Порядок затяжки болтов головки блока на ваз 2101 – причины неисправности, порядок выполнения работы по ремонту и восстановлению работоспособности, схема и необходимые инструменты

Сборка двигателя ВАЗ-2101

13. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:
      – предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;
      – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11.

14. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров).

15. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).

16. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала).

17. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

18. Установите цепь привода распределительного вала:
      – наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора;
      – установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
      – установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;

      – поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).;
      – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

19. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

 20. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).Сборка двигателя ВАЗ-2101

 

 

 

21. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик.

22. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

23. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой.

Установите насос охлаждения жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.

24. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.

25. Установите датчики контрольных приборов.

26. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

27. Установите топливный насос (см. подраздел 4.1.3).

28. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой.

29. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.

30. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров.

Порядок затяжки болтов головки блока на ваз 2101


Сборка двигателя Вики о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки.

2. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности).

ВНИМАНИЕ: Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.

3. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине согласно указаниям «Проверка осевого зазора коленчатого вала»

4. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками

Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров

Cчет опор ведется от передней части двигателя.

ВНИМАНИЕ: Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров [выше] и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров [ниже] ). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров

Красные стрелки – маркировка размерной группы цилиндров на блоке цилиндров. Черная стрелка – маркировка условного номера блока цилиндров.

5. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала).

6. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления.

7. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

8. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517.

ВНИМАНИЕ: Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.

9. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты.

10. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

11. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллекто-ром и впускным трубопроводом.

12. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:

  • предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;

  • окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11.

Порядок затягивания болтов головки цилиндров

13. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров).

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров

Метки указаны стрелками.

14. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).

Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников

1 – метка на звездочке; 2 – метка на корпусе подшипников

15. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала).

Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала

16. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

17. Установите цепь привода распределительного вала:

  • наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора;

  • установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;

  • установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;

  • поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).;

  • если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

18. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

19. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).

20. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик.

21. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

22. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой.

23. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.

24. Устано

ВАЗ 2101 | Снятие и установка головки блока цилиндров

1. Перед установкой очистить подходящим шабером сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. Обращать внимание на то, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Отверстия закрыть ветошью.
2. Проверить отсутствие масла в отверстиях для винтов крепления головки блока цилиндров, при необходимости удалить. Для этого ввести в отверстия чистую ветошь и собрать масло.

Предупреждение

Если масло останется в отверстиях, то при затяжке болтов блок цилиндров может быть поврежден.


3. Проверить стальной линейкой головку блока цилиндров на неплоскостность. Неплоскостность проверяется стальной линейкой и лепестковым щупом по всей поверхности головки блока цилиндров. Неровности не должны превышать 0,1 мм.

Предупреждение

Если уплотнительные поверхности головки блока цилиндров будут дорабатываться, то минимально допустимый размер по высоте не должен быть занижен (см. подраздел 2.10.3).


4. Головки блока цилиндров с разрывами между седлами клапанов и кольцами седел клапанов, а также первых заходов резьбы под резьбовую нарезку свечи зажигания, могут эксплуатироваться дальше без сокращения срока службы и переборки, если разрывы не превышают максимально допустимой величины а = max 0,5 мм.
5. Прокладку головки блока цилиндров заменять всегда.
6. Подпись «oben» должна указывать на головку блока цилиндров. Прокладку головки блока цилиндров установить без герметика так, чтобы ни одно отверстие не было закрыто.
7. Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни стояли примерно на одинаковой высоте.
8. Установить головку блока цилиндров, обращая внимание при этом на направляющие штифты блока цилиндров. При необходимости установить в оба внешних отверстия с впускной стороны новые направляющие штифты. Обращать внимание на то, чтобы распредвал находился в положении ВМТ для 1 цилиндра (см. подраздел 2.5.2.1).
9. Установить все 10 болтов головки блока цилиндров с подкладочными шайбами и затянуть от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда.

Предупреждение

Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой предусмотрительностью. Перед затяжкой болтов необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягивают на холодном двигателе.


10. Болты головки блока цилиндров затягиваются динамометрическим ключом в последовательности от 1 к 10 в два приема: вначале с усилием 40 Н·м, а затем – 60 Н·м. После этого производится дополнительная затяжка жестким ключом: 1/2 оборота (180°). Допускается дополнительная затяжка 90°х2 (за два раза по 90° каждый).
11. При затяжке болтов головки блока цилиндров можно оценивать угол поворота. Установить рукоятку ключа вдоль двигателя и одним движением повернуть ключ до положения рукоятки поперек двигателя (1/4 оборота, 90°). Повернуть ключ дальше – до положения рукоятки снова вдоль двигателя.

Предупреждение

Подтягивание болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или после ремонта не допускается.

При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом, необходимо после установки головки блока цилиндров смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и поверхностью кулачков.


12. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра.
13. Привинтить задний кожух зубчатого ремня.
14. Привинтить зубчатое колесо распредвала и натяжной ролик зубчатого ремня.
15. Установить зубчатый ремень.
16. Установить крышку головки блока цилиндров с маслоотбойником и новыми уплотнителями и затянуть моментом 10 Н·м.
17. Установить верхний кожух зубчатого ремня.
18. Привинтить опору генератора к головке блока цилиндров.
19. Натянуть клиновой ремень (см. подраздел 2.12.1).
20. Установить выхлопную трубу на выхлопной коллектор (см. подраздел 2.19.1).
21. Установить брызговик моторного отсека.
22. Снять машину с подпорок.
23. Привинтить трубу отбора отработанных газов к выхлопному коллектору и головке блока цилиндров.
24. Привинтить кожух выхлопного коллектора.
25. Надеть воздушный шланг подогрева приемного воздуха на кожух.
26. Установить воздушный шланг между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки вместе с клапаном стабилизации холостого хода.
27. Навесить тросик управления дроссельной заслонкой на дроссельную заслонку и на упор.
28. Протянуть жгут проводов двигателя через впускной коллектор.
29. Подсоединить электропроводку:
      – штекер потенциометра СО;
      – штекер потенциометра дроссельной заслонки;
      – многоконтактное соединение впрыскивающих клапанов;
      – штекер клапана стабилизации холостого хода;
      – штекер клапана холодного старта;
      – штекерное соединение лямбда-зонда под машиной, на кронштейне навесных агрегатов справа;
      – штекер датчика давления на рулевом механизме усилителя руля, если имеется;
      – штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки блока цилиндров;
      – провод «массы» от крышки головки блока цилиндров к впускному коллектору.

Предупреждение

Электропровода закрепить на прежних местах и новыми кабельными зажимами.


30. Надеть свечные провода.
31. Надеть вакуумные шланги:
      – на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, прибора управления Digifant;
      – на обратном клапане усилителя тормозов.
32. Надеть трубопровод подачи топлива (черный) на клапан запуска холодного двигателя и распределения топлива, закрепить хомутами.
33. Надеть трубопровод возврата топлива (голубой) на распределитель топлива и закрепить хомутом.
34. Привинтить штуцер охлаждающей жидкости со шлангами к головке блока цилиндров.
35. Залить охлаждающую жидкость. Охлаждающую жидкость заменять всегда.
36. Подсоединить провод «массы» (-) к аккумуляторной батарее. Ввести противоугонный код, запрограммировать радиостанции и установить время на часах.

Предупреждение

Аккумуляторную батарею подсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя.


37. Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки блока цилиндров была дефектна, произвести замену моторного масла и фильтра.
38. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Снова проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений.
39. Проверить момент зажигания (см. подраздел 2.14.6).
40. Проверить холостой ход и содержание СО (см. подраздел 2.18.1).
41. Проверить давление компрессии (см. подраздел 2.11).

ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ВАЗ 2101.Снятие,замена и установка прокладки ГБЦ класических жигулей .

Замена прокладки головки блока цилиндров

Эксплуатация автомобиля отечественного производства имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести дешевизну, повсеместную доступность запчастей, простоту в ремонте. К минусам, не долговечность тех же запчастей. Поэтому замена деталей уплотнения двигателя дело обычное, хоть и доставляет немало хлопот и отнимает драгоценное время.

Основными признаками неисправности и как следствие замена прокладки головки блока цилиндров ваз 2101 служат следующие факторы: В радиаторе системы охлаждения появление масляной плёнки, на высоких оборотах и под нагрузкой бурление охлаждающей жидкости, резкое снижение уровня жидкости в расширительном бочке.

Проникновение жидкости из системы охлаждения в систему смазки, что проявляется загоранием датчика масла на панели приборов, эмульсия на масляном щупе при этом повышение уровня масла. При таких показателях дальнейшая эксплуатация автомобиля не рекомендуется так как может привести к серьёзным поломкам и как следствие к капитальному ремонту двигателя с немалыми денежными затратами.

Для снятия головки блока цилиндров и замены прокладки гбц , вам потребуются:
рожковые и торцевые ключи на 8,10,13,17,
динамометрический ключ, Отвёртка.

Далее снимите аккумулятор, слейте охлаждающую жидкость, воздушный фильтр и клапанную крышку.
От свечей зажигания отсоедините провода.
Дабы не повредить крышку трамблера снимите её вместе с проводами.

Отсоедините выхлопную трубу сначала от коробки передач . затем от коллектора

Отсоедините массовый провод от головки блока.

снимите шайбу, со шпильки снемите рым

Открутите хомуты и снимите шланг с термостата.

Снимите шланг радиатора.

Ослабив полностью хомуты, снимите шланг с вакуумного усилителя тормозной системы, И шланг подогрева впускного коллектора.

Снимите воздухозаборник.

Тяги привода дроссельной заслонки отведите под шланг вакуумного усилителя тормозов.

Далее необходимо снять со стартера теплоизоляционный щиток(если конечно он присутствует)

От датчика указывающего температуру охлаждающей жидкости отсоедините элпровод.

Далее необходимо провернуть распредвал и совместить метку на звёздочке с меткой на корпусе подшипников, для этого воспользуйтесь” кривым стартером” либо спецключом, Всё это делается для того чтобы при сборке было проще установить звёздочку и не устанавливать повторно фазы газораспределения.

Далее необходимо ослабить затяжку болта на звёздочке распредвала, для этого разогните стопорные лапки на шайбе и ослабьте болт, не отворачивая его полностью.

Примерно на пол оборота отпустите колпачковую гайку на натяжитиле цепи.

Ослабьте натяжение цепи, отжав отверткой, башмак натяжитиля и закрутите колпачковую гайку.

Далее необходимо снять звёздочку с распредвала, для этого выверните болт, и аккуратно придерживая цепь, снимите звёздочку. Что бы предотвратить падение цепи в двигатель, её необходимо зафиксировать, проволокой или верёвкой.

Открутите гайки и поснимайте шайбы с корпуса подшипников распредвала.
Аккуратно чтобы не повредить резьбу снимите со шпилек корпус подшипников распредвала.

Внутри головки расположены болты крепления, используя удлинительный вороток и головку, открутите болты.

А один болт крепления головки к блоку цилиндров расположен снаружи, открутите его, используя тот же инструмент.

Болты расположенные внутри головки, отличаются от болта расположенного снаружи,
Внутриние болты длиннее, болты показаны на рисунке.

Далее необходимо снять трубку отопительного радиатора салона, для этого приподнимите головку и снимите трубку со шпильки.

Так как цепь мешает снятию головки её необходимо пропустить между блоком и головкой, и так же зафиксировать.

Далее необходимо снять головку с блока,
но так как она довольно тяжёлая рекомендуется прибегнуть к посторонней помощи или использовать таль.

Чтобы снять прокладку с головки блока цилиндров необходимо пропустить цепь через окно в прокладке.
Внимательно осмотрите поверхность головки блока и поверхность блока цилиндров,
если есть остатки старой прокладки, аккуратно удалите их.

Прежде чем установить новую прокладку головки блока цилиндров, необходимо смазать её с обеих сторон,
лучше всего для этого подходит графитная смазка, тонким слоем смажьте прокладку.

Устанавливать головку блока необходимо в порядке противоположном снятию.

Обтягивать болты головки необходимо в два приёма в следующей последовательности:
Предварительно 33,3-41,16 Н*м (3,4- 4,2 кгс-м) болты с 1-10
И окончательно 95,94-118,38 Н*м (9,79-12,08 кгс-м) болты с1-10
И моментом 30,67-39,1 Н*м (3,13-3,99 кгс-м) болт11

Установив корпус подшипников распредвала, обтяните все гайки в указанной последовательности.

Соберите все детали и узлы в порядке прямо противоположном разборке Отрегулируйте натяжение цепи, зазоры на клапанах, зажигание,

ВАЗ 2101 | Головка цилиндров

3.1.8. Головка цилиндров

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Порядок ослабления болтов головки блока цилиндров

Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров

Предупреждение

Работы выполняются на холодном двигателе.


Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините батарею от массы.
2. Слейте охлаждающую жидкость.
3. Слейте из двигателя масло и снимите масляный фильтр.
4. Снимите корпус заслонки, форсунки и распределитель топлива.
5. Снимите всасывающий коллектор.
6. Снимите выпускной коллектор.

Предупреждение

Всасывающий коллектор и выпускной коллекторы можно снять вместе с головкой цилиндров для окончательной разборки на стенде.


7. Снимите генератор и распределитель зажигания.
8. Снимите шестерню распредвала с цепью, временно оперев ее на успокоитель цепи.
9. Снимите распредвалы и толкатели.
10. Отверните болты крепления насоса гидроусилителя и отведите насос в сторону, не отсоединяя шлангов. Обозначьте и отсоедините снимите остальные детали (патрубки системы охлаждения, тросы, шланги и проводку).
11. Отверните болт крепления (указан стрелкой), снимите маслоуказатель.
12. Отверните 2 болта крышки цепи.
13. Отпустите болты головки цилиндров, отворачивая каждый болт на 1/4 оборота за один прием. Отпускайте болты в указанной последовательности (см. рис. Порядок ослабления болтов головки блока цилиндров). Осмотрите болты, при обнаружении деформаций или повреждений резьбы болты замените.
14. Снимите головку цилиндров. Если головка не поддается снятию, то осторожно подденьте головку, оберев отвертку на кронштейн насоса гидроусилителя.
15. Снимите с головки остальные детали, что необходимо для осмотра и тщательной очистки. Процедуры ремонта головки цилиндров описаны в подразделе 3.3.6).

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите разъемные поверхности головки и блока цилиндров.
2. Аккуратно (приняв меры, чтобы грязь не попала в отверстия) соскребите нагар и остатки материала прокладки.
3. Проверьте наличие на разъемных плоскостях головки и блока цилиндров задиров, сколов, выбоин и других повреждений. Незначительные повреждения можно устранить надфилем, при серьезных повреждениях головка или блок подлежат перешлифовке.
4. Продуйте сжатым воздухом все каналы и отверстия.
5. Установите на место все детали, снятые при разборке головки.
6. Положите на блок цилиндров новую прокладку, ориентируя по штифтам.
7. Осторожно установите головку на блок цилиндров, не нарушая положения прокладки. Смажьте упорные поверхности головок болтов маслом для двигателя.
8. Заверните от руки болты головки цилиндров на их прежние места. Короткие болты заверните на стороне впускных клапанов, а длинные – со стороны выпускных. Затяните болты с заданным моментом в указанной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров). На 2-м и 3-м этапах затяжки болты доворачиваются на 1/4 оборота (90°).
9. Далее сборка выполняется в обратном порядке. Заправьте систему охлаждения жидкостью, залейте масло. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи. Установите момент зажигания и проведите испытание ходовых качеств автомобиля.

ВАЗ 2101 | Головка блока цилиндров

1. Поверхность герметизации очистите от остатков герметика с помощью соответствующего скребка. Проследите, чтобы грязь не попала в отверстия моторного блока. Отверстия прикройте тряпкой.
Предупреждение

Отверстия для болтов головки блока цилиндров не должны быть забиты остатками масла и охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или прочистите отверткой, обернутой тряпкой, а жидкость отсосите. Иначе при закручивании новых болтов возникнет давление, которое может привести к трещинам в моторном блоке или неправильному моменту затяжки болтов.


2. Проконтролируйте плоскостность моторного блока.
3. Наложите новую уплотнительную прокладку головки блока цилиндров без герметика на обезжиренную уплотнительную поверхность так, чтобы не были закрыты отверстия.
4. Очистите уплотнительную поверхность головки блока цилиндров.
5. Проверьте плоскостность головки блока.
6. Установите головку блока цилиндров.
7. Измерьте длину (L) болтов головки блока цилиндров. Если превышена максимальная длина (см. таблицу Болты головки блока цилиндров), ни в коем случае не используйте такие болты.
8. Смажьте моторным маслом резьбу и поверхность, прилегающую к головке болта. Проверьте болты на отсутствие трещин и в случае необходимости замените. Вкрутите болты в головку блока цилиндров и затяните вручную (см. таблицу Размещение болтов головки блока цилиндров).
Предупреждение

Болты головки блока цилиндров должны устанавливаться без прокладочных шайб. Тщательно затяните болты. Проверьте предварительно точность динамометрического ключа.


Болты головки блока цилиндров затягиваются в последовательности от 1 до 18 в четыре этапа (cм. рис. Размещение болтов головки блока цилиндров).
Предупреждение

Болты головки блока цилиндров на каждой ступени соответственно затягиваются в последовательности от 1-го до 18-го.


Первый этап: динамометрическим ключом с моментом 15 Н.м.
Второй этап: динамометрическим ключом с моментом 35 Н.м.
Третий этап: рожковым ключом доверните болты в том же направлении на 90°.
Предупреждение

В этом месте сделайте 10-минутную паузу в затяжке болтов. Затем продолжайте затягивать болты, не ослабляя их.


Четвертый этап: рожковым ключом доверните болты еще на 90°.
Предупреждение

При затягивании болтов рукоятку ключа держите вдоль двигателя и поворачивайте ее одним движением, пока рукоятка не станет поперек двигателя (1/4 оборота = 90°).


9. На два болта М8 (а) спереди головки блока цилиндров установите упругие шайбы и затяните длинным торцовым ключом SW6 с моментом 25 Н.м.
10. Установите направляющую шину цепи управления, вставьте пальцы, предварительно смазав их буртики герметизирующим компаундом, например, Mercedes-001 589 2520.
11. Установите распределительный вал.
12. Установите натяжитель цепи.
13. Установите двигатель в позиции ВМТ зажигания и проконтролируйте положение распределительного вала.
14. Установите головку блока цилиндров.
15. Установите впускной газопровод.
16. Установите 36-контактный разъем.
17. Привинтите электрические провода свечей накаливания.
18. Установите колено трубы с новым уплотнительным кольцом и прикрутите колено к воздушному фильтру.
Предупреждение

Кольцо круглого сечения для улучшения монтажа можно опустить в охлаждающую жидкость. Ни в коем случае не используйте смазку или масло.


19. Установите подающую линию обогрева и наденьте фиксирующие зажимы.
20. Привинтите переднюю выпускную трубу к коллектору с моментом 25 Н.м.
21. Привинтите с моментом 25 Н.м. держатель коробки передач и передней выпускной трубы.
22. Установите шланг от рециркуляционного клапана отходящих газов к корпусу воздухопровода, а также шланг между рециркуляционным клапаном и впускной трубой.
23. Привинтите держатель направляющей трубки маслоизмерительного щупа.
24. Установите топливный фильтр с держателем и прикрутите к головке блока цилиндров с моментом 25 Н.м.
25. Привинтите топливопроводы с новыми уплотнительными прокладками к топливному фильтру. Снимите шланговые зажимы.
26. Установите натягивающее устройство для ребристого клинового ремня.
27. Наложите и натяните ребристый клиновой ремень.
28. Установите радиатор.
29. Установите поперечную трубу воздушного фильтра и шланг всасывания воздуха.
30. Установите воздушный фильтр.
31. Залейте охлаждающую жидкость.
32. Подсоедините к батарее провод «массы» (–).
33. Выставьте часы.
34. Задайте противоугонный код радио.
Предупреждение

Если уплотнительная прокладка головки блока цилиндров была дефектной, замените моторное масло и масляный фильтр.


35. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и проверьте герметичность всех элементов подсоединения.
Предупреждение

Подтягивание болтов головки блока цилиндров запрещено.


36. В заключение нажмите клавишу разблокировки капота двигателя на левом кронштейне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *