Первый внедорожник: Первый комфортный внедорожник СССР: как появился и почему был забракован АР-НАТИ? – 7 внедорожников, изменивших ход автомобильной истории
Предки современных гражданских внедорожников — Журнал «4х4 Club»
Вторая мировая война кроме всего прочего превратила полноприводные автомобили из экзотики в массовое явление и… породила спрос на гражданские внедорожники… Первым гражданским внедорожником (если не считать полноприводные пикапы наподобие Dodge Power Wagon) стал слегка измененный армейский Willys MB.
После небольшой модернизации в 1944 году он превратился в Willys CJ1. Расшифровывалась эта аббревиатура как Civilian Jeep. Впрочем, дальше прототипа дело не пошло. Затем появился мелкосерийный CJ2 (выпустили всего 45 штук), а затем массовый CJ2A (1945–1949 годы). Мотор на нем стоял четырехцилиндровый рабочим объемом 2.2 литра и мощностью 60 л. с. с нижним расположением клапанов. Всего за четыре года модель разошлась тиражом в более чем 214 тыс. штук.Краткая история Jeep за 10 лет. Слева на обложке журнала Collier за 1946 год модель CJ2. В середине – длиннобазный Jeep CJ6 (1955 год). Справа – Willys CJ2B с кузовами пикап и фургон
Затем последовал слегка улучшенный CJ3A, а в 1953 году – и CJ3B с новым двигателем Hurricane того же объема, что и у старого, но мощностью уже 70 л. с. – за счет оригинальной конструкции, подразумевающей наличие и верхних, и нижних клапанов. Для размещения этого агрегата пришлось приподнять капот и вытянуть вверх радиаторную решетку. В 1954 году появилась модель CJ5 (слегка доработанная версия армейского М38A1 1953 года, дизайн которой не меняли вплоть до середины 80-х), а в 1955-м – и ее длиннобазная версия CJ6. Конструктивно все они представляли собой развитие темы MB – полный привод с подключаемым передним мостом, зависимая подвеска на продольных рессорах, раздаточная коробка на две ступени. К слову, именно на моделях CJ5 и CJ6 в 1959 году стали устанавливать дизели Perkins 192 (3.15 л, 63 л. с.).
Mitsubishi Jeep CJ3B выпускался без особых изменений вплоть до конца 90-х годов прошлого века. На фото модель 1984 года
Вплоть до модели CJ5 джипы снабжали подвеской для плуга и прочего сельхозоборудования. А также валом отбора мощности и шкивом для привода различных агрегатов. Впрочем, это продолжалось недолго – занять нишу мини-трактора у Willys не получилось, возможности трансмиссии не позволяли. Одновременно в 1947 году Willys выпустил в продажу модификации – пикап, фургон и трехдверный универсал с щегольской отделкой кузова из дерева. Для тех, кому не хватало денег на полный привод, сразу же подготовили заднеприводные модификации. Популярность конверсионных джипов была столь велика, что их немедленно начали копировать французы (фирма Hotchkiss), японцы (Mitsubishi) и даже индусы (Mahindra).
По мотивам Jeep создали несколько интересных внедорожников. Во-первых, Toyota Land Cruiser, выпуск которой начали в 1951-м. Впрочем, до 1954 года машина называлась Toyota Jeep BJ. Оригинальное название придумал технический директор Хандзи Умехара, который посчитал, что если в Англии есть Land Rover (о нем ниже), то название полноприводной Toyota должно звучать не хуже. Малоизвестный факт: точно так же (Land Cruiser) называлась одна из моделей легкового Studebaker вплоть до 1954 года.
Французский вариант модели CJ3B
Во-вторых, конечно, Nissan Patrol, увидевший свет также в 1951-м. Интересно, что оба «японца» вплоть до середины 60-х годов серьезно превосходили американский Jeep по мощности. К примеру, в 1959 году на них устанавливались 125- и 105-сильные бензиновые двигатели.
Третьими «джиповидными» внедорожниками стали Fiat Campagnola AR 51 – как можно понять из названия, вышедший на рынок во все том же 1951 году – и его почти точная копия Alfa Romeo 1900M (Matta). Последнюю выпускали в небольших количествах всего два года, а вот Campagnola первой серии продержалась на конвейере до 1974-го.
Забавно, что даже в СССР не устояли перед обаянием американской техники. Недаром первые опытные полноприводные «Москвичи» модели 415 (1957 и 1958 годы) внешне мало чем отличались от CJ2 и CJ5. Возможно, именно поэтому их и не пустили в серию.
Румынский вариант ГАЗ-69 – АRО М461. Отличия минимальны: окраска, тент, отсутствие запаски на борту и т. д.
БРИТАНЕЦ ПРОТИВ БРИТАНЦА
В свою очередь англичане были весьма впечатлены невероятной для 40-х годов проходимостью американского джипа. Причем некоторым он понравился настолько, что они захотели заполучить нечто подобное, но свое, британское. В числе последних оказался Морис Вилкс – технический директор фирмы Rover. Надо отметить, что в тот момент Великобритания испытывала серьезные трудности. К примеру, в первые послевоенные годы остро не хватало стального проката, в результате чего сталь в первую очередь шла автопроизводителям, выпускавшим продукцию на экспорт. По иронии судьбы при этом образовался серьезный переизбыток алюминия, который раньше шел на производство самолетов, а теперь стал вроде как и не нужен. Вывод, к которому пришел Вилкс во время очередной поездки на джипе, напрашивался сам собой: нужно создать оригинальную, недорогую в производстве машину с полным приводом и алюминиевым кузовом.
Нет, это не «козлик», это Fiat Compagnola AR51
От идеи до ее воплощения прошло совсем немного времени. Уже в 1947 году был готов первый прототип Centre Steer с рулем, расположенным по-тракторному, посередине: машину ведь готовили как фермерский транспорт. Разумеется, это было крайне неудобно при движении по обычной дороге в потоке «нормальных» авто, так что на серийном образце, появившемся в 1948 году, руль установили уже на традиционном месте, т. е. справа. А называлась будущая гордость Британии – Land Rover.
Главной особенностью нового внедорожника стал алюминиевый кузов, установленный на стальную раму, защищенную от электрохимической коррозии, которая не редкость при контакте двух используемых металлов. Автомобиль получил двигатель от седана P3 (1.6 л, 52 л. с.), раздаточную коробку с понижающей передачей, полностью зависимую подвеску на рессорах и оригинальный заменитель центрального дифференциала – обгонную муфту, которая позволяла проходить повороты без перегрузки трансмиссии. При необходимости муфту можно было заблокировать. Кроме того, тракторные возможности (например, наличие заднего шкива для привода различных агрегатов) позволили позиционировать машину как сельхозтехнику, которая почти не облагалась налогом. При этом сам по себе вездеход стоил чуть ли не в два раза дешевле самого доступного седана Rover, что сразу же радикальным образом сказалось на продажах.
Land Rover первой серии не имел дверных ручек, а красили его в основном зеленой краской
Развивая успех, в 1949 году Rover выпустил закрытую мелкосерийную версию с кузовом фирмы Tickford, в 1950 году место постоянного полного привода занял более традиционный вариант с подключаемым передним мостом. А в 1952 году объем двигателя повысили до двух литров, причем мощность поднялась до 52 л. с. В 1956 году представили длиннобазный пятидверный универсал, а в 1957-м машина обзавелась дизелем рабочим объемом 2.2 литра и мощностью 78 л. с. И, наконец, в 1958 году пришло время второй серии с облагороженным дизайном, главной особенностью которого стали дверные ручки и поворотники на крыльях. При этом бензиновый двигатель подрос в рабочем объеме до 2.2 литра и в мощности до 72 л. с.
Удачный старт Land Rover вызвал у конкурентов-соотечественников вполне естественное желание побороться за внезапно открывшийся рынок полноприводников. Однако довести проект до серии смогла только фирма Austin. Что, собственно говоря, было несложно, ведь у нее уже имелся контракт на поставку в армию 15 тыс. внедорожников Champ (1951–1956 годы) с четырехцилиндровым двигателем фирмы Rolls-Royce рабочим объемом 2.8 литра и мощностью 75 л. с. Изюминкой машины стала полностью независимая подвеска на треугольных рычагах и продольных рессорах.
Austin Gipsy. Найдите 10 отличий от Land Rover…
Оставалось только сделать Champ привлекательным для гражданских покупателей. Для чего бывшего вояку снабдили дверцами, слегка облагородили интерьер и поставили более дешевый мотор собственного изготовления объемом 2.7 литра и мощностью 75 л. с. Увы, автомобиль продавался плохо, и не в последнюю очередь из-за завышенной цены. Да еще и армия в конце концов отказалась от Austin Champ в пользу Land Rover с его надежной и недорогой рессорной подвеской.
Ответный ход был простым и коварным. Во-первых, новый Austin Gipsy обзавелся удешевленной независимой подвеской всех колес Flexitor на поперечных резиновых торсионах (впрочем, с 1960 года можно было купить и версию с рессорной подвеской). Во-вторых, визуально Austin стал настолько похожим на своего конкурента, что впору было устраивать конкурс – «найдите 10 отличий». Кроме того, по размерам и мощности двигателей (дизель в 55 л. с. и бензиновый двигатель в 62 л. с.), системе полного привода и наличию различных кузовных модификаций Gipsy практически дублировал Land Rover. Правда, это с учетом творений кузовных фирм, для которых выпускалось голое шасси. Вот только кузов был стальной. Что поначалу превозносилось рекламой как преимущество. До тех пор пока на кузовных панелях не начали распускаться первые «цветы» ржавчины. На что, впрочем, ответили усиленной антикоррозионной обработкой.
ГАЗ-67Б послевоенного выпуска легко отличить по штампованной радиаторной решетке
Машина даже пользовалась определенной популярностью у охотников за плавный ход, а значит, и возможность стрелять в движении. Однако повторить успех Land Rover или хотя бы приблизиться к его уровню продаж Gipsy не смог. В 1968 году после объединения Austin, Rover и нескольких других фирм в концерн British Leyland он был снят с производства. Всего к тому году было выпущено чуть больше 21 тысяч Austin Gipsy и около четверти миллиона Land Rover 1-й и 2-й серий.
В ЭТО ВРЕМЯ В СТРАНЕ СОВЕТОВ
Карьера полноприводного «как бы конкурента» Willys – ГАЗ-67Б (1943–1953 годы) развивалась следующим образом. Модернизация машины в 1948 году, служба в сельском хозяйстве в качестве «председательского» автомобиля, появление комфортабельных закрытых версий. Правда, последние были плодами многочисленных ремонтных заводов и мастерских и выпускались либо очень мелкой серией, либо и вовсе поштучно.
Всерьез «козлом», как прозвали ГАЗ-67Б за «особо комфортную» подвеску, не занимались, поскольку было принято решение бросить все силы на перспективный ГАЗ-69. Даже гидравлические тормоза вместо «дубовых» механических так и не установили. А ведь машинка была достаточно быстрой. С 50-сильным 3.3-литровым мотором от грузовика ГАЗ-ММ она разгонялась до 88 км/ч.
Панель приборов, позаимствованная с лицензионного Ford-AA, ну просто сама лаконичность в металле
Наследник – «шестьдесят девятый» – конструктивно был уже вполне современным. Гидравлические тормоза, раздаточная коробка с понижающей ступенью, мотор от «Победы» мощностью 52 л. с. и даже элементы комфорта – отопитель и металлические дверцы вместо полотняных, как на предшественнике. Выпускали два варианта: двухдверный универсальный кузов с лавками вдоль бортов (а-ля маленький Dodge WC) и «командирский» четырехдверный фаэтон ГАЗ-69А. Готовилась закрытая версия с полностью металлическим кузовом ГАЗ-69Б, но в серию она так и не попала. Военных автомобиль не заинтересовал, а гражданским, по мнению партии и правительства, столь высокий уровень комфорта был явно не нужен. Любопытно, что ГАЗ-69 выпускали в Румынии (под названием ARO M461) и в Северной Корее (SUNGRI 4.15, Kaengsaeng 68). В КНДР ГАЗ-69 продержался на конвейере аж до 1985 года!
Еще три интересных внедорожника увидели свет во второй половине 50-х. Это был ГАЗ-М72 (1955–1958 годы) и МЗМА-410 (кузов седан), а также МЗМА-411 (универсал). Их выпускали с 1958 по 1961 год. Первый был создан путем скрещивания ходовой части ГАЗ-69 с кузовом «Победы», второй и третий– оригинальные разработки на базе «Москвича» МЗМА-407. К сожалению, все три машины так и не пошли в большую серию. А жаль, ведь они могли спровоцировать моду на кроссоверы лет на 30 раньше.
«Москвич» МЗМА-410 (1958–1961 годы): 45 л. с., рессорная подвеска, двухступенчатая раздаточная коробка и скорость до100 км/ч
МЫ ПОЙДЕМ СВОИМ ПУТЕМ!
В отличие от всей остальной планеты, немцы после войны даже не смотрели на Jeep. В Восточной Германии потому, что простым трудящимся ничего такого не положено. А военным, которые стояли на страже мира и социализма, внедорожники выделял Горьковский автомобильный. В Западной Германии полноприводники долгое время просто не выпускали. В обстановке послевоенной бедности и разрухи народу было не до полного привода. Здесь бы хоть как-то передвигаться в пространстве, лишь бы не на своих двоих. Естественно, повышенной популярностью пользовались недорогие машины. В частности, двухтактные авто производства Auto Union – DKW.
ГАЗ-69 с 1954 по 1972 год выпускался на УАЗе. Машина на фото подверглась минимальному тюнингу (колесные диски, хабы, зеркала)
Впрочем, трехцилиндровый двухтактник DKW не только дешев, но и очень прост по конструкции. Ни распредвалов, ни масляного насоса (масло смешивается прямо с бензином), ни клапанов. За счет отсутствия «лишних» деталей и высокой литровой мощности такой моторчик весил всего 60–70 кг без навесного оборудования. А еще он был настолько компактен, что при мощности 40–50 л. с. без проблем помещался в большую сумку. Естественно, такие свойства не могли не заинтересовать военных, которым особенно понравилось, что такой двигатель можно было демонтировать всего за 20–30 минут в полевых условиях.
В итоге в 1956 году на вооружение только что созданного бундесвера был принят оригинальный внедорожник DKW Munga F91 с полностью независимой подвеской на пружинах, постоянным полным приводом и двухступенчатой раздаточной коробкой. Рабочий объем составлял 896 см3 (позже 974), а мощность в разные годы варьировала от 38 до 44 л. с. Увы, двухтактник изначально не мог похвастаться гибкостью. Максимальный крутящий момент составлял всего 71 Нм при 3000 об/мин. Были и другие недостатки. К примеру, сравнительно малый ресурс мотора и особо зловредный выхлоп, который, по словам известного немецкого автоисторика Вернера Освальда, «у многих вызывал неприятные ощущения, вплоть до рвоты при езде в колонне. В районах учений часто можно было видеть страдающих солдат, лежащих на обочине дороги». Впрочем, начальство такие особенности эксплуатации не сильно волновали. И Munga служила вплоть до начала 80-х годов. В общей же сложности до 1968 года было выпущено 46 тыс. двухтактных вездеходов. Из них 31 тысяча поступили в армию ФРГ и всего лишь 15 тысяч попали в руки обычных покупателей.
Гражданский вариант DKW Munga продавался под торговой маркой Auto Union. При снаряженной массе чуть больше тонны он разгонялся до 100 км/ч
В целом в 40–60-х годах внедорожники пока что и мечтать не могли о миллионных тиражах своих легковых собратьев. Полноприводные машины начального периода в массе своей все еще несли неизгладимую печать конверсии и, по мнению большинства автомобилистов, были ну уж очень простецкими, чересчур тихоходными и непрактичными. Все изменилось в 70-х, но это уже другая история.
Ягуар, Пигмей и другие: неизвестные внедорожники СССР
Однако история советских автомобилей со всеми ведущими колёсами гораздо длиннее и обширнее, чем можно подумать! Кроме традиционных «уазиков» и Нивы, которые обычно приходят в голову при фразе «советский внедорожник», такой трансмиссией оснащался не один десяток легковых автомобилей – как серийных, так и не очень. Забытые и просто неизвестные, эти машины, наряду с более раскрученными серийными собратьями, и станут героями нашего материала.
Начало
В середине тридцатых годов инженер Горьковского автозавода Виталий Андреевич Грачёв начал активно заниматься автомобилями повышенной проходимости — сначала экспериментальным грузовиком ГАЗ-АААА, затем пикапом ГАЗ-21. Впоследствии от трехосной схемы 6х4 конструктор отказался в пользу двух ведущих осей (4х4), разработав к 1938 году опытные образцы полноприводных автомобилей семейства ГАЗ-61, в основе которых лежала легковушка ГАЗ М-1. К ним относились фаэтон ГАЗ-61-40 с мягким верхом и цельнометаллический ГАЗ-61-73, который считается первым в мире легковым полноприводным автомобилем с закрытым кузовом.
От обычной «эмки» эта машина отличалась более высокой посадкой кузова и самой трансмиссией. Именно закрытая версия и была запущена в серию. Необычной машиной, сочетающей в себе легковой кузов и полноприводную компоновку, пользовался высший командный состав РККА, однако уже в 1942-м, всего год спустя после начала производства, полноприводную модификацию сняли с производства из-за нехватки комплектующих.
Исходя из специфики военного времени, последующие советские полноприводные разработки носили сугубо утилитарный характер – все для фронта, все для победы!
Еще до начала Великой Отечественной войны по образу и подобию нескольких американских «джипов» — (так при произношении звучало сокращение GP от английского general purpose — общего назначения) заводы ГАЗ и НАТИ приступили к разработке максимально простого полноприводного автомобиля с открытым кузовом, лишенного даже дверей.
В.А. Грачёв разработал прототип ГАЗ-64 под условным названием «Пигмей» менее чем за два месяца, максимально унифицировав его по агрегатам с другими горьковскими автомобилями. Машина успешно прошла на испытаниях около 800 километров, причем примерно пятую часть из них — по бездорожью. Увы, после проверки на практике и осмотра прототипов в Кремле Сталиным, Ворошиловым и Будённым ГАЗ-64 поставили неудовлетворительную оценку, признав автомобиль непригодным для применения в Красной Армии и Народном хозяйстве.
Ранние прототипы «Пигмея» отличались оригинальным решением передней части
Уже после начала ВОВ была собрана первая опытно-промышленная партия машин, которые были направлены на фронт. Интересно, что большая часть автомобилей применялась в качестве артиллерийских тягачей, а не транспорта для перевозки командирского состава. В 1942 году в Горьком на шасси этого внедорожника начали выпуск…бронеавтомобиля БА-64, причем производство «броневиков» было в приоритете, вследствие чего их сделали в несколько раз больше, чем обычных ГАЗ-64.
На фото: ГАЗ-64
Практическое применение бронеавтомобилей выявило, что из-за склонности к опрокидыванию они нуждаются в расширении колеи. С конца 1943-го в серию был запущен ГАЗ-67. Новый «козлик» отличался от первой модели как раз измененной колеей, которая позволяла ему двигаться по дорогам, проложенным грузовиками, а уже в 1944 году начался выпуск модернизированной версии под индексом ГАЗ-67Б.
Технически эти автомобили повторяли конструкцию автомобилей семейства ГАЗ-61, но отличались от них лучшей геометрической проходимостью благодаря более короткой колёсной базе, из-за которой автомобиль и приобрел свою знаменитую склонность к «галопированию».
Полноприводные автомобили ГАЗ хорошо зарекомендовали себя во время войны – и «козлики», и машины на базе «эмки» позволяли проехать там, где обычная легковушка без вариантов «садилась на брюхо». Вместе с тем эти машины были гораздо компактнее и маневреннее больших грузовиков, сравнимых с ними по проходимости. Кроме того, советские военнослужащие активно использовали в поставляемые по ленд-лизу аналогичные внедорожники вроде знаменитого Willys MB. Именно поэтому сама концепция предельно простого и утилитарного транспортного средства повышенной проходимости не вызывала сомнений ни у автомобильных конструкторов, ни у высшего руководства страны.
Практически сразу после окончания войны остро встал вопрос о новом внедорожнике, который смог бы заменить как «шестьдесят седьмые», так и трофейную технику. Изначально предполагалось, что новая разработка будет иметь двойное назначение – как для «мирного труда» в сфере народного хозяйства, так и для несения «военной службы».
В 1947 году вышло соответствующее постановление Совмина СССР, где были сформированы основные требования к автомобилю, среди которых наряду с простотой конструкции была и агрегатная унификация с Победой. Первый опытный образец под названием «Труженик» был изготовлен несколько месяцев спустя, а уже в 1948-м прототипы прошли заводские испытания.
Пятидесятые
Серийное производство ГАЗ-69 началось в 1953 году, причем машина изначально существовала с двумя разными модификациями кузова — с двумя дверями и восемью посадочными местами и в более комфортабельном четырехдверном пятиместном варианте, который иногда называли председательским. Версия с двумя дверями и продольными трехместными лавками в задней части кузова предназначалась преимущественно для военных.
С 1954 года «газики» начали параллельно собирать и в Ульяновске, а полностью производство ГАЗ-69 с ГАЗа туда передали уже в 1956-м. Модель была настоящим долгожителем и стала одним из самых массовых советских полноприводников — до 1972 года было произведено свыше 600 тысяч «козликов»! Кроме того, техдокументацию на производство этого автомобиля передали в Румынию и Северную Корею.
На этом работу над полноприводными автомобилями в Горьком не прекратили: уже в 1955-м году начался выпуск модели ГАЗ М-72, которая являлась интересным сочетанием несущего кузова Победы с агрегатами ГАЗ-69. От обычной легковушки этот автомобиль отличался более высокой посадкой кузова и полноприводной трансмиссией, благодаря чему по проходимости М-72 не сильно уступал «газикам».
Такой «кроссовер» по достоинству оценили чиновники в райцентрах и механизаторы на целине, для которых и предназначался этот автомобиль.
Ведь инспектировать совхозы и колхозы на «почти легковой» машине с возможностями внедорожника было куда приятнее, чем на тряском «козлике». Однако выпускали М-72 на ГАЗе всего три года, изготовив в общей сложности менее 5 000 экземпляров.
Одновременно с ГАЗ М-72 в Горьком был спроектирован еще один необычный симбиоз «джипа» и легковушки, который получил индекс М-73.
Компактный полноприводник отличался оригинальным двухдверным кузовом, который по габаритам был существенно меньше Победы. Теоретически на таком автомобиле также могли ездить руководители сельских администраций, однако производственные мощности ГАЗа не позволили запустить автомобиль в серию, поэтому один из двух созданных образцов передали на МЗМА.
В Ульяновске в середине пятидесятых не только освоили серийный выпуск ГАЗ-69, но и занялись проектированием полноприводных однообъемных микроавтобусов, получивших индекс УАЗ-450А. «Буханка» первого поколения продержалась на конвейере около 10 лет – до 1967 года.
Переданный же на МЗМА прототип ГАЗ М-73 позволил московским инженерам создать на основе легковых Москвичей собственный полноприводный автомобиль, получивший индекс Москвич-410 (410Н после модернизации).
«Четыреста десятый» отличался от обычного седана не только полноприводной трансмиссией, но и узлами ходовой части, а также увеличенным до 220 мм клиренсом и «зубастыми» колесами. Чуть позже на МЗМА начали выпуск внедорожника с кузовом типа универсал – его можно считать настоящей предтечей современных кроссоверов! Ведь производитель четко позиционировал автомобиль не как вездеход, а как легковушку повышенной проходимости.
И на этом в Москве не остановились! Ведь руководство Минавтопрома решило запустить на МЗМА новую полноприводную модель, которая была бы лишена недостатков «гибридных» Москвичей на основе обычных легковушек. Именно поэтому новая машина должна была получить полностью оригинальную конструкцию, над которой в Москве активно работали до 1960 года.
Шестидесятые
В итоге московские инженеры пришли к жесткой лонжеронной раме, на которую устанавливался короткий двухдверный кузов в двух вариантах – с брезентовым верхом (Москвич-415) и металлической крышей (Москвич-416). Таким образом, по концепции полноприводный Москвич ушел от прежних разработок, став перспективным массовым автомобилем для сельских жителей.
Увы, дальше подготовки техдокументации идея не продвинулась, поскольку производственные мощности МЗМА не позволяли быстро и легко запустить машину в серию. Вдобавок уже в 1961-м сменилось руководство Минавтопрома, а новым чиновникам концепция малолитражного внедорожника для села была почему-то не интересна.
Именно поэтому в шестидесятые годы новых полноприводных разработок в СССР практически не было – разве что ульяновская «буханка» после модернизации получила индекс УАЗ-452.
Остальные заводы сконцентрировались на выпуске новых легковых моделей — Запорожцев и Москвичей, отложив почти на десятилетие тему полного привода.
Впрочем, как раз в середине шестидесятых по заказу ВДВ на Луцком Автозаводе освоили транспортер переднего края ЛуАЗ-967 с полным приводом, который мог не только ездить, но и плавать! Однако специфичная машина предназначалась исключительно для нужд армии, поэтому рядовые советские автомобилисты о ней почти не знали.
Семидесятые
Приоритеты Минавтопрома изменились в начале семидесятых: идея массового малолитражного внедорожника вновь актуализировалась в виде соответствующего технического задания. Правительство страны инициировало создание автомобиля для села – и за выполнение этой задачи взялись сразу несколько советских автозаводов!
К примеру, в Луцке с 1971 года начали производство оригинального «проходимца» — автомобиля с упрощенным кузовом с брезентовым верхом и серьезным внедорожным потенциалом. Впечатляющая проходимость «Волынянки» достигалась за счет наличия понижающей передачи, колесных редукторов и блокировки заднего дифференциала.
Интересно, что в обычных условиях ЛуАЗ-969 ездил на переднем приводе (!), а задний редуктор подключался к силовому агрегату жестко и только на трудных участках. Увы, луцкий внедорожник за неимением другого двигателя оснащался мотором Запорожца, которому было нелегко вращать столь развитую полноприводную трансмиссию. Да и по комфорту ЛуАЗ был далёк от легковой машины. Тем не менее, практичная машина достаточно быстро нашла своего потребителя, продержавшись на конвейере до 1979 года, когда в Луцке начали выпускать модернизированную модель 969М.
В Москве в начале семидесятых решили осовременить свой джип, так и оставшийся «на бумаге». Москвич-2150 получил двигатель от «четыреста двенадцатого» и более современную отделку, чтобы соответствовать веяниям нового десятилетия.
Откликнулись на призыв Минавтопрома и в Ижевске: в рамках техзадания по разработке автомобиля повышенной проходимости для сельских жителей в 1972 году был создан Иж-14. Конструкция машины была достаточно необычной: сохранив несущий кузов и «москвичовский» двигатель, ижевский внедорожник получил новые подвески и оригинальную раздатку.
Однако всем этим автомобилям не суждено было встать на конвейер, поскольку Минавтопром отдал предпочтение тольяттинской разработке. Ведь практически одновременном с началом производства Жигулей на Волжском автозаводе занялись разработкой собственного полноприводника.
Ранние «крокодилы» отличались предельно упрощенной внешностью
Опытные образцы ВАЗ-2121 от серийной машины можно отличить по некоторым деталям – например, светотехнике и расположению «запаски»
Он должен был сохранить несущую конструкцию кузов и унификацию по двигателю и некоторым агрегатам с обычными ВАЗами, но при этом в Тольятти отказались от концепции подключаемого полного привода в пользу постоянного. Достигалось это за счет наличия межосевого дифференциала, который при необходимости можно было заблокировать. Кроме того, машина получила и «понижайку».
«Всегда полноприводная» трансмиссия – вот то, что отличало тольяттинский полноприводник от большинства классических вездеходов с подключаемым передним мостом
Испытания прототипов Нивы показали, что вазовская разработка на голову превосходит и полноприводные Москвичи, и ижевские прототипы. Конечно, во многом это было связано со значительной финансовой поддержкой завода со стороны профильного министерства, но факт остаётся фактом: в Тольятти лучше остальных реализовали концепцию легкового автомобиля повышенной проходимости с постоянным полным приводом.
На тот момент в мире практически не выпускали аналогов Нивы — разве что британский Range Rover.
После ряда доработок и доводочных испытаний к ХХV съезду КПСС в начале 1976 года на ВАЗе по обходной технологии собрали первую опытно-промышленную партию ВАЗ-2121, а уже в следующем году началось серийное производство необычной модели.
В СССР к достаточно дорогой и не самой практичной машине отнеслись осторожно. Конечно, вследствие товарного дефицита Нивы особо в магазинах не застаивались, но в большинстве случаев им предпочитали Жигули — например, третьей или шестой модели.
Зато новинка с постоянным полным приводом и практически «жигулевским» уровнем комфорта произвела настоящий фурор на внешних рынках, чему способствовал и ошеломительный успех Нив в ралли-рейдах Париж-Дакар.
В начале семидесятых годов в Ульяновске сняли с производства порядком устаревший ГАЗ-69, заменив его новым «козликом» под индексом УАЗ-469. Сохранив общую концепцию, ульяновский внедорожник стал больше и мощнее, причем машина выпускалась в двух вариантах – военном, с колесными редукторами, и «гражданском» — без редукторов. УАЗы «пониженной» проходимости использовались во многих отраслях народного хозяйства – колхозах, милиции и так далее.
В тот же период в Горьком вернулись к концепции «полноприводной Победы», но на новом уровне, использовав кузов новейшей Волги ГАЗ-24 и агрегаты «четыреста шестьдесят девятого».
Автомобиль отличался отсутствием рамы и предназначался отнюдь не для председателей сельсоветов — один экземпляр ГАЗ-24-95 находился в Завидово, обслуживая лично генсека Л.И. Брежнева во время охоты, а остальные несколько машин остались в Горьковской области. При этом серийное производство полноприводной Волги не планировалось.
На ВАЗе же практически одновременно с разработкой Нивы занимались и… полноприводной амфибией, о которой мы подробно рассказывали в отдельном материале.
Восьмидесятые
Занимаясь обновлением легкового модельного ряда, в новом десятилетии в СССР не забывали и о полноприводных автомобилях. Так, в Ульяновске принялись за создание нового внедорожника, который со временем смог бы заменить УАЗ-469. Кроме того, на УАЗе также занялись «летающе-водоплавающим» многоцелевым автомобилем, получившим обозначение УАЗ-3907 Ягуар.
В Луцке в 1984 году выпустили ЛуАЗ-1301 – автомобиль, отличавшийся от привычной «Волынянки» более современной формой кузова. Интересно, что параллельно с украинскими конструкторами в рамках конкурса Минавтосельхозмаша по тому же техзаданию над новым внедорожником работали в Ленинградской лаборатории НАМИ. Однако из-за разных взглядов на концепцию машины конструкция и компоновка «Луаз-Прото» и ЛуАЗ-1301 в итоге существенно отличались.
Первые образцы ЛуАЗ-1301 отличались более угловатой внешностью
В конце восьмидесятых луцкие «концепты» засветились на обложке журнала «За Рулем». У ЛуАЗ-1301 и ЛуАЗ-Прото оказалась одна несчастливая судьба на двоих
На ВАЗе в это же время активно работали над амфибией ВАЗ-2122, создавая в рамках доводочных испытаний все новые и новые серии прототипов. Не забывали в Тольятти и про обычную Ниву, создав модернизированный ходовой макет ХМ-01, о котором мы также рассказывали.
Десять лет спустя после начала выпуска в Тольятти предприняли попытку улучшить ходовые качества Нивы, но до конвейера наработки добрались не скоро. И уже в виде ВАЗ-2123
Увы, все эти перспективные новинки объединила незавидная участь – в конце семидесятых финансовая поддержка автозаводов со стороны была сведена к минимуму. В этих условиях ни на ВАЗе, ни на УАЗе запустить в серийное производство новые полноприводники не смогли, да и луцкий внедорожник нового поколения так и остался опытным образцом вплоть до распада СССР.
При этом именно в восьмидесятые годы в СССР были разработаны еще две крайне любопытные легковушки с приводом на все колёса.
Полноприводная «восьмерка» будоражила взгляд и умы читателей июньского номера «За Рулем» за 1985 год
ГАЗ-3105 – полноприводная Волга-фантом
Первый – это выпущенный в нескольких экземплярах полноприводный ВАЗ-2108 «Ралли 4×4», который в силу своей редкости представлял для обычного потребителя разве что умозрительный интерес. Зато на полноприводную Волгу ГАЗ-3105 в Горьком возлагали куда больше надежд. Однако «ноль пятая» повторила печальную судьбу многих разработок конца восьмидесятых, так и не став крупносерийным автомобилем.
Зато после распада СССР полным приводом в России обзавелись минивэны, микроавтобусы и хэтчбеки – к примеру, тольяттинская Надежда, ижевская Ода и даже нижегородская Газель. Однако это уже совсем другая история.
Внедорожник — это… Что такое Внедорожник?
Внедоро́жник (англ. off-road vehicle) — обобщенное название для транспортных средств повышенной проходимости всех категорий, в том числе и предназначенных для эксплуатации только вне дорог (например в карьерах). К внедорожникам также относятся транспортные средства специального назначения на колесах низкого давления, гусеницах, шнеках и пр. Внедорожники не следует путать с вездеходами, поскольку термин «внедорожник» является более широким. Легковые внедорожники в просторечии называют джипами.
Определение в словарях
В Большой советской энциклопедии термин внедорожник упоминается в статье «Автомобиль»:
По проходимости Автомобили разделяются на дорожные, внедорожные (карьерные) и Автомобили повышенной и высокой проходимости. … Внедорожные, имеющие увеличенные габаритные размеры и осевые нагрузки, могут использоваться только на специальных дорогах, например в карьерах.[1]
Поэтому, по мнению журнала «За рулём», называть обычные транспортные средства «внедорожниками» не совсем корректно, так как настоящим внедорожникам не разрешено передвижение по дорогам общего пользования[2]. Однако в энциклопедической статье говорится, что могут использоваться только на специальных дорогах внедорожники, «имеющие увеличенные габаритные размеры и осевые нагрузки», про ограничение для внедорожников с обычными габаритами и осевыми нагрузками не упомянуто.
В ПДД даётся определение только понятию «транспортное средство»:
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.[3]
В ПДД не определяется понятие внедорожник и не говорится о каких-либо ограничениях их использования. Вместе с тем любое механическое транспортное средство должно быть «зарегистрировано в установленном порядке»; если транспортное средство не соответствует некоторым стандартам, то оно попросту не будет зарегистрировано, и, следовательно, не сможет легально выезжать на дороги общего пользования.
В современных словарях слово «внедорожник» определяется как «автомобиль повышенной проходимости»[4][5].
На использовании слова «allroad» вместо устоявшегося термина «джип» настаивает корпорация Крайслер, по причине владения одноименной торговой маркой.
Существует близкий термин «вседорожник», более точно определяющий направленность части автомобилей, именуемых «автомобилями повышенной проходимости» или «внедорожниками»: движение как по дорогам с улучшенным покрытием, так и по дорогам вовсе без покрытия, но все же по дорогам.
Термин «внедорожник» для русскоговорящих подразумевает возможность эксплуатации транспортного средства не только на дорогах, но и при их отсутствии.
История
Bantam BRC 40Название «Джип» появилось в годы Второй мировой войны как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей «Виллис-МВ» (Willys) и однотипных с ними машин «Форд GPW» (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы «Виллис» из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.[6] |
Перед началом Второй мировой войны на вооружении армий мира было несколько автомобилей с колесной формулой 4×4, а именно: американский полноприводый «Мармон-Херрингтон», японский «Курогане» (1935 г.), немецкий «средний внедорожный» автомобиль «Хорьх-91» (1937 г.), и советский ГАЗ-61 на базе «Эмки» (1938 г.). Все эти машины выпускались мелкими сериями и были, по сути, легковыми командирскими машинами[7].
Первый массовый армейский полноприводный автомобиль-внедорожник с зависимой подвеской всех колёс и упрощённым открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэбаут — runabout) был создан в США уже после начала Второй мировой войны фирмами American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor по тендеру американской армии. Машины, выпускавшиеся Ford получили наименование GPV (General Purpose Vehicle), то есть, «Автомобиль общего назначения». По первым буквам («Джи-Пи») солдаты окрестили их джипами. Существует и другая версия, согласно которой, прозвище Jeep связано с армейским сленгом, согласно которому обозначает «трудяга», «работяга» и восходит к довоенному мультфильму про морячка Попая. Стоит отметить, что в Советском Союзе во время войны все легковые американские автомобили такого типа назывались «виллисами» (вне зависимости от того кем были реально произведены: Willys или Ford), а после войны за таким типом автомобилей закрепилось удобное в произношении и написании слово джип, а термин «внедорожник» (вариант «вседорожник») был придуман и внедрён в обиход в начале 90-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией «Крайслер», владеющей торговой маркой Jeep.
В СССР в 1941—1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года — первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях Союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз.
После войны к конверсионной версии внедорожника, получившей торговую марку Jeep CJ2A (индекс CJ от Civilian Jeep — гражданский джип), во всём мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года. Одной из отличительных черт автомобиля был материал: в 1947 году выпуск истребителей и бомбардировщиков резко снизился, на складах скопилось огромное количество алюминия, который стоил дешевле стали. Этот алюминий, отличавшийся коррозийной стойкостью, и стал первым материалом для машин Land Rover. Таким образом, машина с самого первого дня существования стала ассоциироваться с выносливостью и прочностью. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так, в США с 1947 года на базе Jeep CJ3 начали выпуск цельнометаллического трёхдверного универсала Jeep 463, а также 3/4-тонного пикапа Jeep Truck. На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов (англ. station wagon) с рамными шасси от пикапов, например, Chevrolet Suburban 1958 года и Jeep Wagoneer 1962 года.
В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и −411 «Москвич», Citroen 2CV Sahara (кстати, двухдвигательный), Renault Nomad и т. д.
Автомобиль Toyota с увеличенными колёсами и модифицированной подвескойВ конце 1960-х в США появился первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) — Chevrolet Blazer 1969 года, отличавшийся несколько более компактными размерами в сравнении с универсалом Suburban и съёмной пластиковой крышей.
Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году.
В 1977 году в СССР был запущен в массовое производство первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Эта революционно недорогая, экономичная и комфортабельная модель стала весьма популярной во всём мире (см. «Нива». Мировое признание и экспорт.) и фактически вызвала появление нового класса компактных внедорожников в Японии и США.
С середины 1980-х до середины 2000-х гг. на североамериканском рынке доля автомобилей типа SUV, классифицируемых в США как Light Truck, то есть «легкие грузовики», постоянно увеличивалась, но в последние годы их вытесняют более экономичные и безопасные кроссоверы. В настоящее время на мировом рынке лишь единичные известные автобрэнды не предлагают автомобили типа SUV или SAV.
См. также
Литература
- Каталог «Вседорожники 2008» — M.:Издательство «За рулем», 2008.-192 стр.-[с CD диском]
- Каталог «Внедорожник» — М.: «Издательский Дом „Третий Рим“», 2000—2005
- Л. М. Шугуров «Автомобили России и СССР», ч.1-2 — М.:ИЛБИ, 1993—1994
Примечания
Ссылки
Внедорожники, которые появятся до 2019 года Часть 1
От концептов к реальности, кроссоверы которые станут скоро серийными моделями
Кроссоверы и джипы, которые мы увидим на дорогах в ближайшие годы. В список вошли более 50 моделей, от небольших кроссоверов, до роскошных премиум вседорожников. Высокая посадка, хорошая обзорность, крутой внешний вид, мир любит внедорожники, разумно это или нет.
Оглянитесь вокруг, сколько вы увидите машин данного класса на дорогах столицы и в других крупных городах? Не счесть! Хотя логика подсказывает, зачем автомобиль с внедорожными возможностями на улицах обычных городов? Смысла ведь в этом немного.
Смотрите также: Внедорожники, которые появятся до 2019 года Часть 2
Та же ситуация давно видна в США, быстрыми темпами развивается в Китае и даже экономные европейцы не смогли пройти мимо, хотя и предпочитают компактные кроссоверы, брутальным премиальным внедорожникам.
Этот тип автомобилей за последние 10-15 лет очень активно начал конкурировать с классическими компоновками машин, и покупателям, по всей видимости, это очень даже по душе, без спроса не бывает предложения.
Многие из нас, кто даже до недавнего времени, предпочитал седаны, купе, может быть даже кабриолеты, то есть легковые автомобили, сейчас все чаще заглядываются на большие или не очень кроссоверы, и мечтают, поднакопив денег, приобрести такой автомобиль для собственного пользования. Предпочитая очевидным минусам, таким как дороговизна обслуживания, большому расходу топлива и большую стоимость запчастей определенные плюсы таких машин (которые при эксплуатации в городе и на обычных шоссе нивелируются с обычными машинами). Но лавину популярности кроссоверов, похоже, остановить рациональными доводами не возможно.
До 2021 года, как считают исследователи рынка LMC Automotive, ежегодный прирост внедорожников возрастет с 7.3 до 9.5 млн автомобилей данного типа.
Ежегодно мировой автопарк пополняется новыми моделями, и в течение только ближайших четырех лет автопроизводители представят более 50 новинок этого класса машин.
Какие внедорожники начнут выпускать в ближайшие годы? В нашей статье вы найдете все ответы.
Audi Q7
Новый внедорожник Audi Q7 слегка уменьшился. Вес Audi значительно снизился (она стала легче до 325 кг ). Так, вес 3,0-литровой версии с V6 TDI составляет чуть менее двух тонн. Двери, крылья, капот и задняя дверь Q7 сделаны полностью из алюминия.
По-прежнему в новинке Audi Q7 активно применяются многочисленные вспомогательные системы. Q7 предлагает больше места в салоне, а технологичные, обновленные двигатели стали экономичнее и продуктивнее. Особенно выделяется плагин-гибридная версия, Q7 e-tron Quattro, с мощностью двигателя в 373 л.с.. Audi обещает, что Q7 на электротяге сможет проехать до 56 км на одной зарядке. Результат очень неплох, особенно если учесть, что перед нами не малолитражка весом в 800 кг, а полноразмерный полноприводный вседорожник.
Летом 2015 года появятся два новых двигателя V6. На выбор: 3.0 TDI с 272 л. с. и 3.0 TFSI с 333 л. с., по цене в 60.800 евро и 62.900 евро, соответственно.
Mercedes GLE
Летом 2015 года Mercedes начнет поставлять новое GLE купе, первого (и главного) конкурента для BMW X6.
В GLE купе AMG версии под капотом стоит 5,5-литровый V8 Biturbo двигатель, с 557 л.с. и 700 Нм крутящего момента. В S-варианте GLE «лошадей» и того больше, 585 л. с., момент также возрос- 760 Нм.
С середины 2015 года на Mercedes M-класса (GLE) будут предлагаться также рестайлинговые дизельные и бензиновые двигатели. GLE- внедорожник с новым дизайном, «позаимствованным» у BMW, новыми фарами, встроенными дневными ходовыми огнями, новыми крыльями, а также светодиодными задними фонарями. С первого взгляда сходства у двух моделей кроссоверов Mercedes и BMW много, но так лишь кажется.
Хорошая новость: цены останутся на уровне предыдущей модели. Самый дешевый вариант с мотором 250d мощностью в 204 л. с. будет стоить 45.350 евро. Автомобили с бензиновым двигателем будут стоить дороже, 51.200 евро (GLE 400 4Matic, 333 л. с.). Новый Plug in Hybrid GLE 500 4Matic опустошит счет в банке на 73.899 евро.
Начало поставок, по данным Mercedes, август 2015 года.
Mazda CX-3
В июне 2015 года Mazda запускает новую модель CX-3.
Да, CX-3, является младшим братом Mazda CX-5, но много ли он от этого потерял?
По вместительности он почти сопоставим с «пятеркой», и пассажирам удобно в салоне и багажа вместится не намного меньше, чем в более крупный кроссовер Mazda.
Внешний вид также не пострадал, наоборот, приобрел свой неповторимый шарм и индивидуальность.
Динамика? Для начала скажем, что под капотом CX-3 мы встретим старых-добрых знакомых, двигатели семейства Skyactiv – 1,5-литровый дизель в 105 л. с. и 2,0-литровый бензиновый мотор мощностью в 120 или 150 лошадиных сил.
Опционально во всех версиях CX-3, кроме базовой модели, доступен полный привод, кроссовер, как ни как!
Honda HR-V
Honda обещает, что при покупке нового HR-V, вы получите три автомобиля в одном: внедорожник, купе, минивэн. От первого покупатель получит проходимость и надежность, от второго элегантность и стиль, от третьего- практичность и вместимость, три в одном флаконе.
Компоновка интерьера позволяет сделать его очень просторным и практичным. Также, благодаря «Magic Seats» интерьер нового компактного внедорожника от Honda многократно превосходит своих конкурентов: задние сидения можно складывать в любых мыслимых и немыслимых комбинациях и загружать в автомобиль по максимуму.
Смотрите также: Новый бренд Hyundai Genesis запускает свою первую модель G90
Выходит летом 2015 года.
Mercedes GLC
К концу 2015 года Mercedes GLC придет на смену модели GLK. Техническая начинка и традиции дизайна основаны на C-Классе. Под капотом поместятся знакомые по тому же C-Class моторы.
Дизайн отойдет от угловатости предшественника. На смену придут округлые, не резкие формы, тоже самое год назад произошло с внешним видом нового C-класс. Ценник кусач, стоимость средней версии предположительно будет не менее 40.000 евро.
BMW X1
BMW X1 один из «вестников» перехода баварцев от заднего к переднему приводу в 2015 году. Передний привод сэкономит вес, создаст больше пространства в салоне, а в будущем сделает возможным более легкий переход к гибридным приводам.
Двигатели BMW X1 располагаются в диапазоне от экономного трехцилиндрового мотора до двигателя «M» класса (дизельный мотор в 313 л.с., и бензиновый двигатель мощностью в 375 лошадиных сил).
Первые фотографии показывают нам грядущий X1 спереди и сзади.
Borgward
На Женевском автосалоне 2015 года, Borgward был представлен в качестве особого гостя. Это был знак его «воскрешения». На женеве был представле пока лишь логотип и эскиз, но в интернет потихоньку просачиваются сведения о будущем внедорожнике.
Первые предположения позволяют сделать вывод, что этот внедорожник немного больше, чем Audi Q5. У внедорожника, по словам инсайдеров, будет полный привод и трансмиссия с двойным сцеплением. Двигатели будут поставляться из Китая. Финансирует проект Foton-концерн, который приобрел права на товарный знак Borgward. Помимо бензиновых и дизельных двигателей (четырех-и шестицилиндровых версий) – существует еще проект плагин гибрида, на электрической тяге которого можно проехать до 50 километров на одной зарядке. Полностью представлен кроссовер Borgward будет на Франкфуртском автосалоне 2015 года.
Volkswagen Tiguan
В сентябре 2015 выходит новая версия VW Tiguan. Кроме обычной модели появится удлиненный вариант (Golf plus), а также купе (Tiguan Cross Coupe). Внедорожник будет примерно на 100 килограммов легче. Также планируется к созданию Plugin Hybrid версия: 1,4-литровый TSI с электродвигателем будет развивать 218 лошадиных сил. Цены начинаются от 25.000 евро.
Позже начнет производиться удлиненная версия кроссовера рассчитанная прежде всего на рынок Северной Америки и Китая. База, как предполагают эксперты, будет взята от Passat, а сама модель кроссовера (его название еще не определено) впишется в промежуток между Tiguan и Touareg.
Tesla Model X
Первый, чисто электрический внедорожник разрабатывается Тесла. Модель X будет передовым во многих направлениях. Его двери будут открываться вверх, не как у классических кроссоверов (таким образом, как считают авторы будет удобнее попасть в третий ряд сидений), вместо ДВС, бесшумный электромотор, а салон будет блистать последними технологиями и дизайнерскими решениями.
Поставки Model X начнутся осенью 2015 года.
Hyundai
После успеха первого поколения, ix35, Hyundai покажет концу 2015 года новую модель внедорожников. Его кодовое название- Global Tucson. Новый облик, агрессивный дизайн, новые двигатели мощностью от 116 до 184 л.с.
Maserati Levante
Первый внедорожник Maserati получит имя Levante. Levante, это Quattroporte в мире кроссоверов. Платформа будет взята (итальянцы еще не определились) либо от внедорожника Jeep Grand Cherokee или от того же Quattroporte. Помимо V6 и V8 бензиновых двигателей, есть также дизельный вариант V6.
Осенью 2015 года увидим серийную модель на автосалоне во Франкфурте.
Audi Q2, Audi Q1
Весной 2016 года запланировано появление Audi Q1 и Q2, «кроссоверного» эквивалента A3. Колесная база в 2,60 метра и компактный кузов, главные нюансы новых компактных кроссоверов.
Но тесно в нем не будет, высокая крыша, достаточная ширина создадут много полезного пространства. Предположительный год появления моделей- начало 2018.
Смотрите также: Противостояние Audi и Fiat
Opel Mokka
Успешная модель Opel Mokka ожидается в 2016 году. В виде обновлений, Mokka будет оснащаться экономичными трёхцилиндровыми моторами.
Citroen C1
На Парижском автосалоне в 2014 году был представлен Citroën C1 Urban Ride Concept. Серийная версия представляется лучшим вариантом ее логического продолжения. Правда дебют вряд ли стоит ожидать ранее 2016. Citroen C1 за счет своей неплохой линейки двигателей и приятного дизайна является серьезным конкурентом Opel Adam Rocks.
Skoda Snowman
В Skoda Snowman 2016 года будут применяться технологии от VW Tiguan нового поколения. В пятиместном варианте Snowman получит достаточно мощный двигатель и полный привод на все колеса. В обычном варианте, кроссовер пойдет с приводом на передние колеса. Угловатые формы и выразительные «глаза», закос под современное видение футуризма.
Dacia
В сегменте мини-внедорожников, Dacia планирует сделать новую модель. А чтобы не спугнуть интерес, создатели интенсивно стараются скрыть истинный дизайн вседорожника. Кроссовер будет стоить менее 10.000 евро в базовом варианте. В настоящее время прототип новой модели проходит дорожные испытания во Франции. Длина между 4,10 и 4,20 метров, скорее всего, Dacia сделает нечто среднее между кроссоверами Sandero Stepway (4,08 м) и Duster (4,32 м).
VW Touareg
Новое поколение VW Touareg подрастет, хотя внедорожник VW назвать маленьким язык не повернется, 4,80 м в длину. Новое поколение базируется на той же платформе, что и недавно представленный Audi Q7, масса снижена до 325 килограмм. Touareg будет соответствовать размерам Q7, и даже третий ряд сидений предполагается…
Peugeot 2008
Peugeot 2008 примеряет новый стиль. Подтяжка лица у 2008 произойдет к 2016 году. Пока можно только предполагать, как будет выглядеть новинка в перспективе. С этой задачей хорошо справляются зарубежные дизайнеры Photoshop.
Лучшие внедорожники СССР
Топ лучших внедорожников Советской эпохи.
В Советские годы у нашей страны было множество проблем и одной из главных -это дороги. Удивительно, что спустя такое огромное время эта проблема остается такой же актуальной. Но это тема для отдельной статьи. Сегодня мы хотим поговорить о временах, когда купить себе автомобиль считалось, совершить подвиг в буквальном и переносном смысле. Давайте вспомним самые известные и лучшие внедорожники Советской эпохи. Так как тема внедорожников сегодня более популярна, то мы надеемся, что нашим читателям будет не без интереса узнать, а существовали ли на авторынке СССР автомобили категории SUV.
Смотрите также: Фиат-124 против Ваз-2101
До начала Великой Отечественной войны наше Советское Правительство в принципе никогда не задумывалось о серийном производстве небольших внедорожников. Во-первых, в связи с фактическим отсутствием так-такового авторынка в стране на то время по мнению государства, она не нуждалась в гражданских автомобилях. Во-вторых, большая часть населения проживала в сельской местности, где чаще всего в качестве передвижения использовался транспорт на конной тяге (лошадь с повозкой), или в крайнем случае грузовые автомобили. Дело в том, что в стране тогда фактически отсутствовали автодороги. Именно поэтой причине нашей стране и для ее граждан не нужны были автомобили высокой проходимости.
Но с началом Второй Мировой войны наше государство пересмотрело свое отношение к внедорожникам. Опыт войны показал, что именно этой категории автомобилей и не хватало нашим войскам в долгих кровопролитных сражениях с Немецкой армией.
К сожалению само осознание этого фактора еще не означало, что в скором времени внедорожники станут доступны всему населению нашей огромной страны.
А дело как раз заключалось в той самой плановой экономике страны. Каждый год Правительство утверждало конкретный план во всех отраслях промышленности. В итоге большая часть населения не имела возможности приобрести себе какой-нибудь автомобиль, так как ежегодный план государства подразумевал под собой выпуск небольшого общего количества автотранспорта, который был необходим стране в то время. Более подробно о покупке нового автомобиля в то время вы можете узнать из нашей другой статьи здесь же.
Но не смотря на ограниченное количество выпускаемого в то время в стране автотранспорта, наше государство постепенно и плавно развивало свою автопромышленность, проектировала и разрабатывала новые модели автомобилей. Правда большая часть этого транспорта была основана на архитектуре зарубежных автомобилей.
Все же, несмотря на указанные причины по всей стране в довоенные годы выпускалось немало внедорожных моделей автомобилей. Основной пик такого производства в автопромышленности, как раз пришёлся на времена холодной войны с США.
В течение нескольких десятилетий холодной войны наша страна освоила новые технологии по выпуску автомобилей 4х4. Причем многие технологии, когорые применялись в автопромышленности для производства внедорожных моделей, были надежны и просты, что позволило нам производить внедорожники, которые могли надежно работать при любых погодных условиях. И еще хочется заметить, многие внедорожники были настолько грамотно спроектированны и просты в обслуживании, что даже в наши дни многие из моделей основанных когда-то на старых платформах, выпускаются до сих пор и пользуются хорошим спросом не только у себя на родине, но и во многих других странах.
Секрет простоты любых Советских автомобилей был в следующем. Из-за плановой экономики наше государство не могло себе позволить производить сложные автомобили с современными технологиями и поэтому, при такой экономике все отрасли нашей промышленности вели свою деятельность в условии очень жесткой экономии. Именно из-за сверхэкономности автопроизводители не могли себе позволить выпускать транспортные средства с большой себестоимостью. Все это и привело к появлению в нашей стране простейших по конструкции легковых автомобилей, в том числе и внедорожников.
Но все вышесказанное не говорит о том, что в нашей стране не было потрясающих автомобилей. Конечно они были. Особенно в послевоенные годы. Тогда на рынок вышло немало легковых и неплохих автомобилей, которые в настоящее время ценятся не хуже, чем старые картины знаменитых живописцев. То же самое можно сказать и о внедорожниках которые время от времени появлялись на нашем Советском рынке. Стоит отметить, что некоторые внедорожные автомобили были истинно Советским продуктом не скопированным с зарубежных аналогов. То есть многие модели были разработаны лично Советскими инженерами с нуля.
Давайте мы сегодня вспомним самые лучшие внедорожники, которые появились в годы СССР:
Ваз-2121 Нива (Лада Нива 4х4)
Когда компания Автоваз поняла, что пришло время выпустить новую модель без технологий Фиат, то в первую очередь с конвейера сошла легендарная Лада Нива 4х4, которая до сих пор выпускается Российской автокомпанией. Стоит отметить, что Отечественная Нива получила популярность не только на Российском авторынке со времен СССР, но и стала популярной в Европе. Особенно в самой Германии, где бережливые Немцы по сегодняшний день являющиеся прирожденными инженерами, до сих пор поражаются простотой конструкции и легкостью обслуживания Автовазовского внедорожника, особенно ценят его низкую стоимость на рынке.
Лада Нива вышла на Советский авторынок в 1977 году с одной целью, обеспечить сельские поселения автомобилями высокой проходимости. Действительно в то время сельские жители очень нуждались в таком автомобиле, а государство не думало о том, что во всей стране фактически отсутствуют нормальные автодороги.
Главной задачей для конструкторов было, создать легкий внедорожник себестоимость которого должна быть очень низкой (наверное на это влияло указание государства постоянно напоминавшее о повсеместной экономии ресурсов).
Смотрите также: Десять концептов, которые должны были пойти в серийное производство
Первый опытный образец Нивы был продемонстрирован экспертам и Правительству в 1972 году. Особенностью внедорожника стала его внешность, которая никак не была похожа на настоящий внедорожный автомобиль. Внешне машина выглядела, как легковой автомобиль. И действительно, Нива была очень похожа на легковые автомобили Лада, которые в то время выпускались Автовазом. Больше всего Нива походила на автомобиль ВАЗ-2106, конструкция и элементы дизайна которого и были использованы при создании ВАЗ-2121 Нива.
На первые модели Нивы устанавливались карбюраторные четырехцилиндровые двигатели, объемом 1,6 литра (1580 куб.см) и мощностью 80 л.с.
Преимуществом ВАЗ-2121 перед Ладой являлся большой дорожный просвет, который составлял 220 мм, плюс легкость кузова, вес которого составлял 1150 килограмм.
Также, машина была оснащена полным приводом с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокируемым меж-осевым дифференциалом.
Удивительно, но спустя целую эпоху эта модель до сих пор выпускается компанией АвтоВАЗ. Недавно компания немного обновила свою легендарную модель. Машина поменяла свое имя, теперь она называется Лада Нива Урбан 4х4. Правда в самой конструкции автомашины ничего фактически не изменилось.
Хотим напомнить, чтоб не забывали и имели ввиду, особенно те, кто захочет приобрести новую Ниву, надо быть сразу готовым к отсутствию на машине шумоизоляции, к недостаточной мощности двигателя, а также к другим знакомым многим автомобилистам признакам наших старых Российских автомобилей.
УАЗ 469
Эта модель являлась основным командирским автомобилем в нашей Советской Армии. УАЗ 469 пришел на смену легендарному внедорожнику ГАЗ-69, еще в далеком 1972 году, в котором началось серийное производство грузо-пассажирских Советских внедорожников.
Впервые же разработки автомобиля начались в начале 60-х годов прошлого века. Начиная с 1964 года была произведена небольшая партия опытных прототипов УАЗ-469.
Этот автомобиль был разработан под перевозку людей, перевозку различных грузов или передвижных прицепов, по любым дорожным покрытиям, в том числе и в условиях тяжелого бездорожья.
Кузов УАЗ-469 разработан на жесткой лонжеронной раме, которая способна выдерживать высокую нагрузку (в том числе на кручение).
Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 2,5 литра и мощностью 75 л.с. Также машина оснащалась полным приводом и двухступенчатой раздаточной коробкой.
Позже, в 1985 году внедорожник УАЗ был модернизирован. В итоге модель получила новый индекс- УАЗ-3151.
ГАЗ-64
С началом Великой Отечественной войны наша Армия нуждалась в легком внедорожнике. В итоге, в 1941 году Правительство нашей страпы поставило двум автозаводам (ГАЗ и НАТИ) задачу, как можно быстрее разработать и наладить выпуск Российских внедорожников.
Таким образом, в период с 1941 по 1943 год вышеуказанные автозаводы сумели разработать и выпустить для нужд Советской армии около 5000 внедорожников различной спецификации. Начиная с конца 1943 года наша страна наладила выпуск новой модели ГАЗ-67.
ГАЗ-69
Этот внедорожник начал разрабатываться в 1946 году. А уже в 1948 году компания ГАЗ выпустила первые опытные образцы автомобиля. После нескольких лет исследований и доработок в 1953 году началось конкретное серийное производство ГАЗ-69.
Здесь стоит отметить, что изначально ГАЗ-69 выпускался на заводе самой компании. Затем производство автомобиля было перенесено в город Ульяновск, на автозавод, который раньше выпускал автомобили ЗИС.
С началом выпуска ГАЗ-69 автозавод в Ульяновске получил свое новое название — «Ульяновский автомобильный завод — УАЗ».
Москвич- 410
Как вы думаете, выпускались ли в Советские годы легковые внедорожные автомобили? Многие из нас к сожалению не знают, что нашей стране есть чем похвастаться и в этом классе машин. Например мало кто знает, что в стране было налажено опытное производство полноприводного автомобиля на базе «Москвич- 402». Внедорожный Москвич получил тогда индекс -«410». Этот автомобиль повышенной проходимости выпускался с 1957 по 1958 года. Машина оснащалась усиленным несущим кузовом, полным приводом и другими технологиями с определенными опциями. В первую очередь автомобиль предназначался для сельских нужд населения.
Москвич- 410 был оснащен специально разработаной для него двухступенчатой раздаточной коробкой передач, а также традиционной механической трансмиссией. Дорожный просвет составлял 220 мм. 410-я модель оснащалась бензиновым двигателем объемом в 1,2 литра мощность которого составляла 35 л.с.
После Москвича- 410 в 1959 году на рынок вывели Москвич- 411, который также оснащался полным приводом и имел увеличенный дорожный просвет. К сожалению в начале 60-х годов производство полноприводных Москвичей остановили, это связано с отсутствием необходимых мощностей и нехватки денежных средств из-за запуска в производство экспортного варианта легковой модели Москвич 407, на который и была направлена основная мощность завода.
ГАЗ М-72
В период с 1955 по 1958 годы Горьковский автозавод выпускал полноприводную модель на базе «Победы-20». В качестве полноприводной системы ГАЗ М-72 оснащался технологиями ГАЗ-69.
Стоит отметить, что для создания комфортабельного полноприводного автомобиля на базе «Победы» конструкторам пришлось изменить продольную и поперечную жесткость кузова, внеся в него ряд дополнительных усилителей пола, лонжеронов и много чего другого.
Для создания внедорожной «Победы» конструкторы оснастили автомобиль раздаточной коробкой передач с ГАЗ-69. Так же с этого внедорожника инженеры взяли передний и задний мосты и ряд других необходимых технологий.
Самое удивительное на то время, что это был полностью и реально наш Советский автомобиль разработанный нашими Советскими инженерами. Кстате автомобиль на момент производства не имел мировых аналогов. В то время на Западе о создании таких автомобилей еще даже не задумывались.
Благодаря уникальным технологиям ГАЗ М-72 мог передвигаться по грязи, песку и снегу, а также по пашне и по разбитым дорогам.
Российские марки автомобилей | Каталог
К сожалению после того, как с производства была снята модель «Победа-20» производство внедорожника ГАЗ-М-72 было также свернуто. Всего за период с 1955 по 1958 годы было выпущено 4677 экземпляров.
ЛуАЗ-969
Перед вами легендарный Советский внедорожный автомобиль, который производился в нашей стране с 1966 по 2001 годы.
Хочется сразу отметить, ЛуАЗ-969 стал первым Советским полноприводным автомобилем, который предназначался для всего населения страны. То есть, эту машину теоретически мог купить любой гражданин Советского союза.
Несмотря на свой ужасный дизайнерский вид и дешевую отделку салона, машина оснащалась уникальными технологиями, которые делали и делают до сих пор ее внедорожные способности выдающимися.
Автомобиль ЛуАЗ-969 создан на базе плавающей военной машины ЛуАЗ-967. Подробнее об этом уникальном автомобиле можно прочитать здесь.
УАЗ-452
В 1965 году Ульяновский Автозавод начал серийное производство «УАЗ-452», которому в последствии сам народ дал название -«Буханка» (наверное из-за его дизайна, который действительно похож на буханку хлеба). Эта модель оснащалась полным приводом с колесной формулой 4х4.
Кроме этого, с самого начала производства машина оснащалась двигателем, который устанавливался на ГАЗ-21 (2,4 литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 93 л.с.).
Удивительно, но факт остается фактом, несмотря на устаревшую платформу и технологии автомобиль до сих пор находится в серийном выпуске. Правда с 2011 года по некоторым модификациям автомобиль получил кое-какие обновления.
Так в частности, некоторые машины получили гидроусилитель рулевого управления, систему ABS, новый двигатель, который соответствует стандарту Евро-4, а также некоторые другие технические изменения.