Газель тяжело крутится руль – Туго крутится руль, причины с гидроусилителем, ЭУР, ЭГУР, рулевой рейкой
Руль стал тяжелым – причины, устранение неисправностей
Речь пойдет об автомобилях с ГУРом и весьма неприятной проблеме, когда руль стал тяжелее крутиться. Неприятность заключается в том, что для устранения большинства неисправностей потребуются большие финансовые вложения, а также, скорее всего, необходимо будет обратиться в автомастерскую.
Содержание статьи:
Почему руль у машины становится тяжелым – причины тяжелого руля автомобиля
Сразу стоит заметить, что в статье будут рассматриваться только автомобили, укомплектованные гидроусилителем руля, поскольку машины без ГУРа — большая редкость, если не сказать — раритет. Большинство владельцев подобных автомобилей знают наизусть все неисправности и могут устранить их прямо у себя в гараже.
Итак, тяжелый руль — причины:
- Самой простейшей причиной, почему тяжело крутится руль, является отсутствие жидкости для гидроусилителя в расширительном бачке.
- Следующая причина тяжелого руля — износ, а порой — и выход из строя, насоса ГУРа- Если стал тяжело поворачиваться руль, причина может быть в присутствии воздуха в системе гидроусилителя.
- Стоит также проверить приводной ремень. Он может быть сильно изношен, либо слабо натянут. Обе неисправности могут быть причиной, почему тяжело вращается руль.
- Последняя причина, которую стоит упомянуть, как всегда — самая неприятная: появился дефект в редукторе либо рулевой рейке.
Что делать, если руль у автомобиля тяжело вращается – инструкция к действиям
Если вы заметили, что у вас тяжело крутится руль с ГУРом, не стоит надеяться на простое русское выражение «ещё поездит». Подобное пренебрежительное отношение к неисправности может вылиться в дорогостоящий ремонт.
- Остановите автомобиль и потрудитесь, хотя бы, заглянуть под капот. Первое, что должно вас заинтересовать, это — бачок с жидкостью для гидроусилителя. Если он пуст, то отправляемся в ближайший магазин автозапчастей, либо на АЗС.
- Покупаем жидкость и заполняем бачок до максимально допустимого уровня.
- Проверить уровень жидкости в бачке можно, запустив двигатель автомобиля.
- Заметьте — после остановки вы никуда не едете, дабы не усугубить неисправность. Автомобиль лучше оставить в месте стоянки.
ГУР и тяжелый руль — как устранить неисправности?
Теперь попробуем разобраться, как устранить другие неисправности ГУРа.
- Помните, если тяжело поворачивается руль, а жидкость в бачке все-таки есть, это ещё не значит, что причина в другом месте. Заведите двигатель и проверьте уровень ещё раз. Жидкость может либо полностью пропасть из бачка, либо, её уровень окажется катастрофически мал. В этом случае достаточно просто долить жидкость до максимального уровня и надеяться, что отсутствие последней не повлекло за собой появления других неисправностей.
- Для диагностики насоса гидроусилителя руля рекомендуется обратиться в автомастерскую (Профессиональный ремонт автомобилей в СПб — СТО Автопрайд). Если причина в нём, то насос необходимо отдать в ремонт, а возможно заменить на новый. При отсутствии возможности посещения диагностической станции, рекомендуется проверить клапан регулировки насоса на наличие засорений. Если таковые имеются, то клапан необходимо прочистить и промыть.
- Удалить воздух из системы гидроусилителя можно, выполнив вращение рулем из одного крайнего положения в другое. Как видим, процедура развоздушивания проста, но нужно ещё понять, откуда в системе взялся воздух? Для этого проверьте все соединительные шланги, при обнаружении повреждений — замените их. Проверьте хомуты на стыках, при необходимости — прожмите их, либо замените. Если описанные процедуры не помогли, то рекомендуется обратиться к специалистам.
- С этим пунктом всё просто. При износе ремня – он меняется. При малом натяжении – натягивается. Если процедура не может быть выполнена самостоятельно – обращаемся на СТО.
- Если дело в рулевой рейке или редукторе, то их необходимо сдать в ремонт. При невозможности отремонтировать поврежденный узел, потребуется его дорогостоящая покупка с последующей заменой, которую также не рекомендуется выполнять самостоятельно.
Общая рекомендация по обслуживанию гидроусилителя руля: проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке хотя бы один раз в месяц.
Если уровень упал — долейте жидкость, если падает постоянно и с большой скоростью — ищите место утечки и не затягивайте с ремонтом.
Следите за состоянием пыльника рулевой рейки, при необходимости — замените его.
| ПРИЧИНА | СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ | 
| Тугое вращение рулевого колеса | |
| Низкое или неодинаковое давление в шинах | Восстановить давление. | 
| Ослабление ремня привода насоса гидроусилителя | Отрегулировать натяжение. | 
| Низкий уровень жидкости или марка жидкости в гидроприводе не соответствует рекомендуемой | Долить жидкость или сменить. | 
| Нарушение углов установки колес | Проверить и отрегулировать углы установки колес. | 
| Неисправен насос гидроусилителя | Проверить насос. | 
| Погнутость или отсутствие смазки в деталях передней подвески | Смазать и заменить поврежденные детали. | 
| Повышенный люфт рулевого колеса | |
| Нарушение регулировки подшипников передних колес | Отрегулировать. | 
| Износ наконечников рулевых тяг | Заменить изношенные детали. | 
| Неисправны амортизаторы | Заменить амортизаторы. | 
| Износ шаровых шарниров рычагов подвески | Заменить шаровые шарниры. | 
|  | |
| Давление в шинах отличается от нормы | Восстановить давление. | 
| Нарушение углов установки колес | Проверить и отрегулировать углы установки колес. | 
| Нарушение регулировки подшипников передних колес | Отрегулировать. | 
| Погнутость деталей передней подвески | Заменить поврежденные детали. | 
| Неисправны амортизаторы | Заменить амортизаторы. | 
| Вибрации передних колес, которые ощущаются на руле | |
| Давление в шинах не соответствует нормальному | Восстановить давление. | 
| Нарушение балансировки колес | Отбалансировать колеса. | 
| Нарушение регулировки подшипников передних колес | Отрегулировать. | 
| Нарушение развала и схождения колес | Проверить и отрегулировать все углы установки колес. | 
| Деформация деталей передней подвески | Заменить поврежденные детали. | 
| Неравномерный износ шин | |
| Давление в шинах отличается от нормы | Восстановить давление. | 
| Нарушение углов установки колес | Проверить и отрегулировать углы установки колес. | 
| Нарушение балансировки колес | Отбалансировать колеса. | 
| Руль не запирается | |
| Поломка пружины | Заменить пружину. | 
| Затрудненный поворот ключа в замке зажигания | |
| Неисправен цилиндр замка | Заменить цилиндр. | 
| Неисправна контактная часть замка | Заменить. | 
| Поломка или деформация упорной пружины рейки | Заменить пружину. | 
| Заусенцы на деталях привода замка (рейке, муфте, секторе, корпусе) | Удалить заусенцы. | 
| Изогнут вал сектора | Заменить вал. | 
| Неисправен запорный стержень замка | Заменить стержень. | 
| Деформация штока | Заменить шток. | 
| Деформация кронштейна замка зажигания | Выправить или заменить. | 
| Деформация паза в запорном стержне (регулируемая рулевая колонка) | Заменить стержень. | 
| Ключ заедает в положении «START» | |
| Деформация валика замка | Выпрямить или заменить. | 
| Деформация кронштейна замка зажигания | Выправить или заменить. | 
| Ключ невозможно извлечь из положения «off-lock» | Отрегулировать замок зажигания. | 
| Неисправен цилиндр замка | Заменить цилиндр. | 
| Замок достается без вдавливания стопорного кольца | |
| Цилиндр неисправен | Заменить. | 
| Заусенцы в канавке стопорного кольца в корпусе или на стопорном кольце | Удалить заусенцы. | 
| Большое усилие при переводе ключа из положения «off» в положение «off-lock» и наоборот | |
| Деформация запорного стержня | Заменить стержень. | 
| Заусенцы на хвостовой части затвора (автоматическая колонка) | Удалить заусенцы. | 
| Не отрегулирована тяга рычага смены наклона колонки | Отрегулировать. | 
| Шумы рулевой колонки | |
| Щелчок при переводе ключа в положение «off-lock», после чего руль начнет вращаться | Допускается (фиксатор возвращается в исходное положение). | 
| Ослабление стягивающих болтов | Подтянуть болты. | 
| В подшипниках отсутствует смазка | Смазать подшипники. | 
| Поломка или износ подшипника верхнего вала | Заменить подшипник в сборе. | 
| Поломка или износ подшипника нижнего вала | Заменить подшипник. Проверить состояние вала, при обнаружении задиров заменить. | 
| Нарушение правильного положения колонки | Выставить колонку. | 
| Поломка муфты | Заменить муфту. | 
| Поломка нижнего шарнира | Отремонтировать шарнир или заменить. Выправить муфту. | 
| Неплотная посадка стопорного кольца рулевого вала | Заменить кольцо. Проверить надежность посадки кольца. | 
| Ослабление кожуха колонки. Обнаруживается при вращении колеса | Выставить кожух и затянуть винты. | 
| Затрудненное вращение рулевого вала | |
| Неправильное положение рулевой колонки | Выставить колонку. | 
| Дефект в подшипниках верхнего или нижнего вала | Заменить подшипники. | 
| Тугое вращение карданного шарнира | Отремонтировать или заменить. | 
| Заусенцы на пластмассовом шарнире скользящего шлицевого соединения (регулируемая колонка) | Заменить муфту скользящего шлицевого соединения. | 
| Люфт рулевой колонки | |
| Ослабление болтов кронштейна рулевой колонки | Подтянуть болты. | 
| Поломка сварки гаек, приваренных к корпусу вала руля | Заменить корпус. | 
| Деформация стопорных пластин кронштейна корпуса рулевой колонки | Заменить кронштейн. | 
| Ослабление болтов крепления кронштейна к корпусу рулевого вала | Подтянуть болты динамометрическим ключом. | 
| Ослабление блокирующих колодок в корпусе (в регулируемой рулевой колонке) | Заменить колодки. | 
| Ослабление осей шарниров (в регулируемой рулевой колонке) | Заменить оси шарниров и суппорт. | 
| Ослабление осей шарниров блокирующих колодок (в регулируемой рулевой колонке) | Заменить оси шарниров и корпус. | 
| Ослабление болтов крепления суппорта (в регулируемой рулевой колонке) | Подтянуть болты. | 
| Ослабление крепления корпуса (только для регулируемых колонок) | |
| Повышенный зазор между осями и отверстиями в суппорте или корпусе | Заменить оси и суппорт. | 
| Ослабление болтов крепления суппорта к корпусу | Подтянуть болты. | 
| Ослабление рулевого колеса в любом положении (только для регулируемых колонок) | |
| Повышенный зазор между осями и блокирующими колодками | Заменить колодки и оси. | 
| Рулевое колесо не запирается при любом наклоне (только для регулируемых колонок) | |
| Прихват колодок к оси | Заменить колодки и оси. | 
| На канавках колодок имеются задиры или загрязнение канавок | Очистить или заменить колодки. | 
| Поломка или потеря упругости пружин колодок | Заменить пружины. | 
| Шумы при изменении наклона рулевой колонки (только для регулируемых колонок) | |
| Износ верхнего буфера | Заменить буфер. | 
| Повышенное трение пружины в корпусе | Смазать графитовой смазкой. | 
| Большое усилие при смене наклона колонки (только для автоматических и регулируемых колонок) | |
| Нарушение положения колонки | Выставить колонку. | 
| Перекос нижнего подшипника | Разобрать и выставить подшипник. | 
| Отсутствие смазки в сальнике или нижнем подшипнике | Смазать. | 
| Ненормальная работа механизма смены наклона колонки (только для автоматических и регулируемых колонок) | |
| Срезаны шлицы трубчатого соединения | Заменить трубчатое соединение. | 
| Неотрегулирована тяга рычага смены наклона колонки | Отрегулировать. | 
| Ослабление нижнего рычага | Заменить трубчатое соединение. | 
Туго крутится руль с гидроусилителем
Диагностика и ремонт13 августа 2016
Гидроусилитель руля (ГУР) — составляющая часть автомобиля, назначение которого — оптимизировать управляемость транспортного средства и его эксплуатацию. От работоспособности гидроусилителя зависит комфортность, а главное — безопасность процесса вождения.
Нарушение нормальной работы гидроусилителя руля может быть спровоцировано следующими неисправностями:
- нарушение герметичности системы рулевого управления,
- повреждение шлангов,
- естественный износ деталей.
Все перечисленные факты ведут к тому, что необходим квалифицированный ремонт.

Поиск и устранение неисправностей ГУР
Возможные причины, по которым не работает гидроусилителя руля, и как их устранить, рассмотрим ниже.
Предварительно рекомендуем ознакомиться с основными принципами работы ГУР и узнать какую жидкость нужно в него заливать.
Обратные толчки на рулевом колесе (отдача)
Возможная причина — слабое натяжение приводного ремня насоса, либо этот ремень изношен. Устранение такой неисправности не займет значительного количества времени и средств, потому как необходимо заменить ремень, либо отрегулировать его натяжение.
Рулевое колесо прокручивается с усилием
Если туго крутится руль с гидроусилителем, то причин такой неисправности может быть несколько:
- слабое натяжение приводного ремня насоса (отрегулировать натяжение),
- низкий (критический) уровень жидкости в бачке ГУР (долить жидкость),
- засоренность фильтра бачка ГУР (заменить фильтр),
- низкое рабочее давление насоса на гидроусилителе (заменить или отремонтировать насос),
- воздух в ГУР (удалить скопившийся воздух и проверить герметичность).
Жидкость в ГУР необходимо доливать ту, которая была залита изначально. Для этого лучше хранить тару, в которой жидкость продавалась.

Вращение колеса требует усилия
Причина такой неисправности гидроусилителя руля одна — неисправность насоса. Устранение — проверить и произвести ремонт насоса, заменить его сальники.
Рулевое колесо в среднем положении крутится с большим усилием
Причины:
- неисправность насоса, устранить которую можно заменой детали, либо ее ремонтом,
- механическая неисправность — рекомендуется провести диагностику системы рулевого управления.
Вибрация
Возможные причины неисправности:
- механическое повреждение, опасное состояние шин (выявить дефектные шины, отремонтировать их или заменить на новые),
- попадание воздуха в гидравлическую систему (удалить воздух, предварительно установив причину его попадания).
Шум при работе
Причины неисправности:
- низкий уровень жидкости ГУР в бачке (устранить течь, проверить герметичность и долить жидкость),
- повреждение (износ) шлангов высокого и низкого давления (в таком случае проверяют шланги и заменяют вышедшие из строя),
- скопление жидкости через предохранительный клапан, сопровождается свистящим звуком при крайнем положении рулевого колеса (проверить работу насоса, в случае его отказа заменить).
Нечеткая работа рулевого управления
Причины:
- нарушение геометрии рулевого привода (необходимо проверить состояние шин),
- износ деталей рулевого управления (проверить визуально состояние деталей и узлов, устранить их неисправности),
- течь жидкости (проверить герметичность).
Как видно из перечисленных неисправностей, чаще всего гидроусилитель руля плохо работает из-за утечки жидкости, которая служит как смазочный материал. Автомобиль при этом начинает усиленно «гудеть», а при поворотах руля этот гул усиливается, поэтому при снижении уровня жидкости необходимо срочно искать место утечки, иначе насос выйдет из строя, а эта деталь — очень дорогое удовольствие.
Гидроусилитель руля, как говорилось выше, влияет на ходовую часть автомобиля, поэтому его исправная работа — залог удачной поездки. В случае подозрения на неправильную работу ГУР рекомендуется остановить движение и продолжить его после ремонта гидроусилителя.
Туго крутится руль. Почему туго поворачивается руль
Из данной статьи вы узнаете, почему туго крутится руль, как узнать причину данной неисправности и что делать в каждом из возможных случаев.
Автор статьи: mudriy_lev
Специализация: ремонт автогенераторов и сервоприводов в автомобиле.
Место работы: сервисный центр. Стаж: 2 года.
Образование: высшее — инженер-электромеханик, среднее специальное — слесарь механосборочных работ.
По ряду причин автовладелец может заметить, что руль стал туго крутиться. Из-за этого приходится прикладывать дополнительное усилие на баранку, и как результат — недополучение удовольствия от вождения автомобиля и серьезный удар по безопасности дорожного движения.
Пониженное давление в шинах


Любой автовладелец, который столкнулся с такой проблемой должен для начала проверить давление в шинах. Многие автозаправки предлагают данную услугу в том числе и бесплатно. Давление в шинах должно соответствовать заводскому. В случае, если оно ниже, увеличивается пятно контакта колеса с дорогой, что ведет к увеличению усилий на руле и чрезмерному износу покрышек. Часто бывает, что в результате приспущенных шин стал туго вращается руль даже с с гидроусилителем (ГУР).
Развал-схождение


Если автомобиль попал в ямку, ударился в бордюр, слишком быстро проехал лежачего полицейского, и после этого появились проблемы с управлением, то причина, почему туго поворачивается руль, кроется в развал-схождении автомобиля. В таком случае необходимо как можно скорей ехать на СТО и там регулировать положение колес относительно осей железного друга.
Низкий уровень масла


Если туго крутится руль, причина может быть в низком уровне жидкости в бачке гидроусилителя руля. Такая ситуация могла появится по трем причинам:
- Не было своевременно заменено масло.
- Постепенный износ элементов гидроусилителя руля.
- Повреждение какого-либо элемента гидроусилителя руля в дороге.
В случае если произошла первая ситуация, необходимо просто заменить жидкость на новую, заполнив бачок до максимальной отметки.
Если сложилась вторая ситуация, и обнаружено незначительное протекание жидкости, то необходимо долить жидкость и в ближайшее время произвести ревизию элементов системы.
В случае если вытекание масла значительно, так как гидросистема недавно получила серьезное повреждение, ехать с гидроусилителем нельзя. Большинство насосов гидроусилителей современных автомобилей получат серьезные задиры и разрушения, если продолжить их эксплуатацию без масла.
Для того чтобы продолжить движение на автомобиле необходимо произвести демонтаж приводного ремня насоса гидроусилителя руля либо вызвать эвакуатор.
На холодную и горячую разное поведение руля
В случае, если руль автомобиля ведет себя по разному при выезде из гаража и после продолжительного движения, то причина может скрываться в изменении характеристик элементов рулевого управления.
Вариантов поведения автомобиля два:
- На холодную руль легкий, после небольшого пробега он тяжелеет.
- На холодную руль крутится туго, но после прогрева все нормально.
В первом случае мы имеем ситуацию с линейным расширением материалов. В результате увеличения температуры некоторые элементы меняют свои размеры. Если допуски и посадки выбраны не оптимально, то возможно заедание некоторых элементов.
Для диагностики такой ситуации необходимо поддомкратить переднюю часть автомобиля (если он переднеприводный) и произвести повороты руля при его холодном и горячем состоянии. Места подклинивания обычно обнаруживаются визуальным осмотром.
При второй ситуации обычно причина, почему туго поворачивается руль с гидроусилителем, кроется в загустевании масла. Если такая ситуация происходит зимой, то нет особых поводов для беспокойства. Но если это мешает комфортному вождению, рекомендуется заменить жидкость в гидроусилителе на более качественную.
Круглогодично на холодную руль может туго вращаться по причине забивания фильтра. Некоторые модели гидроусилителей имеют встроенный фильтр в бачок гидросистемы. Он со временем забивается мусором. Разогретое масло может беспрепятственно проходить сквозь него, а вот на холодном автомобиле это вызывает проблемы.
Приводной ремень
Если руль в автомобиле стал туго вращаться не резко, а постепенно на протяжении месяца и более, то причина данной неприятности заключается в проскальзывании приводного ремня и как следствии не выполнении своих функций насосом гидроусилителя.
Для диагностики данной неисправности необходимо визуально осмотреть ремень на заглушенном и работающем автомобиле.
При осмотре на заглушенном автомобиле необходимо проконтролировать натяжение ремня, отсутствия на нем потеков масла, трещин, затертостей и неровностей. При работающем двигателе не должно быть свиста и проскальзывания со стороны приводного ремня насоса гидроусилителя (ГУР).
В случае, если износ ремня происходит слишком быстрыми темпами необходимо обратить внимание на состояние насоса. При снятом приводном ремне необходимо рукой повращать шкив. Вращение должно быть легким и плавным без заеданий.
Поломка насоса


Наиболее печальной для владельца является ситуация, когда туго вращается руль с ГУР, и виновником этого обнаруживается сломанный насос гидроусилителя. Обнаружить поломку насоса можно по издаваемому им при работе характерному звуку. Также, в наиболее запущенных случаях, заглянув в бачок с жидкостью, можно обнаружить отсутствие ее циркуляции.