении преступления по ст. 264.

Судья при рассмотрении дела может принять во внимание смягчающие обстоятельства, если гражданин раннее не привлекался к каким-либо видам ответственности, имеет малолетних детей, а также постоянный доход.

Суд может назначить условный срок отбывания наказания, если виновный в добровольном порядке оплатил потерпевшей стороне моральную компенсацию за причиненный вред.

Статистика показывает, что в 40% обвинительных приговоров по данной категории дел суд приговаривает виновного к условному осуждению.

В заключение

Для отстаивания своих законных прав в органах государственного обвинения, а также в судах общей юрисдикции, после предъявления обвинения следует все же обратиться к адвокату. Только квалифицированный специалист поможет сделать выбор правильной тактики защиты в суде, собрать все необходимые по делу доказательства невиновности водителя и провести переговоры с потерпевшим, связанные с примирением по делу и компенсацией морального вреда. О том, зачем нужен юрист на месте ДТП, мы писали здесь.

Алексей Ступаченко, Автоклуб78 http://autoclub78.ru

Уголовная ответственность в сфере дорожно транспортного движения: все про ДТП (практика и тонкости) — Адвокат в Самаре и Москве

Уголовные дела в сфере ДТП мне нравятся тем, что они относятся к категории неосторожных преступлений. Поверьте, защищать человека, который умышленно убил человека, выстрелив ему из пистолета в голову и защищать человека, который своими неосторожными действия и вследствие нарушения правил дорожного движения причинил смерть человеку — две совершенно разные вещи с точки зрения психологии, хотя оба таких преступления связаны со смертью человека. Кроме этого, изюминка преступлений, связанных с ДТП заключается в том, что это одна из немногих сфер, где изменение показаний для избежания от уголовной ответственности приводит вследствие поверхностного знания закона к тому, что человек еще больше ухудшает свое положение. В ходе прочтения статьи, вы сможете понять, с чем это связано.

При прочтении статьи мы разберемся в том, в каком случае лицо подлежит уголовной ответственности за ДТП, какое грозит наказание за преступления в сфере дорожного движения. Остановимся на спорных вопросов относительно наличия или отсутствия вины у водители. Разберем такие термины как техническая возможность избежать ДТП и момент возникновения опасности для водителя. Поговорим про обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и про процедуру расследования уголовных дел, связанных с ДТП. Также, мы узнаем, как действует презумпция невиновности и можно ли в таких делах решить вопрос с помощью денег.

Уголовная ответственность за нарушение в сфере дорожно транспортного движения предусмотрена статьей 264 УК РФ.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

  1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — лишение свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Итак, вопрос о привлечении водителя к уголовной ответственности возникает только в том случае, если последствием ДТП является тяжкий вред здоровья или смерть человека. Непосредственно на тяжесть преступления влияет наличие состояния опьянения, а также количество лиц, которые стали жертвами такого ДТП.

Кроме этого, диспозиция статьи четко указывает, что для привлечения лица к уголовной ответственности последствия такие должны возникнуть вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Таким образом, если мы никогда не будем нарушать правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортных средств, то никогда и не будем привлечены к уголовной ответственности. Однако, в рамках уголовного права те же самые правила дорожного движения приобретают иногда совсем иное, более глубокое значение.

Давайте разбираться на примерах, общее правило относительно скорости, с которой разрешается движения транспортных средств в населенных пунктах — 60 км/час. Данное правило указано в п. 10.2 ПДД. Однако, все знают, по городу можно ездить со скоростью 79 км/ч и не волноваться ни о камерах, ни о сотрудниках полиции, потому что наказание за нарушение скоростного режима от 0 до 20 км/ч отсутствует. Здесь стоит отметить, что для уголовного права неважно, насколько вы превысили скорость, это в любом случае нарушение ПДД. Таким образом, все лица, превышающие разрешенную скорость и не важно насколько, будут признаны виновниками в случае ДТП.

Переходим к самому популярному пункту ПДД, нарушение которого происходит чаще всего и соответственно при наличии названных последствий влечет уголовную ответственность. Это п. 10.1 ПДД. Он разделен на две части и первая из них гласит: водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Таким образом, если после произошедшего ДТП, вы даете объяснения относительно того, что при разрешенной скорости в 60 км/ч в условиях тумана и покрытого льдом дорожного покрытия, вы ехали по неосвещенной дороге в темное время суток со скоростью 60 км в час и по неосторожности совершили наезд на пешехода, который внезапно появился из тумана и попал под колеса, вследствие чего ему был причинен тяжкий вред здоровью, то вы несомненно будете привлечены к уголовной ответственности именно из-за того, что в ваших действиях будет нарушение п. 10.1 ПДД.

Вторая часть п. 10.1 ПДД (как раз та, самая популярная и самая интересная с точки зрения толкования) звучит таким образом: при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Проблема этого пункта ПДД состоит в его неопределенности для водителя — обывателя. Дело в том, что формулировка данного пункта правил сразу же порождает огромное количество вопросов, ответов на которые в правилах дорожного движения нет. И в свое время это было огромной проблемой для правоприменителя, потому что разъяснений никаких не было и появились они только через 12 лет после принятия уголовного кодекса РФ.

Давайте еще раз этот пункт огласим: При возникновении опасности для движения (вопрос: как понять, что это именно опасность для движения) (вопрос: как непосредственно определяется тот момент, когда эта опасность возникает), которую водитель в состоянии обнаружить (вопрос: которую он обнаружил или которую должен был обнаружить), он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (так какие конкретно меры — снижение скорости или экстренное торможение).

Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения, то есть это как раз те разъяснения, который в 2008 году дал один из самых главных судов государства по возникшим вопросам в этой сфере. В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства действует следующим образом:

  1. Определяется с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим отдельно позже)
  2. С помощью формулы определяется была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
  3. Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.

Отдельно стоит сказать о том, что между нарушением ПДД и ДТП должна быть причинная связь. То есть нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности на основании того, что при наезде на пешехода он нарушил ПДД исключительно в части того, что человек на заднем сиденье не был пристегнут.

Теперь о том, как конкретно рассчитывается техническая возможность избежать ДТП. Сначала необходимо определить остановочный путь автомобиля в случае применения экстренного торможения. Это зависит от скорости автомобиля, времени реакции водителя (скорость реакции водителя является табличным значением и составляет от  0,6 секунд до 1,4 в зависимости от дорожной ситуации), от времени запаздывания тормозного привода (обычно составляет 0,1 секунду), от времени замедления автомобиля, от нарастания замедления, которое также зависит от коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием. После того, как мы определили остановочный путь автомобиля, необходимо определить расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение (то есть в момент возникновения опасности для движения). Это расстояние зависит от скорости пешехода до места наезда (табличные значения, которые зависят от возраста, пола пешехода и времени года), от расстояния, которое преодолел пешеход до места наезда, от скорости автомобиля, от пути автомобиля в заторможенном состоянии после наезда.

Все это рассчитывает эксперт, исходя из тех данных, которые ему о ДТП передает следователь. После этого сравнивается между собой две величины, которые мы посчитали, то есть остановочный путь автомобиля и расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение. Если остановочный путь автомобиля меньше этого расстояния, то считается, что техническая возможность избежать ДТП есть. Если остановочный путь больше расстояния до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение, то считается, что техническая возможность избежать ДТП отсутствует. И как мы уже сказали ранее, если водитель не располагал технической возможностью избежать ДТП, то п. 10.1 ПДД не нарушен, что при отсутствии других нарушений ПДД является основанием освобождения водителя от уголовной ответственности.

Исходя из этого, можно сделать интересный вывод о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше его остановочный путь и соответственно больше шансов на то, что водитель не располагал технической возможностью остановиться. Помните, в начале я говорил о том, что изменение показаний для избежания от уголовной ответственности или ее уменьшения в сфере ДТП приводит к тому, что человек еще больше ухудшает свое положение. Это связано как раз с тем, что лица, попавшие в ДТП намеренно говорят, что скорость, с которой они ехали была меньше реальной, что в итоге приводит к уменьшению остановочного пути автомобиля и соответственно увеличивают вероятность того, что эксперт установит, что водитель обладал технической возможностью избежать ДТП.

Переходим, пожалуй, от самого сложного к самому интересному, а именно к тому, как определяется момент, когда у водителя возникает опасность для движения. Как мы выяснили ранее, исходя из разъяснений Верховного Суда момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, необходимо уяснить, что следователю и суду все равно, когда вы увидели человека на проезжей части, который представляет опасность для движения. Следователю и суду важно, когда вы должны были увидеть такого человека при необходимой внимательности. Кроме этого, подразумевается, что внимательность должна быть добросовестной. Здесь подразумевается например то, что если у вас плохое зрение, вследствие которого вы сразу не смогли обнаружить опасность, то опасность будет считаться возникшей в тот момент, когда вы ее обнаружили бы, если бы носили очки, соответствующие вашему зрению.

В законе нет четкого алгоритма, как определять момент, с которого возникла опасность, более того, даже профессиональная литература об этом говорит не так много, все отдается на усмотрение следователя, (что кстати критикуется), однако сформировалась определенная устойчивая практика. Например, опасность для движения возникает с момента выхода пешехода на проезжую часть. При таких обстоятельствах водитель должен предпринять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. На дорогах, разделенных трамвайным полотном или разделительной линией опасность возникает с момента начала движения пешехода от середины проезжей части. Более интересными представляются другие случаи.

Так, например, водители для избежания уголовной ответственности начинают заниматься тем, что дискредитируют пешехода, наезд на которого совершили. Часто на практике встречаются случаи, когда водители в объяснениях следователю указывают на то, что пешеход был пьяный, шел по тротуару, шатался, а потом неожиданно выскочил на дорогу и упал под колеса. Дело в том, что для водителя опасность возникает с того момента, как только он увидел пьяного пешехода и независимо от того, где такой пешеход находился. Более того, на момент возникновения опасности не влияет, на самом деле пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или нет. Учитывается именно субъективное отношение водителя к дорожной ситуации. Здесь есть юридический каламбур, когда следователи, выполняя свою обвинительную функцию, любят в таких ситуациях подыгрывать водителю, глубоко вздыхают и возмущаются вместе с ним: “Что, прямо пьяный, да еще вдрызг? Ну, дела!”.

Есть еще один пример, где лица, давая недостоверные показания, ухудшают собственное положение. Такой пример реален и связан со случаем ДТП на воде. Защитник обвиняемого — водителя катера — пошел по пути того, что женщина, которая потом попала под лопасти катера, очень плохо плавала. Адвокат потерпевшей стороны недобросовестным способом нашел людей, которые начали давать показания, что погибшая женщина просто отлично плавала, настолько хорошо, что даже ныряла. Защитник ухватился за этот факт и смог доказать в суде, что девушка нырнула перед тем как катер вышел из-за угла, а когда катер повернул и был в непосредственной близости от потерпевшей — вынырнула. При таких обстоятельствах, водитель катера не располагал технической возможностью избежать ДТП, так как опасность для него возникла только с того момента, когда женщина вынырнула из под воды и он ее смог обнаружить.

Если вернуться к случаям, когда опасность для движения возникает еще до того, как пешеход появился на проезжей части, то в научной литературе указывается, что опасная обстановка возникает в случае, если водитель видит детей школьного возраста, увлеченных подвижными играми, которые могут оказаться в опасной зоне, или малолетних детей (дошкольного возраста) без присмотра взрослых.

Показания:  Я точно уверен, что сначала я увидел только одного мальчика, на вид примерно 5-7 лет. В тот момент, когда я увидел выходящего из-за грузового автомобиля мальчика, расстояние до мальчика было примерно, как мне кажется 50-60 метров, поэтому я прекратил набор скорости. Спустя примерно 1-2 секунды после того как мальчик остановился, чтобы пропустить мой автомобиль, из-за того же малотоннажного грузового автомобиля, возле которого находился мальчик, появился мужчина, который остановился рядом с мальчиком, справа от него. Затем, спустя примерно 1-2 секунды, мужчина внезапно для меня начал переходить проезжую часть в темпе быстрого шага. В этот момент расстояние от моего автомобиля до мужчины было примерно 8-10 метров. Я, увидев, что мужчина начал пересекать проезжую часть, постарался увести автомобиль максимально влево и применил экстренное торможение. В какой-то момент мой автомобиль правой передней частью наехал на данного мужчину

Следователь определил, что опасность возникла с момента, когда мужчина вышел из-за грузовика. Эксперт принял от следователя эти данные и путем расчетов определил, что технической возможностью избежать наезда водитель не обладал, вследствие чего следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы это постановление обжаловали и в самой жалобе указали 2 момента:

  1. Приведенные показания свидетельствуют о том, что водитель воспринимал мальчика, вышедшего из-за грузового автомобиля как дошкольника. Дошкольный возраст согласно профессиональной литературе — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
  2. Водитель воспринимал мальчика, в момент, когда последний вышел из-за грузового автомобиля как ребенка без присмотра, так как водитель увидел взрослого мужчину только через определенный промежуток времени.

На примере этого случая можно также понять, почему критикуется положение о том, что момент возникновения опасности определяется следователем, а не экспертом. Следователь, определяя момент возникновения опасности для водителя использовал следующие показания водителя: спустя примерно 1-2 секунды после того как мальчик остановился, чтобы пропустить мой автомобиль, из-за того же малотоннажного грузового автомобиля, возле которого находился мальчик, появился мужчина.

Следователь, недолго думая, считает ширину грузового автомобиля, которая составляет 2,5 метра и ставит эксперту исходные данные о том, что опасность для водителя возникла с момента преодоления пешеходом 2,5 метра от края проезжей части. Что естественно неверно, потому что учитывая угол обзора водителя, последний должен был увидеть пешехода еще до того, как он преодолел расстояние равное ширине грузовика. Таким образом, следователь обладает всей информацией по делу, но из-за недостатка специальных технических познаний часто ошибается в определении момента, когда такая опасность возникла. Эксперт же, обладая более широкими познаниями, нежели чем следователь, не обладает всей необходимой информации по делу и получает ее только от следователя, который не всегда беспристрастен. В научном сообществе ведутся разговоры о том, чтобы наделить эксперта автотехника большими полномочиями.

Рассматривая вопрос о презумпции невиновности, можно привести пример ДТП в виде наезда на пешехода, при котором не было ни камер видеофиксации, ни свидетелей. При таких условиях часто возникает спор относительно того, где был совершен наезд. Пешеход, к примеру, утверждает, что наезд был совершен на пешеходном переходе, сам он переходил дорогу в темпе спокойного шага, а автомобиль двигался со скоростью 70 км/ч. Водитель утверждает, что наезд был совершен вне зоны пешеходного перехода, сам он двигался со скоростью 60 км/ч, а пешеход двигался в темпе быстрого бега. В таких случаях, если автотехническая экспертиза не сможет разрешить возникшие противоречия, то преимущество отдается показаниям водителя. Это связано с положением ч. 3 ст. 14 УПК РФ, которое гласит, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены толкуются в пользу обвиняемого.

Часто встречаются разговоры о том, что в сфере ДТП все коррумпированные и все вопросы можно решить за деньги. С полной уверенностью могу заявить, что это не больше, чем миф, который основан на неправильном восприятии ситуации из-за незнания закона. Дело в том, что закон, а именно ст. 76 УПК РФ, допускает примирение сторон. Статья звучит таким образом: лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Все преступления, отнесенные к категории неосторожных преступлений по своей тяжести не могут превысить среднюю. К вреду, причиненному потерпевшему относится как имущественный ущерб, так и моральный вред, при этом моральный вред потерпевший может определять для себя сам, самостоятельно оцениваю цену своих страданий. Таким образом, если участники ДТП достигли примирения, а причиненный вред заглажен обвиняемым, то по заявлению потерпевшего уголовное дело может быть прекращено, а обвиняемый освобожден от уголовной ответственности. В подобных случаях, главное не давать никаких денег без расписки. В расписке должно быть указано то, что причиненный потерпевшему вред заглажен, претензий к водителю никаких не имеет.

Последнее, о чем хотелось бы рассказать в рамках этой темы — это то, почему по такой категории дел необходимо нанимать адвоката, специализирующегося по делам в сфере ДТП.

  1. Может составить правильные показания, от которых следователь будет отталкиваться при производстве дальнейших следственных действий.
  2. Обеспечит правильность определения скорости реакции водителя. Обычно, эксперты определяют скорость реакции водителя, как 0,6 секунд во всех случаях, что является некорректным. Очевидно, что молодой человек в моем возрасте обладает более быстрой реакцией, чем пожилой мужчине в возрасте 70 лет. Несправедливо применять к ним единое табличное значение.
  3. Обеспечит правильность определения технической возможности избежать ДТП, основываясь на тех показаниях, которые он помог составить и табличных значениях, которые смог оспорить.
  4. В случае недостатка доказательственной базы невиновности доверителя может провести адвокатское расследования относительно поиска источников информации, которая может быть полезна для защиты доверителя. Реализуется путем составления адвокатских запросов.
  5. Может выступить в качестве медиатора в деле о примирении сторон вследствие ДТП. Часто, сторона более благосклонна к адвокату другой стороны, нежели чем к человеку, который непосредственно причинил вред, управляя автомобилем.

Автор: адвокат АБ «Антонов и партнеры» Лебедев З.С.

Уголовная ответственность водителя — виновника ДТП — Адвокат в Самаре и Москве

Уголовная ответственность водителя — виновника ДТП

Для водителя — виновника (участника ДТП), предусмотрено несколько видов ответственности:

— уголовная — арест, ограничение или лишение свободы с лишением права управления транспортными средствами;

— административная — предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами;

— гражданско-правовая — имущественное (денежное) возмещение ущерба.

Уголовная ответственность водителей

Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, может повлечь наказание в виде ограничения свободы на срок до 3 лет, принудительных работ на срок до 2 лет, ареста на срок до 6 месяцев или лишения свободы на срок до 2 лет. Если при этом водитель был пьян, то его действия повлекут ответственность в виде принудительных работ до 3 лет либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Если в результате ДТП наступила смерть человека, для виновного предусмотрено наказание в виде принудительных работ на срок до 4 лет либо лишения свободы на срок до 5 лет. Если наступила смерть двух или более лиц, срок принудительных работ может составить 5 лет, а лишения свободы — 7 лет. Если водитель, виновный в ДТП, находился в состоянии опьянения, то в случае смерти одного человека наказанием является лишение свободы на срок до 7 лет, а если погибло 2 или более человек, то законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 9 лет.

Во всех этих случаях дополнительно может быть назначено лишение права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

Оставление места ДТП водителем в настоящее время само по себе не является уголовно наказуемым деянием, однако если при этом произошло оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, такие действия являются преступлением (ст. 125 УК РФ).

При назначении наказания суд может учесть следующие смягчающие обстоятельства:

— совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

— беременность;

— наличие малолетних детей у виновного;

— оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления;

— добровольное возмещение потерпевшему имущественного и морального вреда, причиненных в результате преступления;

— иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

При наличии признаков преступления (виновного нарушения ПДД, приведшего к причинению тяжкого вреда здоровью или к смерти человека) должно быть возбуждено уголовное дело, расследование которого проводят следственные органы МВД.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в течение 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителем следственного органа.

Ст. 264 УК РФ предусматривает серьезное наказание, обвиняемому водителю целесообразно как можно раньше воспользоваться помощью адвоката.

Потерпевшими в рамках уголовного дела могут признаны лица, которым преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. В случае смерти пострадавшего в ДТП права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников. Потерпевший вправе иметь представителя (например пользоваться услугами адвоката).

Уголовное преследование в отношении виновника аварии может быть прекращено ввиду деятельного раскаяния виновника или ввиду примирения с потерпевшим. Прекращение дела возможно при условии, что преступление совершено впервые и виновный полностью загладил причиненный вред. Окончательное решение о прекращении дела остается за следственно-судебными органами.

Тяжкий вред здоровью при ДТП – ответственность по УК РФ, состав преступления

Аварии с участием ТС могут стать причинами серьезных последствий для здоровья его участников. Если будет причинен тяжкий вред здоровью при ДТП, статья УК РФ № 264 предусматривает для его виновника суровые наказания, среди которых содержание в тюрьме длительное время. Существует возможность получить смягчение наказания, но для этого требуется соблюсти ряд условий.

Основные определения

Если после аварии на дороге человеку были причинены травмы, в результате которых органы или части тела пострадавшего могут перестать функционировать, подобные последствия называются тяжкими телесными повреждения, полученные в ДТП. Действующий приказ Министерства здравоохранения от 2008 года №194-н содержит перечень телесных повреждений, относящиеся к данной группе. Примеры травм из этого перечня:

  • существенные ранения;
  • ожоги большой области тела;
  • переломы конечностей, которые могут стать причиной нарушения их работы;
  • частичная или полная потеря зрения, слуха;
  • потеря органов или частей тела;
  • другие травмы с тяжелыми последствиями для здоровья.

Когда пострадавший в ДТП получает одновременно несколько видов травм, то степень тяжести определяется по самой существенной.

Критерии оценки степени тяжести

При расследовании подобных ДТП, назначается проведение специальной экспертизы с привлечением медицинского персонала. В процессе её проведения устанавливается:

  1. в результате чего были полученные травмы;
  2. степень потери работоспособности каждого их пострадавших.

Медицинский эксперт, являющийся членом комиссии, фиксирует все полученные повреждения, и устанавливает наличие психологических расстройств у пострадавшего. Указанный выше приказ Минздрава позволяет классифицировать полученные человеком травмы по следующим параметрам:

  • как полученные повреждения могут сказаться на жизнедеятельности гражданина;
  • могут ли травмы оказать влияние на работоспособности пострадавшего;
  • время, которое необходимо человеку для полного восстановления здоровья от травм;
  • процент потери слуха, зрения других органов чувств;
  • потеря частей тела или внутренних органов.

ПММХ

Какой статьей регламентируется

Если были нанесены тяжкие телесные повреждения при ДТП, то его виновник будет привлечен к уголовной ответственности. За причиненный тяжкий вред здоровью при ДТП статья УК РФ № 264 предусматривает различные меры наказания. Она включает в себя 6 частей и два дополнительных примечания. Каждая из частей определяет наказание за совершенное преступление, имеющее свои особенности.

В первой части устанавливаются разновидности правонарушения, без отягчающих обстоятельств. Вторая часть этой статьи определяет виды правонарушений при отягчающем обстоятельстве. Одним из них является алкогольное опьянение водителя за рулем. В частях с 3 по 5 статьи 264 устанавливаются меры наказания в случае смерти одного или более лиц в результате ДТП.

Примечание № 1 поясняет, что ответственность по этой статье может наступить не только для водителей, которые управляли автомобилем, но и любых других транспортных средств.

Примечание № 2 говорит о следующем: если в крови водителя будет обнаружена доза алкоголя, которая превышает установленный минимальный предел, это трактуется как управление ТС в состоянии опьянения. В этом же примечании содержится пояснение, что наказание по данной статье необходимо применять к лицам, допустившим ДТП находясь под действием наркотических препаратов и для тех, кто не стал проходить медицинскую комиссию на содержание алкоголя в организме.

Состав преступления

В случае если были нанесены тяжкие телесные повреждения при ДТП, статья 264 устанавливает специфический состав преступления.

При совершении ДТП, результатом которого стал существенный ущерб, причиненный человеку, в качестве объекта преступления будет выступать нарушение действующих ПДД, которые являются обязательным условием безопасности общества. В этом случае устанавливается дополнительный объект преступления в виде угрозы жизни, здоровья и безопасности человека.

В качестве предмета совершенного нарушения выступает автомобиль или другое механическое транспортное средство. К ним не относят самоходные мопеды и аналогичные средства передвижения. Если в качестве предмета правонарушения выступают подобные ТС, то квалифицируется подобное деяние по статье 268 УК частям 1 и 3.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

В качестве предмета рассматриваемого преступления не может выступать средство передвижения, у которого нет двигателя, приводящего его в движение. К объективной стороне ДТП, в котором гражданину был нанесен тяжкий вред здоровью, относится нарушение требований ПДД или эксплуатации предмета преступления. К субъективной стороне этого нарушения относится причинение вреда здоровью в результате неосторожных действий водителя. Если будет установлено, что данное ДТП произошло по прямому злому умыслу водителя, то подобное деяние будет квалифицировано как преступление, совершенное против личности.преступник

Субъект рассматриваемого преступления — это гражданин, который одновременно соответствует следующим характеристикам:

  1. дееспособный;
  2. возраст более 16 лет;
  3. управляющий ТС, ставшего причиной ДТП.

В этом случае необязательно наличие действующего водительского удостоверения. У гражданина допустившего ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью прав водителя, может вообще не быть, или они изъяты за совершение других нарушений ПДД.

Применяемые меры наказания

Если преступление будет квалифицировано по статье 264 УК, то совершившему его гражданину будет назначено одно из перечисленных ниже наказаний.

Часть статья 264НаказаниеСрок
1Наложение ограничения на передвижение преступника3 года
Привлечение к трудовой деятельности принудительного характера2 года
Наложение запрета на выполнения определенных видов деятельности и возможность занимать определенные судом должности3 года
Содержание под арестом6 месяцев
Содержание в колонии или тюрьме2 года
2Выполнение в принудительном порядке общественных работ3 года
Запрет занимать некоторые виды должностей3 года
Содержание в исправительном учреждении4 года
3Предусматривает санкции в соответствии части 2, но с увеличением максимального срока по каждому виду наказания на 1 год 
4Безальтернативно будет назначено содержание в тюрьме2 – 7 лет
5Привлечение к принудительным трудовым работам5 лет
 Полное лишение свободы7 лет
6Самое строгое наказание, по данной статье выраженное содержание в исправительном учреждении9 лет

 

Когда нанесен тяжкий вред здоровью при ДТП статья УК РФ предусматривает еще один вид дополнительного наказания, которое применяется в независимости от основного. С 9 декабря 2008 году в соответствии с принятым Постановлением № 25 в случае выбора меры наказания по статье 264 части 2, 4, 6 в обязательном порядке у водителя допустившего ДТП будет изъято водительское удостоверение.

Если подобная мера была применена к гражданину в соответствии с КоАП по статье 12.8, то истекшее время данной санкции будет учтено при его назначении в ходе выбора меры наказания по уголовному делу. Виновника ДТП обяжут внести компенсационные выплаты за причиненный вред здоровью на расчетный счет пострадавшего. Размер возмещения причиненного вреда будет устанавливать суд.

Как избежать наказания

В случае нанесения тяжкого вреда здоровью при ДТП статья УК РФ наказание предусматривает довольно серьезные. Но избежать этого можно, если до момента принятия судом решения по данному делу, произойдет примирение сторон. К подобным мерам часто прибегают стороны процесса при наличии родственных связей.

Обязательное условие примирения — это полная компенсация причиненного вреда пострадавшему со стороны виновника ДТП. В этом случае сумму компенсации устанавливает сам потерпевший. Если виновник ДТП не согласен с ней, он может не примиряться с пострадавшим, а дождаться решения суда. Если необходимая сумма была выплачена пострадавшему в полном объеме, то он должен подписать специальный документ.  В нем изложены разъяснения и пояснения того, что он не имеет к виновнику ДТП никаких претензий и готов с ним примириться. Подобная мера возможна, если гражданин, совершивший ДТП, не имел судимости

Как смягчить наказание

Смягчение наказания можно получить при установлении определенных обстоятельств:

  1. у виновника ДТП на попечении и содержании находится хотя бы один несовершеннолетний ребенок;
  2. подсудимый оказывает существенную помощь следствию в разбирательстве данного происшествия;
  3. явка в отделение полиции с повинной и полное признание вины;
  4. сразу после совершенного ДТП его виновник оказывал реальную помощь пострадавшим. Сам вызвал «скорую помощь», выполнял необходимые медицинские процедуры;
  5. наличие положительных отзывов с работы, соседей, других общественных организаций;

Суд может принять решение о смягчении наказания, если пострадавшей стороной были нарушены пункты действующего ПДД. Подобное правило будет работать с единственным исключением, когда гражданин, управляющий ТС, не создал условия для безопасности пассажиров.

ДТП со смертельным исходом: уголовная ответственность для виновника

Автор Олег Устинов На чтение 6 мин. Опубликовано

Одной из самых страшных ситуаций на дорогах, безусловно, является ДТП со смертельным исходом. Уголовная ответственность виновника в 2020 году по-прежнему регулируется нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, а меры наказания выбираются в процессе судебного рассмотрения дела, после изучения места аварии, процессуальных слушаний и проведения ряда следственных мероприятий.

Какое именно наказание грозит водителю – зависит от целого комплекса смягчающих и отягчающих факторов. Более подробно расскажет о данной ситуации практикующий юрист и автор рубрики об автомобильном праве – Олег Устинов.

СПРОСИТЬ ЮРИСТА — БЫСТРЕЕ чем читать! ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ пока остальные за это ПЛАТЯТ!

Первые действия при ДТП

Что делать если попали в ДТП

Первое, что обязан сделать каждый водитель, спровоцировавший ДТП – постараться вызвать бригаду скорой помощи и оказать первую помощь пострадавшему человеку. Это нужно сделать до звонка в полицию и в страховую компанию.

Важно: Помните, что всякая попытка скрыться с места происшествия для того чтобы избежать положенного наказания будут рассмотрены в будущем в суде не в пользу виновника. В любом случае виновник будет найден, вот только наказание за подобный побег будет увеличено.

Если же после столкновения транспортных средств или ТС с пешеходом никто не пострадал – водителя ждёт лишь административный штраф. Однако, если вследствие ДТП погиб человек (не важно – пешеход, пассажир или другой водитель) в силу вступают соответствующие положения, описанные в УК РФ.

Какую ответственность несёт водитель

Меры ответственности (наказание) за ДТП со смертельным исходом описаны в статье 264 Уголовного кодекса. По состоянию на сегодняшний день, автолюбителя может ждать один из перечисленных ниже вариантов:

  • В случае если случившееся ДТП стало причиной кончины одного человека – водителю транспортного средства грозит содержание под стражей от 1 до 5 лет или же исправительные работы в течение 4 лет. При этом, гражданин будет лишён права занятия определённого рода должностей на трёхлетний период.
  • В случае если по итогу дорожной ситуации умерло более одного человека – виновник ДТП получит тюремное заключение сроком на 7 лет или же пятилетние принудительные работы. Кроме этого, он ещё 3 года не сможет занимать руководящие посты.
  • Если в результате судебных разбирательств будет доказано, что виновник происшествия пребывал в состоянии наркотического или алкогольного опьянения – в 95% случаев ему выносится приговор о лишении свободы сроком на 7 лет. Также, гражданину будет запрещено после отбывания наказания занимать руководящие позиции в коммерческих и государственных структурах на протяжении 3 лет.
  • Если же в результате дорожно-транспортного происшествия умерло больше двух человек, а водитель пребывал в состоянии наркотического или алкогольного опьянения – ему грозит до 9 лет тюремного заключения с лишением занимать определённые должности на протяжении трёхлетнего срока.

Напоминаем, что ответственность виновного в дорожно-транспортном происшествии определяется в РФ только судом, после анализа и учёта всех предоставленных сведений.

При этом, выбранная судом мера пресечения всецело зависит от позиций обвинения и защиты, а также обстоятельств происшествия, особенностей поведения на месте ДТП его участников и действий адвоката.

Как происходит расследование происшествия

Зона видимости пешехода

В процессе определения меры наказания для автолюбителя, суд обязан установить причинно-следственную связь между водительскими действиями и летальным исходом, который настиг другого участника ДТП.

В данном случае возможны отклонения от ситуации. Например, когда гражданин, являвшийся пешеходом, умирает не от травмы, причинённой автомобилем, а от сердечного приступа, который был спровоцирован выбросом адреналина из-за сложившейся ситуации.

Бывает и обратные нестандартные ситуации. К примеру, гражданин, пострадавший после ДТП находится в сознании, объясняет ситуацию сотрудникам ГИБДД, но уже спустя несколько дней умирает от травм, полученных в данном дорожном происшествии.

Важно: Установление связи между аварией и кончиной человека – основная задача судмедэкспертов, составляющих акт и предоставляющих его в суд.

При этом, перед началом судебных слушаний сотрудники правоохранительных органов проводят собственное расследование в ходе которого на месте трагедии:

  1. опрашиваются свидетели;
  2. осматривается местность;
  3. выявляются поломки транспортного средства, по причине которых автолюбитель не мог справиться с управлением;
  4. исследуется так называемый тормозной путь и другие следы, оставшиеся на дорожном полотне;
  5. определяется психологическое состояние водителя и пр.

Детали, которые будут выявлены или не выявлены полицией в ходе данного расследования могут как повысить, так и понизить строгость наказания для виновного, которое будет впоследствии вынесено судьёй.

Что относится к смягчающим фактамСтатистика ДТП

Наказание может быть смягчено, если в ходе расследования и судебных заседаний были рассмотрены следующие обстоятельства, которые имели место быть при ДТП:

  • водитель не только сразу же вызвал потерпевшему скорую помощь, но и начал проводить первые необходимые меры для поддержания жизнедеятельности пострадавшего;
  • автолюбитель имеет большой водительский стаж вождения транспортного средства без подобных инцидентов;
  • водитель, виновный в инциденте самостоятельно воспитывает несовершеннолетнего ребёнка или нескольких детей;
  • в роли виновницы ДТП оказалась женщина «в положении», вынашивающая ребёнка.

В случае, если пострадавшей стороне нанесены средние или лёгкие повреждения, согласно статье 76 УК РФ, стороны имеют право мирно решить вопрос (выплата компенсаций, возмещение вреда и пр.), без уголовного наказания. Однако, данный механизм не может быть применён, если в ходе ДТП умер человек.

Что относится к отягчающим факторам

Наказание за аварию, в которой по вине водителя погиб человек, будет более суровым, если в ходе судебных заседаний будут доказаны обстоятельства, которые повышают тяжесть содеянного автолюбителем. К таковым в 2020 году относятся:

  • управление транспортным средством в нетрезвом виде;
  • регулярные нарушения правил дорожного движения, которые зафиксированы в протоколах ГИБДД;
  • нарочное управление неисправным автомобилем или иным средством передвижения, относящимся к средствам передвижения повышенной опасности;
  • участие в ДТП несовершеннолетнего водителя;

Важно: Если выяснится, что в момент аварии ТС управлял несовершеннолетний, то вся ответственность может лечь на человека, который пустил его за руль.

  • попытка водителя скрыться с места преступления или отказ оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Наличие вышеперечисленных факторов влечёт за собой максимально строгое наказание виновнику ДТП.

Подведём итоги

Итак, уголовная ответственность виновника за ДТП со смертельным исходом в нашей стране определяется исключительно судом! При этом, в качестве основополагающего документа в этом деле выступает Уголовный кодекс Российской Федерации. Какая мера наказания будет выбрана водителю – будет зависеть от многих факторов, которые будут рассмотрены на суде.

Будьте предельно осторожны за рулём!

ЭКОНОМЬ ВРЕМЯ и ДЕНЬГИ! ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ от ЛУЧШИХ ЮРИСТОВ пока другие за это платят!

 

Рубрика «Защита Ваших прав»:

Статистика ДТП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *