Можно ли ездить на механике если учился на автомате: Права на автомат и на механику: отличия в 2020 году – Отличия прав на механику и на автомат — можно ли сдавать на права на автомате
Отличия прав на механику и на автомат — можно ли сдавать на права на автомате
Управление транспортными средствами на механике и автомате отличаются. У каждого вида трансмиссии есть свои преимущества и недостатки, о которых нужно знать перед учебой в автошколе и получением водительского удостоверения.
Можно ли сдавать на права на автомате?
Учебная программа автошкол, процесс сдачи экзаменов, получения удостоверения в ГИБДД изменяются в соответствии с нововведениями законодательства и техническим прогрессом. У водителей появилась возможность выбора автомобиля. На АКПП удобнее водить, но в суровых погодных условиях, при необходимости разгона удобнее ездить на «механике».
Чем выгодно отличаются ТС на МТ:
Теоретический материал, практика позволяют получить за время обучения универсальный вариант.
Возможность больше контролировать скорость машины, чувствовать ситуацию на дороге.
Водитель быстро учится ехать в горку — упражнение «эстакада». Это имеет большое практическое значение.
Более отлаженный процесс, на АТ обучаются ездить быстрее и дешевле.
Водитель с ВУ МТ может ездить с использованием АКПП, а наоборот — нельзя.
Можно ли ездить на автомате, если сдал на права на механике?
Водить автомобиль с АКПП, если ВУ на МК, можно. Если наоборот: удостоверение выдано на АК, а водитель управляет авто на «механике» — это нарушение. Чтобы пересесть на автомобиль с МК, придется пересдать на универсальное ВУ, т. е. для управления ТС с МТ.
Вождение автомобиля с МТ и на АКПП отличается комфортом, экономичностью по некоторым параметрам.Управление машиной с МТ предполагает:
специализированное обучение перед получением ВУ;
более глубокие теоретические знания;
длительность подготовки выше, чем на водительское удостоверение для вождения автомобиля с автоматической трансмиссией.
МТ обеспечивает оптимальную работу мотора в любых условиях.
Отличие в управлении машиной с АК передач заключается также в том, что водителю за рулем такого автомобиля не приходится сталкиваться с педалью сцепления. Нужны только две педали: газ, тормоз. Переключение передач принципиально другое. Особенности работы АК передач при запуске двигателя предполагают такую последовательность действий:
перевод селектора в положение Р — парковка или N — нейтральное;
нажимается педаль тормоза — под левой ногой, что позволяет разблокировать старт двигателя;
при удержании тормоза левой ногой можно поворачивать ключ, запускать двигатель.
После получения прав на АТ, после освоения нескольких правил, управлять ТС — просто. Для плавного ускорения нужно отпустить педаль тормоза, нажать газ, машина начинает движение, скорость переключается самостоятельно. Правая рука не будет нагружена как в машине с АК — переключение передач, необходимость выжимать сцепление.
Коробки передач с АК отличаются друг от друга. Типы АКПП:
1Классическая коробка передач — первоначальный вариант, потеснивший МК. Отличается надежностью, за несколько лет получила дополнительные режимы: зимний, эконом, спорт. Основное отличие — полная автономность работы от двигателя. Переключение происходит плавно.
2Роботизированная коробка, среди водителей ее принято называть «робот». Неудачная, но перспективная модель. Дешевая в производстве, но дорогая в обслуживании. Переключения происходит в плавном режиме.
3Вариатор. Скорость набирается плавно, предусмотрен селектор переключения в ручном режиме. Динамика набора скорости похожа на МК.
Где в правах указывается механика или автомат?
Внешне ВУ на управление авто с МТ и АКПП почти ничем не отличаются. Отличия прав на механику и на автомат находятся с обратной стороны документа. На рисунке показано, как выглядят права на автомат:
графа 14 отражает ограничения на все категории, где в удостоверении указывается МТ или машиной с автоматической коробкой передач.
Если ВУ разрешает управлять автомобилем только с автоматической трансмиссией, то в 14 графе ставится отметка: «АТ». Удостоверение без отметки предполагает, что водитель может управлять ТС с любой коробкой передач.
С 5.11.2013 г. ФЗ о безопасности движения на дорогах разрешает сдачу экзамена для управления машиной с АТ. С 2013 г. можно проходить обучение и сдавать экзамен по вождения авто только с АКПП
Для примера, на рисунке показано ВУ с разрешением управления ТС категории категория В и АТ. Подробнее о других отметках в этой статье.
На практике водители при выборе варианта обучения руководствуются такими критериями:
Лучше сдать на универсальное ВУ, чтобы не было ограничений по управлению машиной с определенной КП.
МТ дает возможность лучше, глубже понять функционирование автомобиля изнутри. Рациональнее иметь навыки управления автомобилем с трансмиссией любого типа, так проще и безопаснее ездить.
Можно попасть в ситуацию, когда нужна будет именно МТ, но навыка не будет. Если сдавать на ВУ, то лучше на универсальное.
При сдаче экзамена используются одна-две передачи, иногда необходима третья, поэтому ничего сложного.
Процесс сдачи экзамена не отлажен, желающих получить документ такого типа намного меньше.
Заключение
Если необходимо универсальное ВУ, лучше учиться в автошколе на МТ. Отметка в ВУ «АТ» говорит о том, что водителю разрешается управлять ТС только с АТ.
Дата обновления: 10 декабря 2019 г.
Права на автомат и на механику: отличия в 2020 году
Управление авто с разными типами трансмиссии имеет не только технические особенности, но также определенные преимущества и недостатки в процессе эксплуатации ТС. Несмотря на доминирующее положение автомобилей с АКПП сложная «механика» сохраняет свои позиции на рынке автопрома за счет более высокой управляемости скоростной динамики, функциональности и экономичности машины. На современном «автомате» нет проблем с разгоном, обеспечивается повышенная комфортность управления авто в условиях городской среды. Водительские права на автомат и механику можно получить после специального курса обучения в автошколе.
Рассмотрим, чем отличаются права на управление машиной с механической трансмиссией и АКПП, и какой вариант водительского удостоверения предпочтительнее.
Особенности обучения
Программы обучения в автошколе, процедура сдачи экзаменов и получения прав в ГИБДД постоянно изменяются. В результате реформирования содержания обучения появилась возможность выбирать машину с автоматической трансмиссией для водительской подготовки и сдачи практической части экзамена.
Вопрос о том, на какой машине учиться? решается индивидуально. Удобство вождения на «автомате» не вызывает сомнения, однако механика позволяет более эффективно решать возникающие в практике вождения проблемы (например, при суровых погодных условиях, снежных заносах, разгоне).
Преимущества обучения на «механике»
Подготовка в автошколе на машине с МКПП обладает следующими плюсами:
- Теоретическая и практическая часть обучения, успешно выдержанный итоговый экзамен позволяют получить водительские права без ограничений (на механику и автомат).
- По сравнению с автоматом механическая коробка дает возможность «вручную» контролировать скоростную динамику машины (лучше понимать аспекты работы авто и чувствовать ситуацию на дороге). В целом, это положительно сказывается на безопасности движения автомобиля любой категории.
- Процесс обучения позволяет быстро освоить навыки езды в горку при выполнении экзаменационного упражнения «эстакада», что имеет большое практическое значение.
- Подготовка на авто с МКПП является отлаженным процессом, по сравнению с обучением на «автомате», что сказывается на стоимости услуг (они существенно ниже).
- Обучение на машине с автоматической трансмиссией не дает права на управление авто с МКПП. Напротив, курс обучения на ТС с механической коробкой снимает ограничение на управление машиной с АКПП.
ВАЖНО! Водить машину с автоматической трансмиссией проще, комфортнее, но в дальнейшем, при необходимости пересесть на авто с МКПП придется пройти заново обучение и пересдачу в ГИБДД, чтобы получить соответствующее водительское удостоверение. Права на механику являются универсальными — они дают возможность управлять ТС с любым типом трансмиссии.
Права на механику и автомат: отличия
Между трансмиссиями автомобиля имеются существенные отличия. Коробка передач – не просто определенный тип агрегата, а совокупность механизмов и устройств конструкции автомобиля. В плане комфорта, экономичности некоторых аспектов эксплуатации авто с автоматом, несомненно, лидирует.
Вождение на машине с механической коробкой требует:
- специальных навыков;
- глубоких теоретических знаний;
- более длительной подготовки.
Механическая трансмиссия обеспечивает оптимальный режим работы мотора в любых условиях. К тому же она дает возможность почувствовать скорость и драйв от вождения.
Отличия в водительских документах
По внешнему виду документы, подтверждающие право гражданина управлять ТС с механикой или автоматом, очень похожи. Оборотная сторона содержит особые отметки, позволяющие дифференцировать данное право по разным показателям.
С текущего года водительские удостоверения содержат две дополнительные строки с названием «Особые отметки» (на обороте документа):
- В графе 12 указываются ограничения по каждой категории ТС.
- В графе 14 фиксируются ограничения на все установленные в конкретном удостоверении категории – там, где в правах указывается автомат или механика.
ВАЖНО! При оформлении водительских прав по итогам сдачи экзамена на машине с АКПП вносится специальная отметка в строке 14: «АТ», что дает водителю право управлять только авто с «автоматом». Для водителей, сдавших экзамены на машине с МКПП, ограничений на управление авто с АКПП нет.
Таким образом, ответ вопрос о том, можно ли ездить на механике, если учился на автомате, будет отрицательным. Запрещается водителям, прошедшим обучение на машине с «автоматом» и получившим соответствующие права с особой отметкой управлять ТС с механической коробкой передач.
Почему нужна отметка «АТ»
На оборотной стороне водительских прав фиксируется отметка «АТ» для автолюбителей, управляющих машиной с АКПП. Это связано с тем, чтобы разграничить категории прав с учетом трансмиссии автомобиля и ограничить открываемую категорию. Указанная отметка запрещает водить ТС с МКПП. По сравнению с автоматом управлять машиной с МКПП сложнее.
Причинами такой сложности являются:
- необходимость отработки специальных навыков работы со сцеплением;
- формирование теоретической базы знаний в области соотношения работы передач, оборотов двигателя в поддержании оптимального скоростного режима;
- знание основ работы двигателя и коробки передач в различных условиях дорожного движения (в том числе на рельефной местности).
На видео о получении прав на автомат
Полученные в ходе обучения на механике знания и дополнительные навыки дают возможность эффективно управлять транспортным средством в ручном режиме: на любой дороге, при любых погодных условиях. Освоенный багаж знаний и практических умений позволит без труда управлять машиной с АКПП.
Напротив, владельцу прав с отметкой «АТ», чтобы перейти к управлению механикой, необходимо будет пройти дополнительную переэкзаменовку в ГИБДД. Поэтому целесообразнее сразу обучиться на машине с МКПП и получить права без ограничений (на автомат и механику).
Права на автомат и на механику: отличия в 2019 году
В этой статье:
Чем отличаются водительские права на автомат и механику?
В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».
В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.
Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.
Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.
Зачем нужна отметка
Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.
Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.
На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.
Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.
Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.
Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.
Категории и подкатегории нового удостоверения
Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.
Шесть больших категорий:
- А — мотоциклы;
- B — легковые автомобили;
- C — грузовые автомобили;
- D — автобусы;
- М — мопеды;
- Трамваи и троллейбусы.
Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.
Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.
На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:
- А — мотоциклы;
- А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см3;
- В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
- В1 — трициклы и квадрициклы;
- С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
- С1 — грузовики до 7,5 т;
- D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
- D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
- ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
- СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
- С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
- DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
- D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
- М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см3;
- Tm — трамвай;
- Tb — троллейбус.
На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.
На чем лучше обучаться и на чём лучше сдавать экзамен
Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».
Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.
Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.
Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.
Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.
В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.
Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.
«Почему в автошколах учат ездить на „механике”? Учите на „автомате”!»
Арина Петровна за рулем уже больше трех лет. Сменила три автомобиля, сейчас ездит на новом BMW 2-Series. И чувствует себя отлично, за исключением одного «но». Арина Петровна боится, что когда-нибудь ей придется сесть за руль машины с механической коробкой переключения передач. Как-то так вышло, что девушка, успешно окончив автошколу и сдав экзамены в ГАИ, так и не обрела уверенность в том, что касается автомобиля с тремя педалями. По мнению эксперта в вопросах безопасности дорожного движения Юрия Краснова, это говорит о том, что подход к обучению в наших автошколах можно усовершенствовать.
— Я слышал историю, как в Америке преступник пытался угнать автомобиль. Машина была на «механике», а он умел ездить только на «автомате». И, угрожая пистолетом, требовал, чтобы водитель объяснил ему, как тронуться с места, — рассказал Краснов. — А на днях мне позвонила Арина Петровна. Она ездит на «автомате», ей хорошо и все нравится. Но с «механикой» у нее большие проблемы. Так быть не должно. Я хочу ей доказать, что в МКПП нет ничего страшного.
Что сначала: МКПП или АКПП?
Девушка вспоминает время обучения в автошколе без особой теплоты.
— Мне некоторое время не везло с инструкторами, приходилось их менять, — рассказала она. — Например, первый инструктор, бывший дальнобойщик, сильно ругался матом. Тогда я стала работать с другим специалистом, и он сразу вынес вердикт: «Тебя испортили безнадежно!» — настолько плохо все было.
Разумеется, такое учение — хуже любого наказания. Арине стало казаться, что вождение — это вообще не для нее, права ей не нужны. Пройдя через эти трудности, она все же сдала экзамены и получила водительское удостоверение. А уже спустя месяц купила свой первый автомобиль — Honda Jazz с вариатором.
За рулем машины с автоматической коробкой переключения передач девушка чувствует себя абсолютно уверенно. Она спокойна, соблюдает ПДД, но любит и разогнаться, когда предоставляется такая возможность. За три с половиной года, прошедших с момента получения прав, Арина сменила три автомобиля. Нужно ли говорить, что все они были с «автоматом»?
— После Honda у меня был Lexus CT 200h, а теперь вот — BMW 2-Series. Хотела внедорожник Lexus, но выходило дорого — все автомобили я покупала себе сама. Теперь машиной полностью довольна, она моя Буся — так я ее зову, — призналась наша героиня.
На память о временах в автошколе у Арины остался лишь страх перед педалью сцепления и рычагом переключения передач. Именно для того, чтобы его перебороть, девушка и обратилась к Юрию Краснову.
— Самый главный вопрос — зачем учить человека управлять автомобилем с механической коробкой передач, если он хочет ездить на «автомате»? Во многих странах мира уже есть такая практика: учись ездить на том, чем собираешься управлять, — заявил эксперт. — В наших автошколах говорят, дескать, сначала нужно научиться ездить на МКПП. Готов ответственно заявить: учить нужно от простого к сложному — это основной принцип педагогики. Начинать стоит именно с АКПП. После этого любого водителя будет легко перевести на «механику». И я это докажу!
К барьеру!
Чтобы познакомиться с Ариной-водителем, мы предлагаем ей покатать нас на своем BMW. Девушка водит уверенно — никаких стереотипов. Внимательно смотрит на дорогу, держит руль одной рукой.
— О да, видела таких! Я отучилась от этого, еще когда водила Lexus. Посадка у автомобиля была очень низкая, я быстро поняла, что лезть вперед бесполезно — все равно ничего не вижу. С тех пор чувствую себя комфортно за рулем, — ответила девушка.
— А какая из твоих машин тебе нравилась больше всего?
— Наверное, BMW. Но у Lexus тоже были свои преимущества: повороты, перестроения — все это было очень четким.
Арина рассказала, что, купив первый автомобиль, она понятия не имела, как управляться с АКПП. Вот дилемма: на «механике» не научили и на «автомате» не научили. Многие с этим сталкивались.
— Я обратил внимание, что твоя левая нога просто стоит на полу, — подметил Краснов. — А слева от педалей есть специальная полочка как раз для ноги. Она сделана не просто так: когда водитель едет по изгибу дороги, на него действует центробежная сила, и, упираясь ногой, он может компенсировать ее воздействие. Кстати, сейчас стали появляться автомобили, в которых такой полки нет. Это просто ужасно! Значит, конструктор даже не понимает, для чего она нужна.
Хорошо, Арина водить умеет — в этом мы удостоверились. Что дальше, Юрий?
Две ноги, три педали
Краснов открывает перед Ариной Петровной водительскую дверь своего Renault Lodgy.
— Пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Свою машину вы называете Бусей, а я свой автомобиль зову Бегемотиком. Обратите внимание, в нем три педали.
Шутки в сторону, начинается серьезная работа. Первым делом девушка просто осваивается в новых для себя условиях, подстраивает кресло, руль, зеркала.
— Запомни: твоя правая нога как работала с педалями газа и тормоза, так и будет работать. А левой ногой выжимай сцепление. Выжала и поставила ножку на полочку — все понятно?
Прежде чем поехать, Юрий объясняет Арине принцип работы коробки передач с механическим переключением. Так девушке будет проще разобраться, что она должна делать.
— Задача трансмиссии — передавать вращение от двигателя колесам. В твоей машине трансмиссия автоматическая, ты ей не управляешь. Включила рычаг на D и газуешь, нажала на тормоз — автомобиль остановился. В машине с «механикой» тебе приходится управлять и коробкой передач, и механизмом сцепления.
Для наглядности эксперт показывает картинки.
— Выжимаешь педаль сцепления — диски разъединяются. В этот момент включай первую передачу. И теперь ты не можешь просто так отпустить сцепление: тебе нужно, чтобы диски соприкоснулись. Для этого плавно отпускай педаль сцепления. Важно почувствовать, в какой момент они соприкасаются. Получилось? Жми на газ: автомобиль набирает скорость. Все, теперь сцепление тебе понадобится только для того, чтобы переключать передачи.
— Это всегда было так сложно, — тихонечко бормочет Арина.
Но глаза боятся, а руки-ноги делают.
У девушки все получается с первого же раза. Может быть, машина тронулась чуть резковато, но водитель не растерялась, двигатель не заглох, мы поехали.
— Важно помнить, что нельзя полностью отпускать педаль сцепления, пока автомобиль не набрал минимальную скорость. Когда это произошло, можешь даже отпустить газ: машина с МКПП будет ехать на холостых оборотах и не заглохнет.
Для закрепления пройденного просим Арину остановиться и повторить все еще раз.
— По поводу одновременной работы газом и сцеплением: если ты стоишь на уклоне, то автомобиль может покатиться. Поэтому важно держать ногу на тормозе, а газовать уже тогда, когда диски сцепления соприкоснулись, — машина поедет вперед. На ровной поверхности можно сразу держать ногу на педали газа. Давай попробуем: выжми сцепление — диски соприкасаются. Добавляя газ, ты заставляешь их прижиматься еще сильнее — скорость увеличивается.
На этот раз автомобиль тронулся совсем плавно. В зеркало было видно, что девушка улыбается. Похоже, это не так уж и сложно.
Ручная работа
Приходится вспоминать, как управляться с рычагом переключения передач.
— Если ты захочешь включить передачу, то тебе нужно выжать сцепление. Выжми — диски разошлись, — говорит Краснов.
Арина с непривычки каждый раз опускает взгляд на рычаг — в ее действиях нет автоматизма, что легко объяснить отсутствием практики.
— Следи за дорогой — там самое главное. На коробку не смотри, — советует эксперт. — Отпускаешь газ, выжимаешь сцепление. Переключайся на вторую и разгоняйся. Так, затем третья передача.
Девушка перестаралась и сразу «воткнула» пятую скорость.
— Коробка всегда была больной темой, — признает она.
Юрий приходит на помощь, рассказывая, как правильно переключать рычаг.
— Большой палец должен быть сверху, остальные просто обнимают ручку. В таком положении удобно переключать те передачи, которые нужны в городе, — объясняет он. — Пятую передачу ты включила потому, что толкнула рычаг. А для третьей нужно просто дать ему вернуться в нейтральное положение, а затем продвинуть вперед.
Возобновляем движение. На этот раз водитель действует безошибочно: разгон — вторая передача, снова разгон — третья.
— Выжимая сцепление для переключения передач, важно отпускать педаль газа, чтобы падали обороты двигателя, — порекомендовал Краснов.
— Ну что, Арина, какую машину ты выберешь? Вот этот прекрасный белый автомобиль с механической коробкой передач либо красный BMW?
— Я, пожалуй, выберу свою Бусю.
— Ну а я останусь с Бегемотиком. Он у меня тоже, знаете ли… Машина же 7-местная, я туда могу 15 таких, как ты, посадить!
— Таких, как я, вряд ли. Мы упираться будем!
Подводим итоги
Юрий Краснов:
— С Ариной было очень легко заниматься. Я думаю, ей нужно совсем немного попрактиковаться и она сама спокойно поедет на «механике», не испытывая проблем. Убежден, что гораздо проще сразу научить человека водить машину с «автоматом». А уже затем, когда он умеет ездить, когда понимает, что происходит вокруг, когда видит дорогу и может планировать свое движение, ему будет гораздо легче перестроиться на МКПП, ведь, по сути, добавляется только работа правой руки и левой ноги. Арина подтвердила эту теорию собственным примером.
Арина Петровна:
— На «автомате» ехать легче — это понятно. Но когда я ехала на занятия, то боялась, что не смогу тронуться в принципе. Спустя три с половиной года после учебы в автошколе «механика» казалась мне чем-то запредельно космическим. Но, знаете, поехала — все нормально. Одним словом, если будет нужно — смогу, не пропаду.
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Автошкола: механика или автомат
Сегодня спрос на автомобили, оборудованные автоматическими коробками передач, стремительно растет. При этом автоматическая трансмиссия сегодня более востребована у начинающих водителей, поскольку познавать азы вождения на таких автомобилях намного легче, чем на машинах, оборудованных МКПП.
Дело в том, что автоматическая коробка передач самостоятельно «выбирает» ту или иную передачу в момент движения автомобиля, то есть весь процесс происходит без непосредственного участия водителя. Соответственно, переключение передач на АКПП не будет отвлекать внимание новичка от дороги во время движения.
Также отсутствие педали сцепления в автомобиле с автоматом избавит водителя от необходимости совершать лишние движения и поможет максимально сконцентрироваться на самом процессе вождения (особенно это важно при движении в городском потоке).
Однако спрос на механику тоже не падает, поскольку есть те, кто считает МКПП более «универсальной», надежной и простой в обслуживании. Другими словами, желающих учиться ездить на МКПП также вполне достаточно.
Читайте в этой статье
На что лучше учиться: механика или автомат
Как правило, на территории СНГ подавляющее большинство автошкол всего несколько лет назад предлагали только один вариант — обучение вождению на машинах с механической коробкой. Экзамен также нужно было сдавать только на машине с МКПП.
Однако сегодня ситуация несколько изменилась, то есть появился выбор типа трансмиссии. Естественно, у многих возникает вопрос, лучше учиться на механике или на автомате. Более того, можно даже получить права на коробку автомат, которые при этом исключают возможность использования автомобиля с МКПП. Давайте разбираться.
- Прежде всего, нужно с самого начала отдельно учитывать собственные цели и задачи, а также особенности вождения и эксплуатации автомобилей, оснащенных автоматической и механической коробкой передач.
На начальном этапе обучение во всех автошколах проводится одинаково, независимо от трансмиссии автомобиля, на котором будут сдаваться экзамены по вождению. Однако в дальнейшем у автолюбителя есть выбор: как лучше сдавать, на механику или автомат.
Одни предпочитают коробку автомат, считая, что такая КПП не требует лишних движений и манипуляций, а также позволит проще контролировать скоростной режим и ситуацию на дороге. Другие выбирают механику, считая, что она поможет лучше почувствовать поведение автомобиля на дороге во время движения, при разгоне или торможении.
С учетом того, что сегодня есть возможность проходить обучение вождению как на автомобилях с механической трансмиссией, так и на автомобилях с автоматической коробкой, нужно уделять внимание ряду особенностей.
- Прежде всего, важно понимать, отдавая предпочтение автомобилям с АКПП, сдавать экзамен по вождению можно на автомобилях именно с автоматической трансмиссией. Соответственно, водителям, сделавшим ставку на автомобили с МКПП, потребуется сдавать экзамен по вождению на автомобилях с механической трансмиссией.
При этом после сдачи экзамена на МКПП в дальнейшем нет никаких ограничений и запретов на эксплуатацию автомобиля с любы типом коробки (механика, автомат, вариатор, робот). Это значит, что водитель сможет полноценно реализовать себя за рулем, активно использовать различные виды транспорта, открывать новые категории и т.д.
Если же говорить о коробке автомат, такая КПП привлекает новичков. Причина — сдать вождение на ней намного легче, однако права с отметкой, что допускается управление только ТС с автоматической трансмиссией, также накладывают на владельца определенные ограничения.
Это значит, что если в дальнейшем возникнет необходимость пересесть на машину с механикой, начнутся сложности (водительское удостоверение нужно менять). Более того, как показывает практика, пересесть с механики на автомат очень легко, однако после автомата переучиваться на механику может оказаться настоящей проблемой.
Дело в том, что езда на механической коробке требует от водителя не только общего понимания, но и наработки определенных навыков, которые только со временем доходят до полного автоматизма (как правило, водитель приобретает достаточный опыт только после того, как проедет около 30-50 тыс.км. в режимах город-трасса). Также МКПП сразу дает полный контроль над ТС, водитель «чувствует» машину, легче преодолевает различные проблемные участки на дороге (гололед, бездорожье).
Ниже для новичков будут приведены некоторые особенности вождения автомобиля, оборудованного автоматической и механической трансмиссией. Начнем с АКПП:
- Начало движения автомобиля. Заводить машину нужно в режиме «P» (паркинг). После поворота ключа в замке зажигания и запуска ДВС, необходимо выжать педаль тормоза, перевести селектор из положения «Р» в положение «D» — движение вперед или «R» (реверс, задний ход). После, убирая ногу с педали тормоза, необходимо для разгона автомобиля плавно нажимать на педаль газа.
- Буксировка автомобиля с автоматом. Чтобы колеса свободно вращались и не были связаны с мотором, селектор переключают в позицию «N» (нейтраль). При этом буксировать автомобиль с АКПП при незаведенном моторе настоятельно не рекомендуется.
- Движение автомобиля на первой передаче. При скорости автомобиля ниже 15 км/ч (например, сложные дорожные условия) положение селектора должно быть на отметке «L» (возможность двигаться только на первой передаче).
- Движение на небольших скоростях. Если коробка автомат позволяет ограничивать скорость движения пониженными передачами, то на крутых подъемах, когда скоростной режим движения автомобиля невысокий, используют режим селектора «2, L2». Рекомендуем также прочитать статью о том, какие существуют обозначения коробки автомат. Из этой статьи вы узнаете о режимах АКПП, а также что означают цифры и буквы коробки автомат, когда использовать тот или иной режим АКПП и т.д.
Особенности вождения автомобиля, оборудованного механической трансмиссией:
- Начало движения автомобиля. Перед запуском двигателя рычаг переключения коробки передач должен находиться в нейтральном положении. После запуска двигателя, выжимая педаль сцепления, необходимо включить первую передачу и, плавно отпуская педаль сцепления до момента старта автомобиля, синхронно нажать педаль газа (педаль сцепления плавно отпускается полностью после начала движения автомобиля).
- Движение автомобиля на спуске. Перед спуском необходимо перейти на передачу ниже той, на которой двигался автомобиль до спуска (скорость не должна быть выше той, на которой автомобиль двигался при подъеме).
- Движение на подъеме. При подъеме автомобиля необходимо выжать педаль сцепления до упора и синхронно с этим включить необходимую пониженную передачу (с учетом скорости движения и нагрузок). После этого, нажимая на педаль газа, необходимо параллельно плавно отпустить педаль сцепления.
- Реверсное движение автомобиля. В первую очередь, необходимо выжать педаль сцепления и включить заднюю передачу. Если автомобиль стоит под уклоном или катится, включать заднюю скорость нужно только после полной остановки ТС. Плавно отпуская сцепление, необходимо немного поработать педалью газа, таким образом, чтобы автомобиль тронулся плавно и без рывков, при этом убедившись, что по направлению движения автомобиля нет преград.
- Плавная остановка. Включить правый поворот, прижимаясь при этом к правой крайней стороны проезжей части либо обочины, отпустить газ и выжать сцепление. Перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и правой ногой плавно выжать педаль тормоза до полной остановки автомобиля.
- Экстренное торможение. При таком торможении педали сцепления и тормоза нажимаются резко и одновременно, а рычаг переключения коробки передач переводится в нейтральное положение.
Что в итоге
Как видно, однозначно ответить, лучше сдавать на механику или автомат, не представляется возможным. При этом важно понимать, что разница вождения между автоматической и механической трансмиссией существенна. В любом случае, выбор должен осуществляться исходя из личных предпочтений водителя, то есть каким автомобилем он будет управлять, как планируется эксплуатировать ТС и т.д.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заводить автомобиль с АКПП правильно. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, тонкостях и нюансах запуска ДВС на автомобилях с автоматической коробкой передач.Если же водитель не определился с выбором, то специалисты рекомендуют начать обучение вождению на автомобилях с механической трансмиссией. Коробка механика сложнее в управлении, но она позволит лучше понять некоторые моменты работы автомобиля. В дальнейшем пересесть с механики на автомат куда легче, чем с автомата на механику.
Читайте также
Можно ли сдавать экзамен в ГИБДД на права на автомобиле с АКПП в 2020 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
Довольно часто можно услышать от кандидатов в водители, которые ранее не садились за руль, историю о том, что переключение передач на механической коробке доставляет много неудобств.
Ситуация усугубляется еще и тем, что автомобили многих автошкол сильно изношены и находятся не в самом лучшем техническом состоянии. А это ведет к тому, что использование стандартной механической коробки оказывается неимоверно сложным для начинающего водителя.
Именно поэтому после получения прав многие водители покупают автомобили с автоматической коробкой переключения передач, которые с каждым годом становятся все доступнее.
В этой статье речь пойдет о том, можно ли сдавать на права на автомате в 2020 году:
Можно ли сдавать на права на автомате в 2020 году?
В 2020 году Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает возможность сдачи экзамена в ГИБДД на автомате. Такая возможность появилась 5 ноября 2013 года:
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Основное различие заключается в том, что если экзамен был сдан на автомобиле с механической коробкой, то управлять можно транспортными средствами с любой КПП. Если же экзамен сдан на автомате, то управлять можно только автомобиля с АКПП.
Можно ли учиться в автошколе на машине с АКПП?
В 2020 году можно пройти обучение в автошколе как на автомобиле с автоматической коробкой, так и на автомобиле с механической. При этом сама программа обучения различается незначительно.
Например, обучение на категорию В на механике включает 88 часов практики, а обучение на автомате — 90 часов практики.
То есть стоимость обучения на АКПП и МКПП примерно одинаковы.
Внимание! При обучение на автомобиле с АКПП в документ об окончании автошколы вносится отметка, которая позволяет сдать экзамен в ГИБДД только на автомате.
То есть, если водитель впоследствии решит получить права на механику, то ему придется заново учиться в автошколе. Переобучение на механику включает в себя 16 часов практики.
Если же водитель пройдет обучение в автошколе на автомобиле с механической коробкой, то он по своему выбору сможет получить как универсальные права (на МКПП и АКПП), так и права только на автомат. Пункт 91правил проведения экзаменов:
Кандидат в водители, освоивший в установленном порядке основную программу профессионального обучения водителей транспортных средств отдельной категории или подкатегории с механической трансмиссией, допускается к сдаче экзаменов на право управления транспортным средством этой категории или подкатегории с автоматической трансмиссией.
На чем лучше учиться, на автомате или на механике?
Если Вы хотите получить права для управления автомобилем с АКПП и уверены, что в будущем Вам не придется садиться за руль машины с механической коробкой, то учитесь и сдавайте экзамен на автомате.
Если же Вы в будущем планируете получить права на механику, то имеет смысл сразу же пройти обучение на механике. После обучения будет выдано свидетельство об окончании автошколы, на основании которого можно будет сдать экзамены как на автомате, так и на механике.
То есть Вы можете пройти обучение на механике, а экзамен сдать на автомате. При этом в случае необходимости Вы сможете в будущем сдать экзамен на механике без дополнительного обучения.
Как пересдать с автомата на механику?
Для повышения квалификации с автоматической коробки на механическую нужно сдать только автодром на автомобиле с механической коробкой.
Чем отличаются права на механику и автомат?
В водительском удостоверении, которое позволяет управлять только автомобилями с АКПП, ставится специальная особая отметка «АТ» на обратной стороне.
При этом если отметка стоит в столбце «12», то она относится только к одной категории. Если отметка стоит в нижней части удостоверения в графе «14», то она относится одновременно ко всем категориям.
Если в удостоверении нет отметки «АТ», то оно позволяет управлять автомобилями с любой коробкой.
Примечание. Не существует водительских удостоверений, позволяющих управлять только автомобилями с МКПП.
В заключение хочу отметить, что в настоящее время около половины новых автомобилей продаются с АКПП и это число постоянно увеличивается. Так что если Вы не планируете водить машину на механике, то можно получить права только на автомат.
Удачи на дорогах!
Как пересесть с автомата на механику или 7 правил на механике
Очень часто у водителей со стажем возникает проблема при смене авто с другим типом трансмиссии, так как пересесть с автомата на механику намного сложнее, чем наоборот. Когда новоиспеченный водитель получает водительское удостоверение, он отрабатывает все навыки вождения на «механике», и не испытывает трудностей в этом благодаря практике. Получив документ, многие люди пересаживаются на «автомат», и все особенности управления МКПП забывают.
Категория прав на автомат и механику
С недавнего времени в России ввели новый вариант водительского удостоверения. В списке категорий добавилось несколько новых, и появилась возможность сдать на права на автомобиле, оснащенном коробкой «автомат». В документе пометка AТ в строке под таблицей обозначает, что владелец прав может управлять авто только с АКПП. Таким водителям пересаживаться с автомата на механику без прохождения дополнительного обучения в автошколе запрещено.
Основной же контингент людей, которым нужно снова вспомнить, как ездить на механике, это водители, долгое время управлявшие транспортным средством с АКПП. Причины, по которым владельцы «автоматов» пересаживаются на «механику», могут быть разными:
- автомобиль с МКПП стоит дешевле;
- обслуживание «механики» намного проще;
- возможность контролировать каждый момент переключения скорости в отличие от «автомата»;
- более динамичная езда;
- экономия топлива;
- эксплуатация автомобиля с «механикой» в суровых климатических условиях;
- возможность пуска двигателя с толкача при разряженном аккумуляторе;
- надежность и ремонтопригодность «механики» выше, чем у «автомата».
Несмотря на многие преимущества управления транспортным средством с «механикой», существует несколько моментов, на которые водителю нужно обратить особое внимание.
Педальный узел на механике
Первым и главным отличием механики от автомата является наличие трех ножных педалей. Помимо тормоза и газа присутствует еще педаль сцепления. Ее нажатие обеспечивает размыкание связи КПП от вала двигателя и возможность выбрать определенную передачу.
Сцепление – педаль капризная и требует к себе определенного подхода. Чтобы машина плавно тронулась с места, нужно также плавно отжимать сцепление, а с этим у многих возникают проблемы. Именно по этой причине большинство водителей предпочитают ездить на автомате, где нет таких нюансов.
Кулиса КПП
«Механика» оправдывает свое название тем, что выбор скоростей трансмиссии происходит вручную, то есть механически. Для этого предусмотрен рычаг КПП, которым осуществляется отключение и включение скоростей. Рычаг представляет собой кулису, с помощью которой водитель выбирает передачу, зацепляя определенную шестерню. Для каждой передачи определено свое место, куда нужно переместить рычаг коробки. На рычаге «механики» условно показано местоположение каждой ступени, в том числе задней скорости.
Помимо обозначенных скоростей «механика», также как и «автомат», оборудована нейтральной передачей. Чтобы ее выбрать, нужно выжать сцепление и перевести рычаг в свободное от зацепления положение. «Нейтралка» предназначена для буксировки автомобиля, для использования ее во время остановки или стоянки в паре со стояночным тормозом – ручником.
Основные правила вождения на механике
Управление автомобилем, оснащенным МКПП, требует от водителя полной концентрации. Приходится постоянно задействовать обе ноги и обе руки для переключения скоростей при разгоне и торможении машины на «механике». Левой ногой выжимают сцепление, правой давят на газ или тормоз. Левая рука должна быть всегда на руле, а правая периодически задействуется для выбора скорости ручкой КПП.
В отличие от «автомата» на «механике» нужно переключаться в определенный момент, чтобы машина плавно разгонялась. Для каждой скорости есть свой диапазон числа оборотов вала двигателя.
Прибор, который показывает соответствующую отметку на шкале, называется тахометр. Он находится в центре приборной панели.
Завод автомобиля с выжатым сцеплением
Запуск двигателя подразумевает начало работы сложного механизма, который за время стоянки остыл и не подвергался постоянной смазке. Провернуть коленчатый вал, который находится в связке с валом трансмиссии – непростая задача для стартера «механики». При выжатом сцеплении двигателю легче завестись, так как связь между двумя агрегатами размыкается.
На некоторых моделях современных автомобилей с «механикой» запуск мотора осуществляется только при нажатой педали сцепления. Иначе машина не заведется. Такой подход обеспечивает долговременную эксплуатацию мотора и его безотказную работу.
Как тронуться с места
Камнем преткновения водителя, который решил пересесть с «автомата» на «механику» является процесс начала движения. На «автомате» сложностей с этим не возникает. Даже опытные автолюбители могут случайно заглохнуть на светофоре, отпустив слишком быстро сцепление. Обороты двигателя, при котором машина начинает двигаться, могут быть разными. Все зависит от настройки сцепления и зажигания. Но алгоритм действий для всех ручных коробок одинаков:
- Запустить двигатель, убедившись, что рычаг МКПП находится в позиции «нейтраль».
- Нажать на педаль сцепления до упора левой ногой.
- Перевести ручку КПП в положение первой скорости.
- Плавно отжимать педаль сцепления и одновременно нажимать правой ногой на педаль газа.
- Дождавшись момента, когда машина начнет движение, можно отпустить до конца педаль сцепления.
- Если автомобиль начал дергаться и глохнуть, быстро нажать на сцепление снова и начать процесс трогания с места.
Чтобы отработать это упражнение рекомендуется повторить весь алгоритм несколько раз. Со временем водитель привыкает к работе «механики» и двигателя, и у него получается трогаться с первого раза.
Как тронуться с ручника
Одним из сложных упражнений, отрабатываемых в автошколе, является так называемая «эстакада» – трогание автомобиля с ручника, находясь на наклонной поверхности. Для тех, кто собрался переучиться с «автомата» на «механику», будет непривычно использовать ручной тормоз при езде в горку. На авто, оснащенном «автоматом», любое движение начинается с отпускания педали тормоза. Упражнение состоит из нескольких последовательных действий:
- Автомобиль заезжает на горку и останавливается.
- Чтобы оставить машину под уклоном необходимо включить ручной тормоз, затем отжать тормозную педаль.
- Авто может находиться в таком положении некоторое время, например стоя на светофоре или в пробке.
- Нужно начать движение так, чтобы транспортное средство не откатилось назад. Для этого необходимо воспроизвести все действия для трогания с места.
- В тот момент, когда стрелка тахометра дойдет до отметки 2000 – 3000 оборотов в минуту, автомобиль готов к движению, но его удерживает ручник. В это время его отключают, и машина сразу подается вперед без отката.
Такой способ остановки на наклонной поверхности может быть осуществлен на авто с исправным ручником. Владелец транспортного средства на «механике» должен всегда контролировать состояние всех механизмов и устройств, отвечающих за безопасность вождения.
Когда переключаться на нейтралку на МКПП
Существует много мифов о том, когда нужно включать нейтральную передачу на «механике» и можно ли ездить накатом. В первую очередь «нейтраль» предназначена для буксировки автомобиля как с «механикой», так и с «автоматом». Эта передача размыкает связь между двигателем и коробкой. Разберем основные случаи использования нейтральной передачи, их плюсы и минусы.
Случаи включения «нейтралки» на МКПП | Плюсы | Минусы |
Движение накатом с горки или к светофору | Идет небольшая экономия топлива, не нужно выжимать сцепление при торможении | Водитель не способен быстро изменить траекторию движения автомобиля в случае возникновения аварийной ситуации |
Кратковременные остановки в пробке и на светофорах | Водитель может отдохнуть, не нажимая педали | Минусов нет |
Длительная стоянка или парковка | Во время завода двигателя автомобиль не дернется вперед или назад, как если бы была выбрана передача | Не оставляя машину на скорости, приходится использовать ручник. Если тросик стояночного тормоза растянут, авто может покатиться под уклон. |
Стоянка на скорости
Управляя автомобилем на «автомате», владелец не испытывает трудностей выбора, перед тем как припарковаться. На автоматической коробке передач для этого предусмотрен специальный режим «паркинг». На «механике» один из вариантов оставить транспортное средство на парковке это включение какой-либо передачи.
Автолюбители, выбравшие стоянку на скорости, вспоминают ненадежность ручника, который имеет свойство выходить из строя со временем. Также владельцы авто с «механикой» негодуют по поводу примерзших тормозных колодок в результате резких перепадов температур.
К недостаткам парковки с включенной передачей на «механике» можно отнести риск позабыть об этом и начать запуск двигателя не выжав сцепление. Дернувшийся автомобиль может задеть другое припаркованное рядом авто.
Стоянка на ручнике
Классический способ стоянки на «механике» – использование ручника. Ручной тормоз приводит в движение тормозные колодки, которые блокируют диск колеса, препятствуя его проворачиванию. Если тросик стояночного тормоза исправен, а на улице теплая погода, такой вид парковки идеален.
При неудачном стечении обстоятельств тросик может быть растянут и машина начнет скатываться под уклон. При перепаде температур с минуса на плюс или при попадании снега тормозные колодки могут примерзнуть к дискам, и автомобиль не удастся привести в движение.
Торможение двигателем
В отличие от «автомата», где есть только один способ тормозить, на «механике» их два:
- Нажимание на педали тормоза и сцепления одновременно. Этот способ позволяет плавно и быстро затормозить, не переключая скорости. Его чаще всего используют водители.
- Торможение двигателем. Такой способ эффективен на скользкой или заснеженной дороге, когда резкое торможение может привести к заносу. Водитель включает пониженную передачу, в результате чего двигатель снижает тягу и машина тормозит. Такой вариант торможения может быть единственным в случае отказа тормозов.
Заключение
Учитывая все особенности и различия между управлением разными типами трансмиссий, пересесть с автомата на механику не так уж и сложно. Главное – это практика. Для людей, кто испытывает страх перед «механикой», есть смысл взять уроки у квалифицированного инструктора и переучиться под его руководством.
Если нанять инструктора нет возможности, можно попросить кого-то из знакомых, кто ездит на «механике», помочь разобраться с нюансами вождения. Тщательная отработка практических упражнений обязательно приведут к успеху.