Из чего сделан катализатор: Драгоценные металлы катализатора. Сколько их и как можно отделить? – Из чего состоит катализатор автомобиля? Принцип работы

сколько содержится чистого драгметалла в детали автомобиля, как извлечь платину своими руками

Автомобильный катализатор

Автомобильный катализатор

Платиновый катализатор сегодня используется во многих автомобилях. Он является одним из основных элементов выхлопной системы и обеспечивает снижение уровня вредных выбросов. Его корпус покрыт драгоценными металлами, которые, при наличии определенных условий, можно извлечь. Однако сложно заранее предугадать, сколько платины содержится в катализаторе автомобиля.

Конструкция катализатора

Внутренняя часть автомобильного компонента заполнена особой конструкцией, выполненной из керамики или металла. Внешне она напоминает пчелиные соты. Верхняя часть катализатора покрыта тонким слоем драгоценного металла.

Наличие такого напыления обеспечивает снижение уровня вредных выбросов. Это достигается за счет того, что выхлопные газы, контактируя с драгметаллами и другими веществами, вступают с ними в химическую реакцию. Для напыления внутренней части автокомпонента используют сочетание:

  • платины;
  • родия;
  • палладия.

Каждый из этих металлов оценивается довольно высоко. Поэтому автомобильные катализаторы привлекают многих людей, которые занимаются извлечением драгоценных материалов с целью их дальнейшей перепродажи.

Добычи указанных металлов – это довольно сложный процесс, требующий наличия соответствующих навыков и различных дорогостоящих веществ.

Существует несколько технологий, посредством которых можно извлекать драгметаллы. Они подбираются исходя из конечных целей работы.

Конструкция катализатора

Конструкция катализатора

Некоторые из указанных технологий, а также их результаты приведены в таблице.

МетодРезультат
Выщелачивание посредством окислителейПлатина и родий
Гальванический методПалладий
Воздействие «Царской водкой»Платина
ФторированиеПалладий

Выбор в пользу конкретной технологии обусловлен в основном возможностями человека, который получает платину из катализатора. Также важно понимать, что в процессе аффинажа существуют неизбежные потери извлекаемых материалов. В частности, подобные недостатки отмечаются у техники выщелачивания, которая требует многократных промывок компонентов химической реакции.

Поверхность автокатализаторов покрыта напылением драгоценных металлов. Эти материалы, при наличии соответствующих навыков и реагентов, можно извлечь.

Техника выщелачивания

В домашних условиях и в промышленности для выделения родия и палладия чаще применяют выщелачивания. Такая техника предполагает использование окисляющих растворов, состоящих из концентрированных соляной и азотной кислот. При этом выщелачивание имеет ряд существенных недостатков отчасти обусловленных особенностями конструкции автомобильного катализатора.

Последний изготавливается либо из керамики, либо из алюминия. Наличие этого металла затрудняет проведение аффинажа, так как окислители вступают с ним реакцию. В процессе выделения платины, которая извлекается в виде раствора, необходимо многократное повторение выщелачивания и промывки исходных компонентов. Более того, даже такой подход не позволяет добыть драгоценный металл в достаточном количестве: избежать потери невозможно. Соответственно, для извлечения платины потребуется несколько катализаторов.

В целях снижения потерь, возникающих во время проведения аффинажа, автокомпонент на начальном этапе смачивают в водном растворе соляной кислоты. В дальнейшем катализатор подвергается нагреву. Далее, когда под воздействием высокой температуры появились пары, на исходный компонент наносятся окислители.

Выщелачивание платины

Выщелачивание платины

Кроме того, в зависимости от состава сплава, который напылялся на поверхность катализатора, для проведения аффинажа можно применить смесь концентрированной азотной кислоты и 30-процентного раствора пероксида водорода.

В промышленных масштабах для извлечения платины используют специальную решетчатую сетку, на которую помещается деталь. На нее затем оказывают воздействие парообразного окислителя. Для этого сначала заготавливают раствор соляной кислоты, в которую помещается деталь, а затем ее доводят до кипения. По окончании этого процесса, в ходе которого пары многократно проходят через каналы и поры катализатора, последний подвергается промывке чистой водой.

Использование парообразного окислителя имеет несколько преимуществ в сравнении с жидкостными кислотами. Основное отличие между двумя приведенными выше подходами заключается в том, что газовая смесь обладает большей проникающей способностью. Поэтому она лучше «промывает» катализатор, затрагивая даже мелкодисперсные частицы.

Особенности добычи палладия

Для извлечения палладия из автомобильного катализатора можно применять техники, описанные выше. Но в таком случае полученный металл включает в себя множество примесей, что снижает его ценность. Наиболее действенным способом добычи палладия из автомобильных деталей считается электродуговое нагревание (гальванический метод).

Однако предпочтительнее использовать несколько иной подход. Он предполагает нагревание исходного компонента до 500 градусов с последующим фторированием. Эта технология позволяет получить металл с минимальным содержанием разнообразных примесей. Результатом данного процесса становится фтористый палладий, который необходимо остудить до 100 градусов. Для выделения чистого металла из раствора потребуется минеральная кислота.

Метод фторирования позволяет выделить практически весь палладий, что содержит в себе автомобильный катализатор.

Примеры выделения драгоценных металлов

Ниже приведены три примера, наглядно объясняющие процесс выделения драгоценных металлов из автомобильных компонентов.

Пример 1.
В данном примере используется катализатор с автомобиля марки Volvo. Его сплав состоит из палладия (0,08% от общей массы компонентов) и родия (0,006%). Ввиду того что в исходной детали содержится углерод в относительно большом количестве, ее предварительно обжигают, в течение 45 минут оказывая воздействие при температуре в 540 градусов. Далее смешиваются между собой 230 мл воды и 46 мл концентрированной соляной кислоты. После этого в раствор добавляются 184 мл пироксида углерода, после чего его нагревают. Аффинаж проводится на протяжении 1 часа.

Пример 2.
Для извлечения драгметаллов используется 1,2-киллорамовый катализатор, взятый с автомобиля марки Mercedes-Benz. В составе его сплава встречаются платина (0,12% от общей массы детали) и родий (0,008%).

Катализатор Mercedes-Benz

Катализатор Mercedes-Benz

Автокомпонент помещается во фторопластовый реактор. Далее он смачивается посредством 260 мл водного раствора соляной кислоты. После этого автокомпонет подвергается воздействию 70 мл данной кислоты, используемой в чистом виде.

Далее раствор доводится до кипения. В процессе нагрева в смесь добавляются 60 мл концентрированной азотной кислоты и 150 мл 30-процентного раствора пероксида водорода. Этот элемент вводится по частям. Аффинаж палладия занимает около 1,5 часа. По истечении указанного срока полученный раствор промывается водой (1 к 2) и осаждается.

Пример 3.
В последнем примере применяется катализатор от автомобиля Honda. В составе сплава встречаются платина (0,04% от общего веса детали), палладий (0,06%), родий (0,007%) и церий (1,4%). Подход в данном случае используется тот же, что был приведен в предыдущем примере. Разница между техниками добычи наблюдается только на конечном этапе. Достигнув точки кипения, автокомпонент обрабатывается соляно-азотной кислотой и пероксидом водорода.

Применение выщелачивания позволяет получить из автокатализаторов относительно чистые драгоценные металлы, пригодные для повторного использования.

Как работают автомобильные катализаторы — Katalizator1

Как работают автомобильные катализаторы

Чтобы понять, как работают автомобильные катализаторы, достаточно вспомнить школьные уроки химии. Каталитические вещества способствуют «запуску» определенных химических реакций, при этом, не вступая в контакт с получившимся в результате компонентом. В случае с автокатализаторами за процесс катализа отвечают платина, родий и палладий, которые покрывают внутренний блок изделия.

Функции автомобильных катализаторов

Катализатор – основной элемент выхлопной системы автомобиля, который отвечает за фильтрацию выхлопов. Отработанные газы содержат множество токсичных соединений, загрязняющих атмосферу и негативно влияющих на здоровье человека:

  • Оксиды азота.
  • Углеводород.
  • Угарный газ.
  • Мелкие частицы сажи.

Вступая в контакт с веществами-катализаторами (драгоценными металлами, покрывающими внутренний блок изделия), выхлопы окисляются. В результате, вместо отравляющих компонентов, в атмосферу выбрасываются безопасные для окружающей среды углекислый газ, азот и водяной пар. Учитывая регулярно ухудшающуюся экологическую обстановку в стране, ездить на автомобиле без нейтрализатора не рекомендуется.

Устройство автомобильного катализатора

В выхлопной системе катализатор может располагаться перед глушителем или за выпускным коллектором. Внешне изделие представляет собой продолговатую конструкцию, заключенную в корпус из нержавеющей стали, который защищает основные элементы запчасти от повреждений. Внутри детали располагается блок из металла или керамики, напоминающий пчелиные соты – такое исполнение увеличивает площадь соприкосновения выхлопов с рабочей поверхностью, в результате чего фильтрация газов происходит быстрее.

Ячейки автонейтрализатора покрыты тонким слоем драгметаллов. При длительной эксплуатации ценное напыление теряется, поэтому задача каждого автовладельца – своевременно заменять детали.

Признаки неисправности катализаторов

Понять, что нейтрализатор вышел из строя, достаточно просто. Об этом свидетельствуют следующие симптомы:

  • Снижение мощности двигателя и динамики автомобиля. Машину заносит на поворотах, она регулярно глохнет при попытках завестись или разогнаться, а для того, чтобы набрать оптимальную скорость, приходится вдавливать педаль газа до упора.
  • Повышение расхода топлива. Это объясняется необходимостью постоянно давить на газ.
  • Увеличение количества выхлопных газов. Еще один верный признак – выхлопы приобрели неприятный, едкий запах, который ощущается даже в салоне.
  • При наборе скорости слышны характерные постукивания, вибрации.

Возможно, достаточно просто прочистить засорившиеся соты устройства – сделать это можно в домашних условиях, используя специальные средства. Если же чистка не помогла, следует позаботиться о правильной утилизации запчасти. Сдайте отработанный катализатор нам, чтобы получить хороший доход без лишних усилий. Наши цены – выше рыночных, поскольку при оценке мы учитываем не только состав, но особенности нейтрализатора (год выпуска, страна и материал изготовления, степень износа). Для оптовых клиентов действуют приятные бонусы.

Понравилась информация? Поделись с друзьями

Как выбить катализатор самостоятельно — Katalizator1

Как выбить катализатор самостоятельно

Знать, как выбить катализатор, необходимо, когда элемент отработал положенный срок эксплуатации или пришел в негодность. Каталитический нейтрализатор — составная часть выхлопной системы любого транспортного средства, отвечающая за снижение уровня токсичности выхлопов. Заменить вышедшую из строя деталь может позволить себе не каждый. Новый катализатор стоит недешево, кроме того, впоследствии его снова придется менять. Выбив нейтрализатор, вы сэкономите значительную сумму, однако, чтобы процедура не повлияла на работу авто, к этой задаче следует подойти ответственно.

Когда стоит выбить катализатор

Основной причиной неисправности нейтрализаторов считается низкое качество бензина. Большая часть топлива, реализуемого в стране, содержит вредные добавки. Фактически их использование запрещено, однако производителей это не останавливает. Попадание недоброкачественного топлива на катализатор снижает пропускную способность устройства, в результате чего уровень токсичности выхлопных газов возрастает. Ухудшение запаха и увеличение количество выхлопов — явный признак, что нейтрализатор пора менять.

Среди других «тревожных сигналов», свидетельствующих о выходе элемента из строя, можно выделить:

  • Появление лампочки CHECK ENGINE на приборной панели.
  • Повышение расхода топлива без видимых причин.
  • Снижение мощности мотора.
  • Ухудшение тяги.
  • Проблемы при разгоне, попытках завести автомобиль.
  • Появление вибраций, стуков, шумов при переключении скоростей.

Избавляться от устройства или нет — каждый водитель решает сам. Рациональным решением станет установка пламегасителя вместо снятого катализатора, однако сделать это грамотно под силу только профессионалам.

Рекомендации по удалению катализатора

Чтобы выбить катализатор, необходимо сначала открутить крепежные элементы. Стоит учитывать, что если устройство эксплуатировалось долгое время, снять соединения будет сложно — из-за высоких температур они часто пригорают.

Следующий этап — резка устройства, которая обеспечит доступ к внутренней части нейтрализатора. После этого металлический или керамический элемент выбивается вручную с помощью зубила и молотка. Основная работа выполнена — теперь осталось только приварить корпус катализатора обратно к выхлопной трубе.

Обратите внимание: приступать к снятию нейтрализатора следует, убедившись, что он полностью остыл после завершения работы двигателя.

Понравилась информация? Поделись с друзьями

Какие бывают катализаторы в машине

Какие бывают катализаторы в машине

Большинство неопытных автовладельцев узнают о наличии нейтрализатора только в сервисном центре, когда им сообщают, что эта деталь выхлопной системы неисправна. Однако такие устройства играют очень важную роль в управлении транспортным средством и защите окружающей среды. Сегодня мы расскажем, зачем нужны катализаторы в машине, из чего они состоят и почему так дорого стоят.

Принцип действия автомобильного катализатора

Современные производители регулярно улучшают качество автопродукции, изготавливая запчасти в соответствии с экологическими требованиями. Нейтрализатор, впервые выпущенный в конце 70-х годов прошлого столетия, стал настоящей находкой. Несмотря на простоту конструкции, эта деталь выполняет важнейшую задачу – очищение отработанных выхлопных газов от токсичных компонентов, негативно влияющих на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Устройство представляет элемент из металла и керамики, заключенный в прочный стальной корпус, который позволяет избежать преждевременного износа конструкции, защищает нейтрализатор от ударов и перегрева. Внутренний блок имеет ячеистую структуру, обеспечивающую большую площадь соприкосновения выхлопов с рабочей поверхностью. Фильтрация газов выполняется благодаря покрытию из драгоценных металлов, обладающих каталитическими свойствами – ячейки катализатора обработаны тонким слоем родия, палладия и платины. Вступая в контакт с выхлопами, эти элементы преобразуют токсичные азотные оксиды, углеводород и другие вредные вещества в безопасные для живых организмов водяной пар, азот, углекислый газ. Кроме того, драгоценное напыление уменьшает образование мельчайших частиц сажи.

Что делать, если катализатор в машине сломался

Запчасти рассчитаны на пробег 50 000 – 100 000 километров, однако, как показывает практика, они редко «доживают» до таких показателей. К износу катализатора приводят различные факторы:

  • Использование низкокачественного бензина.
  • Частая езда на холостом ходу.
  • Эксплуатация авто в условиях бездорожья – особенно от ударов и тряски «страдают» хрупкие керамические изделия.
  • Попадание масел, антифриза и других жидкостей в камеру сгорания.
  • Проблемы с мотором.

Даже после выхода из строя автокатализаторы не теряют ценности – отработанные изделия можно выгодно продать в пункт приема металлолома. Дело в том, что родий, платина и палладий относятся к группе редкоземельных металлов, которые практически не встречаются в природе в чистом виде. Сейчас основным источником этих дорогостоящих элементов служат нейтрализаторы. Особенно высоко оцениваются платиносодержащие детали, которые чаще всего устанавливаются на иномарках премиум-класса и автомобилях с дизельным двигателем.

Понравилась информация? Поделись с друзьями

Автомобильные катализаторы и бизнес

Освещая тему металлолома на нашем портале мы не могли обойти стороной автомобильные катализаторы. Ведь нередко в пункты приема металлолома поступают звонки с вопросами: «А вы катализаторы автомобильные покупаете?». Поэтому мы решили поделиться своими знаниями в этой области.

Немного теории

Основным предназначением автокатализаторов в транспортных средствах является минимизация вредных выбросов в окружающую среду. В последнее время тема сохранения экологии актуальна как никогда. А вредные выбросы, являющиеся итогом отработки машинного топлива, содержат очень токсичные газы, которые наносят существенный ущерб как экологии нашей планеты, так и всем живым организмам. Поэтому применение катализаторов считается очень полезным. Из чего состоит и как устроено это техническое оборудование?

Из чего состоит автомобильный катализатор

Конвертор или автокатализатор имеет цилиндрическую форму с круглым или эллиптическим сечением, он изготовлен из керамики или металла, а также химических материалов с применением металлов платиновой группы. Насыщенность автокатализатора ценными элементами таблицы Менделеева открывает большие возможности для создания прибыльного дела на отработанных и пришедших в негодность автокатализаторах.

Автокатализатор в разрезе

Из школьного курса химии всем известно, что катализаторами являются определенные вещества, которые способны вызывать какую-либо химическую реакцию или ускорять процесс, при этом не входя в конечный продукт. Таким образом получается, что металлы платиновой группы никуда не исчезают, а наоборот, проявляются на керамической или металлической поверхности в виде тонюсенького платинового слоя. Именно они и проводят доокисление:

  • углеводородов, которые имеют неприятный запах;
  • окисей азота, которые могут выпадать в виде кислотных осадков. Они так же, как и углеводороды, участвуют в образовании смога и способствуют возникновению у человека заболеваний дыхательных путей, являются первопричиной образования озоновых дыр;
  • угарного газа, который кроме ужасно неприятного запаха приводит к общему отравлению организма и может привести к летальному исходу. Это химическое соединение без цвета и запаха очень ядовито;
  • частиц сажи, имеющих канцерогенное действие.

Кроме всего сказанного, слой автокатализатора минимизирует образование частиц сажи, которые способствуют возникновению у человека онкологических заболеваний.

Как получают драгоценные металлы?

Есть несколько способов получить драгоценные металлы из катализатора — это аффинаж и гидрохлорирование, а также способы электрохимической обработки.

Аффинаж в утилизации катализаторов и добыче драгоценных металлов имеет такую же последовательность, как и при получения золота их микросхем. В емкость с концентрированной азотной кислотой помещаются части катализатора с содержанием платины — через несколько дней кислота растворит абсолютно всё, кроме драгоценных металлов.

Аффинаж в данном случае не очень подходит для этого бизнеса, т.к.к нужны промышленные масштабы

Гидрохлорирование, когда хлор воздействует на катализатор в диспергированном растворе или в водной среде, что также позволяет извлечь драгоценные металлы. Этот способ требует навыков и специального оборудования и больше подходит для промышленной добычи.

Электрохимическая обработка — это травление, оксидирование и т.д. Этот способ позволяет избавиться от таких металлов, как хром, олово, свинец, цинк и алюминий. Также относится к промышленным способам утилизации автомобильных катализаторов.

Сразу сделаем важное замечание, что утилизация автомобильных катализаторов и добыча из них драгоценных металлов — дело промышленников, т.к. чтобы при всех затратах на оборудование и материалы выйти «в плюс» нужно считать катализаторы тысячами, а то и десятками тысяч.

 

Существуют специальные приборы для измерения содержания платиноидов методом рентгено-флюоресцентного анализа.

Анализатор содержания металлов

Каковы реальные перспективы развития бизнеса на б/у катализаторах?

Сегодня в интернет-ресурсах достаточно часто можно встретить объявления о покупке пришедших в негодность автокатализаторов. Согласно последним данным статистик, в Европе спрос на б/у конверторы растет из года в год. И это неспроста. Такой бизнес очень быстро окупается.

Как было сказано ранее, катализаторы, особенно те, которые установлены в современных европейских автомобилях, насыщены драгоценными металлами. К примеру, автомобили китайских и японских товаропроизводителей содержат на 15% меньше платины, чем европейские. А конверторы отечественных транспортных средств содержат на 40% меньше родия, чем европейские. В автокатализаторах американских автомобилей также на 50% меньше драгоценных металлов, чем в европейских. Для тех, кто забыл европейские марки авто, напомним — это BMW, Audi, Citroen, Volkswagen, Mersedes-Benz и другие.

В последнее время спрос на платину значительно возрос, и он превышает предложение. Аффинаж драгоценных металлов из пришедших в негодность автокатализаторов становится все выгоднее.

Эксперты многих стран считают, что если государство примет активное участие и сформирует определенные условия для этого вида бизнеса, он в ближайшем будущем выйдет на первые позиции в сфере ресурсосбережения. А создание приемлемого инвестиционного климата позволит ввести в действие разработку энергоемких технологий, которые будут ориентированы на самое результативное извлечение вторичного сырья. И когда этот бизнес станет расширяться, он позволит увеличить переработку конверторов, что повлечет за собой создание других предприятий и увеличение количества рабочих мест.

Такие предприятия смогут также заниматься скупкой отработанных автокатализаторов у специализированных автосервисов и мастерских для последующей переработки. Здесь катализаторы будут вынуждены пройти весь необходимый цикл утилизации для последующего получения более полного списка драгоценных металлов.

Как дело обстоит в России?

Да, для отечественных предпринимателей такой бизнес является чем-то новым, предстоит решить множество задач для его внедрения, но его эффективность и прибыльность давно доказана, поскольку количество транспортных средств будет постоянно увеличиваться, а рынок автокатализаторов будет расти и расширяться. И только поддержка подобного проекта государством обеспечит постепенное внедрение новейших отечественных технологий, которые будут способствовать стабилизации экосистемы в разных уголках нашей необъятной страны.

Но надо реально смотреть на жизнь. Сегодня владельцы станций техобслуживания все чаще при обслуживании и замене автокатализаторов не упускают возможность получить прибыль и продают автолюбителям такие устройства. Стоит только набрать нужный номер фирмы и обсудить будущие условия сделки с руководством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *