Святые места калужской области: Калужская область: Священные места и религиозные достопримечательности Калужская область: просмотреть Священные места и религиозные достопримечательности (10) – Топ 15 — монастыри Калужской области
Святые места Калужской области. Часть 2: Шаровкин монастырь
Миновав Калугу, мы ушли в сторону Козельска. Вокруг простирались покрытые жухлой прошлогодней травой поля, на некоторых из которых полыхал огонь, эту самую траву изводивший. Странно, что посреди таких серых и невзрачных пейзажей попадались и целые участки с травой ядовито-зеленого цвета. Явно не обошлось без помощи химических удобрений.
На одном из спусков слева от нас мелькнула полуразрушенным куполом церквушка, издали напоминавшая собой целый каменный замок. Мы с Ильей переглянулись, и тут же стали выискивать ближайший поворот налево, до которого, впрочем, пришлось ехать около километра. Свернув за дачным участком, мы оказались на посыпанной сколом дорожке, которая практически сразу же закончилась и началась обычная грунтовка в условиях распутицы. Желание попасть к таинственному храму было столь сильно, что, плюнув на все, мы с ходу пошли «на таран».
1.
К сожалению, Зафира чувствовать себя танком вовсе не стремилось, и уже спустя несколько метров вместо движения вперед мы начали двигаться вниз, зарываясь в развезенный грунт. Выйдя из машины, и увидев, что сидим на брюхе, мы свыклись с мыслю, что путешествия по весенним полям придется отложить до лучших времён и принялись откапываться. К счастью, рядом оказались две незаменимые вещи для выхода из тупиковой ситуации — разбросанные по оврагам кирпичи и местные мужики, которым было в радость скрасить дачно-трудовой день помощью залётным москвичам.
2.
Вновь двигаемся к Козельску, и, едва в воздухе прозвучало предложение об остановке на привал, по левую сторону виднеется указатель «Перемышльский Шаровкин монастырь». Разумеется, сворачиваем к нему, в село Ивановское, хоть название монастыря и незнакомое. Преодолев некоторое количество метров по ещё одной размытой грунтовой дорожке, подъезжаем прямо к монастырю. Останавливаемся на привал.
3.
Едва мы разложились, и, поздравив друг друга с наступившей Пасхой традиционным чоканьем яйцами, выпили по кружке кофе, как со стороны при-монастырских построек к нам подошла женщина.
— Христос Воскресе!
— Воистину Воскресе!
— Заходите к нам! У нас стол накрыт, неделя праздничная, мы всех приглашаем на чай.
Мы, конечно, смутились и вежливо отказались, но тем не менее такое гостеприимство было очень приятно. Свернув по-быстрому свой дорожный паёк, мы взяли камеры и направились к монастырю. Конечно подумали, что женщина (позже выяснилось, что её зовут Ксения) обиделась, но едва мы приблизились к их импровизированной беседке, как она вновь выбежала нам навстречу и скомандовала: «Пойдемте, я Вас проведу на колокольню. Посмотрите, позвоните. На пасхальной неделе нужно звонить в колокола, чтобы народ слышал звон в честь Воскресения Христова.»
4.
5.
Колокольня выглядела весьма плачевно, создавалось впечатление, что постройка еле-еле держится за счёт нескольких новых укрепленных балок. Годы запустения давали о себе знать.
6.
Ксения предложила позвонить в колокола нам, но поскольку звонарному делу обучены мы не были, попросили сыграть её.
7.
После того, как звонница стихла, мы стали расспрашивать Ксению про восстановление монастыря. Узнали, что практически всё делается без помощи извне, руками местного батюшки, отца Павла, Ксении, её мужа и семьи её сестры. Светские власти не помогают ничем, епархия в принципе тоже. Сама Ксения с мужем раньше жила в Петербурге, но уехала оттуда и теперь ведет приходское хозяйство, и поднимает из руин церковные постройки.
8.
Вскоре Ксения убежала вниз, сославшись на дела по хозяйству, но разрешила нам подняться и на верхний ярус колокольни, правда там все было покрыто обветшавшими строительными лесами.
9.
Зато как на ладони открылся изгиб реки Жиздры.
10.
Затем мы направились в единственный действующий храм прихода, Собор Успения Пресвятой Богородицы, постройки начала XVIII века.
11.
Хотя внутри храм реставрирован не полностью, в нём чувствуешь себя очень уютно, и приглушенный свет свечей и тусклых ламп будто бы создает эффект погружения на несколько веков назад.
12.
Несколько самодельных стендов с фотографиями рассказывают, какую работу по восстановлению приход делают батюшка с помощниками, а также прихожане. На одной из фотографий виден купольный крест, который был найден зарытым в земле неподалеку от храма.
13.
Очень красивая икона, насколько я понимаю, это Минская икона Пресвятой Богородицы.
14.
К сожалению, фрески и большая часть росписей очень серьезно повреждены, но будем надеяться, рука реставратора вскорости коснется и их.
15.
16.
От храма Сергия Радонежского, к сожалению, до наших дней сохранились лишь разрушенные стены первого яруса и подклет.
17.
18.
Судя по состоянию, руины храма вряд ли когда-нибудь будут восстановлены, и это прискорбно. В сети мы видели несколько фотографий буквально десятилетней давности, на которых развалины еще несли в себе архитектурный вид.
19.
20.
Завершив осмотр, мы прощаемся с Перемышльским Шаровкиным монастырём. За время поездки церкви нам встречались как великолепно отреставрированные и блещущие новизной, так и полностью заброшенные, находящиеся на грани разрушения. Шаровкин монастырь, пожалуй, является симбиозом этих двух состояний, и, хотя мы несомненно желаем ему обновления и процветания, нельзя не отметить, что сохранив частичку древнего нетронутого образа, он продолжает нести в себе ту самую непорочную старинную духовность, которая, казалось была навсегда утрачена.
Наше же путешествие продолжается, и на очереди у нас мужская обитель Оптина пустынь и женский монастырь Свято-Амвросиева пустынь в Шамордино.
Топ 30 — достопримечательности Калужской области
Как и большинство центральных областей России, Калуга и её окрестности готовы предложить туристам широкий спектр достопримечательностей. Для людей, более или менее посвящённых, этот регион ассоциируется в первую очередь с космонавтикой. Помимо этого, есть и типичный набор музеев: краеведческий и художественный, а также пара уникальных, в том числе и частных.
Природные особенности не оставят равнодушными любителей экотуризма: есть озёра, пещеры, заповедники, всевозможные парковые зоны. Паломники не обойдут стороной местные религиозные сооружения: богатая история накладывается на архитектурные красоты. Калужская область готова удовлетворить вкусы самых разных гостей, так как интересных объектов тут хватает.
Самые интересные и красивые места региона
Что посмотреть и куда съездить? Список лучших объектов туризма и активного отдыха!
1. Музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Находится в Калуге. Основан в 1961 году. Первый камень заложил Юрий Гагарин. Экспозиция рассказывает об истории отечественной космонавтики и наследии Циолковского. Коллекция обширна и многочисленна, она включает в себя макет орбитальной станции «Мир», а также подлинник «Востока». В музее ведётся исследовательская работа, и проводятся мероприятия, связанные с профильной тематикой.
2. Оптина пустынь
Мужской монастырь. Находится недалеко от Козельска. Существует с XV века. Назван в честь основателя – разбойника, который раскаялся и принял постриг. После революции территорию признали историческим памятником. Позже здесь были дом отдыха и военная часть. Один из первых объектов, возвращённых РПЦ, это произошло в 1987 году. На восстановление первозданного вида обители понадобилось всего несколько лет.
3. Национальный парк «Угра»
Находится в долине одноимённой реки. Основан в 1997 году. Площадь превышает 98 тысяч га. Разделён на три отдельных участка и три кластера. Является биосферным резерватом ЮНЕСКО. В качестве туристического направления используется ещё до получения официального статуса, особенно популярны водные маршруты, так как здесь помимо Угры протекают Жиздра, Высса и Ока. Часть территории под охраной государства.
4. Чертово городище
Находится недалеко от Козельска. Урочище знаменито холмом, на вершине которого имеется выход песчаника – нехарактерная особенность для данного климата. Ещё одна отличительная черта – редкие виды мха и папоротника. С городищем связаны народные поверья. Некоторые приписывают целебные свойства воде, собираемой в расположенном здесь же «Чёртовом колодце» – валуне в форме чаши.
5. Туристический комплекс Этномир
Находится в деревне Петрово. Работает с 2008 года. На территории в 90 гектар собраны 52 этнодвора. Они рассказывают о многообразии нашей планеты. Разные культуры и народности соседствуют рядом. Помимо экспозиции и построек, связанных непосредственно с экскурсионной программой, здесь есть гостиница, ресторан, где подают блюда многих кухонь мира. Проводятся мастер классы. Имеется сувенирный магазин.
6. Музей-заповедник «Полотняный Завод»
Находится в Дзержинском районе. Открыт с 1999 года. Является филиалом краеведческого музея. Здесь сложился уникальный усадебно-фабричный архитектурный ансамбль: две мануфактуры находились в непосредственной близости от хозяйских домов. Экспозиция занимает 14 залов. В каждом воссоздана первозданная обстановка. Экскурсия затрагивает обширный парк и работающую по нынешний день лодочную станцию.
7. Озеро Ломпадь
Находится в Людиново. По многим показателям (чистота, глубина, объём воды) является главным в области. Это искусственное водохранилище образовано на реке Неполодь. Площадь – около 8,7 км², максимальная глубина – 16 метров. Прекрасное место для рыбалки и отдыха. Имеется набережная и пляжи. Работает база проката плавсредств, оборудованы места для купания. Здесь проводятся соревнования.
8. Парк птиц «Воробьи»
Находится в Жуковском районе. Открыт с 2005 года. Изначально это была частная коллекция птиц. Когда владельцы пернатых выкупили земли бывшего совхоза, они перевезли питомцев сюда. Количество птиц постоянно увеличивается. Сейчас их около 300 видов: попугаи, павлины, пеликаны, голуби, утки, журавли и прочие. Рядом работает страусиная ферма, а также мини-зоопарк, где часть животных можно брать на руки и кормить.
9. Водопад Радужный
Находится на границе Московской и Калужской областей на реке Нара. Высота – 5 метров. Вытекает из карстового источника, не широкий. Рядом располагается каскад ключей, что придаёт необычность водопаду и дополняет водный ансамбль. Крутые склоны местных возвышенностей подходят для тренировок альпинистов. Есть маршруты разной сложности, в том числе для совсем неподготовленных туристов.
10. Пафнутьев-Боровский монастырь
Мужской. Находится в Боровске. Основан в 1444 году. Начальные деревянные постройки заменили каменными, появились монастырские стены. Хранящиеся святыни – мощи Пафнутия, заложившего монастырь. После возвращения РПЦ восстановили иконостас, отстроили заново две церкви, обустроили предел в память об основателе. Из оригинальных колоколов обители сохранился только один, и тот не используется, а хранится в музее.
11. Арт-парк Никола-Ленивец
Находится рядом с одноименной деревней. Открыт в 2010 году. Регулярно проводится архитектурный фестиваль, а также «Ночь новых медиа». Начальный владелец и вдохновитель перестал заниматься проектом, но некоторые работающие здесь предприниматели остались и надеются на возрождение проекта в былых масштабах. Туристическая инфраструктура (хостел, кафе, прокаты транспорта и пр.) развита и современна, но частично законсервирована.
12. Дом-музей имени К. Э. Циолковского
Находится в Калуге. Основан в 1936 году. Здесь учёный жил и работал. Его связь с домом растянулась почти на 30 лет. Выставки изначально носили методический характер. После войны проведён ремонт и сместились акценты в тематике экспозиции. Музей стал выставлять личные вещи Циолковского, а также всё то, что было связано с его проектами, пусть и реализованными после смерти исследователя.
13. Дом-музей Паустовского в Тарусе
Открыт в 2012 году. Единственный музей в стране, посвящённый Паустовскому. С домом писателя связывали десять лет жизни. Он похоронен неподалёку, чего сам хотел и указал в завещании. Внутри сохранена обстановка 60-х годов прошлого века. Экспозиция включает личные вещи литератора, а также всё то памятное и важное для него, что удалось собрать. Посетить сад и беседку можно, не заказывая экскурсию.
14. Дом-музей Цветаевых в Тарусе
Открыт в 1992 году. Музей посвящён не только самой Цветаевой, но и всей её семье, ведь они тоже внесли вклад в отечественную культуру. Собраны вещи из московской квартиры, где поэтесса родилась, дневники, первые издания, сувениры и т.д. Экспозиция разделена на отдельные сектора: либо по периодам, либо по деятельности (в зависимости от того, что важнее). Поблизости в 2006 году открыт памятник Цветаевой.
15. Калужский областной краеведческий музей
Основан в 1897 году. Первые экспонаты относились к археологическим находкам: части посуды, старые монеты, амулеты и прочее. Постепенно коллекция пополнялась, и теперь составляет порядка 100 тысяч единиц в основном фонде. Имеются постоянные выставки: «Филателия», «Дерево», «Оружие», «Этномология» и так далее. Имеется богатый архив с редкими книгами и документами.
16. Калужский областной художественный музей
Основан в 1917 году. Первыми экспонатами были предметы искусства из коллекции местного врача Васильева. Пополнять выставку начали активно благодаря национализированным из богатых усадьб. В 1969 году музей обрёл новое здание – бывшее жилище зажиточной семьи Билибиных-Чистоклетовых. Самые ценные экспонаты – иконы. Кроме этого, экспозиция включает графику и живописные полотна XVI-XIX веков.
17. Калужский областной драматический театр
Основан в 1777 году. Является одним из самых старых в России. Он пережил смену прописки, большой пожар и множество внутренних потрясений. Знаменательным считается выступление на сцене театра Марии Савиной. В современной труппе театра есть, как заслуженные, так и народные артисты страны. В репертуаре классические постановки соседствуют с новаторскими, мюзиклами и прочими экспериментами.
18. Каменный мост в Калуге
Самый старый виадук страны. Постройка датирована 1785 годом. Проходит через Березуйский овраг. Длина – 160 метров, ширина – 14 метров. Состоит из пятнадцати каменных арок, причём три центральные являются двухэтажными. Овраг укрепили, чтобы помешать оползням и разрушению конструкции. Ремонт ведётся практически на постоянной основе, но его стараются делать максимально незаметным, так как не закрывают мост для прогулок.
19. Церковь Космы и Дамиана
Находится в Калуге. Дата постройки – примерно XVIII век. Архитектура отличается от принятых канонов региона. Церковь высокая и светлая, состоит из соединённых между собой четырёх полуокружностей. Имеет пять куполов. Колокольня стоит отдельно. Самая известная икона храма – «Страстныя». Святые, в честь которых названа церковь, считаются покровителями в учёбе.
20. Троицкий собор в Калуге
Построен на рубеже XVIII-XIX веков. План собора повторяет схему латинского креста, а его архитектура относится к классицизму. Если внешне конструкция не изменилась и восстанавливалась согласно имеющимся материалам об оригинале, то внутреннее убранство после современной росписи стало темнее и богаче на элементы церковного декора. Многоярусный золочёный иконостас появился в соборе в 2001 году.
21. Собор Петра и Павла в Тарусе
Стоит в полусотне метров от берега Оки. Основан в 1785 году. Заменил старую деревянную церковь, располагающуюся на этом месте. После революции здесь располагался дом пионеров. Изначальный иконостас заменили почти сразу по неизвестным причинам. Впоследствии в соборе появились два предела. Передача РПЦ после распада Союза затянулась: собор открылся вновь только в 1998 году.
22. Калужские засеки
Природный заповедник, имеющий государственное значение, находится на юго-востоке области. Основан в 1992 году. Площадь превосходит 18,5 тысяч гектар. Разделён на две зоны: северную и южную. Последняя больше почти в два раза. На территории протекает 20 рек и крупных ручьёв. Фауна представлена очень широко, только млекопитающих больше 50 видов. Особо отмечается разнообразие бабочек – 450 видов.
23. Кольцовские пещеры
Находятся рядом с одноименным селом. Эти катакомбы тщательно изучались, а также использовались для добычи полезных материалов, которые шли на строительство. Любители мистики и легенд связывают пещеры с графом Воронцовым, который по преданию занимался мистическими вещами. Один из залов пещер носит название «Хата Хана». Его стены запечатлели работу каменотёсов.
24. Черноостровский монастырь
Женский. Находится в городе Малоярославец. Основан примерно в XIV веке, но точных данных у историков нет. Стоит на высоком берегу реки Лужа. Обитель прошла через разорение, даже закрывалась из-за отсутствия финансирования. В XIX вернула свой статус, благодаря покровителям из купеческой сферы. Реставрационные работы начались в 1991 году и продлились до конца 2000-х. Сейчас при монастыре работает приют для девочек.
25. Тихонова Успенская пустынь
Мужской монастырь. Основан в 1485 году. Находится на территории национального парка. Есть версия, что он построен в месте известного «стояния на Угре». После революции здание отдали под военную часть. В 1991 его вернули РПЦ вместе с окрестными землями. В 2017 году рядом открыли первый в стране памятник Ивану III. При обители работает воскресная школа и небольшое издательство.
26. Шамординский монастырь
Женский. Находится рядом с одноименной деревней. Всего в 12 километрах располагается Оптина пустынь. Рассвет обители пришёлся на начало прошлого века, но был недолгим. Возрождение началось в 1990 году. Первым осветили храм в честь иконы «Утоли моя печали». На территории помимо него находятся ещё один храм, собор, трапезная, больница, хозяйственные постройки.
27. Спас-на-Угре
Женский монастырь. Впервые упомянут в летописях в 1511 году. Был упразднён 250 лет спустя, а восстановлен в 2007 году. Два храма обители имеют отличную друг от друга архитектуру. Преображенский – пример шатрового стиля. Помимо этого, сохранилась церковь, остальные постройки были деревянными, поэтому уже утрачены. Реконструкция касалась даже сводов храмов и кровли, повреждённых временем.
28. Музей «Зайцева Гора»
Находится в одноименной деревне. Основан в 1972 году. Имеет военно-историческую направленность. В 2014 году экспозицию существенно видоизменили. Она посвящена подвигам героев ВОВ. Каждая мини-выставка рассказывает о конкретной битве, сопротивлении, организации наступления или жизни районов во время оккупации. Рядом установлены подлинные орудия. Поблизости есть гостиница.
29. Частный музей Сергея Жарова
Располагается в доме основателя в Тарусе. Работает каждый день, для групп проводятся экскурсии. Коллекцию составляют, как редкие предметы прошлого, так и поделки самого хозяина. В доме можно найти более сотни утюгов старинных и иностранных. Также тут есть керосиновые лампы, швейные машинки, раритетные фото. Во дворе и в саду – отдельная экспозиция скульптур и многое другое.
30. Музей РВСН в Балабаново
Работает с 2004 года. Сюда перевезли коллекцию аналогичного музея из Власихи. Экспозиция среди прочего включает 20 настоящих баллистических ракет, некоторые ещё десять лет назад были скрыты под грифом «секретно». Они размещены в высоком ангаре учебного центра при военной академии. Рядом со зданием стоит оригинальный, но списанный «Тополь». Посещение возможно группами по предварительной записи.
Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь — Калужская область
Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.
Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.
В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.
В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту — в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.
Строительство Преображенского собора было начато в 1677 г. Соборный храм представлял собой грандиозное каменное здание в 3 света, с хорами большой вместимости. Здание храма было выстроено в форме креста, с пятью главами, увенчанными золотыми крестами. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756 г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790 г.). Собор перестраивался дважды — в 1840-х гг. и 1879-1886 гг. По внутреннему размеру храм занимал — в длину около 25 м и в ширину около 23 м. Главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители являлись мощи преподобного Тихона Калужского. В Смутное время они были сокрыты в земле и находились под спудом напротив правого клироса собора. Над местом погребения мощей была поставлена серебряная рака с древним изображением преподобного Тихона в монашеском одеянии со свитком в руке. По вере и молитвам приходящих, у раки преподобного Тихона совершались исцеления от разных болезней. В храме находилась родовая усыпальница известных благодетелей обители Шепелевых.
Рядом с соборным храмом было построено трапезное здание византийского стиля, в котором находится теплый монастырский храм в честь святителя Николая. Ранее в нем был придел в честь преподобного Тихона.
Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила наименование Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.
Над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887 г. на каменном фундаменте с кирпичным цоколем был построен деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник». Храм имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой.
Колодец преподобного Тихона, как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. Вода в колодце целебная.
С глубокой древности верующими был особо почитаем исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон совершал свой подвиг уединения. Благочестивые богомольцы с благоговением брали себе на память частички этого дерева и хранили их как святыню. В 1838 г. на месте этого дуба, сломанного в 1830 г. грозой, была построена часовня, в которой хранились остатки дуба.
Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимница. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.
За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще одна странноприимница, а также кельи для проходящих послушание при странноприимницах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на р. Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями.В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 г. в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Здание храма имело форму креста. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем.
В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены 2 монастырских храма — Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями.
Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. архиепископом Калужским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. ведется поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.
В настоящее время из монастырского комплекса восстановлены Успенский собор, Никольский храм, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с больничным корпусом, братские кельи, трапезная. На святом источнике преподобного Тихона заново построен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», жилые корпуса и две купальни. Восстанавливаются монастырская колокольня и гостиница для паломников. Ведется строительство Преображенского собора на территории монастыря и храма в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи».
В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен. У насельников практикуется частая исповедь, а также регулярно проводятся духовно-просветительские беседы. Братия монастыря совершает паломнические поездки по России, на Святую Землю, на Гору Афон.
При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня.
Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей — Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим.
За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.
В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. В настоящее время в монастыре подвизается 20 насельников.
Источник: http://www.kaluga-eparhia.ru
Требы в храме:
Святые места Калужской области. Часть 4: Козельск
О городе Козельске знает каждый, хотя бы из учебников истории. Город знаменит ратными делами почти столетней давности, когда его жители героически сопротивлялись врагам русских князей, приходившим с юго-западных территорий. К сожалению, с тех пор, как город потерял своё военное значение, судьба отрядила ему незавидную роль типичного провинциального городка, лишенного даже регулярного железнодорожного сообщения с другими районными и областными центрами. Информация о городе в интернете также крайне скупа. Википедия выдала лишь любопытный факт, о том, что строительство дорог, приуроченное к приезду в город Д.А.Медведева ( на тот момент президента) привело администрацию к большим долгам и отказу от строительства (!!!) музыкальной школы для детей. Также не пестрят разнообразием и очерки пользователей о посещении города, но, несмотря на эти противоречивые факты, не посетить город мы не могли.
1.
ОТ Свято-Амвросиевой Оптиной пустыни до города в районе десяти километров. Въезжаем в Козельск по тихой двухполосной улочке. Других тут нет.
2.
Прогулку начинаем у Мемориального парка. Перед нами один из самых необычных памятников в России, «Кольцо времени». Говорят, что крутящееся, но сдвинуть с места нам его почему-то не удалось, возможно, имеется скрытый приводной механизм.
3.
Церковь Сошествия Святого Духа, восстановленный после частичного разрушения храм XVIII века в стиле барокко.
4.
У Мемориального парка начинается продолжительный забор с изображениями вехов истории города. Почему-то начинается она с пасущихся козлов. Насколько позволяет мне судить изученный объем биологии — горных. Справа изображена деревянная крепость и купеческие ладьи, а также дата первого упоминания города в летописи, 1146.
5.
Далее следуют подбирающиеся к городу монголо-татары…
6.
..от которых город оборонялся в течение семи недель, и в итоге получил из уст хана Батыя свое легендарное прозвище «Злой город».
7.
Времена Ивана Грозного и его фортификационных сооружений, засек, которые располагались как раз в районе Козельска.
8.
История города неразрывно связано с православием. Вновь появляются деревянные храмы..
9.
…затем уступающие место каменным.
10.
Не прошла стороной для города и война 1812 года.
11.
12.
XIX век, время расвета Свято-Введенской Оптиной пустыни.
13.
В 1941 году в город приходит Великая Отечественная Война…
14.
…но уже 28 декабря город освобожден от захватчиков.
15.
16.
В 2009 году Козельск становится городом Воинской Славы.
17.
18.
Мемориальный комплекс продолжается рядом памятников и памятной стеной…
19.
…возле которых обитают вот такие интересные личности. «Давно здесь сидим…»
20.
Заглядываем через дорогу в уединенный парк, раскинувшийся у обрыва над рекой Жиздрой.
21.
Восстанавливающийся Успенский собор 19 века.
22.
Развалины железнодорожного моста, взорванного отступающими красноармейцами в 1941-м. Видно, как сильно разлилась Жиздра, потому что, исключая период распутицы, речка она совсем небольшая.
23.
И напоследок, несколько фотографий из местного детского парка, населенного целым сонмом сказочных персонажей. Очень пожалел, что был без сына, ему этот парк точно понравился бы.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Митрополит Калужский и Боровский Климент о святых, в земле Калужской просиявших / Интервью / Патриархия.ru
20 августа 2012 г. 12:36
В интервью интернет-изданию «Татьянин день» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказывает о святынях Калужской епархии, подлинном и мнимом старчестве и подвиге новомучеников.
— Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему?
— Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле.
Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября).
В наши дни все больше людей узнает о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей.
Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника в молитве. Почитание святых угодников Божиих — это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых — не формальное памятование о каких-то героях, живших когда-то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.
— Среди мест поклонения наиболее известны Пафнутьев-Боровский монастырь и Оптина пустынь, куда ежедневно стекаются сотни паломников. Но в епархии есть и много других сугубо почитаемых святынь. Какие из них Вы бы выделили в первую очередь?
— Святых мест много, каждый храм — это святое место, каждая икона — это святыня. И здесь важно человеку, приходящему в храм и приступающему к иконе или святым мощам, иметь должный духовный настрой. И благодать Божия в равной мере может проявиться в любом месте. Бог всесилен, и Свою помощь являет везде, только мы должны иметь сердце, готовое принять эту помощь.
Что касается святых мест, почитаемых народом, то, кроме названных, назову следующие.
Главной святыней Калужской земли является икона Божией Матери именуемая «Калужская». Образ этот был обретен 1748 г. и прославился множеством чудотворений. По этой причине празднование в честь этой иконы совершается 4 раза в год: 18/31 июля — в память избавления от холеры в 1898 г., 2/15 сентября — в память избавления Калуги от чумы в 1771 г., 2/25 октября — в память избавления Калужской земли от французов во время Отечественной войны 1812 г. и в первое воскресенье Петрова поста.
В настоящее время чудотворный образ пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Каждый год с крестным ходом икона Калужской Божией Матери приносится в разные города Калужской епархии, где ее встречают и приходят поклониться тысячи верующих.
Особое место для паломников занимает Калужская Свято-Тихонова пустынь, основанная в XV в. преподобным Тихоном Калужским. Этот святой, по преданию, был родом из «матери городов русских» — Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, он удалился в глухие Калужские леса, где поселился в дупле векового дуба. Позже им был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией у раки преподобного Тихона и от источника.
Широкую известность имеет Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь. У стен обители в 1812 г. произошло одно из решающих сражений русской армии с Наполеоном. Немым свидетелем той страшной битвы является надвратная икона Спасителя «Спас Нерукотворный», окруженная со всех сторон выбоинами от пуль и снарядов.
В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея, Христа ради юродивого, и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на Святой Горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления.
В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери «Ломовская» (25 июня). Название иконы происходит от слова «разломанная». По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Ее части, ничем не скрепленные, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворный образ находился в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней.
Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью.
Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери «Утоли моя печали» и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).
Главной святыней Свято-Никольского храма Калуги является житийная икона святителя Николая. В середине 30-х годов прошлого века в этом храме служил настоятелем священномученик Иоанникий (Дмитриев). Он был ближайшим помощником архиепископа Августина, и они вместе в 1937 г. были расстреляны.
В селе Карижа, что под Малоярославцем, в храме Покрова Пресвятой Богородицы имеется чудотворный образ Божией Матери именуемый «Боголюбский». Много людей приезжает сюда, чтобы перед ним вознести молитвы Царице Небесной.
— Сегодня Русская Православная Церковь ведет плодотворный диалог со старообрядчеством, при этом многие наболевшие исторические вопросы снимаются. Может ли это привести к тому, что место гибели и погребения одной из самых почитаемых в старообрядчестве святых — боярыни Морозовой, упокоившейся в калужском Боровске, когда-нибудь станет нашей общей святыней?
— В настоящее время между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной старообрядческой Церковью ведется диалог, в результате которого проясняются некоторые исторические вопросы и меняются привычные стереотипы. Происходит осознание в полной мере той великой трагедии нашего народа, происшедшей во второй половине XVII века.
Я не думаю, что в ближайшее время могила боярыни Морозовой станет всеобщей святыней для православных христиан, так как есть еще много не решенных и спорных вещей, которые предстоит изучить. Данный вопрос еще подлежит глубокому историческому и богословскому анализу.
— Сегодня в Русской Церкви очень часто спорят об отношении к современному старчеству. Оптина пустынь стала символом его возрождения. Насколько образ святых Оптинских старцев может помочь православным отделить подлинных духовников от младостарцев? Каковы, на Ваш взгляд, главные критерии этого различения?
— Старчество — это особый дар Божий водительства и врачевания человеческих душ. В Русской Церкви духоносные старцы были всегда. Примером тому могут быть преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Серафим Саровский, Амфилохий Почаевский и многие другие. Одновременно с Оптиной старчество было в Киeвo-Печерской и Троице-Сергиевой лаврах, Глинской пустыни, Саровском и Валаамском монастырях.
Духовный опыт Оптинских старцев уникален и не повторим. В каждую историческую эпоху Господь воздвигает своих столпов веры для этого особого служения.
Для духоносных старцев всегда свойственным была духовная трезвость и любовь к приходящим. Они не воспринимали посетителя «по одежке». Во-первых, они видели в нем того, за кого пострадал Христос, и второе, старец всегда сознавал, что его к нему послал Господь, чтобы исцелить его. Поэтому, когда кто-то к ним придет, старец поприветствует его и молча слушает, а точнее, он, пока посетитель говорит, пребывает в молитве, он хочет увидеть состояние души человека, ему важно почувствовать степень раскаянности в грехах, а не оправдания и воздыхания, что все происходит от трудности жизни. Поэтому все внешнее, возраст, состоятельность, положение, в глазах старца теряет значение. Он видит человека, желающего спасения.
Подлинный старец любит каждого, независимо кто передним стоит, и желает одного, привести его к Христу. Он не подавляет его свободы, но способствует очищению сердца, научению человека «зреть» свои грехи, возрастать в любви к Богу и ближним. Старец не ищет своего, а передает то, что вразумляет ему Господь. Советует, сообразуясь с пользой для вопрошающего, а не из логики соображений мирских.
И все наоборот бывает у младостарцев. Он злоупотребляет духовной властью, стремиться полностью подчинить себе волю и сознание своего чада. У него нет духовной трезвости, и средства он ставит выше цели. Он не видит перспективу спасения человека, а использует духовные средства, чтобы держать человека возле себя.
На примере жизни прославленных Церковью подвижников и их отношении с духовными чадами, мы может отличать настоящих старцев от псевдостарцев или младостарцев.
— Говоря о почитании святых той или иной земли, нельзя не упомянуть новомучеников. Но, к сожалению, мы до сих пор не так много знаем об их подвиге. Не могли бы Вы рассказать о наиболее почитаемых калужских святых из числа тех, кто погиб за Христа и православную веру в годы безбожных гонений?
— Мученичество за Христа — это особый вид святости. Как для мучеников древней Церкви, так и для новомучеников принять смерть за Христа — это то высшее, что они могут иметь на земле. Не все способны на такой подвиг, даже среди священнослужителей. О чем свидетельствуют события после революции. Мы имеем десятки тысяч священнослужителей и монашествующих замученных или репрессированных в советские годы, но были и такие, которые во время гонений не смогли нести Крест мученичества. Они не отрекались от Христа, не вступали в партию, а, сохраняя религиозную жизнь у себя дома и не нарушая данных ими обетов, жили простой жизнью.
Подвиг мученичества требует особой веры, которая ставит Христа выше всего на земле, даже своей жизни. Когда человек осознанно готов перенести любые испытания и даже смерть, но не откажется от Бога, от проповеди Евангелия. В подвиге мучеников мы видим пример верности Христу, пример постоянной устремленности к Нему, и, даже, «жажды» постоянно быть с Ним. Есть такое понимание, что христианин должен ставить Бога на первое место в своей жизни. Но этого не достаточно, потому что Бог должен занимать в жизни человека не какое-то место среди прочих его обязанностей, а человек должен отдать всего себя полностью, целиком и без остатка Богу. У человека должна быть постоянная направленность ко Христу, постоянная связь с Ним. Каждый христианин должен жить так, чтобы свет Евангелия через его жизнь светил пред людьми, и они видели «добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5:16). Новомученики своим подвигом явили постоянность любви и устремленности к Богу. Их пример важен для нас и тем, что они являются нашими современниками, жили в близкое для нас время, и мы, глядя на их жизнь и кончину, можем подражать им в вере, верности Богу и постоянной жизненной направленности к Богу.
В Калужской епархии в годы гонений пострадало много священнослужителей, церковнослужителей и мирян. Часть из них уже прославлено в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Калужанами особенно почитаются священномученики Августин (Беляев), Павлина (Крошечкин), священномученик Иоанн пресвитер (Сперанский), преподобномученики Исаакий (Бобраков), Иоанникий Дмитриев, Серафим (Гущин), мученики Алексий Горбачев, Аполлон Бабичев и Михаил Арефьев, исповедники Рафаил (Шейченко) и Георгий (Лавров).
Священномученики Августин (Беляев) и Павлина (Крошечкин) были Калужскими архипастырями и ревностно служили Богу. Ни аресты, ни тюремные заключения не смогли их заставить оставить служение Церкви. Оба они были расстреляны в 1937 г.
Преподобномученик Исаакий (Бобриков) — являлся последним настоятелем Оптиной пустыни перед ее закрытием. Ему пришлось возглавлять монастырь в тяжелейшее в истории Оптиной время: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., открытые гонения на Церковь и закрытие прославленной обители. Он мужественно переносил все скорби с твердой верой в Бога. Власти многократно предлагали ему уехать из окрестностей Козельска, на что оптинский старец говорил: «От креста своего не побегу». После нескольких арестов он был расстрелян в Тульской области в декабре 1937 г.
Преподобноисповедник Георгий (Лавров) принял монашество в Оптиной пустыни. С 1915 по 1918 годы был наместником Георгиевского монастыря в городе Мещовске. В декабре 1918 г. его арестовали, и он был приговорен к расстрелу, но затем был амнистирован. После освобождения, получив от митрополита Кирилла (Смирнова) благословение на старчество, проживал в Даниловском монастыре в Москве. В 1928 г. был снова арестован и сослан на три года в Казахстан. Последние годы своей жизни провел в Нижнем Новгороде.
Священномученики Иоанникий (Дмитриев) и Иоанн Сперанский были священниками Калужских храмов. Мученики Алексий Горбачев и Аполлон Бабичев служили псаломщиками в храмах Калужской епархии. Мученик Михаил Арефьев являлся членом церковного совета храма иконы Божией Матери Одигитрия в г. Калуге. Все они были арестованы вместе с архиепископом Калужским Августином (Беляевым) по сфабрикованному делу и расстреляны в 1937 г.
В настоящее время мы продолжаем работу по изучению того периода церковной истории, и уже набран богатый материал по пострадавшим монашествующим, клирика и мирянам на территории Калужской области.
— Владыка, в завершение нашей беседы просим обратиться к нашим читателям, в том числе тем, кто впервые планирует совершить паломничество к калужским святыням, с небольшим архипастырским наставлением.
— Пожелаю всем, кто направляется в паломничество по святым местам, всем читателям сайта, в первую очередь обрести веру. Апостол Павел говорит: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Мы должны помнить, что паломничество это не развлечение, а подвиг веры, и оно должна совершаться для укрепления веры, а не с целью посмотреть места. Сейчас, когда приезжаем в святые места, принято фотографироваться. Это хорошо, фотография продлевает память о месте, где человек был, но важнее в сердце запечатлеть свое пребывание молитвой.
Человек, совершающий паломничество, соприкасается со святынями, которые являются источником благодати Христовой, а для этого требуется духовная подготовка. Желательно, еще до поездки, познакомиться с историей монастыря или храма, куда человек собирается поехать. Узнать об имеющихся там святынях, чем прославился монастырь, кто из подвижников в нем был, какие особенности жизни в обители. Сейчас есть Интернет, и через Интернет можно получить необходимую информацию, которая будет полезна в поездке. Но главное, что необходимо, это подготовиться духовно, обрести дух молитвы. Необходимо еще до поездки начать молиться тому святому, который почитается в этом монастыре или храме, выучить тропарь ему, а если имеется чтимая икона Божией Матери, то ей и прочитать описание ее явления.
Если паломничество совершается вместе с детьми, то они тоже должны к этому подготовиться. У ребенка есть любимые игрушки, с которыми он обычно не расстается, но направляясь в поездку по святым местам лучше ничего лишнего не брать. Ребенок должен понимать, что он идет в монастырь или храм, где пребывают святыни, и его сердце также должно наполниться любовью к ним. Странно видеть, когда ребенок прикладывается к иконе или мощам, а к сердцу прижимает куклу или машинку. Получается, игрушка ему дороже Бога. Надо с юных лет приучать ребенка к пониманию, что Бог для него превыше всего, и что когда он стоит в храме или дома на молитве, то он предстоит Богу. И очень важно, чтобы они в этом видели пример в своих родителях.
Беседовали М. и П. Тюренковы
Святые места Калужской области. Часть 5: храм в Боровенске
Завершающим аккордом нашей поездки по Калужской области был осмотр заброшенного собора Успения Пресвятой Богородицы. Может парадоксально прозвучит, но ради созерцания одного этого собора мы проехали почти сто пятьдесят километров по районным дорогам, и нисколько об этом не пожалели. Поражает в соборе буквально всё: и впечатляющий архитектурный облик с монументальным шатровым главным входом, и общие размеры творения и, главное, что громадина этого сооружения стоит буквально в чистом поле на опушке, всеми забытая, но сумевшая сохранить каким-то чудом свой силуэт.
1.
Ничто уже не напоминает о былом великолепии, кроме размеров, но они-то и заставляют буквально содрогнуться. В мыслях вырисовываются пост-апокалиптические пейзажи и неведомая катастрофа, уничтожившая всё живое, оставив за собой лишь немые остовы земных построек.
2.
3.
Внутри достаточно светло и безмолвно. Тишина прерывается лишь свившими себе жилище под сводами птицами.
3.
Осыпавшиеся стены сохраняют на себе лики Святых и части фресок, но, чувствуется, что им осталось недолго. Разруха и сырость делают своё черное дело…
4.
5.
6.
Проломы, трещины и обрушившийся кирпич теперь синонимы этого творения архитектуры.
7.
8.
На виднеющиеся еле-еле фрески не получается смотреть безучастно. Благодаря ним, в этом забытом и покинутом дворце ещё ощущается принадлежность к религии.
9.
Многие фрагменты сводов уже канули в небытие. Мы прогуливались по собору весьма осторожно, но тут и там всё равно слышались звуки осыпающегося кирпича и пыли.
10.
Табличка на фронтальной стене. Положа руку на сердце, мне слабо верится, что храм будет восстановлен. Слишком огромны его размеры, что будет сопряжено со значительными финансовыми вливаниями. Интереса паствы, судя по всему, никакого, иначе в храме хотя бы часть здания использовалась для богослужений. Возможно, многие местные жители помнят храм только в роли зернохранилища, каким он был в годы советской власти.
11.
В Боровенске наше насыщенное путешествие подошло к концу. Прощальный лук участников поездки.
12.
Вообще, Мосальский район Калужской области настоящее сосредоточение заброшенных храмов и исчезнувших селений. Характерные силуэты мелькали весь наш путь по проселочной дороге до Киевской трассы. Даже остановившись на заправке, мы буквально натолкнулись на стоящий неподалеку заброшенный храм — церковь Владимирской иконы в селе Зубово.
13.
День заканчивался, а мы, растопив котлы опелевского двигателя, вышли на трассу и спустя несколько часов уже наслаждались ужином в бывшем селе Алексеевском, а ныне одноименном районе города Москвы. Почти год минул с той поры, и сердце жаждет новых приключений по родной стране…
По монастырям земли Калужской — mavicc — LiveJournal
Прошел без малого уже год с того времени, как мы с женой предприняли поездку в Калужскую область, к ее духовным очагам — святым обителям, древним и новым, знаменитым и менее известным. Почему я решил написать об этом сейчас? Видимо, после столь насыщенной поездки должно было пройти время, чтобы осознать и почувствовать сердцем все величие тех мест, где с Божьей помощью нам удалось побывать.Русский духовный писатель Сергей Александрович Нилус, живший в Оптиной пустыни с 1907 по 1912 г. и удостоившийся общения с великими оптинскими старцами, в своей книге «На берегу Божьей реки» (т.н. Оптинском дневнике) записал свой диалог с преподобным старцем Варсонофием.
«- Знаете ли Вы, что значит «калуга»? [вопрошает его старец и сам же отвечает] <…> «Калуга» значит огражденное место. Таков и наш город Калуга. А чем он огражден, как Вы думаете?
— Скажите, батюшка!
— Святыней нашего края: монастырями, где почивают святые мощи калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского; нашей святой обителью с ее почившими старцами Львом, Макарием, Амвросием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими».
Так выглядели калужские монастыри в советское время
12 июня 2011 года мы выдвинулись в сторону Калуги. И первую остановку в пути совершили в Малоярославце — небольшом, симпатичном городке, ведущем свою историю с XIV в. Украшением Малоярославца являются его церкви, а также ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря (XVI в.). В 1812 г. этот монастырь стал местом решающего сражения с французскими войсками, в результате чего все его здания были выжжены. Сохранились лишь святые врата, испещренные французской шрапнелью. Кстати, по личному распоряжению императора Александра I врата оставили в том виде, какой они приобрели после сражения, в назидание потомкам. Благодаря фотографии С.М. Прокудина-Горского, побывавшего в монастыре в 1912 г., мы можем видеть, как выглядели главные врата обители спустя 100 лет после войны с Наполеоном.
Тогда еще на них висела табличка «Язвы 1812 года». В наше время большую часть выбоин замазали цементом.
Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к середине XIX в.: в центре него расположены 3 храма: Никольский собор, храм в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божьей Матери. Главный собор монастыря — Никольский — был заложен в 1812 г. в память победы русских войск над Наполеоном; но его строительство завершилось только в 1843 г. в настоятельство преподобного оптинского старца Антония.
Во время нашего посещения все храмы монастыря были закрыты, а сестры несли послушание: кто на огороде, кто в просфирне, кто в детском приюте, разместившемся на территории монастыря. Кстати, меня несколько ошеломила картина рассекающей на роликах по монастырским дорожкам девочки, как и доносящаяся из окон жилых корпусов попсовая музыка. О том, что в монастыре располагается приют, я узнал позже, поэтому увиденное и услышанное повергло меня поначалу в легкий шок – неужели это монахини так развлекаются, подумал я.
Подергав запертую дверь Никольского собора, мы с женой уже хотели отправляться восвояси, однако пробегающая мимо инокиня открыла двери собора на несколько минут, дабы мы смогли помолиться и приложиться к святыням. Зайдя внутрь, я прежде всего поразился озарившему центр храма яркому солнечному свету, проникающему через окна ротонды. Выглядело это так, словно благодать Святаго Духа снисходила внутрь храма. Подгоняемые спешащей матушкой, мы наскоро приложились к иконам и вышли наружу. За нашими спинами щелкнул затвор замка, и монахиня опять убежала куда-то, провожаемая кислыми взорами тех, кто не успел зайти в храм.
С территории монастыря, спустившись по лестнице во враг, можно попасть к святому источнику. Источник – это собственно торчащая из земли железная труба, из которой струится вода. Возможно, вследствие того, что я стал пить эту воду без благоговения и даже не перекрестившись, я ощутил во рту неприятный металлический привкус.
Из Малоярославца мы отправились дальше — в Калугу, где и остановились на пять дней.
Примерно в 20 км от Калуги, в поселке Льва Толстого, находится один из древнейших монастырей Калужской земли — Тихонова пустынь. Обитель была основана в XV в. преподобным Тихоном Калужским.
В 1684 г. монастырь был приписан к московскому Донскому монастырю и вскоре пришел в упадок. В 1765 г. монастырь стал заштатным.
В начале XIX в., с образованием Калужской епархии, многие калужские монастыри стали возрождаться, в числе коих была и Тихонова пустынь. В это же время устанавливается духовная связь между ней и Оптиной пустынью. По благословению управляющего Калужской епархией из числа оптинской братии назначались настоятели Тихоновой пустыни. «Золотым периодом» в истории монастыря считается время настоятельства архимандрита Моисея (Красильникова), который являлся учеником преподобных оптинских старцев Льва, Макария и Моисея (Путилова).
в 1894 г. выстроена пятиярусная колокольня, началось строительство Успенского собора, законченное уже в начале ХХ в. при настоятеле архимандрите Лаврентии (Бархатове).
До революционных событий 1917 г. в обители действовало 8 храмов, имелось три гостиницы, два странноприимных дома, свечной завод, скотный и конный дворы. Число братии составляло 226 человек
В начале ХХ в. Тихонова пустынь была одним из наиболее известных и почитаемых монастырей в России. Многочисленные исцеления и чудеса у мощей преподобного Тихона и на святом источнике привлекали в монастырь тысячи паломников. В книге М.И. Концевича «Оптина пустынь и ее время» я нашел указание на то, что даже оптинский старец Амвросий направлял своих духовных чад окунуться в святой источник Тихоновой пустыни.
Новая страница истории Тихоновой пустыни открылась в 1993 г. С тех пор монастырь стал постепенно возрождаться и сейчас мы имеем возможность лицезреть его во всей красе.
Мы с женой приехали в монастырь уже после окончания утреннего богослужения. Ни прихожан, ни паломников не было. Здесь, в Тихоновой пустыни, я почувствовал, что оказался словно на островке благоденствия в житейском суетном море. Тишина и умиротворенность способствовали молитвенному настроению. Мы прошли в открытый Преображенский собор, где помолились в тишине и приложились к святым иконам.
Западнее Калуги, и даже ближе, чем Тихонова пустынь, находится еще один древний монастырь — Спасский Воротынский. Он расположен на левом высоком берегу Оки недалеко от впадения в нее речки Угры. Считается, что монастырь был основан после события, известного в истории как «Стояние на реке Угре в 1480 г.», положившего конец татаро-монгольского ига и в память о заступлении Пресвятой Богородицы от нашествия иноплеменных. Не случайно поэтому реку Угру называют «поясом Богородицы».
Монастырь был основан на рубеже XV-XVI вв. князем Дмитрием Федоровичем Воротынским, ранее служившим литовскому королю и перешедшим на службу к Ивану III.
Оба храма монастыря — Спасо-Преображенский (XVI в.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (XVII в.) являются образцами шатровой храмовой архитектуры.
В годы советской власти монастырь очень сильно пострадал. Древние храмы были на грани полного разрушения. Однако в начале 2000-х гг. постройки монастыря были вновь переданы Церкви и начались работы по восстановлению обители. Самое активное участие в этом приняли сестры Калужского Казанского монастыря.
Будучи в Калуге мы с женой зашли в Казанский монастырь, размещающийся в зданиях бывшего Духовного училища, где узнали, что летом большую часть времени сестры проводят в трудах в Спасо-Воротынской обители, а Казанский монастырь совершенно пустует. За короткое время сестрам с Божьей помощью удалось практически полностью возродить монастырь и украсить его.
В момент нашего приезда в монастыре была открыта Введенская церковь. Мы поднялись на второй этаж. Перед святыми вратами стояла лишь одна монахиня, глубоко погруженная в молитву. Не нарушая благоговейной тишины, мы приложились к иконам, помолились и вышли из церкви.
Четвертый день нашего путешествия или, если так можно выразиться — автопаломничества, по калужским святыням был целиком посвящен поездке в Козельские пределы, в прославленную Свято-Введенскую Оптину пустынь. Однако путь к ней был долог по той причине, что по дороге от Калуги до Козельска мы заехали еще в два монастыря.
Первый из них — широко известная Казанская Амвросиевская пустынь в селе Шамордино, основанная в 1884 г. преподобным оптинским старцем Амвросием.
Весьма интересна история создания этой обители.
В конце XIX в. место, где позже появился монастырь, представляло собой хуторок, которым владел небогатый однодворец Калыгин. Решив уйти из мира в монастырь, он поселился в оптинском скиту. Порвать с мирской жизнью он решил окончательно, а для этого нужно было продать землю в Шамордине. При содействии старца Амвросия эту землю у Калыгина купила богатая помещица Александра Николаевна Ключарева (в монашестве — матушка Амвросия), подвизавшаяся в Белевском женском монастыре. Имение это она приобрела для двух своих внучек — Веры и Любы, и начала строить на приобретенной земле новый дом. Но вскоре матушка Амвросия занемогла и скончалась, успев однако перед смертью написать духовное завещание, в котором говорилось, что хутор Шамордино она оставляет в пожизненное владение своим внучкам, а в случае их смерти желает устроить там женскую общину.
На управляющие должности в общине были поставлены духовные дочери старца Амвросия, переведенные сюда из Белевского монастыря.
В основание новой обители старцем Амвросием были положены благотворительные начала: в ней были устроены приют, больница, богадельня. Со временем появились многочисленные мастерские: живописная, золотошвейная, коверная, башмачная, швейная, фотография, типография и мн. др., которые стали приносить доход обители. А это в свою очередь позволило обители расширяться и отстраиваться. Подмогой сестрам в их трудах была Царица Небесная, в честь Казанской иконы Которой была освящена обитель.
В 1889 году преподобный Амвросий благословил настоятельницу Болховского Богородице-Всехсвятского женского монастыря матушку Иларию написать икону Божией Матери, на которой Владычица изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Он назвал икону «Спорительница хлебов», желая показать, что Матерь Божия – «Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного».
Старец наставлял молиться Матери Божией своих духовных чад. За год до своей кончины батюшка просил записать, чтобы ежегодно 15 октября в Шамординской обители совершали празднование этой иконе. Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год.
Строительство нового храма во имя Казанской иконы Божией Матери, заложенного на месте первоначальной церкви еще при жизни старца Амвросия, после его кончины в 1894 г. было приостановлено из-за нехватки средств.
Однако вскоре по молитвам сестер и, несомненно, помощи Пресвятой Богородицы работа вновь закипела и храм достроили. Все необходимое для внутреннего убранства храма изготавливали сестры в своих мастерских.
До революции 1917 г. в монастыре было 4 храма: домовый, в честь Казанской иконы Божией Матери, каменная Казанская церковь, больничный храм и церковь Успения Богоматери в селе Руднево (в 7 км от Шамордино; не сохранилась). Весной 1923 г. монастырь был закрыт и разорен.
А 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Пимен подписал Указ о возобновлении шамординского монастыря.
Неописуемой красоты Казанский храм монастыря открывается на подъезде к обители. Вблизи же он поражает не только своей красотой, но и размерами. Столь же величественен и красив храм внутри. К сожалению, вне богослужения большая часть храма внутри была отгорожена от паломников. Впрочем доступ к иконам был открыт.
Вместе с нами в монастырь прибыла на автобусе большая группа старушек-паломниц. Господи, что творилось в церковной лавке, когда мы зашли туда с женой в надежде купить книги и иконы. Церковная лавка, набитая до отказа шумящими старушками, превратилась в какой-то базар. Матушка за прилавком, видимо уже привыкшая к таким паломникам, смиренно отвечала на все вопросы, уделяя каждой несколько минут внимания. Некоторые старушки заводили с матушкой задушевные беседы и тогда мне казалось, что моя очередь дойдет только к вечеру, а в лавке было так душно, что хотелось побыстрее расплатиться и выйти на улицу.
Понимаю, что впадаю в грех осуждения, но такое потребительское отношение к святыне, когда в нее вступают лишь с целью удовлетворить свои сиюминутные потребности, и за этими потребностями не замечают ближнего, когда ради пузыречка с маслицем от св. иконы готовы растолкать всех локтями и пролезть без очереди — такое поведение в монастыре считаю совершенно неприемлемым.
Выйдя, наконец, из лавки, мы с женой прошлись по территории монастыря. Приятно удивил нас обширный монастырский огород с возросшей на нем капустой.
Мы дошли до здания богадельни с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», который был первым восстановленным храмом обители в 1990 г.
В цветнике копошилась матушка средних лет. Я спросил ее что это за церковь и есть ли в нее доступ паломникам. Матушка как-то недоброжелательно отнеслась к моему вопросу и сказала что-то вроде: «Вы на часы смотрели? Вот когда будет время богослужения, тогда и церковь откроют».
Я думаю, что насельницам монастыря уже поднадоели назойливые паломники, вторгающиеся в их личную жизнь, разгуливающие по их огородам, под окнами их келий. Их понять можно. Некоторые мирские приходят в монастырь словно в зоопарк — поглазеть на диковинных его обитателей. Собственно поэтому в некоторых монастырях вешают запрещающие таблички или даже ставят ограду, чтобы ограничивать доступ паломников к жилым корпусам монашествующих. Ведь не для того они ушли из мира, чтобы ежедневно видеть и вступать в общение с мирянами, вносящими в их тихую молитвенную жизнь суету, нездоровое любопытство и даже искушения.
Погуляв еще немного по монастырю и подивившись его красоте и ухоженности, что впрочем характерно для всех женских обителей, мы решили продолжить свой путь в Оптину пустынь. Но, напомню, что прежде мы собирались заехать еще в один монастырь — Спаса Нерукотворного пустынь, что находится в селе Клыково Козельского района.
Не доезжая до Козельска, мы свернули по указателю на Клыково и еще долго кружились и петляли, пока, наконец, не достигли ворот монастыря. Хорошо еще, что на каждом перекрестке и повороте установлены указатели на монастырь, иначе можно было бы заблудиться.
Насельники монастыря Спаса Нерукотворного пустынь рассказывают, что их обитель самая молодая не только в Калужской области, но и во всей России — ей чуть более 10 лет. Но воздвигнут монастырь был не на пустом месте. Еще в первой половине XIX в. тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий выстроил в селе каменный храм в честь иконы Нерукотворного образа Спасителя в память о чудесном спасении от холеры, которая свирепствовала в Козельском уезде в начале XIX в.