Нейтрализатор ваз 2110: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Каталитический нейтрализатор на ВАЗ 2110

Каталитический нейтрализатор на ВАЗ 2110.
Какие вещества образуются в результате сгорания топлива в цилиндрах автомобиля?

Всем известно, что в результате процесса сгорания топлива образуются углекислый газ и вода, наряду с ними возникают и угарные газы, углеводороды и моноокись азота. Эти газы ядовиты и достаточно опасны для окружающей среды. Катализатор — это устройство, которое применяется как раз для того, чтобы снизить их влияние на окружающую среду и здоровье человека. Катализатор преобразует ядовитые газы в неядовитые вещества. Также это устройство называют трёхходовым анализатором.

Современный катализатор в сотрудничестве с кислородным датчиком (так называемым лямбда-зондом) способен редуцировать выброс вредных веществ на 90% и более. Вообще, если мы вспомним школьный курс химии, то поймём, что автомобильный катализатор — это не катализатор в прямом смысле, как мы привыкли понимать это слово. В химии так называют вещество, способное ускорять реакцию других двух или более веществ, при этом не расходуя себя. Под это определение трёхходовый катализатор не подходит. Правильным названием для него было бы “каталитический конвертор”.

Для химических реакций отработавших газов в этом устройстве используются в том числе и драгоценные металлы (родий, платина, палладий). Этот узел подвергается износу в процессе эксплуатации, необходимо постоянно контролировать состояние катализатора, а при необходимости менять. Покупать катализаторы советуем у официальных поставщиков запчастей ВАЗ в вашем регионе. Так как вы никогда не сможете проверить самостоятельно, как хорошо работает этот узел, велик соблазн обманывать водителей, используя некачественные или вовсе не те материалы при производстве этого узла. Поэтому покупка нейтрализатора у авторизованного дилера запчастей ВАЗ — это единственный способ уберечь себя от выбора некачественной запчасти.

Как же работает катализатор? Не сгоревшие остатки топлива, моноокись азота и углерода попадают в нейтрализаторе на активный слой, химический состав которого включает палладий, платину и родий. В процессе реакций моноокись углерода преобразуется в двуокись углерода, углеводород переходит в водяной пар, а моноокись азота распадается на кислород и азот. В результате реакций получается набор веществ, каждый из которых не считается опасным и ядовитым в сколько-нибудь значительной степени. Теперь они не представляют опасности для здоровья человека. 

Оставшаяся таким  образом в отработавших газах двуокись углерода пусть и не опаcна для здоровья человека, всё-таки наносит ощутимый урон окружающей среде. Процесс очистки от неё газов проходит в отдельном керамическом блоке. Внутри него расположены соты, до 60 единиц на квадратный сантиметр. Такая конструкция обеспечивает почти 100% очистку. Для того, чтобы блок прослужил как можно дольше, устанавливается он на подвижной основе Его стоит проверять один раз в год, контролируя содержание CO2 в выхлопных газах.

Несмотря на свою относительную защищённость он всё же может выйти из строя. Например вследствие ДТП или из-за долговременного использования топлива с повышенным содержанием свинца. Если менять катализатор всё же пришлось, приобретайте новые запчасти ВАЗ у проверенных продавцов, не рискуйте, покупая деталь на рынке.

Качественно установить пламегаситель ВАЗ 2110 на СТО в Санкт-Петербурге

Не зря говорят, что русские долго запрягают, зато быстро ездят: с момента начала работ по проектированию «десятки» до схода с конвейера в Тольятти первого автомобиля ВАЗ 2110 (а случилось это 27 июня 1995 года) прошло двенадцать лет. Но новая машина оказалась для волжских автомобилестроителей действительно прорывной – ее производство продолжалось на протяжении двадцати лет.

Зачем «десятке» нужен катализатор?

Изначально «десятка» задумывалась как вариант «девятки» в кузове седан, но от своего предшественника 2110 отличается настолько кардинально, что даже заподозрить эти машины в близком родстве мало кому приходит в голову. Изменения коснулись как внешнего облика автомобиля и его интерьера, так и многих основных его узлов. В частности, системы отвода и охлаждения выхлопных газов.

На момент выхода «десятки» Европа уже вовсю жила по строгим экологическим нормам Евро, в то время как в России о введении ограничений на содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля еще только-только начинали задумываться. Так что установка на ВАЗ каталитического нейтрализатора выхлопных газов в качестве основного элемента выхлопной системы пришлась как нельзя кстати.

В России на тот момент катализаторы не производились, так что на первых «десятках» эти агрегаты устанавливались от фирмы Порше.  А вот на автомобилях более позднего выпуска стояли уже отечественные пламегасители. Правда, изготовленные по лицензии. Так что, по-большому счету, от американских они практически не отличались – ни эффективностью, ни сроком службы.

Заметки на полях.

Каталитический нейтрализатор вообще агрегат весьма капризный и достаточно быстро выходящий из строя. Его ресурс составляет не долее двухсот тысяч км. пробега автомобиля, после чего тот забивается сажей и перестает выполнять большую часть своих функций. А вышедший из строя катализатор ни ремонту, ни восстановлению, увы, не подлежит.

Замена катализатора на пламегаситель ВАЗ 2110

Замена катализатора – процедура весьма и весьма недешевая: новое устройство стоит около тысячи евро. Столь высокая стоимость нейтрализатора объясняется наличием в его фильтре сплава из сразу нескольких редкоземельных и драгоценных металлов, в том числе золота и платины. Поэтому многие владельцы «десяток» предпочитают в процессе ремонта выхлопной системы своего автомобиля устанавливать не каталитический нейтрализатор, а пламегаситель ВАЗ 2110.

Этот агрегат, стоящий в полтора десятка раз дешевле катализатора, прекрасно выполняет почти все его функции – за исключением расщепления наиболее токсичных из выхлопных газов – оксида и диоксида углерода и оксида азота на свободные кислород, углерод и азот. Зато со всем прочим он справляется даже более эффективно, нежели дорогой современный катализатор:

  • охлаждает выхлопные газы автомобиля;
  • существенно замедляет скорость их потока и гасит вызываемые им резонансные колебания, заставляя двигатель в процессе работы издавать меньший шум;
  • производит адсорбцию твердых частиц выхлопа, образующихся в нем в процессе неполного сгорания топливовоздушной смеси.

Пламегаситель на ВАЗ 2110 и результат его установки

Установив пламегаситель на ВАЗ 2110, вы получите еще один неожиданный, но приятный эффект: мощность двигателя автомобиля увеличится, как минимум, на 10%. Объясняется это тем, что удаленный катализатор создавал в выхлопной системе повышенное давление, на преодоление которого двигателю приходилось расходовать изрядную часть своей мощности. Пламегаситель в этом отношении тоже не безгрешен, но создаваемое им давление не столь высоко, а, стало быть, и двигатель с ним работает с большим КПД.

Важно: замена катализатора на пламегаситель неизбежно приведет к увеличению в выхлопе автомобиля токсинов, что чревато двумя проблемами. Во-первых, такой автомобиль будет нарушать действующие, в том числе, и в России, экологические нормы. А во-вторых, ЭБУ (электронный блок управления автомобиля), обнаружив некорректную работу выхлопной системы, автоматически переведет двигатель в аварийный режим работы – с меньшей мощностью и более высокой скоростью его износа.

Установка обманки лямбда-зонда

Если первую проблему решить невозможно – владельцам автомобилей с пламегасителями приходится иметь в виду, что при прохождении автомобилем техосмотра в ГИББД и при пересечении им границы Евросоюза у них могут возникнуть сложности, – то вторая решается достаточно легко.

Чтобы ЭБУ не заметил подмены катализатора пламегасителем, на лямбда-зонд, контролирующий уровень кислорода в выхлопе на момент его выброса в атмосферу, устанавливается специальное устройство – обманка.

Обманки существуют двух типов:

  • механические;
  • электронные.

Первые представляют собой устанавливаемую под лямбда зонд втулку, с помощью которой зонд отводится в сторону от потока выхлопа и замеряет количество кислорода уже не в нем, а в его смеси с воздухом.

Вторые встраиваются в электрическую цепь автомобиля между лямбда зондом и ЭБУ: они «корректируют» сигнал, поступающий от зонда, таким образом, чтобы ЭБУ не сомневался в качестве работы выхлопной системы.

Неважно, какую из обманок выберет мастер, осуществляющий ремонт выхлопной системы ВАЗ 2110 – обе они прекрасно справляются со своими обязанностями.

Но только в том случае, если на автомобиль установлен пламегаситель, соответствующий его двигателю. Потому как далеко не все из этих устройств подходят для «десятки».

Выбираем пламегаситель 2110

В первую очередь, это касается рабочего объема очистителя, который должен соответствовать рабочему объему двигателя автомобиля – пламегаситель 2110 должен успевать обрабатывать все выхлопные газы, поступающие в него через коллектор из камер сгорания.

Так как на «десятки» ставят, по большей части, не самые большие по объему 1,6-литровые двигатели, то выбор пламегасителей на эти машины хоть и ограничен, но все равно достаточно широк.

Вы можете смело приобретать практически любой из универсальных агрегатов. Главное, чтобы диаметры его входного и выходного отверстия соответствовали диаметру выхлопной труды машины.

В противном случае при монтаже пламегасителя мастеру потребуются дополнительные переходники.

Эффективность пламегасителя определяется конструкцией его фильтра.

На сегодняшний день лучшими считаются фильтры из вольфрамовой проволоки и кевлара – синтетического минерального волокна, обладающего уникальной прочностью и жаростойкостью.

Последнее немаловажно, ведь выхлопные газы поступают в пламегаситель раскаленными до температуры свыше двухсот градусов.

А вот от пламегасителей со стальными фильтрами в виде многослойных сотовых конструкций или фильтрами из огнеупорной минеральной ваты лучше отказаться: они и малоэффективны, и весьма недолговечны.

Срок жизни пламегасителя определяется не только долговечностью его фильтра, но и качеством материалов, из которых тот изготовлен. В идеале это должны быть нержавеющая и огнеупорная стали.

Первая идет на изготовление внешнего корпуса агрегата, дабы тот надежно защищал его от коррозии и механических воздействий. Из второй варится внутренний корпус пламегасителя, дабы тот не разрушался от высоких температур.

Важно: качественная сварка, причем, современных марок легированных сталей, возможна только в заводских условиях. Поэтому пламегасители заводской сборки всегда будут качественнее и долговечнее кустарных.

Ремонт выхлопной системы автомобиля – работа не столько сложная, сколько требующая определенного опыта. Если замена пламегасителем катализатора у опытного мастера займет, от силы, пару часов, то новичок может провозиться с этим пару-тройку дней, и все равно на одном из этапов допустить ошибку. Ошибка эта может проявиться не сразу, но, в любом случае, ее последствия окажутся печальными.

Замена графитового кольца катализатора и правильное удаление катализатора на ВАЗ 2110, 2111, 2112

Содержание статьи:

0:37

1. Замена графитового кольца катализатора на ВАЗ 2110, 2111, 2112

0:148

2. Правильное удаление катализатора ВАЗ 2110

0:231
1. Замена графитового кольца катализатора на ВАЗ 2110, 2111, 2112

Ещё зимой ползая по сугробам, я цеплялся глушителем и раздолбал графитовое кольцо между коллектором и катализатором. Кольцо я сразу заменил, но с момента установки оно ужасно секло. Зимой эта проблема вообще не парила, но сейчас, когда я катаюсь с открытыми окнами, этот звук стал меня доставать.

0:885

Для того чтобы полностью избавится от «пердежа», решил воспользоваться Абровским герметиком для выхлопных систем.

0:1100

Замена графитового кольца катализатора на ВАЗ 2110, 2111, 2112

1:1605

Для замены приобрел комплект, болты с пружинками и графитовое кольцо.

1:1736

clip_image002.jpg

2:2241

Кольцо из комплекта я сразу выменял на кольцо, которое отдельно лежало на витрине. В отличие от комплектного кольца, оно немного шире и армировано металлической проволокой.

2:319

clip_image003.jpg

3:824

clip_image004.jpg

4:1329

clip_image005.jpg

5:1834

Перед установкой следует проверить плоскость графитового кольца. В моем случае кольцо оказалось кривое и могло пропускать.

5:2065

clip_image006.jpg

6:504

clip_image007.jpg

7:1009

clip_image008.jpg

8:1514

Плоскость кольца легко выводится до идеала с помощью наждачной бумаги.
Для замены графитового кольца лучше обзавестись трещоткой т.к. болты довольно длинные и без трещотки эта простая процедура займет много времени.

8:1916

clip_image009.jpg

9:2421

Перед установкой кольца плоскость фланцев следует тщательно очистить от грязи и нагара.

9:165

clip_image010.jpg

10:670

clip_image011.jpg

11:1175

clip_image012.jpg

12:1680

Герметик следует наносить только на плоскую сторону кольца и только на фланец штанов.

12:1841

clip_image013.jpg

13:2346

clip_image014.jpg

14:504

Герметик застывает довольно быстро, но на всякий случай стоит выждать несколько часов.

14:667

clip_image015.jpg

15:1172

Герметик «Абро» сделал свое дело, теперь это соединение герметично на столько, насколько это возможно. Этот узел мне никогда не нравился, давно хотел вместо него вварить виброкомпенсатор, но пока нет времени.

15:1557

clip_image016.jpg

16:2062

clip_image017.jpg

17:504

clip_image018.jpg

18:1009

clip_image019.jpg

19:1514
2. Правильное удаление катализатора ВАЗ 2110

В продолжение моей борьбы с шумом, руки дошли до катализатора.

19:1714

Правильное удаление катализатора ВАЗ 2110

20:2219

Дело в том, что машина мне досталось уже без катализатора, но удален он был варварским методом, из него была выбита вся внутрянка и пустая банка была установлена на место. Пустой кат, издаёт неприятный пердяще — звенящий звук, который раньше я ошибочно приписывал к неплотностям соединения коллектора к катализатору.

20:582

Было решено, избавится от катализатора грамотно, заменив его трубой.
В продаже существуют готовые вставки вместо катализатора, вставка представляет собой трубу с двумя фланцами и устанавливается на место катализатора «болт-он». Нашел такую штуку в ближайшем магазине за 500р. Качество обработки трубы было так себе, но сварные швы выглядят надежно.

20:1224

clip_image0021.jpg

21:1729

clip_image0031.jpg

22:2234

На приемной части фланца видны грубые следы от фрезы, пришлось шлифануть

22:136

На просторах интернета видел вставку с вваренной гофрой – виброкомпенсатором(сильфоном), но у нас в продаже такой штуки не было, зато были гофры отдельно.

22:422

clip_image0041.jpg

23:927

Гофра с сильфоном

23:963

Хотел установить гофру самостоятельно, но как обычно время поджимало, да и опыта сварщика у меня маловато, побоялся запороть и пришлось пока отложить.

23:1242

clip_image0051.jpg

24:1747

На установку вставки ушло около часа, закисли гайки, которые крепят катализатор к резонатору и как назло закончился запас ВэДэшки. В идеале эта работа должна занимать не более десяти минут.

24:2097

clip_image0061.jpg

25:504

clip_image0071.jpg

26:1009

clip_image0081.jpg

27:1514

clip_image0091.jpg

28:2019

clip_image0101.jpg

29:504

clip_image0111.jpg

30:1009

Выводы:
Приход от трубы, я почувствовал сразу, пердящий звук из-под машины пропал, звук мотора в салоне стал заметно тише и гораздо красивее. Но, заметно громче и басовитей стал звук, выходящий сзади из банки глушителя. Видимо, раньше выхлопные газы теряли часть энергии, расширяясь в пустом катализаторе, за счёт чего звук сзади был тише.

30:1628

В установке трубы вижу только плюсы, звук стал тише и приятней, теоретически увеличилась мощность, т.к. выхлопные газы не расширяются, и не теряют энергию в резко увеличившемся объёме. Вес трубы заметно меньше, чем катализатора.

30:2047

Минус у трубы только один — горячие выхлопные газы не охлаждаются и идут дальше, поджаривая остальные компоненты выхлопной системы. В идеале следовало бы установить пламегаситель, но готовое решение мне найти не удалось, а выдумывать что-то самому не было времени.

30:486

Если вы решили избавится от катализатора, вариант просто выбить внутренности даже не рассматривайте. Сечение исправного нейтралитического катализатора приблизительно равно сечению трубы выхлопной системы, и не создаёт существенного сопротивление движению выхлопных газов. Когда же вы выбиваете внутренности, сечение этого участка трубы резко увеличивается, а как известно, газ не любит резкого увеличения объема, расширяясь он теряет энергию охлаждаясь и замедляясь, что естественно негативно сказывается на качестве выхлопа и продувке цилиндров.

30:1505

clip_image0121.jpg

31:2010

clip_image0131.jpg

32:504

https://www.drive2.ru/l/4256112/

32:540

https://www.drive2.ru/l/4102291/

32:576

следующая статья:

Замена подушек двигателя ВАЗ 2110, 2111, 2112
Замена подушек двигателя ВАЗ 2110, 2111, 2112

Некоторое время назад при троганье появился странный звук, чем-то напоминающий скрежет неисправно привода (гранаты).

33:1406 39706

2110120601010 Нейтрализатор ВАЗ-2110-15,21214 АвтоВАЗ — 2110-1206010-10 21100120601010 2110-1206010-16

Технические характеристики нейтрализатора:
Рабочий объем нейтрализатора — 1,66 л
Габаритные размеры — 374х137 мм
Наружный диаметр корпуса — 113 мм
Масса нейтрализатора — 3,6 кг
Газодинамическое сопротивление нейтрализатора при расходе воздуха 100 и 250 куб.м/час не превышаает 70 и 270 мм водяного столба соответственно

Каталитические свойства нейтрализатора:
В качестве катализатора используются платина (Pt) и родий (Rh) в соотношении 5:1.
Эффективность очистки отработавших газов:
— по CO — 98%
— по HC — 98%
— по NOX — 95%
Температура достижения 50% эффективности по преобразованию выбросов HC не более 285°С.

C 2001 года в России предъявляются требования к выхлопным системам, которые должны обеспечивать выполнение норм токсичности EURO-II, EURO-III и EURO-IV.
ОАО «АвтоВАЗагрегат» впервые в России приступило к серийному производству каталитических нейтрализаторов отработавших газов для автомобилей с бензиновым двигателем объемом от 1,5 до 2,0 литров.
Токсичные составляющие отработавших газов, проходя через нейтрализатор при высокой температуре, в результате химической реакции становятся безопасными для окружающей среды.
За основу конструктивных решений нейтрализатора был принят классический вариант конструкции, используемый большинством автомобильных компаний, т.е. керамический блок сотовой структуры с нанесенным каталитическим покрытием размещается в двух штампованных полукорпусах и удерживается от перемещений посредством сжатия через терморасширяющуюся прокладку.
В качестве катализатора используются платина (Pt) и родий (Rh), нанесенные на керамический сотовый блок.
Нейтрализаторы комплектуются каталитическими блоками производства Уральского электрохимического комбината (г.Новоуральск Свердловской области). Терморасширяющиеся прокладки разработаны научно-производственной фирмой «Мелик» (г.Апрелевка Московской области).
Для обеспечения эффективной работы нейтрализатора в течение гарантийного пробега 80 000 км необходимо использовать неэтилированное топливо. Эффективность преобразования нейтрализатором токсичных компонентов будет более высокой при использовании на двигателе системы впрыска топлива, обеспечивающей точное регулирование состава топливно-воздушной смеси.
Автомобили LADA с нейтрализатором производства ОАО «АвтоВАЗагрегат» обеспечивают выполнение норм токсичности EURO-II, EURO-III и EURO-IV.
Использована информация — ava.volga.ru

Хомут катализатора ВАЗ 2110 в сборе (каталитический нейтрализатор)

         Каталитический нейтрализатор ВАЗ 2110 в сборе, чаще всего заменяется следующими терминами: кольцо нейтрализатора, хомут катализатора. Поэтому, если вы услышите эти термины, то знайте, что речь идёт об одном и том же.

         Что такое катализатор знают все автомобилисты. Это важная деталь, которая относится к системе выхлопа машины и предназначена деталь для дожигания выхлопных газов.

         Токсичными компонентами отработавших газов являются углеводороды (несгоревшее топливо), окись углерода и окись азота. Для преобразования этих соединений в нетоксичные служит трехкомпонентный каталитический нейтрализатор, установленный на автомобилях ВАЗ 2110, ВАЗ 2111 или ВАЗ 2112 в системе выпуска, сразу за приемной трубой глушителей.

В состав комплекта, каталитического нейтрализатора ВАЗ 2110 входят:

Кольцо катализатора уплотнительное графит: 2110- 1206057-00 – 1шт.;

Пружина винтовая коническая: 2110 -1206056-01 – 2 шт.

Болт М 8х1,0х62,6 хомута катализатора: 2110-1206058-01 – 2 шт.

         Катализатор или каталитический нейтрализатор, как он называется у специалистов, применяется только на моделях автомобилей семейства ВАЗ в системе впрыска топлива с обратной связью. Нейтрализатор при работе разогревается до очень высокой температуры (свыше 600 °С). В нейтрализаторе находятся керамические элементы с микроканалами, на поверхности которых нанесены катализаторы: два окислительных и один восстановительный.

         Обычно на автомобилях ВАЗ 2110 замена катализатора проводится после 140 т. пробега.

         Перебои в работе системы зажигания могут стать причинами выхода нейтрализатора из строя.

Не допускается работа двигателя с нейтрализатором на этилированном бензине. Это приведет к быстрому выходу из строя нейтрализатора и датчика концентрации кислорода.

Неисправность нейтрализатора может быть одной из причин резкого увеличения содержания СО в отработавших газах.

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21100120605700.

 

ВАЗ 2110-2111, ВАЗ 2112, ВАЗ 2113-2115, ВАЗ 2121, ВАЗ 2131, ВАЗ 2123, ВАЗ 2120.

 

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как самостоятельно заменить каталитический нейтрализатор ВАЗ 2110 на автомобиле семейства ВАЗ.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

 

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.


ВАЗ 2110 | Три в одном – или как уберечь катализатор

14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.

До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее «убивает», в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о «хирургическом вмешательстве» в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.

Весной, когда сотрудники ГАИ начинают «борьбу за чистоту воздуха», на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично «похудеть» по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. «Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический «кирпич», имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость».

Выхлопные газы «омывают» поверхность монолита, и, когда температура достигает «критического» значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся «плата» за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел …

Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

«Сердцевина» большинства катализаторов изготовлена из керамики — материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто «чиркнуть» корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический «кирпич» может треснуть. После этого потеря «сердцевиной» своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического «кирпича» и быстро «засаливает» ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно «сжечь» полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы («тройные» потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже «физически». Таким образом, «жизнь» катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С «возрастом» он становится «ленивым» или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, «запекается» на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления».

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: «совместим с катализатором», лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается».

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *