Проблемы с гибдд электронный полис осаго: 403 — Доступ запрещён – Что показывать сотруднику ГИБДД, если ОСАГО электронный
С электронным ОСАГО далеко не уедешь
С 2017 года все страховые компании обязаны предоставлять возможность купить полис онлайн. От автовладельцев уже поступают жалобы, но несмотря на недовольство и главный недостаток электронного ОСАГО — невозможность его проверки сотрудником ДПС без Интернета — услуга пользуется спросом
Фото: Донат Сорокин/ТАССОнлайн-продажи полисов ОСАГО с 1 января стали обязательными для страховщиков. Только за первую неделю года было продано 17 тысяч электронных полисов — в 15 раз больше, чем год назад. Однако в Центробанк уже посыпались жалобы клиентов. Как говорят сами страховщики, автовладельцы недовольны сложностью заполнения множества полей в интернет-заявках и техническими ошибками на сайтах.
О проблемах, связанных с электронными полисами, рассказывает заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский:
Глеб Виленский заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП
Чтобы заключить договор онлайн, нужно завести личный кабинет на сайте страховщика, заполнить заявление и оплатить полис банковской картой. После этого страховая компания направляет клиенту полис по электронной почте и размещает в его личном кабинете на сайте. Потом его можно распечатать, чтобы показывать инспекторам ГИБДД. Не будет ли проблем при предъявлении электронного полиса?
Марат Бикбов юрист Коллегии правовой защиты
Регионами, лидирующими по электронным продажам «автогражданки», стали Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области. За новогоднюю неделю там реализована треть всех электронных полисов. Примечательно, что это те самые регионы, которые из-за высокой убыточности ОСАГО относят к «токсичным» и где в 2016 году имелись проблемы с доступностью бумажных полисов гражданского автострахования.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Как ГИБДД проверяет электронный полис ОСАГО?
Многих автовладельцев интересует, в чем в настоящее время заключается проверка электронного полиса ОСАГО ГИБДД, поговорим об этом подробнее. В 2017 году собственники транспортных средств стали активно приобретать е-ОСАГО. Что же такое электронный полис ОСАГО?
Это страхование автогражданской ответственности через интернет. По завершении процедуры собственник авто получает виртуальный бланк, который имеет такую же юридическую силу, что и печатный вариант. Однако не прекращаются споры о том, как проверяют сотрудники Госавтоинспекции электронное ОСАГО, законны ли их действия при проверках страхового полиса?
Нововведения в работе ГИБДД
Если ранее все было просто и понятно, при остановке транспортного средства водитель предъявлял бумажный оригинал, на котором содержалась вся информация об автомобиле, его хозяине, данные заверялись подписью работника СК и печатью организации. В тех случаях, когда документ отсутствовал, по отношению к водителю применялись соответствующие меры наказания.
На сегодняшний день все усложнилось, участники дорожного движения должны иметь страховой полис обязательного страхования, и он у них есть, только не всегда водители в состоянии его предъявить.
Данный момент попадает под действие закона 40-ФЗ «Об ОСАГО» — водитель должен возить с собой распечатанный е-ОСАГО и предъявлять его по требованию инспектора.
Соответственно теперь сотрудники ГИБДД проверяют черно-белый листок, на котором отражена информация о страховке. Для того чтобы убедиться в подлинности документа их обязали проверять данные с использованием специального сервиса в сети ИМТС МВД России, также инспекторы ДПС проверяют е-ОСАГО через общедоступную базу РСА.
Как ДПС проверяет полис на подлинность
По окончании покупки е-ОСАГО на почту приходит бланк, страховщики рекомендуют распечатать его и предъявлять по требованию работников ДПС. Как будет проверять ГИБДД электронный полис ОСАГО, если у водителя распечатка не имеется?
Присутствует возможность предъявить договор ОСАГО в виде электронного документа на телефоне или планшете. После этого сотрудник ДПС может изъявить инициативу и осуществить проверку по базе РСА или в сети ИМТС МВД России.
Существует и другой вариант событий, собственник ТС предъявил бланк е-ОСАГО, но инспектор отказывается признавать бумагу в качестве подтверждения наличия автогражданки. Проверить по базам у него нет технической возможности, и тогда он попросту начинает выписывать постановление об административном правонарушении.
Важно помнить, что отсутствие необходимой техники у работников ДПС проблема не водителя.
Такие действия со стороны стража порядка являются неправомерными, водитель не обязан возить с собой бумажный оригинал, и если инспектор выписал штраф за отсутствие полиса, то без труда можно будет его обжаловать.
Почему е-ОСАГО вызывает сомнение
Как быть в случае отказа инспектора проверить данные по базе мы рассмотрели выше, теперь расскажем что делать, если после проверки инспектор заявляет о недействительности бланка. Чаще всего проблемы возникают, когда ОСАГО оказывается подделкой или в него не внесены необходимые изменения.
К сожалению, присутствует вероятность приобрести недействительное ОСАГО на сайте мошенников. Они умело подделывают веб-страницы под сайты известных страховых компаний и осуществляют торговлю от их лица. Поэтому рекомендуется переходить на сайт страховой компании через базу РСА или с использованием сайта госуслуг.
И еще одна причина возникновения вопросов у сотрудников Госавтоинспекции это несовпадение данных в е-ОСАГО и ваших документах. Такая ситуация возможна если вы поменяли ВУ, фамилию, а в электронный полис данные корректировки не внесли.
Для того чтобы ездить спокойно на своем автомобиле необходимо иметь бланк е-ОСАГО. Его в любой время можно распечатать с электронной почты или из личного кабинета на сайте страховщика. Работники ДПС обязаны принимать его как подтверждение наличия страховки. В целях проверки подлинности бланка, по закону они должны свериться с единой базой.
почему электронный полис ОСАГО до сих пор нужно печатать на бумаге — Автоновости Екатеринбурга
Впервые электронное ОСАГО в России появилось более двух лет назад: с 1 июля 2015 г. года стало законодательно возможно продлить существующий полис через интернет, без обращения в офлайновый офис страховой компании. С 1 января 2016 г. большинство крупных страховщиков стали через сеть не только пролонгировать существующие договоры обязательного страхования автогражданской ответственности, но и оформлять новые. А с 1 января 2017 г. в силу вступили поправки в закон, согласно которым все страховые компании, занимающиеся ОСАГО, обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров с каждым обратившимся к ним лицом.
Если страховщики выдачу электронных полисов обеспечили, то сотрудники ГИБДД к цифровым новшествам оказались не готовы: как проверить полис автовладельца, если, по сути, е-ОСАГО в физическом мире не существует, — этот вопрос до сих пор окончательно не решен. После появления первых электронных полисов последовал вал штрафов автовладельцам по причине якобы отсутствующего ОСАГО: многие инспекторы просто не воспринимали такой полис как реально действующий документ. Тем более что автовладельцы зачастую в качестве доказательства того, что ОСАГО имеется, предъявляли просто номер полиса, полученный в смс или по электронной почте. И хотя на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) указано, что «электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика», сотрудники ГИБДД зачастую просто игнорировали эту информацию.
В результате появились очередные законодательные изменения: 23 июня 2016 г. в действие вступила поправка к ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», согласно которой «водитель транспортного средства обязан иметь при себе […] распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Соответствующие рекомендации появились и на сайте РСА. «Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством», — советуют страховщики.
При этом какого-то дополнительного заверения обычной черно-белой распечатки, как, скажем, синяя печать, не требуется.
— В отличие от обычного полиса, распечатка сама по себе не удостоверяет факт страхования автовладельца по ОСАГО, а лишь предоставляет сотрудникам ДПС необходимую информацию для проведения такой проверки — главным образом номер полиса.
Автовладельцы, привычные к цифровому миру, стали высказывать вполне обоснованное недоумение: какой смысл в электронном полисе, если все равно нужен физический носитель? И не просто физический, а именно бумажный: предъявленный на экране смартфона скан или пдф электронного полиса сотрудники ГИБДД не рассматривают.
Хотя рекомендации о том, чтобы считать такой вариант правомерным, есть. Еще в 2015 г. все службы Госавтоинспекции получили от Управления МВД письмо № 13/12-у-4440 с разъяснениями действий при предъявлении электронного полиса. Чуть позже, 4 сентября 2015 г., первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал указание № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России, согласно которому сотрудникам ДПС рекомендовано проверять электронные полисы ОСАГО с помощью баз данных РСА.
— Положения закона федерального уровня в юридическом приоритете над законодательными нормативами низшего уровня, поэтому рекомендации МВД и вице-премьера так и остаются рекомендациями.
Сотрудники ГИБДД пользуются этим, требуя у водителей распечатку е-ОСАГО на бумажном носителе. Конечно, распечатать и возить с собой полис несложно. Трудности возникают, если, например, автомобиль эвакуировали.
Недавний случай. Накануне Нового года в городе появились знаки, запрещающие парковку автомобилей в тех местах, где долгое время такая парковка разрешалась. Никаких дополнительных предупреждений о введении ограничений не было, водители парковались на привычных местах, попросту не заметив знаки. При эвакуации автомобиля они оказывались без полиса ОСАГО, ведь большинство автовладельцев хранят этот документ в автомобиле, чтобы не копаться в бумагах и быстро предъявить требуемое, если остановит сотрудник ДПС.
Чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки, требуется предъявить сотрудникам ГИБДД документы на автомобиль, водительское удостоверение и полис ОСАГО. Принять в качестве доказательства наличия полиса скан на экране смартфона они отказываются, аргументируя это положениями ФЗ. «С моральной точки зрения они, конечно неправы, но с юридической — вполне», — считают правозащитники.
— Удобство е-ОСАГО пока что исключительно в приобретении полиса без участия агентов и страховых. Раз законом указано, что полис ОСАГО водитель должен иметь при себе и передавать по требованию сотруднику полиции, они его и просят. И требование вполне правомерно.
Впрочем, в самой полиции тоже нет однозначного мнения на этот счет. Во время недавнего эфира на «Авторадио» представитель городской ГИБДД заявил, что скан е-ОСАГО, предъявленный на экране телефона, можно считать за документ (запись эфира можно посмотреть здесь, вопрос о полисах — на 17-й минуте).
— [в случае с эвакуацией] Можно смело заявлять все возможные доказательства того, что у вас есть страховой полис. У сотрудников имеется возможность проверить эту информацию. Конечно, если полис именно электронного типа.
Отметим, что еще в 2017 г. заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял СМИ, что водителей освободят от обязанности предъявлять распечатку электронного полиса ОСАГО.
— История, которую мы сейчас двигаем, — это полностью электронный полис ОСАГО: инспекторы будут проверять подлинность полиса на своих электронных устройствах.
По словам замминистра, соответствующие поправки в законодательство должны были вынести на обсуждение Госдумы в ближайшее время. «Необходимость возить с собой копию полиса отпадет уже в начале 2018 г.», — заявлял Моисеев ИА ТАСС в ноябре прошлого года.
По данным автоправозащитников, систему определения подлинности е-ОСАГО должны были запустить еще в декабре 2017 г. «Это был крайний срок — обещали сделать это раньше, но срок традиционно сорвали», — отмечает автоюрист Илья Кулик. По его мнению, когда база будет запущена, проблемы с распечатками е-ОСАГО резко уменьшатся.
— Прогрессивные работники ДПС, оснащенные соответствующим оборудованием, имеющим доступ в интернет, давно проверяют е-ОСАГО через публичную базу РСА. Однако в ГИБДД еще немало сотрудников, у которых нет соответствующего оборудования или доступа в сеть, и они ошибочно считают себя вправе штрафовать водителей е-ОСАГО.
Пока законодательных изменений не произошло, правозащитники все же советуют возить с собой распечатку электронного полиса. «Можно сделать пару штук: одна пусть будет в автомобиле, другая постоянно с вами — на случай внезапной эвакуации авто, чтобы вам не пришлось из отделения гнать на штрафстоянку за распечаткой, которая лежит в авто, потом снова в отделение за постановлением и опять на штрафтоянку — забирать автомобиль», — советуют автоюристы.
Электронные полисы ОСАГО больше не нужно предъявлять ГИБДД
Сотрудникам ГИБДД отныне рекомендовано использовать электронную базу данных, для того чтобы проверить у водителей наличие электронного полиса ОСАГО. В перспективе будут подготовлены изменения в ПДД, связанные с оформлением и предоставлением документа ОСАГО. С такой инициативой выступил первый зампред Правительства РФ Игорь Шувалов.
Ñ 1 àïðåëÿ âñòóïèëè â ñèëó ïîïðàâêè â çàêîí îá ÎÑÀÃÎ
Статья 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает водителей иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции. В то же время статья 7 предусматривает возможность заключения договора и оформления полиса в форме электронного документа. Ранее РСА советовал владельцам е-полиса возить с собой распечатку документа, но теперь необходимость в этом отпала.
Первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов дал указание № 13/12-у-6112 ГУОБДД МВД России от 04.09.2015, согласно которому сотрудникам Дорожно-патрульной службы (ДПС) рекомендовано проверять электронные полисы ОСАГО с помощью баз данных РСА. То есть теперь обладателю е-полиса нет необходимости возить с собой распечатку, инспектор сможет и без нее получить необходимую информацию.
Пока эту возможность получают лишь владельцы электронных полисов, но через некоторое время отпадет необходимость предъявлять и бумажный, который выдается при заключении договора в офисе страховой компании.
Представитель секретариата Игоря Шувалова полагает, что со временем большинство автовладельцев будут заключать договоры «автогражданки» в электронном виде, и не исключает, что использование электронной формы ОСАГО может снизить стоимость услуги, так как исчезнет посредник между страховой компанией и потребителем, а также сэкономить время оформления документа и повысить прозрачность процедуры.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter