Неисправности системы охлаждения двигателя ваз 2123: 403 — Доступ запрещён – Система охлаждения Нива Шевроле: схема, неисправности и их устранение
Ваз 2123 система охлаждения двигателя
При работе температура отработавших газов в двигателе достигает 2000 градусов. Но только лишь малая часть этой энергии используется для того, чтобы привести автомобиль в движение. Остальное тепло отводиться наружу с помощью системы охлаждения.
Если температура двигателя будет превышена, относительно нормы, то начнется процесс выгорания смазки, что приведет к уменьшению зазоров между деталями, а в дальнейшем к их износу.
Так же нежелательна работа двигателя при низких температурах. При переохлаждении мощность снижается за счет больших теплопотерь. При этом на стенках цилиндров образуется конденсат, который препятствует поступлению смазки. Из-за этого, помимо износа деталей, повышается риск возникновения коррозии.
Система охлаждения двигателя предназначена для поддержания баланса в системе. Обычно используются два типа охлаждения: жидкостное и воздушное. Воздушное охлаждение применяется достаточно редко, из-за низкой эффективности. Жидкостное охлаждение более распространено в производстве автомобилей. Оно в свою очередь так же разделяется на открытое и закрытое. Открытая система охлаждения менее совершенна, пар выводиться в окружающую среду, поэтому очень часто требуется доливка жидкости. Закрытая система используется во всех современных автомобилях и отличается более высоким давлением жидкости в системе. При этом температура антифриза или тосола может повышаться до 120 градусов.
Так же бывают различия по виду циркуляции жидкости: термосифонные и принудительные.
Термосифонные работают за счет разной плотности жидкости в двигателе и радиаторе. В принудительных системах охлаждения жидкость циркулирует за счет встроенного насоса или помпы.
Так же встречаются комбинированные системы, в которых головки цилиндров охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров за счет естественного движения нагретой жидкости.
Система охлаждения Нива Шевроле использует закрытый тип с принудительной циркуляцией. Устройство состоит из таких компонентов, как радиатор, помпа, вентилятор, патрубки и расширительный бачок.
Жидкость вокруг цилиндров находиться в так называемой рубашке охлаждения. Нагретый антифриз затем поступает в радиатор, который охлаждается воздушными потоками. После этого, остывшая ОЖ снова поступает в рубашку охлаждения.
Для того, чтобы обеспечить равномерную циркуляцию жидкости используется помпа. Для более быстрого охлаждения радиатора на него устанавливается вентилятор. Для поддержания достаточного давления в системе устанавливается расширительный бачок. Система охлаждения Нива Шевроле в среднем помещает примерно 5 литров жидкости.
Основное предназначение радиатора – отводить тепло от охлаждающей жидкости. Обычно он состоит из сердечников, верхнего и нижнего бачков. По устройству, радиаторы бывают пластинчатые или сотовые. Внутри пластин проходят овальные или круглые трубки, в которых протекает антифриз. Обычно используются овальные трубки, поскольку они лучше выдерживают высокое давление. Так же при замерзании они не разрываются, а только лишь меняют форму, расширяясь. Наличие пластин повышает жесткость конструкции и способствует более быстрому охлаждению.
Расширительный бачок применяют для того, чтобы избежать излишнего давления, которое образуется, когда охлаждающая жидкость нагревается и увеличивается в объеме. Бачок всегда комплектуется специальной крышкой с клапаном, который стравливает воздух, снижая давление в системе. Обычно используют белый или прозрачный пластик для изготовления бачка, чтобы можно было контролировать уровень антифриза. Проверяют обычно на остывшем двигателе.
Насос или помпа способствует циркуляции антифриза в системе. Обычно представляет собой крыльчатку, которая приводиться в движение коленвалом двигателя. Для предотвращения утечек на вал устанавливаются прокладки и сальники.
Чтобы усилить поток воздуха, проходящий через радиатор устанавливают вентилятор. Крепят его обычно на корпус, обеспечивая максимальный проток воздуха между пластинами. Для того, чтобы снизить расход электроэнергии на подержание работы вентилятора, его включение и отключение делают автоматическим, при достижении определенной температуры. За срабатывание вентилятора отвечает специальный температурный датчик, который обычно встраивается в корпус радиатора. В зависимости от типа работы датчика, может быть настроено плавное изменение скорости работы вентилятора, в зависимости от температуры.
Вентилятор приводиться в движение отдельным электродвигателем. Подключение производиться через датчик температуры. При нагревании, сопротивление датчика меняется, обеспечивая плавное изменение оборотов вентилятора. Обычно вентилятор включается при движении с низкой скоростью, в плотном потоке, пробках. При загородном движении с высокой скоростью обычно достаточно естественного обдува радиатора.
Еще одним важным компонентом системы охлаждения нивы шевроле является термостат. Основной целью термостата служит перераспределения потоков охлаждающей жидкости. Для более быстрого прогрева в зимний период, термостат закрывается, и антифриз циркулирует по так называемому малому кругу, внутри двигателя, минуя радиатор. При достижении температуры 80-85 градусов Цельсия клапан автоматически раскрывается, переключаясь на большой круг, переводя поток на радиатор.
Для того, чтобы контролировать температуру двигателя из автомобиля существует система датчиков и сигнальных ламп, располагающихся на панели приборов.
Антифриз.
Это основной компонент в охлаждающей системе автомобиля. В начале производства техники использовалась вода, но ее применение имело ряд недостатков – низкая температура кипения, образование коррозии на конструктивных элементах двигателя и низкая температура замерзания. В настоящее время используются растворы на основе этиленгликоля. Преимуществом данных жидкостей является их безопасность при попадании на кожу, или в окружающую среду. Чтобы избавиться от коррозийных качеств в состав добавляют различные присадки. Если температура окружающей среды опускается ниже нуля, то такой раствор становиться рыхлым, но при этом не расширяется и не разрушает детали системы охлаждения.
Устройство системы охлаждения Шевроле Нива 2123
Конструктивно автомобиль 2123 схож по устройству со своим предшественником, Нивой 2121. Но она лишена тех недостатков, которые появились в процессе массовой эксплуатации данного автомобиля. Так, новая модель лишилась крана на печке. Для оттока охлаждающей жидкости теперь используется специальное отверстие в термостате, которое обеспечивается работой специальной системы заслонок.
Главное отличие состоит в принципиально новом устройстве термостата.
И принцип его работы:
Наш термостат (2123)
И назначение его патрубков
В новой модели термостата движение охлаждающей жидкости осуществляется в другом направлении. Это позволяет регулировать термостатом работу печки, за счет понижения ее температуры. Так же в новом термостате присутствует пароотводная трубка, которая позволяет быстрее снижать давление в системе.
Неисправности системы охлаждения Нива Шевроле
В первую очередь, поломку можно определить, по температуре двигателя. Существенный перегрев или переохлаждение могут быть вызваны множеством факторов. В первую очередь следует обратить внимание на температурный порог, при котором включается вентилятор на радиаторе. При выходе из строя термостата будет существенная разница в температуре двигателя и радиатора. Так же необходимо проверить ремень, который приводит в движение насос.
Возможна разгерметизация системы вследствие повреждений расширительного бачка или клапане в его крышке. Это приведет к снижению давления в системе, антифриз будет закипать при более низкой температуре, но недостаточной, для включения вентилятора радиатора.
Внимание! Антифриз можно доливать только при выключенном и остывшем двигателе, поскольку горячий антифриз может выплеснуться, причинив сильные ожоги. Так же при этом увеличивается риск отравления парами, которые образуются в результате кипения антифриза.
Если термостат заедает в открытом положении, возможна такая ситуация, когда при езде с высокой скоростью будет возникать переохлаждение двигателя. Так же это приводит к серьезным проблемам в зимнее время: двигатель не может прогреться до нужной температуры, ЭБУ увеличивает расход топлива для прогрева, на стенках цилиндров образуется большое количество нагара. Так же это способствует снижению вязкости масла, снижает ресурс катализатора.
В системе автомобиля имеются несколько систем одной из которых является система охлаждения Нива Шевроле. Она представляет собой замкнутую принудительно циркулирующую структуру. Которая состоит из:
- Радиатора
- Вентилятора и насоса
- Термостата
- Патрубков
- Расширительного бочка
- Датчика температур
- Помпа
Если какой-то из элементов выйдет из строя, то вся система охлаждения станет работать неэффективно.
Принцип работы
Вовремя работы автомобиля, двигатель начинает нагреваться, и в цилиндрах температура может достигаться 2000 градусов и чтобы снять температурное напряжение существует данный охлаждающий механизм, который имеет своеобразную воздушную рубашку – систему каналов по которой перемещается ОЖ. При помощи этой циркуляции происходит вывод тепла наружу.
Течение антифриза или тосола происходит за счет водяного насоса, работа которого происходит за счет поликлинового ремня от шкива коленвала. Если температура двигателя не превышает 78 градусов по Цельсию, то термостат находится в закрытом положение и циркуляция происходит по малому кругу через блок подогрева дросселя и радиатора отопления в обход радиатора охлаждения.
Когда температура превышает 80 градусов термостат начинает открываться и циркуляция начинает происходит через основной радиатор охлаждения Шевроле Нива, в состав которого входят пара пластиковых бочка и алюминиевая часть из горизонтальных канальцев. ОЖ начинает поступать в правый бачок через верхний патрубок, а выходит от левого бочка через выпускной патрубок. Там же располагается пробка для слива жидкости.
Система управления
Все процессы циркуляции происходят и контролируются при помощи контроллера который получает данные с блока управления и датчика температур, который информирует о повышении температуры. На радиаторе установлен кожух который имеет два спаренных вентилятора. В зависимости от заданной температуры они начинают активироваться. Включение первого происходит по достижению 98 градусов, а второй со 102 градусов.
Расширительный бачок Нива Шевроле имеет пробку с выпускным и впускным клапаном. Второй помогает поддерживать необходимое давление в системе, благодаря чему в двигателе быстро достигается необходимая рабочая температура. Если температура начинает быстро подниматься и термостат не успевает подключится то в пробке бачка срабатывает клапан через который выходит избыточное давление.
Неисправности
Для того чтобы двигатель не перегревался, а в последствие его не пришлось чинить, нужно следит за тем чтобы все элементы системы находились в исправном состоянии, так как в ней есть слабые места к которым относятся:
- Бачок, который может треснуть не выдержав рабочего давления
- Насос водяной, как правило причиной поломки является некачественная сборка и маленький ресурс
- Электрика, выходят из строя предохранители и не происходит включение вентиляторов Нива Шевроле
- Радиатор. Необходимо чистить и проверять на наличие внешних повреждений так как если у него будут повреждения или будет загрязнён то ухудшатся теплоотводящие свойства
- Термостат. Канал перестает своевременно открывается и ОЖ начинает течь по малому кругу.
- Патрубки. Если они достаточно износились могут дать течь, что повлияет на охлаждение двигателя.
- Ремень генератора. В случае если он порвется то перестанет крутится помпа и АКБ перестанет заряжаться, что может привести к перегреванию двигателя.
В случае если помпу заклинивает или она протекает, а также имеются характерные шумы ее следует заменить на новую. Замена помпы Нива Шевроле происходит следующим способом:
- Снимается рукав который подводит воздух к ВФ
- На блоке цилиндров от кронштейна отсоединяем проставку воздуховода
- Отсоединяем правый рукав
- Снимаем воздуховод вместе с проставкой
- Ослабив хомуты снимаем термостат
- Натяжение ролика привода ослабляем
- С натяжного ролика снимаем ремень
- Откручиваем и снимаем шкив помпы
- У крышки насоса отворачиваем гайки крепления
- Снимаем крыльчатку и помпу
- У корпуса насоса вынимаем прокладку
- Устанавливаем новую помпу на место в обратном порядке, предварительно обработав стыки герметиком
В случае если нужно снять радиатор охлаждения Шевроле Нива нужно проделать следующее:
- Автомобиль загоняется на яму
- Отсоединяем клеммы АКБ
- Открываем крышку расширительного бачка и в салоне рычаг отопления отводим в максимальное положение
- Через специальный сливной кран сливаем жидкость
- Когда жидкость слили демонтируем воздушный фильтр и кожух
- У бочка гидроусилителя открываем крышку и откручиваем все хомуты идущие к радиатору
- Снимаем звуковой сигнал
- Отсоединяем хомут который идет от патрубка на термостат
- Демонтируем мухоуловитель
- Выкручиваем все элементы которые крепят радиатор и демонтируем патрубки идущие со стороны пассажира на радиатор
- Разделяем радиатор и блок вентиляторов
- Выкручиваем нижний шланг который не дает снять деталь
- Когда все отсоединил можно демонтировать радиатор
В Ниве конструкторами была разработана грамотная система охлаждения, и чтобы она сохраняла свою работоспособность ей нужен своевременный и хороший уход, а также необходимо следить за уровнем ОЖ и при необходимости доливать.
Система охлаждения — жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система охлаждения включает в себя рубашку охлаждения двигателя, радиатор с двумя электровентиляторами, расширительный бачок, термостат, насос охлаждающей жидкости и радиатор отопителя. Заправляется система жидкостью через горловину расширительного бачка. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентиляторами радиатора.
Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Корпус насоса — алюминиевый. Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний — пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручьев шкива насоса расстояние от привалочной плоскости крышки насоса до наружного торца ступицы должно составлять 84,4 ± 0,1 мм. Не допускаются осевой и радиальный люфты в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса следует заменить крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. Термостат расположен над насосом охлаждающей жидкости, с правой стороны двигателя. На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость, минуя радиатор, циркулирует только по малому кругу — через байпас-ный патрубок термостата жидкость из отводящего патрубка рубашки охлаждения поступает в насос. При температуре 78—82° C клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок термостата; при этом часть жидкости начинает циркулировать по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90° C основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается, и большая часть жидкости циркулирует через радиатор двигателя.
Независимо от состояния термостата (рис. слева) (положения его клапанов) жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (правый с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости. На автомобиле-без кондиционера перед радиатором системы охлаждения расположены верхний и нижний направляющие кожухи, а на автомобиле с кондиционером — конденсатор системы кондиционирования воздуха. Электровентиляторы расположены за радиатором в кожухе. С ростом температуры охлаждающей жидкости по команде контроллера сначала через дополнительный резистор включается правый электровентилятор с низкой частотой вращения, а затем оба электровентилятора — с высокой частотой.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в левой задней части головки блока цилиндров ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
В отводящем патрубке рубашки охлаждения установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллер.
Информация актуальная для автомобилей Шевроле Нива 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 года выпуска.
Неисправности двигателя ВАЗ-2123
В статье рассммотрим причины неисправности двигателя и способы их устранения
— Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель не пускается
Нет давления топлива в рампе:
— засорены топливопроводы;
— неисправен топливный насос; засорен топливный фильтр; неисправен регулятор давления топлива
промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы; замените насос; замените фильтр;
проверьте регулятор, неисправный замените
— Неисправна система зажигания
См. «Особенности системы управления двигателем Нива Шевролет»
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
— Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя («рампе»)
См. «Двигатель не пускается»
— Неисправен регулятор холостого хода
Замените регулятор холостого хода Регулятор холостого хода Нива Шевролет
— Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов
Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените
— Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, неисправные замените
— Неисправна система зажигания
См. «Датчики ЭСУД Нива Шевролет»
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
— Неполное открытие дроссельной заслонки
Отрегулируйте приводы дроссельной заслонки
— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки
Замените датчик
— Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя («рампе»)
См. «Двигатель не пускается»
— Загрязнен воздушный фильтр
Замените фильтрующий элемент
— Неисправна система зажигания
См. «Система управления двигателем»
— Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, не исправные замените
— Недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см2):
пробита прокладка головки блока цилиндров;
прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец; плохое прилегание клапанов к седлам;
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
Выполните следующее: замените прокладку;
очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените; замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла; замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала.
Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала
— Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
— Ослаблены болты крепления маховика
Затяните болты рекомендуемым моментом
— Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
— Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом
Замените упорные полукольца новыми или увеличенной толщины
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
— Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
— Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Этот стук обычно не звонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
-Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
— Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Замените кольца или поршни с кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала
— Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, неисправные замените
— Поломка клапанной пружины
Замените пружину
— Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана
Замените изношенные детали
— Износ кулачков распределительного вала
Замените распределительный вал и рычаги клапанов
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала
— Ослабла цепь вследствие износа
Замените цепь
— Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя
Замените башмак натяжителя или успокоитель Успокоитель Нива Шевролет замена
— Неисправен гидронатяжитель цепи
Замените гидронатяжитель Замена натяжителя Нива Шевролет
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
— Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос
— Изношены шестерни масляного насоса
Отремонтируйте масляный насос
— Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
— Заедание редукционного клапана давления масла
Замените клапан
Повышенный расход масла
— Подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
— Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
— Поломка поршневых колец
Замените кольца
— Закоксовывание маслосъемных колец или прорезей в канавках поршней
Очистите прорези и кольца от нагара
— Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Замените маслосъемные колпачки
— Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Повышенный расход топлива
— Повышенное сопротивление движению автомобиля
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
— Неисправна система зажигания
См. «Система управления двигателем»
— Неисправны форсунки
См. «Проверка и замена форсунок Нива Шевролет»
— Подтекание топлива в соединениях трубопроводов
Подтяните соединения трубопроводов
— Использование низкокачественного топлива
Залейте рекомендуемое топливо
Перегрев двигателя
— Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
— Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
— Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
— Неисправен термостат
Замените термостат
— Неисправен клапан пробки радиатора, давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
Замените пробку
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
— Поврежден радиатор
Отремонтируйте радиатор или замените
— Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов
Замените поврежденные шланги или прокладки
— Подтекание жидкости из крана отопителя
Замените кран
— Слабо затянуты хомуты шлангов
Подтяните хомуты
— Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Замените сальник
— Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора
Замените пробку
— Повреждена прокладка головки блока цилиндров
Замените прокладку
— Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров
Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
— Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1
Chevrolet Niva | Поиск и устранение неисправностей системы охлаждения
Проверка герметичности системы охлаждения
В некоторых случаях негерметичность радиатора может быть обнаружена простым добавлением воды в радиатор. Для ускорения обнаружения утечки рекомендуется очистить поверхности радиатора от грязи.
1. Удалите грязь и насекомых, забившихся в решетку сердцевины радиатора, воспользовавшись обыкновенным шлангом без насадки. Излишний напор воды может повредить пластины радиатора.
2. Потрите блок трубок кистью с мягкой щетиной, используя чистую горячую воду или горячую воду с небольшой добавкой моющего реагента.
Проверка герметичности системы охлаждения на автомобиле Алюминиево-пластмассовый радиатор можно проверить с помощью насоса и манометра. На холодном двигателе, снимите пробку с расширительного бачка, подсоедините манометр и создайте нормальное рабочее давление, не превышающее 138 кПа.
Следите за поведением стрелки манометра, которая может свидетельствовать о наличии утечек. Осмотрите радиатор и другие детали системы охлаждения на предмет утечки охлаждающей жидкости. При необходимости отремонтируйте шланги и их соединения. Проверьте также герметичность пробки расширительного бачка.
При обнаружении утечек в радиаторе пометьте область, откуда вытекает охлаждающая жидкость, чтобы это место можно было легко найти после снятия радиатора с автомобиля.
Проверка герметичности радиатора со снятием с автомобиля
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При обслуживании радиатора не используйте емкости для выпаривания или емкости, которые использовались при обслуживании медных или латунных радиаторов. Флюс, кислота или каустическая сода, остающиеся в таких емкостях, могут вступить в реакцию с алюминием и привести к выходу радиатора из строя. При обслуживании алюминиево-пластмассовых радиаторов настоятельно рекомендуется иметь отдельную испытательную емкость с чистой водой.
Рис. 4.2. Алюминиевый радиатор с патрубками теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости: 1 – резиновая испытательная пробка; 2 – патрубки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости |
1. Вставьте испытательные соединительные детали или резиновые испытательные крышки во входной и выходной патрубки. Изолируйте патрубки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости для его защиты и предотвращения вытекания жидкости (рис. 4.2).
2. Подсоедините прибор для создания давления и постепенно повышайте давление до достижения 138 кПа, но не превышайте давление 138 кПа. Следите за манометром, чтобы обнаружить уменьшение давления. Для обнаружения небольших утечек поливайте отремонтированный участок водой и следите за появлением пузырьков (в этом случае очень помогает добавление в воду слабого раствора моющего средства). Если в наличии имеется большая ванна с водой, радиатор можно погрузить в эту ванну и провести испытание на наличие появления пузырьков.
Утечки, подлежащие ремонту
На алюминиево-пластмассовом радиаторе можно устранить два типа утечек: утечки через уплотнительную прокладку и утечки в блоке трубок сердцевины радиатора. Утечки в пластмассовых бачках ремонту не подлежат. Утечки в блоке трубок могут быть в самой трубке или в соединении между трубкой и коллектором. Утечки прокладки могут быть между пластмассовыми бачками и коллекторами или в соединениях между патрубками теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости и бачками. Некоторые виды утечек могут быть отремонтированы без снятия радиатора с автомобиля, однако обычно лучше снять радиатор для проведения ремонта.
Устранение утечек в прокладке бачка
Рис. 4.3. Использование плоскогубцев (1) для загибания лепестков |
Утечку через прокладку бачка легко принять за утечку самого бачка или коллектора. Если течь происходит в прокладке в месте соединения с коллектором, загните лепестки с помощью плоскогубцев с фиксатором (рис. 4.3). Если это не помогает устранить утечку, снимите радиатор для дальнейшего осмотра.
Рис. 4.4. Установка инструмента (а) и направление отжатия (b) для отгибания лепестка |
1. С помощью отвертки J33419–1 разогните лепестки, за исключением лепестков, расположенных под впускным и выпускным патрубками и под заливными горловинами. Для отгибания лепестка вставьте инструмент под лепесток и с усилием потяните в сторону бачка (рис. 4.4). Разогните лепестки ровно настолько, чтобы можно было снять бачки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Соблюдайте осторожность, чтобы не разгибать лепестки слишком сильно, т.к. это может привести к поломке лепестка. Если на одной стороне коллектора сломаны более трех лепестков или два соседних лепестка, блок трубок необходимо заменить.
2. Приподнимите бачок и извлеките его из-под неразжатых лепестков. Для снятия прокладки постучите по бачку рукой. Плоскогубцами разожмите оставшиеся лепестки.
3. Снимите и выбросьте прокладку.
4. Очистите коллектор и канавку под прокладку от грязи и остатков старой прокладки.
5. Очистите уплотняющее ребро пластмассового бачка.
6. Осмотрите поверхность контакта коллектора с прокладкой и уплотняющим ребром бачка на наличие следов утечек. Очистите или отремонтируйте поверхности, удалив грязь, заусенцы и неровности.
7. Если бачок оборудован теплообменником охлаждения трансмиссионной жидкости, снимите его и установите на новый бачок.
8. Окуните новую прокладку в охлаждающую жидкость или смочите ее поверхности жидкостью и установите ее на поверхности коллектора. Охлаждающая жидкость поможет удержать прокладку на месте.
Рис. 4.5. Установка бачка на блок трубок и места загибания 4 лепестков |
9. Установите бачок и прокладку на коллектор. Закрепите их вместе, согнув четыре лепестка, как показано на рис. 4.5.
Рис. 4.6. Последовательность загибания лепестков крепления бачка радиатора |
10. В последовательности, приведенной на рис. 4.6, загните остальные лепестки вокруг коллектора, используя для этого плоскогубцы или специальный инструмент.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Подожмите лепестки в той же последовательности, которая используется для затягивания болтов крепления головки цилиндров – от центра к краям.
11. Замените блок трубок, если с одной из сторон сломаны более трех лепестков или два соседних лепестка.
12. Если снимался, установите кран слива охлаждающей жидкости.
13. Проверьте герметичность радиатора.
Замена прокладки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости
Для замены теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости необходимо снять приемный бачок, однако замена прокладок может быть произведена без снятия бачка.
1. Снимите радиатор и положите его на ровную поверхность.
2. Отверните нижнюю гайку крепления теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости и ослабьте верхнюю гайку.
Рис. 4.7. Использование маленького крючка (1) для извлечения прокладки (2) теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости |
3. Вдавите патрубок охладителя в отверстие и с помощью небольшого крючка извлеките прокладку (рис. 4.7).
4. Воздухом осушите все привалочные поверхности на бачке и теплообменнике охлаждения трансмиссионной жидкости.
5. Установите новую сухую прокладку. Убедитесь, что она правильно установилась в приливе отверстия.
6. Через входное или выходное отверстие бачка протолкните патрубок теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости в отверстие.
7. Наверните гайку, не затягивая ее окончательно.
8. Аналогичным образом замените вторую прокладку.
9. Наверните гайку и затяните обе гайки теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости моментом 20 Н•м. Не превышайте усилие, чтобы не повредить прокладку.
10. Проверьте герметичность радиатора.
Замена теплообменника охлаждения трансмиссионной жидкости
1. Снимите приемный бачок.
2. Отверните гайки крепления патрубков теплообменника.
3. Извлеките теплообменник и его прокладки из бачка.
4. Снимите старые резиновые прокладки и выбросьте их. Очистите и осушите уплотнительные поверхности.
5. Оденьте новые резиновые прокладки на новый теплообменник и установите его в отверстие бачка. Выполняйте эту операцию очень аккуратно, чтобы не сдвинуть прокладки и не установить их с перекосом. Прокладки при установке должны быть сухими и чистыми, без грязи и масла.
6. Наверните и аккуратно затяните гайки на патрубках.
7. Затягивайте гайки моментом 20 Н•м, так как превышение момента затяжки может привести к повреждению резиновых прокладок.
8. Установите бачок на место.
9. Проверьте герметичность радиатора.
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
|
Неисправности двигателя ВАЗ-2123
В статье рассмотрим причины неисправности двигателя и способы устранения неисправностей
— Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель не пускается
Нет давления топлива в рампе:
— засорены топливопроводы;
— неисправен топливный насос; засорен топливный фильтр; неисправен регулятор давления топлива
промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы; замените насос; замените фильтр;
проверьте регулятор, неисправный замените
— Неисправна система зажигания
См. «Особенности системы управления двигателем Нива Шевролет»
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
— Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя («рампе»)
См. «Двигатель не пускается»
— Неисправен регулятор холостого хода
Замените регулятор холостого хода Регулятор холостого хода Нива Шевролет
— Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов
Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените
— Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, неисправные замените
— Неисправна система зажигания
См. «Датчики ЭСУД Нива Шевролет»
Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью
— Неполное открытие дроссельной заслонки
Отрегулируйте приводы дроссельной заслонки
— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки
Замените датчик
— Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя («рампе»)
См. «Двигатель не пускается»
— Загрязнен воздушный фильтр
Замените фильтрующий элемент
— Неисправна система зажигания
См. «Система управления двигателем»
— Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, не исправные замените
— Недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см2):
пробита прокладка головки блока цилиндров;
прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец; плохое прилегание клапанов к седлам;
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец
Выполните следующее: замените прокладку;
очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените; замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла; замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельной заслонки на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала.
Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала
— Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
— Ослаблены болты крепления маховика
Затяните болты рекомендуемым моментом
— Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
— Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом
Замените упорные полукольца новыми или увеличенной толщины
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
— Недостаточное давление масла
См. «Недостаточное давление масла на холостом ходу»
— Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Этот стук обычно не звонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
-Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
— Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне
Замените кольца или поршни с кольцами
Стук впускных и выпускных клапанов
Работа с увеличенными зазорами в клапанном механизме вызывает характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала
— Увеличенные зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала
Проверьте гидроопоры, неисправные замените
— Поломка клапанной пружины
Замените пружину
— Чрезмерный зазор между стержнем и направляющей клапана
Замените изношенные детали
— Износ кулачков распределительного вала
Замените распределительный вал и рычаги клапанов
Чрезмерный шум цепи привода распределительного вала
Из общего шума двигателя шум цепи привода распределительного вала выделяется при появлении зазоров между элементами зацепления и четко прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала
— Ослабла цепь вследствие износа
Замените цепь
— Поломка башмака натяжителя цепи или успокоителя
Замените башмак натяжителя или успокоитель Успокоитель Нива Шевролет замена
— Неисправен гидронатяжитель цепи
Замените гидронатяжитель Замена натяжителя Нива Шевролет
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе
— Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос
— Изношены шестерни масляного насоса
Отремонтируйте масляный насос
— Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе
— Заедание редукционного клапана давления масла
Замените клапан
Повышенный расход масла
— Подтекание масла через уплотнения двигателя
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
— Износ поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
— Поломка поршневых колец
Замените кольца
— Закоксовывание маслосъемных колец или прорезей в канавках поршней
Очистите прорези и кольца от нагара
— Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов
Замените маслосъемные колпачки
— Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок
Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Повышенный расход топлива
— Повышенное сопротивление движению автомобиля
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес
— Неисправна система зажигания
См. «Система управления двигателем»
— Неисправны форсунки
См. «Проверка и замена форсунок Нива Шевролет»
— Подтекание топлива в соединениях трубопроводов
Подтяните соединения трубопроводов
— Использование низкокачественного топлива
Залейте рекомендуемое топливо
Перегрев двигателя
— Слабое натяжение ремня привода насоса и генератора
Отрегулируйте натяжение ремня
— Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
— Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
— Неисправен термостат
Замените термостат
— Неисправен клапан пробки радиатора, давление открытия меньше 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
Замените пробку
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
— Поврежден радиатор
Отремонтируйте радиатор или замените
— Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов
Замените поврежденные шланги или прокладки
— Подтекание жидкости из крана отопителя
Замените кран
— Слабо затянуты хомуты шлангов
Подтяните хомуты
— Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Замените сальник
— Повреждена пробка или прокладка пробки радиатора
Замените пробку
— Повреждена прокладка головки блока цилиндров
Замените прокладку
— Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров
Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
— Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе или крышке насоса охлаждающей жидкости, расширительном бачке или впускной трубе
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1