При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог: Билет 12 вопрос 17 ПДД 2020 с пояснением – ПДД 2018 — раздел №19 — Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 
ПДД 19.1 — Внешние световые приборы
Какие внешние световые приборы Вы можете использовать при движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог?
1. | Только фары ближнего света. | |
2. | Только фары дальнего света. | |
3. | Фары ближнего или дальнего света. |
При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог Вы должны использовать, в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС, фары ближнего или дальнего света.
Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?
1. | Только габаритные огни. | |
2. | Только фары ближнего света. | |
3. | Фары ближнего света или габаритные огни. |
В населенных пунктах Правила предписывают Вам использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог только фары ближнего света. Движение с включенными габаритными огнями запрещено, так как они недостаточно хорошо обозначают Ваше ТС для других участников движения. Фары дальнего света, учитывая его ослепляющее воздействие на других водителей, использовать также запрещено.
Какие внешние световые приборы должны быть включены в тоннеле с искусственным освещением?
1. | Фары ближнего света или габаритные огни. | |
2. | Фары ближнего света или дневные ходовые огни. | |
3. | Фары ближнего или дальнего света. |
В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены, в зависимости от наличия встречных или попутных ТС, фары ближнего или дальнего света. Движение только с габаритными или дневными ходовыми огнями запрещено, так как они не обеспечивают безопасности движения при внезапном отключении освещения.
Какие внешние световые приборы должны быть включены в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых механических транспортных средствах?
1. | Дневные ходовые огни. | |
2. | Габаритные огни. | |
3. | Задние противотуманные фонари. |
На буксируемых механических ТС и на прицепах в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.
Достаточно ли в светлое время суток включения дневных ходовых огней для обозначения транспортного средства при движении в тумане, когда видимость дороги менее 300 м?
1. | Достаточно. | |
2. | Недостаточно. |
Яркость светодиодов, используемых в дневных ходовых огнях, считается достаточной для обозначения ТС вместо ближнего света фар при движении в светлое время суток. Однако при движении в тумане и других условиях недостаточной видимости на ТС должны быть включены фары дальнего или ближнего света.
Разрешается ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?
1. | Не разрешается. | |
2. | Разрешается, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости. | |
3. | Разрешается. |
В дневное время для обозначения ТС водитель может использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости.
При движении в темное время суток вне населенных пунктов необходимо использовать:
1. | Только фары ближнего света. | |
2. | Только фары дальнего света. | |
3. | Фары ближнего или дальнего света. |
При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог вы должны использовать, в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС, ближний или дальний свет фар.
Ответы на Билеты ПДД по теме «Пользование внешними световыми приборами»
Пользование внешними световыми приборами, Часть 1:
Пройти тестВопрос 1
При движении в темное время суток вне населенных пунктов необходимо использовать:
- 1. Только фары ближнего света.
- 2. Только фары дальнего света.
- 3. Фары ближнего или дальнего света.
При движении в темное время суток вне населенных пунктов необходимо использовать в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС фары ближнего или дальнего света (п. 19.1 и п. 19.2).
Вопрос 2
В каких случаях разрешено применять звуковые сигналы в населенных пунктах?
- 1. Только для предупреждения о намерении произвести обгон.
- 2. Только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
В населенных пунктах звуковые сигналы разрешается применять только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия (п. 19.10). При этом важно подавать их своевременно, а не в последний момент, и они не должны быть излишне продолжительными.
Вопрос 3
Дневные ходовые огни предназначены для:
- 1. Улучшения видимости двигающегося транспортного средства в светлое время суток только сзади.
- 2. Улучшения видимости двигающегося транспортного средства в светлое время суток только спереди.
- 3. Улучшения видимости двигающегося транспортного средства в светлое время суток как сзади, так и спереди.
Дневные ходовые огни устанавливаются только спереди (п. 1.2).
Вопрос 4
Какие внешние световые приборы должны использоваться при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?
- 1. Только габаритные огни.
- 2. Фары ближнего света.
- 3. Габаритные огни или фары ближнего света.
В населенных пунктах Правила предписывают использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог фары ближнего света. Фары дальнего света, учитывая их ослепляющее воздействие на других водителей, использовать запрещено (п. 19.1 и п. 19.2). Габаритные огни должны быть включены при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости (п. 19.3).
Вопрос 5
При движении в условиях недостаточной видимости можно использовать противотуманные фары:
- 1. Только отдельно от ближнего или дальнего света фар.
- 2. Только совместно с ближним или дальним светом фар.
- 3. Как отдельно, так и совместно с ближним или дальним светом фар.
Правила предписывают при движении в условиях недостаточной видимости использовать противотуманные фары как дополнение к ближнему или дальнему свету фар (п. 19.4).
Вопрос 6
Нормы времени управления транспортным средством и отдыха применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию:
- 1. Грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.
- 2. Автобусов.
- 3. Всех перечисленных транспортных средств.
Нормы времени управления транспортным средством и отдыха применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов (п. 26.4).
Вопрос 7
При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог можно использовать противотуманные фары:
- 1. Только отдельно от ближнего или дальнего света фар.
- 2. Только совместно с ближним или дальним светом фар.
- 3. Как отдельно, так и совместно с ближним или дальним светом фар.
Правила запрещают использовать противотуманные фары самостоятельно в темное время суток на неосвещенных участках дорог (п. 19.4). Их можно применять только совместно с ближним или дальним светом фар.
Вопрос 8
Задние противотуманные фонари можно использовать:
- 1. Только в условиях недостаточной видимости.
- 2. Только при движении в темное время суток.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
Из-за высокой яркости задние противотуманные фонари разрешается применять только в условиях недостаточной видимости (п. 19.7). Запрещается подключать их к стоп-сигналам,так как в темное время суток это приведет к ослеплению движущихся сзади водителей.
Вопрос 9
Привлечь внимание водителя обгоняемого автомобиля при движении вне населенного пункта в светлое время суток можно:
- 1. Только подачей звукового сигнала.
- 2. Только кратковременным переключением фар с ближнего света на дальний.
- 3. Только совместной подачей указанных сигналов.
- 4. Любым из перечисленных способов.
Для привлечения внимания водителя обгоняемого автомобиля вне населенного пункта можно использовать подачу звукового сигнала, подачу светого сигнала в виде кратковременного переключения фар с ближнего света на дальний или совместную подачу указанных сигналов (п. 19.10 и п. 19.11).
Вопрос 10
Какие внешние световые приборы должны быть включены в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых механических транспортных средствах?
- 1. Дневные ходовые огни.
- 2. Габаритные огни.
- 3. Задние противотуманные фонари.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых ТС и прицепах должны быть включены габаритные огни (п. 19.1).
Вопрос 11
Противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно:
- 1. Только в тумане.
- 2. В условиях недостаточной видимости.
- 3. В условиях ограниченной видимости.
Противотуманные фары и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно не только в условиях тумана, но и в других условиях недостаточной видимости (дождь, снег), когда видимость дороги менее 300 м (п. 1.2, п. 19.4, п. 19.7). В иных случаях противотуманные фонари не используются, т.к. они будут слепить следующих за Вами водителей.
Вопрос 12
В зоне действия каких знаков Правила разрешают подачу звуковых сигналов только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия?
- 1. Только А.
- 2. Только Б.
- 3. А и Б.
- 4. А и В.
В зоне действия знаков 5.23.1 «Начало населенного пункта» (знак А), и 3.26 «Подача звукового сигнала запрещена» (знак Б) Правила допускают подачу звуковых сигналов только для предотвращения ДТП. В населенных пунктах, обозначенных знаком 5.25 (знак В), не действуют требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, поэтому там допускается подача звуковых сигналов и для предупреждения о намерении произвести обгон (п. 19.10).
Вопрос 13
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен:
- 1. Только при движении автопоезда.
- 2. Только во время остановки или стоянки.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
При движении автопоезда опознавательный знак «Автопоезд» (ОП, п. 8) должен быть включен в любое время суток и независимо от условий видимости, а во время остановки или стоянки — только в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (п. 19.8).
Вопрос 14
В каком случае при движении в светлое время суток недостаточно включения дневных ходовых огней?
- 1. Только при видимости дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя или снегопада.
- 2. Только при движении в тоннелях.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
Яркость светодиодных дневных ходовых огней считается достаточной для обозначения ТС вместо ближнего света фар при движении в светлое время суток (п. 19.5). Однако при движении в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, во время дождя, снегопада — п. 1.2) и в туннелях яркость дневных ходовых огней не обеспечивает видимости ТС спереди. Поэтому водитель должен включить с учетом ситуации фары дальнего или ближнего света (п. 19.1 и п. 19.2).
Вопрос 15
На каком расстоянии до встречного транспортного средства следует переключать дальний свет фар на ближний?
- 1. Не менее чем за 150 м.
- 2. Не менее чем за 300 м.
- 3. По усмотрению водителя.
Правила обязывают во избежание ослепления водителя встречного ТС переключить свет с дальнего на ближний не менее чем за 150 м до ТС (п. 19.2).
Вопрос 16
Привлечь внимание водителя обгоняемого автомобиля при движении в населенном пункте в светлое время суток можно:
- 1. Только звуковым сигналом.
- 2. Только кратковременным переключением фар с ближнего света на дальний.
- 3. Только совместной подачей звукового и светового сигналов.
- 4. Любым из перечисленных способов.
В качестве предупредительного сигнала для привлечения внимания обгоняемого водителя в населенном пункте можно использовать лишь кратковременное переключение фар с ближнего света на дальний (п. 19.11). В этом случае применять звуковой сигнал запрещено (п. 19.10).
Вопрос 17
Двигаясь в темное время суток вне населенного пункта с включенными фарами дальнего света, Вы догнали движущееся впереди транспортное средство. Ваши действия?
- 1. Оставите включенными габаритные огни, выключив фары дальнего света.
- 2. Переключите дальний свет фар на ближний.
- 3. Допускаются оба варианта действий.
Поскольку дальним светом фар могут быть ослеплены не только водители встречных ТС, но и водители ТС, движущихся в попутном направлении (через зеркала заднего вида), Правила предписывают переключать дальний свет на ближний во всех случаях, когда возможно ослепление (п. 19.2).
Вопрос 18
При движении в светлое время суток на транспортном средстве должны быть включены:
- 1. Только дневные ходовые огни.
- 2. Только фары ближнего света.
- 3. Только противотуманные фары.
- 4. Любые внешние световые приборы из перечисленных.
Любые из перечисленных приборов обладают достаточным световым потоком для обозначения ТС в дневное время и могут быть использованы водителем при движении в светлое время суток (п. 19.4 и п. 19.5).
Вопрос 19
Должны ли Вы переключить дальний свет на ближний, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого?
- 1. Должны.
- 2. Должны, только если расстояние до встречного транспортного средства менее 150 м.
- 3. Не должны.
Правила обязывают Вас при встречном разъезде переключить дальний свет фар на ближний на расстоянии не менее, чем за 150 м до приближающегося ТС, а также при большем, если водитель встречного ТС периодическим переключением света фар покажет необходимость этого (п. 19.2).
Вопрос 20
Можно ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?
- 1. Можно.
- 2. Можно, кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости.
- 3. Нельзя.
В светлое время суток для обозначения ТС водитель может использовать противотуманные фары вместо ближнего света фар (п. 19.4), кроме случаев движения в тоннелях и в условиях недостаточной видимости (п. 19.1)
Пользование внешними световыми приборами, Часть 2:
Пройти тестВопрос 21
При ослеплении дальним светом фар встречных или движущихся попутно транспортных средств водитель должен:
- 1. Принять вправо к краю проезжей части и остановиться.
- 2. Включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.
- 3. Подавая звуковой сигнал, остановиться.
При ослеплении светом фар водитель на некоторый период времени теряет возможность объективно оценивать ситуацию на дороге, поэтому Правила предписывают порядок действий, безопасный для других участников движения: включить аварийную сигнализацию, и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться (п. 19.2).
Вопрос 22
В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:
- 1. Фары ближнего света или габаритные огни.
- 2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.
- 3. Фары ближнего или дальнего света.
В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены в зависимости от наличия встречных или попутных ТС фары ближнего или дальнего света (п. 19.1). Движение только с габаритными или дневными ходовыми огнями запрещено, так как они не обеспечивают безопасность движения при внезапном отключении освещения.
Вопрос 23
При остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог в темное время суток необходимо:
- 1. Включить габаритные огни.
- 2. Включить фары ближнего света.
- 3. Выставить знак аварийной остановки.
При остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог в темное время суток следует включить на ТС габаритные огни, обозначив его таким образом для водителей других ТС. Правила рекомендуют для лучшего обозначения ТС в условиях недостаточной видимости (в условиях тумана, дождя, снегопада и в других случаях, когда видимость дороги менее 300 м, а также в сумерки) дополнительно включать фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари (п. 19.3).
Вопрос 24
При остановке или стоянке опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен:
- 1. Только в условиях недостаточной видимости.
- 2. Только в темное время суток при отсутствии искусственного освещения.
- 3. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от наличия искусственного освещения.
При остановке и стоянке автопоезда опознавательный знак «Автопоезд» (ОП, п. 8) должен быть включен в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от наличия искусственного освещения дороги (п. 19.8).
Вопрос 25
В светлое время суток включать фары ближнего света или дневные ходовые огни необходимо:
- 1. Только при движении вне населенного пункта.
- 2. Только при движении в населенном пункте.
- 3. В обоих перечисленных случаях.
Во всех случаях при движении в светлое время суток необходимо включать на ТС ближний свет фар или дневные ходовые огни (п. 19.5).
Движение в темное время суток
Управление автомобилем в ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения. Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения ухудшается. А ведь большинство решений, которые принимает водитель, основываются на том, что он видит.
При движении в темноте водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для опознания их требуется времени больше, чем днем.
Поэтому надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, совершается большее количество ошибок. Самые частые из них – это ошибки оценки расстояния и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления этих ошибок. А время реакции на ночной дороге возрастает.
Главное условие безопасного движения в темное время суток – движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е. остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар. Стекла автомобиля должны быть чистые. Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу, во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того недостаточную видимость.
Двигаясь в потоке машин, всегда следите за впереди идущим транспортом. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы, которые, впрочем, могут быть неисправны или частично исправны. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию.
Всегда нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди, всегда снижайте скорость. Что это такое – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.
Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда попадают в поле зрения водителя, их труднее обнаружить на неосвещенном участке дороги. Отдельная группа риска – пьяные пешеходы. Их действия непредсказуемы, поэтому вблизи «таких» пешеходов следует предельно снижать скорость и заранее предвидеть возможность объезда, или быть готовым применить экстренное торможение.
В зонах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда машин много, и видимость недостаточная, то происходит частичное ослепление светом габаритных огней, плюс свет встречных фар. Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок, всегда снижайте скорость. Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, обращайте внимание на световое пятно перед ним. Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что из-за этого транспорта сейчас на дороге появится пешеход, а может и не один.
Поэтому, еще раз – заранее снижайте скорость – у вас будет больше времени, чтобы среагировать и нужно дать понять едущим за вами, что впереди возможная опасность. Увидев ваши стоп-сигналы, они поймут, что вы тормозите и сами сбавят скорость. Тогда даже экстренное торможение вашего автомобиля не будет для них неожиданностью.
Движение в темное время. Встречный разъезд
Двигаясь по неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар. Но всегда нужно помнить том, что существует возможность ослепления встречных водителей. Ослепить могут и вас, поэтому необходимо выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть правее на дорогу, а не на встречные фары. Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным. Во-вторых, можно ориентироваться по разметке, отбойнику, правому краю проезжей части, обочине.
Переключать фары с дальнего света на ближний нужно заблаговременно – не менее чем за 150м до встречного автомобиля. Но если встречный водитель сигнализирует кратковременным переключением «ближний-дальний-ближний», то сделать это необходимо раньше. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим, можно будет опять переключиться на дальний свет.
Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний. Но ни в коем случае, не следует его так сказать «учить» ответным ослеплением.
У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете, может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний. А что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?
Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль. После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.
Очень опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (на вершине подъема). Приближаясь к такому участку и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что встречный автомобиль может не успеть переключить фары на ближний свет – заранее поморгайте ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать. При появлении встречного автомобиля на спуске, необходимо так же, раньше, переключиться на ближний свет.
Бывают ситуации, когда водитель видит, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль. Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая! В таком случае для разъезда следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию. Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя среагировать.
Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней. Таким образом, фары автомобиля едущего «внутри» поворота начинают раньше слепить встречный автомобиль. Поэтому ему необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше. Водитель автомобиля, который движется по внешней дуге поворота, может переключиться на ближний свет несколько позже, если видит, что свет его фар не мешает встречному транспорту.
Ночное движение за городом
Самое главное при движении по ночным загородным дорогам – правильный выбор скорости. Нужно учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете. На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев препятствия находятся на краю дороги. Там может оказаться яма, может стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно. Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.
Когда вы движетесь за впереди идущим автомобилем (движение за лидером), переключите свет с дальнего на ближний и внимательно следите за безопасной дистанцией. В этом случае контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер. Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. И еще раз – дистанция. В темноте все объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.
Если в роли лидера вы, то, если позволяет обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге. Если приходится ехать с ближним светом (например, часто приходится разъезжаться со встречными, которых можете ослепить) и дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость.
Но в этом случае вас могут догнать и, как еще говорят, «сесть на бампер». А видеть свет фар, отраженный в своем зеркале заднего вида очень неприятно. В таком случае не смотрите в зеркало, а дайте себя обогнать. Как в этом случае вести себя водителям обгоняемого и обгоняющего автомобилей изложено в статье Маневрирование в дорожном потоке. Прочтите обязательно.
Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то даже на обочине это делать небезопасно. Выберите для такой остановки место, где вы сможете или съехать с дороги, или как можно дальше отъехать от проезжей части. Если такой возможности нет, постарайтесь заехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.
Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?
Ровное и спокойное движение потихоньку усыпляет бдительность и уровень внимания к окружающей обстановке снижается. Иногда водитель незаметно для себя «отключается» от действительности. Другими словами, он засыпает прямо с открытыми глазами. Это очень опасно, потому что в этот момент водитель не в состоянии следить за дорожной обстановкой. Сказывается усталость, тем более что биологически ночное время отведено для сна. Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, немедленно сделайте остановку, выйдете из машины и разомнитесь.
Есть один способ как водителю определить, устал он или нет. В обычной ситуации водитель смотрит прямо на дорогу, рулит, тормозит, разгоняется, в общем, едет. И кажется, что все нормально. Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал. Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.
Вообще, рекомендуется делать остановки для разминки как можно чаще, с интервалом 2-3 часа, но если так случилось, что вы едете ночью и едете долго без остановок, то выберите место и остановитесь. Заглушите двигатель.
Теперь внимание: смотрите сначала на дорогу перед машиной, затем поверните голову и посмотрите на дорогу через левое окно. Если дорога «поплыла» перед глазами, значит, вы устали и пора сделать остановку для отдыха. Попробуйте выйти из машины, только не резко. Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали. Дальнейшее движение может быть небезопасным. Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.
Навигация по серии статей<< Когда видимости на дороге почти нетПроезд пешеходных переходов на перекрестках >>движение в темное время суток, скорость, остановочный путь, ночью, дороги, фары
Управлять автомобилем ночью гораздо труднее. Ухудшается общая видимость дороги, окружающих предметов, в темноте искажается представление о пространстве, ослабляется внимание, зрение утомляется быстрее, чем днем. В несколько раз возрастает опасность сбить пешехода, велосипедиста или столкнуться с неосвещенным препятствием. Кроме того, водителя может ослепить свет фар встречного автомобиля.
Специалисты считают, что основной причиной, усложняющей вождение в ночное время, является то, что человек плохо приспосабливается к решению зрительных задач в темноте. Днем человеческий глаз легко улавливает малейшую разницу в яркостях видимых объектов и фона, за которым находится этот объект, а при искусственном освещении глаз сделать это не в состоянии. Также одна из особенностей зрения — в темноте глаз теряет цветовое ощущение. Если днем два различных объекта с одинаковой яркостью отличаются для нас по цвету, то при освещении дороги фарами все оттенки выглядят серебристо-серыми. Например, красные или оранжевые автомобили, которые хорошо заметны днем, в сумерках кажутся темными.
Следующая особенность заключается в том, что наши фары высвечивают только узкое пространство дороги, а яркость в поле зрения неравномерна, и это значительно снижает наши зрительные ощущения. Проводились эксперименты, которые показали, что водитель замечает человека в темной одежде при ближнем свете примерно с расстояния 65 метров, а при дальнем – со 110 метров. Поэтому, исходя из этого, водитель должен соответственно выбирать скорость и режим движения, а также грамотно использовать световые приборы. Это поможет свести до минимума, или даже исключить вероятность ДТП. В темное время суток происходит до 50 % всех ДТП, хотя интенсивность движения в эти часы составляет 10 — 15 % от среднесуточной.
При ночных поездках водителю следует проявлять повышенную осторожность, особенно при разъезде со встречными. По Правилам дорожного движения переключать дальний свет на ближний необходимо не менее чем за 250м до встречного транспортного средства.
Когда встречный не переключаетя, самое худшее, что может быть — водитель заснул за рулем. Если он уже на вашей полосе — немедленно уходите вправо на обочину, или даже в кювет, в любом случае это лучше лобового столкновения. Ни в коем случае не влево, так как он в последний момент может опомниться и крутнуть руль в свою сторону.
Если встречный переключил свет поздно, то может произойти кратковременное ослепление. В этом случае можно просто закрыть один глаз. После разъезда вы его откроете и, пока другой будет несколько секунд адаптироваться, благодаря этому «зрячему» вы сможете видеть дорогу. Еще можно отвести взгляд и ориентироваться по линии разметки на обочине, но такая разметка не везде есть.
По Правилам, если вас ослепили, необходимо включить аварийную сигнализацию и остановиться, не меняя полосы движения. Но это бред, в вас могут въехать сзади. Лучше плавно съехать на обочину. Если вас слепит едущий сзади, помигайте ему аварийкой, он поймет.
Переключать дальний свет на ближний необходимо также при обгоне, выезде из дворов и переулков, на поворотах, при движении через железнодорожные переезды . На освещенных улицах можно ездить с включенными габаритами или с ближним светом фар. Дальним светом рекомендуется пользоваться при скорости от 30 км/ч и выше на неосвещенных улицах и дорогах. Если скорость менее 30 км/ч, то целесообразно переключиться на ближний, он хорошо освещает дорогу непосредственно перед автомобилем. Если фары правильно отрегулированы, то при ближнем свете видимость составляет 60–65 м, при дальнем – примерно 110 м. Скорость необходимо выбирать такую, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше этих значений. Здесь важно не путать понятия «остановочный путь» и «тормозной путь».
Остановочный путь — это формула, которая включает в себя расстояние, пройденное за время реакции водителя, за время переноса ноги с газа на тормоз, за время срабатывания тормозных механизмов и собственно сам тормозной путь. Например, при скорости 70 км/ч расстояние отчетливой видимости будет 60 м, а средний остановочный путь (на сухом покрытии) – 50 м.
Поэтому 70 км/ч – максимально безопасная скорость для ближнего света.
Мы почему-то думаем, что ночью на дороге никого не должно быть. Но это не всегда так. Однажды я на трассе Омск-Павлодар чуть не влетел в корову, которая стояла ночью посреди дороги. Было уже далеко от деревни, встречных машин не было, и я шел на дальнем свете. Это и спасло. Был и пьяный велосипедист, упавший вместе с велосипедом и продолжающий спать на дороге. Мы всегда должны ехать так, чтобы успеть затормозить в пределах видимости. Иначе может произойти такое (видео, слава Богу, не мое):
Для дальнего верхний предел скорости будет примерно 120 км/ч, при большей мы уже рискуем, что называется, «обогнать собственные фары«. Скорость движения не следует превышать даже в случаях, когда дорога кажется свободной, т.к. опасность езды в ночное время в том и состоит, что препятствие возникает неожиданно, и что-либо предпринять бывает уже трудно.
Очень опасен обгон на ночной трассе. В первую очередь тем, что вы должны учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности данного участка дороги и скорость встречного автомобиля. В темное время суток скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле. По свету фар встречного автомобиля трудно определить его скорость, поэтому решайтесь на обгон только если встречный достаточно далеко. Также, по Правилам ПДД (да и по здравому смыслу), запрещен обгон на подъемах, поворотах и других участках дорог с ограниченной обзорностью, а именно эти участки ночью плохо просматриваются, и встречный автомобиль возникает неожиданно.
Ночью начинающий водитель должен усиленно наблюдать за дорогой, обращая внимание на любые огни впереди, особенно красного цвета (стоп-сигналы, светофоры, ограждения ж-д переездов или разрушенных участков дорог, мостов и т.д.). Заметив красный свет, необходимо обязательно снизить скорость, потому что ночью красный свет кажется дальше, чем он есть на самом деле.
При необходимости ночью остановить автомобиль для ремонта следует съехать с полотна дороги на обочину и включить аварийку. Выставить знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь) — не ближе 20 м в населенных пунктах, и не ближе 40 м вне их. Если решили отдохнуть, лучше найти место вообще подальше от трассы, спустившись, например, к придорожной посадке или использовать съезд на примыкающую сельскую дорогу. На дорожном полотне стоянка автомобилей строго запрещена! Со сном лучше не пытаться бороться — не помогает ни кофе, ни громкая музыка. Иногда для восстановления сил хватает подремать и полчаса.
Всем удачи и безаварийной езды в любое время суток!
на главную