Схема обтяжки головки блока цилиндров – признаки выхода системы из строя, схема для замены прокладки и усилие, правила выполнения работ по ремонту своими руками и необходимые инструменты

Установка головки блока цилиндров: правильный монтаж ГБЦ

Автор Павел Александрович Белоусов На чтение 6 мин. Просмотров 18

Головка блока цилиндров (ГБЦ) – один из самых важных узлов автомобильного двигателя. От того, как она установлена и отрегулирована, зависит работа мотора, его стабильность, надежность и экономичность.

головка блока цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ

В нашей статье мы расскажем, как быстро и без особых трат самостоятельно установить головку блока цилиндров на автомобили семейства ВАЗ.

Установка ГБЦ: порядок действий и общие рекомендации

Первое условие правильной и надежной установки ГБЦ – это чистота посадочного места. Тщательно очистите плоскость блока, на которую ставится ГБЦ. Очистка вначале осуществляется острым предметом, а потом специальными автомобильными чистящими средствами, которые помогут убрать остатки тосола, масла.

загрязненное посадочное место ГБЦ

Обратите особое внимание на отверстия, в которые вкручиваются шпильки. В них попадает масло, вода, мусор. И потом, когда ГБЦ притягивается по шпилькам к блоку, они могут сделать микротрещины в блоке цилиндров из-за того, что при вкручивании шпилек образуется избыточное давление. При нагреве мотора через эти микротрещины продавит газы, газы пробьют прокладку между ГБЦ и блоком, и вода из охладительной системы пойдет в масло. Капитальный ремонт двигателя вам обеспечен! И это в лучшем случае. Поэтому рекомендуется тщательно проверить отверстия перед вкручиванием шпилек и обязательно промокнуть их, взяв чистую ветошь и воспользовавшись отверткой, чтобы добраться до самого дна.

работа по очистки плоскости ГБЦ

Когда место под головку блока цилиндров очищено, приступайте к установке. Монтаж ГБЦ начинается с правильной установки прокладки, которая расположена между ГБЦ и блоком цилиндров.

установка прокладки ГБЦ

Отверстия блока должны четко совпасть с отверстиями прокладки, только в этом случае ее установка считается правильной.

И головка блока цилиндров должна быть хорошо очищена от нагара, грязи, масла, тосола. Если есть подозрения, что ГБЦ подверглась перегреву или иному воздействию, которое привело к деформации, то она проверяется на специальном устройстве и потом, если нужно, шлифуется.

При установке ГБЦ на место бывает, что прокладка «съезжает», поэтому следите за ней.

прокладка ГБЦ установилась неправильно

ГБЦ считается установленным на место, когда она «устаканилась» на направляющих, и ей не мешают шланги, провода. После этого начинайте процедуру прикручивания. Чтобы не перепутать болты, их нужно заранее пометить. Внутренние болты измазаны маслом, так что их трудно перепутать с наружными, это и будет своеобразной меткой.

Если у вас нет пневмо- или электроинструмента, прикрутить болты ГБЦ можно старым, добрым коловоротом.

затяжка болтов ГБЦ

Коловоротом болты только наживляются, но не затягиваются окончательно, для этого существует специальный, динамометрический ключ. Только с его помощью проконтролируете правильный момент затяжки, который рекомендуется производителем.

Первый момент затяжки рекомендуют выставлять на 2 кг. Главное – обязательно придерживайтесь определенного порядка затяжки болтов, попарно от центра к краю. В этом случае головку не перекосит.

Второй момент затяжки не должен превышать 8 кг. Порядок затяжки остается неизменным, от центра к краям, попарно. После того, как болты затянуты на 8 кг, проводим два доворота, оба по 90°. Сначала проходим болты первый раз, проворачивая динамометрический ключ на 90 °, потом второй раз.

затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом

После окончательной затяжки головка блока цилиндров считается механически установленной, но еще не рабочей. Чтобы она оказалась рабочей, необходимо подсоединить всю «перифирию», т.е. шланги, патрубки, и прочее. Рекомендуется сразу, чтобы потом к этому не возвращаться, подсоединить провод датчика температуры и выставить метку ГРМ.

 провод датчика температуры

После приступаем к установке стаканов клапанов. Перед установкой они обязательно очищаются от грязи и смазываются. Чистые и смазанные стаканы должны легко становиться на место.

установка стаканов клапанов

Чтобы не перепутать последовательность установки стаканов, извлекая, их располагают в определенном порядке. После установки стаканов обязательно смажьте  «постель», на которую потом ляжет распредвал.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Смазанный и чистый распредвал ставится на место. Закреплять его можно сразу с сальником. Опытные слесари, для того чтобы упростить процесс выставления меток распредвала, до сих пор используют иногда дедовский метод. Во время установки распредвала первая и третья шейки распредвала должны смотреть на вас.

распредвал

Затем мы устанавливаем на место крышку распредвала. Смажьте места, где будет лежать распредвал (постель), и не забудьте об одном нюансе. На торцах надо убрать старый герметик, и нанести новый, тогда он будет хорошо держать масло.

новый герметик

Устанавливая вторую часть крышки, процесс повторяем. Теперь наживляем гайки, и не забудьте о шайбах, которые должны быть под каждой гайкой.

Момент затяжки гаек крышки распредвала не должен превышать трех килограмм. Опытные ремонтники со временем могут производить процесс затяжки без динамометрического ключа. Затем ставится жестяная защитная крышка.

 защитная крышка распредвала

Затем надеваем шестеренку распредвала, но перед этим убедитесь, что вы не забыли поставить на распредвал шпонку, которая удерживает шестерню от прокручивания.

 шестеренка распредвала со шпонкой

Болтом крепко фиксируем шестерню на своем месте. Обязательно следите за тем, чтобы метки на шестерне и ГБЦ совпали.

 шестерня распредвала с метками ГБЦ на своем месте

Потом накидываем ремень ГРМ, но предварительно рекомендуется поставить натяжной ролик. Перед роликом на шток установите специальную шайбу. Не стоит забывать, что ролик до «безумия» затягивать не стоит, он должен свободно проворачиваться на штоке.

При одевании ремня ГРМ не забывайте проверять совпадения меток на шестерне распредвала и на коленчатом валу. Когда ремень ГРМ одет, путем подкручивания натяжного ролика добиваемся нужной натяжки ремня.

правильная установка ремня ГРМ

После натяжения до нужного показателя (ремень проворачивается вокруг своей оси на 90°), затягиваем плавно контрольную гайку.

Следующим примеряется  трамблер, который нужно правильно установить в пазы. Нужно, чтобы после установки трамблера в пазы соблюдалась соосность валов. Между трамблером и ГБЦ монтируем бензонасос, не забыв смазать его герметиком. Чтобы шток не уперся в распредвал, его нужно отжать отверткой. Затягивается корпус привода бензонасоса шестигранником.

монтаж бензонасоса

Прижав несильно шестигранником корпус, наживляем гайки и равномерно притягиваем. Затем уже затягиваем «серьезно» шестигранник. Устанавливаем окончательно трамблер, который мы до этого только примерили. Не забываем о герметике, который исключит подтекания масла. Не забываем и о планке, на которой есть шкала опережения зажигания, потому что после пуска мотора возможно понадобиться регулировка трамблера. Еще раз проверяем подсоединение проводов и патрубков, что забыли, подсоединяем.

монтаж и регулировка трамблера

Последний штрих — установка клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ. После окончания всех работ и проверок не забываем прикрутить на место тросик дроссельной заслонки. ГБЦ установлена и готова к работе.

Видео: Установка ГБЦ ВАЗ. Пошаговая инструкция

Сборка и установка головок цилиндров на двигатель

Перед установкой головок на двигатель их необходимо собрать с клапанами и распределительными валами. При установке клапанов в головку цилиндров стержни и направляющие втулки клапанов следует смазать тонким слоем масла, применяемого для двигателя. Затем при сборке головок цилиндров необходимо выполнить следующие операции:

установить головку на верстак и вставить клапаны;

  • надеть на впускные клапаны опорные шайбы пружин, установить пружины клапана, надеть резиновые манжеты;
  • установить на пружины тарелки;
  • сжимая пружины съемником, установить сухари клапана и тем самым зафиксировать клапан с пружинами на головке.

При установке на головке распределительного вала или двух валов нужно очистить сопрягающиеся поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников от остатков старой прокладки, грязи и масла, поставить установочные втулки корпусов подшипников распределительного вала, смазать моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и уложить вал в опоры головки цилиндров в таком положении, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх. На поверхности головки цилиндров, сопрягающейся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала нужно нанести герметик КЛТ-75ТМ или аналогичный герметик.

Затем следует установить корпуса подшипников и затянуть гайки их крепления в два приема: сначала предварительно в последовательности, указанной на рисунке, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров (при этом необходимо следить за тем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда), а после этого окончательно в той же последовательности (момент затяжки 21,6 Нм). После затяжки гаек крепления корпусов подшипников необходимо немедленно тщательно удалить остатки герметика, выдавленного из зазоров при затяжке, в зонах, сопрягаемых с прокладкой крышки головки цилиндров и с корпусом вспомогательных агрегатов. Неудаленные полимеризовавшиеся остатки герметика в указанных местах приведут к течи масла через уплотнения. Затем оправкой нужно запрессовать новую манжету распределительного вала, предварительно смазав вал моторным маслом.

Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала

Рис. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала

При установке головки цилиндров необходимо проверить верхнюю часть цилиндров и убедиться в отсутствии посторонних предметов. Поршни и разъемную часть блока при необходимости протереть и продуть сжатым воздухом.

При нижнем расположении распределительного вала нужно выполнить следующие операции:

  • положить прокладку головки блока на разъем блока и установить головку на штифты;
  • установить толкатели в гнезда блока, смазать их чистым моторным маслом, установить штанги толкателей, направив их верхние концы в проемы головок;
  • собрать оси, надев коромысла с распорными пружинами и расставив стойки, затем закрепить коромысла шплинтами, вставив их в концевые отверстия оси;
  • установить оси в сборе на головке цилиндров, соединив концы штанг толкателей с коромыслами;
  • вставить болты с плоскими шайбами в отверстия стоек осей коромысел, предварительно их затянув;
  • вставить остальные болты с плоскими шайбами и, подсоединив щитки свечей зажигания, закрепить головку блока.

Момент затяжки болтов должен быть 90… 110 Нм. Момент и порядок затяжки болтов головки цилиндров зависят от конструкции двигателя и определяются заводом-изготовителем.

Как выполнить протяжку головки блока цилиндров?

Многие автомобилисты довольно часто не соизмеряют свои силы и пытаются без определенного опыта выполнить многие ремонтные работы на своем транспортном средстве. С одной стороны это похвально. Но с другой — может привести к серьезным и иногда непоправимым последствиям. Говоря о протяжке головки блока цилиндров такие умельцы с уверенностью скажут: а что здесь такого? Взял гаечный ключ и пошел затягивать. Так-то оно так. Да вот только подумать может только тот человек, который совершенно не представляет какое значение имеет правильный порядок затяжки болтов головки блока цилиндров. А между тем неправильное выполнение затяжки может привести к серьезным нарушениям. Соответственно, чтобы такого не произошло нужно четко понимать нюансы процесса.

Зачем автомобилисту знать порядок затяжки?

Знать порядок затяжки головки блока цилиндров пригодится тем автомобилистам, которые не имеют кучу денежных знаков для того, чтобы доверить выполнение всех работ специалистам. Если же все наоборот, то лучше не забивать себе голову и отдать все в руки мастеров. В первую очередь стоит отметить тот факт, что для каждой модели транспортного средства существуют свои параметры затяжки болтов головки блока цилиндров. И полагаться на свои знания и опыт, особенно при работе с ГБЦ современных ТС явно не стоит. Любое выполнение такой работы должно производится в строгом соответствии с требования производителя к данному автомобилю и никак иначе. Найти параметры можно в мануале к ремонту и обслуживанию силового агрегата.

Как выполняется затяжка головки блока цилиндров?

Существуют общие правила затяжки болтов, которые при наличии разных параметров и характеристик могут быть применимы со всеми типами моторов. И прежде всего это касается обязательного использования параметров производителя по порядку затяжки болтов и моменту силы тяжести. Во время затяжки нужно использовать только исправный и проверенный динамометрический ключ. Использование гаечного ключа при выполнении таких работ недопустимо. При выполнении работ также важно, чтобы болты крепления ГБЦ были в идеальном состоянии. Нельзя использовать старые болты или перерезанные. Обязательно перед затяжкой нужно проверять состояние и чистоту резьбы. Не стоит повторно использовать пружинные болты. Они не смогут обеспечить необходимую силу затяжки. Категорически запрещается проводить дотяжку или подтяжку ГБЦ с болтами типа TTY. Болты TTY затягиваются не с моментом силы затяжки, а по установленному градусу. Данная информация должна быть в инструкции производителя. При покупке прокладки для головки блока цилиндров у нее должна быть спецификация производителя, в которой указывается какой момент силы затяжки применим именно к данному типу прокладки. Это нужно учесть, чтобы цифры по моменту затяжки двигателя и моменту затяжки прокладки не расходились кардинально.

Подробнее об этом будет рассказано в данном видеоматериале:

Опубликовано: 20 сентября 2019

Порядок затяжки головки блока цилиндров своими руками

Протяжка головки блока цилиндров своими руками

Затянуть болт? В чем проблема: гаечный ключ и… вперед, затягивай себе до упора.

Так подумает человек, который плохо себе представляет какое значение имеет правильный порядок затяжки болтов головки блока цилиндров. И к каким неисправностям двигателя может привести нарушение порядка и технологии затяжки болтов ГБЦ. На самом деле — это очень щепитильный вопрос, поэтому давайте разбираться.

Для чего автомобилисту знать порядок затяжки головки блока цилиндров?

Протяжка головки блока цилиндров своими рукамиВидео протяжки головки блока цилиндров

Естественно, если у вас куча денежных знаков и даже вытряхивать пепельницу в салоне, вы едете на автосервис, то и незачем. Но для тех автолюбителей, которые хотят и могут производить ремонт автомобиля вообще, и ремонт двигателя в частности, эта информация лишней не будет.

Это важно! Прежде, чем мы поделимся с вами особенностями порядка затяжки ГБЦ, следует обратить ваше внимание на то, что у каждой модели двигателя существуют свои параметры затяжки болтов головки блока цилиндров.

Не следует ни в коем случае, особенно при работе с ГБЦ современных авто, полагаться на свои знания и опыт, приобретенные при ремонте ГБЦ на других двигателях. Порядок затяжки и протяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя к данному двигателю. Эти параметры вы без труда найдёте в мануале к ремонту и обслуживанию двигателя.

Знание порядка затяжки и подтяжки головки блока цилиндров вам понадобится не так часто. В случае, когда потребуется провести замену прокладки ГБЦ или при ремонте двигателя.

Особенности у технологии затяжки ГБЦПорядок затяжки головки блока цилиндров

Какие общие особенности у технологии затяжки ГБЦ

Порядок затяжки головки блока цилиндровПротяжка головки блока цилиндров

Начнем с того, что по старой памяти эксплуатации отечественных моделей авто, многие автомобилисты переживают по поводу необходимости проведения профилактической протяжки болтов ГБЦ. Особенно после капитального ремонта двигателя или ремонта ГБЦ.

Протяжка головки блока цилиндров в современных двигателях не требуется. Это связано с тем, что для крепления головки к блоку цилиндров применяются
самозатягивающиеся болты или так называемые «пружинные болты».

Их характеристика такова, что после первой затяжки они уже не нуждаются в протяжке в период эксплуатации. Более того, протяжка головки блока цилиндров в данном случае может только повредить качеству болтов.

Если раньше, протяжка ГБЦ являлась одним из обязательных пунктов ТО автомобиля, то сегодня этот пункт можно применять только к устаревшим моделям двигателей Москвичей, ГАЗ и ВАЗ.

Правила затяжки головки блока цилиндров

При наличии разных параметров и характеристик, общие правила затяжки болтов, в принципе применимы при работе со всеми типами двигателей.

  • Обязательное использование параметров производителя по: порядку (схеме) затяжки болтов головки блока цилиндров  и моменту силы затяжки.
  • При затяжке ГБЦ использовать только исправный и проверенный динамометрический ключ, но никак не простой гаечный ключ. В этом деле глазомер и надежда на мышечную память не помощники.
  • Обязательное требование – идеальное состояние болтов крепления ГБЦ: ни в коем случае не применять старые болты, не ставить перерезанные болты, проверять перед затяжкой состояние и чистоту резьбы. Повторное применение «пружинных» болтов уже не обеспечит необходимой силы затяжки, что в итоге приведет к протеканию масла из-под прокладки ГБЦ.
  • Категорически запрещается проводить дотяжку или подтяжку ГБЦ с болтами типа TTY (этот тип болтов используется в основном на алюминиевых ГБЦ). Болты TTY затягиваются не с моментом силы затяжки, а по установленному градусу. Данная информация должна быть в инструкции производителя.
  • При покупке прокладки для головки блока цилиндров у нее должна быть спецификация производителя, в которой указывается какой момент силы затяжки применим именно к данному типу прокладки. Это нужно учесть, чтобы цифры по моменту затяжки двигателя и моменту затяжки прокладки не расходились кардинально.
  • Если отверстие для болта крепления ГБЦ «слепое», то заливая в него масло перед затяжкой головки, постарайтесь не перелить. Иначе болт не дойдёт до конца. Если же отверстие сквозное и выходит в систему охлаждения, то перед вкручиванием болта, смажьте резьбу пластичным герметиком.

Если вы всё же приняли решение произвести дотяжку (протяжку) болтов головки блока цилиндров, то примите во внимание, что она производится: у двигателя с чугунной ГБЦ – на «горячую», т.е. минимум 800 температура двигателя, у двигателя с алюминиевой ГБЦ на «холодную».

Остаётся пожелать вам успехов при проведении затяжки головки блока цилиндров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *