Рождение внедорожника – Возникновение полноприводного автомобиля — ДЖИП

Содержание

День рождения джипа. Автомобиль Willys MB. Справка

К 1939 г. вооруженные силы США нуждались в новом универсальном транспортном средстве, которое могло придти на смену мотоциклам. 135 автомобилестроительных компаний были приглашены к участию в тендере на разработку и последующее промышленное производство нового автомобиля для армии. Заявки подали три компании — American Bantam Car Company, Willys-Overland Motors и Ford Motor Company.

Фирмы Willys-Overland и Ford Motor Co. впоследствии получили основные контракты на поставку автомобилей Willys MB и Ford GPW армиям США и ее союзников. Значительные поставки данных однотипных моделей осуществлялись по ленд-лизу и в СССР, куда было отправлено свыше 51 тысяч «виллисов» в собранном и разобранном виде.

Армия США отдала предпочтение автомобилю Willys MB, в частности из‑за низкой стоимости (738 долларов).
Днем рождения джипа считают 23 июля 1941 г., когда был подписан контракт о производстве автомобилей Willys MB в течение Второй мировой войны.

Название «джип», согласно одной из версий, ведет свое начало от GP (General Purpose или «общее назначение»). Так сокращенно маркировались Willys MB в интендантской документации.

В 1941-1943 гг. джипы использовались для перевозки оружия, раненых, для прокладки линий связи, а также в качестве разведывательных автомобилей, грузовиков, автомобилей для офицеров и даже в качестве такси. За время войны было выпущено более 600 тысяч «виллисов».

В 1944 г. был разработан первый Willys «гражданского» назначения модели CJ‑1A. Аббревиатура CJ означала Civilian Jeep — «гражданский джип».
В 1945 г. выпущен CJ-2A — первый в отрасли автомобиль типа «универсал» с цельнометаллическим кузовом. Он стоил всего 1090 долларов, несмотря на такие атрибуты, как задняя дверь и автоматические стеклоочистители.
В 1948 г. был создан автомобиль для досуга — двухдверный фаэтон Jeepster, оснащенный 4-цилиндровым двигателем.
В 1949 г. был разработан полноприводный универсал Willys с 6-цилиндровым двигателем — предшественник автомобиля Jeep Cherokee.

В 1950-1952 гг. была зарегистрирована международная торговая марка Jeep.

В 1953 г. Willys-Overland была куплена корпорацией Kaiser. Новая компания, названная Willys Motors, стала развиваться в нескольких новых направлениях, однако внедорожники остались основной частью производства.
В 1954-1955 гг. был выпущен Jeep CJ-5, отличавшийся от предыдущих моделей более обтекаемыми формами кузова.
В 1962 г. Willys Motors преобразована в корпорацию Kaiser Jeep.
В 1963 г. представлена модель Jeep Wagoneer, первый полноприводный автомобиль с автоматической трансмиссией.
В 1965-1969 гг. начались продажи автомобилей Super Wagoneer, возобновлено производство модифицированного автомобиля Jeepster под именем Jeepster Commando.

В 1970 г. корпорация American Motors (AMC) приобрела корпорацию Kaiser Jeep. В это время был провозглашен новый принцип — «Джип — автомобиль для приключений на бездорожье».
Новое подразделение АМС, Jeep Corporation, выпустило ограниченную серию автомобилей Renegade II («бунтарь»), а также полноприводную версию CJ-5, обогащенную рядом систем и устройств, повышающих потребительскую ценность автомобиля.

В 1974 г. с конвейера сошел первый Cherokee — полноприводный автомобиль с несущим кузовом для поклонников активного стиля вождения.
В 1976 г. началось производство CJ-7 и CJ-8 Scrambler (пикап с открытой кабиной).
В 1977 г. был выпущен Wagoneer Limited с кожаной отделкой салона, кондиционером и стереофоническим радиоприемником.

В 1983 г. новый Jeep Cherokee 1984-го модельного года приобрел компактную полноприводную трансмиссию. Габариты Cherokee значительно уменьшились.

В 1985-1986 гг. начато производство автомобиля Jeep Comanche, ознаменовавшее рождение нового поколения джипов — пикапов. В 1987 г. был выпущен внедорожник Jeep Wrangler («ковбой») с открытой кабиной, который соединил в себе надежность CJ-7 и комфортабельность Cherokee. В этом же году American Motors (AMC) была куплена корпорацией Chrysler.

В 1990 г. выпущен миллионный Jeep Cherokee.
В 1991 г. начался серийный выпуск Jeep Renegade — усовершенствованной модели 70-х гг. Модели Grand Wagoneer и Comanche сняты с производства.
В 1992-1993 гг. на детройтском автосалоне (North American International Auto Show) представлен новый внедорожник Jeep Grand Cherokee.
В 1996-1997 гг. был представлен новый Jeep Wrangler — «икона» бренда Jeep.
В 1998 г. в результате слияния корпораций Daimler Benz и Chrysler появился новый концерн DaimlerChrysler.
В 1998-1999 гг. высокий уровень технических решений, таких как переключение режимов двух и четырех ведущих колес, в очередной раз сделал Grand Cherokee лидером сегмента рынка компактных автомобилей класса SUV.

В 2001 г. выпущена новая модель Jeep Cherokee (Liberty).
В 2004 г. Jeep Cherokee (Liberty) прошел рестайлинг и получил новые силовые агрегаты, включая двигатель 2.8 VGT CRD.
В 2005 г. выпущен Jeep Grand Cherokee третьего поколения.

В 2006 г. появилась модель Jeep Commander — первый 7-местный внедорожник Jeep на платформе Grand Cherokee с новой трансмиссией Quadra-Drive II. В этой системе на любое колесо может быть передано до 100% крутящего момента.
В 2007 г. Jeep представил обновленную легенду — новый Jeep Wrangler. Автомобиль стал производиться не только в 3‑дверной, но и в 5-дверной версии.

В середине 2007 г. компания Chrysler (бренды Chrysler, Jeep, Dodge) вновь стала автономной, также был возрожден логотип «Пентастар». В России была образована компания ЗАО «Крайслер РУС», являющаяся генеральным импортером автомобилей Chrysler, Jeep и Dodge.

В 2008 г. на автомобильном рынке появился новый Jeep Cherokee, автомобиль доступен с двумя двигателями — бензиновым V6 объемом 3,7 л, а также дизельным 2,8 л CRD.

В 2009 г. создана компания Chrysler Group LLC — глобальный стратегический альянс с Fiat, в его основе лежит традиционная для Chrysler культура инноваций и современные технологии Fiat.

Компания Chrysler Group LLC выпускает автомобили и автомобильные компоненты под брендами Chrysler, Jeep, Dodge, Mopar.

Сегодня модели Jeep предлагаются в более чем 120 странах мира, общее количество продаж автомобилей с эмблемой Jeep превысило 9 млн.

День рождения джипа — журнал За рулем

23 июля 1941 года Willys подписал с армией США контракт о производстве автомобилей «общего назначения», или General Purpose. От сокращения G. P., есть верcия, и появилось обозначение jeep, ставшее именем нарицательным для всех легковых вседорожников.

1888 — Джону Бойду Данлопу выдан патент N 10607 на изобретение «пневматического обруча» для транспортных средств. Приоритет шотландца на применение шины подтверждал патент от 31 августа того же года. Об истории автомобильного колеса — рассказ Сергея Канунникова.

2 platini agnelli no copyright

1923 — в жизнь итальянского футбольного клуба «Ювентус» уверенной поступью вошла семья Аньелли: в этот день клуб возглавил 31-летний Эдоардо Аньелли — сын основателя автогиганта FIAT Джованни Аньелли-старшего. Именно под руководством Эдоардо команда превратилась во всем известную «Старую синьору».

http://www.autogaleria.hu

1935 — француз Франсуа Леко начинает рекламный пробег на автомобиле Citroеn 11CV Traction Avant. К этому времени машина, выпускавшаяся уже год, стараниями инженеров лишилась около 200 технических недоработок. Пробег должен был показать все плюсы «обновленной» модели. Леко преодолел на Citroеn 11CV Traction Avant 400 тыс. км по дорогам Франции, двигаясь со средней скоростью 64 км/ч по 19 часов в сутки и тем самым обеспечив автомобилю репутацию исключительно выносливого.

6 1943 willys no copyright

1941 — фирма Willys-Overland подписала контракт с армией США о производстве машин Willys MB в течение всей Второй мировой войны. По одной из версий, название jeep — это производное от аббревиатуры G.P. («Джи-Пи», General Purpose, автомобиль общего назначения), принятого в армии США наименования небольшого разведывательного автомобиля.

7 grass no copyright

2003 — служба береговой охраны США задержала группу кубинских иммигрантов, пытавшихся доплыть до американского побережья на… старом автомобиле! В кабине и кузове небольшого грузовика марки Chevrolet 1951 года выпуска находились 12 человек. Машина держалась на плаву благодаря пустым бочкам, которыми была обвязана. Своеобразное «судно» имело и гребной винт, работавший от автомобильного двигателя и позволявший развивать скорость до 12 км/ч.

8  no copyright

День рождения джипа

23 июля 1941 года Willys подписал с армией США контракт о производстве автомобилей «общего назначения», или General Purpose. От сокращения G. P., есть верcия, и появилось обозначение jeep, ставшее именем нарицательным для всех легковых вседорожников.

День рождения джипа

Возникновение полноприводного автомобиля — ДЖИП


Рождение джипа


История полноприводных легковых автомобилей, на первый взгляд, началась с известного американского внедорожника Jeep. Ведь большинство людей, если речь заходит о первом полноприводнике, вспоминает именно об этом автомобиле. Однако, история создания легкого военного внедорожника начинается с малоизвестного автомобиля Bantam.

Создателем автомобилей типа «джип» считается американский инженер и промышленник Артур Херрингтон.

После Первой мировой войны он работал во Франции, где занимался проблемой создания транспортных средств повышенной проходимости. Проводил эксперименты над четырех- и шестиколесными грузовиками в содружестве с компанией «Мармон Мотор» из Индианаполиса, штат Индиана.

Вторая Мировая Война


Пожалуй, можно с высокой степенью достоверности сказать, что толчком для создания джипа — легкового утилитарного автомобиля повышенной проходимости, послужила вторая мировая война, в СССР она называлась Великая Отечественная Война 1941-1945 г.г. В Америке работы по созданию армейского вездехода начались через полгода после ее начала.

В июне 1940 года капитулировала Франция и англо-французская коалиция перестала существовать. Британский экспедиционный корпус, оставив вооружение, с трудом эвакуировался на острова. Над Англией нависла смертельная опасность нацистского вторжения. А разработка проекта директивы №32 и других германских военных документов свидетельствовала, что вслед за «решением английской проблемы» и разгромом СССР захватчики намеревались «устранить влияние англосаксов» и на Американском континенте…

Скорее всего, американскому командованию стало ясно, что США не избежать этого конфликта, и надо начинать готовиться к нему.

Заменить лошадей и мулов


В это время кроме легкового американского полноприводника «Мармон-Херрингтон». Было известно несколько моделей легковых автомобилей с колесной формулой 4х4, выпускавшихся мелкими сериями. Это японский «Куроган» (1935 г.)

Немецкий «средний внедорожный» автомобиль «Хорьх-91? (1937 г.), и русский М-61 на базе «Эмки» (1939 г.). Но это были легковые командирские машины.

А в американской армии активизировалась работа по созданию несколько необычного небольшого полноприводного автомобиля. Да, именно Army Utility Technical Committee — техническому комитету армии США и принадлежит идея создания небольшого полноприводного автомобиля, способного заменить лошадей и мулов. По его инициативе были сформированы технические требования на такой автомобиль. Разработка их велась инженерами Робертом Брауном и Гарольдом Кристом совместно с двумя фирмами — American Bantam, небольшой автомобильной фирмой, и Spicer Manufacturing, изготовителем ведущих мостов для грузовиков.


Среди выставленных требований на автомобиль: база 80 дюймов (около 2030 мм), колеи по 47 дюймов (около 1200 мм), дорожный просвет 9 дюймов (220 мм), снаряженная масса не выше 1300 фунтов (590 кг), при этом полезная нагрузка должна быть не меньше 600 фунтов (272 кг), а центр масс должен располагаться между передними сиденьями. Мощность двигателя около 40 л.с., крутящий момент — 115 Нм. И, естественно, полный привод. К «цифровому описанию» был приложен эскиз автомобиля.

Но это был только первый шаг. Теперь требовалось изготовить и испытать то, что получилось. И в июне 1940 года комитет рассылает запрос о возможности изготовления 70-ти опытных образцов в 135 фирм — как изготовителей автомобилей, так и комплектующих. А поскольку внешние условия поджимали, то и сроки были выставлены очень жесткие. На «все про все» армия предлагала 75 дней. Причем первый образец должен появиться через семь недель, затем, в течение еще 4-х — остальные 69 машин.

Кто решится?


«Клюнули» на эти немыслимые условия лишь две фирмы. Это Bantam, принимавший участие в составлении технических требований, и вначале надеющийся выйти из положения с помощью модернизации уже имеющейся у него конструкции. Надо сразу сказать, что этот номер не прошел, пришлось разрабатывать новую конструкцию. Вторая фирма — Willys Overland, бралась изготовить за предложенные на все 75 дней только первый образец, и была отвергнута. Заказ армия отдала Bantam, правда с условием зачисления в штат и привлечения к работе талантливого инженера Карла Пробста. Именно с его помощью и оказался готовым к назначенному сроку, 23 сентября 1940 года, первый образец утилитарного полноприводного автомобиля Bantam-1.

Результат превзошел все ожидания. Несмотря на то, что автомобиль был на 500 фунтов тяжелее, чем требовалось (его масса составила 1800 фунтов), он выполнял все, что требовали от него военные заказчики: уверенно двигался по грунтовым дорогам и без них, успешно преодолевал грязное бездорожье и влезал на крутые склоны. И в итоге одолел «первый этап» испытаний длиною в 3600 миль. Автомобиль повышенной проходимости, который можно было использовать и в качестве небольшого тягача для маленькой пушки, и как командно-разведывательный, получился! Мало того, два-три человека могли вытащить его в случае застревания. И Bantam получила добро на изготовление еще семидесяти автомобилей для проведения дополнительных испытаний.

Но тем не менее было ясно, что маленькая фирма Bantam не способна выпускать такие машины в достаточных для армии количествах. Под нажимом военных к работе по созданию легкого вездехода были подключены солидные фирмы Willys и Ford, и надо сказать, не безуспешно. В ноябре они выдали свои первые образцы — сначала Willys Quad (Четверть) и чуть позже Ford Pygmy (Пигмей).

Каждый из трех автомобилей, внешне очень похожих, имел свое название и свои конструктивные особенности. Доработанный Bantam-2 имел слабоватый моторчик мощностью 48 лошадиных сил, но надежные «спайсеровские» мосты.

У Willys, по внешнему виду практически неотличимого от Bantam, был более мощный, 60-сильный двигатель, ставший впоследствии основным силовым агрегатов для всех Jeep, и не очень надежные мосты. На Ford вообще стоял 40-сильный мотор от трактора «Фордзон», так как другого у него не было. Но все три автомобиля имели превышение массы против значения, требуемого армией. Тем не менее, все машины прошли «второй этап» испытаний — теперь уже 8 тыс. миль бездорожья.

Джипы оказались настолько универсальными, что для них нашлись самые неожиданные области применения. Их использовали для перевозки раненых, для установки пулеметов, в качестве разведывательных автомобилей, грузовиков, автомобилей для офицеров, перевозки оружия, прокладки линий связи и даже в качестве такси. Willys MB использовались везде — от вывоза раненых с поля боя, до доставки на линию фронта 37-миллиметровых противотанковых пушек. Выпуск за годы войны более чем 600000 джипов — весомое доказательство необычайной популярности этого автомобиля.

Промышленное производство


В конце 1940 года после проведения сравнительных испытаний армия сделала дополнительный заказ во все три фирмы — уже по 1500 автомобилей. По сегодняшним меркам это можно назвать опытно-промышленной партией. Фирма Bantam смогла мгновенно, в конце декабря, приступить к выполнению заказа. На производство был поставлен уже следующий вариант внедорожника — Bantam-40 BRC. Он, в отличие от предыдущих вариантов, имел не скругленную, а более простую, плоскую облицовку радиатора.

Ford смог начать выпуск партии в 1500 машин только в конце зимы. Это был уже доработанный автомобиль, имя Guad было заменено на аббревиатуру GP (от английского general perpouse — общего назначения) и теперь он назывался Ford GP.

А вот выпуск опытной партии доработанной модели Willys, которая теперь уже имела индекс MA, начался только в начале июня 1941. Но тем не менее, параллельно велись работы по ее усовершенствованию. Третий вариант доработанного Willys появился только в ноябре. И хотя он имел индекс MB, но почти во всем повторял модель MA. Внешне его можно было отличить по фарам, перекочевавшим с крыльев на облицовку радиатора.

Bantam, выполнив полуторатысячный заказ, продолжила выпуск машин, но не смогла осилить более 30 штук в день. Военных это не устраивало и фирма вынуждена была перейти на выпуск армейских одноосных прицепов.

На серийное производство в декабре 1941 года был поставлен Willys MB — его стали выпускать по 75 машин в день. А с начала 1942 года начался выпуск этого же автомобиля в таком же количестве и на заводе Ford.

Большинство «бантамовских» машин было отправлено в Советский Союз — первые из них появились там осенью 1941 года. Легенда гласит, что русские, получив приличную партию автомобилей Bantam, начали выдавать их за свое изобретение. Именно поэтому Willys и Ford стали «клеймить» свои машины первой партии (25.000 штук), ставя соответствующие надписи на задке. Но с началом массовых поставок эти обозначения были отменены, правда Ford с этим не согласился и продолжал метить многие детали своим знаменитым клеймом «F».

В итоге «расклад» в выпуске джипа за время войны выглядел таким образом: чуть больше 659 тыс. автомобилей Willys MB и Ford, и всего лишь около 3 тысяч Bantam-40 BRC.

Как его называть?


Свое знаменитое название Jeep получил благодаря любви американских военных к сокращениям, согласно произношению официальной аббревиатуры GP (General Purpose — «общего назначения, многоцелевой»). Зафиксировано даже время «объявления» этого названия. В марте 1941 года на одной из армейских презентаций, журналистка газеты Washington Daily News, Кэтрин Хиллер, на свой вопрос — как же все-таки его называть? — получила ответ, — «Называйте его Jeep!»

И вскоре название, получившееся из произношения технического сокращения, стало известно всему миру. Мало того, со временем оно превратилось в имя нарицательное, стало новым термином, названием концепции внедорожного автомобиля.

А самому Jeep пришлось пройти испытание войной.

Демобилизация


Но прошло время, закончилась война. Американская промышленность повернула на гражданские рельсы. Ford в октябре 1945 года прекратил выпуск джипов (к выпуску внедорожников он вернулся много позже). Но фирма Willys Overland в лице ее нового исполнительного менеджера Джеймса Моней приняла грандиозное историческое решение — продолжать выпуск джипов вместо того, чтобы производить легковые машины, разработанные еще до войны. Так и появился первый «гражданский» внедорожник.

И чтобы никто ничего не напутал, непричастность этой машины к военным была даже зафиксирована в его названии — Jeep CJ2A, где буквы CJ означали Civilian Jeep — «гражданский джип» (кстати, эти буквы применяются в маркировке Jeep до сих пор).

Машину облагородили, чуть-чуть подправили в мелочах. Самое заметное изменение, по которому можно отличить гражданский Jeep от военного — запасное колесо на правой боковине, перенесенное с панели задка. Кроме того, задний борт стал открываться. Скучный военный цвет хаки был вытеснен яркими, легкими — бежевым, желтым, красным, синим и зеленым. Со временем появился вариант с жестким верхом и боковыми дверями взамен примитивного армейского тента.

Бешеный успех Universal Jeep CJ2A превзошел все ожидания. Машина пользовалась все возрастающей популярностью. Ведь ее можно было использовать и для активного отдыха — поездок на охоту, рыбную ловлю, да и просто на природу, и для работы — ей пользовались фермеры, врачи и все, кому по роду работы было необходимо транспортное средство, способное двигаться вне дорог. С 1945 по 1949 год фирмой Willys было изготовлено и продано почти 100.000 джипов CJ2A. Демобилизованный полноприводник снял с себя военную форму и ворвался в гражданскую жизнь, не снижая скорости.

Последователи


Автомобили подобного типа стали появляться и в других странах. Причем все они имели короткую базу и малую длину, открытый кузов с легким тентом и весьма примитивными сиденьями.

Первыми оказались русские. Уже в 1941 году в СССР было создано два варианта «советского бантама». Это были НАТИ-АР и ГАЗ-64.

Предпочтительней оказалась горьковская конструкция, она и пошла в производство. Правда, ГАЗ-64 был выпущен только в количестве 686 штук, и уже в 1942 году его сменил ГАЗ-67.

Японская Toyota еще во время войны, в 1942 году, сделала внедорожник, очень похожий на Jeep, но до производства дело не дошло. Выпуск джипов начался с модели Land Cruiser BJ только в 1951 году.

В 1949 г. англичане выпустили первый Land Rover 1.

Прототип


Не отставали и итальянцы — FIAT и Alfa Romeo тоже начали выпускать джипы.

Ну, а фирма Willys Overland продолжала выпускать становившийся все более популярным CJ, понемногу совершенствуя его. В дальнейшем его производство перешло к фирме Kaiser Jeep, а затем к сегодняшнему производителю — American Motor Company.

Скелет внедорожника-несущий кузов

  В 1919 году конструкторы фирмы Lancia разработали легковой автомобиль, у которого лонжероны и боковые стенки открытого кузова составляли единое целое. Их соединение осущесвтлялось, при помощи нескольких поперечин, служащих одновременно поперечными стенками кузова  и основанием для сидений. Таким образом,Lacia Lambda, выпуск которой был начат в 1923 году, стала первым автомобилем с несущим кузовом.
      
     Рождение идеи.

 И лишь спустя 11 лет компания Citroen применила несущий металлический кузов на своей первой переднеприводной модели 7CV. С тех пор прошло немало лет и несущий кузов практически полностью вытеснил рамы из конструкции легковых автомобилей. Иное дело внедорожники. Появившиеся в конце 30-х годов в качестве армейских машин и предназначенные для работы на тяжелом бездорожье, они с трудом представлялись без прочной рамы. Начиная с 30-х годов рамную конструкцию имели все армейские внедорожники, «выросшие» из соответствующих моделей легковых автомобилей и пикапов. 
     И все-таки в 50-е и 60-е годы существовало немало эксперементальных и серийных разработок легковых автомобилей повышенной проходимости, имевших несущий или полунесущий кузов. В последнем случае рама являлася составной частью основания кузова и представляла собой Х-образную пространственную конструкцию или мощные лонжероны с поперечинами.
     Главной причиной перехода на безрамную конструкцию в те годы было желание снизить массу автомобиля. Однако выигрыш получался небольшим. Несущий кузов изготавливался из тонкого проката и требовал существенного усиления мест крепления элементов подвески, а какже прочих узлов, воспринимающих нагрузку. Это существенно утяжеляло конструкцию. Но поскольку к преимуществам безрамного кузова можно отнести увеличение общей жесткости несущей системы автомобиля, на несущие кузова постепенно стали переходить и фирмы, традиционно поставляющие армейские внедорожники.
     Армейский внедорожник Austin Champ.
     
     В 1954 году английский концерн BMC (British Motor Corporation) начал выпуск армейских полноприводных моделей Austin Champ, оснащенных двигателями рабочим объемом 2.66 и 2.84 литра. При габаритах 3670х1560х1800 мм. и колесной базе 2135 мм. кузов внедорожника был полунесущей конструкции. Основанием кузова являлась рама с крестообразной поперечиной, приваренной к полу. К основанию были приварены и щит передка, брызговики крыльев, рамка передних сидений. а также задний опорный брус кузова. А поскольку 
Austin Champ
 выпускался с брезентовым убирающимся верхом, выбранный англицскими конструкторами тип кузова представляется еще более интересным.
     Кузов Austin Champ.
     
     К середине 50-х годов появились полноприводные модификации легковых автомобилей «Москвич» и «Побед». У них также были усиленные несущие кузова. Силовой агрегат, радиатор и передняя подвеска автомобиля ГАЗ-М72 закреплялись на короткой раме, приваренной к кузову «Пободы». Подкосы крепились с помощью болтовых соединений, которые согласно инструкции требовалось периодически подтягивать.
    Армейский  внедорожник Ford M 151.
           

     После почти  двадцати лет выпуска армейского внедорожника (вначале это был Ford GPW, аналогичный по конструкции известной модели Willys MB, затем его усовершенствованные версии М38 и М38А1) американская компания Ford  в своей модели 1960 года отказалась от отдельного рамного щасси. Внедорожник Ford M151и его трехосный вариант ХМ 408 имели полунесущие кузова, основу силовой системы которых составляли две мощные балки. На них крепился двигатель и две поперечины, связанные с кузовом сваркой. Открытый кузов внедорожника М151 состоял из семи узлов, включавших 176 отдельных деталей. Переднияя и задняя независимые подвески, предварительно собранные на подрамниках, крепились к нему болтами. Вес кузова без подрамников  составлял всего 168.6 кг. Нижние элементы кузова были отштампованы из стального листа толщиной 1.58 мм, верхние — из листа толщиной 0.94-1.06 мм и соединялись между собой точечной сваркой. Для подразделений, расположенных в северных районах, выпускались машины, укомплектованные утепленной алюминиевой кабиной.
     Схема силовых элементов кузова Ford M 151.
     
     Вслед за «фордовскими» специалистами от рамного шасси отказались и их итальянские коллеги. При разработке нового внедорожника Fiat Ccampagnola Ii в конце 60-х годов они остановили свой выбор на полунесущем кузове с мощным основанием, к которому крепились независимые подвески всех колес и силовой агрегат с трансмиссией . Автомобиль был запущен в производство в 1974 году.
     В начале 70-х внедорожники с несущими кузовами разрабатывались также в конструкторских бюро ВАЗа и ИЖмаша. А вот судьба их «детищ» сложилась совершенно по-разному. И если опытный образец ижевского вездехода обрел свое пристанище в зале заводского музея, то «Нива» ВАЗ-2121, фактически не имевшая в те годы аналогов на мировом рынке, за четверть века конвеерной жизни была разтирожирована в миллионах экземпляров. Перечень безрамных машин, появившихся вслед за «Нивой», дополнил VW Iltis 1979 года, а затем внедорожники с несущими и полунесущими кузовами посыпались как из «рога изобилия.»
     VW Iltis 1979 года, схема кузова и компановки.
     

     Развитие идеи. Дело в том, что в начале 80-х годов особую популярность во всем мире получили так называемые городские внедорожники , появившиеся в ответ на все возрастающий спрос со стороны потребителей, активно проводящих свободное время, занимающихся спортом и часто выезжающих на природу. Многие из этих машин никогда не попадали на истинное бездорожье и довольствовались лишь редкими вояжами по проселкам. А следовательно, прочность и выносливость рамной машины им стала уже ненужна. Встречаются и вовсе любопытные вещи . Так. в Австралии безрамные полноприводники вообще официально несчитается внедорожником. Он относится к производным от легковых автомобилей и попадает в ту же налоговую шкалу. Налоги же на рамные внедорожники значительно выше.
     В 1984 году на автомобильном рынке появился внедорожник Jeep Cheroкee компании AMC, мирный потомок легендарного Willys MB, и последователь не менее известного Jeep Wagonпer, выпускающегося еще с начала 50-х годов. 
      Джип — Jeep Cherokee 1984 года.

     Автомобиль имел несущий кузов новой конструкции. Особенность конструкции кузова заключалась в том, что рама автомобиля была соединена с кузовом в единое целое, что позволило значительно облегчить раму и общую массу  (автомобиль стал легче своего рамного предшественника на 453 кг), снизить центр тяжести, а главное повысить жесткость несущей системы на кручение. Это отразилось на многих, ценимых потребидельских характеристиках внедорожника, позволило значительно улучшить управляемость при движении по пересеченной местности и асфальту, а также добиться ощутимого снижения уровня шума и виброции. 
     Силовая рама Jeep Cherokee, интегрированная к кузов.

     Мало того, отсутствие резиновых опор соединяющих традиционные кузов и раму, сняло проблему естественного старения резины, проявляющуюся в нежелательных деформациях узлов крепления и ухудшающие управляемость автомобиля. Конструкция кузова получила название как несущий кузов с интегрированной рамой, где кузов , жестко соединен с рамой и воспринимает вместе с ней часть нагрузки.  Автомобиль Jeep Cherokee получился настолько хорошь, что в 1984 году получил звание  «Лучшего внедорожника». Эта конструкция кузова в настоящее время имеет повсеместное применение на современных полноприводных автомобилях.
     Mitsubishi Pajero 2000 года.
     
     Хорошим примером современного подхода к созданию несущих систем может служить автомобиль Mitsubishi Pajero 2000 года выпуска, сменивший рамное шасси на полунесущий кузов с мощным силовым основанием. Отсутствие рамы позволило уменьшить вес пятидверного автомобиля на 100 кг. На 50 мм. снизился центр тяжести, но самое главное — в три раза повысилась жесткость несущей системы на кручение. 
     Силовые элементы кузова Mitsubishi Pajero 2000 года.
     
     В настоящее время доля рамных легковых  внедорожников значительно снизилась, и составляет менее 1.5 от общего количества. Даже военные большие серьезные внедорожники , такие как американский «Hummer» и российский Газ 2330  «Тигр», в бронированном варианте могли бы обойтись без рамы, однако не обошлись, но по другой причине…
     ГАЗ 2330 «Тигр», бронекузов которого сварен из стальных листов толщиной 5 мм.
     
     В заключение, можно отметить, что более комфортабельные, аэродинамически совершенные, безопасные и жесткие  на кручение полунесущие и несущие кузова внедорожников полнее отвечают запросам основной массы потребителей. Это в полной мере получило распространение на современных полноприводных автомобилях, да и кузов подобного типа проще сконструировать в расчете на оптимальное поглащение энергнии удара при аварии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *