Как понять что пора менять аккумулятор в машине: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён
Жив ли ваш аккумулятор (или уже почти все): 5 признаков — журнал За рулем
Аккумулятор не просто смертен: он, как и человек, иногда внезапно смертен… Лампы меркнут, стартер пытается уныло гудеть. А можно ли бы это как-то предугадать? Тяжело, но попытаться можно.
— Ну что, брат?
— Что, что… Да вот, опять, понимаешь, аккумулятор…
— А я тебя предупреждал. Со старым аккумулятором — это не жизнь!
Из к/ф «Берегись автомобиля»
Материалы по теме
Средние сроки жизни батарей разных типов хорошо известны: у обычных 4–5 лет, для AGM заявляют 5–6 лет, а для сверхдорогих AGM TPPL — от 8 до 12 лет. Но это при определенных условиях эксплуатации: к примеру, регулярных и не слишком коротких поездках, что исключает постоянный недозаряд. В большинстве же случаев АКБ работает далеко не в идеальных условиях. А что делать тем, кто, к примеру, купил машину с пробегом и понятия не имеет, как за аккумулятором ухаживал прежний владелец? На этот случай «За рулем» подготовил подробную инструкцию, с помощью которой можно довольно точно определить реальное состояние батареи.
Пенсионный возраст
Самый простой способ предугадать кончину АКБ — не искушать судьбу и просто поглядывать на календарь. Конечно, хорошо известны случаи, когда обычная батарея выхаживает 7–8 лет и больше, но в целом это — исключения. Поэтому если возраст вашей батареи уже превысил заявленный производителем срок службы, советуем сказать ей «Спасибо!» и поменять на новую, не дожидаясь неприятностей. Особенно в преддверии зимы, когда режимы эксплуатации АКБ приближаются к максимально тяжелым.
Плохо выглядит
Иногда на батарею достаточно просто посмотреть, чтобы не откладывать решение о покупке новой. Чаще всего имидж непоправимо страдает после замерзания электролита, когда лед уродует пластины, а то и корпус. Также встречаются и чисто механические повреждения вследствие ДТП. В таких случаях раздумывать нечего, даже если АКБ еще подает признаки жизни.
Вяло и тускло
Догадаться, что батарее плохо, можно при пуске машины. Если индикаторы на панели или салонное освещение при этом заметно притухают, а стартер еле-еле крутит коленчатый вал, то АКБ явно не в себе. Конечно, виноваты могут быть и окислившиеся клеммы, и, скажем, элементарная недозарядка батареи вследствие отрицательного энергобаланса, но в любом случае это повод выяснить причину подобной «вялости». И если клеммы хорошо затянуты, а режим поездок вполне позволяет АКБ подзаряжаться в пути, то очень может быть, что батарее просто пора на покой.
Замеры показали…
Материалы по теме
Для автовладельца, имеющего в хозяйстве тестер, грех не воспользоваться им для оценки реального здоровья батареи. Нужно всего лишь измерить напряжение на клеммах аккумулятора — при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. При этом так называемое Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять примерно 12,6–12,7 В. Только не нужно себя обманывать: промежуток времени между остановом двигателя и замером должно составлять несколько часов — не меньше. В противном случае циферки будут явно завышенными.
При НРЦ менее 12,3 В батарею обязательно надо подзаряжать. Кстати, пускать мотор в таком состоянии она может и отказаться — нужно внешнее зарядное устройство. Если и после подзаряда ситуация кардинально не изменится — увы, готовьте деньги на новую. Особенно это касается ситуаций, когда НРЦ падает ниже 10,5 В. Стартстопные батареи еще могут это выдержать, а вот простые смертные имеют право помереть.
Временно исполняющий обязанности
Довольно частая ситуация в современном автомире: на автомобилях с режимом «старт-стоп» вместо дорогостоящей батареи AGM установлена обычная «плебейка». Причина, как правило, одна: бедность, реже — жадность владельца. Если он всякий раз отключает режим «старт-стоп», то батарея, конечно, какое-то время послужит, но в реальных ситуациях этого обычно никто не делает. А поскольку простая батарея не рассчитана на глубокие разряды, она может помереть гораздо раньше предначертанного ей срока. Поэтому при первых признаках «хандры» владелец должен понимать: скорее всего он уже угробил бедную батарейку…
Всех, кто хочет поделиться своими способами оценки остаточного ресурса АКБ, приглашаем это сделать!
Как определить что в машине пора менять акумулятор?
Если аккумулятор — полудохлый, но на грани полной разрядки, при повороте ключа в замке зажигания вы должны услышать легкий щелчок — это срабатывает втягивающее реле бендикса, однако мощности вращать коленчатый вал уже нет. Если ничего после поворота ключа не происходит, откройте водительскую дверь и смотрите на лампу освещения салона. Если она после поворота ключа уменьшает яркость свечения — аккумулятор мертв. Если не пригасает — ищите другую причину.это когда она перестала заводиться с утра
когда машина не заводится
Если после нормальной зарядки он крутит стартёр менее 1 минуты и сдыхает тогда и меняйЯ тоже задавалась этим вопросом…пока в один прекрасный день не заглохла вдали от дома..И вот тут я поняла: ПОРА!!!!
утром как нибудь на метро на работу съездишь и всё))
ежели на утро пришла а акум отказался стартер крутить то заряди его, вот ежели и после этого он через сутки здох то привязывай к нему веревку одевай на шею и иди играть в му-муОн сам скажет, вернее промолчит.
проверь плотность и посмотри документацию для условий вашего климата.
Проверитьможно плотность прибором наз.ареометром .Если в какой то банке плотность маленькая а в други нормальная,большая вероятность выхода из строя.А вообще нужно ездить и не менять пока не выйдет из строя.Вози всегда с собой кабеля для прикуривания.Если ночь постояла и не запускается, пора менять
Как определить, что пора менять аккумулятор в авто 🚩 Ремонт и сервис
Так когда же нужно заменять аккумулятор? Если вы начали выходить из дома на работу пораньше для того, чтобы завести автомобиль, то это может служить первым признаком того, что пришло время проверить батарею и, возможно, заменить ее. Это может быть однодневной случайностью, но если это стало происходить систематически, то обязательно стоит его проверить.
Проблемы подсветки индикаторов приборной панели мы чаще всего игнорируем, просто предполагая, что это какая-то системная ошибка в работе бортового компьютера, или же пускаем проблему на самотек, надеясь, что со временем этот недостаток сам пройдет. Не игнорируйте его! Самым лучшим вариантом будет обратиться к сертифицированным специалистам для диагностики авто.
Взгляните под капот так часто, чтобы убедиться, что все выглядит нормально. Низкий уровень заряда аккумулятора, означает, что уровень электролита ниже уровня свинцовых пластин, и указывает на то, что пришло время проверить батарею. Вы можете просто долить жидкость, однако возможно придется заменить и весь аккумулятор. Это отличный способ следить за состоянием батареи вашего авто, и что бы его осуществить не требуется особых навыков.
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать как владелец автомобиля, чтобы продлить жизнь и поддержать хорошее состояние батареи:
1. Старайтесь не делать коротких поездок. Если вы часто совершаете поездки менее 20 минут, у вашей батареи недостаточно времени для полной зарядки. Лучше сделать одну длительную поездку, чем несколько коротких, чтобы продлить срок службы батареи.
2. Низкие температуры также могут негативно влиять на вашу батарею. Хотя мы не можем контролировать температуру, но мы можем дать аккумулятору быстрее разогреться, совершая более длительные поездки. Обычно, когда холодно, нам нравится выполнять наши поручения и как можно быстрее что бы поскорее вернуться в домой. Но не спешите. Пусть лучше поездка займет некоторое время, чтобы система прогрелась в холодные дни и месяцы. Помочь зарядить эту батарею.
Если вы не уверены в работоспособности или текущем сроке службы батареи, или же если у вас возникают сомнения в ее исправности, то лучше лишний раз перестраховаться и все же воспользоваться диагностикой. Специалисты осмотрят состояние аккумулятора и сообщат вам, пришло ли время для замены, или же эта батарея вполне годится для работы. Ведь батарея отвечает за обеспечение максимальной безопасности для вас и ваших пассажиров, а значит сохранение ее работоспособности очень важно.
Как определить, что ваш аккумулятор пора менять?
Сперва нужно сказать пару слов важной теории об особенностях потребления тока автомобилем с неработающим двигателем. На любой современной машине, даже вполне бюджетной, есть масса «умных» блоков-модулей, отвечающих за функционирование тех или иных электросистем. Например, после извлечения ключа из замка зажигания на Жигулях-«копейке» ток, потребляемый от аккумулятора, резко падает до полного нуля – все потребители «безмозглые» и работают по принципу «включено-выключено». Но на современном автомобиле потребители тока не выключаются, как лампочка в люстре, – они «плавно засыпают». Это происходит потому, что «умные» модули после постановки авто на охрану еще некоторое время проверяют свои «зоны ответственности».Вы вышли из машины, поставили её на сигнализацию и знать не знаете, что из аккумулятора вытекает ток силой в несколько ампер – огромный ток для заглушенного автомобиля! Если так будет продолжаться хотя бы несколько часов, утром машину вы уже не заведете. Но не волнуйтесь – это норма, все предусмотрено! Ток плавно падает по мере «засыпания» модулей и через некоторое время (от нескольких минут до получаса на разных авто, в зависимости от степени их электронной продвинутости) уменьшается до безопасных значений режима «сна».
Поняв особенности потребления тока стоящей машиной, перейдем к измерениям. Наша задача – определить силу тока у поставленного на охрану автомобиля, в котором закрыты все двери, капот и багажник (не прикрыты, а четко захлопнуты!), и никого нет в салоне. Только так и никак иначе мы можем добиться «засыпания» ВСЕХ «умных» модулей!
При этом во время подключения измерителя тока нам нужно умудриться НЕ ПРЕРВАТЬ электрическую цепь – то есть не просто снять массовый провод с аккумулятора и подключить между проводом и клеммой батареи амперметр, а сделать это БЕЗ отключения аккумулятора даже на несколько секунд. Разрыв цепи АКБ часто приводит к весьма долгому «засыпанию» электросистем машины, а также сбрасывает память магнитолы и многие другие настройки. Ничего фатального, но нам это совершенно не нужно.
Что делать если автомобильный аккумулятор полностью разрядился
В идеале, автомобильная АКБ подлежит замене раз в 3-4 года. Так заявляют производители самих авто и компании, занимающиеся производством батарей, так считают опытные автолюбители. Но увы, знают об этом далеко не все. В результате, с наступлением холодов, проблемы с зажиганием, просьбы «прикурить» или «подтолкнуть» становятся обыденностью. Но лишь до тех пор, пока водитель не осознает простую истину: вероятнее всего, машина ведет себя не так из-за того, что у нее (как бы это банально не звучало) умер аккумулятор, а его замена вернет все «на круги своя»!
Но как понять, что пришла пора менять? Можно ли определить это по «косвенным» признакам? Что делать при полной разрядке? Стоит ли пробовать восстанавливать батарею самостоятельно? Можно ли доверять профессионалам, считающим что реанимация аккумулятора обеспечит комфортную езду? Как не стать «жертвой» недобросовестных автомехаников? Что могут рассказать на СТО? Разберемся с этим вместе!
Почему аккумулятор «умер». Причины и признаки
Проверить исправность АКБ можно вооружившись соответствующими измерительными приборами.
Тем не менее, опытные водители могут определить неисправность по ряду косвенных признаков, говорящих о необходимости в срочной замене:
- Двигатель запускается с трудом. При чем не только на холоде, но и в тепле. Это говорит о том, что источник питания перестал держать заряд, а мощности, подаваемой на стартер, не хватает для запуска мотора;
- Уведомление на приборной панели. Новые автомобили оснащаются бортовыми компьютерами, процессоры которых следят за состоянием внутренних комплектующих. Игнорируя сигнал, вы рискуете оказаться в ситуации, когда машина не заведется;
- Низкая плотность электролита. Если при полноценной зарядке в течение 8-10 часов уровень токопроводящей жидкости не достиг отметки в 1,25 гр/см3, вероятнее всего она нуждается в срочной замене;
- Цвет жидкости внутри АКБ. Смешиваясь с электролитом, продукты разрушения аккумуляторных пластин меняют его цвет. А езда с разрушенными пластинками может повлечь за собой серьезные проблемы, вплоть до взрыва;
- Появление посторонних запахов. Часто, «смерть» аккумулятора сопровождается неприятным, гнилостным запахом, доносящимся из-под капота автомобиля. При этом нередко, «аромат» может проникнуть и в салон.
При этом исправность можно проверить гораздо проще: достаточно часа прослушивания музыки с помощью встроенной или сторонней магнитолы. Если после этого двигатель запускается с трудом (либо не запускается вовсе), вероятнее всего причина в быстрой «разрядке» аккумулятора. Кроме того, одной из возможных причин неисправности может быть «почтенный» возраст АКБ: если «дедушка» отслужил положенные ему 3-5 лет, его пора сдавать в утиль.
К списку основных причин же можно отнести:
- Сульфатацию. Из-за нерегулярной или недостаточной зарядки, длительного простоя, недостаточного уровня электролита, либо несоблюдения правильных условий эксплуатации, на решетках АКБ образуются кристаллы сернокислого свинца, мешающие нормальной работе;
- Частые короткие замыкания. В связи с осыпанием активной массы при разрушении свинцовой основы сепараторов, токопроводящая жидкость начинает нагреваться, плотность электролита постепенно снижается, отрицательный эффект накапливается и со временем, он может привести к выходу из строя;
- Повышенная саморазряд. Проявляется в результате загрязнения АКБ или попадании сторонних частиц в электролит. Решается с помощью замены жидкости и очистки контактных частей аккумулятора от грязи, пыли, посторонних частиц;
- Прерывание цепи. Плохой контакт болтовых соединений в результате недостаточной затяжки усложняет передачу тока на системы авто, следовательно – ускоряет износ батареи, приводит к необходимости в её замене;
- Смена полярности. Из-за неправильного подключения к токовыпрямителю, при глубокой разрядке без интервалов восстановления, внутри батареи происходят деструктивные процессы, «убивающие» аккумулятор без шансов на восстановление;
- Окисление полюсных клемм. В процессе эксплуатации автомобиля, электролит может протечь или испаряться, оставляя продукты окисления на местах контактов. В данном случае, выйти из сложившегося положения поможет банальная чистка с помощью мелкозернистой «наждачки» с последующей обработкой очищенных элементов техническим вазелином.
При этом стоит отметить, что большинство АКБ можно восстановить с помощью подручных средств. Но это лишь временное решение, ведь если проблема проявилась, она будет напоминать о себе вновь и вновь. Следовательно, износившийся аккумулятор подлежит утилизации, а на его месте должна стоять новая, работающая батарея!
Что делать, если полностью разрядился аккумулятор автомобиля
Для начала необходимо установить причину проблемы. Ведь в некоторых случаях, машина заводится плохо (либо не заводится вовсе), скажем, из-за поломок стартера, проводки и т.д.
Если в результате диагностики вам удалось исключить все посторонние проблемы, подтвердив сомнения в износе аккумулятора, существует два варианта:
- Попробовать «реанимировать» источник питания;
- Купить и установить новую батарею.
Первый подходит людям, не имеющим времени или средств на покупку нового АКБ. Поэтому производители, автолюбители, а также сотрудники СТО рекомендуют менять батарею, отработавшую свой ресурс или вышедшую из строя в силу обстоятельств. При этом «складировать» их в гараже или сарае не обязательно. Ведь в ООО «Стандарт» готовы принять отработанные акб для последующей утилизации и переработки, предлагая выгодные условия для сдачи в утиль!
Когда менять аккумулятор в машине
13.09.2016
«Подскажите, когда нужно менять аккумулятор в автомобиле на новый? Как проверить состояние батареи, насколько она уже старая?»
Ответ, как и вопрос также состоит из 2-х частей
1. Сколько лет служат современные АКБ?
Срок службы современного легкового АКБ емкостью от 40 до 110 Ач из премиумной линейки приличного бренда 5-7 лет. Логично батарею, достигнувшую возраста 5 лет заменить.
Так поступать рекомендуют все производители аккумуляторов.
Долгожители среди АКБ: Moll, Medalist, Delcor, Exide, Fiamm, Rocket, Panasonic, Berga. У аккумуляторов супер раскрученных брендов Varta и Bosch живут долго не все модели. 5 лет отслужат батареи, которые устанавливаются на конвейерах автозаводов либо Silver / S5.
Из украинских АКБ к долгожителям можно отнести аккумуляторы A-Mega. Лучшие модели брендов Ista и Westa работают 5 лет.
Чем меньше в буквальном смысле аккумулятор, тем быстрее исчерпается его ресурс. Аккумулятор емкостью 45 Ач при равных условиях эксплуатации проживет меньше, чем батарея емкостью 80Ач. Объяснение простое – меньшие размеры, меньший вес, меньше свинца.
Характеристика, позволяющая акумулятору работать 5 и дальше лет — это минимальный саморазряд. Батареи, дожившие до 8 лет, имели почти нулевую емкость (1-3 Ач), но умели ее сохранять.
В публикации разработчиков Varta были названы цифры потери аккумулятором характеристик в зависимости от его возраста. 20% емкости в год теряет батарея (истощаются реактивы, сыпется намазка, свинцовые электроды превращаются под действием кислорода в оксид свинца). Гораздо меньше теряет автомобильный аккумулятор с возрастом способность отдавать высокие стартовые токи. Старый АКБ по прежнему способен выдавать 500-900 Ампер ТХП в течении нескольких секунд, но времени на регенерацию для повторной подачи стартового тока ему необходимо гораздо больше. Промежутки между пусками могут достигать 5-10 минут.
В теории можно эксплуатировать батарею с остаточной емкостью в 1 Ач и низким саморазрядом, при условии ежедневной эксплуатации авто и режима поездок дом-работа. Два старта двигателя в сутки, ежедневный заряд аккумулятора во время поездки и небольшая нагрузка разряда — сигнализация. Рискованно, но вполне реально, и многие водители эксплуатируют подобные полутрупики.
Выдержит ли мой аккумулятор зимние морозы? Ведь он уже не новый.
У заряженного аккумулятора внутри электролит: 30% раствор серной кислоты. Температура замерзания, которого от 40°C и ниже. Превратить в лед электролит заряженного аккумулятора могут лишь сибирские морозы.
У разряженного аккумулятора серная кислота находится в пластинах в виде сульфатов. У разряженного АКБ электролит это 5-15% раствор серной кислоты с температурой замерзания 15-20°C мороза. Любой разряженный аккумулятор как новый, так и старый, зимой замерзнет и не заведет утром автомобиль.
2. По каким признакам и с помощью, каких тестов определить необходимость замены батареи?
Какие признаки необходимости замены батареи:
Во-первых, явные поломки: протечки в корпусе, короткое замыкание одной из банок или мутный электролит из-за осыпания намазок с пластин (особенно если электролит красного цвета, означающий что одна из банок при нагрузках переполюсовывается).
Во-вторых, поводом к замене могут стать форс-мажорные нагрузки: перенесенные батареей глубокие разряды, круглосуточная езда в режиме такси, эксплуатация при неисправном генераторе, эксплуатация батареи с недостаточным уровнем электролита, долив недистиллированной воды, попадание внутрь посторонних металлических предметов. Серьезные нарушения в правилах эксплуатации, после которых батарея или уже начала выходить из строя либо в скором времени с ней произойдет поломка.
Существуют простые тесты, которые надо проводить только на заряженном аккумуляторе.
Тест на стартовый ток.
Замеряем тестером напряжение на токовыводах аккумулятора в момент запуска двигателя. У рабочего экземпляра напряжение при нагрузке пуска мотора 10-11 Вольт. У кандидата на замену 9-10 Вольт, а неисправный АКБ покажет значения ниже 9 Вольт.
Тест на емкость.
Включаем при выключенном двигателе фары, через 5 минут измеряем напряжение на токовыводах аккумулятора. Рабочий экземпляр покажет напряжение 12,2-12,6 Вольт. Кандидат на замену с небольшой емкостью: 12,05- 12,2 Вольта. У неисправной батареи буквально за несколько минут упадет напряжение до критической точки полного разряда 12,0 Вольт и продолжит опускаться ниже.
Когда менять аккумулятор в автомобиле: средний срок службы АКБ
Ресурс автомобильной батареи – характеристика вольная. У одних источник питания бодро работает, старательно отмотав шесть полных лет. У других он кончается чуть ли не в разгаре второй зимы, не оставляя надежд на восстановление. Край недоумения в том, что подобные заключения могут относиться к одной и той же модели. Откуда такой диссонанс в сроке службы, когда стоит планировать смену АКБ и как продлить ее жизненный цикл – отвечает редакция Autobann.su.
Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор
Поводом приговорить АКБ к утилизации или, иными словами, сдать в магазин, может служить низкое напряжение под нагрузкой, быстрый заряд и быстрый разряд. Менее 8,5 В во время работы стартера свидетельствует о потере львиной доли заложенной с завода емкости, а быстрая подзарядка лишь подтверждает это. Внутренней причиной отмирания источника питания в 80% случаев является критическая сульфатация пластин, реже – осыпание активной массы, и очень редко – коррозия токоотводов.
Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы. Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров. Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».
Цифры из опыта
Указывать средний эксплуатационный срок двенадцативольтовых изделий технически не грамотно. В основном потому, что в современном представлении АКБ, говоря простыми словами, может быть простой, навороченной и не очень продвинутой. Ссылаясь на виды и разновидности аккумуляторных батарей для автомобилей, мы имеем в виду обычный «гибрид», EFB, AGM и AGM TPPL. Так вот, у каждой из них свой средний срок службы:
- Гибридный вариант с открытым доступом к банкам (Sb/Ca): 5-6 лет.
- Та же гибридная версия, только с пластинами, окутанными конвертами (EFB): 6-7 лет.
- Гибридная модификация с абсорбированным электролитом (AGM): 8-10 лет.
- Очищенный вариант AGM (TPPL – без примеси кальция в активной массе): 10-12 лет.
Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.
Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда. В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро. Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.
С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем. На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени. Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.
Что говорят ГОСТы
За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).
Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:
- Гарантийный срок годности обслуживаемой версии (с крышечками в корпусе) – 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. В эквиваленте – это 60 тыс. км пробега или 2 500 моточасов.
- Гарантия на необслуживаемую модификацию – 24 месяца с момента установки под капот, что эквивалентно 75 тыс. км или 2 500 моточасам.
Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля
Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе. Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ. можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.
Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.
Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.
Прочитав выдержку из журнала, мы сошлись в едином мнении. Потрясающе, практика ухода за аккумуляторными батареями, разработанная практически 100 лет назад, актуальна и сейчас. И даже более того, она применима к прогрессивным моделям из класса AGM, которые маркетологи возводят в ранг «поставил и забыл». Мы пройдемся по всем правилам эксплуатации и покажем, что технология обслуживания современных АКБ на фоне их прародителей стала проще, и требует минимум времени:
- Не допускать сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем пластины аккумулятора, расположенные в каждой из шести банок, состоят из металлической решетки и намазки (активной массы). Различные встряски – лишний повод для осыпания активной массы на дно банки, отчего теряется емкость, и многократно возрастает риск замыкания банок.
- Следить за уровнем электролита в банках. При понижении уровня электролитической жидкости открываются пластины. Сухая часть работать не будет, и засульфатируется до критической степени. Падает емкость, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема на самом деле стоит остро, особенно для необслуживаемых моделей, в числе которых все прогрессивные конструкции. Суть в том, что часть воды при перезаряде и на некоторых стадиях зарядки, переходит в газ и улетучивается. Пластины оголяются не сразу, процесс носит накопительный характер. Со временем неплохо бы долить воду или смочить стекловолоконные маты (касается AGM), но как это сделать, если конструкция попросту герметична. Каждый находит выход по-разному: кто вскрывает крышку и проводит старомодное обслуживание банок, кто считает необходимым проверить генератор, не снимая с автомобиля с помощью мультиметра, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, необходимо стремиться не вгонять батарею в режим кипения, и она уж точно прослужит дольше.
- Избегать понижения напряжения до 10,8 В и ниже. По мере разрядки падает плотность и прогрессирует сульфатация пластин. К тому же электролит пониженной плотности замерзает уже на небольшом морозе. Допустим, AGM-конструкциям замерзание нипочем, но от сульфатации они никак не застрахованы.
- Не допускать сильного разрядного и зарядного тока. От этого коробятся пластины, осыпается активная масса со всеми вытекающими последствиями.
- Дать выход гремучим газам из внутренностей аккумулятора. В завершение зарядки ток разлагает воду на кислород и водород. Эту смесь принято называть гремучим газом. К слову, смесь эта взрывоопасная и если не найдет выхода наружу, то разорвет корпус источника питания. Исходя из этого примите к сведению следующие советы: откручивайте крышки на обслуживаемых моделях и чистите в них отверстия, очищайте клапан VRLA на необслуживаемых изделиях, не курите вблизи заряжаемой батареи, и хорошо вентилируйте помещение.
Что мы хотим порекомендовать от себя, так это две вещи:
- Заряжайте АКБ до 100% уже при 12,4 В на выводах (при температуре 20…25°C). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их принято называть в среде аккумуляторщиков, «кипятильники», а программируемые ЗУ. Важно, чтобы зарядник вел «добивку» заряда до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, с программируемым ЗУ необходимо разбираться, и хорошо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством, но срок службы от этого возрастает в 1,5-2 раза.
- Проводите десульфатацию, но не чаще 1 раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановление емкости батареи», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует углубленного знания аккумуляторной тематики и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, АКБ типа Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум – до 11,5 В.
Итого, если не допускать глубоких разрядов, вовремя заряжать аккумуляторную батарею до 100%, не допуская кипения, периодически растворять крупные сульфаты свинца (десульфатация) с целью восстановления рабочей площади пластин до заводского состояния, следить за уровнем электролита, то изделие прослужит, что-говорится, «сверх нормы».
Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.