Как экономить на топливе – Зима близко. Как экономить топливо в холодное время года? | ОБЩЕСТВО

Содержание

7 необычных способов экономии топлива — журнал За рулем

Самый важный фактор в экономии топлива — человеческий. Не верите? Вот наглядные примеры, о которых вы, возможно, и не задумывались.

Материалы по теме

Существует немало полезных привычек, способствующих экономии топлива. Они прекрасно известны: избегайте резких ускорений и торможений, не соревнуйтесь в «крутости» (читай — в глупости) с водителями машин из соседнего ряда, не стремитесь к трехзначным скоростям… Кому-то эти методы кажутся своего рода ограничителями личной свободы и даже демократии — спорить с ними не собираюсь.

А для тех, кто все-таки хочет сэкономить, напомню ряд необычных способов, предложенных в разное время журналистами и энтузиастами-одиночками. Некоторые из них покажутся наивными, но все-таки предлагаю прислушаться…

  • Правильно карабкайтесь в гору! Конечно, каждый автомобиль индивидуален, но тащиться снизу вверх всегда невыгодно. По возможности надо постараться плавно разгоняться до начала подъема — если это, конечно же, не противоречит ПДД.
  • Не ездите налево! Звучит очень смешно, но смысл в этом предложении есть. Ведь левый поворот — это всегда неудобство: против вас выступают и встречный транспорт, и светофоры, и разметка. Поэтому волей-неволей при повороте налево приходится терять время и топливо, а порой и нервы. Именно поэтому при планировании поездки попытайтесь прокрутить в голове будущий маршрут, по возможности выбирая АЗС, магазины, кафе и прочие достойные места из тех, что находятся справа от дороги.
  • На парковках гипермаркетов и различных торговых центров, стадионов и т.п. по возможности ставьте машину подальше от входа. И свободное место найдете гораздо быстрее, и выберетесь обратно без особой нервотрепки.

    Материалы по теме

  • Не стесняйтесь пользоваться при заправке предлагаемыми вам скидками, бонусами и прочими завлекалочками. Очень часто там предлагают совсем неплохие проценты, сопоставимые по значимости со всеми предлагаемыми нами мерами.
  • Заправляйтесь до полного бака. Сказки про то, что езда с малым количеством топлива приводит к его экономии за счет снижения массы машины, оставьте другим. А вот более редкие визиты на АЗС с потерями времени и вечными ссылками на недоливы, проливы и пр. действительно выгодны. К тому же во многих случаях бонусы дают при заправке не менее какого-то объема, а потому заливать полный бак выгоднее.
  • Старайтесь по возможности не срываться по несколько раз на дню для отдельных поездок, если можно их совместить. Не всегда получается, конечно же, но не пренебрегайте такой возможностью.
  • Никогда не занимайте левый ряд! И даже не потому, что согласно ПДД при прочих свободных рядах надо держаться правее. Дело в том, что, согласно моему глубокому убеждению, левый ряд — это зона повышенного риска. И на любой Порше там тут же находится свой Астон Мартин, который желает двигаться еще быстрее. Именно по этой причине любой автомобиль, оказавшийся в левом ряду, волей-неволей начинает разгоняться гораздо выше комфортного для себя уровня.
Можно ли сэкономить, если лить 92-й вместо 95-го, узнайте тут.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС, depositphotos.com

Расход топлива — как его уменьшить? — журнал За рулем

Можно ли вообще говорить об экономии топлива на серийном автомобиле? Да, можно. При этом чем дороже автомобиль, тем меньше способов посадить его на диету. Пробежимся по основным пунктам, способным помочь в достижении цели.

Желание сэкономить на расходе топлива — это нечто бессмертное. Даже при стоимости литра бензина 10 копеек (было в истории и такое!) хомо сапиенс шел на любые ухищрения, снижающие топливные затраты. Сегодня же, как мы знаем, бензин стоит несколько более 10 копеек, а потому интерес к теме живет и здравствует.

Что ж, вспомним основные способы реализации затеи.

Бензин

моющие бензины

Согласно рекламе, переход на бензины с повышенной очищающей способностью может сэкономить владельцу аж 10% топлива. Что ж, это чистая правда — такие бензины в самом деле могут снижать расход горючего. Но это не вся правда.

Согласно рекламе, переход на бензины с повышенной очищающей способностью может сэкономить владельцу аж 10% топлива. Что ж, это чистая правда — такие бензины в самом деле могут снижать расход горючего. Но это не вся правда.

Материалы по теме

Дело в том, что подобные рекламные заявления относятся исключительно к «постановочным» экспериментам. И если сопоставлять поведение чистенького мотора, заправленного 98-м бензином Ультимейт, Экто и т.п., со своим чумазым коллегой, который всю жизнь потреблял только обычный 95-й, да еще без всяких моющих способностей, то эффект может оказаться именно таким. Однако по мере вымывания грязи разница будет таять на глазах и сведется в итоге к различной реакции двигателя на бензины с разным октановым числом. Иными словами, два новеньких мотора, заправленных моющим и обычным бензином с одинаковым октановым числом, поведут себя практически одинаково — разницу удастся отловить разве что на стендах.

Что касается разговоров о сравнении, к примеру, 92-х и 95-х, то не стоит рассчитывать на реальную экономию. К тому же Европа от 92-х уже отказалась.

Моторное масло

Моторное масло

Снижение расхода возможно, но сравнивают, как правило, с устаревшими минеральными маслами.

Снижение расхода возможно, но сравнивают, как правило, с устаревшими минеральными маслами.

Тут много не сэкономить. Практически все современные масла (выше SL) можно считать энергосберегающими, а потому говорить о каком-то выигрыше можно разве что в сравнении с древней минералкой 15W-40 класса SJ. Однако цифры в этом случае могут быть неплохими — процентов 5–6. А на отдельных режимах — например, минимально устойчивого холостого хода

Как сэкономить топливо летом: 8 способов — журнал За рулем

«За рулем» собрал для вас простые методы сократить расходы на горючее. Сейчас это особенно актуально.

Материалы по теме

«Старайтесь не ехать выше 80–90 км/ч. Превышая эту скорость, расход топлива будет увеличиваться в гелиометрической прогрессии»
Найдено в Сети

Гелиометрическая прогрессия, упомянутая в эпиграфе, — это гениальный новояз. Много глупостей бродит по Сети, но эта меня развеселила. Да и в тему подходит, потому что как-то связана и с солнцем, и с экономией. А нам как раз нужно попытаться снизить расход топлива в жаркое время года.

Летний расход топлива практически всегда ниже зимнего. Не надо греть машину, не нужно ползать по снежным брустверам, нет надобности в шипованной резине. Но это никоим образом не означает, что если на улице жара, то никому не хочется сэкономить при посещении АЗС. Бумажники на жаре, увы, не расширяются…

Топливо

Материалы по теме

К сожалению, первый же совет будет совсем непопулярным. Например, банальное использование 92-го вместо 95-го в жару ничем хорошим не кончится. Напротив, все топливные гуру советуют заливать в жаркую погоду высокооктановый 98-й — это, мол, предотвратит нежелательную детонацию. Увы — они правы.

Где тут экономия? Назовем это отложенной экономией: вы продлеваете срок службы своего двигателя, избегая преждевременных ремонтов.

И еще про топливо. Тем, кто выискивает АЗС с самыми низкими ценниками, бубня про себя, что «все они из одной бочки», напомню, что при каких-либо проблемах с гарантийным мотором на сервисе сразу же потащат пробу топлива из вашего бака на экспертизу. Шаг вправо, шаг влево — вердикт: «Отказать!».

Колеса

Если вы не собираетесь в жару штурмовать Гримпенские трясины и им подобные места, то для асфальта смело можете поднять давление в шинах на пару десятых. Много не выгадаете, но один-два процента будут ваши…

Окна, климат-контроль и… маршрут!

Материалы по теме

И открытые в жару окна, и работающие кондеи — все это приятно для тела, но крайне вредно для кошелька. Крайне желательно для экономии окна позакрывать (разве что щелочку оставить), а кондеи выключить. А чтобы езда все-таки доставляла удовольствие, можно совершать часть поездок в прохладное время суток. Кстати, в этом есть и другой аспект экономии: если ночью меньше пробок, то и расход будет ниже… Не случайно бывалые дачники все чаще пытаются вырваться из города кто в пять утра, кто в час ночи. Сколько при этом удастся сэкономить, неизвестно: как повезет…

К сожалению, ночная езда не избавляет от дневных пробок. Мы не в силах их одолеть, но всегда можно попытаться в них не попадать. Тут совет банальный: пользуйтесь маршрутником, который иногда дает дельные советы.

Фильтр

Лето — это пыль, тополиный пух, мухи и прочие удовольствия. Посему не забывайте периодически заменять воздушный фильтр. Он, заслоняя собой дорогу пыли, невольно ухудшает наполнение цилиндров двигателя, а это непосредст

Как экономить топливо зимой? Рекомендации ЗР — журнал За рулем

Немногие знают, что зимой двигателю внутреннего сгорания работать легче, чем летом! Однако же расход топлива при этом, как известно, сильно возрастает… Давайте стыковать теорию с практикой!

Материалы по теме

Для начала — пара строчек из теории. КПД машин, работающих по циклу Карно, растет с ростом разности температур нагревателя и холодильника. Поэтому один и тот же движок, установленный на стенде, с приходом морозов ведет себя резвее, чем в летнюю жару. Да и присутствие на огромном числе современных автомобилей такого устройства, как интеркулер, он же — охладитель наддувочного воздуха, говорит о том, что холодный воздух двигателю приятнее, чем раскаленный. Охлаждая воздух, мы повышаем его плотность, увеличивая эффективность наддува, улучшаем сгорание, а заодно и отодвигаем порог детонации.

Отсюда, казалось бы, следует, что зимой расход топлива должен падать. Но это звучит несерьезно: ведь даже бухгалтерия на предприятиях спокойно переваривает информацию о том, что в холодное время года аппетиты подотчетных машин резко возрастают. И г-н Карно в этом точно не виноват. А кто же виноват?

Почему расход топлива растет в зимний период?

Кто виноват в повышенном расходе топлива? Ну, давайте загибать пальцы:

Прогрев. В любом случае зимой мотор прогревается дольше, чем летом. А если прогревать его при включенной печке (холодно же!), то процесс затянется еще сильнее. Кстати, именно поэтому часть современных автомобилей (например, Renault Duster) снабжены электрическими подогревателями салона. Само собой, что при коротких, но частых поездках нужны, соответственно, более частые прогревы, иначе мотор все время будет недогретым. А холодный мотор априори потребляет куда больше топлива, чем горячий. В частности, для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора топливо туда льется чуть ли не ручьем. Отметим также, что при кратковременных остановках на морозе двигатель обычно не глушат.

Электрический нагреватель потребляет очень большой ток, но альтернативы пока нет.

Электрический нагреватель потребляет очень большой ток, но альтернативы пока нет.

Электричество. К упомянутому выше обогревателю салона добавляются более привычные потребители — вентилятор отопителя, обогреватели стекол, зеркал, сидений, форсунок омывателя и т.п. А всю свою энергию автомобиль в любом случае получает из топливного бака, пусть и не напрямую.

Снег. Ехать по снегу, даже неглубокому, все равно что идти по пляжу — тяжело. Пробуксовка, даже кратковременная, — это лишнее сожженное топливо. Какую-то толику, пусть и крошечную, добавляет аэродинамическое сопротивление падающего снега.

8 способов сэкономить топливо зимой — журнал За рулем

Теоретически зимний расход топлива должен быть ниже летнего. Практически — все наоборот. Что ж, попытаемся его уменьшить — рецепты у экспертов «За рулем» есть.

Материалы по теме

По идее, в холодное время года расход топлива на автомобилях должен снижаться. Причина простая: с падением забортной температуры у ДВС растет КПД, поскольку, как учили в школе, разница между температурами нагревателя и холодильника возрастает. Любой моторный стенд готов это продемонстрировать. Инженеры, в свою очередь, преследуют ту же цель, устанавливая охладители наддувочного воздуха — интеркулеры. Охлажденный плотный воздух повышает эффективность наддува, что в итоге понижает прожорливость машины.

На практике, как водится, все происходит с точностью до наоборот. Но школьные учителя в этом не виноваты: просто в ответ на приведенные выше аргументы зимой возникает куча контрдоводов, которые подавляют всякие мысли об экономии. Состав «участников» хорошо известен. Вспомним основных.

  • Прогрев мотора. Зимой он явно дольше летнего, а от холодного мотора низкого расхода не дождешься.
  • Отопление салона. На морозе при коротких остановках мотор обычно не глушат.
  • Максимально возможное число задействованных энергопотребителей: обогреватели стекол, зеркал и сидений, вентиляторы отопителя, дворники, фары и т.п.
  • Состояние дороги. Очевидно, что по снегу или по грязи ехать гораздо тяжелее, чем по чистому асфальту.
  • Зимние шины. Даже на чистой дороге их сопротивление качению больше, чем у летних.
  • Подшипники. Смазка на морозе густеет, а потому вращение требует большей энергии.
  • Полная масса автомобиля. Шубы и дубленки априори весят больше летних маечек и топиков. А багажники пополняются тулупчиками, лопатами и прочим тяжестями — у кого чем.
  • Режим движения. Пробки, конечно же, всесезонны, но заснеженные дороги снижают средние скорости еще сильнее, заставляя ползти на пониженных передачах.

Ну и как в таких условиях экономить топливо? Летнего расхода добиться все равно не удастся, но чуть сократить топливные расходы все-таки можно.

Как сесть на топливную диету?

  1. Первый пункт списка у многих вызовет раздражение. Но все же не буду его обходить и скажу: старайтесь в ряде случаев не пользоваться машиной вообще. Ей-богу, когда город завален по уши снегом, который коммунальщики откровенно не успевают вывозить, то ваша поездка будет очень неприятной, дерганой и энергозатратной. Если деваться некуда — тогда, конечно, все равно придется ехать, но если можно прокатиться на метро или на электричке, то лучше так и сделать. Там, по крайней мере, нет сугробов. А сэкономить при этом можно хоть 100% затрат на АЗС…
  2. Пункт номер два — любимая трибуна для спорщиков. Речь о прогреве мотора. Чтобы не повторять в сотый раз одно и то же, выскажусь коротко: мы неоднократно проводили реальные замеры для разных вариантов — от «Сел и поехал» до «Не тронусь с места, пока не прогреется полностью». Подробности изложены, например, вот здесь. Оптимальный вариант мы вычислили давно: пустить мотор, смахнуть с машины снег, освободить дворники и медленно тронуться в путь, не демонстрируя никому мощь своей правой ноги. Моторчик прогреется быстрее, а расход будет минимально возможным.

Как сэкономить на топливе?

Пока светлые умы изобретают дешевую и доступную альтернативу солярке, перевозчики льют в баки своих траков дизельное топливо и ищут пути его экономии. Самый популярный – замена старых машин на современную экономичную технику. Именно такую сегодня, подстегиваемые жесткой конкуренцией, разрабатывают и производят лидеры автостроения. Это подтверждает и прошедшая в Ганновере выставка коммерческого транспорта IAA. Редкий стенд обходился без гибридных и битопливных автомобилей. Однако, учитывая тот факт, что простроенные в единичных экземплярах прототипы авто перевозчиков не интересуют, компании привлекают клиентов возможностью реального снижения расхода топлива на своих серийных (!) моделях грузовиков. Борьба за самый низкий показатель идет как на треках испытательных автополигонов, так и на дорогах общего пользования. Ярким примером этого служит рекорд топливной экономичности, поставленный компанией Deimler AG на расположенном в городе Нардо (Италия) автополигоне «Prototipo Testing». Автопоезд в составе груженного 25 тоннами балласта полуприцепа и нового Mercedes-Benz Actros с дизелем, оснащенным системой нейтрализации отработанных газов BlueTec, при безостановочном (смена водителей не в счет) пробеге на дистанцию 10 000 километров, которая была пройдена со скоростью 80 км/ч, расходовал чуть меньше 20 литров на 100 км. То есть, на перевозку одной тонны полезного груза было затрачено 0,8 литра топлива. Казалось бы, результат недостижимый в реальных условиях эксплуатации, но фирма Scania имеет иное мнение на этот счет. Так, по результатам испытаний Scania Economy Green Drive, проводимых на дорогах общего пользования, автопоезд с 20-ю тоннами груза может уложиться в расход 22,4 литра на 100 километров пробега. Заметим, что ключевым фактом является то, что замеры проводились при движении по дорогам общего пользования, а в качестве тягача использовался серийный Scania R 420 с пробегом без малого 160 тысяч километров. Разумеется, машина и полуприцеп не проходили какой-либо специальной подготовки. Кстати, в Европе такие пробеги Scania проводит уже давно. И надо отдать должное нашим водителям – они по мастерству управления автопоездами ничуть не уступают своим западным коллегам.

Секрет экономии

Первый и самый действенный метод экономии горючего – замена старых машин новыми. Делать это можно, постепенно обновляя парк, работающий на длинном плече. Это очень важно, так как в условиях городских и пригородных перевозок характерных простоями у светофоров и в многочисленных пробках, новая техника ощутимой, как при пробегах между городами, экономии не даст. К примеру, если современный дизель за час работы на холостом ходу тратит два литра солярки, то его предшественник всего на литр больше. В то же время новый тягач с полностью груженой фурой укладывается в 30 –35 литров на сотню, а автомобиль, выпущенный лет десять назад, израсходует на преодоление того же маршрута на 5–10 литров больше. И дело не только в том, что дизель современного тягача управляется электроникой, которая существенно уменьшает удельный расход топлива, а том, что существенный рывок в развитии сделали производители мостов и коробок передач. Автоматические и роботизированные агрегаты также получили электронное управление и позволяют посредством грамотного алгоритма выбора передачи держать обороты мотора в «зеленой» зоне. При этом экономия топлива, которая достигается за счет применения современной коробки, может достигать пятнадцати и более процентов. Так, одна из последних разработок компании ZF, коробка ZF-Ecomat и система управления переключением передач TopoDyn, позволяют снизить расход топлива до 18%. Это подтверждает опыт одного из автобусных АТП города Чикаго. По данным перевозчика, автобусы с комбинированной системой Ecomat-TopoDyn расходуют на семь процентов меньше топлива даже по сравнению с автобусами, оснащенными современными гибридными коробками передач. Однако это вовсе не означает, что направление гибридов ведет в тупик, напротив, за ними будущее. Не даром ZF уже сегодня в полную силу работает над своей гибридной коробкой передач на базе шестиступенчатой автоматической КПП EcoLife. Свои достижения в создании современных экономичных агрегатов демонстрируют и другие известные производители, как то Allisson, Eaton и другие. Если оценивать общие тенденции развития, то направление движения у всех одно, а различия заключены в нюансах. Это же в полной мере относится и к производителям ведущих мостов. Так, известная еще со времен СССР компания Raba, учитывая общие тенденции перехода на экономичные агрегаты трансмиссии, также вкладывает средства в совершенствование одноступенчатых, гипоидных мостов, которые по сравнению с двухступенчатыми или имеющими колесные редукторы позволяют экономить топливо. Однако все прекрасно понимают, что ведущий мост дорожного трака и строительного грузовика – это две разные вещи. Если на трассе дорожный просвет не имеет решающего значения, то для работающего в карьере самосвала расстояние до балки часто играет ключевую роль. Одна из новинок фирмы – одноступенчатый гипоидный мост – была представлена на выставке ММАС-2008. Фирма также продолжает развитие и тандемных мостов. Есть заделы и по гибридным приводам.
Свое видение развития экономичных ведущих мостов демонстрирует компания Arvin Meritor. Для того чтобы обеспечить экономию топлива до трех процентов, компания упразднила болты крепления зубчатого венца ведомой шестерни главной передачи редуктора.
Благодаря отсутствию выступающих головок болтов было снижено гидравлическое сопротивление и вспенивание масла. Мосты с такой технической изюминкой могут устанавливаться на автомобили концернов Ford Cargo, IVECO, Renault, Volvo. Справедливости ради отметим, что для достижения максимальной экономии необходимо равномерное движение автомобиля с постоянной скоростью (скоростное шоссе). В рваном ритме (движение в городе) в лучшем случае удастся достичь экономии в один процент.
Увы, но собрать воедино в одном тягаче все самые экономичные агрегаты: мотор, коробка, мост – невозможно, так как каждый производитель автомобиля имеет на этот счет свое мнение.
Мало того, у каждого автомобиля свои условия работы – один тягает фуру преимущественно по горным дорогам, другой большую часть времени работает на равнинных трассах. Оптимальным в одном и другом случае будет своя модификация авто, со своим динамическим паспортом.
Поскольку наши перевозчики работают по всей территории РФ, то у каждого автопроизводителя есть свой вариант самого оптимального с точки зрения экономичности тягача. Приведем конкретные примеры.

Приемы экономичного вождения | Журнал Популярная Механика

В ожидании автомобилей, потребляющих 2 л топлива на 100 км, можно попробовать снизить расход наших нынешних машин на эту же величину. Это возможно!

«Мы ездим на слонах!» — так однажды выразился один эколог о персональном транспорте. Взрослый индийский слон, правда, весит около 3,5 т, тогда как обычный легковой автомобиль втрое легче, но идея продолжает оставаться абсурдной. Чтобы перемещаться в пространстве, мы возим с собой металлическую коробку, раз в пятнадцать превышающую наш вес. К тому же иногда наши «слоны» едят вдвое больше положенного из-за неправильной эксплуатации. Что нужно сделать, чтобы уменьшить их аппетит?

Самый экономичный автомобиль

Помните анекдот: «Как вы расслабляетесь?» — «А я не напрягаюсь!»? С точки зрения экономичной езды в нем заложен глубокий смысл. При движении на автомобиле мы за счет мощности его двигателя преодолеваем различные силы сопротивления движению. Основных сил четыре: это сила сопротивления качению, сила сопротивления подъему, сила сопротивления воздуха и сила сопротивления разгону. Чем больше суммарная сила сопротивления, тем больше мощности требуется от двигателя для ее преодоления. В какой-то момент двигатель может выйти на максимальную мощность. Если в таком режиме он будет работать какое-то время, то автомобиль при включении соответствующей передачи выйдет на свою максимальную скорость. Двигаться быстрее он уже не сможет: на преодоление силы сопротивления разгону у двигателя больше нет сил. Самую большую скорость можно развить на спуске, когда сила сопротивления подъему меняет знак и начинает помогать двигателю.

Сила сопротивления дороги (это сумма сил сопротивления качению и сопротивления подъему) до 50 км/ч практически не зависит от скорости, но с дальнейшим ее ростом начинает расти. Сила же сопротивления воздуха зависит от квадрата скорости: с ростом последней она значительно увеличивается. Отсюда вывод: чем выше скорость, тем больше суммарная сила сопротивления, тем больше мощности требуется от двигателя. Все эти очевидные факты приведены для того, чтобы понять: можно двигаться быстро, преодолевая значительные сопротивления, а можно медленно, минимизируя их. В последнем случае обычный легковой автомобиль может преодолеть по шоссе 100 км, затратив всего 2 л топлива. Но для этого потребуется заменить стандартный двигатель аппаратом небольшой мощности. Штатный мощный мотор работал бы при небольшой скорости с очень невысоким КПД и свел бы все достоинства такого режима к минимуму.

Если же перевести машину на педальную тягу и оснастить ее маховиком (для безопасного преодоления подъемов), то можно достичь нулевого расхода топлива. Правда, такой автомобиль будет ездить уж слишком медленно, и желающих пойти на столь бескомпромиссные решения найдется немного. С одной стороны, никто не любит ездить слишком медленно, с другой — при определенном снижении мощности двигателя езда становится просто небезопасной. Перестав мечтать о кардинальном снижении расхода топлива, попробуем разобраться, как посадить «слона» на диету, принципиально ничего не меняя.

5 фатальных ошибок автоинженеров, унесшие тысячи жизней

Правила экономичной езды

Правило №1. Не прогревайте автомобиль на месте. При езде двигатель прогревается быстрее, расход топлива меньше.
Правило №2. Тормозите как можно реже. Для этого поддерживайте большую дистанцию до впереди идущих машин, предугадывайте развитие дорожной ситуации.
Правило №3. На скорости отдавайте предпочтение высшим передачам, не раскручивайте двигатель выше 2500−3000 об/мин, никогда не открывайте дроссельную заслонку более, чем на 70%.
Правило №4. На пустой дороге без светофоров разгоняйтесь динамично на 1-й и 2-й передачах, и сразу переходите на 5-ю. Так вы быстрее начнете экономить топливо на высшей передаче.
Правило №5. При торможении двигателем полностью отпускайте педаль акселератора. Только в этом случае подача топлива в двигатель прекратится.
Правило №6. Минимально поднимайте частоту работы двигателя при трогании. Так вы не только сэкономите топливо, но продлите жизнь сцеплению.
Правило №7. Избегайте езды по «пробкам». Из-за работы двигателя на холостых оборотах и с низким КПД, расход на 1 км пробега может возрасти более чем вдвое.
Правило №8. Обычно предпочтительней ехать более длинным маршрутом без остановок, чем коротким с частыми светофорами.

Прожорливый двигатель

Большинство двигателей современных легковых автомобилей можно назвать излишне прожорливыми: ведь они скорее помогают автомобилю развивать высокую скорость, чем экономить топливо. Между тем, зная характеристики своего двигателя, можно добиться того, чтобы он работал максимально эффективно. Внешняя скоростная характеристика работы каждого двигателя показывает, как зависят мощность, крутящий момент и удельный расход топлива от частоты вращения при максимальной подаче топлива. Есть и частичные характеристики, описывающие те же зависимости при промежуточном положении дросселя. Удельный расход топлива обычно принимает минимальное значение при максимальном значении крутящего момента и открытии дроссельной заслонки примерно на 70%. Именно на этом режиме двигатель развивает максимальный КПД. Однако ехать так по трассе практически невозможно: двигатели наших машин достаточно мощны, так что при выходе на такой режим силы сопротивления окажутся ниже сил тяги и автомобиль начнет разгоняться. В реальности для достижения высокой экономичности профессиональные водители отнюдь не стараются вывести двигатель на режим минимального удельного расхода топлива — вместо этого на высшей передаче обычно выбирают режим работы двигателя с меньшим КПД — обороты и открытие дроссельной заслонки ниже оптимальных. Однако за счет того, что скорость автомобиля при этом меньше, а значит, и действующие силы сопротивления ниже, — автомобиль едет экономичнее, чем мог бы при гипотетическом выходе на работу двигателя с максимальным КПД.

Минус 1000 литров Минус 1000 литров Энергосберегающие шины ярко проявляют свои достоинства на грузовых автомобилях. На полигоне в Ладу журналисты могли наблюдать такой эксперимент: два грузовика, идя вровень, на скорости 30 км/ч начинали двигаться накатом. В результате, автомобиль, «обутый» в шины специальные шины, проезжал на 40 метров больше, чем такой же грузовик в регулярной «обувке». Статистика показывает, что за первый этап жизненного цикла «зеленые» шины на грузовиках позволяют сэкономить 1000 литров дизельного топлива и на 2,5 тонны сократить выбросы CO2 в атмосферу без ущерба безопасности. Любопытно, что благодаря прогрессу в шинной индустрии, за столетие сопротивление качению автомобилей удалось снизить в 5 раз.

Экстремальные экономисты

Рассмотрим способы, которые используют участники различных экоралли. Их цель — проехать определенный путь с минимальным расходом топлива. Стратегия победителей на трассе обычно такова: при старте пилот активно разгоняется на первой и второй передачах (дроссель открыт примерно на 70%) до скорости 70 км/ч, а затем переходит сразу на высшую, обычно пятую, передачу и, набрав около 90 км/ч, начинает ехать с постоянной скоростью. Оптимальная скорость зависит от типа автомобиля и его двигателя. У автомобиля аэродинамической формы с мощным высокооборотистым мотором максимально экономичная скорость наверняка будет выше, чем у маломощной машины с плохой аэродинамикой. Но в среднем такая скорость близка к 90 км/ч — это объясняется тем, что силы сопротивления движению на такой скорости еще не высоки, а двигатель уже работает с достаточно высоким КПД.

Второе очень важное правило экономичной езды состоит в том, что при выходе на постоянную скорость надо забыть о педали тормоза. Именно по этой причине экоралли может быть безумней обычной гонки.

Минус 1000 литров

Ради того, чтобы не тормозить, пилоты могут проехать перекресток на загорающийся красный свет или объехать колонну машин, вставших на светофоре, по обочине. Ведь каждое торможение — это выход на неблагоприятный режим работы двигателя и потери топлива на последующее ускорение. Опасными могут стать для участников экоралли и любые обгоны: ведь, обгоняя, они стараются сохранить скорость неизмененной, а не ускоряются, как обычные водители.

Если же торможения все-таки не избежать, то в экоралли может применяться движение накатом (передача не включена) или вообще с выключенным двигателем. При обычной езде такие режимы не просто не рекомендуемы, но и недопустимы. При отключении двигателя перестанет помогать водителю гидроусилитель руля, может раньше времени израсходоваться вакуум в вакуумном усилителе тормозов. Поэтому при обычной езде для достижения экономичности лучше всего при необходимости тормозить двигателем, убирая при этом ногу с педали газа. В этом случае топливо перестает поступать в двигатель и торможение становится минимально энергозатратным. Тут можно вспомнить автомобили-гибриды, которые во время каждого торможения рекуперируют энергию. Но рекуперация эффективна не на 100%, так что и при езде на гибридах приемы экономичной езды не меняются.

Минус 1000 литров

Экономия по каплям

Итак, совершаем динамичный разгон на низких передачах, переход на высшую, едем с постоянной наиболее экономичной скоростью и по возможности не тормозим — такая стратегия оптимальна для движения по трассе.

При езде по городу с неизбежными частыми торможениями стратегию придется изменить: здесь лучше сильно не разгоняться и постоянно следить за тем, чтобы дроссельная заслонка никогда не открывалась более чем на 70%, а также не забывать убирать ногу с педали газа при торможении двигателем. Очень важно не перегазовывать при трогании с места (как это делают новички) — только эта мера может сэкономить около 1 л бензина на 100 км.


Все дело в шинах

Минус 1000 литров

Дается отмашка, и по полигону Технологического центра Michelin в Ладу начинают на постоянной скорости 80 км/ч наматывать круги два Mercedes S-класса. Машины абсолютно одинаковы, только одна обута в обычные летние шины, а другая — в «зеленые» шины Michelin Energy Saver. Спереди к ним прикреплены два мерных цилиндра, заполненные дизельным топливом. После трех часов езды машины останавливают, и мы, журналисты, можем наглядно убедиться, что энергосберегающие шины действительно экономят топливо. В мерном цилиндре машины, обутой в «зеленые» шины, топлива осталось ощутимо больше. Расчет показывает, что этот автомобиль израсходовал 5,49 литров топлива на 100 км, тогда как конкурент затратил 5,92 л/100 км. Правда, признаются инженеры Michelin, таких данных удалось достичь за счет того, что автомобили двигались с постоянной скоростью. В более привычных условиях езды с разгонами и торможениями «зеленая» шина снижала бы расход топлива примерно на 0,2 л на 100 км и выбросы CO2 примерно на 4 г/км.
Согласно предложению Европейской Комиссии, к 2012 году новые автомобили, продаваемые в ЕС, должны выбрасывать в атмосферу не более 130 грамм CO2 на 1 км. Выполнить строгое требование можно только по крупицам улучшив показатели, влияющие на выброс углекислого газа, и «зеленые» шины тут хорошее подспорье. Поэтому в первый год присутствия на рынке шины Michelin Energy Saver были омологированы на первичный монтаж на более чем 40 различных моделей автомобилей. Так что в будущем машины будут чуть экономичнее.
Говорят, что сегодня с «зелеными» шинами Michelin поймал удачу за хвост. Между тем, энергосберегающие шины компания выпускает с 1992 году. Примечательно, что нынешние «зеленые» шины выделяются не только пониженным сопротивлением качению и высокой износостойкостью, но и высоким уровнем безопасности. В ходе испытаний, проведенных компанией TUV SUD Automotive, выяснилось, что тормозной путь «зеленых» шин короче, чем у их конкурентов.
Цель на будущее — к моменту, когда автомобильный парк в мире возрастет вдвое, уменьшить сопротивление качения вдвое.

При остановке более чем на пять секунд рационально выключить двигатель. В Западной Европе все популярнее становятся системы Stop & Go, которые отключают и включают двигатель в автоматическом режиме. Они следят за уровнем заряда аккумуляторной батареи и, когда от нее работает много потребителей — например, «дворники» и фары, — отключают двигатель реже. Об этом надо помнить водителю, когда он сам отключает двигатель. Кстати, такой способ в условиях большого города может сэкономить до 10−15% топлива.

Минус 1000 литров

Еще один крайне важный фактор для эффективного сбережения топлива — техническая исправность машины. Требующий замены воздушный фильтр может повысить расход топлива на 10%, неисправные свечи зажигания — на 5−10%, неотрегулированные зазоры в приводе клапанов — на 5−10%, неисправный глушитель — на 10%. Большое значение имеют колеса: неправильные углы установки колес снизят экономичность примерно на 5%, а падение давления шин на 0,4 атм ниже нормы — еще на 10%. Лишний груз в багажнике повышает расход не столь заметно, зато если он перевозится на крыше автомобиля — топлива будет сжигаться ощутимо больше из-за ухудшения аэродинамических свойств.

Любопытный факт: при движении с высокой скоростью пользоваться кондиционером или климат-контролем экономичней, чем ехать с опущенными стеклами. А вот при небольшой скорости — наоборот. Это стоит учитывать, если топлива осталось мало, а АЗС еще далеко.

Впрочем, главный принцип экономии за рулем, как ни странно, заключен в правиле «скупой платит дважды». Пытаться достичь очень низкого расхода топлива обычно означает ездить небезопасно и подвергать себя риску. Так что в итоге в самом большом выигрыше оказывается тот, кто соблюдает приемы экономичной езды не в ущерб безопасности.

Статья «Диета для слона» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2009).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *